Город Каргополь: история и достопримечательности. Справка

По площади Архангельская область сопоставима с такими странами как Испания или Франция. Однако городов в ней — раз-два и обчелся. Зато большинство из них имеют богатую историю. К таковым относится Каргополь, который является ровесником Москвы. Город небольшой, с населением в 10 тысяч человек. Но поток туристов туда не иссякает. И на это есть причины.

Герб Каргополя

История

Первое упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. В Никоновской летописи есть упоминание, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамена великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве.

Соборная площадь

Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного.

Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века. Берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV века появились монастыри.

По-видимому, первоначально каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, а в дальнейшем перешло под власть Новгорода

С подчинением Новгородской земли в 1478 году Московскому княжеству земли по реке Онеге до Белого моря составили Каргопольский уезд под управлением московского наместника.

В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возведен новый острог, застроен посад. В 1506 году великий князь Иван III передал Каргополь своему сыну Василию по завещанию. В 1539 году город получил губную грамоту, представившую ему широкие права на местное самоуправление.

В 1538 году в Каргополь была сослана сестра фаворита Елены Глинской боярина Телепнева-Овчины Аграфена.

В 1565 году Иван IV Грозный объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Когда Каргополь был отнесён к опричнине, в нём было 476 дворов тяглых людей.

Никольская (Новая торговая) площадь

В 1612 году Каргополь отбил приступы «польских и литовских людей и русских воров», а в 1614 году выдержал продолжительную осаду казаков.

Правление Петра I

В 1703 году Каргополь причислен к Олонецкой верфи, в 1708 — к Ингерманландской губернии.

В 1727 году была выделена отдельная Новгородская губерния. В её составе Каргопольский дистрикт стал уездом в Белозерской провинции.

Правление Екатерины II

В 1776 году по указу Екатерины II, Каргопольский уезд вошёл в Олонецкую провинцию Новгородского наместничества.

В 1784 году в ходе административных реформ эпохи Екатерины II из состава Петербургской губернии было выделено Олонецкое наместничество, в которое вошли 8 уездов, в том числе Каргопольский.

В недолгое правление Павла I (1796—1801) Олонецкое наместничество было упразднено, а Каргопольский уезд возвращён в состав Новгородской губернии.

С 1801 года Каргополь состоит уездным городом Олонецкой губернии.

Город на рубеже XIX—XX веков

Имелась земская больница на 45 кроватей, богадельня для 30 человек и детский приют с ремесленным классом, для обучения мальчиков переплётному и столярному ремёслам.


Воскресенская церковь

Сфера образования была представлена духовным мужским училищем (основано в 1809 г.) с 51 учеником, городским 3-х классным училищем с 100 учениками, женским приходским училищем с 73 ученицами.

Домов каменных было 11, деревянных — 331, магазинов для склада товаров — 7, лавок — 37; 1 винокуренный завод, 1 водочный, 1 пивоваренный и 3 скорняжных. Производство их достигало суммы 62000 руб.

Купеческих свидетельств 2 гильдии выдано было 30, на мелочной торг — 14, промысловых — 16. Имелись Общественный банк, еженедельные базары и 2 ярмарки, клуб, общество улучшения народного труда в память царя-освободителя Александра II, на средства которого открыт при городском училище класс ручного труда, благотворительное общество и святодуховское приходское попечительство.

Главная отрасль промышленности — выделка беличьих мехов, которые сбывались на Нижегородской ярмарке, постепенно падала. В 70-х годах XIX века выделывалось белки до 2 миллионов штук, к концу XIX века — не более 150000.

На берегах Онеги

Каргополь находится на юго-западе Архангельской области. Из всех городов региона он ближе всех к «большой земле». Тем не менее, Каргопольский район приравнен к районам Крайнего Севера. Город раскинулся на левом берегу реки Онега, неподалеку от озера Лача. Железная дорога обошла его стороной. Ближайшая станция Няндома находится в 80 километрах.

Через город проходит автомобильная дорога, связывающая его с Архангельском. Расстояние до региональной столицы – 493 километра, до Москвы – 830 километров, до Санкт-Петербурга – 640 километров. Наличие автодороги существенно повышает транспортную доступность Каргополя.

Река Онега

Территория района представляет собой слегка всхолмленную равнину. Гор здесь не найдешь. В своем время над ландшафтом изрядно поработал ледник, который все проутюжил и сгладил. А когда ушел, оставил после себя небольшие впадины. Они заполнились водой и превратились в озера. Часть водоемов со временем стали болотами. Недра западной части района сложены известняками и мергелями, поэтому в этих местах встречаются карстовые пустоты и воронки.

Онега является главной рекой района и украшением Каргополя. В черте города ее ширина достигает 300 метров. В центральном течении на южной окраине города имеется большой остров. На северо-восточной окраине в Онегу впадает река Шоршма. Глубина Онеги колеблется от двух до четырех метров. Скорость потока небольшая – за секунду он переносит 74 кубометра воды. Лед на реке появляется в конце октября, а исчезает в середине апреля.

В шести километрах южнее Каргополя раскинулось озеро Лача, в котором берет начало Онега. Этот участок реки судоходен. Сюда любят наведываться любители сплавов. Берега реки, как правило, высокие, поросшие лесом. Озеро Лача очень богато рыбой. На него приходится 30% всей озерной рыбы, которую вылавливают в Архангельской области. Главной промысловой рыбой считается лещ. Длина озера – 33 километра, ширина – 14 километров, средняя глубина – 1,6 метра.

Озеро Лача очень богато рыбой

Местный климат нельзя назвать райским. А иначе как бы район попал в перечень территорий Крайнего Севера. В советские времена за суровость климата местным жителям платили надбавку к зарплате. Влажность воздуха достигает 80%. Это связано с близостью Белого моря. Зима длинная. Средняя температура составляет минус 12 градусов. Однако случаются морозы до минус 43 градусов. Лето короткое прохладное. Средняя температура июля – плюс 17 градусов. Больше всего осадков выпадает в июле и августе.

Советская Россия

В январе 1918 года в Каргополе возникла организация РСДРП(б). Была установлена советская власть.


Памятник Ленину

30 апреля 1919 года Каргопольский уезд был переведён из Олонецкой губернии в состав Вологодской губернии.

Из земсводки информотдела ГПУ № 49 (217) за 11 мая 1923 г.:

«Вологодская губ. (Госинфсводка № 1147, 4 мая). Отношение крестьян Каргопольского уезда к соввласти и РКП враждебно вследствие развивающегося голода. Многие крестьяне этого уезда, ввиду недостатка хлеба, примешивают к муке различные суррогаты. Голод и взыскания налогов вынуждают многих крестьян Каргопольского уезда бросать свои хозяйства и уезжать в город на заработки. Крестьяне Каргополя запуганы описями и другими репрессивными мерами. Острое недовольство среди крестьян вызывается распределением 1 тысячи пудов оставшегося хлеба между сотрудниками губпродкома в виде премии при ликвидации такового, в то время как крестьяне, приехавшие в город из дальних мест, не могли себе выпросить у предисполкома несколько пудов хлеба для засева полей».

В 1937—1940 годы в Каргополе находилось управление Каргопольлага, заключённые которого занимались лесозаготовками.

В 1940-е годы к западу от города построен аэропорт.

В 1963—1965 годах Каргополь был центром Каргопольского сельского района.

Природные чудеса

В окрестностях Каргополя на одной из дорог можно увидеть необычный деревянный указатель в виде арфы с надписью «Беломоро-Балтийский водораздел». Дорога идет по гряде высотой около 10 метров. Она является естественным образованием и отделяет два озера — Масельгское и Вильно. Все реки с западной стороны гряды впадают в Балтийское море, с восточной – в Белое море.

А возле деревни Морщихинская, что на берегу живописного Лекшмозера, можно увидеть таинственный артефакт под названием «Николин камень». Его странность в том, что на плоской поверхности гигантского валуна находится углубление, в котором всегда есть вода даже в самое засушливое время года. Считается, что если промыть этой водой глаза, зрение станет острее. К камню никогда не зарастает народная тропа.

Так встречают гостей

Природной достопримечательностью считается исчезающая река Халуй. Представьте себе водный поток, который внезапно исчезает и появляется из-под земли только через полтора километра. Согласно легенде, загадочное явление образовалось по велению святого Александра Ошевенского. Он хотел в этом месте основать обитель, но местные жители прогнали его. Утверждают, что в ответ Александр сказал: «Будете жить у воды, но без воды».

Экономика

  • Молочный комбинат
  • Хлебозавод
  • Лесхозы: ЗАО «Лес», ОАО «Каргопольлес»

Перспективы развития

Имеются тенденции преимущественно негативной динамики экономического развития. Это связано с большим удалением от Архангельска, невысокой транспортной освоенностью территории и неконкурентоспособностью продукции предприятий.

Экономика города могла бы развиваться за счет развития лесного хозяйства или деревообрабатывающей промышленности, но из-за плохого развития транспортной инфраструктуры и удаленности от экспортных портов и рынков сбыта шансы для дальнейшего развития невелики.

Богатейшие туристические возможности региона (средневековая архитектура города, деревянное зодчество, Кенозерский национальный парк) почти не используются.

Население

На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 922-м месте из 1115 городов Российской Федерации.

В 1858 году в Каргополе проживало 1065 мужчин и 1003 женщины, всего население города составляло 2068 человек. На рубеже XIX — XX веков жителей в городе было 2712; из них дворян потомственных — 130, личных — 209, духовного звания — 110, почётных граждан — 33, купцов — 74, мещан — 1570, крестьян — 370, военных служащих — 113, отставных — 31, запасных нижних чинов — 48, иностранцев — 1(немец Варнер), разночинцев — 11. Православных было 2689, католиков — 14, лютеран — 9. Церквей православных было 17 (в том числе 15 каменных), часовен 3.

Местный говор

Местный говор относится к группе лачских говоров северного наречия. Интересно, что несмотря на близость Вологодской области, здесь уже никто не окает. В говоре местных жителей (как и в говоре коренных петербуржцев) различаются формы дательного и творительного падежей множественного числа существительных и прилагательных, а предударное о произносится как узкое «а».

Достопримечательности Каргополя

  • Ансамбль Соборной площади: Христорождественский собор (1552—1562) — Объект культурного наследия РФ № 2910038002 памятник архитектуры (федеральный)
  • Колокольня на Соборной площади (1765—1778) — Объект культурного наследия РФ № 2910038001 памятник архитектуры (федеральный)
  • Введенская церковь (1802—1810) — сейчас Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей Объект культурного наследия РФ № 2910038003 памятник архитектуры (федеральный)
  • Церковь Иоанна Предтечи (1740—1751) — Объект культурного наследия РФ № 2910038004 памятник архитектуры (федеральный)
  • Ансамбль Красноармейской площади:
      Благовещенская церковь (1682—1692) — Объект культурного наследия РФ № 2910037001 памятник архитектуры (федеральный)
  • Никольская церковь (1741) — Объект культурного наследия РФ № 2910037002 памятник архитектуры (федеральный)
  • Церковь Рождества Богородицы (1678—1682) — Объект культурного наследия РФ № 2910037003 памятник архитектуры (федеральный)
  • Валушки, кольцо земляных валов оставшихся от давно сгоревшего острога — Объект культурного наследия РФ № 2910036000 памятник архитектуры (региональный)
  • Воскресенская церковь (конец XVII века) — Объект культурного наследия РФ № 2900000780 памятник архитектуры (региональный)
  • Церковь Сошествия Святого Духа (вторая половина XVIII века) — Объект культурного наследия РФ № 2900000779 памятник архитектуры (региональный)
  • Троицкая церковь (1790—1878) — Объект культурного наследия РФ № 2910040000 памятник архитектуры (федеральный)
  • Церковь Зосимы и Савватия на Горке (1814—1819) — сейчас Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей Объект культурного наследия РФ № 2900040000 памятник архитектуры (региональный)
  • Дом Вешнякова (конец XVII — начало XVIII века) — купеческий особняк — Объект культурного наследия РФ № 22900000445 памятник архитектуры (региональный)
  • Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей(1919)
  • Дом-музей семьи Шевелевых и глиняной игрушки — Объект культурного наследия РФ № 2900000128 памятник архитектуры (региональный)
  • Дом-музей Николая Федоровича Аннина — большое этнографическое собрание
  • Стоянка «Кубенино» (II—I века до н. э.), 4 км восточнее Каргополя, на восточном берегу реки Онеги — Объект культурного наследия РФ № 2910041000
  • Как добраться

    Добраться до Каргополя можно на автомобиле, автобусе и поезде. Из Москвы и Вологды на машине следует ехать до Вельска по федеральной трассе M8, а затем по дороге Р2 через Долматово и Няндому. Из Архангельска ведет трасса M8, потом следует свернуть на дорогу Р1 и ехать через Брин и Плесецк. Из Санкт-Петербурга есть два пути – через Вологду и Пудож.

    Междугородное автобусное сообщение связывает Каргополь с Архангельском, Северодвинском и Няндомой. Поскольку железная дорога проходит в 80 километрах от города, билет на поезд следует покупать до станции Няндома. Через нее идут поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Котласа и Архангельска.

    Достопримечательности окрестностей Каргополя

    К западу от города

    • Церковь Сретения Господня и архангела Михаила в селе Красная Ляга (1655 год). Деревянная церковь, в дощатой обшивке XIX века, не подвергалась реставрации. Старейший памятник архитектуры Каргопольщины. Деревня к нашему времени исчезла, церковь стоит в небольшой роще среди полей.(61°35′56″ с. ш. 38°39′39″ в. д. / 61.59889° с. ш. 38.66083° в. д. (G) (O)). Панорама церкви.
    • Деревянный храмовый комплекс в селе Лядины (Гавриловская) (61°33′38″ с. ш. 38°19′20″ в. д. / 61.56056° с. ш. 38.32222° в. д. (G) (O)). Фотографии комплекса. Пятиглавая Богоявленская (Георгиевская) церковь (1793 год), единственное сохранившееся сооружение комплекса. В 2010 году была частично разобрана для реставрации, по состоянию на июнь 2015 года отреставрирована, обшита тесом и окрашена.
    • Покровско-Власьевская шатровая церковь (1743 год, сгорела в мае 2013 года).
    • Шатровая колокольня (XVIII век, сгорела в мае 2013 года).

    К северу от города

    • Деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с отдельностоящей колокольней в селе Саунино (Кипрово) (1665 год). (61°33′09″ с. ш. 38°55′43″ в. д. / 61.55250° с. ш. 38.92861° в. д. (G) (O)). Фотографии церкви.
    • Храмовый комплекс в селе Архангело (Шелоховская). Деревянная пятиглавая кубоватая церковь Архангела Михаила (1715 год) и деревянная однокупольная Сретенская церковь (1803 год). Каменная колокольня утрачена. (61°54′38″ с. ш. 39°06′18″ в. д. / 61.91056° с. ш. 39.10500° в. д. (G) (O)). Панорама комплекса.
    • Архитектурные памятники села Ошевенское: Александро-Ошевенский монастырь. Комплекс каменных зданий: собор Успения Богородицы (1707 год), надвратная церковь Николая Чудотворца (1834 год), монастырские корпуса, остатки ограды. (61°51′31″ с. ш. 38°46′50″ в. д. / 61.85861° с. ш. 38.78056° в. д. (G) (O)). Фотографии монастыря. Панорама монастыря.
    • Деревянная шатровая Богоявленская церковь с отдельностоящей колокольней в селе Погост (1787 год). (61°51′52″ с. ш. 38°46′41″ в. д. / 61.86444° с. ш. 38.77806° в. д. (G) (O)). Фотографии церкви.
    • Деревянная Георгиевская часовня в деревне Низ (19 век). (61°52′52″ с. ш. 38°45′21″ в. д. / 61.88111° с. ш. 38.75583° в. д. (G) (O)). Фотографии часовни.

    К востоку от города

    • Храмовый комплекс в деревне Большая Шалга (пос. Казаково). Деревянная шатровая церковь Рождества Христова (1745 год) и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1857 год). (61°30′17″ с. ш. 39°07′01″ в. д. / 61.50472° с. ш. 39.11694° в. д. (G) (O)). Панорама комплекса.

    Название

    Название города представляет собой полукальку — характерное для топонимики Русского Севера явление, когда субстратное прибалтийско-финское название переводится на русский язык наполовину. Вторая часть слова Каргополь

    является переведённым приб.-ф.
    pelda
    «поле». Относительно первой части названия существует несколько версий:

    • Карго
      — в северных диалектах «ворона», следовательно,
      карго поле
      — «воронье поле»;
    • От карельского Karhupeldo
      «медвежья сторона».

    Народное искусство Каргополья

    Со второй половины XIX века на каргопольскую землю часто стали приезжать исследователи. Памятники архитектуры обмеряют, рисуют, фотографируют Ф. Ф. Горностаев и В. В. Суслов, И. Я. Билибин и И. Э. Грабарь. Сказителей и песенников записывают П. Н. Рыбников, А. Д. Григорьев, В. Ф. Миллер, Н. С. Тихонравов и А. Ф. Гильфердинг.

    Собирание произведений народного искусства и фольклора ведут и местные энтузиасты. Богатую коллекцию, заложившую основу Краеведческого музея, собрал К. Г. Колпаков. Многие тысячи сказок, пословиц, заговоров, песен, частушек сохранили для потомков Е. А. Орлова и М. В. Хвалынская.

    В 2007 году была открыта Библиотека Русского Севера в Каргополе. В основе её личная библиотека Г. П. Гунькина, переданная в дар музею вдовой писателя.

    Каргополь известен народным художественным промыслом — каргопольской глиняной игрушкой и многими другими видами народного искусства: древнерусской живописью и скульптурой, резьбой и росписью по дереву, кубовой набойкой (крашением ткани), узорным ткачеством и вышивкой.

    Музейный дворик

    У каргопольского историко-архитектурного музея интересная история. На его воротах написано: «Музейный дворик». Он был образован в 1919 году. Основой экспозиции послужила коллекция мещанина Капитона Колпакова. Сейчас это визитная карточка города. В его состав входят не только старинные вещи и документы, но и целые здания – всего 11 построек в городе и окрестных деревнях. Во дворе музея организуют интерактивные программы. Каждый год проходит фестиваль «Хрустальные звоны».

    Макет соляной варницы

    В музее «Лядинские узоры» будто попадаешь в старый деревенский дом. Старинная одежда, кухонная утварь, бытовые вещи – все любовно собрано по каргопольским деревням. В музее можно узнать о том, как в старину обрабатывали лен, ткали, шили одежду. В экспозиции представлены образцы лоскутного шитья и вышивка. Для желающих организуют мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, нитяной мозаике и плетению кушаков.

    Каргополь находится на севере, где зимой без лыж и ни туда, и ни сюда. Без музея лыж здесь никак. Он расположен на улице с совсем не зимним названием — «Сиреневая». В экспозиции представлены лыжи всех времен – от простых изделий XIX века до современных «роликов». Еще есть хоккейная форма, клюшки, спортивные награды. Зимой на улице заливают каток, а коньки можно взять напрокат прямо в музее.

    Каргопольская кукла-оберег

    С детьми обязательно стоит посетить сказочный эко-парк «Медвежий край». Он находится на берегу озера Лаче. Гостей встречает скульптура медведя с балалайкой. Забавные фигуры расставлены по всей территории парка. В самом центре находится избушка, в которой проживает целая семья медведей. В парке работает выставка чучел птиц и животных, сувенирный магазин и мастерская по изготовлению резных наличников. Зимой парк украшают многочисленные ледяные скульптуры.

    Известные люди, связаные с Каргополем

    • Баранов, Александр Андреевич — русский купец, основатель торговых факторий в Русской Америке, родился в Каргополе
    • Гунькин, Генрих Павлович — писатель, автор книг о Каргопольском крае
    • Гильфердинг, Александр Фёдорович — русский славяновед, фольклорист, умер в Каргополе.

    Поделиться ссылкой:

    • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
    • Послать это другу (Открывается в новом окне)
    • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

    Интересные факты

    Отдельного упоминания заслуживает каргопольский купец Александр Андреевич Баранов. Этот известный промышленник в 1790 году занял пост первого правителя Русской Америки по предложению Г. Шелихова, одного из организаторов Северо-Восточной (впоследствии Российско-Американской) компании. Взяв на службу молодого мещанина из Тотьмы Ивана Александровича Кускова, Баранов отправился на Аляску и в 1796 году на острове Ситха основал официальную столицу русских владений — Ново-Архангельск, где и обосновался на постоянное место жительства.
    Туры в Каргополь

    Герб

    Высочайшей императрицей Екатериной II герб был утверждён 16 августа 1781 года.

    «В голубом поле лежащий в огне на дровах баран натурального цвета»..

    Описание герба: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червлёным (красным) с золотой тонкой каймой пламенем». По одной из версий, изображение барана в огне символизирует связь с языческим обрядом жертвоприношения барана, что было широко распространено на Русском Севере. В некоторых приходах Каргопольского уезда существовало «баранье воскресенье», во время которого крестьяне закалывали барана и приносили в жертву Илье-пророку. Возможно, этот ритуал и был положен в основу герба 1781 года. По другой версии:

    Одним из русских полков был Каргопольский, для которого была избрана эмблема жертвенного агнца — общеизвестный христианский символ. Очевидно, со знамени Каргопольского полка баран (агнец) и перекочевал в герб города.

    Современный вариант герба утверждён 30 июня 2004 года (Номер в Геральдическом регистре РФ: 1511). Авторы нового герба: Константин Моченов, Галина Туник и Юрий Коржик.

    Власть и политика

    В городе находится как администрация Каргопольского городского поселения, так и администрация Каргопольского муниципального района.

    Местное самоуправление

    Формирование и деятельность органов местного самоуправления устанавливает устав Каргопольского городского поселения.

    • Совет Каргопольского городского поселения.
    • Глава городского поселения Бубенщикова Наталья Владимировна.
    • Администрация Каргопольское городского поселения.

    День сегодняшний

    Дороги, транспорт

    Основной и единственно надежный способ добраться до Каргополя — поездом до станции Няндома железной дороги Вологда — Архангельск (прямое сообщение с Москвой и Петербургом) и далее автобусом до Каргополя (4 рейса в день, 78 км).

    Каргополь, как уже отмечалось в разделе посвященном истории города, расположен на пересечении большого числа дорог. В хорошем состоянии, впрочем, находится лишь одна из них — на ближайшую железнодорожную станцию Няндома. «Ближайшая» сказано сильно — до нее добрых 80 км. Существует легенда, гласящая, что купцы города Каргополя специально попросили не проводить через их город «бесовскую» железную дорогу. Мотивация этих купцов ясна не вполне — вряд ли они заботились об экологии. Да и, по правде говоря, выглядит эта история очень надуманно, поскольку в начале 20-го века (когда строилась железка) Каргополь был «медвежьим углом» и никаких таких особенных «купцов» в нем уже давно не водилось. Возможно, дело обстояло так: правление железной дороги предложило этим самым купцам дать крупную взятку, чтобы сделать крюк на Каргополь, денег же, разумеется, не нашлось и железка была проложена от Вологды до Архангельска практически по прямой.

    Граница Карелии и Архангельской области. Река Хабаньзя. Федеральная автодорога Р2 образца августа 1999 года. Фото А.Тилипмана.

    Да, так вот, шоссе Няндома — Каргополь, будучи частью федеральной автодороги Р2, находится, по меркам Архангельской области, в отличном состоянии. Продолжение ее из Каргополя на Пудож было до недавнего времени (ноябрь 1999 года) проходимо на границе с Карелией лишь зимой, когда дорога замерзала. Вот как выглядела трасса в месте ее пересечения с упомянутой выше границей в самое сухое время лета (см. фото).

    Другая важная дорога (Р1) идет из Каргополя на юг в Вытегру и далее на Питер. Ее состояние гораздо лучше — в сухое лето она вполне проходима легковыми автомобилями. Проблемный участок, как того и следует ожидать, на границе с Вологодской областью. Продолжение этой дороги из Каргополя на север ведет в Плесецк и далее на Архангельск. Состояние приемлемое, мосты существуют и функционируют.

    Локальные дороги ведут на Ошевенск, Ноколу и Волошку. Мост через реку Онегу один. Вокруг левобережной части города выстроена гигантская объездная дорога. Соответственно, транзитных потоков транспорта через город нет. Впрочем, в окрестностях Каргополя нет вообще никаких потоков никакого транспорта. К счастью, несмотря на постройку новой трассы Пудож — Каргополь, единственной дороги связывающей Карелию с Архангельской областью, ситуация пока коренным образом не изменилась. Впрочем, неугомонные строители не собираются останавливаться на достигнутом — в будущем эта автодорога должна стать частью некой трансевропейской трассы, начинающейся где-то в Финляндии и кончающейся в райцентре Вологодской области под названием Нюксеница (это не шутка). В перспективе этот автобан дотянут до Кирова. Отсчет пошел уже давно — до открытия трассы осталось менее 3 лет.

    Городская автостанция (тел. 2-13-18) расположена в северной части города метрах в 50 от Троицкой церкви, чей огромный купол, имеющий форму полусферы, служит превосходным ориентиром. До станции Няндома ходят 4 автобуса в день, подгаданные к основным поездам на Москву и Архангельск. Прочие автобусные маршруты крайне нерегулярны, по многим из них сообщение осуществляется 3-4 дня в неделю. У автостанции постоянно дежурят таксисты, готовые везти куда угодно и когда угодно. При появлении любого незнакомого человека, перемещающегося пешим образом, они выскакивают из засад, предлагая наперебой свои услуги. При отказе обижаются, но надежды не оставляют.

    К западу от города расположен вполне полноценный аэропорт (тел. 2-11-61), но пассажирские перевозки уже давно не производятся. Характерно, что еще в 80-е годы 20-го века из Каргополя было 4(!) еженедельных рейса АН-2 в Архангельск, 1 рейс в неделю в Ленинград, локальные рейсы в Пудож и Вельск. От былого величия остался лишь пожарный кукурузник. Пару раз в год прилетает вертолет с туристами из Петрозаводска.

    Городская пристань также не функционирует и наглухо закрыта. Ранее от нее ходил пассажирский теплоход по озеру Лаче до Ноколы и далее вверх по реке Свидь. Теперь же там обретается вечно пьяный дед, промышляющий рыболовством. Куда подевался теплоход решительно непонятно — уйти вниз по Онеге к морю невозможно по причине порогов. По этой же причине непонятно как этот теплоход там сначала зародился.

    Местные жители

    Население довольно приветливо, однако не настолько симпатично как во многих других малых городах Севера. Вероятно, сказывается близость большого количества лагерей и «свободных поселений» по соседству. Соответственно, некоторые физиономии могут произвести неизгладимое впечатление на неподготовленного человека. Временами попадаются и пьяные, но все же на улице никто не пристает. Работники сферы обслуживания зачастую пытаются обсчитать; будучи пойманными густо краснеют. Интересно, что несмотря на близость Вологодской области, здесь уже никто не окает. Лишь изредка встречается некогда характерная для этих мест особенность произношения, когда вместо звука «ч» употребляется «ц» — например, «цасовенка».

    Из всех 11 церквей действует лишь одна (тел. 2-19-36), да и та от народа не ломится. Стоит упомянуть, что каждый день ровно в 12 часов в любую погоду симпатичный молодой человек по имени Олег Пантелеев, преподаватель музыкальной школы по классу гитары, поднимается на городскую колокольню и оглашает округу мелодичным звоном 10 колоколов. В целом, количество приятных личных контактов в Каргополе заметно больше, чем неприятных. Мало в каком еще городе, заместитель начальника городского УВД, майор милиции, увлекается плетением бересты.

    Жизнь города

    Фото В.Никитина.

    В смысле цен на продукты питания жизнь в Каргополе за последние несколько лет определенно стала легче. Сельское хозяйство постепенно выходит из упадка постигшего его в середине 90-х годов 20-го века. Цены на многие продукты сравнялись с московскими или даже стали меньше их. Если в 99-м году хлеб в Каргополе стоил раза в полтора больше чем в Москве, то сейчас ситуация прямо обратная. Что особенно приятно отметить, качество совсем не страдает и даже наоборот. Вновь заработал молокозавод. Молоко его производства достойно самых теплых слов. Сметану, впрочем, лучше покупать Вельского изготовления. Последняя не уступает лучшим Вологодским образцам.

    Бензиновые кризисы в последнее время город не постигают, что опять-таки положительно влияет на жизнь. В городе, на объездной, появилась первая современная бензоколонка. Пусть это произошло лишь в третьем тысячелетии, но это все же произошло. Конечно, в соседней Вологодской области жизнь существенно дешевле, но по сравнению с тем, как обстояли дела еще недавно, прогресс налицо.

    Есть, впрочем, в этом и свои отрицательные стороны. Так, на многих торговых точках появились свежие аляповатые вывески, являющие собой разительный контраст окружающей действительности и значительно уступающие в художественном отношении вывескам старым. Более всего от бездарной рекламы пострадал очаровательный особнячок на северной стороне Новой торговой площади.

    Магазинов за последние пару лет в городе появилось великое множество. Порой может показаться, что торговых площадей в Каргополе больше чем жилых. Особого внимания требуют их входные двери. С целью сокращения времени их захлопывания применяются пружины такой большой жесткости какой только удается отыскать. Понятно, что климат суров, а уголь дорог. Понятно также, что хорошо развитая мускулатура рук и проворность ног еще никому не вредила.

    По сравнению с поражающим воображение количеством магазинов и магазинчиков общепит выглядит более чем бледно. Есть довольно скромная закусочная со скромным выбором блюд и такими же скромными ценами, оснащенная, однако, микроволновой печью. Внимания заслуживают всякие разные пирожки, ценность которых от наличия микроволновки заметно возрастает. Также неплох борщ и, апофеоз расточительства, духовое мясо в горшочке за 20 рублей. Работает закусочная с 9 до 22, а в выходные аж до полуночи. Тот же самый ассортимент по тем же самым ценам, но в гораздо более пафосной обстановке доступен на втором этаже того же здания. Но — только несколько часов днем, да еще в ночь на выходные. Еще одна закусочная появилась в здании гостиницы «Каргополочка». Раньше там была полноценная столовая, теперь она на перманентном ремонте, закусочная же критики не выдерживает никакой.

    Что касается проживания, то и здесь выбор невелик. Можно остановиться в упомянутой выше гостинице, гордо именующей себя «Бизнес-Лаче», расположенная в северо-западной части города на отшибе. Жить в ней гораздо дешевле, однако водопровода и канализации она лишена в принципе. Это не является проблемой несовместимой с жизнью, однако может потребовать некоторого времени на выработку определенных навыков. Зато руководство турбазы безусловно заслуживает хороших слов за теплоту приема как в переносном, так и в прямом смыслах. Если вы приедете зимой, вам обязательно натопят печку.

    Внутри дырявых куполов гнездятся вороны. Фото А.Тилипмана. (август 1999 г.)

    Любопытно устройство городской прачечной или, если позволите так выразиться, «постирочной». Как водится, в большей части города отсутствует водопровод. По некоторым причинам эстетического свойства отсутствие этого блага цивилизации не устраняет необходимости в стирке. Обычно в подобных случаях, белье стирается в ближайшем доступном водоеме, для чего зимой прорубается особая полынья, как, например, в Кириллове. В Каргополе же горожанам в высшей степени повезло — они избавлены от необходимости рубить лед даже в самые сильные морозы! И вот почему.

    Из совершенно плоского и ровного берега реки Онеги, на расстоянии 10-20 метров от собственно реки, бьет серия очень мощных ключей со значительной глубины. Причины этого явления подробно рассмотрены в статье про Каргопольскую Сушь, нам же сейчас важно лишь то, что ключи эти чрезвычайно чисты и, к тому же, не замерзают даже в самые суровые морозы, которые здесь не редкость. Над частью из этих ключей сооружен крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами — чтобы не отправиться вслед за бельем. Постирочная расположена по соседству с пристанью и Новой торговой площадью. Перед входом — щит с надписью «Автомобили не мыть!»

    В городе 3 средних школы, плюс одна спортивная и одна школа искусств.

    Узнать о погоде в Каргополе можно на метеостанции по телефону 2-12-26.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]