Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности

Устюжна: районы, отдых, экскурсии, музеи и церкви, кухня и рестораны, шоппинг и магазины, достопримечательности Устюжны.

  • Горящие туры
    в Россию

«Господа, у меня для вас пренеприятнейшее известие! К нам едет ревизор». Кто не знает этих строк наизусть, тот, видимо, проспал в школе все уроки литературы. А между тем именно Устюжна стала прототипом для города N. из бессмертной комедии Гоголя. Однако в русской истории Устюжна славится не казусами, которые случались в городе, а давними традициями кузнечного дела, горной промышленностью и богатой историей — первые упоминания о городе появились еще в 1252 г.

Немного истории

Когда-то город называли Устюг-Железный, потому что город стоял на «железном поле» огромных залежах руды, которую издавна использовало местное население. В какой-то степени этот город — колыбель русской металлургии. Уровень кузнечного дела в Устюжне был настолько высок, что при Петре Первом город был одним из крупнейших центров оружейного дела, превосходя даже Тулу. Многие устюжане позднее стали основателями кузнечного дела на Урале.

В целости и сохранности в центре Устюжны стоит частная гостиница, где когда-то остановился Платонов-Волков и обобрал до нитки городских градоначальников.

Издревле в городе в июле проводится ярмарка кузнечного дела «Железное поле». На ней можно посмотреть на удаль кузнецов, купить сувениры и украшения из различных металлов и собственными глазами увидеть, как раньше ковалась и выплавлялась сталь. Тут же можно оценить работу оружейников, которые мастерят охотничьи ружья и демонстрируют отреставрированное оружие. Кроме сталеваров и кузнецов, Устюжна славится своими строителями, кожевенниками, плотниками и кораблестроителями, которые делали суда еще для флота Петра Великого.

Чутка истории Устюжны. Любопытные факты

Факт № 1, самый древний.

Говорят иногда, что люди где-то живут испокон веку, т. е. с тех времен, что уже точно никто не помнит и даже в летописях не найти. Это как раз об Устюжне. Начнем с того, что, по данным археологических раскопок, в здешних местах находилась одна из самых древнейших стоянок на Русском Севере. Значит, люди селились на высоких берегах Мологи сразу после окончания Ледникового периода. Так еще и точной даты основания города никто достоверно не знает. В новгородских летописях Устюжна упоминается в середине XIV века, в угличских – в середине XIII века. Поэтому годом основания считается 1252. Но это не точно.

Факт № 2, самый красивый.

Как вы относитесь к букве Ж? На наш взгляд, звучит очень красиво. А потому и история происхождения названия города, нам каЖется обвороЖительной. Нет, не в легендах дело, а в красоте русского языка. Город расположен на Мологе, в том месте, где впадают в нее притоки ИЖина и ВороЖа. Потому изначально город носил название Усть-ИЖина, но постепенно преобразовался в УстюЖну Железнопольскую, а затем и просто в УстюЖну.

Факт № 3, самый официальный.

Потому как, что может быть официальнее герба города? А герб у Устюжны необычный. С первого взгляда кажется, что на красном поле горка камней насыпана. Нет, это вовсе не камни, а «железные крицы, которыми сего города обыватели торгуют, и достают оное железо из гнездовой руды, которою окрестности сего города изобилуют» Да, Устюжна долгое время была центром производства и переработки болотной и озерной железной руды, а Ижинский железоделательный завод обеспечивал мушкетами и пушками всю русскую армию. Пока Петр I не перевел все производство в Тулу и на Урал.

Факт № 4, самый музейный.

Устюжну часто называют городом-музеем. Действительно, несмотря на советские кварталы на юго-востоке, историческая часть города осталась почти нетронутой, века с XVIII, и даже раньше. Поэтому бродить здесь одно удовольствие, словно во времени переноситесь, в век статных каменных храмов, богатых купеческих домов, крестьянских слобод, шумных ярмарок и размеренной провинциальной жизни. Это лучше любой 3D визуализации.

Факт № 5, самый переименованный.

По мнению жителей, ни один город не пострадал от переименований так, как Устюжна: «Не город, а какой-то набор политической топонимики». Ул. Ленина плавно переходит в Карла Маркса, ул. Коммунаров, Пролетарская, пер. Свободорабочий и т.п. Есть даже переулок космонавтки Валентины Терешковой. Историческое название вернули только Соборной площади, которая в советское время, носила имя Жертв Революции.

«Давно пора, не только задуматься, но и вернуть улицам свои изначальные названия. Большая Московская, Большая Новгородская, Козмидеянский переулок, Петербургская улица. Звучат гораздо красивее».

На удивление, сам город название никогда не менял.

Развлечения и достопримечательности Устюжны

Знакомство можно начать с посещения городища — археологического памятника 10-12 веков и памятного знака, который установили здесь в 2002 г. в честь 750-летия города. Кстати, неподалеку стоит в целости и сохранности частная гостиница, где когда-то остановился Платонов-Волков и обобрал до нитки городских градоначальников. Если есть желание, то можно остановиться в ней и самому.

Обязательно нужно посетить устюженские храмы: огромный Богородице-Рождественский собор с белокаменными стенами, Храм иконы Казанской Божьей Матери, который был построен в Строгановском стиле, Благовещенскую церковь на берегу речки Ворожи.

Устюженский краеведческий музей

Если зайти в Устюженский краеведческий музей (Собор Рождества Богородицы), то можно посмотреть на собрание памятников живописи Древней Руси (тут находится иконостас работы мастеров Оружейной палаты), на изделия кузнечного мастерства, посмотреть на 1000-летний фарфор.

Музей-усадьба Батюшковых

Еще одно знаменитое место — музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна, которые находятся в 15 км от города (д. Даниловское). Именно здесь Куприн работал над своим знаменитым «Гранатовым браслетом». Если записаться на экскурсию, то можно не только погулять по старинному парку усадьбы, но и принять участие в игровой программе. Тут же, кстати, ежегодно проходят купринские и батюшковские вечера.

Золотое кольцо Вологодчины — Устюжна


Устюжна – город в Вологодской области на реке Молога с населением немногим более 10 тыс. чел. Устюжна является центром одноименного Устюженского района Вологодской области, хотя эти края были включены в состав Вологодской области только при советской власти.

Устюженский район граничит с Череповецким, Кадуйским, Бабаевским и Чагодощенским районами Вологодской области, Пестовским районом Новгородской области, а также с Сандовским и Весьегонским районами Тверской области.

Исторически город Устюжна и Устюженский уезд входил в состав Новгородской губернии и включал в себя территорию современных Устюженского и Чагодощенского районов Вологодской области, Пестовского района Новгородской области и Пикалевского района Ленинградской области. Первое упоминание о городе Устюг Железный, расположенный в устье реки Ижины, относится к 1253 году. Позднее город назывался Устюжной Железнопольской, и лишь в XIX веке получил современное короткое название. Прежние названия города подчеркивали, что в этих краях велись интенсивные разработки железной руды, которую обрабатывали близ города на «железном поле». Добычей и обработкой железной руды занималось большинство населения города и окрестностей. Город неоднократно подвергался набегам, однако, ни разу не был захвачен. Наиболее серьезное нападение произошло в 1609 году, когда на город напали войска Лжедмитрия II. Однако, город удалось отстоять. В Петровские времена в Устюжне работали оружейные заводы, снабжавшие русскую армию наравне со знаменитыми тульскими оружейниками. Среди прочего, оружейные заводы отливали пушечные ядра. Позднее, когда запасы железной руды истощились, в городе появляются и другие производства, связанные со стекловарением, кораблестроением, лесозаготовками, производством кирпича. В настояще время из промышленных предприятий в Устюжне фуекционируют только льнокомбинат и лесокомбинат.

Устюжна – один из немногих провинциальных городов центральной и северной России, донесший до наших дней весь колорит старой «дореволюционной» классической провинции. До октябрьского переворота в городе было 20 православных храмов. В советское время они были закрыты, часть из них разрушена. До сегодняшнего дня до нас дошли семь храмов, часть из которых требуют серьезной реставрации. В самом центре города (на Соборной площади) расположены Благовещенский собор и Воскресенская церковь, а также Рождественский собор, в здании которого действует краеведческий музей. Ближе к выезду на Звану и Весьегонск (у развилки улиц Гагарина и Карла Маркса) расположена величественна Казанская церковь. Ближе к старому Городищу (близ угла улицы Красных Зорь и Сенного переулка) находятся еще две церкви – Троицкая и Василия Великого. Само же историческое Городище, где сохранились валы, а также установлен памятник в честь обороны города от войск Лжедмитрия, находится в междуречье Мологи и Ижины. Наконец, на левом берегу реки Мологи (Набережная Декабристов) расположились оставшиеся две церкви – Покровская и Успенская. Среди других достопримечательностей города следует отметить несколько хорошо сохранившихся каменных особняков в центральной части, да и деревянное зодчество (включая наикрасивейшие оголовки колодцев, водонапорные башни) также заслуживает внимания. Кроме памятника защитникам города у исторического Городища, в городе установлены и другие памятники – традиционный В.И. Ленину, а также купцу Я.М. Поздееву, жившему в городе в XVIII веке и построившем несколько храмов, больниц и школ. Оба памятника расположены в центре у Соборной площади. Заслуживает интерес путешественника и бывшая усадьба русского поэта К.Н. Батюшкова, расположенная в селе Даниловское (в 15 км к югу от города по дороге на Сандово). В усадьбе часто бывал А.И. Куприн. Сегодня в усадьбе действует литературный музей. Еще одна усадьба сохранилась в деревне Михайловское, что близ выезда из города на Сандово.

Жизнь города во все века была связана с реками, на которых он расположен. Кроме грандиозной Мологи и её притока Ижины, в устье которого и возник город, в черте современной Устюжны протекает еще одна речка – Ворожа, на которой близ центра города устроен пруд. Река Молога сегодня практически несудоходна, хотя в более древние времена всегда являлась крупной транспортной артерией. По ней перевозились различные грузы к городам Мологи и Рыбинску, откуда отправлялись вниз или вверх по Волге, либо вверх по Шексне к Белоозеру. После заполнения Рыбинского водохранилища, когда образовался Мологский залив, подтопивший большую территорию в окрестностях соседнего города Весьегонска (включая и часть самого города), уровень воды в реке повысился и в черте Устюжны, что сделало Мологу судоходной и по современным меркам. Однако, в последние годы, Молога заметно обмелела, и сегодня регулярного судоходства по ней выше Весьегонска нет.

Устюжна исторически всегда лежала на пересечении важных дорог, что во многом определялось её удачным расположением на реке Мологе, а также масштабной добычей железной руды. Издревле через Устюжну проходил тракт Вологда – Тихвин, который являлся основным. Однако, при строительстве нового шоссе А-114 Новая Ладога – Тихвин – Череповец – Вологда, древняя трасса была спрямлена и проведена в обход Устюжны. Участки старого тракта теперь соединяют Устюжну с этим новым шоссе. Причем, полностью асфальтирован только выезд в направлении Череповца – Вологды (идущий теперь в обход населенных пунктов Огибь, Громошиха и Лентьево). Этот выезд используется как при проезде в Череповец и Вологду, так и при проезде в Тихвин и Санкт-Петербург, поскольку вторая часть старого тракта Устюжна – Мочала (обеспечивающая более короткий выезд в направлении Тихвина) местами не имеет асфальтового покрытия. Через трассу А-114 также можно выехать и в Кадуй, Чагоду, Пикалево. Недалеко от выезда из города на эту трассу (у села Лентьево) начинается дорога на Бабаево. Другие дороги связывают Устюжну с райцентрами соседних областей – Весьегонском, Сандово, Пестово. Наилучшая из этих дорог ведет в Пестово и далее на Боровичи и Валдай, через которые можно выехать на автомагистраль Москва – Санкт-Петербург. Эта дорога асфальтирована на всем протяжении. Через Пестово также можно выехать на Хвойную (дорога местами без асфальта (от Брякуново до Звягино), но регулярно грейдеруемая и проезжая в любое время года), а также на Лесное и далее на Тверь (между поселками Вятка и Лесное – также есть кусок неасфальтированной, но регулярно исправляемой дороги около 20 км). Дорога на Весьегонск имеет неасфальтированный участок около 20 км от Большого Овсянникова (граница областей) до поворота на Никулино. Дорога на Сандово также имеет неасфальтированный участок от границы областей до Сандово – всего 7 км регулярно исправляемого грейдера (этот участок в ближайшие годы планируется асфальтировать). Через Весьегонск и через Сандово можно выехать к Красному Холму и далее на Сонково или Бежецк. Проезд в Москву осуществляется через Боровичи, либо через Бежецк (далее на Калязин или на Тверь). Еще одна местная дорога проложена вдоль старого тракта Устюжна – Звана – Любегощи – Кесьма, являвшегося наикратчайшим путем в Красный Холм и далее на Тверь. Сегодня эта дорога проезжая только до деревни Званы, расположенной по обоим берегам одноименной речки. Левобережная часть Званы относится к Вологодской области, а правобережная – к Тверской. Автомобильного моста через реку Званы, разделяющую части деревни, нет. Далее в Тверской области, остатки старого тракта существуют в виде грейдерной дороги. Также следует обратить внимание, что проезд в пос. им. Желябова (Желябово), расположенный на правом берегу Мологи, осуществляется не через село Лентьево (у асфальтированного выезда на трассу А-114), где есть только пешеходный мост через Мологу, а по отдельной дороге, ответвляющейся близ выезда на Весьегонск, и идущий по правому берегу к Желябово и Модно. От Устюжны когда-то также существовала грейдерная дорога на север к деревне Орел. Несмотря на то, что дорожные указатели в этом направлении до сих пор остались, дорога заросла и практически не используется, поскольку деревня Орел расположена близ современной трассы А-114, и подъезд к ней осуществляется через эту трассу.

Междугородные автобусы отправляются из Устюжны в Санкт-Петербург, Череповец, Вологду. В пригородном сообщении организовано автобусное движение вдоль основных дорог. Через Вологодский выезд следуют автобусы на Мережу (через Орел) и Новую Деревню (через Орел, Мочала). Через другую часть старого Тихвинского тракта (направление на Мочала) автобусы следуют до Соловцово и Яковлевского. По шоссе на город Пестово конечными пунктами автобусов являются Люботово, Крутец, Асташкино и сам город Пестово. В весьегонском направлении автобусы следуют до деревни Черная (с заездом в Славынево) и города Весьегонска. Через желябовский выезд кроме Желябово также следуют автобусы до Красино (через Модно). По сандовскому направлению есть маршруты до Конюхово, Люботово, Крестцев, Сычево, Емельяниху и Сандово. Также курсируют автобусы и на Звану. Автовокзал находится почти в самом центре города – в Коммунистическом переулке между улиц Ленина и Пролетарской.

Поскольку железнодорожная ветка на Устюжну от станции Весьегонск, проектировавшаяся в начале ХХ века, построена так и не была, железной дороги в Устюжне нет. Не смотря на это, город Устюжна является важным транспортным центром, автодорожным узлом и транзитным пунктом «Савёловской глухомани». Ближайшие к Устюжне железнодорожные станции находятся в Кадуе, Череповце, Пестово, Сандово и Весьегонске.

Расстояния от Устюжны до ближайших крупных и узловых населенных пунктов по автодорогам следующие: Лентьево (А-114) – 21 км; Кадуй (через А-114) – 108 км; Череповец (через А-114) – 118 км; Бабаево (через А-114) – 93 км; Чагода (через А-114) – 108 км; Пикалево (через А-114) – 183 км; Тихвин (через А-114) – 231 км; Пестово – 47 км; Боровичи (через Пестово) – 165 км; Валдай (через Пестово, Боровичи) – 252 км; Окуловка (через Пестово, Боровичи) – 201 км; Лесное (через Пестово) – 88 км; Максатиха (через Пестово, Лесное) – 169 км; Весьегонск – 57 км; Сандово – 43 км; Красный Холм (через Сандово) – 112 км; Красный Холм (через Весьегонск) – 136 км.

Еще об Устюжне можно почитать здесь:

  • Страница об Устюжне на сайте «Путеводитель по городам России»
  • По Руси исторической: Устюжна
  • Страница об Устюжне на сайте Вологды

Рыбалка и охота

В Устюжну часто приезжают рыбаки — местная река, Молога, славится тем, что в ней водится осетр, щука, стерлядь и севрюга. Здесь регулярно проводятся спортивные состязания среди профессиональных рыбаков, а также конкурсы на лучшую уху и копченую рыбу.

Кстати, тем, кто захочет отправиться на рыбалку, ехать лучше в направлении поселка Желябово, который расположен примерно в 12 км от самого города. Здесь река поглубже (от 2 до 4 м) и рыбы побольше.

Дорога проходит через небольшие деревни, с хорошим покрытием. Однако много лежачих полицейских, так что лихачить — себе дороже. Когда асфальт заканчивается, дорога резко ухудшается, поэтому на рыбалку лучше ехать зимой: тогда дороги намного более ровные.

Еще один популярный вид отдыха — охота, которая всегда была традиционным развлечением местных помещиков. В лесах района водятся зайцы, лисы и рябчики. Особенно популярна зимняя охота, когда охотники на лыжах бродят по лесам, выслеживая дичь. Поохотиться можно в угодьях, контролируемых ООО «Рысь». За дополнительной информацией можно обратиться в Устюжанское общество охотников.

Как добраться из Петербурга до Устюжны

Расстояние между Петербургом и Устюжной составляет 430 километров. Если ехать на личном авто, то дорога очень простая. По трассе Е105 (Кола) до пересечения с рекой Волхов. После речки поворот налево, на Тихвин и на трассу А-114 на Череповец. Незадолго до поселка им. Желябова нужно будет еще раз повернуть налево – прямо на Устюжну.

Автобусы на Устюжну отправляются с автовокзала на Обводном канале ежедневно и регулярно. Несколько рейсов вокруг 8 часов утра и несколько вокруг полудня. Время в пути – около 7 часов.

Железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Устюжной нет, потому что в Устюжне нет железной дороги.

Первый приступ

Первый бой устюжане совместно с белозерами дали «литовским людям» еще на подступах к Устюжне, у деревни Батеевки. Но мало подготовленное местное ополчение проиграло бой литовцам.

После поражения при Батеевке защитники города не пали духом. Чем горше было поражение, тем жарче шла работа. Все, и старики и дети, трудились над постройкой земляных валов и деревянных стен. Кузнецы без устали ковали самопалы, наконечники для стрел и копий.

3 февраля 1609 года дозорные «учали во остроге всполох бити, яко литва и поляки идет ко острогу».

Полковник Микулай Косаковский, командовавший отрядом тушинцев (в котором были «и литва, и поляки, и черкасы, и немцы, и татарове, и казаки запороския, и многих градов руския воры»), совсем не ожидал увидеть перед собой пятиметровых бревенчатых стен. Еще только месяц назад ему доносили, что Устюжна не имеет укреплений и раздобыться в ней провизией и иным припасом будет нетрудно. И вот — на тебе.

Первый приступ «воровских людей» провалился. Но так просто сдаваться они не собирались — разграбив и попалив дома и храмы, оставшиеся вне крепостных стен, отошли.

Расцвет

К этому времени в Московском княжестве произошли перемены, коренным образом повлиявшие на жизнь Устюжны: Новгород, с землями которого она граничила, был присоединен к Москве, и наш город оказался в . Из приграничного укрепленного пункта он постепенно превратился в крупный промышленный — не побоимся этого слова — центр. Способствовали этому богатые залежи болотной руды. Главным промыслом Устюжны стал, естественным образом, железоделательный. Ко второй половине XVI века здесь насчитывалось около 6000 жителей, из них 77 держали кузни (для сравнения, в гораздо более известной в этом отношении Туле было тогда всего 30 кузниц).

Город богател, но все строения его, в том числе храмы и монастыри, оставались деревянными.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]