Районы Вологодской области. Алфавитный список районов Вологодской обл


Фото: wikipedia.org

Вологда — старинный город севера России, является административным, промышленным и культурным центром Вологодской области. Расположен на пересечении крупных транспортных путей: автомобильных трасс и Северной железной дорогой. Численность населения составляет 308 530 человек. Площадь города – 116 кв. км.

Вологда территориально поделена на две административные единицы – Вологодский городской округ и поселок Молочный. Официального разделения городского округа нет, однако условно он всё же делится на районы. Далее рассмотрим особенности каждого из них.

Заречье


Фото: Яндекс карта

Расположен за рекой Вологда, на левом берегу. Характерной особенностью района является соседство старых и современных построек. Развивается индивидуальное строительство на окраинах Заречья. Городской транспорт представлен автобусами и троллейбусами. На районе изобилие магазинов – как крупных сетевых, так и мелких торговых точек. Инфраструктура развита, все в шаговой доступности: и школа, и детский сад, и больница. В Заречье находится одно среднее профессиональное учебное заведение.

В этом районе функционирует много церквей, например, Сретения Господня, Георгиевские на Наволоке, Скулябинская богадельня. Есть парк Ветеранов. Гостиницы отсутствуют. По отзывам жителей города, плата за аренду жилья и стоимость его такая же, как в центре.

Маршруты на карте Вологды. Транспортная инфраструктура

Вологда является крупным транспортным узлом России, это видно на карте, по многочисленным пересечениям федеральных трасс:

  • Трасса М8 «Холмогоры» связывает Москву, Ярославль и Архангельск;
  • А114 «Вологда — Новая Ладога» проходит от Вологды через Череповец до Санкт-Петербурга;
  • А119 «Вологда — Медвежьегорск» направляется от Вологды к Вытегре, Петрозаводску и Мурманском.

На карте хорошо видна разветвленная паутина региональных дорог, соединяющих все крупные районные центры области. Автовокзал города расположен рядом с железнодорожным вокзалом на площади им. Бабушкина областного центра.

Через железнодорожный узел в ежесуточно проходят более 240 составов, это самый высокий показатель грузонапряженности в России. В настоящее время ведется строительство объездной железной дороги вокруг Вологды.

Через станцию Вологда-1 проходит железнодорожный «Транссиб» по маршруту Санкт-Петербург-Вологда-Киров-Челябинск-Владивосток. Составы, следующие на север страны из Москвы в Архангельск, Мурманск, Воркуту, Северодвинск делают остановки в Вологде. Всего с железнодорожного вокзала каждые сутки отправляются более 27 поездов дальнего следования и пригородных электричек.

Ранее судоходная река Вологда, обмелев, утратила транспортное значение.

Из вологодского аэропорта совершаются рейсы в Москву (Внуково) и Великий Устюг.

Общественный транспорт внутри города представлен автобусами, коммерческими автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. Износ подвижного состава довольно высок, некоторые «маршрутки» и коммерческий транспорт дублируют маршруты муниципального транспорта и оттягивают пассажиропоток. Плюсом городского транспорта является наличие комфортабельных автобусов большой вместимости, всего их 160. 50 автобусных маршрутов и 3 троллейбусных охватывают сообщением все районы областного центра.

Водники


Фото: Яндекс карта

Располагается на левом берегу реки Вологды. Район считается старым, хотя строительство жилья и социальных сооружений велось интенсивно в 80-х годах прошлого столетия. Затем с распадом СССР прекратилось и возобновилось лишь в 2000 годах. Застройка проводилась на участке, прилегающем к улице Северная. В настоящее время идет возведение 9- и 12-этажных многоквартирных домов.

Инфраструктура района развита. Имеются учебные заведения, детские сады, магазины различного направления, кафе и бары. Есть много компаний, оказывающих бытовые услуги, автосервис и многие другие организации и предприятия, необходимые для нормальной жизни. Среди достопримечательностей выделяются храм Андрея Первозванного и дом поэта Николая Рубцова. Район идеально подходит для кратковременной аренды жилья туристам и командировочным.

Льнокомбинат


Фото: Яндекс карта

Расположен на правом берегу реки Вологды, занимает юго-восточную часть города. Условно ограничен улицами Козленской, Петрозаводской, маршала Конева и Московской. По району проходит железная дорога с одноименной станцией. Жилой фонд представлен преимущественно двухэтажными домами. Их отличительная черта – наличие балконов, террас, мезонинов. Также идет современное строительство многоэтажек. Памятником старины является церковь Сергия Радонежского. В этом районе высокая стоимость жилья – на уровне центра города.

Криминал

Мыслима ли жизнь без криминала? Без видимого — явно, да. Можно вспомнить даже о том, что пресловутые «лихие 90-е» прошлись по Вологде очень касательно. Не случайно даже тогда город не одарил страну НИ ОДНИМ хоть сколько-нибудь значимым криминальным авторитетом. Объяснение просто: очень многое в регионе связано с частями Северного морского флота, авиации и ракетных войск стратегического назначения. Многие военные городки и посёлки до сих пор засекречены.

Кроме того, здесь очень мощна пенитециарная система. Красноречивый пример: всем известный «нулевой километр» находится именно в Вологде. Это – точка отсчёта пути к важнейшим финансовым и экономическим центрам Северо-Запада.


Нулевой километр

В итоге, о том, что правоохранительные органы Вологды контролируют ситуацию говорить вполне уместно. Впрочем, возможно, что криминал легализован. Либо — ушёл в подполье. Варианты возможны. Но они остаются только допущениями. Проблема национализма здесь также не стоит – Вологда практически мононациональна, 97% населения составляют русские.

Бывалово


Фото: Яндекс карта

Название получил по одноименной деревне, находившейся на этом месте. Занимает южную часть Вологды, от железнодорожного вокзала по Пошехонскому шоссе с обеих сторон. Это относительно молодой район. Строительство многоквартирных 9- и 12-этажных домов было начато в 1982 году и продолжается до сих пор.

На территории района, в его южной части, расположены корпуса зданий областной больницы. Здесь располагаются Бываловский машиностроительный завод, Вологодский молочный комбинат и сельскохозяйственный «Тепличный». Инфраструктура района развита. Имеются различные организации и учреждения, две общеобразовательные школы, детские сады, гостиницы, столовые, кафе, рестораны, магазины. Городской транспорт представлен автобусами, троллейбусами. Туристам и командировочным можно найти посуточную аренду жилья.

Предприятия и работа в Вологде

Рассмотрим самые перспективные (в локальном плане) варианты трудоустройства. ОАО «Вологодский подшипниковый завод» — крупнейший производитель (более 18% общего производства) подшипников в России. Товар ходовой, товар востребованный, снижения спроса на него в ближайшие годы не планируется, а значит, и производство не должно страдать. Тем не менее, на фоне общего спада производства в России (а так же внутренних проблем) зарплаты на заводе не слишком высоки, да и с рабочими местами не густо.


Вологодский подшипниковый завод

Далее – ОАО «Электротехмаш», производство масляных радиаторов и насосов, продукции не столь популярной, как подшипники, тем не менее, достаточно ходовой. На базе «Электротехмаша» создано ООО «Вологодский трубопрокатный завод», занимающееся, как это ни странно, выпуском труб. Оба предприятия принадлежат одной управляющей компании и заслуживают внимания как потенциальные работодатели.

ОАО «Вологодский оптико-механический завод» — одно из немногих предприятий бывшей оборонки, сумевший после развала оной не только выжить, но и остаться конкурентноспособным предприятием. До сих пор собирает свою прямую продукцию (прицелы) и осваивает производство несложных электронных приборов (сложные, понятное дело, на нашем рынке явно будут проигрывать зарубежным аналогам). На момент написания статьи даже набирал персонал в связи с расширением, что уже говорит о чём-то.


Вологодский оптико-механический завод

Бывший гигант текстильной промышленности «Вологодский льнокомбинат», в отличие от Оптики, 90-е не пережил. Грузовиков военные стали заказывать меньше, и брезент на них уже не нужен… хотя это лишь толика проблем комбината. В результате долгой агонии и отвратного управления из лидера по производству льняной продукции по России комбинат скатился в аутсайдера даже по меркам Вологодской области, и будущее его не внушает надежд.

Есть смысл устроиться на одно из предприятий, связанных с ЖД (либо непосредственно туда, если получится): вагоноремонтный завод или Бываловский машзавод (производство козловых и башенных кранов), или с лесной промышленностью: Вологдалестоппром, Вологодские лесопромышленники, ЛПК Кипелово или Союзлесмонтаж.

Также в городе есть большой сектор пищевой промышленности, всем известное молочное производство («Вологодский молочный комбинат», «Вологодское мороженое») и производство алкогольных напитков («Завод сортовых водок»). Отдельно хотелось бы отметить бывший рабочий посёлок, а ныне (с 2004 г.) село Молочное, располагающееся в 7 км. от городской черты Вологды. При населении в 7 тысяч человек его можно смело назвать «Сколково российского агропрома»: в посёлке располагается 3 ВУЗа сельскохозяйственной направленности, учебно-опытный завод и ГЦ агрохимической службы.

Средняя зарплата в Вологде, согласно предпоследним данным составляет 18 000, последним – 27 000 рублей в месяц. Любопытно, что осенью 2011 звучала цифра в 20 000. Такие скачки логично объяснить лишь тем, что цифра «27» взята по области в целом. На Череповецком металлургическом комбинате действительно, зарабатывают крайне неплохо – до 50 000 в месяц. Если верить именно вологодским объявлениям «требуются», работа крайне редко оплачивается суммой, превышающей 20 000 рублей. Чаще уместно говорить о 15 – 17 000.При этом, жемчужина Севера — достаточно дорогой город для проживания по меркам среднего российского города. Проезд — 16, хлеб — 25, колбаса — от 100 рублей.

Центр


Фото: Яндекс карта

Это историческая часть Вологды. Является туристическим центром. Здесь расположены Вологодский музей-заповедник, Вологодский Кремль. Сохранилось множество построек XIX и XX века: в основном деревянные особняки с архитектурными особенностями того времени.

Много «компенсационной» застройки – это имитация традиционных вологодских деревянных домов с целью сохранения исторического облика Вологды. Наряду со старинными зданиями имеются типовые многоэтажные дома, построенные в 60-80 годах. В центре много магазинов, ТРК и ТЦ, предприятий общественного питания. Здесь сосредоточены высшие и средние учебные заведения, офисы областных структур. Имеются парки с местами отдыха и развлечения, детскими площадками.

Цена на недвижимость высокая: стоимость аренды жилья – от 450 рублей за сутки, однокомнатной квартиры – от 1,7 млн рублей (по данным, взятых из открытых источников). Это чистый и благоустроенный район.

Общие сведения и история Вологды

По официальным данным, в 1147-й году монах Герасим перешёл через реку Вологду и основал Троицкий монастырь у Кайсарова ручья. В свою очередь, от монастыря и пошёл город. О том говорят «Повести о чудесах Герасима Вологодского» и «Летописец» Ивана Слободского. Данные археологических раскопок находят первые признаки существования городища относятся чуть позже — в ХIII-м веке. В письменной речи Вологда впервые упомянута в 1264-м году — как окраинное владение Великого Новгорода (договор с Великим Князем).

Осенняя Вологда

В те времена Вологда была небольшим поселением с населением от 1 (XV век) до 4 (XVIII век) тысяч человек. При этом, в силу особенностей своего географического положения — центр Северо-Западного региона, центр торгового пути между Россией и скандинавским странами, в приграничье с Польшей, город неуклонно становился мощным культурным центром. Знаковые памятники архитектуры появились на рубеже XV -XVI веков. В частности, в 1567-м году был построен вологодский Кремль, также известный как Город и Насон-город.


Вологодский Кремль и Софийский собор

Вплоть до 19 века Вологда остаётся небольшим городком на одноименной реке с населением не более 10 тысяч человек, промышлявший в основном земледелием, рыболовством и торговлей. Политически она вначале ходила под рукой Новгорода (тогда ещё Великого), затем короткое время побыла независимой, ну а потом её подгребла расширяющаяся Московия.

Татаро-монгольского ига она, в отличие от множества русских городов, благополучно избежала, а вот в смутные времена Лжедмитрия поляки сюда добрались и основательно поразграбили и поразрушили в городе, так что исторических ценностей старше 1612 года осталось на сегодняшний день маловато.

Вологда была основным перевалочным пунктом в торговле с Данией и Англией, Пётр I ещё более усилил её значение, построив там крупную военную базу и судостроительные мастерские. Но, как это часто бывает, он же и уничтожил это значение, построив Санкт-Петербург, который стал новым «окном в Европу». Вологда быстро захирела и вновь начала развиваться лишь с прокладкой ветки железной дороги на Питер и приходом советской власти.

Молочный


Фото: Яндекс карта

Расположен в 7 км от Вологды. Считается крупным научно-исследовательским и учебным центром в сельскохозяйственной области. Является культурным наследием Российской Федерации. Имеется высшее учебное заведение — ВГМХА им. Н. В. Верещагина, научно-исследовательские институты. В учебно-опытном молочном заводе при Академии студенты проходят практику. Налажено автобусное движение по двум маршрутам. Памятников старины нет, относительно молодой район. Цены на недвижимость ниже, чем в центре города.

Население Вологды

Вологда – очень молодой и, можно сказать, мононациональный город. По данным на начало 2014 года здесь постоянно проживают 308 тысяч человек. В том числе, мужчин — 44,2 %, женщин — 55,8 % от общего числа населения. В абсолютной доминанте — трудоспособный возраст — 65,7%, моложе оного — 15,3 %, старше— 19 % от общей численности. Интересно, что 50 000, или, каждый шестой вологжанин классифицируются как «чиновники». Такой концентрации административных работников нет более ни в одном городе РФ.

В национальном разделении более чем превалируют русские — 96,5 %. На 2-м месте — украинцы — 1,4%, на 3-м- белорусы -0,6 %. Татары, цыгане, молдаване, чуваши и азербайджанцы проходят по графе «прочие национальности».

Для сравнения: с начала XVIII по конец ХХ века население Вологды динамично развивалось — от 4 100 человек по данным Переписи 1712 до 306 000 по итогам 1988 года. С распадом Союза наступил некий спад. Сейчас он частично преодолён. Учёные не склонны идеализировать ситуацию и связывают её с продолжающейся урбанизацией. Проще говоря, жители села трудоспособного возраста в массовом порядке подаются в областной центр за лучшей долей.

Впрочем, не отрицается и фактор рождаемости, каковой имел место быть на закате СССР, в 1988-1991-м. Наблюдается он и сейчас. В прошлом году родилось больше детей, чем в позапрошлом,который,в свою очередь, несколько обошёл 2009-й. Пока эти цифры не столь значимы для того, чтобы делать по ним хотя бы какие-то выводы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]