Город Киров – бывшая Вятка или Хлынов? Город, носивший название Хлынов до 1780 г. Основание города Вятки. Жители Вятки (Хлынова), история и происхождение названия города. Центр дымковской игрушки.

Завершает наш спецпроект «Азбука легендарных городов» один из центров Приуралья, родина дымковской игрушки

— город
Вятка, ныне именуемый Киров.
История города будет интересна как приверженцам официальной истории, так и искателям исторических нестыковок и тайн.

Город Вятка панорама

Если брать общепринятую картину прошлого, то Вятка основа в 1181 году новгородцами

-то есть это
один из старейших городов Древней Руси
(если иметь в виду сферы влияния Новгорода и Московии), причем еще и самый восточный. Одно это уже достаточно любопытно, однако, в школьной истории Вятка если и упоминается, то настолько поверхностно и мельком, что можно сказать — не упоминается вовсе, будто такого города и не было или его прошлое не имеет особого значения.

При этом история Вятки
описана
в признанном официальными историками, но малоизвестном широкой публике
документе конца XVII века
под названием
«Повесть о стране Вятской».
Начинается он с уже известной нам легенды о Словене и Русе (см. Словенск), которая рассказывает
о происхождении русов как таковых и их истории со времен потопа, Ноя и его потомков
. Далее речь идет
о становлении древнерусской государственности
, причем центральное место там отводится именно Новгороду, а вот другие «привычные нам» стольные города Древней Руси там почти не упоминаются. Связано ли это с тем, что первыми поселенцами Вятки по имеющимся данным были именно новгородцы или с чем-то другим — неизвестно…

Всеволод Иванов

Что касается непосредственно истории Вятской земли, то согласно данной «Повести» новгородцы начинают переселяться на реку Кама и строить первые укрепленные поселения с 1174 года

(6682 лето):

В лето 6682 отделишася от предел Великаго Новаграда жители Новгородцы самовласцы дружиною своейю и шедше плавяху в судех на низ по Волге реке и дошедшие до реки Камы и пребыша ту не колико время и поставиша по Каме реке градец мал во обитание себе и слышаху о Вятке реке ин же по ней живущих Чуди Остяков обладающих многими землями и угодиями, построиша окопи и воля земляные…

В 1181 (6689 лето) в нелегкой битве, которая сравнивается с победой Александра Невской над шведами, новгородцы захватывают принадлежавший чуди (белоглазой?) Чудской городок

. В летописи он именуется Болванский (очевидно — по количеству стоящих там храмов и идолов) и описывается как «крепкий». Впоследствии этот город получает
новое название Никулицын.
Другой чудской
город — Коншаров (Какшаров)
, после бегства большей части чуди и отворения ворот новгородцам,
становится Котельничем или Котельниным
.

Николай Фомин. Княженика

Наконец, новгородские переселенцы

Никулицына и Котельнича
принимают
на общем сходе
решение построить уже общий — третий город
, между двумя отвоеванными у чуди, чтобы укрепить свою власть над этими землями. Место было выбрано на горе
близ устья реки Хлыновицы:

…тако согласившиеся Новгородцы обладатели Бохванского городка и Кокшарова требу им устроити обще един град и замок крепкий

… И избравше место прекрасно над рекою Вяткою близ устья Хлыновицы, инии же реша в то время по реке оной летевшие птицы и крычавше хлы и оттого назвася та река Хлыновица, на высокой горе иже ныне зовет Кикиморская место бо оно ко всеобщему вселению удобно и из тоя горы преславно источники истекающая многия. И по общему согласию во уреченную годину сошедшиеся народи мнози Новгородцев на оной горе начаша к созиданию града место устрояти древеса готовити располагающе како создати град….
и накероша его Хлынов град речки ради Хлыновицы.

Андрей Клименко

Кстати, кем являлась та самая чудь белоглазая

и почему этот народ овеян таким количеством легенд с точностью неизвестно. Сами легенды также зачастую крайне противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя, и с артефактами пермского звериного стиля, а главное — повсеместно на Севере и за Уралом хранятся легенды о том, что то здесь то там (нередко в пещерах) лежат остатки некого Чудского городка. Сами же они словно растворились где-то на дорогах истории. Считается, что чудское население полностью ассимилировалось с коми, русскими и вепсами. Большинство историков относят их в финно-уграм, однако, иные финно-угорские племена (коми-зыряне, пермяки) очень четко дистанцируются от чуди и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что это народ славянского корня.

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Управляется Вятка народным вече по модели Новгорода

и не признает главенства каких бы то ни было других княжеств. Жители начинают именовать себя Вятчанами, а свою землю — страной (!) Вяткой.

И тако Новгородцы начаша обще жительствовати самовластвующе правами и обладаеми своими жители и нравы свои отеческия и законы и обычаи Новгородские имяху на лета многа до обладания великих князей Российских и прозвашася Вятчане реки ради Вятки.

Из текста летописи ясно, что Вятка была желанной территорией как для других русских княжеств, раздираемых междоусобицами, так и для соседних народов,

однако несмотря на многократные нападения, Вятчане ни разу никем не были захвачены.

Во времена же тыя Российския князи имущия отданные грады прихождаху на Вятку с различными воинстей

в великом собрании киждо
хотяще страну Вятку взяти
в подданство себе
и ничто же успеваше
наипаче же от Чуди Остяков и Черемис и бесурмян и Нагайцов снизу Волги реки и от Казанских Татар и из Закамских поселившияся тии Новгородцы Вятчане
многое утеснение имуще и разорение воюеми многажды и никако же обладаеми бяху.

Николай Фомин. Серия «Покорение Сибири»

В общерусских летописях Вятка впервые упоминается в 1374 году

в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Булгарию.

В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары.

Похоже, что древняя Вятка располагала значительной военной мощью

и нередко
участвовала как в войнах между русскими княжествами, так и в битвах с Ордой
. Известно, что в 1412 году
между вятичами и устюжанами (Великий Устюг) состоялась некая крупная битва,
в память о которой в Вятской губернии возник и укоренился
праздник под названием «Свистопляска»
(или «вятская свистунья»). Приходился он на четвертую субботу после Пасхи и представлял собой шумное веселье, с песнями, танцами, свистом в свистульки, катанием глиняных шаров с горы и кулачными боями. Организовывалась на праздник и ярмарка, где продавались игрушки в виде девушек, парней, медведей, лошадей, козлов и проч. с характерной дымковской росписью. Многие из них представляли собой именно свистульки, для использования на празднике.

Дымковская свистулька

В 1432–1453 Вятка выступала на стороне Галич-Мерьского княжества (Костромская обл.) против Московии. После поражения первого вятчане строят деревянный кремль и, вероятно (но не точно!), переименовывают свой город в Хлынов

. Уже через пару лет — после походов московских князей (Василий Васильевич) на город в 1457 и 1459 — Вятка (Хлынов) формально переходит под контроль Москвы, а ее войска даже принимают участие в военных походах Московии против Новгорода. В 1471 году (6979 лета)
вятчане шедшие по Волге на судах захватывают ханскую столицу Сарай
.

Город
Cарай-Бату(этнографическиймузей-реконструкциясозданный для съемок фильма «Орда» неподалеку от предположительного места расположения настоящего древнего города)
Затем в 1477 уже Казанский царь захватывает Вятку, разоряет город

и пленит множество вятчан. При этом последние одновременно продолжают противостоять и московским князьям. В 1489-м при Иване III со второй попытки происходит окончательное подчинение города Московии и включение его в состав Московского государства. Стычки вятчан с Ханами прекращаются только со взятием Иваном Грозным Казани в 1552-м, в этот год хлыновцы уже принимали участие в походе в составе московского войска.

Н. К. Рерих. Покорение Казани

История города Кирова (Вятки).

Первые народности на территории сегодняшней столицы Кировской области образовались в VII-X веках н.э. В 1374 году на берегу реки Вятка был образован первый город, основан он был новгородскими Ушкуйниками (разбойниками). Название города произошло от речки Хлыновицы.

С тех пор, Хлынов успел побывать в вотчине Владимиро-Суздальского княжества, испытать нашествие татар, и в итоге был присоединён к московскому княжеству.


Трифонов монастырь

11 сентября 1780 года по указу Екатерины II Хлынов был переименован в Вятку и выведен из состава казанской губернии (до этого он также был в составе сибирской губернии, а до реформы Петра I самостоятельным уездным городом). В 1797 году Вятское наместничество было преобразовано в губернию, что способствовало дальнейшему росту города. Шло развитие различных производств, развивались торговые пути. К концу 19 века Вятка была развитым торгово-ремесленным городом.

Имя Киров город получил в память С.М.Кирова по решению ЦИК СССР, это произошло 5 декабря 1934 года.


Вид на Диораму

Основание Вятки

История Вятки, согласно «Повести о стране Вятской» (конец XVII века), начинается основания города новгородцами в 1181 году. К этому времени они уже основали Никулицын и Котельнич, и решили создать единый центр. Первое упоминание о городе Вятке (или Вятской земле) в общерусских летописях датируется 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на столицу Волжской Булгарии город Булгар. Это название и является общепринятым определением того, как раньше назвался Киров.

Достопримечательности города Кирова.

Вятский Успенский Трифонов монастырь — когда в 1489 году Хлынов окончательно вошёл в состав Московского государству, Иваном Грозным была отправлена в город грамота о строительстве в Хлынове деревянного монастыря. Произошло это 2 июня 1580 года, монастырь назвали Трифоновым в честь его основателя — Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца. В 1689 году из камня был построен Успенский собор Трифонова монастыря, сохранившийся до наших дней. Сейчас он является ценнейшим памятником первого каменного строительства на вятской земле.

Новодевичий Преображенский монастырь — основан в 1624 году как женский монастырь. Сохранившийся до нашего времени корпус Преображенской церкви этого монастыря, построенный в 1696 году является интересным образцом вятского зодчества (ныне в нём размещается «Школа высшего спортивного мастерства» Динамовскй проезд, 6).


Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Ворота и ограда — первые строения были построены в 1770 годах, и до наших дней не сохранились. Это связано как с престройкой строений, так и с их разрушением. Сейчас мы можем увидеть восстановленный вариант 1988 года (архитектор проекта воссоздания Е.Л.Скопин). Архитектурной жемчужиной по праву считаются церковные ворота. Они повторяли барочные формы храма, гармонично дополняя единый стилевой замысел погоста. В центре трёхчастной композиции — высокая проездная арка, завершённая эффектным поднятием сходящихся волют карниза и главкой.


Феодоровская церковь — расположена на Набережной Грина — почти на самом берегу Вятки. Первый храм на этом же месте был открыт в честь Феодоровской иконы Божией матери в 1918 году. Пережив революционные годы, а также Великую Отечественную Войну, он был взорван в 1963 году. В 1974 году городские власти хотели возвести на этом святом месте памятник в честь 600-летия города Кирова, но из этого ничего не вышло. Более 30 лет на намоленном месте был пустырь. Открытие современного храма состоялось 25 августа 2007 года.

Также из достопримечательностей хочется выделить:

Кировский драматический театр — первое деревянное здание театра построено в 1877 году. Новое здание, которое мы можем наблюдать сейчас, было построено в очень сжатые сроки в 1935 году. Его строительство было выполнено по проекту московских архитекторов Бурова и Федорова. Театральный сезон был открыт спектаклем «Любовь Яровая» в 1939 году. Во время войны в Киров приехал писатель Евгений Шварц. В Кирове он написал пьесы «Одна ночь» и «Далекий край». На сегодняшний день в театре сыграно более 30-ти спектаклей как для взрослой, так и для юной публики.

Улица Дрелевского — до революции данная улица носила название Спасская. Здесь сохранилось много историко-культурных объектов, которые представляют самые разные эпохи истории не только Вятки, но и Кирова. Часть улицы является пешеходной (начиная с пересечения с улицей Ленина), и здесь есть магазины, где можно приобрести различные сувениры. Обсуждается возможность всю улицу Древлевского сделать пешеходной по подобию московского Арбата.


Парк имени С.М. Кирова — здесь можно просто погулять и покормить уток, а так же покататься на аттракционах возле цирка. В парковый комплекс входят цирк, диорама, гостиница «Вятка», пруд и летняя площадка с атракционами. Парк занимает квартал между Октябрьским проспектом, улицами Красноармейской, Горького и Азина. Между двумя прудами в парке расположен небольшой водопад с двумя мостиками, это место очень популярно среди молодожёнов. Здание диорамы возвышается над верхним прудом.

Диорама — музей, внутри которого находится большое полотоно с изображением событий 1917 года. События разворачивались на перекрёстке Николаевской и Спасккой улиц. Сейчас эти улицы носят названия ул.Ленина и улица Древлевского.


Дерево желаний с ухом — это архитектурное сооружение в виде дерева, на котором расположено ухо. Этому уху можно нашептать свои желания. Жители и гости Кирова часто пользуются возможностью что-нибудь попросить у этого замечательного слухового аппарата.


Александровский сад — основан в 1825 году после того, как Александр I посетил Вятку. Является центральным и одним из старейших парков Кировской области, с которого открывается отличный вид на реку Вятка. Входной портик и чугунная ограда были разработаны в 1838—1840 годах по проекту московского архитектора Витберга, который на тот момент находился в Вятке в ссылке. Центральный павильон и береговая ротонда построены по чертежам вятского губернского архитектора Александра Егоровича Тимофеева в 1835 году.

Вятская Кунсткамера — открылась в 1992 году в доме купца Сенилова. Музей состоит из пяти залов, внутрикоторых расположены экспонаты, отражающие эпоху XIX века и городской быт. Также посетители могут посмотреть коллекции часов, художественных изделий из металла, коллекции фарфора и фаянса, предметы мебели и атрибуты одежды.

Александровский костёл — открытие костёла произошло 31 августа 1903 года. Этого дня местрные католки ждали, начиная с 1892 года, когда по ходатайству ссыльных поляков вятский губернатор А.Ф.Анисьин с санкции министра внутренних дел разрешил местным католикам открыть молитвенный дом. Храм с планом в виде латинского креста представляет собой однонефную постройку. Пониженная апсида и башни, фланкирующие портал, с металлическими крестами на лёгких «фонарях»-главках, открытая звонница над средокрестием сообщают пластичность объёмно-пространственному построению здания.

Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева — основан в 1935 году, и является одним из старейших в России. В 1941 году театр возглавил актер и режиссер Анатолий Николаевич Афанасьев, основатель театральной династии, чье имя в 2009 году было присвоено театру. В 2009 году для театра было построено новое здание.

Музей А.С.Грина — построен на месте, где раньше жил выдающийся писатель. В музее можно посмотреть экспонаты, связанные с жизнью писателя. А.С. Грин жил в Кирове (Вятке) в юности и детстве. В коллекции музея находятся предметы XIX – начала XX века — это мебель, книги любимых авторов А.С.Грина, игрушки и школьные принадлежности.

Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина — располагается в доме, где с 1848 по 1855 годах проживал М.Е. Салтыков-Щедрин, отбывая ссылку в Вятке. Основу музея составил мемориальный кабинет писателя. В экспозиции воссозданы интерьеры середины XIX в. Личные вещи М.Е.Салтыкова не сохранились. Музей был открыт как литературный с мемориальным кабинетом писателя, поэтому по традиции ежегодно организуются выставки, знакомящие с творчеством писателей-земляков.

Музей К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики — музей расположен в здании, принадлежавшем вятским купцам Шуравиным. Позже в этом доме проживала семья Циолковского. Музей посвящен жизни и деятельности ученого и основоположника космонавтики. В музее представлена мебель, принадлежавшая семье Циолковского, а также предметы быта XIX века. Также можно посмотреть на личные вещи космонавтов и летчиков В.П. Савиных и А.А. Сереброва.

Особняк Булычёва — построен в 1911 году для купца Тихона Филипповича Булычёва архитектором Иваном Аполлоновичем Чарушиным. Расположен на улице Ленина, д. 96. Этот красивый замок с ажурной чугунной оградой является образцом готической архитектур. На фасаде расположены строгие двуглавые орлы. На углу здания возвышается башня.

Дом А.Ю.Левитского — дом-коттедж, построенный в 1910 году по проекту Э.К.Нюквиста в стиле модерн. Его формы напоминает жилые дома Англии, Голландии и прибалтийских стран. Здесь жил губернский врач Левитский.

Кировский музей железнодорожного транспорта — расположен на улице Карла Маркса, дом 147. Был открыт к 100-летию в честь прокладки первой железной дороги через Вятку. В музее можно озникомиться с историей развития железнодорожного транспорта в Кировской области, и в России в целом. Представлены различные экспонаты. Один из самых интересных — макет железнодорожной станции времен появления первых поездов. Перед входом в музей расопложен главный экспонат — паровоз Эр 788-74.

Стадион Динамо — Находится на Московской улице, 1 В. Его вместимость 10 000 зрителей. Является открытым стадионом для проведения соревнований и массовых катаний на коньках. Всего в Кирове 6 действующих стадионов. Стоит также выделить стадион «Родина», где играет известная на всю Россию хоккейная команда с мячом «Родина».

Парк Победы — расположен на пересечении улиц Ломоносова и Лепсе. Здесь расположены кафе, фонтаны, различные аттракционы для детей и взрослых. Парк Победы был разбит на месте, на котором когда-то была деревня. Многие жители этой деревне принимали участие в Великой Отечественной войне.

Ботанический сад — расположен на улице Карла Маркса, д. 95. История этого чудесного места началась в 1912 году. Его основателем стал А.А. Истомин, который купил землю и заложил здесь частный Ботанический сад. Над проектом работали лучшие садоводы, художники и архитекторы Санкт-Петербурга. Основную часть сада засадили в 1913 году. В большинстве своем это привозные растения. В том же году построили теплицы и затейливый бассейн в виде Черного моря с фонтанами. Особенно был хорош грот, из которого бьет родник. К сожалению, из всего этого великолепия в настоящее время сохранился только бассейн. Кировский Ботанический сад это настоящий музей под открытым небом включающий в себя множество представителей растительного мира и их разновидностей.

Парк имени Юрия Гагарина — первоначально здесь была площадь, на которой в 1864 году был построен Александро-Невский собор. В 1894 году территорию обнесли чудесной чугунной оградой и разбили сквер. К сожалению, Собор был взорван в 1938 году, и на его месте еще долгое время оставалась груда битого кирпича. Потом здесь был колхозный рынок, еще позже зоопарк. Место это теперь называлось Площадь Революции. В 60-х годах ХХ века здесь построили здание телецентра и филармонию, появилось множество аттракционов, были благоустроены аллеи, а сам парк получил новое звучное название.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]