Камбарка — история и и люди отдалённого района Удмуртии

Город расположен на юго-востоке республики, на реке Камбарка, в 116 километрах от Ижевска, столицы Удмуртии. Своё название он унаследовал от речки Камбарка, на которой расположен. Есть предположение, что название произошло от двух слов — Кама (река) и — барка (баржа). По другой версии название реки идет от одной из башкирских родовых групп — канбар.

Камбарка расположена на стыке тайги, лиственного леса и лесостепи. Это единственное место в Удмуртии, где растет таёжная мелкоплодная клюква. Город разделён Камбарским прудом на две части. На восточной окраине города находится Камбарское болото, памятник природы.

Камбарка, как и вся Удмуртия, находится в часовой зоне Moscow Time Zone (MSK).

Железнодорожный вокзал Камбарка

Город отделён от остальной Удмуртии рекой Камой. В летнее время в 5 км от Камбарки напротив села Тарасово действует паромная переправа. С декабря по март движение идет по льду Камы, в межсезонье переправа невозможна. Ближайшие постоянные переправы через реку, если выше по течению — в 77 км в городе Чайковский (Пермский край), ниже по течению — в 321 км в Набережных Челнах (Татарстан).

На городской набережной

От Камбарки нет дорог с асфальтовым покрытием за пределы Камбарского района, поэтому в распутицу город и район не имеют реальной автомобильной связи со большой землей. Частично спасает то, что через Камбарку проходит железная дорога Казань-Екатеринбург — добраться до Камбарки в распутицу можно по железной дороге. С 2013 г. проектируется строительство автомобильного мост через Каму в непосредственной близости от города. В восьми километрах к северо-западу от города, в поселке Кама, построен грузовой порт Камбарка. По размерам грузооборота он второй по величине после Перми в Камском речном бассейне.

Международную известность Камбарка приобрела благодаря складам химического оружия, запасы которого были уничтожены в 2006-2010 гг. На территории Удмуртии в советское время было сосредоточено более 30 процентов запасов химического оружия, объявленного Россией международному сообществу при подписании Конвенции о запрещении химического оружия. Процесс химического разоружения на территории Удмуртии проходил в соответствии с Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», фактическим его центром стала Камбарка (об этом ниже).

Камбарка. Закамье

Наш журнал начинает новый цикл публикаций, цель которых — познакомить читателей с удмуртской глубинкой. Мы напишем обо всех районах республики. А начать решили с Камбарки. Камбарский район — это наш удмуртский Калининград — единственный районный центр республики (как и весь район), отделённый от «большой земли» рекой Камой.

Камбарский район является самым маленьким в Удмуртии — он занимает всего 673 квадратных километра. Здесь расположена деревня Новокрещенка — самая восточная обитаемая точка нашего региона. Кроме того, это ещё и самый молодой район. Его то создавали, то ликвидировали, то вновь создавали. И так было целых три раза.

В последний раз Камбарский район возродился в 1966 году. За прошедшие с того времени десятилетия население района уменьшилось почти вдвое. Сегодня здесь проживает немногим более 16 тысяч человек, причём около двух третей из этого количества приходится на райцентр — маленький и патриархальный городок Камбарку.

Отхожие места

30 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление № 540 «Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства в рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов опасности».

Государственным заказчиком строительства инфраструктуры по обращению с отходами был назначен «Росатом», а застройщиком — ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО».

Чтобы продолжить чтение нажмите «Читать полностью».

Правительство решило вложить в четыре комплекса — «Марадыковский», «Щучье», «Горный» и «Камбарка» — 20,4 млрд рублей. Каждый производственно-технический комплекс должен утилизировать до 50 тыс. тонн опасных отходов в год. В эксплуатацию объекты введут в 2023 году.

Все объекты — это бывшие хранилища химического оружия, на которых до 2005 года это оружие утилизировали. «Марадыковский» расположен вблизи посёлка Мирного в Оричевском районе Кировской области, «Щучье» в Курганской области, «Горный» в Саратовской области, «Камбарка» в Удмуртской Республике. Активисты метко определили географическое расположение комплексов «Кольцом смерти».

Кроме Камбарки, в Удмуртии есть еще один объект по хранению и уничтожению химоружия — завод в Кизнере. На этом заводе утилизировали 2 млн артиллерийских снарядов с фосфорорганическими веществами. После завершения программы УХО в Кизнер хотели перенести пороховой завод из Казани, но в 2022 году Росатом уже планировал разместить там мощности по утилизации опасных отходов. Два производственно-технических комплекса в одном регионе — это перебор, возмущены камбаряки.

Бывший промышленный центр

Знакомство с этим малым городом Удмуртии советуем начинать с пруда, который делит Камбарку на две части. Пруд был необходим в то время для любого завода, поскольку являлся главным источником энергии для производственных механизмов. И поскольку история Камбарки — это история завода, то фактически город начался с пруда.

Правда, официальная история начинается раньше, что позволяет Камбарке отсчитывать свой возраст с 1741 года — на целых 20 лет раньше основания Ижевска. Именно в 1741 году уральский горнозаводчик Акинфий Демидов купил у обитавших здесь башкир участок земли за пять золотых рублей. В 1760-м Берг-коллегия разрешила построить здесь две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса.


Акинфий Демидов Старший сын основателя знаменитой династии, Акинфий, был в отца — смел, предприимчив, искусен как в инженерном и горном деле, так и в придворных интригах. Горно-металлургическая империя Демидовых к моменту его смерти насчитывала уже 25 заводов, 17 из которых построил Акинфий. Именно он начал добывать на Урале, Алтае и в Сибири, помимо железа, ещё и малахит, медь, магнит и, конечно, драгоценные металлы.

Название же будущий город получил, по одной из версий, если не в связи с прудом, то с названием реки, которая его питала, — Камбарки. По другой версии, город (и река, очевидно) получили имя от башкирского рода Канбар, владевшего этими землями.

Сам Акинфий Демидов не увидел результатов своих трудов — он скончался через пять лет после выкупа земель и завод строили его дети. Кстати, Демидов умер на Каме — не очень далеко от Камбарки — в селе Икское Устье Мензелинского района. Строительство Камбарского завода завершилось в 1767 году.

Завод начинал с литья железа, а к началу XX века уже специализировался на транспорте — строил тарантасы — и с 1919 года переименовался в Камбарский экипажный завод. И транспорт стал главной продукцией предприятия на долгие годы.

Постепенно завод расширялся, а вместе ним рос и заводской посёлок. Четвёртого июля 1945 года Камбарка получила статус города. В советское время он был хоть и небольшим по размерам, но самым настоящим промышленным центром. Местный машиностроительный завод выпускал изделия под маркой «ТУ». Но не реактивные самолёты Андрея Туполева, а «Тепловозы Узкоколейные». Они были предназначены для железных дорог с расстоянием между рельсами 0,75 метра (это ровно в два раза меньше стандартной железнодорожной колеи).

В былые времена камбарские тепловозы были незаменимы для вывоза по узкоколейкам древесины, торфа, руды и даже для перевозки пассажиров. Не считая детских железных дорог, в России до сих пор действует 41 такая линия. А по одной из четырёх сохранившихся пассажирских узкоколеек — Алапаевской — даже ходят плацкартные вагоны со спальными местами!

В своё время по всему СССР из Камбарки разлетелись многие тысячи узкоколейных тепловозов марки «ТУ», а несколько сот таких машин даже отправились на экспорт в зарубежные страны. Кстати, тепловоз «ТГМ40» (модификация узкоколейного тепловоза для широкой колеи) в 1983 году был награждён золотой медалью на международной выставке в Лейпциге.

Однако в связи с массовой ликвидацией узкоколеек произошло обвальное падение спроса и на продукцию завода. Последние выпущенные в Камбарке 32 тепловоза «ТУ-10» сегодня все до единого трудятся на детских железных дорогах нашей необъятной страны.

«Остров Камбарка»

В самый маленький город Удмуртии всегда было сложно добраться на автотранспорте. Летом нужно было стоять в очереди на паром через Каму. Зимой на реке действовала ледовая переправа. Ну а в межсезонье, когда паром уже не работал, а лёд на переплаве был ещё тонок, добираться до города приходилось в объезд через соседний Пермский край. Из-за таких сложностей местные жители называли свой город «островом Камбарка».

Эта проблема была решена четыре года назад, когда наконец были построены мосты через реки Каму и Буй, которые связали Камбарку с «большой землёй». Правда, мост был построен по концессионному соглашению, а оно не предусматривает бесплатного проезда даже для камбаряков. Проезд недёшев — 270 рублей в одну сторону на легковом автомобиле по Камскому мосту и 180 рублей — по мосту через Буй. Так что жители Камбарки, не отличающиеся высокими доходами, летом по-прежнему предпочитают паром, а зимой — переправу.

Впрочем, в Камбарку можно не только доехать на автомобиле или доплыть. В городе, который долгое время выпускал железнодорожную технику, конечно же, есть железнодорожное сообщение. Например, здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!


здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!

Станция Камбарка находится на линии, соединяющей Москву с Уралом и Сибирью. Из многочисленных проходящих через город поездов дальнего следования здесь останавливаются три: Ижевск — Екатеринбург, Москва — Барнаул и Казань — Новый Уренгой…

Образование

В городе работают лицей № 1 им. Н. К. Крупской, школа № 2, школа № 3, Камбарский машиностроительный колледж, Камбарская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Город от болота до моста

В описаниях Камбарки вполне серьёзно сказано о том, что это единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква. Ещё более интересно то, что являющееся памятником природы знаменитое клюквенное болото расположено прямо на территории города, а именно на восточной его окраине. Центральная улица Ленина подковой огибает это болото.

Вторая важнейшая достопримечательность Камбарки — это уже упомянутый нами мост через Каму. Дорога к нему начинается на противоположном — западном краю города. Сам мост имеет протяжённость около километра.

Знатокам истории и архитектуры наверняка будут интересны сохранившиеся в Камбарке построенные на рубеже XIX–XX веков дома купцов Ширшова и Вавилова, а также дом последнего хозяина железоделательного завода Кондюрина.

В 1855 году Камбарку посетил знаменитый русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин, который в течение восьми лет был советником губернского правления и по долгу службы исколесил всю Вятскую губернию. Напомним, Михаил Евграфович является одним из четырёх официальных претендентов (наряду с Гоголем, Карамзиным и Вяземским) на авторство крылатой фразы: «В России две беды: дураки и дороги».

До Октябрьской революции и в первые годы после неё Камбарка была довольно важным провинциальным центром, так что в годы Гражданской войны часто становилась место действия заметных (в региональном масштабе) событий. Так, в сентябре 1918 года, во время Ижевско-Воткинского восстания, рабочих на сторону восставших в полном составе перешёл красноармейский гарнизон Камбарки. После подавления этого восстания, с декабря 1918 года до марта 1919 года, именно здесь находился штаб знаменитой «Железной» 28-й дивизии РККА под командованием Владимира Азина (настоящие имя и фамилия — Вольдемар Азиньш). О 24-летнем начдиве, одном из первых кавалеров ордена Красного Знамени, ещё при жизни складывали легенды. Но он и прожил всего до 25 лет — попал в плен к белоказакам и был казнён.

Напомним, восставшие рабочие Ижевского и Воткинского заводов удерживали значительную часть территории нынешней Удмуртии в период с 8 августа по середину ноября 1918 года. В память об этих событиях и в Ижевске, и в Камбарке есть улицы имени латыша Азина.

В большинстве описаний каких-либо городов и весей приводится рассказ об их уроженцах, добившихся всероссийской, а то и всемирной известности. К сожалению, городок Камбарка и Камбарский район столь малы, что могут похвастаться лишь немногими подобными примерами.

Так, Виктор Балакин, выходец деревни Балаки Камбарского района, с 2001-го по 2010 год был мэром столицы Удмуртии. Уроженец города Камбарки Юрий Бузилов — выдающийся советский учёный, член-корреспондент ВАСХНИЛ. Одна из улиц Ижевска носит имя родившегося на камбарской земле, в селе Ведрец, Николая Короткова. Это очень известный и весьма уважаемый в республике инженер-строитель, чьи заслуги, помимо прочего, отмечены званием Героя Социалистического Труда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]