Достопримечательности города спасска пензенской области

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасск.

Город
Спасск

Флаг

Герб
Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации Пензенская областьПензенская область
Муниципальный район Спасский
Городское поселение город Спасск
Координаты 53°56′00″ с. ш. 43°11′00″ в. д. / 53.93333° с. ш. 43.18333° в. д. / 53.93333; 43.18333 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=53.93333&mlon=43.18333&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 53°56′00″ с. ш. 43°11′00″ в. д. / 53.93333° с. ш. 43.18333° в. д. / 53.93333; 43.18333 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=53.93333&mlon=43.18333&zoom=12 (O)] (Я)
Основан XVII век
Первое упоминание 1663
Прежние названия 1663-1673 Богданово, 1673-1679 гг. Богданово-Спасское, 1679-1925 гг. Спасск-на-Студенце, 1925-2005 гг. Беднодемьяновск
Город с 1779 года
Население ↘7175[1] человек (2016)
Национальный состав русские, мордва и другие
Конфессиональный состав православные и другие
Названия жителей спасча́не, спасча́нин
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 84151
Почтовый индекс 442600
Автомобильный код 58
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=56206501 56 206 501]
Официальный сайт [www.spassk.ru ssk.ru]
Спасск

Москва

Пенза

Спасск

Аудио, фото и видео

на Викискладе

Спасск

— город в России, административный центр Спасского муниципального района Пензенской области.

История


В 1648 году в Мещёрском (Шацком) уезде было обнаружено дикое поле. Поскольку эта земля никому не принадлежала, то была передана Ново-Спасскому монастырю в вотчину по жалованной грамоте. В 1663 году здесь основано село Богданово.
Первыми его поселенцами были монастырские и беглые крестьяне. По переписи 1669 года население составляло 315 человек. В конце XVIII века в Спасске проживало 3005 человек, по первой Всероссийской переписи 1897 года — 6439.

Примерно с 1673 года село стало называться Богданово-Спасским по находившейся в нём церкви Спаса. В 1675 году здесь открылся базар.

Богданово-Спасское до 1673 года находилось в Кадомском уезде, до 1779 года — в Шацком уезде Азовской, потом Воронежской губернии.

16 сентября 1779 года образовалось Тамбовское наместничество с 15 уездами, в том числе Спасским. Указом Екатерины II село было переименовано в город Спасск

. В то время в России уже было несколько городов с таким названием: в Рязанской и Казанской губерниях (а позже, в 1917 году, появился Спасск-Дальний на Дальнем Востоке). Вскоре последовал указ, в котором к имени уездного центра Тамбовского наместничества прибавлялось название здешней реки Студенец, и город называли
Спасском-на-Студенце
.

В Спасске промышленных предприятий не было. Существовали небольшие полукустарные заведения: 7 пивоварен, 14 салотопен и 3 харчевни.

1923 — Спасский уезд был передан из Тамбовской губернии в Пензенскую и укрупнён за счёт присоединённых к нему Наровчатского и Керенского уездов. Его территория тогда составляла 8 466,3 км².

В 1928 году после упразднения губерний и уездов Беднодемьяновск

становится центром Беднодемьяновского района Мордовского округа Средне-Волжской области. С 1939 года в составе Пензенской области.

Глава 1 «На диком поле промеж двух Липляев»

В этой главе пойдет речь об истории возникновения поселения, которое в ХVIII веке стало уездным городом Спасском. Об этом неоднократно писалось разными авторами, но есть некоторые разночтения относительно времени возникновения поселения, принадлежности этой земли, происхождения названия села. Когда создавался общественный краеведческий музей, его организаторы Ф.С. Давыдкин, А.С. Мирошкин при материальной поддержке районной власти запрашивали документы из разных архивов страны. Из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) были присланы фотокопии документа об отводе земли Новоспасскому монастырю. Но в то время из-за неправильно прочитанного текста (скоропись XYII века) произошло неточное освещение этих событий, которое вылилось на страницы районной газеты, а позже и книг. Только в 2008 году доктор исторических наук Алексей Владимирович Сиренов изучил текст этого документа и подготовил его к печати. Суть дела такова. История возникновения города Спасска связана с Новоспасским мужским монастырем города Москвы, основанным в XIV веке. У монастыря в Козловском уезде были земельные угодия, которые в 1647 году понадобились для государственных нужд. Вскоре монастырь отыскал для себя незанятую землю в Шацком уезде Замокшанского стана и обратился к царю с просьбой о выделении ему этой земли. К челобитию присоединился боярин Глеб Иванович Морозов, брат всесильного тогда боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя молодого царя Алексея Михайловича. Женой Глеба Ивановича была знаменитая раскольница Феодосия Прокопиевна, запечатленная художником В. Суриковым на полотне «Боярыня Морозова». В 1654 году царем была послана грамота в Шацк, в которой повелевалось ту пустошь описать, измерить и доложить в Поместный приказ, ведавший выделением земель. Но по каким-то причинам земля Новоспасскому монастырю не была отписана. Спустя 6 лет монастырь в лице «архимандрита Иосифа и келаря старца Герасима с братию» снова обратился к царю с той же просьбой и с челобитием Г.И. Морозова. В Шацк к воеводе Григорию Спешневу снова была послана царская грамота. По окладным книгам выяснилось, что земля в районе деревни Дракино записана за Рисанкой (Рузанкой) Богдановым, а в Порумборе (Мордовском Пимбуре) владельцев земли нет. В окладных книгах значился и Жданка Богданов, который имел землю в районе села Потьма (все названые села ныне находятся на территории Мордовии) и сдавал ее внаем овдаловской мордве. Земля же, которую просил монастырь, «дикое поле лежит порозже в поместье и вотчину и на оброк никому не отдано». Границы отведенной монастырю земли с западной и восточной сторон проходили по рекам Студенец и Сухой Липляй, с северной стороны – по реке Парце, а с южной стороны – по дороге, соединяющей Наровчат и Керенск. Эта дорога шла по нынешней границе полей с. Дубровки через Шелдаис. Территория владений упомянутой мордвы находилась на значительном расстоянии. 11 октября 1662 г. царская грамота повелевала шацкому воеводе, теперь уже Павлу Хвостову, послать дворянина и подьячего для измерения пустоши в диком поле. Выбор пал на Ивашку Фролова, подьячего съезжей избы, который измерил землю, взяв в свидетели «тутошних и сторонних людей, старост и целовальников и крестьян, сколько человек пригож». И на «речке на Парце, промеж двух Липляев» подьячий Ивашка Фролов со свидетелями мерил ту землю и намерил «в поле на 200 четвертей, а в дву по тому ж, да сенных покосов на 400 копен, да дворцовых усадеб и животного выпуску и на подгуменье мест». Все поле в длину составляло 8 верст, поперек 0,5 версты по одной стороне и 1 версту по реке Парце. В мерной книге Фролов о. Это измерение проводилось в октябре и ноябре месяцах при свидетелях – священнослужителях и крестьянах сел Стяжкино, Устье, Никольское, Семивражки (все села, кроме Устья, ныне находятся в Республике Мордовия). «А они мордва деревни Дракины да деревни Порумбор на то дикое поле не выезжали и крепостей никаких не показали и того дикого поля в тех урочищах не спорили…» – писал подьячий в документе1. Остановился Ивашка Фролов, скорее всего, в селе Усть-Парцы, которое существовало уже около 12 лет. Оно принадлежало помещикам Лопатиным, Рогожиным, Лачиновым. Маловероятно, что Фролов со священниками окрестных сел в осеннюю погоду измерял территорию, скорее всего, документ был составлен со слов свидетелей и подписан ими «не выходя из избы». Это подтверждается тем, что повторное измерение и межевание земли показало совсем другие площади. 28 ноября 1662 г. царским указом измеренная земля была пожалована московскому Новоспасскому монастырю. Его представители, получив долгожданный документ, определили на новое местопоселение приказчика и служек, которые выбрали место для будущего села у «источины» на возвышенной местности и назвали его Богданово. «Источина» – это речка Кака (Какова), правый приток Студенца, впадающий в него у с. Липлейка. Неблагозвучное название реки в переводе с древнемордовского означает «осока, тростник». Тут следует сказать о происхождении названия нового поселения. Конечно, служки монастыря, бывшие здесь после отвода земли, и помыслить не могли, чтобы назвать село именем неведомого им потьминского Жданки Богданова, находящегося в 40 верстах от этого места. Конечно, оно названо Богдановым по старославянскому мужскому имени Богдан, что означает «Богом данный». Монастырские служащие должны были решать многие вопросы: выделение и вывоз строевого леса на избы и монастырский двор; определение семей, подлежащих переселению, и вывоз их из сел, принадлежащих монастырю; отвод земли под пашню, ее обработка и засев; выделение сенокосов, выгона и многое другое. Надо сказать, что к моменту заселения села Богданова некоторые населенные пункты Спасского края уже существовали. В пределах территории нынешнего района села и деревни по реке Шелдаис были уже заселены, села Абашево и Устье уже существовали, в 1663 году выделялась земля на месте сегодняшних сел Липяги и Кошелёвка. Отведенная монастырю земля находилась в безопасном от кочевых племен месте, т.к. на юго-востоке государства уже была выстроена засечная черта, проходившая через Керенск, Верхний и Нижний Ломовы. С весны 1663 г. застучали топоры: рубились новые избы для первопоселенцев. Еще загодя была построена монастырская келья, где останавливались служки, а затем – монастырский двор, в котором проживал приказчик. В течение года монастырь переселил в село Богданово 60 семей. Пополнение новыми жителями происходило и позднее, но меньшими темпами. Вместе с тем разрабатывалась и пашня для прокормления новоселов и скота. По указу государя темниковскому писцу Владимиру Новосельцеву и подьячему Петру Зиновьеву «велено ехать в Мещерский уезд в Замокошный (Замокшанский) стан в вотчину Всемилостивого Спаса Нового монастыря… переписать во дворех крестьян и бобылей и их детей и братью и соседи, подсоседников и захребетников, с отцы и с прозвищи и из которых вотчин те крестьяне и бобыли из сел и деревень на ту землю переведены, и ту землю против отказных книг пашню и сено и лес и всякие угодья описать и измерить по наказу, каков им, писцам, дан наказ из Приказу Казанского дворца прямо в правду, да что в той вотчине будет дворов крестьянских и бобыльских и в них людей по именам, и пашни и сена и лесу и всяких угодий, и то все велено написать в книгах порознь, да и те переписные книги велено прислать к великому государю в Поместный приказ…». Бобыли в данном случае – крестьяне, не владеющие имуществом (скот, инвентарь, и т.п.), работающие в качестве батраков. По сведениям историка В.О. Ключевского, крестьяне, переселявшиеся на юговосточные земли, были малоимущими. Землевладельцы, чтобы меньше платить податей государству, часть крестьян зачисляли в бобыли (батраки), поскольку в XVII веке с них податей не брали. Полностью документ о переписи населения и новом межевании в селе Богданове «Выпись из книг Мещерского уезда» опубликован впервые в «Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии» в 1887 году и перепечатан в книге Н.И. Забродиной «Краеведческие записки» (С. 122-139). Перепись населения в августе 1669 г. зафиксировала в селе Богданове 77 дворов, в которых проживало 315 человек. Считались лишь лица мужского пола да несколько вдов, бывших главами семейств. Обязанностью переселенных жителей было распахивать выделенную монастырю землю, получать с нее доход, отправлять монастырю необходимую продукцию. Социальный состав села был неоднороден. Он состоял из крестьян (34 двора, 166 человек), бобылей (43 двора, 149 человек). Семьи были большие, только представителей мужского пола в некоторых из них насчитывалось 7-8 человек, среди них племянники, шурины, пасынки хозяина, так как поднимать целину могли только сильные мужские руки. В ряде дворов селились и, так называемые подсоседники, т.е. семьи, не имевшие своего двора, а помогавшие основному хозяину. Такая договоренность существовала, чтобы меньше платить податей, так как налоги брались с «дыма», т.е. с избы. Наконец, был один нищий Макейка Якимов, который «кормится Христовым именем», и одинокий обрусевший швед Якушка Иевлев, который был подсоседником в бобыльской семье. Новые жители села Богданова были перевезены монастырем в основном из села Заколпья Владимирского уезда с многочисленными деревнями, причем, многие крестьяне и бобыли попадали в эти деревни из бегов. В частности, несколько семей убежали в Заколпье из села Усть-Парцы от помещиков Лопатиных и Шмаковых, из села Федоровки Верхнеломовского уезда от помещика Федора Мещеринова. Были беглые из Шацкого, Нижнеломовского, Саранского, Алатырского, Темниковского и других уездов. Крестьяне и бобыли бежали как от помещиков, так и из государственных сел. Крестьяне старались попасть в монастырские села, так как тогда монастыри не могли облагать крестьян больше положенного по закону. Только некоторые из монастырей по челобитью государю могли изменить существующий порядок обложения. Несмотря на строгие наказания за укрытие беглых, монастырь, видимо, не боялся этого, переселяя устьинских крестьян (12 дворов) в село Богданово, по соседству с их прежним местом жительства. Всего беглые крестьяне и бобыли составляли 35 дворов. К 1669 году существовали уже две монастырские деревни: Дерябкино, где было 55 дворов, и Хомутовка, в которой был 1 монастырский двор, т.е. деревня только заселялась. Заселяли ее выходцы из деревни Хомутовки Козловского уезда, молодые жители которой были поверстаны государством в драгуны, а остальные перевезены в монастырские села и деревни Владимирского уезда, позднее переселенные в новые места. Они-то и основали деревню Хомутовку, назвав ее прежним именем. Строевого леса на отведенной территории не было, поэтому особым распоряжением монастырю предписывалось «въезжать в большой Водовской да в Чууской и Оланборский лес для хоромного и дровяного лесу с мордвой села Зарубкина да деревни Глушковы, а рубить им, крестьянам и бобылям, лесу хоромной и дровяной, опричь бортного деревья». На избы и на дрова монастырские жители рубили лес в районе деревень Баранчеевки, Чиуш-Каменки, Татарского Шелдаиса (Лямбур). На реке Студенце (Мокрый Липляй) была сооружена мельница. В селе Богданове, которое позднее стало зваться по храму – Спасское, была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь. К счастью, сохранилось ее описание2. Церковь срублена, вероятнее всего, в 1663-1664 гг. Церковный причт составляли поп Тимофей Иванов, дьячок Арсений Федоров, просвирница Пелагеица Семенова, пономарь Василий Абрамов. Храму с причтом было выделено 20 четвертей земли в трех полях, сенных покосов 30 копен. Межевальщики подробно описали границы монастырских владений, а также соседей: землевладельцев сел Усть-Парцы, Липягов и Кошелевки, татар села Шелдаис (Лямбур), мордвы села Мордовский Пимбур и Русский Пимбур. В документе упоминаются дороги, ведущие от Керенска в Темников и Шацк, от Наровчата в Керенск. Предлагаем вашему вниманию фрагменты документа, в котором освещена история возникновения села Богданова. Его чтение требует некоторого внимания и даже терпения. Зато читатель может узнать о характере стиля документов XVII века. Послушная грамота царя Алексея Михайловича крестьянам села Богданово с деревнями о подведомственности их властям московского Новоспасского монастыря. 12 мая 7182 (1674) г. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца в Шацкой уезд в Замокошской стан на Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбору и до Липляевских вершин и до речки до Полумбор в село Богданово в деревню Деряпкино на Гремячем ручью, в деревню Хомутовку на речке Парце всем крестьяном, которые в том селе и в деревнях живут и впредь на том Диком поле в тех урочищах учнут жити. Били челом нам, великому государю, Всемилостивого Спаса Нового монастыря власти архимандрит Иосиф да келарь Герасим з братьею, в прошлом де во 156-м году взято у них на нас, великого государя, в Козловском уезде село Доброе городищо, село Кривец, село Хомутово, село Борисовка, село Ракино, село Каликино, деревня Липовка, а в них пашни тысяча шестьсот семьдесят четь в поле, а в дву по тому же и со всеми угодьи крестьянских и бобыльских триста дватцать дворов, и в тех во взятых в селех и в деревнях крестьяне построены в драгунской строй, а вместо де тех вотчин жилово и пустово в Спасов монастырь им не дано, а у которых де вотчинников и помещиков в том же уезде взяты села и деревни на нас, великого государя, и вместо тех сел и деревень дано им в иных местех. И ныне де они приискали в Мещерском уезде в Замосковском стану в порозжих землях пустош Дикое поле на речке на Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор и до Лепляевских вершин, что бил челом нам, великому государю, о том Диком поле боярин Глеб Иванович Морозов. А та де пустошь Дикое поле лежит порозжа и никому не отдана и них каким землям не приписана. И нам, великому государю, пожаловать бы их, велеть тое пустошь Дикое поле дати в дом Всемилостивого Спаса в вотчину вместо взятых их жилых вотчин села Доброго городища с приселки. А на челобитной их помета думного нашего дьяка Семена Заборовского 170-го году августа в 6 день. Мы, великий государь, пожаловали: буде пустая земля, велеть им дать против взятыя их земли и розыскати про ту землю подлинно. А в даче прошлого 171-го году написано: в прошлом во 162 м году послана наша, великого государя, грамота в Шацкой к писцом к Ивану Лодыженскому с товарыщи по челобитью боярина Глеба Ивановича Морозова. А велено им в Мещерском уезде в Замосковском стану про пустошь Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляек да Полумбор сыскати. А по сыску будет та пустошь Дикое поле в поместье и на оброк никому не отдана и в вотчину не продана и к иным ни х каким землям и к мордовским деревням не приписана, и тое пустошь Дикое поле велено описать и измерять в десятины, и сыск и мерные книги прислать в Помесной приказ. А во обыску двесте сорок шесть человек сказали, то де они ведают пустошь Дикое поле по речке Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор на двесте четь есть лежить порозжа никому не отдана и ни х каким землям не приписана, и не владеет тою землею нихто. Да во 169-м году послана наша, великого государя, грамота в Шацкой к воеводе к Григорью к Спешневу по челобитью боярина Глеба же Ивановича Морозова, а велено ему про тое же пустошь Дикое поле сыскать и по сыску измерить, и сыск и мерные книги прислать в Поместной приказ. А во обыску двести пятьдесят четыре человека сказали: в Мещерском уезде в Замосковском стану пустошь Дикое поле на речке Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор есть, а по мере того Дикого поля на двести чети в поле а в дву по тому же сенных покосов четыреста копен да пашенного и непашенного кустами и дубравами поросла и сенных покосов и житинного выпуску в длину меж дву Липляев от речки Парце вверх до Полумбор и до липляевских вершин на восм верст, а поперег на полверсты, а владеют тем диким полем мордва, а никаких крепостей на то Дикое поле не сказали и ничем того Дикого поля не спорили. А в памяти ис приказу Козанского дворца в приходной книге 171-го году написано: Кадомского уезду деревни Дракины у мордвы у Рисанка Богданова с товарыщи з живущих с пяти четь за отсыпной хлеб за пять четь ржи и овса два рубли, да с тово же хлеба провозных денег двенатцать алтын три денги, а в которых урочищах та живущая пашня за тою мордвою написана и деревни до Полумбор мордвы в той приходной книге не написано, да в той же приходной книге сыскано за кадомскою мордвою пашня и сенные покосы на речке на Парце села Вдалово у мордвина у Попыря Резебитова с пашни с пяти четь да с пятидесят копен сена, что на речке на Парце оброку и пошлин четыре алтына з деньгою, села Овдалова же у мордвина у Егозы Кудашева с пашни со шти четь да сена со штидесят копен на речке на Парце оброку и пошлин шесть алтын две деньги, да Кадомского же уезду у приписной мордвы, которая мордва приписана х Керенской деревни Потьмы у Мумарка Чеватова да у Жданка Богданова с Шинкинского жеребья Кичимкова по реке по Парце с пашни и с сенных покосов, которую пашню и сенные покосы здала им, мордве, Кадомского уезду деревни Дракины мордва же Москалко да Баиско Момолаевы с товарыщи оброку десять алтын три денги, да за отсыпной хлеб за осмину ржи, за только же овса, деньгами пятнадцать алтын две денги, да с посопного хлеба провозных денег пол осмы деньги. А в Кадомских мордовских книгах писма и дозору Офонасия Нармацкого да подьячего Макара Внукова 129-го году деревни Дракины и деревни Полумбор и что к тем деревням земли и всяких угодей и в которых урочищах, и того в тех книгах не написано. И во 171-м году октября в 11 день по помете на деле дьяка Андреяна Яковлева послана наша, великого государя, грамота в Шацкой к воеводе к Павлу Хвостову по челобитью Всемилостивого Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа да келаря старца Герасима з братьею, а велено в Мещерской уезд в Замосковской стан на пустошь Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор послать дворянина добра, да с ним от места сьезжие избы подьячего добра, а велено сыскать, а по сыску тое пустошь Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор буде спору не будет, велено измерять и отказать в дом Всемилостивого Спаса Нового монастыря властем архимандриту Иосифу и келарю старцу Герасиму з братьею в вотчину со всеми угодьи, а в мерных и в отказных книгах Шацкие съезжей избы подьячего Ивашка Флорова 171го году ноября в 28 день написано отказано в дом Всемилостивого Спаса Нового монастыря властем архимандриту Иосифу да келарю старцу Герасиму з братьею в вотчину, что им дано вместо взятых их монастырских вотчин Козловского уезду села Доброго городища с селы да деревни Липовки в Шацком уезде в Замосковском стану по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор и до липляевских вершин до речке Полумбора, что тем Диким полем в тех урочищах владели без дач мордва деревни Дракины да деревни Полумбор по мере пашни Дикого поля двести четь в поле а в дву по тому же да под усадьбу и по дворы мест и на подгуменья и под выпуск животинной в тех урочищах пашенного и непашенного и лесом поросло и по кустам и возле реки Парцу сенных покосов в длину меж дву Липляев вверх до Полумбор и до Липляевских вершин до речки Полумбора на восмь верст, а поперег середь того Дикого поля от Мокрого Липляя до Сухово Липляя на полверсты, а от деревни Полумбора возле речки Парцы поперег на версту сена четыреста копен, а лес болшой хоромной и дровяной с розными помещики с мордвою вопче. Да во 173-м году июля в 22 день били челом великому государю Всемилостивого же Спаса Нового монастыря архимандрит Иосиф да келарь старец Варлам Палицын з братьею: в прошлом де во 156-м году по нашему, великого государя, указу взято у них в Козловском уезде монастырские их села Доброго городища с приселки, а в них было четвертные пашни тысяча шестьсот семьдесят четь в поле, а в дву по тому же, крестьян и бобылей триста дватцать дворов. В прошлом во 171-м году пожаловали мы, великий государь, в дом Всемилостивому Спасу вместо взятых монастырских вотчин в Мещерском уезде в Замосковском стану ис порозжих земель пустошь Дикое поле на реке на Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор и до Липляевских вершин, а по мере того Дикого поля на двесте четь в поле, а в дву по тому же, сенных покосов на четыреста копень да пашенного и непашенного лесу кустами и дубравами поросла и животинного выпуску меж дву Липляев до Липляевских вершин на восмь верст. А того де Дикого поля в те урочища и в по верной мере как роспашетца чаять добротные пашни против их взятых монастырских вотчин и от помесных де и от вотчинных земель та их монастырская земля не отмежевана, а крестьяне де их на той земле поселились из их монастырских вотчин села Заколпья да села Увеса и из ыных де вотчин, а не описаны. А по нашему, великого государя, указу послан в Темников писать и межевать Володимер Новосильцов да подьячей Петр Зиновьев. И нам, великому государю, пожаловать бы их велеть тое пустошь Дикое поле в тех урочищах вместо монастырских их взятых вотчин справить за Спаским монастырем за тысячю шестьсот семьдесят четь впредь для челобитчиков и тое их монастырскую вотчину от помесных и от вотчинных земель отмежевать и крестьян и бобылей вписать. А на первой их челобитной помета думного нашего дьяка Дементья Башмакова: мы, великий государь, пожаловать велели им тое землю роспахивать, а как роспашут, и за ними тое землю справить в дачю против их взятые земли тысячи штисот семидесят четь. И октября в 12 день по помете на деле дьяка нашего Андреяна Яковлева послана наша, великого государя, грамота в Темников к писцом к Володимеру Новосельцову да к подьячему к Петру Зиновьеву по челобитью Спаса Нового монастыря властей архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бакина з братьею, а велено им в Мещерской уезд в Закошской стан в вотчину Спаса Нового монастыря на Дикое поле на речке на Парце промеж дву Липляев вверх до Полумборьи и до липляевских вершин ехать, да в той вотчине велено переписать дворы и во дворах крестьян и бобылей и их детей и братью и племянников и сосед и подсоседников и захребетников с отцы и с прозвищи, и которых вотчин крестьяне и бобыли ис сел из деревень и ис починков на ту землю переведены, а описав крестьян и бобылей да тое земля Дикое поле в тех урочищах по тому же измерить в десятины и отмежевать, да те описные и мерные книги за руками велено прислать в Помесной приказ, а в описных и в мерных и в межевых книгах Володимера Новосильцова да подьячего Петра Зиновьева 177-го году августа в 21 день написано: вотчина Всемилостивого Спаса Нового монастыря село Богданого, деревня Деряпкино на Гремячем ручью, деревня Хомутовка на речке на Парце да села Богданова да дву деревень монастырские крестьяне пашни паханые шестьсот восмъдесят четь в поле, а в дву по тому же да перелогом и облогом и лесом поросло тысяча триста тритцать три чети с третьником сенных покосов межено и по оврашкам и по конец поля и по дубровам и возле речек и возле речки Парцы по Сухому и по Мокрому Липляю, Студенец тоже, и по тайником тритцать восм тысяч шестьсот копен, а села Богданова и деревни Дерябкины и деревни Хомутовки крестьяном и бобылям въезжать в болшой во Вдовской да в Чеуской и в Ланборской лес для хоромного и дровяного лесу с мордвою вместе села Зарубкина да деревни Глушковы, а рубить им, крестьяном и бобылям, хоромной и дровяной лес опричь бортного деревья, а межа селу Богданову деревням и пашне и сенным покосам и всяким угодьям по урочищам написана, а которую землю спорили Новодевичья монастыря служка Гаврило Логинов да дьяка Артемьев человек Козлова Кондрашко Ляхов Спаскою землею у липляевских верхов идучи до Липляевские Сухие вершины по Норовчатовскую дорогу, а Васильевская то же, и в той земле была у них обчая ссылка на сторонних людей, и по скаске обчие ссылки и по отводу сторонних людей по Норовчатовскую дорогу огранена та земля к Спаской земле, и прибыло в тех межевых книгах в той пустоши Диком поле сверх взятые их вотчины тысячи штисот семидесяти четь триста сорок три чети, и тем перехожим четям по нашему, великого государя, указу и по подписной челобитной за пометою думного нашего дьяка Дементья Башмакова велено быть за Спаским же монастырем вместо взятых их монастырских вотчин тысячи штисот семидесяти четь, и отмежевана, и межи и грани и всякие признаки по урочищам меж Сухово и Мокрово Липляев, Стоденец тоже, учинены. И всего за Спаским монастырем в той вотчине пашни и перелогу две тысячи тринатцать четь в поле, а в дву по тому же сена тритцать восмь тысяч шесть копен крестьянских и бобылских двести пятьдесят дворов. И ныне били челом нам, великому государю, Спаса Нового же монастыря власти архимандрит Иосиф да келарь Варлам Бокин з братьею. В прошлом де во 156-м году по нашему, великого государя, указу взято у них из дому Всемилостивого Спаса Нового монастыря на нас, великого государя, в Козловском уезде село Доброе городище с села тысяча шестьсот семъдесят четь в поле, а в дву по тому же, крестьянских и бобыльских триста дватцать дворов. И по нашему, великого государя, указу и по подписным челобитным против той их взятой домовой старинной монастырской жилой вотчины дано им в дом Всемилостивого Спаса в Шацком уезде в Замокшанском стану пустой земли и Дикого поля две тысячи тринатцать четь. И на том де Диком поле построили они село Богданово з деревнями, а крестьян де они в то село и деревни перевели из ыных своих монастырских вотчин, а нашие де, великого государя, жалованной грамоты на ту их новопоселеную вотчину на село Богданово з деревнями не дано. И нам, великому государю, пожаловать бы их, велеть им на тое новопоселеную вотчину на село Богданово з деревнями и на всякое угодья дать нашу, великого государя, жалованную грамоту, по чему им тою вотчиною впредь владеть. И мы, великий государь, Спаса Нового монастыря, что на Новом, архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бокина з братьею пожаловали: велели им на ту их вотчину на село Богданово з деревнями дать нашу, великого государя, послушную грамоту. И вы бы все, крестьяне, которые в том селе Богданове и в деревнях живут и впредь на том Диком поле в тех же урочищах учнут жить Спаса Нового монастыря властей архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бокина з братьею или впредь хто по них в том монастыре иные власти будут, слушали, пашню на них пахали и оброк им монастырской платили. Писано на Москве 7182-го маия в 12 день. Документ дает обильную пищу для размышлений. Следует учесть, что он датирован по летоисчислению «от сотворения мира». Начало года в XVII веке приходилось на сентябрь (до Петра I), поэтому для перевода на современное летоисчисление надо к упоминаемым трем цифрам названного в тексте года прибавить в начало цифру 7, например 7156 и т. д., и от этой цифры отнять 5508, если события происходили в январе-августе, или 5509 – в сентябре-декабре. Документ позволяет выяснить административную принадлежность села. Вначале это был Мещерский уезд, Замосковский стан, позже – Шацкий уезд, Замокшанский стан. Упомянутые в документе мордовские села Дракино, Овдалово, Потьма относились тогда к Керенскому уезду. Интересны мордовские мужские имена (Рисанка, Жданка, Егоза, Москалка, Баиско и другие), а также размер оброка. За 5 четвертей паханой земли (около 7,5 десятин – 8,2 га) и 50 копен сена (около 5 десятин) мордва платила в 1663 году оброку и пошлин 4 алтына с деньгою, т. е. 12,5 коп. Площадь отведенной монастырю земли в переводе на нынешнее исчисление составляла около 6 тысяч га, из нее к 1669 году распахано пашни более 1 тысячи га залежной земли. Упоминаемые «Липляевские вершины» – это истоки рек Сухого и Мокрого Липляев, левых притоков р. Парцы. Другое название Мокрого Липляя – Студенец. При межевании между Новоспасским и Новодевичьим (с. Дубровки) монастырями и владениями дьяка Артемия Козлова (с. Козловка) были споры по межевой черте. Пока не установлено, разрешились ли они мирно или было судебное дело, что пролило бы свет на время основания села Дубровки. В XVII веке крестьяне не имели фамилий и писались по имени отцов, поэтому трудно сделать вывод, сохранились ли в городе потомки первых поселенцев. Однако писцам было дано задание узнать и прозвища (или уличные именования) семей, позднее ставшие фамилиями. Среди крестьян были Ломакины, Лопыревы, Вороновы, Толкуновы, Воробьёвы, Будыцины, Киселёвы, Курбатовы, Тестовы, Дворецкие и другие. Неизвестно, имеют ли прямое отношение нынешние жители по фамилии Ломакины к тем крестьянам, но в XIX веке Ломакин участвовал в «винном бунте». В XVII веке проживали здесь крестьяне Дворецкие, в XIX веке в Спасске жили старообрядцы Дворецкие, а в 1926 году сотрудник детского дома Дворецкий руководил духовым оркестром и вел кружок изобразительного искусства. Село оказалось на пересечении многих дорог, активно развивалось, в 1675 году был учрежден торг. Архимандрит Новоспасского монастыря Макарий бил челом царю Алексею Михайловичу об открытии в селе еженедельного торга для покупки всяких товаров. Он пояснял государю, что ближайшие города Шацк, Кадом, Ломов отдалены от новой вотчины, и для покупки съестных запасов и соли в тех городах крестьянам в деловую пору «в проездах чинится мешкота». Интерес представляют цены на товары в последней четверти XVII века. 4 пуда муки (пуд – 16,38 кг) стоили 30 коп.; пуд коровьего масла – 60 коп., четырехлетний бычок – 1 рубль, шуба из овчины – 40 коп., овца – 18 коп, рубаха и портки – 12 коп, 100 трехсаженных (6 м) бревен, 13 досок и 100 гвоздей стоили 7 рублей. Основной денежной единицей была копейка и ее части: деньга – 0,5 коп., полушка – ¼ коп., алтын – 3 коп., гривна – 10 коп., полтина – 50 коп., полуполтина – 25 коп3. В августе 1675 года была подписана царская грамота, которая указывала: «…в вотчине, что они построили на диком поле село Богданово быть торгу и торговать всякими товары, опричь вина и табаку… а торговать в недели два дни, во вторник да в субботу, а таможенную пошлину со всяких продажных товаров и с хлеба, и с соли, и с лошадей, и со всякой скотины, и с лавок, и с онбаров оброк со всяких чинов людей сбирать на монастырь». Открытие торга и сбор пошлины и были главной задачей монастырских властей. В жалованной грамоте пояснялось, что никто без разрешения монастыря не имеет права торговать в селе, и таможенный сбор с продавцов целовальники и верные головы не имели права брать, да не просто не имели права – им грозили жестоким за то наказанием. Алексей Михайлович благоволил к церковным иерархам, и они активно этим пользовались. От учреждения торга монастырь имел приличный доход. Царь подписал послушную грамоту всем живущим на монастырской земле крестьянам, чтобы они «Спаса Нового монастыря властей, архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бокина с братией… слушали, пашню на них пахали и доход им монастырский платили». Через 3 года население села было снова переписано. Здесь уже 131 двор и 450 человек мужского пола. Кроме того, еще было 4 двора, принадлежавших задворным конюхам, 16 дворов монастырских детенышей, в которых жило 46 человек, да служицких 2 двора, в них 7 человек мужского пола. Всего 153 двора, 507 жителей мужского пола4. Итак, хронология событий по выделению Новоспасскому монастырю земли выглядит следующим образом: 1647 год Монастырь потерял землю в Козловском уезде и через некоторое время обратился к царю с просьбой о выделении ему незанятой земли в Шацком уезде. К челобитью присоединился боярин Глеб Иванович Морозов. 1654 год Царем Алексеем Михайловичем послана в Шацк грамота, в которой повелевалось выбранную монастырем пустошь описать и измерить. 1661 год Повторная царская грамота в Шацк к воеводе Григорию Спешневу по челобитью боярина Г.И. Морозова об измерении пустоши. 11 октября 1662 года Снова послана царская грамота в Шацкий уезд воеводе Павлу Хвостову по очередной просьбе монастыря. Велено послать дворянина и подьячего измерить пустое поле и отказать его монастырю в вотчину. Октябрь- ноябрь 1662 года Послан съезжей избы подьячий Ивашка Фролов, измеривший землю «200 четвертей в поле а в дву по тому ж», т.е. всего 600 четвертей с сенными покосами и выпасами для скота. Документ о пожаловании земли подписан государем 28 ноября 1662 года. 22 июля 1665 года Монастырь снова обращается к царю с просьбой отмежевать выделенную землю от соседних вотчинных и поместных угодий, чтобы впредь не было претензий на эту землю, а крестьян и бобылей описать. 12 октября 1668 года Царская грамота в Темников к писцам Владимиру Новосильцеву и подьячему Петру Зиновьеву, в которой велено переписать дворы и все население, землю измерить в десятинах и отмежевать. 21августа 1669 года Владимиром Новосильцевым и Петром Зиновьевым точнее измерена монастырская земля: 680 четвертей в поле, перелогом и лесом 1333 четверти с третником, сенных покосов 38600 копен. Всего 2013 четвертей – на 343 четверти больше, чем было в Козловском уезде. 1670 год Новоспасскому монастырю дана выпись с мерных книг. 1674 год Монастырь обращается к царю с просьбой написать послушную грамоту всем живущим на монастырской земле крестьянам, что и было сделано. 19 июня 1675 года Окончательное оформление царской жалованной грамоты.

Переименования

Состоявшаяся 19—20 апреля 1925 года уездная партийная конференция постановила переименовать город Спасск в Беднодемьяновск

в честь поэта Демьяна Бедного (1883—1945). Сам поэт здесь не побывал, но, тем не менее, он вёл с трудящимися оживлённую переписку. 18 сентября 1925 года ВЦИК за подписью М. И. Калинина принял постановление о переименовании Спасска Пензенской губернии в город Беднодемьяновск, и, соответственно, волости и уезда.

В 2003 году главы местного самоуправления района выступили с инициативой переименовать город и район в Спасск и Спасский соответственно. В дальнейшем эта инициатива была поддержана представительными органами района, затем Пензенской области, и наконец Государственной думой РФ. 13 октября 2005 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О переименовании г. Беднодемьяновска Беднодемьяновского района Пензенской области в г. Спасск». Закон принят Госдумой 21 сентября 2005 г. и одобрен Советом Федерации 5 октября 2005 года. Беднодемьяновский район также был переименован в Спасский.

Храмы


Спасо-Преображенский собор был построен в Спасске в 1810 году на средства спасского купца Тимофея Самгина,[17] закрыт в 1929 году. В 1967 году собор был взорван[18].

Церковь Вознесения Господня, представляющая собой в архитектурном отношении четырёхстолпный пятикупольный храм с русско-византийском стиле с трапезной и многоярусной колокольней, была построена в 1841—1859 годах на деньги купцов В. В. Бундикова и Н. Г. Макова. Имеет Предтеченский и Никольский боковые приделы и Казанской Божией Матери и Василия Великого в трапезной. Закрыта в 1930-х, с 1946 года по настоящее время является единственной действующей православной церковью Спасска. Относится к Нижнеломовскому благочинию Пензенской и Кузнецкой епархии Русской Православной Церкви.[17][19] На стене церкви имеется мраморная доска с текстом: «Церковь Вознесения время сооружения 1830 г».

На центральной площади Спасска недавно возведена Часовня Вознесения Христова, также относящаяся к Пензенской и Кузнецкой епархии.[17]

Кроме того, до революции в Спасске действовали Приписной кладбищенский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1867 году на средства спасского купца Ефима Щеглова, Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», устроенный в 1860 году Ефимом Щегловым на третьем этаже тюремного замка, единоверческая деревянная Никольская церковь, построенная в 1883 году на средства Синода и доброхотные пособия.[17]

Достопримечательности Спасска

Хотите услышать поющую глину, узнать историю гончарного промысла села Абашево, а также познакомиться с традициями русской национальной кухни — собирайтесь на экскурсию в Спасский район Пензенской области!

26 купеческих домов, усадьба Шереметьевых, 4 храма, а также надгробные староверческие памятники — всё это входит в состав ансамбля села Поим, для сохранения которого был специально создан Поимский историко-архитектурный музей.

Лесное хозяйство расположено на площади около 14 га. А найти здесь можно флору Западной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Китая, Японии и Северной Америки. Насчитывается около 100 видов кустарников и деревьев, которые смогли акклиматизироваться в условиях средней полосы.

Музей-усадьба знаменитого русского критика Виссариона Григорьевича Белинского состоит из трёх зданий: дома, где проживала семья Белинских, здания Чембарского уездного училища, где находится большая часть коллекции и бывшего дома купца Ф. А. Антюшина.

Часовня в честь Святителя Митрофана Воронежского построена в 1881 году в память Императору Александру II.

Здесь, в имении Е.А. Арсеньевой, бабушки М.Ю. Лермонтова, прошли детские и отроческие годы поэта (1815-27), сюда он приезжал летом 1828 года, зимой 1835-36.

Библиотека имени В.Г. Белинского ведет свое начало с 1896 г. Сегодня это информационное, культурное учреждение. Книжный фонд насчитывает 35 тыс. книг, читателей — 3,5 тыс. человек, книговыдача – 111 тыс.

Деревянная церковь, обложенная кирпичом. Сооружена в 1999-2008 путем реконструкции здания советской постройки. Широкий двусветный четверик, завершенный декоративным пятиглавием, с трехъярусной колокольней.

Музей создан на основе коллекций естественно-исторического музея, старины и личных коллекций жителей Городищенского района.

Городище четырехугольной формы, площадью 100000 кв.м. оборонительный пояс представляет полукружие из двух валов и трех рвов, соединяющих края оврагов.

В самом центре города гордо возвышается обелиск Победы. Решение о его возведении было принято еще в 1974 году, тогда же на улице Театральной заложен гранитный камень с надписью о будущем возведении на этой площадке памятника воинам Великой Отечественной войны 1941−1945 годов, посвященного тридцатилетию Великой Победы.

В первую очередь надо понять, что памятник пропуску в Заречном стоит не просто так. Город Заречный — это ЗАТО (закрытое административное территориальное образование). И попасть сюда, как самим жителям, так и его гостям, можно только при наличии этого самого пропуска.

Приоритетные направления в работе МУК «МВЦ» — просветительская, экспозиционная, выставочная, издательская деятельность. Он является и центром научного документирования, и учреждением культурного просветительства: организует выставки, экскурсии, презентационные программы, абонементные занятия, встречи с ветеранами и молодёжью.

Каменный, с приделами во имя свт. и чуд. Николая (правый) и в честь иконы Божией Матери “Знамение” (левый). Построен в 1826 г. на средства прихожан. Обнесен каменной оградой.

Возле обелиска установлены 16 бюстов Героев Советского Союза и 2 бюста полных Кавалеров Ордена Славы. В обелиске замурована капсула со списками 7504 имён каменцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Здание музея включено в Свод памятников истории и культуры Пензенской области и г. Каменки. Построено для школы Министерства просвещения России между 1911 — 1913 гг., рядом были земская и церковно-приходская школы на расстоянии от 10 до 50 метров друг от друга.

Усадьба Графа Воейкова — здание дворца, летней резиденции Царевича Алексея, крестника В. Н. Воейкова с парком. Общий план усадьбы изначально состоял из трех зданий (дворец, северный корпус, конюшни).

«Холм Славы» установлен на самой высокой возвышенности города и посвящен памяти павших жителей Кузнецка в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов.

Железная дорога сыграла многозначительную роль в истории города. Поэтому благодарные жители установили в сквере «Железнодорожников» памятник «Паровозу». Мощный тепловоз, к которому прицеплен вагон, был установлен на рельсы. Многие гости города считают за честь сделать фотоснимок возле этой достопримечательности.

В старинном особняке из красного кирпича, возведённого в стиле модерн, расположилась жемчужина города Кузнецка — «Краеведческий музей», который является основным связующим звеном между прошлым и настоящим.

Необычайной красоты купола, трехъярусная колокольня и исконно русский стиль встречает всех гостей, которые решили посетить «Церковь Казанской Иконы Божией Матери».

В Кузнецке есть достойные святыни, но главным храмом, несомненно, является «Собор Вознесения Христа Спасителя». Белоснежная церковь с зелёными куполами и стройной часовней завораживает и наводит на определённые мысли.

Знаменитые горожане

  • Беглов, Пётр Васильевич (1923—2010) — участник Сталинградской битвы, Герой Великой Отечественной Войны.
  • Жуков, Иван Лаврентьевич — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года.
  • Коробков, Фёдор Григорьевич (1898—1942) — советский военный деятель, генерал-майор авиации; Герой Советского Союза.
  • Кочетков, Василий Дмитриевич (1923—1942) — гвардии младший лейтенант, [dmitrovsk1943.mybb.ru/viewtopic.php?id=2685 Герой Советского Союза].
  • Мошкин, Павел Николаевич (1883—1938) — эсер, делегат Всероссийского Учредительного собрания.

Примечания

  1. 12
    www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. [www.suslony.ru/Penzagebiet/spassk2.htm Полубояров Михаил Сергеевич. Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области, 2007—2012 гг.]
  3. 123456789
    [inpenza.ru/spassk/index.php На сайте «Пензенская область: города, веси, люди»]. [www.webcitation.org/65Cnks9yY Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012].
  4. 123456789101112
    [www.MojGorod.ru/penzenk_obl/bdemjansk/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Спасск (Пензенская область)]. Проверено 18 июня 2014. [www.webcitation.org6QPt426Hn/ Архивировано из первоисточника 18 июня 2014].
  5. [www.webgeo.ru/db/1959/rus-2.htm Всесоюзная перепись населения 1959 года]. [www.webcitation.org/618U6H5DX Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  6. [www.webgeo.ru/db/1970/rus-povol.htm Всесоюзная перепись населения 1970 года]. [www.webcitation.org/65BTpmREe Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012]. Всесоюзная перепись населения 1970 года
  7. [www.webgeo.ru/db/1979/rus-povol.htm Всесоюзная перепись населения 1979 года]. [www.webcitation.org/65BTqH3za Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
  8. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
  9. [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
  10. [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
  11. [pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/resources/a7ab670042a64713a4f3ad86540d86a5/Том+1+Численность+и+размещение+населения+Пензенской+области.pdf Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Пензенской области]. Проверено 20 июля 2014. [www.webcitation.org/6RCqnCaVO Архивировано из первоисточника 20 июля 2014].
  12. www.gks.ru/dbscripts/munst/munst56/DBInet.cgi?pl=8112027 Пензенская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
  13. [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
  14. [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
  15. [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
  16. [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
  17. 1234
    Пенза православная. [pravoslavie58region.ru/index.php?loc=e_spassk.htm Православные храмы Спасского района].
  18. Информация со стенда, установленного на центральной площади Спасска (см. фотографию в начале статьи).
  19. Сайт «Храмы России». [temples.ru/card.ph Церковь Вознесения Господня в Спасске].

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c d e f g h Закон № 774-ZPO
  2. ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    . Федеральная служба государственной статистики .
  3. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года» . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 23 января 2022 года .
  4. ^ a b c Закон № 690-ZPO
  5. Федеральная служба государственной статистики. Федеральное агентство по технологическому регулированию и метрологии. №ОК 033-2013 1 января 2014 г. «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований. Код 56 606 ». (Федеральная служба государственной статистики. Федеральное агентство по технологическому регулированию и метрологии. №ОК 033-2013 1 января 2014 г. Российская классификация территорий муниципальных образований . Код 56 606.
    ).
  6. Федеральная служба государственной статистики. Федеральное агентство по технологическому регулированию и метрологии. №ОК 033-2013 1 января 2014 г. «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований. Код 54 606 101 ». (Федеральная служба государственной статистики. Федеральное агентство по технологическому регулированию и метрологии. №ОК 033-2013 1 января 2014 г. Российская классификация территорий муниципальных образований . Код 54 606 101.
    ).
  7. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2022 года .
  8. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )

  9. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек» [Население России, ее федеральных округов, федеральных округов, округов Городские поселения, сельские поселения — административные центры и сельские поселения с населением более 3000 человек] (XLS) .
    Всероссийская перепись населения 2002 года
    .
  10. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, отрицательных явлений, городских поселений и сёл-райцентров» [Всесоюзная перепись населения 1989 года: нынешнее население союзных и автономных республик, Автономные области и округа, края, области, районы, городские поселки и села, выполняющие функции районных административных центров. Всесоюзная перепись населения 1989 года [Всесоюзная перепись населения 1989 года]
    . Институт демографии национального исследовательского университета: Высшая школа экономики [Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики]. 1989 — через
    Demoscope Weekly
    .
  11. Закон № 128-ФЗ

Источники [ править ]

  • Законодательные Собрание Пензенственной области. Закон №774-ЗПО от 9 марта 2005 г. «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области», в ред. Закона №2484-ЗПО от 28 ноября 2013 г. «О внесении изменений в статью 15 Закона Пензенской области» Об административно-территориальном устройстве Пензенской области «». Вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования. Опубликован: «Пензенские губернские ведомости», №6, стр. 49, 18 марта 2005 г. (Законодательное собрание Пензенской области. Закон № 774-ЗПО от 9 марта 2005 г. « Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
    с изменениями, внесенными Законом № 2484-ЗПО от 28 ноября 2013 г. «
    О внесении изменений в статью 15 Закона Пензы»). Область «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
    . Действует в течение десяти дней после дня официального опубликования.).
  • Законодательные Собрание Пензенственной области. Закон №690-ЗПО от 2 ноября 2004 г. «О границах муниципальных образований Пензенской области», в ред. Закона №2681-ЗПО от 4 марта 2015 г. «О внесении изменений в Закон Пензенской области» О границах муниципальных образований Пензенской области «». Вступил в силу через 10 дней после официального опубликования. Опубликован: «Пензенские губернские ведомости», №17 (без приложения), 16 ноября 2004 г. (Законодательное собрание Пензенской области. Закон № 690-ЗПО от 2 ноября 2004 г. « О границах муниципальных образований Пензенской области»
    с изменениями, внесенными Законом № 2681-ЗПО от 4 марта 2015 г. «
    О внесении изменений в Закон Пензенской области») На границах муниципальных образований Пензенской области »
    . Действует по истечении 10 дней после официального опубликования.)
  • Федеральный закон №128-ФЗ от 12 октября 2005 г. «О переименовании города Беднодемьяновска Беднодемьяновского района Пензенской области». (Федеральный закон от 12 октября 2005 г. № 128-ФЗ « О переименовании города Беднодемьяновск Беднодемьяновского района Пензенской области»
    ).

Отрывок, характеризующий Спасск (Пензенская область)

«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся. – Вы что, Nicolas? – Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям. Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных. – Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится. Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки. «Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку. Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо. Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих. – Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами. – Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон. Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами. «Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани. – Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями. «Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее». – Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал. – Да, да, – смеясь отвечали голоса. – Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай. Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами. – Кто такой? – спрашивали с подъезда. – Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса. Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих. Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате. – Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели! – Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса. Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым. Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них. – А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено. Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она. После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры. Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых. – Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых. – Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых. – Да не пойдете, тут надо храбрость… – Я пойду, – сказала Соня. – Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова. – Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор. – А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. – Да как же, он так и говорит? – Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали… – Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна. – Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь. – А как это в амбаре гадают? – спросила Соня. – Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает… – Мама расскажите, что с вами было в амбаре? Пелагея Даниловна улыбнулась. – Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете? – Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня. – Ну что ж, коли не боишься. – Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня. Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай. «Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде. – Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.

Достопримечательности города Спасск (Пензенская область)

В последние годы Пензе нская область все активнее развивается в качестве туристического региона. Тем более что все необходимое для этого у нас есть. В первую очередь, конечно, большое количество достопримечательных мест. В годы перестройки многие из них оказались в запущенном состоянии, но сегодня областные власти делают все, чтобы привести памятники культуры и архитектуры в надлежащий вид. Развивается и необходимая инфраструктура: подъездные пути, гостиницы, мотели и т.д. Парадоксальность ситуации, однако, в том, что за пределами области известно об этом едва ли не больше, чем в самой в Пензе. У нас же по-прежнему бытует мнение, что, для того чтобы интересно провести отпуск или выходные, надо куда -то ехать. Туристические маршруты Крыма или Абхазии многие пензяки знают куда лучше, чем находящиеся у себя дома. Чтобы исправить эту несправедливость, мы публикуем сегодня список достопримечательных мест Пензенской области.
Место-положение

Описание

Как добраться

Государ-ствен-ный Лермон-товский музей-заповедник «Тарханы»

Село Лермонтово, Белинский район

Музей-заповедник «Тарханы» входит в состав особо ценных объектов культурного наследия народов России . Ежегодно в первое воскресенье июля в Тарханах проходит Всероссийский Лермонтовский праздник.

Рейсовыми автобусами в направлении Белинского, до села Лермонтово.

Наровчат-ский Троице-Сканов монастырь

Женский Троице-Сканов монастырь по праву называют «жемчужиной земли Пензенской». Это самый красивый из всех архитектурных памятников нашей области.

Рейсовым автобусом до райцентра Наровчат.

Церковь Рождества Христова

Cело Аблязово, Кузнецкий район

Церковь построена в начале XVIII века. Многочисленных паломников и любителей искусства привлекает уникальный резной иконостас, выполненный в стиле барокко XVIII века. Здесь же сохранились подлинные иконы и церковная утварь того времени.

Электричкой или автобусом до Кузнецка , затем автобусом до села Аблязово.

Церковь Преображе-ния Господня; музей А.Н. Радищева

Село Радищево (бывшее Верхнее Аблязово), Кузнецкий район

Церковь возведена в начале XVIII века, стены покрыты хорошо сохранившейся фресковой живописью. Здесь же расположен Дом-музей Александра Радищева

Электричкой или рейсовым автобусом до Кузнецка, затем автобусом до села Радищево.

Усадьба Голициных и Голициных-Прозоров-ских

Cело Зубрилово, Тамалинский район

Усадьба — образец русского классицизма конца XVIII века. Усадьба поражает грандиозностью садово-паркового ансамбля и гармоничной красотой сооружений — дворца, Спасо-Преображенской церкви, колокольни, хозяйственных построек и декоративных павильонов.

От Пензы рейсовым автобусом до райцентра Тамала, затем автобусом до села Зубрилово.

Cело Куракино, Сердобский район

Усадьба была создана князем А. Б. Куракиным в 90-х годах XVIII века. Величественный объем дворца и строгая архитектура фасадов определили его место в одном ряду с произведениями зодчества, составляющими национальную гордость русской культуры.

Рейсовым автобусом до Сердобска , затем автобусом до села Куракино.

Районный центр Беково

Усадьба Устиновых, построенная в начале XIX века, расположена на берегу озера Затон. На другом берегу озера — вековая дубовая роща. Дворцовое здание со стрельчатыми окнами возведено в готическом стиле, павильоны построены в стиле классицизма. Усадьба является частью большого старинного парка.

Рейсовым автобусом до райцентра Беково.

По преданию, во время разинского бунта в лесу, были убиты 40 монахинь, после чего из крутого косогора стали бить 40 родников. Химический анализ воды подтверждает наличие в ней серебра и кремния.

Рейсовым автобусом «Пенза — Наровчат» до Салолейки.

с. Соловцовка, 40 км от Пензы

Здесь в церкви Сергия Радонежского покоятся мощи старца-иерея Иоанна Оленевского. А неподалеку, где была обретена почитаемая икона святой мученицы Параскевы Пятницы, находится чудотворный источник.

Рейсовым автобусом до села Соловцовка.

40 км от Пензы, недалеко от райцентра Шемышейка

Это место у верующих считается святым. Здесь стоит часовня. Прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная купальня.

Рейсовым автобусом до райцентра Шемышейка.

Источник «Святая вода» расположен на правой стороне речки Коки, справа от въезда в город со стороны Пензы

Решением облисполкома от 12 ноября 1967 г. источник был объявлен водным памятником природы. Сейчас родник основательно обустроен.

Рейсовым автобусом до Спасска.

Источник святого Иоанна Оленевского. Он же Святой, или Чистый родник

Расположен в овраге, за околицейс. Оленевка. На дороге из Пензы в Соловцовку в Оленевке поставлен указатель

Рассказывают, что батюшка Иоанн любил ходить на него молиться и советовал приходящим к нему брать отсюда святую целебную воду. Родник расположен на той же улице, где и келья старца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]