Балтийск необычный город — с трех сторон он окружен водой и является самым западным городом России. Главные достопримечательности Балтийска — это в первую очередь Балтийское море, Балтийская коса, набережная и цитадель Пиллау. Здесь находится крупнейшая база ВМФ — Балтийская военно-морская база Балтийского флота, поэтому можно увидеть множество военных действующих кораблей.
Куда сходить и что посмотреть в Балтийске, описание, фото и адреса самых красивых и интересных мест.
Несколько фактов о Балтийске
- До 1946 года Балтийск был немецким, как и вся Калининградская область, и назывался Пиллау.
- Дата основания Пиллау — 1626 год.
- До 1986 года город был закрытым, вход осуществлялся по пропускам.
- Балтийск город небольшой — население составляет 33 тыс. человек.
- Город разделен Балтийским проливом, соединяющим Калининградский залив с Гданьским заливом и акваторией Балтийского моря.
- Ежегодно в городе проходит парад кораблей Балтийского флота.
- От Калининграда до Балтийска около 43 км.
Немного истории
Первые упоминания о населенном пункте под названием Пиллау относятся к 14 веку. Название происходит от прусского слова «пилис» — крепость.
Порт Пиллау
С XVI по XX век город поочередно находился в руках Швеции, Речи Посполитой и Пруссии. Город постоянно развивался благодаря своему географическому положению. Он был промежуточным портом на пути из Кенигсберга в Атлантический океан. Будучи хорошо укрепленной крепостью, Пиллау служил надежной защитой для проходящих судов.
Во время Великой Отечественной войны в Пиллау шли ожесточенные бои. Именно отсюда морем в панике эвакуировалось гражданское население всей Восточной Пруссии с 13 января по 25 апреля 1945 года — операция «Ганнибал».
Советская армия столкнулась в Пиллау с яростным сопротивлением немцев, это был последний опорный пункт Восточной Пруссии. 25 апреля 1945 года под натиском наступающей Красной армии город пал. После войны территория Пиллау перешла к СССР.
Историческая справка
Впервые населенный пункт Пиллау упоминается в XIV веке. Такое название имеет прусские корни, означает крепость в переводе слова «пилис». Начиная с XVI века город многократно переходил под власть Речи Посполитой, Швеции, Пруссии. Из-за географических особенностей происходило его постоянное и активное развитие.
Дело в том, что старое Пиллау представляло собой промежуточный порт по дороге от Кенигсберга к Атлантике. Он выступал защитной, иногда оборонительной крепостью, защищая от недоброжелателей проходящие корабли.
С наступлением Великой Отечественной войны Балтийск пережил трудные времена, когда велись ожесточенные схватки между войсками. С его территории по морю осуществлялась эвакуация гражданского прусского населения. Эта операция под названием «Ганнибал» проходила в начале 1945 года.
Подойдя к Пиллау, советская армия столкнулась с яростным сопротивлением враждующих войск, что неудивительно, ведь город был для Пруссии последним из возможных опорных пунктов. Падение обороны населенного пункта от действий Красной армии произошло 25 апреля. С наступлением мирного времени обозначенная территория перешла под власть СССР.
Достопримечательности Балтийска
Вид на балтийскую набережную с Западного форта
Главные достопримечательности Балтийска — это крепость Пиллау и набережная. Именно на пешеходной набережной, которая называется Морской бульвар, можно увидеть Балтийскую косу, отделенную от города проливом. А также посмотреть маяк и памятники Петру I, жене моряка и российской императрице Елизавете. Крайняя точка набережной — Северный мол, другая точка — пирс и паромная станция на Балтийскую косу.
Здесь же, рядом с крепостью Пиллау, находится Спортивно-оздоровительный комплекс ЦСКА (бывший «Прибой»), в котором есть аквапарк, боулинг, бильярд, кафе и смотровая площадка на крыше с панорамным видом на море. Спорткомплекс был построен в 2008 году.
Цитадель Пиллау
Цитадель Пиллау
Стоимость входного билета: 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 50 руб., дошкольники — бесплатно. Стоимость экскурсии (1 час): 200 руб., входной билет обязателен, дошкольники — бесплатно. Билеты приобретаются в музее Балтийского флота.
Главной достопримечательностью Балтийска является цитадель Пиллау. Она построена в форме пятиугольника, каждая сторона которого равна 80 метрам. На карте отчетливо видна форма крепости в виде пятиугольной звезды. Каждый угол звезды — бастион с собственным названием: Кёниг (Король), Кёнигин (Королева), Кронпринц (Наследный принц), Альбрехт и Пруссия.
Цитадель окружена рвом с водой и находится на берегу пролива, разделяющего Балтийск и Балтийскую косу.
Крепость начали строить в 1626 году по приказу шведского короля Густава II Адольфа во время Польско-шведской войны. В 1697 году в крепости обучался бомбардирскому, артиллерийскому и фортификационному искусству Петр I.
Крепость Пиллау использовалась немцами в качестве хранилища артиллерийских боеприпасов. После 1945 года крепость принадлежала Министерству обороны РФ. В 1994 году крепость Пиллау отнесли к памятнику истории и культуры, в 1999 году часть крепости отдали Музею Балтийского флота — филиалу Центрального Военно-Морского музея, расположенного в Санкт-Петербурге. В 2022 году военные полностью передали цитадель музею.
Цитадель Пиллау — это еще один предполагаемый вариант, где может находиться утраченная знаменитая Янтарная комната, похищенная немцами из Пушкина в 1941 году, и другие ценности, вывезенные из СССР.
«От Пиллау до Балтийска»: история самого западного города России (фото)
Балтийск прочно ассоциируется у калининградцев с военной базой, чудесными широкими пляжами и длинным молом. Недавно открытый для «посторонних» глаз приморский город привыкает к своей привлекательности и не стесняется рассказывать тысячи историй своего существования.
Так получилось, что за Пиллау (именно так назывался Балтийск до 1945 года), боролись многие короли и даже природа. Море всячески способствовало появлению и развитию города. К сожалению, как и во многих городах Калининградской области, от прежней архитектуры в основном остались лишь рассказы. Но узкие мощёные улочки, памятники и набережные помнят всех, кто когда-то пытался стать хозяином этого города.
Гуляя по Балтийску под рассказы гида, то и дело хотелось закрыть глаза и представить Пиллау во все времена — начиная от появления в нём первых авантюристов в погоне за янтарём и заканчивая строительством Северного мола, который по сей день принимает гостей для длительных прогулок на закате. Однако обо всём по порядку.
Русалки, осётр и шторм
Известно, что Балтийск сформировался из пяти самостоятельных деревень. Первые упоминания о поселении в этом районе относятся к XIII веку. Называлась эта деревня Вограм и занимала территорию в 17 гектаров. Населяли её рыцари и переселенцы из Европы, которым приглянулось богатое рыбой море и леса, полные добычи. Впрочем, многих влекло и желание разбогатеть — песок у моря был «размешан» дорогостоящим янтарём.
Как уже говорилось, борьбу за эту территорию предпринимали не только люди, но и стихия. Ненормальные в нашем понимании природные явления случались на этой местности довольно часто. Среди них и Северное сияние, и падение метеорита, и снег в июне. Что касается ветра, то он сыграл решающую роль в жизни этих мест. Так, первый разрушительный шторм обрушился на Вограм в 1690 году, и выжившие люди были вынуждены перебираться в другие поселения.
Что касается деревни с названием, похожим на Пиллау (Пилль, Пиле), то она появилась на 166 лет позже возникновения деревни Вограм. В переводе с прусского это означало «гора», «замок», «крепость». Но существует древняя прусская легенда, что имя городу дала русалка Пилла, которая выходила на берег, чтобы посушить волосы. Верить этому или нет — решать читателю, но, на мой взгляд, такое начало истории для чудесного приморского города звучит вполне натурально.
Все жители этого селения были так или иначе заняты в отлове и обработке осетра. Важнейшим зданием деревни являлась Осетровая изба на холме — на её месте сейчас стоит православный храм. Стоит отметить, что именно этой рыбе Балтийск обязан своим становлением. Вокруг этой избы и появилось первое поселение, а само здание представляло собой что-то вроде казны — помимо рыбы сюда несли собранный янтарь. Тогда в год вылавливали до тысячи осетров, а его переработка была государственной монополией. Мастера осетрового дела и даже их помощники являлись самыми влиятельными жителями города. Впрочем, значимость этой рыбы не прошла мимо — её изображение позже стало красоваться на гербе Пиллау, а сейчас — на гербе Балтийска. Для многих, скорее всего, станет сюрпризом, что в нашем море когда-то водилась такая редкая рыба. Дело в том, что осётр любит чистую воду, и когда корабли перешли на мазутное топливо, он практически исчез из Балтийского моря.
Неизвестно, как сложилась бы судьба этой территории, если бы в 1510 году с моря не пришёл жесточайший шторм, во время которого образовался пролив, отделивший нынешнюю Балтийскую косу от суши. Отголоски этого шторма почувствовали и жители Кёнигсберга, многие из которых не смогли уснуть из-за бушевавшей Преголи. Позже жители Пиллау стали называть пролив «данным Богом», потому что с его возникновением резко к лучшему изменилась и жизнь уже нового поселения.
Новый Пиллау, шведы и первые камни крепости
После шторма жители Пиллау вышли из укрытий и обнаружили, что их город приобрёл иные очертания: часть суши отделилась, и образовался пролив. После этого дня жизнь уже не была прежней — люди обосновались на нынешней косе, а пролив стал судоходным, привнеся колоссальное развитие в экономику и историю города. Именно с этого момента Пиллау разделился на Старый и Новый.
Пролив под названием Фриш-Гаф обеспечил грандиозные перемены, доходы и развитие города. За десять лет в Пиллау появились жаровни с углём для освещения, примитивные фонари, пивная и пекарня. Город стал укрепляться и в военном плане — появился блокгауз, который позже был передан таможне и земляные укрепления, рвы. Таможенные сборы, которые вносили проплывающие суда, и благополучная торговля осётром приносили немалые доходы и обеспечивали жизнь поселения.
За век Пиллау стал лакомым кусочком для завоевателей, и во время прусско-шведской войны в 1623 году король Швеции Густав II Адольф высадился в мирном городе. Через три часа его войска полностью оккупировали Пиллау, а король заявил, что «эта плохая песчаная площадка нужна ему временно». Вскоре он поручил своим подчинённым построить крепость и отправился в поход. Для её возведения было собрано четыре тысячи человек — однако через год огромное количество жизней унесла чума. Строительство известной для нас Шведской крепости продолжилось лишь в год смерти короля, в 1632 году. Голландский инженер Матнал Венту приступил к возведению пятиконечного здания, которое через три года в честь примирения было продано Пруссии. История и архитектурные особенности этой крепости очень занимательны, и мы обязательно вернёмся к ним в следующий раз.
Фридрих Вильгельм Великий, статус города и первые русские следы
Через год после заключения мирного соглашения между пруссами и шведами в Пиллау вошли Бранденбургские войска. Их жизнь на этой территории была несладкой — всё зависело от количества денег, полученных от продажи янтаря и таможенных сборов. Зимой мореходство почти прекращалось, и жизнь становилась практически невыносимой. Однако это не убило боевой дух солдат, и они продолжали строительство крепости.
В 1657 году вновь вспыхнула польско-шведская война, и Пиллау снова угрожала опасность. Для защиты была собрана флотилия в три корабля, которая стала основой будущего прусского флота. Командовал кораблями губернатор Пиллау — полковник Пьер де ля Каве. Спустя три года Польша и Швеция вновь заключили мирный договор, что вернуло в город спокойные времена.
В это время к власти в Пиллау пришёл Фридрих Вильгельм Великий, который стал одной из ключевых фигур в истории города. За время его правления жители получили право торговли с владельцами корабельных грузов, была построена мельница и небольшой деревянный маяк. Недалеко от маяка появилась первая гостиница и первый бастион для защиты от шторма. К 1660 году в Пиллау проживало около 300 человек.
В 1697 году — за три года до того, как была завершена пятиконечная крепость, в рамках Великого посольства в Пиллау прибыл Пётр I. Его свита насчитывала четыре тысячи человек. Для того, чтобы лучше узнать архитектуру и укрепить связи, российский царь был в Пиллау ещё дважды — в 1711 и 1716 годах. Русский правитель пользовался большим уважением среди пруссов. Король Фридрих Вильгельм I даже преподнёс ему в подарок Янтарный кабинет в 55 квадратных метров и Янтарную комнату. Легенды об этой комнате хорошо известны калининградцам, ведь следующим пристанищем для сокровищ после Санкт-Петербурга стал Кёнигсберг. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты неизвестна — сколько бы её ни искали. В ответ на щедрый подарок Пётр «преподнёс» пруссу 55 русских великанов для королевской гвардии. Ко дню 300-летия Балтийского флота в городе был установлен памятник последнему российскому царю.
Всё это время стремительно развивающееся и привлекательное для иностранцев поселение не имело статуса города. Его Пиллау приобрёл только в 1725 году. Тогда был введён и известный балтийцам герб с изображением осётра в золотой короне.
Следующий русский след в Пиллау был оставлен во время Семилетней войны, в 1758 году, когда армия Елизаветы I заняла прусские территории. Когда войска российской императрицы сошли на берег Пиллау, многие горожане сбежали в Кёнигсберг. Однако те, кто остался, не подвергались лишениям и пыткам. Напротив — всё население было объявлено свободным в вере, торговле и печати. Студенты продолжали учёбу, а преподаватели пользовались особым почтением русских. Даже занятые в строительстве прусские крестьяне отпускались домой на сбор урожая, который шёл на их обеспечение. В свою очередь, русские войска питались хлебом, привезённым с родных полей.
Рано или поздно патриотические чувства пруссам всё-таки пришлось усмирить — 24 января, в день рождения короля Фридриха Великого, все они дали присягу на верность России. Однако это была своего рода привилегия, ведь в России присягать имели право только дворяне. Своё колено перед Елизаветой преклонил и великий философ Иммануил Кант.
Такое положение дел, по понятным причинам, не устроило прусского короля, и он с первого дня вторжения на свои земли стал вынашивать план возмездия. Одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграл почмейстер Пиллау Людвиг Вагнер, который передавал королю информацию и деньги. Несколько лет пруссы разрабатывали схему освобождения Пиллау от «узурпаторов», однако их планы не увенчались успехом. Заговор был раскрыт, а его участники, Вагнер и другие помощники короля, были сосланы в Сибирь.
За время правления Елизаветы в Пруссии в Пиллау была построена «Русская дамба», сегодня более известная как Русская набережная, и православная церковь. Российские средства вкладывались в развитие города, а армия императрицы работала над облагораживанием своих земель и с уважением относилась к местному населению.
Французы, маяк, Северный мол и упадок Пиллау
Во время франко-прусской войны в начале 19 века французы впервые вошли в Пиллау. Тогда армии не удалось взять крепость, а через месяц государства уже заключили Тильзитский мир. Вторая попытка обосноваться в приморском городе пришлась на 1812 год. Занявшие город французы оставались в нём недолго — в это же году они отступили под натиском русских солдат.
Вскоре после этих событий, в 1816 году, в Пиллау был построен новый маяк, который до сегодняшнего дня является одним из символов города. Его высота составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен — разные источники предполагают разные версии. Огонь, указывающий путь морякам, виден на 16 морских миль (около 30 километров).
В 19 веке в Пиллау появилась ещё одна достопримечательность, которая и сегодня является визитной карточкой Балтийска. Самая западная точка России — Северный мол — строился более сорока лет, с 1840 по 1883 год. Предпринять такой дорогой «проект» было необходимо для обуздания морских потоков и предотвращения обмеления пролива. Мол действительно выполнил свою функцию — глубина пролива увеличилась с трёх до девяти метров, а Пиллау не утратил привилегий таможни.
В сороковых годах 19 века Пиллау начал испытывать экономические трудности. Торговля шла хуже, и всё больше людей оставались без работы. Однако работа по развитию города шла непрерывно — в 1865 года Пиллау и Кёнигсберг связала железная дорога, что в разы облегчило доставку товаров. Весь 19 век и до 1945 года в городе проводилось плановое озеленение — высаживались деревья, строились широкие прогулочные дороги.
В 1817 году в Пиллау открылась первая типография, благодаря которой удалось сохранить сведения о судах, заходивших в городской порт. Позже, в 1848 году в будущем Балтийске появилась первая местная газета «Огни Пиллау». Постоянный труд жителей Пиллау и их крепкий дух позволили вывести город из кризиса — во второй половине 19 века он стал самым доходным в Восточной Пруссии. Для отдыха и для того, чтобы «подлечить нервы», в этот город приезжали «сливки» творческой элиты. В 1869 году здесь были впервые организованы соревнования кёнигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года ежегодно проводятся летом. С началом перестройки эта традиция возобновилась, и регата, как правило, проводится в День военно-морского флота.
Несмотря на успех горожан, прогресс сделал своё коварное дело — в 1901 году был открыт Кёнигсбергский канал, который позволял судам заходить в город, минуя Пиллау. Это событие постепенно стало приводить жизнь горожан в упадок.
С тех пор в городе начались попытки вывести его «на другой уровень». Власти намеревались «перепрофилировать» Пиллау в туристический объект, а для этого ему были необходимы изменения. Кроме того, в это время началось развитие промышленности. «В 1914 году началась первая мировая война. Русский флот заминировал побережье моря. По словам О. Шлихта, мины были очень хорошего качества, но плохо установлены. Настоящая паника была, когда их начало выбрасывать на побережье. Подрывались не только корабли и рыбачьи лодки в море, но и люди на побережье. Специалисты ходили по берегу и обезвреживали мины. Когда русские войска почти приблизились к Кёнигсбергу, многие бежали из города. Огромное впечатление на жителей произвело зрелище, когда конвой из кораблей шёл в сопровождении дирижабля», — пишет в своей книге «Тайны Пиллау» Лидия Довыденко.
Для жителей города наступили тяжёлые времена: еда по карточкам, основной продукт питания — брюква. Люди были обязаны отдавать металл, а ценности государство скупало. После окончания войны Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля. Через морские ворота города прошли сотни судов с желающими приехать в Пруссию или уехать из неё. В 1921 году Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота, что, однако, не мешало дальнейшему развитию инфраструктуры города. Так, в 1927 году в городе появился водопровод, а первая водонапорная башня сохранилась и по сей день. А построенные в том же году очистные сооружение остались практически нетронутыми и используются балтийцами сегодня. Кроме того, в тридцатые годы в Пиллау начали масштабно строить отели, пансионаты и маленькие кафе, а в 1934 году было начато строительство аэродрома. Туристы продолжали прибывать в город, было налажено транспортное сообщение с Кёнигсбергом и по городу.
Вторая Мировая война прервала все начинания и строительства и город вновь погрузился в нищету. Из воспоминаний Эрвина Фридриха Кафке, который работал в администрации Пиллау.
«Осётр над ратушей сверкал короной радостно, гостеприимно. Он видел бесконечную нищету, смерть и нужду, когда 18 января 1945 года поток восточно-прусских беженцев влился в город и торопился в порт».
Несмотря на вход советских войск в город, около 250 коренных жителей предпочли остаться в Пиллау. Однако в 1948 году они были принудительно депортированы. 27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск.
Воспоминания жителя Пиллау
Выходцы из Пиллау сейчас в основном проживают в немецком городке Эккенферде. Ежегодно они собираются у памятника Великому Кюрфюрсту, построенному в 1913 году в их родном Пиллау. Он случайно уцелел во время войны и был найден в Гамбурге, откуда его и доставили на новое место жительства этих людей.
Некоторые из них смогли побывать на родине и рассказать нынешним балтийцам, каково это было — жить в чудесном приморском городе. Лидия Довыденко любезно предоставила журналистам Калининград.Ru рассказ одного из них.
Из воспоминаний Иоахима Рюге, который проживает вместе с женой Верой недалеко от Дрездена:
«Мы любили собираться у большой кафельной печи, особенно в осенне-зимнее время и когда из-за шторма выключали электричество. Отец часто отсутствовал дома, потому что работал лоцманом и провожал заходившие корабли по морскому каналу в Кёнигсберг или в Эльбинг (Эльблонг). А мама всегда была с нами. Мы очень любили сумерничать, экономя электричество, сидя около нашей печи. Мы пели песни, например, «Знаешь ли ты, сколько звёздочек на небе», ели яблочный пирог, или мама рассказывала о своем детстве. Её родительский дом был таким крошечным, что в нем едва помещался стол со стульями вокруг него. Но это не мешало ему быть милым и уютным».
«4 апреля 1937 года я был записан в первый класс. По старой традиции я получил подарок. Была такая картонная упаковка в виде длинного конуса длиной около 80 сантиметров, которая наполнялась сладостями и мелкими предметами, необходимыми в школе. Народная школа, в которую я ходил, находилась на современной улице Головко, это здание не сохранилось. На занятия физкультурой шли мы через школьный двор в спортивный зал, который принадлежал средней школе для мальчиков (сейчас это здание матросского клуба), в которой я стал учиться после Пасхи 1941 года. Мой путь в школу был очень коротким, в отличие от моего старшего брата и сестры, которые учились в Пиллау-2 (сегодня это лицей №1). Английский был первым иностранным языком, а с 3 класса я начал учить латинский».
«Сегодня центром Балтийска является Пиллау-2, а в моё время основная жизнь города была сосредоточена в Пиллау-1. Кажется, это небольшое пространство — а здесь была 21 улица и две площади. Дома по большей части были одноэтажными. Центральная площадь (сегодня конечная остановка микроавтобусов на Кронштадтской) имела треугольную форму. На ней стояла ратуша с башенкой, на шпиле которой вертелся металлический осётр и показывал направление ветра. Тут же располагалась аптека, кафе-мороженое, кайзеровский кафе-магазин, многочисленные торговые лавочки и всеми нами любимое кино. В центре площади был фонтан. Важнейшими постройками были маяк и лоцманская башня, памятник великому курфюрсту (на месте памятника Петру I), великолепное здание почты (не сохранилось), «Золотой якорь», здание суда (музей БФ), реформистская церковь (сегодня православная), старая крепость и казармы (здание штаба базы). Среди кафе и столовых любимым местом у горожан было кафе Ильске-Фалле (не сохранилось). Оно было оформлено в морском стиле, на стенах висели картины, связанные с темой моря и морской жизнью».
«За очистной установкой между крепостью и каналом был луг, и там находилась так называемая белильня. Здесь хозяйки сушили на солнце белое постельное бельё, белые полотенца и скатерти. Зимой же в этом месте один житель Пиллау (имя не помню) заливал здесь каток, и мы катались там, сколько хотели, за 10 пфеннигов. Каток был очень популярен».
«Во время войны в Пиллау стоял знаменитый лайнер «Роберт Лей» как раз напротив памятника курфюрсту. Его каюты стали квартирами для многих матросов-подводников. Мы, дети лоцманов, полностью излазили и изучили этот корабль, учили азбуку Морзе, одевали противогазы. Однажды я обрызгался кислотой, на месте этих брызг появились дырки. Это была катастрофа, и мама долго нашивала множество заплаток, так как другого костюма у меня не было. С августа 1944 года начались бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией. Мы с братом залезли на чердак и из окна увидели кроваво-красное небо на востоке. Это горел Кёнигсберг».
Калининград.Ru благодарит за помощь в подготовке материала Лидию Довыденко, учёного и журналиста, которая уже трижды переиздавала свою книгу «Тайны Пиллау». Также редакция выражает благодарность Фёдору Мунтяну за экскурсию и старые фотографии города.
Интересные факты о городе
В 1585 году жители Пиллау наблюдали Северное сияние.
В 1642 году в Пиллау был издан указ, предусматривавший большие штрафы женщинам, которые были замечены в ссорах и сплетнях.
Знаменитый композитор Рихард Вагнер бежал от кредиторов в Лондон через Пиллау.
В 1769 году на территорию Пиллау упал метеорит.
Первый поезд с пассажирами из Кёнигсберга дошел до Пиллау за 78 минут.
В июне 1871 года в Пиллау выпал снег.
Текст — Елизавета Шафер, фото — Кирилл Новиков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Калининград.Ru
Музей Балтийского флота
Сайт: navalmuseum.ru. Адрес: ул. Кронштадтская, 1. Часы работы: с 10.00 до 18.00 — среда-воскресенье. Стоимость билета: 200 рублей, школьникам, студентам, пенсионерам — 100 руб., дошкольникам бесплатно.
Музей Балтийского флота открыт в 1959 году. С тех пор он неоднократно менял дислокацию. Сегодня он находится в здании, где до войны располагался суд города Пиллау. Здание интересно своей архитектурой: псевдоготический стиль, дата постройки — 1903 год.
Но главное достояние музея это его экспозиции. Здесь представлены макеты кораблей, вооружение, боеприпасы, документы, награды моряков времен Первой и Второй Мировых войн, портреты героев-балтийцев. Музей хранит историю Балтийского флота, в том числе развитие морской авиации, подводного флота, а также историю города Пиллау-Балтийска.
Экономика и население Балтийска
Жизнь современного Балтийска тесно связана с военной базой и морским портом. Большая часть жителей города, так или иначе, вовлечена в обслуживание именно этих двух объектов.
В Балтийске по состоянию на 2022 год проживает чуть более 33 тысяч человек. Средний возраст его жителей – 36 лет. Несмотря на низкую рождаемость, население города растет за счет притока мигрантов из стран СНГ. По сравнению с другими населенными пунктами Калининградской области Балтийск – достаточно «продвинутый» город. Об этом красноречиво свидетельствует один факт. В 2009 году жители одного из многоэтажных домов, в котором долгие годы не работал лифт, довели это дело аж до Страсбургского суда!
Ключевые отрасли местной экономики – судоремонтная и пищевая промышленность. В последние десять лет активно развивается туризм. Крупнейшее промышленное предприятие Балтийска – судоремонтный завод № 33, который обслуживает как военные, так и гражданские суда (в том числе, и иностранные). В городе также работает нефтеперевалочная компания.
Морской порт играл важнейшую роль в развитии города еще с момента его основания в XVI веке. Особенно бурно он развивался в XIX веке. Сегодня активно ведутся работы по его модернизации. Ежегодно через морской порт Балтийска проходит не менее одного миллиона тонн различных грузов.
Кафедральный морской собор
Адрес: ул. Адмирала Кузнецова, 3
Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор находится в здании кирхи рядом с музеем Балтийского флота. Кирха была построена в 1866 году в неоготическом стиле из красного обожженного кирпича. В советское время здесь размещался матросский клуб, потом военные склады.
В мае 1991 года здание перешло РПЦ, теперь в бывшей кирхе действующий православный храм, что для Калининградской области является обычным делом.
Прогулка по удивительным местам
В 1959 году начал работать музей, полностью посвященный Балтийскому флоту, неоднократно сменивший свое местоположение. В настоящее время он пребывает в сооружении, которое было до войны занято городским судом. Дом выполнен в псевдоготическом стиле. Главным достоянием заведения считаются его необычные экспозиции, содержащие:
- боеприпасы;
- макеты различных кораблей;
- документацию;
- вооружение;
- награды, выдаваемые морякам за заслуги в Первой и Второй Мировых войнах;
- портреты балтийских героев.
Музей подробно передает историю становления и развития города, повествует интересные факты про подводный флот, а также морскую авиацию Балтийска.
Экскурсионные маршруты всегда проходят через Свято-Георгиевский Кафедральный собор. Он расположился в сооружении кирхи, соседствует с музеем. Кирха неоготического стиля, в свою очередь, создана в 1866 году, для чего был использован обожженный красный кирпич. При советской власти в здании функционировал матросский клуб, позже здесь обустраивались военные склады. Во власть РПЦ дом перешел в 1991 году. В настоящее время кирха преобразована в православный храм, что характерно для приграничной зоны России.
Настоящей гордостью Балтийска в Калининградской области является маяк, отличающийся уникальной технологией постройки. Непосредственно на входе в Балтийский пролив под водой в дне зафиксированы бетонные сваи, соединенные между собой прочными цепями. Между столбами заложены огромные дикие камни. Вместе такая конструкция образует основу для маяка. Он выполнен в форме усеченного конуса, который в высоту поднимается на 31 м.
Раньше освещение обеспечивалось за счет сжигания растительного масла, позже начал использоваться керосин. В настоящее время с этой целью задействуется электричество. Огонь при ясной погоде просматривается на 30 км, что равняется 16 морским милям.
Памятник императрице Елизавете
В 2004 году в Балтийске был установлен памятник российской императрице Елизавете Петровне, скульптор — Георгий Франгулян. В честь событий Семилетней войны, когда Восточная Пруссия стала российской (1758-1762), а все ее население присягнуло на верность Елизавете Петровне.
Вес бронзового монумента 12 тонн, высота 14 метров. Императрица сидит на коне в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Памятник установлен на мощном постаменте на набережной.
Морской бульвар
На Морском бульваре немало достопримечательностей. Это и скульптуры, и архитектурные постройки.
Памятник Петру Первому. Монумент считается одной из визитных карточек города. Сам Петр несколько раз приезжал в крепость Пиллау, чтобы посмотреть, как устроено это фортификационное сооружение.
Маяк расположен рядом с памятником Петру Первому. Именно на этот маяк ориентируются суда, подходящие к Калининграду.
Балтийский маяк считается самым западным в России. Его высота — чуть больше 33 метров над уровнем моря. А свет виден на расстоянии 16 морских миль.
Интересные факты
Маяк был построен в 1741 году. Сначала световой луч создавался за счёт горения растительного масла. В 1874 году его заменили на керосин. После использовались газовые лампы. А в 1913 году маяк перешёл на электрическое освещение.
Во время Второй мировой войны постройка получила повреждения. Однако практически сразу же начались восстановительные работы, поскольку после войны Балтийск стал военно-морской базой СССР.
В период восстановления маяка после войны на нем в течение нескольких лет горел временный огонь. В 1953 году завершили строительство новой конструкции. Балтийскому маяку был присвоен первый класс, а период работы стал равен 12 секундам. То есть три секунды темноты и девять секунд света. На нем установлена уникальная линза Френеля, изготовленная во Франции.
Раньше на маяк можно было подняться. Однако в 2010 году вход закрыли.
У входа на маяк прибит вот такой знак. 8 июня 2013 года маяк был включён в атлас «Морского наследия России». В атласе Балтийский маяк значится под номером один благодаря своему географическому положению.
На здании, где расположен маяк, прибит еще один знак. И вот он поставил меня в тупик. Что означают эти цифры в круге? Если вы знаете, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Лоцманская башня возвышается недалеко от маяка. Она выглядит как два соединенных между собой полуцилиндра. Здесь размещается пост рейдовой службы Балтийской военно-морской базы. На восьми этажах башни расположены современные средства наблюдения. Они позволяют с точностью до пяти метров определить отклонение судов от оси фарватера.
О лоцманах
У нас на проекте есть очерк о единственном в мире Музее лоцманов. Он находится в Архангельске, на одном из островов в дельте Северной Двины.
Теперь давайте пройдемся по Морскому бульвару вдоль моря.
Бетонная башня с дальномером. Местные жители называют её «Голова дракона». Башня была построена в 1945 году и служила в качестве поста наблюдения для береговой охраны. Она использовалась железнодорожной артиллерийской батареей для корректировки огня.
С дороги хорошо видна радиолокационная башня. Я думаю, она действующая и расположена на территории военно-морской базы Балтийска.
А вот памятник «Жена моряка». Эту скульптуру перенесли на берег Калининградского залива из городского парка. Женщина с ребенком на плече всматривается вдаль. Ждет она мужа, который обязательно вернется из дальнего плавания.
Мне «Жена моряка» напоминает другой монумент. Он находится в Мурманске и называется «Ждущая». Я рассказывала о нем в очерке «Памятники Мурманска».
Тетраподы. Это огромные бетонные блоки в виде конуса с четырьмя лучами. Они предназначены для ограждения и защиты береговой линии.
Памятник Елизавете Петровне возвышается в самом конце Морского бульвара. Императрица изображена верхом на коне в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Все помнят, что это был один из старейших гвардейских полков Российской империи?
Высота конной статуи — 14 метров. Если подойти совсем близко, то монумент кажется просто огромным. Жители Балтийска уже окрестили его местной «Статуей Свободы»: теперь именно Елизавета, а не «Жена моряка» встречает все корабли, приходящие в Балтийск.
Подняться к памятнику можно по лестнице. Как видите, постамент сделан в виде фортификационного сооружения.
С высоты открывается захватывающий вид на мол и на песчаные дюны.
Скульптура жена моряка
Если говорить о скульптурных памятниках, самым трогательным и символичным является скульптура женщины с ребенком «Жена моряка». Когда-то она находилась в городском парке, сейчас — на берегу Калининградского залива.
Скульптура символизирует ценность семейного очага, значение которого намного увеличивается в условиях длительного отрыва моряков от родной базы. Эта достопримечательность Балтийска сразу же после ее установки полюбилась жителям города.
Маяк
Красно-белый маяк является символом и достопримечательностью Балтийска. Интересна технология его постройки. У входа в Балтийский пролив в морское дно вбиты бетонные сваи, которые связаны между собой цепями. в промежутки между сваями заложены большие полевые камни. Так образуется фундамент маяка.
Маяк Балтийска имеет фору усеченного конуса высотой 31,4 метра. Первоначально свечение достигалось горением растительного масла, затем — керосина. Сейчас для этой цели используется электричество. Дальность видимости огня в ясную погоду достигает 16 морских миль (около 30 километров).
Памятник Петру I
Адрес: Морской бульвар
В 1998 году Балтийский флот отмечал трехсотлетний юбилей. К этой дате в Балтийске был установлен памятник Петру I работы И. Минина и В. Бартенева. Высота памятника с постаментом 6,4 метра, вес 2,5 тонны. Император Петр изображен в полный рост, в правой руке он держит подзорную трубу, левой опирается на свиток, лежащий на пюпитре.
Примечательно, что российский император трижды посещал Пиллау, который чем-то понравился Петру, и он дал этому городу название «маленький Амстердам».
Торпедный катер
Адрес: между Георгиевским морским собором и площадью Балтийской Славы.
Памятник «Торпедный катер» установлен в 1973 году в честь моряков Первой Краснознамённой бригады торпедных катеров. Представляет собой настоящий боевой катер «Комсомолец» образца 1944 года с бортовым номером 36 на постаменте.
Улица Ленина
В любом городе советских времен одна из главных улиц всегда носила имя Ленина. Разумеется, Балтийск не стал исключением.
Раньше это был Гвардейский проспект, который впоследствии был переименован в улицу Ленина. Она представляет собой главную ось города, идущую параллельно железной дороге. В самом начале улицы находятся железнодорожный вокзал. И там же конечная остановка автобусов и маршруток, отправляющихся в Калининград.
Улица Ленина достаточно длинная. У меня в запасе было всего полчаса, чтобы прогуляться по ней. Но за эти полчаса довелось увидеть немало интересного.
Вот здание лицея. Смотрите, даже в Балтийске проводится апробация Сколковского ресурса!
На пересечении улиц Ленина и Чехова стоит бывший дом пастора. Если не ошибаюсь, сейчас в нем действующий католический приход.
А это здание библиотеки дома офицеров. Она носит имя Валентина Пикуля. Сам писатель неоднократно бывал в Балтийске.
Старые немецкие дома придают Балтийску особое очарование.
За деревьями видна часовня Дмитрия Донского. Она установлена в память о воинах, которые погибли в локальных конфликтах. Часовня построена по образцу часовни «Тысячелетие христианства на Руси», которая находится в Даниловском монастыре в Москве.
Есть на улице Ленина и свой стрит-арт — куда же без него?
Не могу понять, почему взгляд зацепился за дом на фото справа. Входная лестница без перил. Телевизионная тарелка перед чердачным выходом. Приспособление для флагов рядом с дверью. И пластиковые окна. Вот она, встреча прошлого с настоящим!
Вы видите, сколько всего интересного на одной из главных улиц Балтийска?
Пехотные казармы
Адрес: проспект Ленина, дом 1
Пехотные казармы Балтийска были построены в 1904 году для размещения военного гарнизона Пиллау. Здесь размещались штаб, Северная и Южная казармы, водонапорная башня высотой 30 метров, склады и другие хозяйственные постройки. Перед Первой мировой войной была построена Артиллерийская казарма. После войны в зданиях сначала размещались склады, а потом различные подразделения германской армии.
Во время Второй мировой войны здесь находилась школа подводников, тут готовили элитные войска ВМФ Германии. После войны казармы были сильно разрушены, восстановлены в 50-е годы прошлого века.
Интернациональное мемориальное кладбище
На кладбище похоронены жертвы Второй мировой войны, в основном первых месяцев (январь-апрель) 1945 года, когда на территории Восточной Пруссии велись бои. Захоронениями занимается Народный союз Германии по уходу за военными могилами согласно германо-российскому Соглашению от 16 декабря 1992 года.
Мемориальное захоронение в Балтийске начали строить в 1996 году, в 2000 году оно было построено. Раньше территория военного Балтийска была закрыта для всех, что делало невозможным здесь работу немецкой организации.
На кладбище не только могилы немецких солдат и офицеров, но и мирного населения, в том числе 204 беженца с корабля «Вильгельм Густлофф», потопленного советской подводной лодкой под командованием Александра Маринеско 30 января 1945 года. Здесь также захоронены граждане СССР и других стран, погибшие в войну.
На кладбище установлен памятник в виде трех крестов: один православный, два латинских. Кресты на могилах сгруппированы по три на всей территории мемориала. Здесь установлены мемориальные плиты с именами опознанных людей, их даты рождения и смерти.
Страницы истории
Прежде, чем познакомиться с современным Балтийском, предлагаю полистать странички его истории.
Согласно источникам, немецкий город Пиллау возник в результате слияния нескольких селений. Первое документально упоминание о нем относится к 1430 году. Жители Пиллау тогда занимались рыболовством.
В 1497 году на этом месте строится порт между морем и пресноводным заливом. В 1501 году после сильного шторма пролив становится судоходным и здесь закладывают гавань. После этого в Пиллау начинают возводить систему укрытий, укреплений и портовых складов.
В ходе Тридцатилетней войны гавань занимают шведы после победы над Речью Посполитой. Они строят в Пиллау форт в форме звезды.
В 1679 году в Пиллау начинается создание торгового и военного флота. Не случайно именно сюда приезжает в составе Великого посольства Петр Первый, чтобы изучить опыт строительства крепостей и судов.
В 1725 году Пиллау приобретает статус города. В результате Семилетней войны он был занят русскими войсками. В июне 1807 года Пиллау был штурмом взят Наполеоном, но через пару месяцев было достигнуто временное перемирие. В 1812 году Наполеон был вынужден отступить от Пиллау.
Город, находящийся на Балтийской косе, становится одним из форпостов Пруссии. После первой мировой войны, по условиям Версальского мирного договора Восточная Пруссия оказывается отрезанной от Германии. Именно тогда возрастает роль Пиллау как торгового порта. В 1921 году город становится базой германского флота и закрывается свободный доступ в город.
25 апреля 1945 года советские войска под командованием генерал-полковника Галицкого штурмом захватывают Пиллау. Замок был полностью разрушен, однако крепость уцелела.
27 ноября 1946 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Пиллау Приморского района переименован в город Балтийск.
В послевоенные годы город был закрыт для посещения, поскольку являлся пограничной зоной. Попасть туда можно было лишь по приглашению, которое выдавала военная комендатура.
В 2000 году именно здесь прошел главный военно-морской парад России. А в 2003 году в городе уже отмечали 300-летие Балтийского флота.
______________________________
Вы чувствуете, сколько этому городу пришлось пережить?
А теперь давайте пройдемся по Балтийску. Приглашаю начать нашу прогулку по городу с Морского бульвара.
Городской парк имени Головко
Жители Балтийска очень любят отдыхать в городском парке имени адмирала А.Г. Головко, расположенный на берегу Гданьского залива. Парк был разбит в начале XIX века, как защита от песка и сначала назывался Приморский.
Здесь в тени деревьев уединяются влюбленные. Работает летняя эстрада, где выступают местные и заезжие исполнители. Действуют кафе, продается мороженое.
В девяностые годы прошлого века парк пришел в запущение. Но в последующие годы силами военных строителей были проведены восстановительные работы. и сейчас он вновь стал радовать горожан.
Балтийская военно-морская база
Балтийская военно-морская база является главной базой Российского флота. Особенно интересно здесь бывает в день ВМФ России. Можно посмотреть парад кораблей, театрализованное представление по высадке морского десанта. В городе организуется выставка образцов вооружения и снаряжения.
Оказаться на палубе боевого корабля — сокровенная мечта каждого мальчишки. А пройти по его помещениям: рубкам, кубрикам,спуститься по трапам, поесть матросского борща на камбузе — это вообще предел мечтаний. В день Военно-морского флота (последнее воскресение июля) эта мечта становится реальностью. В этот день проводятся организованные экскурсии под руководством боевых офицеров, которые покажут и расскажут, как работают образцы вооружения, и даже разрешат их потрогать.
Северный и южный молы
Северный мол
Северный и южный молы Балтийска — это морские ворота города. Были построены для защиты пролива от песка и волн. Северный мол был построен в 1883 году, а Южный мол в 1887 году. На Северном моле установлена башня с красным огнем, на Южном с зеленым.
Южный мол
Южный мол находится на Балтийской косе через Балтийский пролив, на расстояние 361 метр.
Крайние точки России
Названия крайних точек континентальной России известны всем еще со школьной скамьи – это:
- Мыс Челюскин (северная).
- Гора Базарзюго (южная).
- Балтийская коса (западная).
- Мыс Дежнева (восточная).
Список самых крайних городов России (на карте ниже отмечено их местоположение) выглядит следующим образом:
- Певек (самый северный).
- Дербент (самый южный).
- Балтийск (самый западный).
- Анадырь (самый восточный).
Любопытно, что самый северный и самый восточный города России расположены в пределах одного субъекта федерации – Чукотского автономного округа. Расстояние между ними относительно невелико – каких-то 600 км. Анадырь и Певек – это суровые северные города, население которых вынуждено жить в экстремальных климатических условиях.
А вот крайний южный город страны кардинально от них отличается. Морозы здесь – огромная редкость. Лето в Дербенте длится 250 дней, а улицы древнего города украшает вечнозеленая субтропическая растительность.
Далее мы максимально подробно расскажем вам о самом западном городе России. Где находится Балтийск, какой там климат, и сколько в нем проживает людей? Давайте вместе разбираться.
Балтийская коса
Балтийская коса
Южная часть города Балтийска находится на Балтийской косе — это поселки Коса и Рыбачий. Попасть на косу можно переплыв Балтийский пролив (на пароме или катерах). Здесь можно насладиться диким отдыхом: песчаные пляжи, рыбалка и красивая природа.
Из достопримечательностей Балтийской косы — построенный немцами в 1939 году аэродром Нойтиф с двумя бетонными взлетными полосами и гидрогаванью. После войны аэропорт использовался русскими военными. В настоящее время заброшен всеми, разграблен и разрушается от времени.
Форт Западный — памятник фортификационного зодчества середины XIX века. Разрушается морем, людьми и временем. Никаких мер по сохранению Западного форта власти не предпринимают.
Балтийск очень красивый и уникальный морской город России. Достопримечательности Балтийска отражают богатую историю и культуру старинного города.
Архитектура и районы
В архитектуре Балтийска доминирует поздняя советская застройка в виде типовых панельных домов. Также встречаются кирпичные двухэтажные дома, выстроенные немцами. Новостройки единичны и расположены преимущественно на окраинах города.
Помимо крошечного центра, в Балтийске выделяется еще несколько районов: Мечниково, Балтийская Коса, поселок Севастопольский. Мечниково расположено в четырех километрах от центра города и примыкает к Калининградскому шоссе. В советское время данная территория была закрытой. Балтийская Коса – это район, расположенный к югу от пролива, на одноименной песчаной косе. С центральной частью Балтийска он связан паромной переправой. Камсигал (или поселок Севастопольский) находится на берегу Приморской бухты. Жилой фонд данного микрорайона представлен старыми немецкими домиками в один этаж и (фрагментарно) новостройками.
Транспорт Балтийска представлен обычными и маршрутными такси. С Калининградом и другими районами области город связан регулярными автобусными маршрутами.