Ликино дулево где находится. Общие данные и исторические факты

Ликино-Дулево — небольшой подмосковный город, в Орехово-Зуевском районе, на востоке области. Он известен своим фарфоровым заводом, автобусным заводом и дворцом культуры.

Дулевский фарфоровый завод. Крупнейший в России. Основан известными промышленниками Кузнецовыми в 1832 году.

Ликинский автобусный завод. Все кто жил в СССР ездили на ЛиАЗах. К сожалению, никакого музея при автозаводе нет. Завод сейчас входит в группу ГАЗ.

Дворец культуры фарфорового завода. Это единственная постройка архитектора-конструктивиста Мельникова за пределами Москвы.

Рассмотрим город поближе

Храм Иоанна Богослова (постройка закончена в 1917), архитектор Шерер.

При храме находится колокольня. Молодежь овладевает профессией звонаря.

Конструктивистская поликлиника. Построена в 1934.

Кажется, что город за последние полвека мало изменился.

Судя по стилю афиш мы попали в 1987 год. Как там у ДДТ? «Индийский чай, башкирский мед».

Ликино-Дулево, в целом тихий и симпатичный городок. Сюда ездят за посудой. Это один из народных промыслов.

Обратим свой взор на дулевский фарфор

Интересно, что же там написали ликино-дулевцы потомкам в 1982 году?

Бывший владелец завода.

Фирменным знаком завода является белый сокол, хотя если не знать, то можно принять его за голубку.

А вот так она выглядит на клейме. Черные пятна на донышке свидетельствую о нарушениях в техпроцессе, но и цены здесь невысокие.

В фирменном магазине можно купить посуду серии «Красный крест»

Или тарелку с героями мультиков. У меня в детстве была такая тарелка с героями «Ну, погоди!».

Можно купить чашки с супрематическим рисунком за 20 рублей. Привет Мельникову!

А можно салфетницу за 9 рублей.

Выбор большой.

Цены низкие.

Хотя… А вот кому нужен мальчик за 25 000 рублей?

А вот нечто безвкусное стоит каких-то сумасшедших денег, интересно, кто покупает?

Завод когда-то бывший поставщиком императорского двора скатился в производство ширпотреба. Возможно, что интересный фарфор хранится в музее завода. Но музей по воскресеньям не работает. К счастью, своя коллекция дулевского фарфора есть в городском музее. В нем даже есть возможность выпить чаю с экскурсоводом из дулевских чашек.

Справочную информация о Дулево вы можете прочесть на нашем сайте .

Виды завода со стороны улицы Гагарина

Здесь же с болота открываются неплохие виды на город

А чуть в стороне от завода находятся какие-то руины Советского периода

И ещё несколько видов завода со стороны улицы Калинина

Возле завода частенько можно видеть новые автобусы, а если повезёт, то одним из первых можно увидеть новую модель.

История возникновения уходит в 1933 год, когда было принято решение о строительстве Лесохимического опытного завода облагораживания древесины “ЛОЗОД”. В 1935 году завод выпускал: изоляционные плиты, бруски лигностона, прессованную древесину и изделия из неё. С 1945 года завод стал именоваться Ликинским Машиностроителным заводом (ЛиМЗ) и производил: электроплиты, шпалорезные станки, мотовозы, лебёдки, передвижные электростанции. В 1946 году заводе работало более 1100 человек.

С 1959 года завод начинает сборку пассажирских автобусов ЗиЛ 158 и становится Ликинским автобусным заводом (ЛиАЗ). Годовой выпуск составил в 1959 году – 213 автобусов, в 1963 году – 5419 шт, 1969 году – 7045 шт. одновременно велась разработка и испытание нового, улучшенного большого городского автобуса. Им стал ЛиАЗ-677. опытная партия, которых изготовлена в 1967 году. За 25 лет изготовлено более 200000 автобусов ЛиАЗ-677 и его модификаций: городской, северный, экскурсионный, пригородный, газобаллонный, передвижная телевизионная станция. Осенью 1972 года автобус ЛиАЗ-677 получил Золотую медаль и Диплом Первой степени на международной ярмарке в Лейпциге. В 1975 году производство было введено на проектную мощность 10000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. В 1982 году началась разработка проекта технического перевооружения завода ЛиАЗ на выпуск автобусов ЛиАЗ-5256. В 1985 году начало технического перевооружения; одновременно начат выпуск автобусов малыми партиями в цехе мелких серий. Серийное производство больших городских автобусов ЛиАЗ-5256 начать с 1990 года.

С 1991 на 1995 годы характеризуются для завода значительным ухудшением показателей работы итогом чего стал экономический кризис и остановка производства в 1996 году. Возбуждается дело о банкротстве и в 1997 году вводится внешнее управление, затем конкурсное производство. Однако процедуры проведены таким образом, что территория, имущество автобусного завода, его производственная деятельность сохранены и сегодня ООО “Ликинский автобус” является современным предприятием, обладающим технологией серийного производства больших городских автобусов с применением передовых высокоэффективных технологий, обеспечивающих выпуск продукции соответствующей действующим европейским стандартам. Территория предприятия 630 тыс.кв.м. Производственные площади 172 тыс.кв.м.

С 2000 года разработаны новые модели городских автобусов с учётом спроса потребителей и начато производство городских автобусов особо большой вместимости ЛиАЗ-6212 (сочленённый), пригородных ЛиАЗ-5256R; с 2005 года осуществляется серийное производство низкопольных городских автобусов. В 2000 году вошёл в компанию Русские Автобусы. С 2005 года входит в автомобилестроительную группу ГАЗ. В 21веке разработаны и стали выпускаться новые модели автобусов: низкопольные ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, сочленённый ЛиАЗ-6212, а ток же сочленённый и низкопольный ЛиАЗ-6213. на базе выпускаемых автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-52803. с 6 декабря 2007 на заводе был выпущен первый троллейбус, полностью произведённый на предприятии. Планируется, что эта линия будет выпускать 500 троллейбусов в год с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год.

В 2012 году возле завода был построен надземный пешеходный переход (единственный в Орехово-Зуевском районе), местные жители сразу же окрестили его новой достопримечательностью, хотя такой переход не уникален, точно такие же я видел в Вышнем Волочке

И несколько видов с него: улица Калинина

Уж извините повторюсь. Проходная завода ЛиАЗ

улица 30 лет ВЛКСМ, в конце улицы находится кинотеатр «МИР»

В апреле этого года в Ликино-Дулёво открылся новый музей который посвящён Кудыкинской волости. Изначально музей хотели посвятить Кудыкиной горе которая находится всего в 2-х километрах от музея, но затем создатели музея решили расширить тематику до Кудыкинской волости. В этом музее вы сможете узнать как о Кудыкиной горе так и об истории города Ликино-Дулёво, а так же тут можно узнать и об интересных местах Орехово-Зуевского района. ВХОД В МУЗЕЙ СВОБОДНЫЙ!!!

Музей состоит из 2-х залов. В первом представлены предметы старины и старые фотографии.

Во втором зале находится Советская экспозиция.

А так же в этом зале есть стенд на котором представлены поделки сделанные детьми на мастер классах.

При желании здесь можно приобрести небольшой сувенир))

Адрес музея: Московская область, Орехово-Зуевский район, город Ликино-Дулёво, улица Калинина 3а. Режим работы: пн-пт с 10.00 до 16.00 суббота и воскресенье выходной.

Интересные уголки здесь есть и во дворах, так например во дворе дома 7А по улице Калинина сохранилась «Агитплощадка»

А неподалёку от этого места (к сожалению не сохранилась) возле хлебозавода была вот такая интересная матрёшка. К слову на этом заводе пекут великолепнейший хлеб, при заводе есть магазин;-)

На городском кладбище есть памятник павшим в Великой Отечественной войне, всего же в этом небольшом городке на данный момент 5 памятников воинской славы, из них общедоступны 4, но по моим данным 2 или 3 памятника местные власти хотят убрать, для их замены был построен мемориал возле фарфорового завода. Так например насколько мне известно хотят убрать памятник в парке Победы, а сам парк переквалифицировать в парк культуры.

За памятником находится малоизвестный храм Всех Святых.

В 1999 году настоятелем Иоанно-Богословского храма протоиереем Олегом Пэнэжко и мэром города В. Н. Тютюньковым был заложен храм Всех Святых на кладбище в Ликино-Дулёво. Средства на строительство храма были выделены администрацией города, а стены и крыша были созданы силами общины Иоанно-Богословского храма.

За кладбищем находится железная дорога и платформа 122 километр, платформа действующая, но электрички бывают тут не часто.

А сейчас речь пойдёт об очень необычном месте. В Подмосковье есть не мало уникальных уголков природы как природного, так и антропогенного происхождения. В Подмосковье есть пустыня, водопады , пещеры, Кудыкина гора , но в этом удивительном месте есть настоящие скалы. Местечко это находится возле города , что бы сюда попасть нужно пройти через городское кладбище и пересечь железную дорогу. По дороге к месту где находятся скалы в лесу есть крутые овраги, к слову отличное место для любителей экстремальной езды на велике, а вот альпинистов попрошу закатать губу обратно, скалы тут небольшие, самые высокие примерно метра 2 в высоту. Лично мне это место напоминает Крым, только в миниатюре. Если не знать реального происхождения этого место, то можно подумать, что оно метеоритного происхождения о чём говорит рельеф с кучей оврагов и одним большим кратером в котором есть небольшое озеро Черноморка (откуда пошло такое название неизвестно). Но на самом деле всё куда проще, в 80-х здесь велась добыча песка.

Ну раз уж мы выбрались за пределы города, вот несколько видов от деревни Кабаново

В Ликино-Дулёво можно встретить весьма необычный для Подмосковья транспорт, который уже несколько лет доставляет рабочих из Ликино-Дулёво и Орехово-Зуево на в деревне Губино и обратно. Всего по этому маршруту ходят три таких автобуса.

В деревне Сальково

в Ликино-Дулёво

Просто виды города в районе Лиаз

1-я Автозаводская улица, здесь город плавно перетекает в деревню Кудыкино

2-я Автозаводская улица

3-я Автозаводская улица

Виды на город от деревни Кудыкино

улица Почтовая

Усадьба купца Шелухина: Про усадьбу известно немного. Её владельцем был купец по фамилии Шелухин, до революции в подвале был трактир. В советские годы в этом здание была почта, давшая название улице Почтовая, а затем милиция, сейчас здесь находится крупный строительный магазин, а в подвале продуктовый.

За усадьбой купца Шелухина была железнодорожная станция Ликино, там проходила старая железная дорога соединяющая Орехово и Куровское. Фото из музея.

Остатки этой железной дороги ещё можно найти на окраинах города.

Возле квартала улиц Мира, есть небольшой прудик. Пруд «Фарфоровый» это пожарный водоём примерно 50х25м, он был расчищен и расширен после лесного пожара 2010г, тогда пожар вовремя потушить не удалось из-за отсутствия воды. Сейчас это хорошее место для отдыха, вода в нем чистая, пока нет ни водорослей ни рыба, вода имеет голубовато-зелёный оттенок из-за большого содержания глины. Берега у него крутые и скользкие из-за глины, глубина резкая. Пруд «Фарфоровый» 2012 год

История

Появление деревень Ликино и Дулёво связывают со временами Ивана Грозного . По другим источникам, деревня Ликина впервые упоминается в переписных книгах церковных земель Владимирского уезда в 1637 году. Тогда в деревеньке было всего 4 двора . Название «Ликино» учёные связывают со словами «икона, лик» .

В 1832 году разбогатевший крестьянин Гжельской волости Терентий Кузнецов купил землю на пустоши Дулёво близ деревни Ликино. Кузнецов основал на этом месте фарфоровый завод. Одна из легенд гласит, что рядом с пустошью был ещё и лес, за которым присматривал лесник, Иван Дулёв. Якобы именно от него место стало называться Дулёво.

В 1930 году Ликино и Дулёво объединились в один рабочий посёлок. 1 декабря 1937 года Ликино-Дулёво получил статус города.

История нашего знакомства с необычным подмосковным городом Ликино-Дулёво началась с неловкого движения и разбитой сахарницы на даче, которую мы заменили другой, более красивой, оставшейся от бабушки на память. И уж слишком красивой была та сахарница, для того, чтобы использовать её каждый день, как нам показалось. Клеймо указывало на то, что родом она была со знаменитого Дулёвского фарфорового завода, расположенного в подмосковном городе Ликино-Дулёво. Ничего себе, как раз когда ездим на дачу, всегда видим указатель на Ликино-Дулево. Значит, нам туда точно надо, и с городом познакомиться, и новую сахарницу (немного попроще) купить.

Краткое содержание:

Немного о Ликино-Дулёво Достопримечательности в Ликино-Дулёво, что посмотретьЛикинская Прядильно-ткацкая фабрика (Ликинская Мануфактура А. В. Смирнова) Краеведческий музей Музей Дулёвского фарфорового завода, Дулёвский фарфоровый завод Дворец Культуры Дулёвского фарфорового завода Храм Иоанна Богослова в Ликино-Дулёво Маршрут через Ликино-Дулёво

Ехать от Москвы до Ликино-Дулёво всего примерно 77 км в восточном направлении, а поскольку дача у нас расположена в восточной части Подмосковья, то нам и того ближе. Перед тем, как отправиться в небольшое путешествие, естественно, перерыли все свои книжные полки, литературу у родителей, энциклопедии, массу других источников, чтобы узнать, как можно больше о городе, его достопримечательностях, истории. Информации нашли, к сожалению, не так много. Прочитали, что в 1930 году в результате слияния двух посёлков Ликино и Дулёво был образован посёлок Ликино-Дулёво, который уже в 1937 г. получает статус города. А вот историю появления этих двух посёлков узнать нам так и не удалось. Информацию смогли найти лишь о том, что первые упоминания о Ликино встречаются с первой половины 17 в. История же Дулёво, если мы правильно поняли, берёт своё начало с 1832 года, когда здешние, на тот момент не заселённые земли, покупает Кузнецов Терентий Яковлевич, основав здесь фарфоровый завод. История происхождения имён этих двух посёлков для нас также осталась тайной, даже после общения с местными жителями. Кстати, оказывается, что правильно произносить имя города следует с ударением на «о» — Ликино́-Дулёво. К сожалению, раньше мы имя города произносили не правильно, теперь изо всех сил исправляемся. Так вот, в городе мы были уже дважды и, как показало время, далеко не всё ещё там увидели. Поэтому, очевидно, мы ещё вернёмся сюда. А пока расскажем о том, что интересного уже узнали.

Что посмотреть в Ликино-Дулёво?

С особой теплотой мы сейчас вспоминаем те наши поездки и почему-то именно в отношении этого города язык не поворачивается сказать: «достопримечательности Ликино-Дулёво». Просто, познакомившись с городом немного ближе, мы, похоже, переосмыслили понятие слова «достопримечательности». Ведь каждое из мест, что нам посчастливилось увидеть в Ликино-Дулёво, это нечто большее, это часть богатейшей истории города, это частичка жизни, судьбы горожан, их предков. Жаль только одно, что за эти поездки мы ещё так мало всего увидели.

Вообще, Ликино-Дулёво давно считается одним из крупнейших промышленных центров Подмосковья. Одним из старейших производств здесь является, разумеется, производство фарфора. И фарфоровый завод, признаемся честно, изначально для нас был главной целью посещения этого города. Только вот тогда мы ещё не совсем осознавали, что это далеко не всё, что можно посмотреть в Ликино-Дулёво, даже многие районы города, улочки, дома, на наш взгляд, уже сами по себе достойны отдельного внимания.

А вот, к примеру, все ли знали, что многие из комфортабельных автобусов, на которых мы сейчас ездим по городам России, производятся на Ликинском Автобусном Заводе (ЛиАЗ). Мы вот ещё с детства помним легендарный автобус ЛиАЗ-677, более 27 лет рассекавший просторы страны, который для нас с друзьями когда-то был настоящим чудом техники. В жару, когда водитель снимал защиту двигателя, осторожно издалека изучали работу системы ремней, приводов. С удовольствием взбегали по крутой лестнице в переднюю дверь автобуса только лишь для того, чтобы потом спуститься на заднюю площадку автобуса, на которой так любили кататься. Для нас этот автобус — целая эпоха, приятные воспоминания из детства. И представьте наше удивление, когда, въехав в город, мы поняли, что этот автобусный завод находится именно здесь.

Да и история завода вызывает неподдельный интерес. Ведь сборка автобусов здесь началась лишь в 1959 году. Сам же завод был образован аж в 1933 году, как Лесохимический Опытный Завод Облагораживания Древесины (ЛОЗОД), изначально специализирующийся отнюдь не на производстве автобусов. В то время здесь производилась прессованная древесина, изоляционные плиты и т.д. Позже завод был реконструирован и специализировался уже на производстве механизмов, задействованных на лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, став Ликинским Машиностроительным Заводом (ЛиМЗ). В 90-е годы завод, с 1959 года выпускающий автобусы, переживает тяжелейшие времена и лично мы хорошо помним заголовки из газет, в которых поднималась тема открытия дела о банкротстве предприятия. Даже для нас, тогда ещё подростков, это было настоящим потрясением. К счастью, завод удалось спасти и в наши дни здесь применяются передовые технологии производства, а современные и, на наш взгляд, очень комфортабельные автобусы, продолжают радовать нас на улицах российских городов.

Ликинская Прядильно-ткацкая фабрика

К сожалению, более печальная судьба ждала знаменитую Ликинскую Мануфактуру А.В.Смирнова, история появления которой уходит в далёкий 1870 г. (надеемся, ничего не напутали), а то и в 1850 г. Именно в 1850 году Василий Сергеевич Смирнов начинает собственное дело, уже на базе которого в 1869 г. его сын Алексей Васильевич Смирнов открывает мастерскую по окрашиванию тканей, вначале наняв всего полтора десятка рабочих. Конец XIX века для фабрики ознаменовался постоянным наращиванием объёмов выпуска готовой продукции, а к началу XX в. здесь были освоены крупные ткацкое, прядильное и красильное производства, на которых было занято уже около двух с половиной, не десятков и даже не сотен, а тысяч человек. На средства Алексея Васильевича для рабочих строятся казармы, в которые было проведено электричество, водопровод и канализация. В те времена такие условия были далеко не у всех, ведь здесь имелся даже телефон. Рядом появляются больница и баня, открыто несколько школ в Ликино и соседних деревнях, возведены церкви в Московской и Владимирской губерниях. Позже фабрика переживает национализацию. К слову, Ликинская Мануфактура А.В.Смирнова стала первой фабрикой, пережившей национализацию в 1917 г. Вообще, это лишь некоторые факты, самые ключевые… История Ликинской Мануфактуры чрезвычайно богата и её, как бы нам не хотелось, просто невозможно уместить в рамках данной заметки о городе Ликино-Дулёво. Тем не менее, не возможно обойти стороной тот печальный факт, что Ликинская Прядильно-ткацкая фабрика, к величайшему сожалению, в 90-е годы (если не ошибаемся) прекратила своё существование и в настоящее время всё сложней и сложней найти постройки, некогда имевшие отношение к производству. Увы, многие из них сейчас больше похожи на руины. И всё же, в одной из сохранившихся казарм ныне расположен Краеведческий музей:

Краеведческий Музей в Ликино-Дулёво

Это одно из тех мест, которое, на наш взгляд, обязательно стоит посетить, чтобы прикоснуться к истории Ликино-Дулёво, лучше понять быт местных жителей, рабочих, условия, в которых жили люди. Конечно же, здесь есть и экспозиции, посвящённые истории Ликинской Мануфактуры А.В.Смирнова (здесь даже можно познакомиться с реконструкцией каморки рабочей казармы, рассчитанной на проживание трёх семей), и экспозиции, посвящённые легендарному Дулёвскому фарфоровому заводу.

Адрес Краеведческого музея: Московская область, г. Ликино-Дулёво, ул. Советская, д. 34 Примерные координаты музея: 55.723444, 38.957707 (55°43’24.4″N, 38°57’27.8″E). Найти Краеведческий музей Ликино-Дулёво на карте >>График работы (по состоянию на 2022 г.): Музей открыт:

Вторник — Пятница: 10:00 — 13:00, 14:00 — 16:00, Воскресенье: 10:00 — 15:00; Музей закрыт: Понедельник, Суббота.

Примечание. Данный график действовал в августе 2018 г. Вполне возможно, со временем он может меняться, поэтому его необходимо уточнять непосредственно в музее. Музей мы посещали без предварительной записи (рискуя не попасть). Нам посчастливилось примкнуть к экскурсии, но нужно понимать, что могло и не повезти, поэтому на экскурсию необходимо записываться заранее. К сожалению, точные контакты или сайт музея на месте мы забыли уточнить, а сейчас пока не получается их найти.

Музей Дулёвского фарфорового завода, Дулёвский фарфоровый завод

Как мы сказали вначале, наибольший для нас интерес представлял Дулёвский фарфоровый завод и, разумеется, музей, в который мы, к слову, в первое наше путешествие опоздали всего на 15 минут. Зато следующая поездка у нас была уже более продуктивной. Ещё бы, ведь к ней мы более основательно подготовились. Правда, опять почти ничего не успели посмотреть в окрестностях, но это уже другой разговор. Итак…

Дулёвский фарфоровый завод — в наши дни это самый крупный в России завод по выпуску высококачественного фарфора, причём, не только бытового, но и художественного. Основан завод был в далёком 1832 году, когда Терентий Яковлевич Кузнецов приобрёл, на тот момент незаселённые, земли Дулёво с целью производства здесь фарфора.

Чаще в Интернете можно встретить фото здания заводоуправления, а нам больше нравится такая фотография Дулёвского фарфорового завода, она, на наш взгляд, лучше передаёт характер этого места.

Далее, наверное, стоит рассказать о том, как со второй попытки, точнее, во второе наше путешествие в Ликино-Дулево нам посчастливилось побывать в музее фарфора, который находится при заводе. Что ж, знали бы мы тогда, в первый раз стоя уже перед закрытой дверью, обычной железной дверью, насколько большой (с тремя залами), до чего же интереснейший музей, какую богатейшую историю нашей страны, увековеченную в фарфоре, скрывает эта дверь.

Это было увлекательное приключение длинной в 2 часа (это при заявленном времени экскурсии в 1 час), настоящее погружение в историю производства фарфора безупречного качества, ослепительно-белого, росписи кисти таких разных, но одинаково любящих своё дело, художников, произведений талантливых скульпторов, приключение, в которое нас по-настоящем увлекла экскурсовод Крутова Галина Анатольевна (бесконечно ей благодарны за эту экскурсию), с такой безграничной любовью и удивительной теплотой рассказывающая об истории производства фарфора, о заводе, скульпторах, художниках, о своём городе, искренне переживающая за будущее завода и музея, терпеливо и с таким интересом отвечавшая на наши вопросы. Потрясающей души человек, невероятно интересный, по-настоящему увлечённый и заряжающий оптимизмом!

Именно от Галины Анатольевны, изучая экспонаты в авторском зале музея, узнали, что первыми художниками при заводе были люди, не получавшие специального образования по росписи фарфора. Невероятно, но тем не менее, их работы отличались завораживающей красотой, оригинальностью и чем-то, определённо притягивающим взгляды:

Художник: Мысягин Василий Прокофьевич

Художник: Коньков Иван Григорьевич

На самом деле, иной раз невозможно оторвать глаз от той или иной работы, каждый раз находя всё новые и новые детали, будь то работы первых мастеров завода, будь то произведения… да всех, абсолютно всех мастеров.

Ведь каждая работа — это своя судьба, своё настроение, свой характер. В каждой из них вложена душа мастера, скульптора, художника и мы, глядя на эти работы, как бы общаемся с ними, чувствуем настроение мастера, читаем историю того времени, нередко историю целой страны, эпохи. К примеру, ваза «Победа», автором которой был выдающийся скульптор и художник Алексей Георгиевич Сотников, сама за себя говорит о многом:

Ваза «Победа». Скульптор: Сотников А. Г.

Но удивляет другое — ваза была закончена ещё до окончания Великой Отечественной войны. А мы, ещё не зная этого и изучая сюжеты панно на вазе, сначала ошибочно полагали, что они являлись некой хроникой уже свершившихся событий, рассказывая о Великой Победе. И лишь потом Галина Анатольевна пояснила, что ваза появилась раньше, ещё в страшные военные годы, но насколько же чувствовал и верил в будущее скульптор, насколько же точно он сумел предсказать и описать его в фарфоре. Невероятно!..

К слову, скульптуры Сотникова А.Г. «Сокол» и «Курица» в 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе завоёвывают золотую медаль «Гран При».

После чего именно сокол становится символом завода, а его контуры и по сей день отображаются на клейме Дулёвского фарфорового завода, которое ставится на продукцию, выпущенную заводом. Посмотрите на кухне или в серванте, наверняка, хоть на одной тарелочке или чашке, да сможете найти клеймо с соколом.

В музее фарфора сохранились и элементы уникального сервиза, предназначавшегося в подарок Теодору Рузвельту. Как они оказались в музее? Всё просто — сервиз был выполнен в двух экземплярах, ведь это был один из крупнейших (более 800 предметов) и ответственных заказов и никакая случайность, ошибка или форс-мажор не должны были повлиять на конечный результат.

Вообще, это ещё одна интересная история о том, как выдающийся художник Пётр Васильевич Леонов предварял этот заказ в жизнь, насколько сложно было воплотить все идеи в реальность, почему сервиз был расписан именно в таком стиле, с какой кропотливостью этот заказ упаковывался, чтобы быть доставленным в Америку в целости и сохранности. Безумно интересно.

Потрясли нас до глубины души своей гениальностью, вниманием к деталям, умением передать настроение целой эпохи, работы выдающихся скульпторов: Асты Давыдовны Бржезицкой и Галины Дмитриевны Чечулиной. И что-то нас так потрясло в работах скульпторов, может настроение, может внимание к мелочам, а может что-то большее, точно не знаем, но после экскурсии не удержались и в магазине при заводе купили на память себе и дорогому другу в подарок две небольшие скульптуры авторства Асты Давыдовны и Галины Дмитриевны. Совсем небольшие, но с таким настроением!..

Скульптуры авторов: Бржезицкая Аста Давыдовна и Чечулина Галина Дмитриевна

Не менее неизгладимое впечатление на нас произвели и работы скульптора фарфориста Нины Александровны Малышевой. Удивительное умение передать настроение во взглядах, лицах, застывших движениях, мельчайших деталях предметов, одежды и т.д. Более того, некоторые работы Нины Александровны отличаются необычайно тонким юмором. Ну вот посмотрите, к примеру, на скульптуру «Портрет по пояс»:

Некоторые из скульптур выдающейся Нины Александровны Малышевой. Справа: скульптура «Портрет по пояс»

Сразу ведь и не заметишь, что дама и кавалер, кажущиеся одинакового роста в кадре, совершенно по-разному данного эффекта достигли — даме пришлось сесть, а кавалеру встать… и не просто встать, а на лавочку :)

К слову, продолжая тему юмора в дулёвской фарфоровой скульптуре… Особое внимание Галина Анатольевна обратила на эту вот работу:

Сколько в ней эмоций, какая грациозность, значимость, какое настроение во взглядах, сколько внимания к деталям, и даже прослеживаются какие-то определённые ожидания. Казалось бы!.. Но стоит немного поменять угол, как становится понятно, что у героя скульптуры, очевидно, скоро возникнут большие проблемы :)

И так мы можем продолжать, похоже часами, восхищаться работами талантливых художников и скульпторов, творивших здесь в прошлом, творящих и в наши дни. На самом деле, это какая-то фантастика, это несколько измерений в одной работе, это целый мир! Да, именно так, с восклицательным знаком, потому что эмоции до сих пор переполняют нас и даже сейчас, пересматривая фотографии экспонатов этого музея, каждый раз находим для себя что-то новое. Ведь все работы, абсолютно все, уникальны, они по-настоящему гениальны. Это часть нашей культуры, частичка истории нашей страны, характера русского, юмора, иронии, романтики и, конечно же, таланта русских мастеров!

Много читали, слышали от родителей, других людей, что фарфор из Ликино-Дулёво отличается какой-то особой простотой, ослепительной белизной, воздушностью, безупречностью исполнения изделий. Да, это фантастика — держать в руках почти невесомую фарфоровую чашку, которая на просвет, подобна листу бумаги. Только вот помимо этого мы поняли, что для нас теперь каждая такая чашка — это настоящее произведение искусства, это чья-то идея, особый взгляд, частичка души. Каждая скульптура — это история, настроение, атмосфера той эпохи, которую хотел отразить автор.

И вот та экскурсия в музей фарфора, пролетевшая на одном дыхании, эти поездки в Ликино-Дулёво теперь ассоциируются у нас с чем-то невероятно светлым, лёгким, воздушным, позитивным. Наверное, словами это сложно описать. Кстати, на заводе в данный момент происходит процесс очередного переоснащения и модернизации, даже фасад здания претерпел серьёзные изменения в лучшую сторону по сравнению с первым нашим визитом. В музее в скором времени планируют установить описание к экспонатам, ведутся постоянные улучшения. Всё это отрадно видеть, ведь это перемены к лучшему, а значит, производству быть, значит фарфор — это совсем никакая не дань моде, это что-то большее, как нам кажется, в какой-то степени, гармонично связывающее наше прошлое и настоящее в единое целое.

И в заключении, лучше всяких слов, как справедливо обратила внимание Галина Анатольевна на ещё одну гениальную работу, о работе фарфорового завода в Ликино-Дулёво может рассказать вот эта скульптура:

Адрес музея: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15; Примерные координаты: 55.702694, 38.958276 (55°42’09.7″N, 38°57’29.8″E); Найти Музей Дулёвского фарфорового завода на карте >>График работы: поскольку график может меняться, то лучше его уточнять на официальном сайте завода: dlz.ru

Примечание: на экскурсию в этот музей мы предварительно записывались, чтобы не было мучительно обидно приехать издалека, как это случилось с нами в первый раз, и понять, что в этот день может ничего не получиться.

Дворец Культуры Дулёвского фарфорового завода

Севернее фарфорового завода расположилось здание Дворца Культуры, построенное в 1930 году и в настоящее время являющееся памятником архитектуры советского авангарда.

Кстати, наверняка многие видели в Москве необычный Дом Мельникова, который расположен в Кривоарбатском переулке. Так вот, здание Дворца Культуры в Ликино-Дулёво было построено тоже по проекту Константина Степановича Мельникова и оно, кстати, насколько мы поняли, является единственным зданием, возведённым по проектам выдающегося архитектора, вне города Москва.

Адрес ДК: Московская область, г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, д. 1; Примерные координаты: 55.706249, 38.958251 (55°42’22.5″N, 38°57’29.7″E); Найти Дворец Культуры на карте >>

Храм Иоанна Богослова

Храм Иоанна Богослова в Ликино-Дулёво находится между ДК и фарфоровым заводом. Впечатляющей архитектуры храм в первую очередь поразил нас непростой историей своего появления и чудесного спасения, ведь с момента подписания чертежей в апреле 1912 года до первого молебна в храме весной 1991 года прошло 79 лет. Это были крайне непростые годы, строительство храма было остановлено в 1917 году при том, что он не был полностью достроен. Позже, к величайшему горю, храм был приспособлен под общежитие с установкой печей для обогрева и пробивкой отверстий под дымоходы, а потом в церкви устроили склад. Но главной трагедией могло стать полное уничтожение храма. Планы по его подрыву активно вынашивались, но им не суждено было сбыться, во многом благодаря тому, что в строительстве каменной церкви были применены новейшие по тем временам технологии с использованием заливки железобетоном, что сулило большие проблемы при сносе и, к счастью, храм оставили в покое. Многие жители постарше и сейчас часами готовы рассказывать о непростой истории возведения храма, о том, как началось его восстановление в конце прошлого столетия, как «всем миром» убирался мусор, как на местном автобусном заводе отливался крест, как не очень давно (вспоминаем со слов местного жителя, кажется, в 2012 г.) началось возведение колокольни. На самом деле, и дня не хватит, чтобы пересказать все события, когда-то здесь происходившие.

Храм Иоанна Богослова в Ликино-Дулёво

Более подробную информацию мы на днях отыскали на сайте Храма Иоанна Богослова в Ликино-Дулёво в разделе «История храма», узнав, что истории возведения каменного храма в Ликино-Дулёво предшествовал перенос деревянной церкви из соседнего села Гора. Там же узнали о тяготах, несгибаемом характере и невероятной сплочённости работников заводов и местных жителей, с судьбой которых, подчас очень непростой, переплетается история строительства храма Иоанна Богослова в Ликино-Дулево.

Храм Иоанна Богослова в Ликино-Дулёво

Адрес Храма Иоанна Богослова: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 1А; Примерные координаты храма: 55.705581, 38.958165 (55°42’20.1″N, 38°57’29.4″E); Найти храм Иоанна Богослова в Ликино-Дулёво на карте >>

А ещё во вторую поездку мы свернули с главной дороги немного вглубь и просто гуляли (но уже без фотоаппарата, т.к. сел аккумулятор) по улочкам города со старыми домиками, познакомились с дедушкой, который и рассказал нам много интересных историй о городе. Он даже звал нас на чай, но мы были вынуждены отказаться, т.к. ещё предстояла дорога назад. Какие же здесь гостеприимные люди!

Мы много, где ещё не были в Ликино-Дулёво, сколько ещё всего не видели. Ну вот, к примеру, узнали, что к городу примыкают деревня Кудыкино, а с ней соседствует деревня Гора. Прям, говорят, знак дорожный есть Кудыкино | Гора. Ничего не напоминает? Может быть, это сюда идут те люди, которые на вопрос «Куда идёшь?» ехидно отвечают: «На Кудыкину гору»?! К слову, дедушка, с которым мы тогда разговорились, так и говорил: «А на Кудыкиной Горе…». Интересно всё это!.. И места здесь особенные.

Интересно, когда мы только задумались о поездке в Ликино-Дулёво, то просто хотели купить сахарницу и узнать побольше о знаменитом фарфоровом заводе. Кстати, сахарницу купили, в отделе с некондицией. Сахарница очень красивая, но не со своей крышкой, родная крышка, видимо, была утрачена. Зато она у нас теперь, не просто красивая, а ещё и единственная такая — снизу разноцветные бабочки и цветы, а на крышке жёлтые кленовые листочки. Ах, да, ещё мы знали, что в Ликино-Дулёво заканчивается Носовихинское шоссе. Правда, не знали совсем, что въезжать в город лучше не через переезд, которым заканчивается Носовихинское шоссе, плавно перетекая в Ленинский пр-д, на котором мы в первый раз простояли без движения более 40 минут, пропуская какие-то товарняки, а, свернув 10ю км ранее на повороте на Орехово-Зуево, далее следуя указателям на Ликино-Дулево или ориентируясь по навигатору. Где-то читали, что это обычный промышленный город. А вот нам так не показалось, для нас теперь Ликино-Дулёво — далеко не обычный, да, промышленный, но совсем не обычный город. Это город со своей историей, атмосферой, подчас необычной архитектурой, интересными музеями и удивительными людьми. А главное, что-то есть здесь необъяснимое, что вселяет в нас уверенность в то, что мы сюда обязательно ещё вернёмся!

Маршрут через Ликино-Дулёво

Задумали мы тут небольшой двухдневный маршрут на выходные дни: Гжель — Павловский Посад — Ликино-Дулёво — один из городов: Гусь Хрустальный, Владимир или Суздаль. Пока что, в силу обстоятельств, осуществить его не удалось. Но изначально планировали найти отель и остановиться на ночёвку именно неподалёку от Ликино-Дулёво, чтобы поближе познакомиться с окрестностями города и по пути к следующему городу не возвращаться домой. Тем более, что многие системы бронирования отелей такую возможность предоставляют. Так, к примеру, можно найти и забронировать отель в окрестностях Ликино-Дулево на Booking.com >>

Что ж, искренне надеемся, что такой маршрут, ну или хотя бы его часть нам всё же удастся когда-нибудь осуществить. Как минимум, хочется снова как-нибудь вернуться в этот необычный город и продолжить знакомство с ним и окрестностями. Ведь мы ещё, как минимум, не побывали на экскурсии по самому фарфоровому заводу, не понаблюдали за процессом производства шедевров из фарфора, мы ещё до сих пор не ходили на «Кудыкину Гору», мы столького ещё не видели!..

Алексей и Ирина

Образование

  • Ликино-Дулёвский лицей
  • Ликино-Дулёвская Школа № 2
  • Ликино-Дулёвская Школа № 3
  • Ликино-Дулёвская школа № 4
  • Ликино-Дулёвская Школа № 5
  • МОУ Ликино-Дулёвская гимназия
  • Профессиональный лицей № 41
  • Московский областной колледж информационных технологий, экономики и управления (МОКИТЭУ)
  • Филиал Московского государственного технического университета «МАМИ»
  • Дом детского и юношеского туризма и экскурсий
  • НОУ «Школа „Росток“»
  • МГАУ им. Горячкина

Ссылки

  • Восток и юг: Московская область Поточино • Поточино • Орехово-Зуево


    Ликино-Дулёво
    • Давыдово •
    Куровское
    • Ильинский Погост • Беззубово •
    Егорьевск
    • Хорлово • Берендино • Берендино •
    Воскресенск
    • Ратмирово • Ратчино • Андреевка • Непецино • Непецино • Индустрия • Осёнка • Шкинь • Шманаево • Мякинино • Мякинино • Алфимово • Новоселки • Еганово • Новоеганово • Малино • Березнецово • Васильевское • Сотниково • Ловцово •
    Новое Ступино
    • Верзилово • Колычево • Шматово • Жилёво • Михнево • Усады • Кузьмино • Повадино • Станции Повадино • Станции Детково • Детково • Столбовая • Сандарово • Чехов-7

    Юго-запад: Москва (Троицкий округ) Вяткино • Чернецкое • Новогромово • Кресты • Львово • Мачихино • Станции Мачихино • Голохвастово • Архангельское • Зосимова Пустынь • Шеломово • Киевский • Разъезда Пожитково
    Запад и север: Московская область Могутово • Пожитково • Бекасово • Посёлок дома отдыха «Бекасово» • Кубинка-10 • Акулово • Кубинка

    • Старый Городок • Угрюмово • Пронское • Клин • Шарапово • Ястребки • Мартьяново • Посёлок базы отдыха ВТО • Станции 192-й км • Новошихово • Луцино • Ягунино •
    Звенигород
    • Саввинская Слобода • Посёлок дома отдыха «Караллово» • Носоново • Ивашково • Сурмино • Лукино • Лукино • Манихино • Манихино • Подпорино • Лисавино • Жилино • Поварово • Поваровка • Радумля • Берсеневка • Бухарово • Акишево • Белый Раст • Кузяево • Малая Чёрная • Ермолино • Икша • Деденево •
    Яхрома

    Дмитров
    • Иванцево • Драчёво • Притыкино • Большое Прокошево • Костино • Костино • Пузино • Прокшино • Жёлтиково • Барканово • Бубяково •
    Сергиев Посад
    • Наугольное • Леоново • Бужаниново

Культура, спорт

Кинотеатр, три стадиона, спорткомплекс, спортшкола, бассейн, школа искусств, центр технического творчества, краеведческий музей, гимназия.

Здание кинотеатра Мир

Здание кинотеатра «Мир» ныне не используется по прямому назначению. Администрация города по итогам проведенного конкурса сдала здание в аренду на 15 лет, в феврале 2011 года должен начаться капитальный ремонт. По итогам бывший кинотеатр «Мир», как ожидается, откроет свои двери в качестве культурно-досугового центра с большим кино-концертным залом. Впервые в городе начал работать танцевально-спортивный клуб, где все желающие могут научиться танцевать бальные танцы. Клуб работает на базе спорткомплекса «Дивный».

Транспорт

Через город проходит множество автобусных маршрутов, которые связывают Ликино-Дулёво с ближайшими населёнными пунктами. Эти маршруты работают как внутригородские:

  • 21 Орехово-Зуево — Ликино-Дулёво (Красочный завод)
  • 22 Орехово-Зуево — Куровское
  • 23 Орехово-Зуево — Дорофеево
  • 24 Орехово-Зуево — Губино
  • 26 Орехово-Зуево — Дрезна
  • 39 Орехово-Зуево — Язвищи
  • 40 Орехово-Зуево — Давыдово
  • 42 Орехово-Зуево — Дорохово
  • 53 Орехово-Зуево — Егорьевск
  • 54 Орехово-Зуево — Шатура
  • 391 Ликино-Дулёво — станция метро «Партизанская».

В городе работает несколько частных перевозчиков маршрутного такси. Автобусные маршруты дублируются маршрутками. На территории города несколько операторов общегородского такси.

Железнодорожный транспорт представлен пригородными поездами Куровская — Александров-1 и Александров-1 — Куровская. Три пары электропоездов ежедневно.

Через город проходят важные магистрали: автомобильная дорога федерального значения А108

и Большое кольцо Московской железной дороги.

Люди, связанные с городом

  • Кузнецов, Матвей Сидорович, русский предприниматель, владелец Дулёвского фарфорового завода.
  • Константин Мельников, выдающийся советский архитектор.
  • Новиков-Прибой, советский писатель.
  • Перегудов, Александр Владимирович, советский писатель.
  • Алексашенко, Сергей Владимирович — видный российский экономист, проректор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ.
  • Тарасов, Николай Никифорович — советский футболист и государственный деятель, министр лёгкой промышленности СССР.

Примечания

  1. Городское поселение Ликино-Дулёво — oz-rayon.ru/index.php?dn=article&to=art&id=96
  2. История Ликино-Дулёво. Официальный сайт администрации города — ld-gorod.ru/info/about.html
  3. История города Ликино-Дулёво — oz-rayon.ru/index.php?dn=article&to=art&id=96
  4. Ликино-Дулёво. История — superman2014.ya.ru/replies.xml?item_no=3272
  5. Топонимы Владимирской области как отражение истории края — revolution.allbest.ru/moscow/00203868_0.html
  6. До 2005 года называлась «Ликино-Дулёвская школа № 1»

Городское поселение Ликино-Дулёво

В ходе муниципальной реформы и в соответствии с Законом Московской области от 28.02.2005 года № 67/2005-ОЗ «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований»[5] город стал единственным населённым пунктом в составе муниципального образования «Городское поселение Ликино-Дулёво».

Граничит с сельскими поселениями Горским и Новинским. Площадь территории городского поселения — 1781 (0,98 % от площади территории района, 12-е место).[6] На 2013 год плотность населения составила 1736,5 чел./км² — самый высокий показатель по району.

Численность населения
2006[7]2007[8]2008[9]2009[10]2010[11]2011[10]
32 200↘31 025↘30 958↗30 969↗31 321↘31 125
2012[12]2013[13]2014[14]2015[15]2016[1]
→31 125↘30 927↘30 683↘30 345↘30 069
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]