Город Ухта — где это находится, в какой области России

  • 2 Сентября, 2019
  • Направления
  • Андрей Рузаев

Далеко не все знают, где это — Ухта. А он располагается в самом центре Республики Коми и представляет собой сравнительно небольшой городок. Сами по себе эти края богаты лесами, обладают красивой, но суровой природой. Сам город приравнивают к районам Крайнего Севера. Он вырос из печально известных лагерей советского прошлого, затем развивался благодаря добыче нефти. И сейчас второй по значимости город в регионе — Ухта. Какой стоит на первом месте, несложно догадаться — Сыктывкар (административный центр).

Начало истории города

Местность в районе реки Ухта, это где в будущем будет город, начала осваиваться людьми в основном благодаря нефти. Само поселение затем будет названо в ее честь. Эта небольшая река является притоком Ижмы, которая в свою очередь впадает в Печору. Та несет свои воды на север, к океану. Здесь, где находится Ухта (река), начали впервые в России добывать нефть. Находили это, ценное в настоящее время, полезное ископаемое еще в 15-м веке, но как использовать его, тогда не знали. Нефть применяли лишь в медицинских целях и для смазывания механизмов.

Памятник выпускникам ухтинской школы, погибшим на Великой Отечественной

Памятник располагается в центре основной аллеи Детского парка, на круглой площадке, которая прежде называлась «Площадью Пионерской славы». Мемориал представляет собой барельефные изображения пионеров и бойца Советской Армии, а также склонённых в скорби боевых знамён, – нанесённые на бетонную плиту. Также к плите прикреплены таблички с фамилиями погибших на войне земляков.

Памятник выпускникам ухтинской школы, погибшим на Великой Отечественной

Месторасположение: Детский парк.

Добыча нефти

Впервые нефтяной промысел организовал в 1745 году рудознатец Прядунов. Можно сказать, что город Ухта — это где сегодня в Коми добывают нефть. Но так было не всегда. Вначале ее черпали из колодцев и родников. Перегонка осуществлялась в Москве, в лаборатории было привезено 3,6 тонны «горючей воды». По современным меркам немного, но это только начало. Уже тогда эту нефть оценили по достоинству, ее исследовали в Гамбурге и признали «не хуже итальянской». Нефть добывали очень медленно путем черпания с поверхности воды и из прибрежных ям.

Для этого специально на реке, на месте, где расположен нефтяной ключ, возводили деревянный сруб и делали водорез (каменную плотину для отгораживания сруба от реки). Внутри него ставили специальную емкость с отверстием на дне, через него нефть текла самостоятельно, поднимаясь к поверхности воды. Уже оттуда ее вычерпывали ковшами из бересты.

На сегодняшний момент эта технология кажется малоэффективной, но на тот момент альтернативы не было. Вскоре начались несчастья: сначала во время разлива реки был уничтожен добывающий колодец, затем Прядунова посадили в тюрьму из-за неуплаты десятины. Об ухтинской нефти вспомнили только в 1868 году, и добыча возобновилась благодаря купцу Сидорову. Он выделил средства на бурение скважины.

Тогда это уже был не единственный район добычи, были уже скважины в Галиции и в Баку. Под руководством Сидорова было добыто около 33 тонн нефти. Местное черное золото исследовал сам Менделеев и высоко оценил его качества.

Климат

Ухта имеет континентальный субарктический климат[10] (DFC) с продолжительной холодной зимой и коротким теплым летом. По сравнению с районами аналогичной широты в Сибирь, зимы менее суровые, но все же намного длиннее лета и очень холодны по европейским стандартам.

Климатические данные для Ухты
МесяцЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктябрьНояДекабрьГод
Рекордно высокая ° C (° F)2.5 (36.5)3.0 (37.4)13.0 (55.4)23.8 (74.8)30.1 (86.2)33.5 (92.3)35.2 (95.4)32.5 (90.5)27.4 (81.3)20.0 (68.0)8.2 (46.8)3.6 (38.5)35.2 (95.4)
Средняя высокая ° C (° F)−13.1 (8.4)−10.9 (12.4)−2.4 (27.7)4.6 (40.3)12.0 (53.6)19.0 (66.2)22.1 (71.8)17.3 (63.1)10.7 (51.3)2.8 (37.0)−6.0 (21.2)−10.6 (12.9)3.8 (38.8)
Среднесуточное значение ° C (° F)−16.5 (2.3)−14.7 (5.5)−6.8 (19.8)−0.5 (31.1)6.3 (43.3)13.3 (55.9)16.5 (61.7)12.4 (54.3)6.9 (44.4)0.4 (32.7)−8.9 (16.0)−13.8 (7.2)−0.5 (31.1)
Средняя низкая ° C (° F)−20.0 (−4.0)−18.1 (−0.6)−10.9 (12.4)−5.0 (23.0)1.5 (34.7)8.2 (46.8)11.6 (52.9)8.4 (47.1)4.0 (39.2)−1.8 (28.8)−11.3 (11.7)−17.2 (1.0)−4.2 (24.4)
Рекордно низкая ° C (° F)−48.5 (−55.3)−43.9 (−47.0)−39.2 (−38.6)−28.4 (−19.1)−16.9 (1.6)−4.2 (24.4)−0.4 (31.3)−3.9 (25.0)−8.8 (16.2)−26.4 (−15.5)−37.8 (−36.0)−49.0 (−56.2)−49.0 (−56.2)
Средний осадки мм (дюймы)32 (1.3)26 (1.0)29 (1.1)28 (1.1)44 (1.7)66 (2.6)71 (2.8)69 (2.7)54 (2.1)55 (2.2)40 (1.6)39 (1.5)553 (21.8)
Источник: Weatherbase[11]

Первое поселение

Впервые на месте, где находится город Ухта, появился поселок Чибью, что произошло уже после революции, в 1929 году. Это было первое полноценное поселение. С 1933 года Чибью становится центром Ухтпечлага (одного из центров ГУЛАГа). Неблагоприятное и тяжелое время для людей, но давшее развитие поселку. Кроме того, благодаря своему расположению в самом центре Республики Коми, Чибью рос и развивался. Вскоре появилось новое название — Ухта. Одно время этот поселок городского типа даже хотели сделать административным центром региона, но все планы спутала война. В то же время Ухта получила статус города.

Мемориал землякам-участникам Великой Отечественной

Этот памятник ухтинцам-фронтовикам был установлен в городе в 1980 году. Завершено строительство 1984 году. Мемориал выполнен в виде пятиконечной звезды, вписанной в окружность 14-метрового диаметра. От её лучей поднимаются 15-метровые плоскости, символизирующие приспущенные знамёна.

Мемориал землякам-участникам Великой Отечественной

Эти плоскости объединены кольцом, на внутренней стороне которого изображается венок, а на внешней — пять орденов Отечественной войны. Вечный огонь стоит на основании из карельского гранита. К пьедесталу ведут гранитные ступени. На площади перед основным памятником мемориала установлено восемь гранитных тумб с надписями.

Месторасположение: в сквере на берегу р.Ухта, на пересечении улиц Мира и Октябрьская.

Лагерные времена

С Ухтой связан печально известный Ухтпечлаг. Ухтинско-Печорский лагерь включал в себя огромную территорию в 1,5 миллиона км2 с центром в Ухте. Какая область обширная, а вся посвящена тюрьме! В нее в том числе входили верхнее и среднее течения Вычегды, бассейн Печоры. Лагеря также захватили Тиманский кряж. Если искать на старых картах России, в какой Ухта области, то на них она значилась как Автономная область Коми. Сегодня же она входит в состав не области, а другого субъекта Федерации — Республики Коми.

Управление Ухтпечлага располагалось в Чибью (нынешняя Ухта). С 1931 года это один из тюремных центров ГУЛАГа. По тракту сюда привозили все новых и новых заключенных.

Бараки были переполнены, по данным, здесь находилось около двух тысяч человек. В 1929 году тут открылся механико-ремонтный завод. Именно благодаря репрессированным поселок начал свое интенсивное развитие, происходило освоение севера. У заключенных было много тяжелой и опасной для жизни работы, не все дожили до своего освобождения. Они добывали уголь, в лабораториях получали радий из местных радиоактивных вод, существенно увеличили объем добытой нефти. В верховьях реки Ярега была построена единственная в мире нефтяная шахта, где начали добывать тяжелую нефть. Даже был организован профтехникум, где из заключенных готовили нужных специалистов.

Междугородние виды транспорта в Ухте

В Ухте постоянно действует несколько предприятий, которые предоставляют услуги междугородного транспортного сообщения. В зависимости от маршрута поездки гости и жители города могут воспользоваться автобусами или пассажирскими поездами РЖД.

Автовокзал г. Ухта находится по ул. Октябрьска, дом № 24. Режим работы данного предприятия с 05-00 о 21-00 ч без выходных. Отправление и прибытие междугородних автобусов происходит исключительно по местному времени.

Городской автовокзал Ухты работает по следующим маршрутам:

  1. Ухта — Вуктыл. Автобус отправляется ежедневно в 07-00, 14-00 и 18-00 ч. Средняя стоимость билета составляет 849 руб.
  2. Ухта — Казань. Отправление рейса происходит ежедневно в 09-00 и 18-00 ч. Цена проезда составляет 3399 руб.
  3. Ухта — Киров. Автобус отправляется с пирона автовокзала в 09-00 ч ежедневно. Средняя стоимость билета не превышает 2000 руб.
  4. Ухта — Стерлитамак. В 09-00 ч через городской автовокзал проходит транзитный рейс со стоянкой от 2 до 5 мин. Этого времени достаточно, чтобы пассажиры смогли погрузить вещи в багажное отделение общественного транспорта, а затем занять свои места. В 12-00 из Ухты выезжает комфортабельный автобус марки Мерседес прямого сообщения со Стерлитамаком. Цена билета составляет 4925 руб.
  5. Ухта — Сыктывкар. Данное направление междугороднего сообщения является наиболее развитым. Автобусные рейсы в столицу Республики Коми отправляются ежедневно в 05-00, 09-00, 14-00, 18-00 и 22-00 ч. Средняя стоимость проезда составляет 894 руб.
  6. Ухта — Уфа. По средам и в воскресенье отправляется автобус в 05-40 ч. Также ежедневно действует другой рейс по данному маршруту с выездом междугороднего транспорта в 09-00 ч. Цена билета не превышает 5400 руб.

Доехать до автовокзала Ухты можно на общественном транспорте.

Рекомендуется воспользоваться следующими городскими маршрутами под №:

  • 1а;
  • 19;
  • 7;
  • 12;
  • 11;
  • 10;

Средняя стоимость проезда в городских автобусах Ухты составляет 24 руб. На территории автовокзала Ухты постоянно действует справочное бюро с контактным телефоном. Жители и гости города могут связаться с сотрудником транспортного предприятия для получения справок по поводу обновлений и изменений в расписании междугороднего сообщения.

Конкуренцию городскому автовокзалу в части междугородних перевозок составляет АТП Ухты. Данное предприятие предоставляет услуги перевозки граждан по маршруту: Ухта — Сыктывкар. Средняя стоимость проезда для взрослого человека составляет 800 руб. в одну сторону. Для детей возрастом до 12 лет цена билета установлена в пределах 400 руб.

Пассажиры, которые часто ездят по данному маршруту, имеют возможность оформить в ухтинском АТП Единую транспортную карту. Эта услуга будет актуальна для гостей города, которые путешествуют большими группами.

АТП города Ухта находится по ул. Западная, дом № 8.

Все справки, касающиеся междугородних рейсов этого предприятия, можно получить по телефонам:

  • +7;
  • 8 (8216) 740-200.

Перевозку пассажиров осуществляют современные и комфортабельные автобусы марки ПАЗ, а также Мерседес Спринтер. Автомобильное предприятие г. Ухта предоставляет услуги аренды автобусов для выполнения индивидуальных междугородних поездок.

Например, для перевозки больших и средних туристических групп между населенными пунктами и природными достопримечательностями Республики Коми.

Город Ухта находится в регионе, климат которого приравнивается к условиям Крайнего Севера. Почва здесь промерзает на глубину до 2 м. Несмотря на это на территории города постоянно действует несколько пассажирских и грузовых железнодорожных веток.

Ж/д вокзал в г. Ухта расположен по ул. Вокзальная, дом № 1. Железнодорожное сообщение считается одним из наиболее быстрых, безопасных и комфортных способов междугороднего сообщения. Ж/д вокзал находится на расстоянии свыше 2500 м от центра города, а также отделен от основной части Ухты рекой.

Жители и гости Ухты, которым необходимо добраться до железнодорожного вокзала, могут воспользоваться услугами автобуса с маршрутом № 2 (отправка от ул. Куратова, проезд через центральные улицы до ж/д вокзала). Средняя стоимость проезда составляет 24 руб.

Люди, которые желают сэкономить на проезде в общественном транспорте, могут отправиться к железнодорожному вокзалу в пешем порядке. В среднем путь от центра города к ул. Вокзальной, 1 займет от 30 до 40 мин. Это с тем учетом, что человек будет идти в среднем темпе.

В таблице ниже представлено расписание маршрутов железнодорожного транспорта, с помощью которого жители и гости Ухты, могут воспользоваться услугами междугороднего сообщения.

Железнодорожный маршрутВремя отправленияВремя прибытияДни недели
Нижний Новгород — Воркута17-4817-38Транзитный поезд №090Г через Ухту курсирует ежедневно.
Санкт-Петербург — Воркута19-0418-49Проходящий экспресс №078Я двигается через Ухту ежедневно.
Москва — Воркута20-4820-31Транзитный поезд №376Я ежедневного сообщения. На данный маршрут билеты необходимо приобретать заранее, так как они всегда пользуются спросом.
Москва — Воркута01-0100-51Фирменный экспресс №042В, который проходит через Ухту по четным числам.
Усинск — Сыктывкар01-2701-16Транзитный маршрут с ежедневным движением пассажирского поезда №305Я.
Лабытнанги — Москва01-4701-37Междугородние транспортные услуги предоставляет . Поезд №021Н курсирует ежедневно.
Воркута — Адлер02-5702-47Проходящий пассажирский поезд №309С, который проходит через Ухту ежедневно.
Сыктывкар — Усинск03-2703-07Транзитный экспресс №306Я с ежедневным сообщением.
Воркута — Москва06-3206-22Фирменный пассажирский поезд №041М с повышенным уровнем комфорта проходит через Ухту ежедневно.
Усинск — Сыктывкар12-5312-48Дневной экспресс №053Я, который обеспечивает ухтинцам ежедневное междугороднее сообщение.
Адлер — Воркута16-5216-42Проходящий поезд №310Э, который курсирует ежедневно, сообщая южные и северные регионы РФ.
Москва — Воркута01-0100-51Фирменный экспресс дальнего следования №042В, который проходит через Ухту по нечетным числам.
Усинск — Сыктывкар01-2701-16Пассажирский поезд №305Я двигается через Ухту транзитом ежедневно. Средняя продолжительность стоянки 5 мин.
Сыктывкар — Усинск03-2703-07Проходящий поезд №306Я с ежедневным сообщением.

Используя железнодорожный транспорт, ухтинцы и гости города, имеют возможность добраться практически в любой регион РФ с минимальным количеством пересадок.

Кашкетинские расстрелы

В 1936 году начались протесты среди политических заключенных. Они требовали своего отдельного содержания от уголовников, улучшения условий жизни и нормальной медицинской помощи. В 1937 году в лагере отбывали наказание уже 6890 заключенных.

С 1938 года начались массовые расстрелы под предводительством лейтенанта Кашкетина. В те времена в поселке Чибью было казнено 86 заключенных. А в районе реки Ухтарки расстреляли 1779 человек за короткое время. Чтобы уничтожить в малый срок такое количество людей, пошли на хитрость. Организовали «переход» из одного лагеря в другой, выстроили заключенных в колонну и повели через тундру, где их ждала засада и заранее приготовленная могила. Всех заключенных расстреляли из пулемета. Эти события впоследствии будут называть «Кашкетинские расстрелы». Вскоре после этого поселок вышел из состава ГУЛАГа, и власть вновь перешла администрации Коми.

Музей ликвидаторов техногенных катастроф

Этот музей открылся в Ухте 26 апреля 2013 года, в день 27-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, по инициативе местной общественной организации чернобыльцев-ликвидаторов. Его двери музея всегда открыты для всех желающих, а в первую очередь – для школьников.

Здесь ребятам рассказывают о сущности Чернобыльской катастрофы и о работе земляков, принявших участие в ликвидации её последствий. В числе экспонатов музея – защитные костюмы, в которых работали ликвидаторы, всевозможные дозиметры, которыми замеряли уровень радиации, детские творческие работы на тему Чернобыля, фотографии с мест тех драматических событий и снимки самих ликвидаторов аварии.

Музей ликвидаторов техногенных катастроф

Показываются познавательные фильмы и видеоролики об аварии на Чернобыльскй АЭС и ликвидации последствий других техногенных катастроф в СССР и России.

После такой экскурсии дети могут уверенно рассказать про аварию в Чернобыле на уроках и правильно ответить на любые вопросы относительно этого события.

Адрес: пр-т Космонавтов, 19.

Архитектура

Типичный северный российский город с добывающей промышленностью — это Ухта. Где находятся градообразующие предприятия, можно увидеть сразу.

Если посмотреть на город с возвышения, то в одной части обзора можно увидеть промзону. Здесь находится Ухтинский нефтезавод, который был запущен еще в период ГУЛАГа (в 1934 году).

В другой части можно увидеть жилые здания города, они, словно ступени, идут снизу-вверх. Это обусловлено тем, что город построен на Тиманском кряже. Среди зданий преобладают многоэтажки 60-80-х годов. Виднеется также массивный Научно-исследовательский институт нефти и газа. Здесь есть также старый город, набережная реки Ухта, мемориал победы и офис Лукойла.

Музей переселенцев XX века

Частный музей, создал который местный коллекционер-энтузиаст, глава научно-исследовательского клуба Виктор Моор. В основу музея была положена его коллекция антиквариата, вещей и предметов быта первой половины ХХ века.

Размещена эта необыкновенная выставка в железнодорожном вагоне-теплушке, выпущенном в 1902 году. Большинство экспонатов, представленных в музее, поступили в него от переселенцев в Ухту из других регионов России – отсюда и название.

Музей переселенцев XX века

Помимо неповторимого ощущения путешествия во времени, посещение Музея переселенцев ХХ века даёт посетителю глубокое понимание того, как сильно изменилась жизнь человека за эти десятилетия, насколько в наши дни она стала проще и комфортнее для каждого.

Адрес: ул. Бушуева, 5б.

Старый город

В старом городе можно увидеть интересную архитектуру. Старинные здания когда-то в СССР были созданы по проектам талантливых архитекторов П. К. Мурзина и Жижимонтова. Один из них был заключенным. Хотя они оба были из Москвы, в старом городе прослеживается ленинградский стиль.

Старый город, построенный в 50-х годах, выгодно выделяет Ухту среди других городов с нефтяной промышленностью. Улицы широкие, здания все разные, но в общем стиле. На самих домах очень много мелких и крупных декоративных элементов времен СССР. Чувствуется хоть и короткая, но и интересная история.

Есть краеведческий музей, а рядом памятник в виде камня, суровый и угрюмый, посвященный безвинным жертвам репрессий. В городе есть и техникумы: Горный и Железнодорожного транспорта. Сохранились и те самые деревянные бараки, и здания, с которых начинался поселок Чибью, впоследствии ставший Ухтой.

В Ухте можно увидеть мемориал и часовню, посвященные памяти погибшим во время пожара в торговом . Сгорело заживо 25 человек, в основном это были сотрудники ТЦ. По официальной версии — поджог, двоих подростков осудили на пожизненное заключение.

Интересное впечатление производит храм Стефана Пермского. Глядя на него, сложно поверить в церковное назначение этого здания. С виду — это обычный дом культуры, хотя очень красивый. И действительно, раньше в нем располагался ДК нефтяников. Только в 1994 году его переделали в храм. Говорят, что архитектор Жижимонтов, проектировавший это здание, был человеком верующим и всегда мечтал возвести храм. Таким образом, его мечта сбылась, но не сразу, а примерно через половину столетия. Однако мечты сбываются, несмотря ни на что.

Памятник «Прометеям Севера»

Проезжая по автотрассе Сыктывкар – Ухта, на въезде в город можно увидеть необыкновенный памятник рабочему нефтегазовой отрасли. В окружении труб он зажигает факел, несущий тепло людям. Эта монументальная скульптура посвящена всем участникам освоения местных месторождений и называется «Прометеям Севера».

Памятник «Прометеям Севера»

Памятник установили в ноябре 2003 года. Это бронзовый монумент, имеющий высоту 4 метра, установленный на высоком гранитном постаменте. Автором памятника стал известный скульптур из Сыктывкара А.И. Неверов. Скульптура рабочего удачно вписалась в окрестности и по праву стала одним из главных символов города Ухта.

Адрес: пр-т Ленина, 50.

Пролог

Организатором дебатов выступило Молодежное отделение Российского общества политологов в республике. Модератором дебатов стал председатель МолРОПа, студент-политолог третьего курса Никита Краев. В качестве экспертов выступили журналистка Дарья Шучалина, один из инициаторов референдума Евгений Вологин, доцент кафедры истории Фёдор Иванов и доктор исторических наук Юрий Шабаев.

— Важным показателем является социальный запрос — интерес к самой теме референдума и к переносу столицы. Эта идея стала общереспубликанской темой, — сказал в начале дебатов ведущий.

В начале посмотрели первый выпуск видеоблога писателя Григория Спичака, в котором он рассуждает об идее референдума. «Идея идет вовсе не от Николая Денисовича Цхадая, он всего лишь артикулировал ее, всего лишь озвучил. Не удивлюсь, если это идея от „Роснефти“ или от „Газпрома“», — говорит в блоге Спичак. По словам организаторов, это «единственный интересный видеоматериал по этой теме», и он должен был послужить хорошим прологом. Из-за плохого звука в колонках многим было непонятно, о чем идет речь. После видео модератор дискуссии представил приглашенных экспертов и дал им слово.

В дебатах участвовали две команды, в каждой из которых были один политолог и два журналиста. После выступления одной из сторон задавали вопросы соперники, эксперты, модератор и зрители. По жребию первой вышла команда, которая была против переноса столицы из Сыктывкара в Ухту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]