«Каторжная республика»: как декабристы превратили Читу из деревни в столицу Забайкалья


Общие сведения

Город расположен на склонах двух хребтов: Яблонового и Черского, в месте впадения реки Читы в Ингоду. В пределах Читы располагается гора Титовская сопка высотой 946 метров, а также озеро Кенон. Природный ландшафт разнообразен: от лугов и степей до горных таежных массивов.

Чита расположена в зоне ярко выраженного континентального климата с малоснежной зимой и теплым влажным летом. Удаленность от столицы РФ г. Москвы – 5000 км.

Достопримечательности города Читы

Город славится своими достопримечательностями, которые хранят многолетнюю историю. Памятник любви и верности был открыт 8 июля 2011 года, в день семьи. Установили памятник на пересечении улиц Столяровой и Амурской. Место для скульптуры было выбрано неслучайно. Именно на пересечении этих улиц жили жены декабристов. Автором памятника является М. Альбатасов. Скульптура представляет собой мужчину и женщину, которые встретились после долгой разлуки.
Ботанический сад был основан в 1990 году. Он удивляет своей огромной экспозицией. Для растений созданы все климатические условия. Площадь сада составляет 27 гектар.

Зоопарк был открыт 20 июля 1994 года. Тогда уже существовал небольшой зоопарк, где жили косули, козы, павлин и лебеди. Эти животные впервые в Чите появились в 1986 году. К открытию уже большого зоопарка было собрано около 200 особей. Некоторых животных подбирали раненными в лесу, а некоторых забирали у браконьеров.

Часовня Александра Невского была оснащена в 2001 году в сентябре. Строительство часовни длилось всего несколько месяцев. Место для ее строительства было выбрано неслучайно, в 1891 году Читу посетил царевич Николай Александрович, который побывал на Титовской сопке.

Читинский дацан — это бурятский буддийский монастырь, который расположен на территории России. Открыт он был в 2010 году, хотя место под его строительство было освещено еще в 2001 году.

Казанский собор является главным в Чите. Этот храм является украшением города. 21 июня 2002 году в храме была проведена первая литургия в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Из истории города

Появление Читы связано с освоением огромных просторов Сибири служивыми людьми. Продвигаясь вглубь сибирских просторов вслед за казаками, шел разнообразный купеческий и промышленный люд. Отряд Петра Бекетова в 1653 г. добрался до р. Ингоды и заложил зимовье. Это поселение назвали Плотбище, т. к. здесь велось строительство плотов, позднее лодок. Имея выгодное географическое расположение, находясь на пересечении сухопутных и водных путей, Плотбище быстро развивалось. В 1699 г. появился острог, который в 1706 году получил название Читинский.

Своим дальнейшим развитией будущий город обязан разработке в окрестностях в начале XVII века серебряных рудников, получивших название Нерченские, и строительству заводов. Из дошедших до нас письменных источников XVIII века можно узнать численность населения Читы того времени. В 1762 г. она составляла 73 жителя. Недостаток рабочей силы восполняли использованием труда каторжников.

Со временем острог стал относиться к Нерченскому горнозаводскому управлению. Это наложило отпечаток на занятость населения. Чита продолжала свое промышленное развитие благодаря тому, что ее жители стали выжигать древесный уголь для плавки руды, поставляя его на Шилкинский завод. Распространенным занятием местного населения был также лесной промысел, сплав грузов по реке.

В 20 гг. XIX века в городе насчитывалось уже 300 жителей. Чита стала центром Читинской волости. Важную роль в развитии города сыграли декабристы, сосланные сюда на каторгу.

В середине XIX века образуется Забайкальская область. Титул ее основного городского центра получила Чита, население которой начало стремительно расти. В 1863 г. здесь проживали уже три тысячи жителей.

В XX век Чита вступила развитым промышленным городом Сибири. Была построена железная дорога, работало множество фабрик и заводов. Населенный пункт стал крупным торговым центром Забайкалья. Строились дома, храмы, действовала синагога и мечеть, появилась библиотека. Население города к 1910 г. составило более 68 тысяч человек.

После Октябрьской революции город некоторое время являлся столицей Дальневосточной республики. В годы ВОВ предприятия Читы работали на нужды фронта. В 1945 г. здесь была расположена ставка главнокомандующего на Дальнем Востоке маршала Василевского. До 1949 года в городе на строительстве различных зданий трудились японские военнопленные.

Развивалась социальная инфраструктура города. Чита, население которой ударно трудилось на промышленных предприятиях и в социальной сфере, в 1972 г. была награждена орденом Октябрьской революции.

Забайкалье

Сочинение на тему мой город Чита

Чита – город, основанный в глубинах Сибири казаком Петром Бекетовым как казачья крепость. Произошло это во времена освоения дальних земель казачеством в 17 веке. Поселение должно было стать форпостом Российской империи в пути на восток, в Восточную и Центральную Азию.

Сначала поселение называлось Плотбищем, так как стояло на слиянии двух рек, и основным промыслом на тот момент в этом месте являлась постройка плотов. Свое сегодняшнее название поселение получило позже, по имени реки Читы, на которой и стоит. Основное население составляли казаки и промышленники. Расположение на водных путях способствовало развитию поселения. В 1699 году здесь был построен острог.

После открытия нерчинских серебряных рудников появилась потребность в рабочей силе. В эти места начали ссылать рекрутов, потом каторжников, потом – декабристов. За декабристами поехали их жены и семьи, после чего население Читы удвоилось. Декабристам эти места обязаны многим. Именно эти люди принесли сюда настоящую русскую культуру и даже, наверное, дух свободы и справедливости, который и сегодня присущ живущим на этой земле.

Нельзя забывать, что до прихода казаков здесь тоже жили люди, со своей историей, культурой, традициями и верованиями. Поэтому одна из целей, которая ставилась при закладке поселения, — это поиск путей сближения с коренным населением этих земель. Это самая сложная задача, ее невозможно выполнить на 100% никогда. Но жизнь показывает, что если к этому стремиться, уважать друг друга, беречь и свое, и чужое наследие, то будущее выглядит вполне оптимистичным. Современная Чита с населением около 400 тысяч человек – этому прямое доказательство.

Чита сегодня – российский город, со своими успехами, проблемами, недостатками и достоинствами. В Чите 8 ВУЗов, 53 школы и естественный прирост 994 человека в год (по данным за 2013г.). Самое неприятное – уровень преступности и большое количество социальных проблем. Промышленность – добывающая, машиностроительная, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, легкая, пищевая. Трудоспособное население – 64%.

Это статистика. С ней, конечно, не поспоришь. Может быть, она кому-то не нравится. Но жизнь — это не всегда только цифры, жизнь – это люди и их взгляд в будущее. С этой точки зрения Чита – город, устремленный в завтрашний день. Люди здесь – искренние в проявлении своих чувств и открытые для светлого и доброго. То ли это память и мудрость разных народов, которые могут жить в мире и уважении к нравственным ценностям других, то ли земля такая волшебная. Таких людей нет больше нигде.

В последнее время в культурных и философских российских кругах появилась тенденция поиска национальной идеи и возвращения к корням. Может быть, это пока не бросается в глаза, но интерес к истории растет. Причем, не только к классической истории, а к сказаниям, преданиям, фольклору. Примерно год назад в Москве прошел необычный музыкальный спектакль «Дети выдры». Автор музыки – философ-композитор Владимир Мартынов. Спектакль поставлен по произведениям Велимира Хлебникова «Дети выдры» и «Зангези». Музыкальная сюита – сочетание этноса, фольклора, рока, джаза в высочайшем профессиональном исполнении, с участием классических музыкантов и фольклорных коллективов. Основная идея – мы все дети выдры, матери всех людей, живущих на нашем материке. Мы все – часть этого материка, у нас общие корни, верования, а, соответственно, и цели. И у нас общее будущее, по-другому просто не может быть.

С этой точки зрения Чита – именно тот город, в котором слилось много разных вер и народов, который все впитал в себя и, богатый этим многообразием культур, верований, людей, смотрит в завтрашний день с оптимизмом. Это — светлый и солнечный город с большим будущим.

Отдельное Спасибо за предоставленные материалы Евгению Целуйко.

Чита в XXI веке

Сегодня Чита – это развитый промышленный город. Расширилось строительство объектов различного значения, были установлены новые внешнеполитические связи, развивается торговля. Чита (население города этим особенно гордится) стала лауреатом престижной национальной премии «За достойные дела – благодарная Россия», победителем в четвертом Всероссийском конкурсе «Золотой рубль» по своему округу.

В городе действуют вузы, школы, училища профессиональной ориентации, НИИ. Чита, население которой имеет возможность поднимать свой культурный уровень, обладает достаточным количеством заведений просветительской направленности. Работают 24 музея, театры, цирк, филармония, крупный концертный комплекс. Регулярно устраиваются и проводятся фестивали и конкурсы различных уровней.

«Каторжная республика»: как декабристы превратили Читу из деревни в столицу Забайкалья


Декабристы на Сенатской площади
Читинские старожилы любят рассказывать приезжим, что центр их города своими прямыми улицами сильно напоминает Санкт-Петербург, так как спроектирован сосланными сюда декабристами. Они любят показывать и главный символ города — бревенчатую Михайло-Архангельскую церковь. В ней венчались ссыльные дворяне-оппозиционеры и последовавшие за ними в Сибирь женщины. Сейчас в здании храма находится Музей декабристов, который в народе называют просто Церковью декабристов.

«Каторжная республика»

Первые декабристы прибыли в Читинский острог в конце января 1827 года. Их было четверо: братья Никита и Алексей Муравьевы, Иван Анненков и Константин Торсон. Позже, в течение 1827 и 1828 годов, сюда прислали еще около 70 участников восстания. За три с половиной года каторги они дали небольшому поселению импульс в развитии, который спустя четверть века превратил его в город и столицу Забайкальской области.

«Когда декабристы только прибыли в Читу, это была всего лишь деревушка заводского ведомства. Маленькая, 75 деревянных домов, 393 жителя. Декабристы, конечно, дали толчок развитию этого местечка», — рассказывает ТАСС заведующая Музеем декабристов Надежда Баранова. По мнению историка Михаила Константинова, «несмотря на тюремное заключение, благодаря не­сгибаемой воле и нравственной силе декабристы фактически созда­ли в Чите островок свободной мысли и духа, своего рода каторжную декабристскую республику».

Основная часть декабристов содержалась в ими же достроенном тюремном здании — четыре комнаты с маленькими окнами, где было тесно, душно и шумно, в том числе от звона кандалов. Кандалы узникам разрешили снять в августе 1828 года по особому распоряжению императора Николая I. Позже им позволили за собственный счет построить на тюремном дворе еще семь маленьких бревенчатых домиков. Там же, в тюремном дворе Читинского острога, каторжники построили здание наподобие клуба, беседку, развели огород.

Во время пребывания в тюремном остроге Читы декабристы добились негласного права на занятия наукой и просветительством. Свое научное собрание они назвали «Каторжной академией», в которой заслушивались доклады по точным, естественным и гуманитарным наукам, практиковалось взаимное обучение иностранным языкам, математике и ремеслам.

«Художник Николай Бестужев оставил акварели с видами Читы и ее окрестностей, декабрист Петр Фаленберг — топографический план острога, а Фердинанд Вольф вел здесь медицинскую практику, впервые в регионе организовал прививку от оспы. Три с половиной года, а столько дел было сделано», — отмечает Баранова.

Тюрьма в Чите, где содержалась часть декабристов. Акварель Николая Бестужева, 1830 г.
Декабристы приобщили местное население к огородничеству, садоводству, цветоводству. Взрослые и дети из тюремной округи Читы участвовали в организованных ими концертах и коллективных пениях. Узники устраивали в остроге литературные чтения, проводили шахматные турниры. Привлекая к занятиям подростков, декабристы собирали минералогические, ботанические, зоологические, археологические и нумизматические коллекции. Сергей Трубецкой вел здесь метеорологические наблюдения.

«Во глубине сибирских руд»

В феврале 1827 года в Читинский острог приехала Александра Муравьева — жена Никиты Михайловича. Она тайно привезла декабристам знаменитое послание Пушкина «Во глубине сибирских руд». Здесь же, в Чите, Александр Одоевский от лица всех декабристов написал ответ «солнцу русской поэзии», в котором есть знаменитые строки: «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя».

Спустя год, в январе 1828-го, Александра Муравьева передала еще одно пушкинское послание — «Мой первый друг, мой друг бесценный», адресованное лицейскому товарищу Пушкина Ивану Пущину.

Жены и невесты ссыльных добирались до Читинского острога по несколько месяцев. В их числе были княгини Мария Волконская и Екатерина Трубецкая, генеральская жена Наталья Фонвизина, фрейлина Императорского двора Елизавета Нарышкина — знатные, образованные женщины.

Пожалуй, самая романтическая история — это венчание во все той же Михайло-Архангельской церкви французской модистки Полины Гебль и ее возлюбленного Ивана Анненкова, ради которого девушка преодолела длинный путь в Забайкалье. После таинства молодую пару приветствовал перезвон кандалов всех присутствовавших на венчании декабристов. История их любви вдохновила Александра Дюма на роман «Учитель фехтования».

Помнят стены этого храма и еще один брак — декабриста Дмитрия Завалишина и Аполлинарии Смольяниновой — местной жительницы, дочери горного инженера. Они обвенчались в Чите в 1839 году, когда Дмитрию Иринарховичу разрешили выйти на поселение.

«Жены декабристов многое сделали для нашего города. Они завели здесь огороды, привлекая местных умельцев, построили бревенчатые избы», — рассказала заведующая Музеем декабристов. Рядом с музеем находится памятник архитектуры — дом Елизаветы Петровны Нарышкиной; сейчас это библиотека.

Первая инвестиция

По мнению краеведа, кандидата философских наук Андрея Букина, декабристы «были первой невольной, но качественной инвестицией в развитие Забайкалья». «Потраченные здесь ими и их женами средства всколыхнули экономику и товарное производство, стали основой для развития территории. Декабристы во многом предопределили культурное развитие края и отразили в далекой провинциальной Чите воспоминания о блеске имперской столицы. Этим отсветом Чита, по большому счету, живет и по сей день», — уверен он.

«Говоря о присвоении Чите статуса волостного города, нельзя не упомянуть Дмитрия Завалишина. Он многое сделал, чтобы доказать, что географическое расположение Читы позволяет именно ей, а не Нерчинску (старейший город региона. — Прим. ТАСС) быть центром Забайкальского края», — отметила Баранова.

Действительно, вернувшись в 1839 году в Читу, ссыльнопоселенец Завалишин завел здесь образцовое крестьянское хозяйство, занялся разведением и акклиматизацией овощей и фруктов, бесплатно раздавал крестьянам и казакам выписанные из Центральной России семена. Одним словом, вел себя как настоящий колонист, стремящийся обжить далекие земли.

Кандалы, в которые были заключены декабристы. Экспонат Музея декабристов в Чите
«Завалишин изучал медицинские пособия, из собранных и выращенных лекарственных трав готовил препараты и раздавал их нуждающимся. В своем доме устроил помещение для школы, где обучал желающих детей и взрослых, а затем добился открытия в Чите нескольких школ для крестьянских и казачьих семей. Активно участвовал в составлении плана Читы как картограф и землемер», — говорится о нем в многотомной «Энциклопедии Забайкалья».

В 1851 году именно Завалишин стал одним из организаторов торжеств, посвященных присвоению Чите статуса города и областного центра. Указ об этом был зачитан с крыльца Михайло-Архангельской церкви. И даже после состоявшейся в 1856 году амнистии Дмитрий Иринархович еще семь лет оставался в Чите, наблюдая, как крошечная деревушка, принявшая в январе 1827 года первых декабристов, превращалась в важнейший город на востоке Российской империи.

Чита

(Забайкальский край)

Код ОКАТО:
76401
Основан:
1675
Город с:
1851 Город краевого подчинения
Центр:
Забайкальский край
Центр:
Читинский р-н
Городские районы, численность населения на 1.01.2021

Железнодорожный47.0Центральный123.5
Ингодинский88.6Черновский91.8
Телефонный код (справочный телефон)
3022******

Отклонение от московского времени, часы:
6
Географическая широта:
52°02′
Географическая долгота:
113°30′
Высота над уровнем моря, метров:
670 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Чита

Культура, музеи и театры Читы

Одной из главных культурных достопримечательностей Читы являются ее музеи. Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.Кузнецова, открытый в 1895 году, является старейшим музеем в Сибири. Собрания музея, насчитывающие более 170 тыс. экспонатов, рассказывают об истории и природе Забайкальского края, содержат коллекции минералов, предметы быта и верований коренного населения (эвенков и бурят), произведения изобразительного искусства. Читинский художественный музей представляет экспозиции живописи, гравюры и графики забайкальских художников, произведения декоративно-прикладного искусства северных народов. Отдельно стоит отметить Музей декабристов, который размещается в Михайло-Архангельской церкви, известной более под названием Церковь декабристов. Экспозиция, посвященная периоду пребывания декабристов в Сибири, раскрывает их значительную роль в исследовании края, культурную и просветительскую деятельность. В музее проводятся литературно-музыкальные встречи, театрализованные представления, ежегодно проходят «Декабристские вечера». Также представляют интерес: Геологический музей, Картинная галерея, Музей боевой славы Сибирского военного округа, Музей Забайкальской железной дороги. Театральное искусство Читы представлено постановками: Забайкальского краевого драматического театра, неоднократно становившегося лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, Театра кукол «Тридевятое царство», Театра национальных культур «Забайкальские узоры», Фольклорного театра «Забайкалье», Театра песни и танца «Амар сайн» и др.

Флаг

Флаг Читы представляет собой полотнище прямоугольной формы, разделённое на четыре элемента. Отношение ширины флага к его длине 2:3. В древковой части флага — треугольник жёлтого цвета, к которому примыкают равновеликие горизонтальные полосы зелёного, белого и красного цветов. Где жёлтый (золотой) – символ богатства и справедливости; красный (червленый) – символ мужества, храбрости и неустрашимости; зелёный – символ надежды, радости и изобилия; белый (серебряный) – символ чистоты, совершенства и независимости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]