Ковров- Основные достопримечательности города- Что посмотреть? + Фото и Видео

Ковров уникальный в своем роде город, в котором тесно переплелись русская история и современность. Основан город был в 1778 году. Первое поселение на этом месте было возведено благодаря Юрию Долгорукому, названо оно было Елифановкой.
Позднее благодаря Андрею Боголюбскому это село было переименовано в Рождественское. В шестнадцатом веке в селе располагалось родовое имение князей Ковровых. Именно от их фамилии и образовалось современное название города.

Знаменит город Ковров своей оборонной промышленностью и тяжелым машиностроением, мотоциклами, текстильным производством и ковровской игрушкой.

Как добраться до Коврова?

Из Москвы добраться до города можно на поезде часа за четыре. Поезда, следующие через Ковров, отправляются с Ярославского, Казанского и Курского вокзалов. Попасть в Ковров можно и через Владимир, откуда ходят постоянные электрички до Коврова.

Автобусы до города отправляются с автовокзала в Москве от станции метро Щелковская с девяти утра почти до 11 вечера, время в пути около четырех с половиной часов.

На автомобиле можно добраться до города по трассе М7.

Ковров с высоты минувших лет. Улица Абельмана

Продолжаем виртуальные мини-экскурсии по улицам и микрорайонам Коврова. Одна из старейших улиц нашего города – бывшая Московская, она встречает приезжающих на вокзал. У улицы богатейшая история, но мы постарались вычленить только самые интересные факты о ней и ее бывших и нынешних обитателях. Поехали.

Фамилией предводителя ковровских большевиков улица Московская стала называться сразу после революции: инженер Абельман недолго работал на строительстве пулеметного завода — это нынешний завод имени Дегтярева.

На Московской улице в конце XIX века проложили первую ковровскую мостовую. Каждый дом здесь – история. В доме номер 1, где сейчас магазин «Посылторг», в 30-е годы 20 века была открыта фабрика-кухня – здесь обедали жители соседнего дома-коммуны, известного как «пятый дом». Позже в этом доме появился ресторан «Ковров», переименованный в «Россию».

Напротив, в доме номер 2, где сегодня кафе и кулинария, располагался лучший в городе трактир, здесь торговали хлебом и булками. Символично.

Дом номер 7 построил начальник ковровских железнодорожных мастерских Оскар Шуберт, до революции здесь действовал своеобразный городской клуб для местной элиты. Сегодня в этом двухэтажном особняке 1904 года постройки – музыкальная школа номер 1, «поселившаяся» здесь в 60-х годах прошлого века, заняв места бывшего педучилища.

А у дома номер 12 когда-то возвышалась деревянная пожарная каланча: команда пожарных охраняла в первую очередь имущество местных купцов — склады и магазины, которых на улице Московской было не счесть.

В здании нынешней гимназии №1 раньше располагалось городское реальное училище, а в годы Великой отечественной войны – лазарет.

Ковровский историко-мемориальный музей был Домом уездной земской управы – говоря современным языком, администрации Коврова.

На месте парка Экскаваторостроителей, основанного в 1927 году, было старое Ильинское кладбище: здесь хоронили жертв эпидемии чумы в 80-х годах 18 века.

Посмотрите налево – это городской бульвар, прозванный в народе «стометровкой». Золотой эпохой для него были 50-60-е годы 20 века: летом глаз радовали пышные клумбы, из свежих цветов энтузиасты выкладывали панно с портретами вождей. А витые чугунные решетки, изготовленные ковровскими мастерами, чудом дожили до наших дней.

Рядом с Домом детского творчества, это бывший Дом пионеров, до революции существовал один из первых в городе синематографов, позже здесь открыли кинотеатр «Звезда». Увы, время его не пощадило, сегодня здесь открылась вездесущая «Пятерочка».

Красивейшее здание на Абельмана, 33 – памятник истории регионального значения. Скоро здесь откроется Музей Оружия, а когда-то была аптека и филиал по продаже швейных машинок.

По соседству, в здании нынешнего Исторического лазерного тира, по легенде был открыт молельный дом не то католической, не то протестантской конфессии.

А сразу за нынешним отделом ЗАГСа администрации Ковровского района — на месте дома номер 86 — были конюшни усадьбы Федоровских, в советское время их перестроили под жилой дом…

Продолжим экскурсии по городу?

Поделиться:

    Поделиться
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Facebook

Тэгиtop Ковров с высоты минувших лет. проспект медиа улица абельмана

Ковров в черно-белых тонах.

Много на древней владимирской земле больших и малых городов, которыми она по праву гордится. Один из них — Ковров. Город труженик и умелец, по величине и промышленному значению занимающий второе место после областного центра, город, славный своими революционными традициями, город-сад.

Привольно раскинулся Ковров на берегах красавицы Клязьмы в окружении заливных лугов и светлых березовых перелесков, широких полей и густых сосновых боров.

Красота и щедрость природы привлекали сюда людей. Более восьми веков тому назад возникло тут первое славянское поселение. Как гласит легенда, звался городок-крепость Епифановкой, по имени старшего из княжеских дружинников, которым приказано было держать здесь сторожевой пост да поставлять на княжеский двор дичь, в изобилии водившуюся в дремучих лесах.

Прошли годы. Поднялась на крутом речном берегу церковь Рождества Богородицы, и стали с тех пор называть разросшееся здесь село Рождествено. В начале XVI века перешло оно во владение стародубскому князю Василию Ковру и получило название Коврово, которое с той поры уже встречается в исторических документах. При учреждении Владимирского наместничества в 1778 году село получило титул уездного города. Всего около 600 жителей насчитывал новый город Ковров. До середины XIX века развивался он медленно, был тихим провинциальным захолустьем.

Поворотным моментом в истории города стало сооружение Нижегородской железной дороги, которая пролегла через Ковров. В июне 1861 года здесь открылись железнодорожные мастерские, которым суждено было принести славу не только Владимирщине, но и всей России. Ковровскими мастеровыми были созданы первые русские пассажирские и грузовые вагоны, удостаивающиеся в 70—80-х годах на Петербургской и Московской промышленных выставках высших наград.

В городе появились механическая миткалево-ткацкая фабрика, чугунолитейный, кожевенный и винокуренный заводы, паровая мельница.

Таким был дореволюционный Ковров.

К началу XX века Ковров уже вышел в число важнейших промышленных центров европейской части России. Численность ковровского пролетариата достигла более 7 тысяч человек. Он отличался классовой организованностью и революционной сознательностью.

К 80-м годам прошлого века относится начало стачечного движения в городе. В 90-е годы в железнодорожных мастерских и на текстильной фабрике Треумова появились революционные кружки, а в 1903 году создается Ковровская организация РСДРП, развернувшая активную политическую деятельность по подготовке народных масс к грядущим битвам с царизмом. Ядром организации были Н. Е. Ляхин, Г. А. Асташов, И. К. Гунин, А. Я. Малеев, В. Ф. Кангин, И. И. Никонов, Е. Н. Васильев и другие.

Бывшая улица Базарная.

Годы первой русской революции вошли яркой страницей в историю города. В авангарде революционной борьбы шли рабочие железнодорожных мастерских, там же был главный ее штаб. Кульминационным моментом явилась всеобщая октябрьская забастовка, выдвинувшая наряду с экономическими и серьезные политические требования. В городе организовывались массовые демонстрации и митинги, была создана боевая рабочая дружина. Не раз приезжал в Ковров из Иваново-Вознесенска М. В. Фрунзе. А в составе первого Иваново-Вознесенского Совета рабочих-уполномоченных было одиннадцать уроженцев Коврова и Ковровского уезда.

В дни Декабрьского вооруженного восстания в Москве Ковровская организация РСДРП направила для связи делегатский поезд. Но в Орехово-Зуеве рабочие-делегаты были расстреляны казаками. Геройски погибли машинист А. Я. Малеев и кузнец И. К. Гунин. Когда же за телами увитых товарищей отправилась делегация ковровских революционеров, казаки снова встретили ее градом пуль. Были убиты член стачечного комитета В. Ф. Кангин, рабочие Соколов и Талантов.

Но и мрачные годы реакции не сломили дух ковровского пролетариата. Борьба с царизмом продолжалась, росли ряды большевиков. 1914 год был ознаменован самой крупной 33-дневной забастовкой текстильщиков фабрики Треумова. Десятитысячной демонстрацией приветствовали ковровцы Февральскую революцию. В марте 1917 года был создан Совет рабочих депутатов, первым председателем которого стал большевик, преподаватель реального училища А. Н. Барсуков. Совет начал свою деятельность с повсеместного введения восьмичасового рабочего дня. Сила Совета была в поддержке трудящихся. Его опорой являлся созданный в августе 1917 года отряд Красной гвардии.

Первые выступления.

К моменту Великой Октябрьской революции Совет практически уже владел всей властью в городе. Им был создан военно-революционный комитет, который возглавил пламенный большевик-ленинец инженер пулеметного завода Н. С. Абельман. Вскоре он стал председателем Ковровской организации РСДРП(б). По его инициативе на помощь революции в Москве был послан отряд из революционно настроенных солдат 250-го запасного полка и рабочих-красногвардейцев. В составе сводного двухтысячного отряда Владимирской губернии под руководством М. В. Фрунзе они отважно сражались с контрреволюцией, пока над Кремлем не взвилось красное знамя.

В январе 1918 года организуется объединенный уездный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председателем его избирается Н. С. Абельман. Ковровцы единодушно делегируют его на V Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве, где вожак большевиков города геройски погиб при подавлении мятежа левых эсеров.

Но еще теснее сплотили ряды ковровские рабочие. Они отдавали все силы на борьбу с контрреволюционными выступлениями, на защиту и укрепление Советской власти. Много боевых дел на счету чекистов, которыми в те годы руководил Т. Павловский. Добровольческий отряд из ковровских коммунистов, комсомольцев и беспартийных рабочих, составивший костяк 2-го народного Владимирского полка, сражался на фронтах гражданской войны и особенно отличился на восточном фронте, при взятии Казани. А в городе шла упорная самоотверженная борьба с голодом, холодом, разрухой. Рабочие железнодорожных мастерских помогали восстановлению транспорта. В 1922 году возобновила работу текстильная фабрика Треумова, получившая имя Н. С. Абельмана.

Н.С. Абельман

Всего за два года текстильщики достигли довоенного уровня производства. Рос и набирал силу призванный революцией и созданный крепкими руками ковровских рабочих завод, снабжавший молодую Красную Армию первыми в мире автоматами системы В. Г. Федорова. Он, генерал царской армии, талантливый изобретатель, выдающийся русский ученый, сердцем принявший революцию и отдававший ей все силы и знания, был инициатором создания в Коврове этого завода, основателем конструкторского бюро и образцовой мастерской, которую возглавил одаренный умелец-самоучка В. А. Дегтярев, имя которого стало впоследствии известно всей стране.

Первая пятилетка. Страна, ставшая гигантской строительной площадкой, остро нуждалась в землеройных машинах, и первые отечественные экскаваторы дал СССР рабочий город Ковров.

В начале 1930 года железндорожные мастерские были переименованы в ремонтно-механический завод, задачей которого являлось восстановление и ремонт экскаваторов, приобретавшихся страной за границей на золото. Выросли свои специалисты, мастера, окреп в борьбе с трудностями заводской коллектив. Его первым красным директором назначили бывшего токаря-большевика Н. Н. Широкова. Общей мечтой было создание первого советского экскаватора. И днем его рождения стало 21 апреля 1931 года. «Ковровец» — так назвали отечественную землеройную машину. Экскаватор был полуповоротным, на железнодорожном ходу, с емкостью ковша около двух кубометров. Конструкция первенца постепенно совершенствовалась. За годы первых пятилеток экскаваторный завод выпустил 1253 землеройных машины.

В те годы Ковров стал настоящей крепостью индустрии. Было освоено производство первых советских механических топок для строящихся электростанций. Ковровский завод имени Киркижа начал выпускать первые автомобильные стартеры типа «бендикс» для Нижегородского автогиганта. Отсюда вышли и отечественные универсально-заточные станки, превосходившие по качеству те, что ввозились прежде из-за границы.

Старый наплавной мост через клязьму

Фабрика Треумова

Но мирный труд нарушила война. Немеркнущими подвигами прославили себя ковровцы на фронтах Великой Отечественной. Бессмертным стало имя бывшего рабочего экскаваторного завода, начальника 13-й пограничной заставы на Западном Буге Алексея Лопатина. В первые же часы войны приняли на себя пограничники шквал гитлеровских атак. Ничем не могли сломить упорство советских воинов. Только на 20-й день этой неравной борьбы, когда погибли герои, умолкла застава. Посмертно А. В. Лопатин был удостоен звния Героя Советского Союза. Ковровец Герой Советского Союза В. Ястребов повторил беспримерный подвиг Александра Матросова. Геройской славой покрыли себя на фронтах Великой Отечественной войны Герои Советского Союза И. В. Першутов, А. П. Генералов, В. А. Бурматов, П. К. Ранжев, И. С. Носов, Ф. Г. Коньков и другие.

Ковров стал кузницей оружия для Красной Армии. Здесь, на заводе имени Киркижа, Героем Социалистического Труда замечательным конструктором-оружейником В. А. Дегтяревым было создано знаменитое противотанковое ружье, боевые качества которого получили у фронтовиков высшую оценку и очень помогли отражать натиск фашистских танков. В. А. Дегтярев был удостоен Государственной премии СССР.

А.Я. Малеев

В.Ф. Кангин

На этом славном предприятии, награжденном в 1942 году орденом Трудового Красного Знамни, началось движение стахановцев-двухсотников, чьим девизом было: «Двести процентов — не меньше — такова норма военнго времени!» Здесь в сентябре 1941 года родилась первая в стране фронтовая комсомольско-молодежная бригада под руководством Зинаиды Лазоревой. К концу ноября 1941 года на предприятиях города уже работало 65 фронтовых бригад, полживших начало патриотическому движению советской молодежи, охватившему всю страну.

Труженики тыла всем, чем могли, помогали фронтовикам. В фонд обороны жителями города было передано 126 миллионов рублей. Часть этих средств пошла на строительство танковых колонн «Ковровский комсомолец» и «Ивановский осоавиахимовец». По инициативе городского комитета партии в короткий срок был построен и вооружен бронепоезд «Ковровский большевик». Из коммунистов и комсомольцев была сформирована его команда, прославившая себя в боевых сражениях.

Летом 1942 года рабочие завода имени Киркижа приняли шефство над 299-й стрелковой дивизией 10-й резервной армии, формировавшейся в Иванове. Перед отправкой на фронт они вручили ее полкам пять красных знамен, передали воинам оружие, приобретенное на личные средства тружеников завода.

Неоднократно Коврову вручалось переходящее Красное знамя ЦК ВКП(б). За выдающиеся трудовые заслуги в годы Великой Отечественной войны завод имени Киркижа получил в 1945 году вторую высокую награду — орден Ленина.

О том, как тверда была вера ковровцев в победу, говорит такой факт. В 1944 году, когда еще гремели бои, на экскаваторном заводе родилась идея создания нового экскаватора, который потребуется стране для послевоенного строительства. Конструкторы, рабочие, не жалея сил, безвозмездно трудились над новой машиной в нерабочее время. 21 апреля 1946 года новый экскаватор Д-107 вышел на заводские испытания и вскоре был запущен в серийное производство.

Столовая железнодорожных мастерских — штаб ковровского революционного движения

С 1949 года Ковровский экскаваторный завод первым среди родственных предприятий начал экспортировать продукцию. В июле 1966 года за успехи, достигнутые в выполнении и перевыполнении государственных планов, экскаваторный завод награждается орденом Ленина, а еще через три года экскаватор Э-652Б удостаивается государственного Знака качества. Это была первая продукция в области и первый экскаватор в стране, получивший высшую оценку. В 1970 году прошел государственные испытания и был рекомендован для серийного производства новый экскаватор с гидравлическим приводом. В сентябре 1974 года начался массовый выпуск новых машин. На заводе имени Дегтярева с 1945 года началось создание крупного мотоциклетного производства. А сегодня каждый четвертый мотоцикл, выпускаемый в стране, — дегтяревский.

Ковровские «Восходы» пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и на Кубе, в Сирии, Иране, Пакистане и других странах, куда идут на экспорт. Сейчас мотоцикло-строители упорно трудятся над созданием еще более современной машины — «Восход-3». За успешное выполнение плана 8-й пятилетки заводу имени Дегтярева присуждена третья правительственная награда — орден Октябрьской Революции.

Экскаватор «Ковровец» — первенец отечественного экскаваторостроения

Если до революции в Коврове не было ни одной массовой библиотеки, то сегодня их 69 с общим книжным фондом более 2 миллионов экземпляров. Действует ковровский филиал Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника, мемориальный музей В. А. Дегтярева. Свой досуг горожане проводят в трех домах культуры и клубе. Здесь работают около 200 творческих самодеятельных коллективов, пяти из них присвоено звание народных. Любимое место отдыха ковровцев — красивые парки, где проводятся традиционные массовые гулянья, концерты, встречи со знатными людьми и почетными гостями города. Свыше 30 тысяч горожан с увлечением занимается физкультурой и спортом. В их распоряжении — два дома физкультуры, зимний плавательный бассейн, несколько стадионов, 25 спортзалов, 8 стрелковых тиров, 70 спортплощадок, 4 лодочные станции. Очень популярен в Коврове мотоспорт, и это закономерно, ведь спортивные мотоциклы выпускаются здесь же, на заводе имени Дегтярева. И в числе спортсменов, и в числе зрителей — те, кто делает их собственными руками. В окрестностях города ежегодно проводятся всесоюзные мотокроссы, привлекающие тысячи болельщиков. Ковровские кроссмены участвуют в крупных международных соревнованиях. Сердца тысяч поклонников завоевал мотобол, появившийся в Коврове сравнительно недавно. С 1976 года молодая ковровская мотобольная команда завоевала право выступать в числе лучших команд страны — классе «А». Насыщенной, полнокровной жизнью живет трудовой Ковров. Год от года крепнут его интернациональные связи. Особенно тесные узы дружбы связывают его с городом-побратимом Либерецем Северо-Чешской области ЧССР. В Коврове есть улица Либерецкая, а в Либереце—Ковровская. Более 43 тысяч ковровцев являются членами Общества советско-чехословацкой дружбы. В городе проводятся месячники братского искусства, выставки, кинофестивали. Города-побратимы регулярно обмениваются делегациями, искренне радуются успехам друзей, перенимают передовой опыт коммунистического строительства. Двести лет исполняется Коврову — городу революционной, боевой и трудовой славы. Но он молод и жизнерадостен. Его жители умеют прекрасно трудиться и весело отдыхать. Они уверенно смотрят в будущее, которое создают своими рабочими руками.
Ковров в фото. Автор-составитель К. Г. Якушина Фото Б.А. Ручкина, Е. С. Крекина Художник Е. В. Терехов Редактор М. Е. Зархина Художественный редактор В. Д. Демидов Технический редактор В. В. Горшкова Корректор Л. М. Логунова

Памятник рабочему


Адрес: пересечение прсп. Ленина с ул. Чернышевского.

Памятник Г.С. Шпагину

Шпагин Георгий Семенович (17 [29] апреля 1897, дер. Клюшниково, ныне Ковровского района Владимирской области — 6 февраля 1952, Москва) — советский конструктор стрелкового оружия. За создание новых образцов оружия Г. С. Шпагину присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945), присуждена Сталинская премия второй степени (1941). Награждён тремя орденами Ленина, орденом Суворова II степени, орденом Красной Звезды и медалями. В городе Вятские Поляны открыт мемориальный дом-музей Г. С. Шпагина, его имя носит улица в этом городе. На здании машиностроительного в городе Вятские Поляны, в честь конструктора, установлена мемориальная доска. Памятники Г. С. Шпагину установлены в двух центрах оружейного производства России — городе Вятские Поляны Кировской области.


Памятник Г.С. Шпагину в Коврове. Адрес: пересечение прсп. Ленина с ул. Лепсе.
В 1985 г. на пересечении улицы Лепсе и проспекта Ленина установлен памятник Шпагину Георгию Семеновичу – известному конструктору стрелкового автоматического оружия. Совместно с В.А. Дегтяревым Г.С. Шпагин создал крупнокалиберный пулемет ДШК. Наиболее значительной работой Шпагина считается пистолет-пулемет ППШ-41, принятый на вооружение в декабре 1940 г.
Памятник Лопатину Алексею Васильевичу


Памятник Лопатину Алексею Васильевичу – герою Советского Союза. Лейтенанту — начальнику 13-й погранзаставы (90-й Владимир-Волынский пограничный отряд, Украинский пограничный округ, Управление пограничных войск НКВД).

Открыт памятник 29 августа 2009 г. на ул. Лопатина.

Памятник ковровчанам пострадавшим в радиационных катастрофах


Памятник ковровчанам пострадавшим в радиационных катастрофах в парке «Текстильщиков» на улице Советской. Ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Ковровского района и г. Ковров


Памятник Природы. Вековой дуб (около 400 лет) в сквере на улице Советской

Завод имени В.А. Дегтярева

Фонтан у проходной завода имени В.А. Дегтярева

Площадь Воинской славы


Стела «Город Воинской славы»


Стела «Город Ковров — город воинской славы» установлена 8 мая 2014 года на площади Воинской славы перед заводом имени Дегтярева. Площадь располагается на проспекте Ленина, около проходной завода имени В.А. Дегтярева. Памятник «Тыл – фронту» у южных проходных ЗиДа

Памятник комсомольцам 20-х годов «КОМСОМОЛЬЦАМ 20-х годов от комсомолии города».

Памятник комсомольцам располагается около Ковровской государственной Технологической Академии имени В.А. Дегтярева. Адрес: г. Ковров г., ул. Маяковского, д. 19


Ул. Лепсе, д. 4

Площадь Победы

В августе 1956 года на старом городском кладбище произвели перезахоронение из индивидуальных в одну братскую могилу останков воинов, умерших в госпиталях Коврова. Поименно установили 51 человека из 227 похороненных, большинство оставались неизвестными. На месте захоронения установили памятник. Но ковровчан не устраивало то, что праздничные мероприятия приходилось проводить на кладбище, вдалеке от центра города. Кроме того, около захоронения и памятника не было площадки, где бы могли собираться люди. Топтать же существующие могилы нельзя. В феврале 1965 года большая группа ветеранов войны обратилась к делегатам XI городской партийной конференции с просьбой соорудить в Коврове постоянный памятник в ознаменование Великой Победы и вклада, внесенного в нее ковровчанами. Просьбу удовлетворили. Решили также перенести останки воинов на будущую площадь Победы. Рано утром 9 мая 1965 года, в 20-ю годовщину Победы останки извлекли из братской могилы кладбища и переложили в металлический саркофаг. Водрузили его на орудийный лафет, и тягач в сопровождении воинского эскорта перевез его на площадь. Саркофаг с останками и кладбищенской землей опустили в нишу и засыпали. Состоялся траурный митинг общественности. Под Гимн Советского Союза прогремел оружейный салют. На этом же митинге произвели закладку памятника, а открыли его 23 февраля 1968 года, в день 50-летия Советской Армии и Военно-Морское о Флота. Монумент представляет собой три пирамиды из красного полированного гранита. Они прорезаны бронзовым венком-кольцом, по которому сделана надпись «Помни, живой, о жертвах боев, подумай о страданиях павших, как они шли в огонь на борьбу за твои мечты и идеалы. Вечная слава им, павшим в боях за свободу нашей Родины». У подножия горит Вечный огонь, здесь же Братская могила, в которой захоронены защитники Родины, умершие от ран в ковровских госпиталях. «Находясь на заслуженном отдыхе (уволен из армии по болезни в мае 1967 года), я по своей инициативе начал розыск фамилий каждого из умерших в госпиталях. Послал не менее сотни запросов в музеи, архивы, управления МО, использовал данные из военкоматов, сообщения приезжавших в город родственников умерших. Сложность заключалась в том, что никто не хотел помочь в финансировании немалых расходов. Даже бумагу, конверты, марки приходилось покупать на свою скудную пенсию, не говоря уж о затратах на неоднократные, поездки в архивы Москвы, Ленинграда, Подольска и других городов. Однако задуманное не бросал, и дело продвигалось. К началу 1989 года у меня был готов полный именной список всех 227 человек, умерших в наших госпиталях. Мы с Иваном Ивановичем Мошниным обратились к директору электромеханического завода (где оба работали на общественных началах) Ю.М. Тимофееву с просьбой помочь отметить металлические плиты с именами воинов. Юрий Михайлович внимательно выслушал нас и сказал: «Ребята, вы задумали большое и нужное дело, всем, чем могу, помогу». Он подчеркнул, что плиты должны быть капитальными, на многие десятилетия, на что мы скромно заметили: «Согласны, только вот денег в совете ветеранов нет». Тем не менее вскоре «заказ» был выполнен. Проект установки плит на площади Победы разработал главный архитектор города К.Ю. Бай, а саму установку взял на себя директор завода железобетонных изделий В.В. Грицко. Плиты были установлены 22 июня 1991 года, в 50-ю годовщину со дня вероломного нападения Германии на Советский Союз. Уже дважды вандалы воровали и куда-то сбывали алюминиевые плиты. Горожане гневно осуждают это варварство. Несомненно, Бог покарает за это, а правоохранительные органы все же найдут преступников» (А. МУРИНОВ, майор в отставке, руководитель инициативной группы по увековечению памяти воинов, умерших в госпиталях Коврова).


Обелиск в честь погибших ковровчан в годы ВОВ


Аллея Героев

После сообщения о нападении гитлеровской Германии на заводах, фабриках города прошли митинги, а 23 июня состоялся общегородской митинг, в котором приняли участие 27 тысяч человек. Впервые же дни войны более 700 ковровчан пришли в военкомат с заявлениями о добровольном уходе на фронт, в созданные отряды народного ополчения записались 7885 человек. Свыше 19 тысяч наших земляков отправил ковровский военкомат на фронт, 8360 из них не вернулись с полей сражений. Многие солдаты и офицеры награждены орденами и медалями, а 13 из ушедших на фронт стали Героями Советского Союза. В 2000 г. к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне на площади открыта Аллея Героев, увековечившая память четырнадцати ковровчан – Героев Советского Союза.

Памятник дегтяревцам, погибшим в годы войны

В 1977 г. на ул. Социалистической был установлен памятник дегтяревцам, погибшим в годы войны. Труженики завода им. В.А. Дегтярева по праву гордятся своим особым вкладом в дело разгрома врага. Рядом с памятником находится еще один мемориал – Братская могила партизан-ковровчан, погибших на Смоленской земле.

Октябрьская площадь Коврова


Монумент на Октябрьской площади

Площадь 200-летия Коврова

Площадь 200-летия Коврова

Памятная стела в честь 200-летия города Коврова


Памятная стела в честь 200-летия города Коврова


«Ими гордится наш город» В 1978 г. состоялось открытие главной городской площади – Площадь 200-летия Коврова. На площади была установлена Памятная стела в честь 200-летия города Коврова. Монумент представляет собой памятную арку в виде римской цифры II, символизирующей два века истории Коврова. Вверху развивающиеся знамена из меди, и на их фоне – орден Трудового Красного Знамени, врученный городу за доблестный труд ковровчан в годы Великой Отечественной войны.


Памятник Пушкину в парке им. В.А. Дегтярева Улица Грибоедова, д. 15

Скульптура у здания гимназии № 2


«Учителям и выпускникам школы погибшим в годы Великой Отечественной Войны». Улица Свердлова, д. 13


Ковровский ж. д. вокзал


Памятник начальнику Московско-Нижегородской железной дороги с 1868 года по 1893 год РЕРБЕРГУ Ивану Федоровичу (1831 – 1917). Открыты 26 июля 2012 года в год 175-летия Российских железных дорог и 150-летия Горьковской железной дороги. Скульптор памятника – заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России Пурихов Виктор Иванович. Архитектор проекта – главный архитектор Нижегородского проектного института «Нижегороджелдорпроект» — филиал ОАО «Росжелдорпроект» Козлович Татьяна Петровна.

Парк Пушкина: — Памятник на могиле Дегтярёва Василия Алесеевича; — Памятник Российским воинам Первой мировой войны; — Памятник Пушкину; — Крест в память князей Ковровых. Парк КЭЗ: — Памятник Ленину на площади Свободы; — Памятник экскаватору. Парк им. В.А. Дегтярева: — Памятник Пушкину. Сквер на улице Абельмана: — Памятник В.А. Дегтяреву; — Святогеоргиевский мемориал-часовня ветеранам боевых действий. Дома Культуры города Коврова. Археологические памятники Ковровского района.

Город Ковров.

Старые фото г. Ковров

Ковров, Город воинской славы, является административным центром Ковровского района и вторым (после Владимира) по населению городом Владимирской области – 138 552 человек (2017 г.). Ковров разместился на обоих берегах реки Клязьмы в 64 км северо-восточнее Владимира. Город является крупным железнодорожным узлом на магистрали Москва (250 км до Коврова) – Нижний Новгород, и имеет выезд на автотрассу М-7 «Волга».

История

Хотя Ковров получил статус города всего около 240 лет назад, но его возраст намного более почтенный. По преданию, в 1157 г. владимирский князь Андрей Боголюбский, возвращаясь зимой из Суздаля в Стародуб (ныне – село Клязьминский Городок Ковровского района), заблудился в здешних лесах и случайно вышел к избушке зверолова Елифана. В честь чудесного спасения князя под Рождество на высоком клязьминском берегу была срублена деревянная церковь Рождества Христова.По названию этого храма находящаяся здесь деревня Елифановка стала именоваться село Рождественское. В XIII в. село вошло в состав Стародубского княжества.

С конца XV в. Рождественское переходит во владение князей Стародубских-Ковровых. Прозвище княжеского рода Стародубских «Ковры», по легенде, появилось с легкой руки князя Дмитрия Донского после того, как во время Куликовской битвы 1380 г. А.Ф. Стародубский вынес из вражеского стана дорогой ханский ковер. Именно это княжеское прозвище и дало новое название Рождественскому селу – Коврово.

В 1567 г. село Коврово было подарено князем И.С. Ковровым суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю,

и находилось в его вотчине более двух столетий – до 1774 г. Местность вокруг села была богата залежами известняков, разработка которых с давних времен являлась одним из основных занятий ковровских жителей. Из ковровского белого камня возводились, в частности, постройки Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей в Суздале.

Село Коврово имело достаточно выгодное расположение на берегу судоходной реки Клязьмы. В этом месте действовал постоянный перевоз через Клязьму на оживленном Нижегородском торговом пути. У села Коврово была создана торговая перевалочная пристань, куда отовсюду свозились хлеб, рыба, соль и другие продукты, лесные материалы, ремесленные изделия.

Все это способствовало приобретению селом Ковровым городского статуса. 1 сентября 1778 г. императрица Екатерина II подписала указ об учреждении уездного города Коврова во Владимирском наместничестве. В 1781 г. он уже имел свой герб как городскую привилегию. Существует легенда, что царский наместник граф Воронцов очень любил охотиться на зайцев в ковровских лесах. Именно он и предложил изобразить этих зверьков на гербе Коврова рядом с эмблемой Владимира – львом.

До середины XIX в. Ковров был тихим провинциальным городком. Промышленному и торговому развитию города способствовало строительство Нижегородской железной дороги, движение по которой было открыто в 1862 г. Тогда же в Коврове появились центральные железнодорожные мастерские, получившие известность в России. Здесь создавались товарные и пассажирские вагоны, удостоенные в конце XIX в. высших наград на промышленных выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в ковровских мастерских были произведены и первые санитарные поезда. В годы первой мировой войны Ковров был одним из пунктов формирования военно-санитарных поездов, каждый из которых мог принять до 400 раненых. В 1929 г. железнодорожные мастерские были перепрофилированы в ремонтно-механический завод, выполнявший заказ по ремонту импортных экскаваторов, а в 1931 г. – в Ковровский экскаваторный завод, ставший первым производителем отечественных экскаваторов «Ковровец».

К началу XX в. Ковров уже стал крупным промышленным центром Владимирской губернии с населением 14 571 человек (по результатам первой Всероссийской переписи 1897 г.). Наряду с железнодорожными мастерскими в городе работали крупная паровая миткалево-ткацкая фабрика купца И.А. Треумова, чугунолитейный завод, многочисленные кирпичные заводы, паровая мельница, лесопилка.

В 1916 г. началось строительство Ковровского пулеметного завода. Настоящее становление завода с 1918 г. было связано с деятельностью выдающегося ученого В.Г. Федорова, изобретателя первого в мире автомата, и выдающегося конструктора автоматического оружия В.А. Дегтярева, который руководил проектно-конструкторским бюро завода до своей смерти в 1949 г. В Коврове работает мемориальный дом-музей В.А. Дегтярева, экспозиция которого рассказывает о его жизни и конструкторской деятельности. В 1949 г. завод получил новое название – Завод им. В.А. Дегтярева (сегодня он выпускает не только оборонную, но и гражданскую продукцию, например, мотоциклы). В годы Великой Отечественной войны завод стал основным предприятием страны по производству противотанкового и других видов оружия для фронта.

Ковров в годы Великой Отечественной войны

Трудно переоценить вклад Коврова в Великую Победу. Славу городу принесли 13 Героев Советского Союза (Л.В. Лопатин, И.С. Носов, В.А. Бурматов, И.В. Першутов, Ф.Г. Коньков, В.И. Ястребцов, А.П. Генералов, П.К. Ранжев, В.Г. Кабанов, П.С. Маштаков, В.А. Заевский, А.П. Мартынов, Г.В. Прованов). Все крупные предприятия Коврова были переориентированы на военное производство. В городе действовало много госпиталей, так как он находился в тылу недалеко от линии фронта. В ноябре 2011 г. указом Президента РФ Коврову было присвоено почетное звание «Город воинской славы». В ноябре 2013 года на площади перед центральной проходной ОАО «Завод имени В.А. Дегтярёва» установлена стела «Город воинской славы».

В 2012 г. в связи с присвоением Коврову этого звания было решено скорректировать герб с учетом рекомендаций Геральдического совета при Президенте РФ. Вместо красной ленты герб теперь окружает бело-синяя орденская лента – знак того, что в 1978 г. Ковров был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Золотая башенная корона с пятью зубцами – показатель статуса городского округа. Скрещенные позади короны мечи символизируют присвоенное Коврову звание «Город воинской славы».

Экономика

Современный Ковров – крупный промышленный и научный центр России, прежде всего в оборонной отрасли, машиностроении и металлообработке. Предприятия этих отраслей создают свыше 70% общего объёма промышленной продукции города, на них занято около 40% трудоспособного городского населения.

ОАО «Завод имени Дегтярёва» (ЗиД) сегодня – многопрофильное предприятие, производящее не только продукцию оборонного назначения (стрелковое, противотанковое и ракетное вооружение), но и мототехнику (мотоциклы, мотобуксировщики, скутеры), почвообрабатывающую технику, оборудование пищевой промышленности, светодиодные светильники. ПАО «Ковровский механический завод» (КЭЗ) – одно из ведущих предприятий атомной отрасли России, с 2007 г. специализирующееся на изготовлении наукоёмкой и технически сложной продукции – газовых центрифуг (устройств для разделения изотопов урана). Основной специализацией ОАО «Ковровский электромеханический завод» (КЭМЗ) является гидроаппаратура, а также завод выпускает многофункциональные мобильные робототехнические комплексы, применяемые, в частности, для поиска и дистанционного обезвреживания взрывоопасных устройств. В 2022 г. КЭМЗ начал выпуск нового модельного ряда тракторов Zetor Forterra («АНТ 4135F») в рамках программы импортозамещения. ВНИИ «Сигнал» занимается разработкой и производством оборонной гидравлики и электроники. КБ «Арматура», с 1997 г. входящее в состав Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева, работает в области разработки и изготовления агрегатов и систем наземной инфраструктуры ракетно-космических комплексов, а также пневмогидросистем ракет-носителей.

Среди предприятий легкой промышленности в Коврове работают такие известные в России , производящий мужские костюмы, «Аскона» – крупнейший производитель ортопедических матрасов и др. В 1990-е годы был возрожден старинный гончарный промысел, в 1993 г. основана фабрика «Ковровская глиняная игрушка», получившая статус народного художественного промысла.

Известные люди

С г. Ковров связаны имена многих известных людей России. Здесь жили и работали знаменитые конструкторы-оружейники В.А. Дегтярёв (1879/1880-1949), В.Г. Фёдоров (1874-1966), Г.С. Шпагин (1897-1952). Уроженцем Коврова был И.М. Яцунский (1916-1983), советский учёный, один из создателей первого искусственного спутника Земли, признан как основоположник космической геодезии. В Коврове родились: А.М. Колесов (1834-1902), русский художник-портретист; С.К. Никитин (1926-1973), известный советский писатель; А.П. Непомнящий (1968-2007), популярный бард, рок-музыкант и др

Спортивный курорт Доброград

Сегодня интерес для туристов и гостей Коврова представляет спортивный курорт Доброград, который располагается на территории одного из первых в России частных городов и является уникальным объектом государственно-частного партнёрства. В сентябре 2016 г. в Доброграде проводился VI Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава».

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]