Одно из древнейших русских мест в Брянской области — Карачев — в Средние века было столицей одноименного княжества. Сегодня это небольшой город, численность населения составляет чуть менее 18 тысяч человек. Находится он на востоке области, на расстоянии 44 км от самого Брянска, на реке Снежети (это обмелевший после строительства нескольких плотин приток Десны).
Легенды о городе
Брянская область, город Карачев — многим туристам это направление практически незнакомо. А между тем у этого места весьма древняя и интересная история. В частности, есть легенда о том, что знаменитый русский богатырь Илья Муромец родился именно в Карачеве. И якобы здесь же произошла его битва с Соловьем Разбойником. На самом деле, с учетом того, что нет никаких доказательств существования Ильи Муромца, все это не более чем теории, но места здесь и в самом деле особенные.
Например, много легенд ходит про название города. В Карачевском районе есть село Одрино, где его старожилы хранят множество преданий о прошлом Брянской и Орловской области. Со временем все эти истории, конечно, обрастают новыми подробностями, тем не менее, если не считать их основой научного исторического знания, они весьма любопытны.
Например, легенда гласит, что Карачев — это в переводе с татарского «черный лес». Мол, несколько раз ордынцы сжигали город дотла, а местные жители его восстанавливали. Есть и другая версия: якобы когда ханские воины подошли к княжеству, то в сам город не смогли попасть, поскольку его окружали такие могучие деревья, что их просто не смогли вырубить, и татарам пришлось отступить. На самом деле из хроник известно, что название Карачев появилось гораздо раньше, чем на Русь пришли татарские ханы.
А вот леса в древности здесь и в самом деле были темными и непроходимыми. Сегодня на территории области есть несколько природных достопримечательностей, связанных как раз с этими лесами.
Известные уроженцы
- Аарон (Морякин) (1780—1844) — архимандрит, наместник Александро-Невской лавры.
- Булгакова (Покровская) Варвара Михайловна (5/17 сентября 1869 г. — 1 февраля 1922 г.) — мать известного российского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова.
- Заяц, Михаил Владимирович (род. 1981) — боец смешанного стиля.
- Колякин, Владимир Иванович (1965—2001) — Первый кавалер ордена Мужества в Брянской области.[18]
- Лев Оптинский (в миру Лев Данилович Наголкин — в 1768) — прославленный в лике святых Русской Православной Церковью, один из великих старцев Оптиной Пустыни.
- Локшин, Давид Борисович (1921—1995) — советский и российский музыкант и художник.
- Муляр, Дмитрий Сергеевич — актёр театра и кино.[19]
- Ноздрачев, Александр Данилович (род. 1931) — советский, российский учёный, специалист в области физиологии вегетативной нервной системы и физиологии висцеральных процессов. Академик РАН (1997), профессор.
- Овчинников, Адольф Николаевич (род. 1931) — ведущий художник-реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря
- Чеботарёв, Владимир Александрович — режиссёр, сценарист («Человек-амфибия», 1961)[20]
- Шагин, Антон Александрович — российский актёр театра и кино
- Старец Досифей — сначала жил Площанской пустыни тут принял монашество. Прожил 40 лет в рославльских лесах. Год просидел в тюрьме, в октябре 1827 года прибыл в скит Оптиной Пустыни, скончался в возрасте 75 лет.[21]
- Схимонах Федор (Перехватов) — родился в 1756 году умер 7 апреля 1822 года в Александросвирском монастыре. Был учеником Паисия Величковского в Нямецком Монастыре. Был духовным отцом Лва Оптинского. Его жизнеописание составил послушник о. Льва(Наголкина) Дмитрий Александрович Брянчанинов, в будущем Святитель Игнатий Брянчанинов.[21]
- Отец Иоанникий (в схиме Леонид) в миру Иоакинф Тихонович Бочаров. Племянник о. Федора. Был насельником Белобережской пустыни до 1814 г. и келейником о. Льва (Наголкина), затем перешел в Валаамский Монастырь, потом в Александро- Невскую лавру. Скончался 4 декабря 1853 г в возрасте 70 лет в Оптиной Пустыни.[21]
Природные памятники
На территории Карачевского района имеется несколько любопытных природных объектов. В частности, это заказник «Карачевский», созданный в 2006 году. Он занимает площадь более 27,6 тысяч га. Главной его целью является сохранение популяции зубров, а также других редких видов:
- рыси;
- барсука;
- черного аиста;
- филина и других.
На территории заказника разрешены экологический туризм и любительская рыбалка. Место находится к северу от самого города, на землях Карачевского лесничества.
Еще один природный памятник, правда, регионального значения, — это Рессета. Это, по сути, искусственные насаждения вокруг мемориального комплекса, созданного в начале 1990-х годов в память о жертвах фашизма. Территория — 790 га. Расположен в том же направлении — Брянская обл., Карачевский район, к северу от города.
Любителей экологического туризма привлекает также природный памятник под названием «Дюнные всхолмления». Расположен он к северу от населенного пункта Рясники, что на левом берегу реки Снежети. Это сравнительно небольшой участок долины с красивыми песчаными дюнами. Здесь произрастает множество редких растений.
Редкими растениями можно полюбоваться и на территории природного памятника «Рябчик». Он славится тем, что здесь растет рябчик шахматный. Кроме того, встречаются:
- можжевельник;
- любка двулистная;
- гудайера ползучая.
Территория памятника представляет собой небольшой участок леса с заболоченными полянами. Расположен он в 1 км от ст. Мылинка.
Основные достопримечательности
Как правило, во всех путеводителях, в которых описывают г. Карачев, выделяют основные достопримечательности. Их рекомендуется осмотреть каждому туристу. Например:
- Собор Архангела Михаила. Расположен на правом берегу реки Снежети, посреди площади Карла Маркса (это южная часть города). По сути, в XII—XVII вв. на этом месте находилось городище, о котором подробнее будет рассказано ниже. Храм, построенный на этом месте в XII в., был деревянным. Понятно, что за это время он несколько раз разрушался и отстраивался заново, в середине XVII в. началось строительство каменного храма. Судя по всему, оно продолжалось и в первой трети следующего столетия, поскольку в документах первое упоминание об уже возведенном храме датируется 1745 годом. Сегодня это главная достопримечательность города. В некоторых источниках указано, что в архиве Собора есть некая древняя и очень ценная книга, но, скорее всего, это просто городская легенда.
- Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Это древняя обитель, которая была построена более пятисот лет назад.
- Карачевская пожарная каланча. Как и многие другие русские города, Карачев в течение длительного времени был выстроен в основном из дерева. Это сейчас большинство строений здесь каменные, а в былые времена стояли деревянные здания и пожары здесь случались нередко. Так что Карачевская пожарная колокольня спасла город от многих бед. Ее история будет рассмотрена более подробно ниже.
- Аллея героев. Среди жителей Карачева было немало людей, сражавшихся с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние горожане чтят их подвиг. В честь этого в городе была устроена Аллея героев, на которой были установлены бюсты воинов, сражавшихся с нацистами и защищавших свой город. Среди прочих это, например, Герой Советского Союза летчица Антонина Худякова, воевавшая в Таманском женском авиаполку ночных бомбардировщиков.
- Железнодорожный вокзал. Это старинное здание — одно из немногих, переживших Великую Отечественную войну. С архитектурной точки зрения оно, возможно, никакой особой ценности не представляет, но для местного населения это настоящий символ города. Вокзал был построен в 1868 году. Разумеется, с тех пор потребности города значительно возросли, здание уже давно не может вместить всех пассажиров, но его не перестраивают, а только очень бережно реставрируют.
- Музей елочной игрушки на фабрике «Интерьер». Правда, открыт он не круглый год, а только с ноября по февраль, и записываться на экскурсию нужно заранее.
- Краеведческий музей. Многие туристы, описывая этот музей, отмечают, что он очень уютный и душевный, хотя особой оригинальностью местная экспозиция похвастаться не может. Музей был основан в 1970 году. Посетители могут познакомиться с достаточно богатой археологической коллекцией (в том числе здесь есть коллекция монет из древнего клада), этнографической экспозицией, а также с коллекцией, посвященной истории Великой Отечественной войны. Имеется здесь и довольно любопытная литературная экспозиция.
Некоторые из достопримечательностей Карачева стоит рассмотреть подробнее.
Примечания
- ↑ 123
www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года - Карачев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- [nasledie.dubna.ru/item.asp?idcategory=26&id=26&iditem=683 Московский областной общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие»]
- [www.soldat.ru/doc/sovinfburo/1943/1943_08.html По официальным сообщениям Совинформбюро.]
- ↑ 12345678910111213141516
[www.MojGorod.ru/brjansk_obl/karachev/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Карачев]. Проверено 6 ноября 2013. [www.webcitation.org/6KvrLicpc Архивировано из первоисточника 6 ноября 2013]. - [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOjhZ5L Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
- [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
- [www.gks.ru/bgd/regl/b07_14t/IssWWW.exe/Stg/z/02.htm Города Брянской области (число жителей — оценка на 1 января 2007 г., тыс. человек)]. Проверено 24 июня 2016. [www.webcitation.org/6iVj3ZBnx Архивировано из первоисточника 24 июня 2016].
- [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
- [bryansk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bryansk/resources/0f50b5804e367fe2afe7afba5f1db840/01-10.xls Всероссийская перепись населения 2010 года. 10. Численность населения Брянской области, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов]. Проверено 28 января 2014. [www.webcitation.org/6My9osXAC Архивировано из первоисточника 28 января 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
- [khmelnytsky.livejournal.com/3623.html «Отблеск далекой ракеты» (2009 г., автор Полуничев А. С.)]
- [witkom.ucoz.ru/publ/31-1-0-131 Муляр, Дмитрий Сергеевич на сайте «Наш Карачев»]
- [witkom.ucoz.ru/publ/22-1-0-72 Чеботарев Владимир Александрович на сайте «Наш Карачев»]
- ↑ 123Каширина В.В.
Литературное наследие Оптиной Пустыни.
Воскресенский монастырь
Легенда утверждает, что основал его некий монах Тихон, из-за этого некоторое время она даже называлась Тихоновой пустынью. Сначала монастырь был деревянным, но через какое-то время его отстроили в камне. К сожалению, бурный ХХ век не мог не сказаться на его состоянии.
Практически все строения комплекса были разрушены или разобраны. Сегодня здесь путешественникам можно полюбоваться только церковью Воскресения на Бережке. Туристов привлекает в ней круглая дозорная башня — редкость для такой архитектуры. Существует легенда, что именно в этой башне когда-то жил Тихон, основатель монастыря. Мол, с вершины этой башни он мог заранее увидеть приближение татар, чтобы в случае опасности звонить в колокола.
Отрывок, характеризующий Карачев
[Если y вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами. Анна Шерер.] – Dieu, quelle virulente sortie [О! какое жестокое нападение!] – отвечал, нисколько не смутясь такою встречей, вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состаревшемуся в свете и при дворе значительному человеку. Он подошел к Анне Павловне, поцеловал ее руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване. – Avant tout dites moi, comment vous allez, chere amie? [Прежде всего скажите, как ваше здоровье?] Успокойте друга, – сказал он, не изменяя голоса и тоном, в котором из за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка. – Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно оставаться спокойною в наше время, когда есть у человека чувство? – сказала Анна Павловна. – Вы весь вечер у меня, надеюсь? – А праздник английского посланника? Нынче середа. Мне надо показаться там, – сказал князь. – Дочь заедет за мной и повезет меня. – Я думала, что нынешний праздник отменен. Je vous avoue que toutes ces fetes et tous ces feux d’artifice commencent a devenir insipides. [Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны.] – Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили, – сказал князь, по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили. – Ne me tourmentez pas. Eh bien, qu’a t on decide par rapport a la depeche de Novosiizoff? Vous savez tout. [Не мучьте меня. Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова? Вы все знаете.] – Как вам сказать? – сказал князь холодным, скучающим тоном. – Qu’a t on decide? On a decide que Buonaparte a brule ses vaisseaux, et je crois que nous sommes en train de bruler les notres. [Что решили? Решили, что Бонапарте сжег свои корабли; и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.] – Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться. В середине разговора про политические действия Анна Павловна разгорячилась. – Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы. Наш благодетель знает свое высокое призвание и будет верен ему. Вот одно, во что я верю. Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он исполнит свое призвание задавить гидру революции, которая теперь еще ужаснее в лице этого убийцы и злодея. Мы одни должны искупить кровь праведника… На кого нам надеяться, я вас спрашиваю?… Англия с своим коммерческим духом не поймет и не может понять всю высоту души императора Александра. Она отказалась очистить Мальту. Она хочет видеть, ищет заднюю мысль наших действий. Что они сказали Новосильцову?… Ничего. Они не поняли, они не могут понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя и всё хочет для блага мира. И что они обещали? Ничего. И что обещали, и того не будет! Пруссия уж объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него… И я не верю ни в одном слове ни Гарденбергу, ни Гаугвицу. Cette fameuse neutralite prussienne, ce n’est qu’un piege. [Этот пресловутый нейтралитет Пруссии – только западня.] Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу!… – Она вдруг остановилась с улыбкою насмешки над своею горячностью. – Я думаю, – сказал князь улыбаясь, – что ежели бы вас послали вместо нашего милого Винценгероде, вы бы взяли приступом согласие прусского короля. Вы так красноречивы. Вы дадите мне чаю? – Сейчас. A propos, – прибавила она, опять успокоиваясь, – нынче у меня два очень интересные человека, le vicomte de MorteMariet, il est allie aux Montmorency par les Rohans, [Кстати, – виконт Мортемар,] он в родстве с Монморанси чрез Роганов,] одна из лучших фамилий Франции. Это один из хороших эмигрантов, из настоящих. И потом l’abbe Morio: [аббат Морио:] вы знаете этот глубокий ум? Он был принят государем. Вы знаете? – А! Я очень рад буду, – сказал князь. – Скажите, – прибавил он, как будто только что вспомнив что то и особенно небрежно, тогда как то, о чем он спрашивал, было главною целью его посещения, – правда, что l’imperatrice mere [императрица мать] желает назначения барона Функе первым секретарем в Вену? C’est un pauvre sire, ce baron, a ce qu’il parait. [Этот барон, кажется, ничтожная личность.] – Князь Василий желал определить сына на это место, которое через императрицу Марию Феодоровну старались доставить барону. Анна Павловна почти закрыла глаза в знак того, что ни она, ни кто другой не могут судить про то, что угодно или нравится императрице. – Monsieur le baron de Funke a ete recommande a l’imperatrice mere par sa soeur, [Барон Функе рекомендован императрице матери ее сестрою,] – только сказала она грустным, сухим тоном. В то время, как Анна Павловна назвала императрицу, лицо ее вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью, что с ней бывало каждый раз, когда она в разговоре упоминала о своей высокой покровительнице. Она сказала, что ее величество изволила оказать барону Функе beaucoup d’estime, [много уважения,] и опять взгляд ее подернулся грустью. Князь равнодушно замолк. Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта, захотела и щелконуть князя за то, что он дерзнул так отозваться о лице, рекомендованном императрице, и в то же время утешить его. – Mais a propos de votre famille,[Кстати о вашей семье,] – сказала она, – знаете ли, что ваша дочь с тех пор, как выезжает, fait les delices de tout le monde. On la trouve belle, comme le jour. [составляет восторг всего общества. Ее находят прекрасною, как день.] Князь наклонился в знак уважения и признательности. – Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, подвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто выказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и теперь начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни. За что вам судьба дала таких двух славных детей (исключая Анатоля, вашего меньшого, я его не люблю, – вставила она безапелляционно, приподняв брови) – таких прелестных детей? А вы, право, менее всех цените их и потому их не стоите. И она улыбнулась своею восторженною улыбкой. – Que voulez vous? Lafater aurait dit que je n’ai pas la bosse de la paterienite, [Чего вы хотите? Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви,] – сказал князь. – Перестаньте шутить. Я хотела серьезно поговорить с вами. Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говорили у ее величества и жалеют вас… Князь не отвечал, но она молча, значительно глядя на него, ждала ответа. Князь Василий поморщился. – Что вы хотите, чтоб я делал! – сказал он наконец. – Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles. [дураки.] Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, – сказал он, улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что то неожиданно грубое и неприятное. – И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас, – сказала Анна Павловна, задумчиво поднимая глаза. – Je suis votre [Я ваш] верный раб, et a vous seule je puis l’avouer. Мои дети – ce sont les entraves de mon existence. [вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования.] – Он помолчал, выражая жестом свою покорность жестокой судьбе. Анна Павловна задумалась. – Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля? Говорят, – сказала она, – что старые девицы ont la manie des Marieiages. [имеют манию женить.] Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne [маленькая особа], которая очень несчастлива с отцом, une parente a nous, une princesse [наша родственница, княжна] Болконская. – Князь Василий не отвечал, хотя с свойственною светским людям быстротой соображения и памяти показал движением головы, что он принял к соображению эти сведения.
Карачевская пожарная каланча
Следует отметить, что во времена, когда Карачев еще был преимущественно деревянным, город действительно несколько раз выгорал дотла, как и гласят легенды. В 1860-е годы для того, чтобы тушить пожары, в каждом квартале были установлены бочки с водой.
Тушением пожаров занимались не профессиональные пожарные, но все-таки специально отобранные для этого добровольцы. Критерий был довольно странный по нынешним временам — нужно было, чтобы кандидат мог сутки проспать беспробудным сном. В тушении пожаров участвовали и простые горожане. За отказ наказывали, и довольно сурово, не разбирая статуса.
В 1862 году была установлена Карачевская пожарная каланча. Для этого было получено разрешение императора. На строительство выделили более трех тысяч рублей серебром, что было очень солидной суммой. При каланче состояла команда из 20 крестьян. Но даже при таких мерах пожарные все равно не успевали справляться со всеми пожарами.
Хотя определенный эффект все-таки был. С каланчи хорошо просматривался весь город, и в итоге действовать можно было более оперативно.
Старое городище «Татарский вал»
История Карачева уходит в глубину веков. Впервые город упомянут в знаменитой Ипатьевской летописи. Причем это упоминание относится к 1146 году, то есть действительно задолго до татарского нашествия и даже до распада Черниговского княжества — отсюда и легенды про Илью Муромца.
От тех далеких времен осталось только старое городище, которое в народе получило прозвище «Татарский вал». Это археологический памятник, неплохо исследованный, многие находки оттуда хранятся в археологическом музее. Находится он на правом берегу Снежети, посреди современного города. Общая площадь городища составляет 46 га. Неподалеку находится камень, символизирующий точку основания города.
Татарский вал будет интересен всем ценителям истории. В свое время там нашли несколько любопытных украшений — например, это медальон, на котором с разных сторон имеются изображения Архангела Михаила и какого-то мифического существа с женской головой и несколькими змеиными туловищами. Другие фрагменты украшений и предметы быта также пополнили коллекцию местного музея.
(
2 оценок, среднее: 3,00 из 5)