Города Владимирской области по численности населения

На территории Владимирской области расположен старинный город Муром. История его существования неразрывно связана с многовековой историей Руси. Город находится на левом берегу Оки, разделяющей в этом месте современную Владимирскую и Нижегородскую области. В историческом центре Мурома расположен городской парк, на краю которого находится памятник былинному герою Илье Муромцу и смотровая площадка на Оку. За широким руслом реки хорошо виден противоположный берег, постепенно уходящий вдаль необъятной русской земли. Как будто охраняя родные просторы, смотрит за горизонт Илья Муромец. Он высоко поднял свой меч, словно предупреждая чужеземцев о защите родного города и всей Руси. Как многие другие поселения нашей страны Муром является небольшим городом России. По состоянию на 2022 год его население составляло чуть больше 100 тысяч человек. Здесь чтят русскую духовность и сказания, связанные с многовековой жизнью города. Чтобы прикоснуться к истории Руси, нужно пройтись по этим тихим старинным улочкам центральной части города. Посетить монастыри и храмы, удивляющие своей невероятной архитектурой, и мысленно перенестись в те неспокойные годы становления Руси.

История Мурома

Муром – один из древнейших городов Руси. Впервые он упоминается в «Повести временных лет» в 862 году как один из городов, подвластных князю Рюрику (830 – 879 гг.). В этом году на Русь были приглашены варяги под предводительством Рюрика, который стал новгородским князем и основателем правящей династии Рюриковичей. Потомки Рюрика правили на Руси более семи столетий (до 1598 года). Династия закончилась со смертью царя Фёдора I Ивановича (1557 – 1598 гг., среднего сына Ивана Грозного). Конечно, до прихода Рюрика и начала его правления Муром был уже городом, в котором какое-то время жили люди. Может быть это было довольно долго, но документально годом основания города считается 862 год. То есть, официальная история Мурома начинается вместе с началом истории правления Рюриковичей.

После смерти Рюрика в 879 году регентом его малолетнего сына Игоря (877 – 945 гг.) становится Олег (нет данных – 912 г., по прозвищу «Вещий»). Он объединяет северные новгородские славянские земли и южные киевские славянские земли в одно большое государство Киевская Русь. Можно сказать, что именно Вещий Олег являлся основателем Древнерусского государства. Он переезжает в Киев и с 882 года именуется великим князем киевским. Таким образом, киевский княжеский престол становится главным на Руси.

С годами род Рюриковичей расширялся, и великие князья сажали своих родственников на княжеские престолы других славянских городов. Появилась «Лествичная» система престолонаследия. По ней князья не имели пожизненных уделов. Все Рюриковичи считались совладельцами государства. Власть передавалась по принципу старшинства в роду. При восшествии на киевский престол нового князя происходила передвижка всех остальных князей. Они переезжали из менее значимых городов в более значимые. Муром тоже занимал определённый статус в сложившийся иерархии.

Первым муромским князем считается Глеб Владимирович (990 – 1015 гг., сын Владимира Святославовича по прозвищу «Красно Солнышко», который крестил Русь в 988 году). Жизнь Глеба была очень короткой. Он княжил в Муроме всего пару лет. В начале 1015 года князь Владимир сильно заболел и призвал к себе из Ростова любимого сына Бориса (986 – 1015 гг.), которому собирался передать киевский престол. Это нарушало «Лествичную» систему престолонаследия и вызвало возмущение других его сыновей: Святополка Владимировича (979 – 1019 гг., впоследствии получившего прозвище «Окаянный») и Ярослава Владимировича (978 – 1054 гг., впоследствии получившего прозвище «Мудрый»). Ярослав в то время был новгородским князем и по статусу занимал более высокое положение, чем ростовский князь Борис. Ведь Новгород и подчинённые ему земли ежегодно платили самый большой взнос в киевскую казну. Узнав о решении отца (князя Владимира) отдать Борису киевский престол, Ярослав прекратил выплачивать взнос. Сам Владимир был уже болен и слаб. Он приказал Борису с киевской дружиной отправиться в Новгород и потребовать от Ярослава подчиниться воле великого князя. Но тут вдруг пришла весть о вторжении печенегов, и Борис был вынужден пойти им навстречу. Узнав о приближении русского войска, печенеги повернули назад.

В это время умирает князь Владимир и Святополк Владимирович не преминул воспользоваться сложившейся ситуацией. С помощью своих сторонников он освобождается из темницы, куда ранее был заключен князем Владимиром, и захватывает киевский престол. Возвращаясь с дружиной назад в Киев, Борис останавливается на реке Альте. Здесь к нему прибыл гонец, который сообщил о смерти отца и захвате киевского престола его сводным братом Святополком Владимировичем. Дружина предложила идти на Киев и силой взять престол, но Борис не хотел кровопролития. Он отказался идти против брата. После этого дружина покинула его. Сам же Святополк боялся Бориса и подослал своих людей, которые безжалостно его убили.

Муромский князь Глеб Владимирович был очень дружен со своим кровным братом Борисом Владимировичем. Святополк Владимирович не без основания опасался, что как только Глеб узнает об этих событиях, то кинется мстить за брата. Опережая слухи, Святополк послал к Глебу гонца с просьбой приехать в Киев по причине плохого состояния их отца князя Владимира (к тому времени он был уже мёртв). Глеб естественно направился в Киев налегке, без дружины. На стоянке около Смоленска к нему прибыл посыльный от брата Ярослава. Он рассказал о смерти отца и убийстве брата. В послании Ярослав отговаривал его ехать в Киев. Известие произвело на Глеба неизгладимое впечатление. Он стал в молитвах поминать отца и брата. По прошествии некоторого времени прибыли посыльные от Святополка, которые не задумываясь лишили жизни невинного человека.

Борис и Глеб не воевали против своего сводного брата Святополка. Они даже не противились захвату им киевского престола, а всё равно были убиты. Это очень грустно и печально. Наверное, тогда было такое тяжёлое время и для достижения цели ни перед чем не останавливались. Борис и Глеб считаются первыми русскими святыми. Точную дату их канонизации (причисление к лику святых) в настоящее время установить пока не удалось. Наиболее достоверной датой считается 1072 год, когда произошло перенесение их мощей в новую каменную церковь.

За последующие несколько столетий много сменилось князей в Муроме. Некоторые княжили долго, а кто-то совсем мало. В 1392 году великий князь московский Василий I Дмитриевич (1371 – 1425 гг., сын Дмитрия Донского) присоединяет Муром к московскому княжеству.

День города Мурома 2016 ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА

Лето продолжается и сулит нам еще много интересных и ярких выходных деньков! В предстоящую субботу мы с радостью приглашаем вас в Муром, который в этом году отметит свой 1154-й день рождения!

День города, запланированный на 6 августа, будет состоять из трех блоков. Первый блок – дневная часть — включает в себя множество интерактивных площадок. Все они объединены общим девизом — «Проведите День города с пользой».

Мы хотим, чтобы в этот день люди могли прийти в центр Мурома с детьми, друзьями и одновременно и отдохнуть, развлечься, и научиться чему-то полезному,

— рассказал глава округа Муром Евгений Рычков на своем сайте. —
Для этого будет организован целый спектр разноплановых мастер-классов: спортивных, кулинарных, творческих – все, что будет не просто интересно, но и поможет приобрести какие-либо навыки буквально за 15-20 минут. Здесь же можно будет пофотографироваться в специально оборудованных фотозонах, просто погулять или зайти на ярмарку ремесленников, которых в этом году будет несколько сотен.
Второй блок – это международный этап Всеармейских соревнований инженерных войск «Открытая вода». Пройдет мероприятие в Карачарове – на родине Ильи Муромца. Третьим блоком станет вечерняя часть празднества на набережной Оки. Кстати, тут же традиционно проходит большой концерт на День семьи, любви и верности.

А праздничный фейерверк будет?

– спросите вы.

Будет, да еще какой! В этом году решили провести конкурс фейерверков. Кстати, пройдет он в Муроме впервые.

Предполагается, что участвовать в нем будут четыре команды, которые поборются между собой за главный приз,

— сообщил Евгений Рычков. —
Каждая команда готовит свою программу под музыкальное сопровождение, а муромцы затем отдадут свои голоса в поддержку тех конкурсантов, которые им понравятся больше. Голосование будет организовано на моем сайте в Интернете. Надеюсь, это станет еще одной муромской традицией и позволит сделать нашу набережную местом для проведения больших культурно-массовых мероприятий. Таких набережных мало, и мы хотим, чтобы она стала одним из брендов нашего города.
Программа мероприятий Дня города Муром

Кстати, а вы знаете, что 14 лет назад у Мурома появился свой собственный гимн? Да-да! Слова написал Андрей Мельгунов, музыку — Александр Демин.

Гимн города Мурома

Наш город Отчизне во благо, В нем удаль и мудрый покой. Славен трудом и отвагой, Красен широкой душой.

Муром, и поныне Над тобою не властны века. Муром-град — святыня, Наша вера в тебя велика!

Земле нашей многие лета! В ней семя побед проросло. Город, в былинах воспетый, Русь поднимал на крыло.

Муром, и поныне Над тобою не властны века. Муром-град — святыня, Наша вера в тебя велика!

А что еще интересного?

Мы знаем еще 15 причин приехать в Муром! Хотите узнать и вы? Вам сюда.

Фото на главной — book33.ru

Илья Муромец

Город Муром знаменит своим былинным героем Ильёй Муромцем. По русской легенде родом Илья был из села Карачарово, что под Муромом (сейчас село является микрорайоном города). Он три десятка лет пролежал на печи, «не владея» (не мог двигать) руками и ногами. В один прекрасный день к нему в избу вошли «калики перехожие» (старинное название странников, поющих духовные стихи и былины). Они попросили Илью выпить простой воды и произошло исцеление.

Встав с печи и ощутив невиданную силу, Илья пошёл к родителям. Вместе с другими жителями деревни они за домами пытались расчищать местность под огороды, выкорчёвывая пни многолетних дубов. Дело двигалось очень медленно. С большим трудом людям удавалось разбивать пни на части и кусками вытаскивать за территорию. Засучив рукава, Илья принялся выдёргивать их голыми руками. Родители только удивлялись его силе и радовались, что вырос хороший помощник по хозяйству. Но радость была не долгой. Илья сказал родителям, что «калики перехожие» попросили его пойти в Киев и встать на защиту земли русской.

Много подвигов совершил богатырь, которые передаются в былинах. Русь благодарна ему за это. Был ли настоящий Илья Муромец сейчас доподлинно неизвестно. Приблизительно в то время жил православный монах с именем Илья Муромец (Илья Печерский, до пострига имел прозвище Чоботок). В 1988 году была проведена экспертиза его мощей и установлено, что он был воином. Вполне возможно, что былинный герой был не просто выдуман, а списан с реального прототипа, который в конце жизни постригся в монахи и получил имя Илья Муромец. В Муроме чтят и помнят русского богатыря. Его потомками считается род Гущиных. Представители этого рода тоже не обделены силушкой. В XIX веке одному из них даже было запрещено участвовать в кулачных боях, так как мог нечаянно не рассчитать силу удара и по неосторожности лишить противника жизни. Вообще, фамилия Гущины произошла от места расположения домов, которые в те далёкие времена находились в чаще (гуще) леса. Сейчас всё изменилось. Эти ровные ухоженные улочки и аккуратно покрашенные частные домики. На одном из них висит табличка с надписью: «Дом Гущиных. На этом месте по преданию стояла изба славного богатыря святого Ильи Муромца».

г. Муром, Спасо-Преображенский монастырь

Канонизирован Илья Муромец был в 1643 году. Его мощи в настоящее время покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Неиссякаем поток паломников, желающих посетить пещеры и прикоснуться к ним. Часть мощей (средний палец левой руки) находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома. Они встроены в воссозданную в полный рост деревянную копию святого.

Этноним

Название города Мурома упоминается в скандинавских сагах XIII века как др.-сканд. Móramar. Судя по фонетическим закономерностям волжско-финских языков, эта форма зафиксировала более древнее состояние слова, чем др.-рус. Муромъ. По тем же причинам, упомянутое в «Повести временных лет» слово мурома

скорее всего является древнерусским образованием от названия города. Древнейшую форму этнонима — *
morama
— В. С. Кулешов сравнивает с названием племени меря, которое, по его мнению, заимствовано из балтийского источника.

По мнению В. В. Напольских, название племени может рассматриваться как результат лабиализации (выявленной в муромской гидронимии) корневого гласного в общем самоназвании мери и марийцев *mari

, восходящем к праиндоир. *
marya-
«юноша, член молодёжного воинского союза». Часть
-ma
может быть суффиксом или аналогом фин. maa «земля».

«Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI век) предлагает народную этимологию: «создание града им стены каменны и мрамарны, и оттого нарицается Муром». Энциклопедический Лексикон Брокгауза и Эфрона переводит слово мурома по-русски «люди на суше» умалчивая, из какого именно финского языка происходит это слово.

Пётр и Феврония

В настоящее время святые Пётр и Феврония почитаются православными людьми за семейные ценности. Они являются как бы образцом любви, семьи и верности, что особенно актуально сейчас. Это очень хороший пример для молодых людей, которые создают свои семьи. Давайте немного поподробнее узнаем историю их жизни. Как таковой муромский князь с именем Пётр в исторических документах и летописях не упоминается. Он отождествляется с князем Давыдом Юрьевичем (нет данных – 1228 гг.), который княжил в Муроме с 1205 по 1228 год. Супругой его была княгиня Ефросиния. В конце жизни они одновременно приняли иноческий постриг. При этом Давыд получил новое имя Пётр. Информация об имени супруги после пострига отсутствует. В 1547 году по инициативе митрополита Макария (1482 – 1563 гг.) на Московском поместном соборе состоялась канонизация князя и его супруги в лике местночтимых святых. В связи с этими событиями писателю Ермолаю-Еразму, который тоже являлся иноком, было поручено составить их житие (жизнеописание). Несмотря на всю строгость, Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) описал эту историю более художественным стилем, используя муромские устные предания. В результате получилась «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Сюжет истории очень интересен. В те давние времена жил князь Павел и к его супруге стал приходить огненный змей (злой дух, мифологическое существо в преданиях славян). Распознать его было очень сложно, так как он появлялся в образе самого князя. Как ни старался змей, но женское сердце обмануть не удалось. Супруга рассказала мужу об этих событиях. Князь понимал, что победить змея в обычном бою не получится и попросил жену выведать отчего тому смерть будет. На заданный вопрос, змей ответил: «…от Петрова плеча, от Агрикова меча». У князя был брат по имени Пётр, который сразу согласился убить змея. А вот где найти Агриков меч? По преданию его выковал Агрик – сын царя Ирода. В русских сказаниях этот меч отождествляют с мечом-кладенцом, позволяющим разрубать любые доспехи воина. До описываемых событий он был перевезён из Владимира и спрятан в одном из муромских храмов. В образе мальчика Петру явился ангел и показал место хранения меча. Пётр взял меч и пошёл к брату. Поделившись с ним хорошими новостями и показав меч, он решил вернуться домой. Проходя мимо комнаты княгини, Пётр вновь услышал голос брата и сразу понял, что это змей в обличье князя. Неожиданно ворвавшись в комнату, Пётр убил змея, который перед смертью принял своё настоящее обличье. Умирая, змей обрызгал Петра кровью из своей раны.

Как не крепился Пётр, но через некоторое время сильно занемог (заболел). Тело его покрылось язвами, вылечить которые никто не мог. Однажды во сне Петр как будто увидел, что помочь ему может Феврония. Она была простая крестьянская девушка из рязанского села Ласково. Её отец занимался бортничеством (от слова «борть» – дупло дерева. Добывание мёда и воска из ульев, расположенных в дуплах деревьев). Пётр цеплялся за любую возможность вылечиться, даже за самую абсурдную. Он послал гонца к Февронии с просьбой помочь ему. Девушка согласилась, но при одном условии. После выздоровления Пётр должен будет взять её в жёны. Дело в том, что в процессе лечения обнажённого больного нужно будет натирать мазями и парить в бане. В то время нахождение девушки с мужчиной в бане наедине могло быть только если они супруги. Иначе Февронию после такого никто просто замуж не возьмёт.

У Петра было единственное желание вылечиться. В таком состоянии он мог пообещать всё что угодно. Пётр согласился с этим условием, но Феврония была совсем не глупая девушка и понимала, что они из разных слоёв общества. Она на всякий случай подстраховалась и оставила на ноге одну незалеченную ранку. Пётр не заметил этого и решил проститься с Февронией, щедро наградив её за работу. Не то, чтобы Пётр был плохим человеком, но женитьба членов княжеских (или царских) семей всегда была делом государственным. Союзы таких людей заключались для укрепления княжеств и стран. Пётр просто так не мог взять в жёны простую крестьянку. Он сильно переживал по этому поводу. Ведь девушка была умна и пригожа. За время их короткого знакомства она очень приглянулась Петру.

Прошло ещё некоторое время, и болезнь стала возвращаться. Пётр опять обратился к Февронии и попросил провести лечение. Девушка смирилась со своим положением и полностью вылечила больного. Невзирая на все препятствия, Пётр взял Февронию в жёны. Их семейное счастье строилось на любви, взаимном уважении и доверии друг к другу.

Через какое-то время умирает князь и Пётр занимает его место. Знать сразу же взбунтовалась. Она не хотела терпеть княжной бывшую крестьянку. Дело дошло до того, что знать выдвинула Петру условие: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет всех нас, или оставь Муром». Князь взял Февронию и на двух кораблях отплыл по Оке. Не прошло и нескольких дней как их кинулись догонять, так как в Муроме началась смута. Каждый хотел занять княжеский престол. В ответ на просьбы Пётр и Феврония вернулись. Свою жизнь они прожили счастливо, а перед смертью приняли постриг и умерли в один день.

С тех пор прошли века, а Пётр и Феврония (до пострига Давыд и Ефросиния) и по сей день являются образцом семьи. Преодолевая все трудности, они создали хороший семейный союз, который держался на любви и уважении друг к другу. Некоторые современные люди, скептически относящиеся к Петру и Февронии, иногда приводят довод, что у них мол не было детей. Действительно, этот момент в «Повести о Петре и Февронии Муромских» просто не отражён, а в жизни у Давыда Юрьевича и Ефросинии были два сына и дочь.

Славянская колонизация

В процессах славянской колонизации края важную роль играл Муром, как укреплённый пункт для утверждения княжеской власти. Славянское господство на нижней Оке было закреплено походом Святослава на Оку и Волгу в 965 году и Владимира Святославовича в 985 году. В 988 году в Муроме появился первый князь Глеб Владимирович. Согласно археологическим данным центральная укрепленная усадьба города была построена во второй половине X века на незаселённом ранее месте, находящемся в центре между муромскими и возможно славянскими селищами. Князь Глеб, которому назначен был в удел город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию христианства, но не смог этого сделать и два года жил вдали от него на расстоянии двух поприщ (12 верст) на реке Ишне. После того, как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без князя христианского, и язычество осталось там в силе. Между тем соседи, волжские болгары-мусульмане, старались распространить свои влияние и веру на Муром.

Хорошо известный Илья Муромец считается одним из былинных богатырей древнерусского эпоса.

Во второй половине X и XI веке по материалам Тумовского посёлка и могильникам начинает сказываться влияние славянской культуры, в частности керамики. Известны случаи парного существования муромских и славянских селищ. Судя по имеющимся славянским предметам первоначально на землю муромы селились кривичи.

Вятичи и Мурома быстро смешивались и селились в крае чересполосно. Муром и другие крупные пункты населены были как вятичами, так и муромой. Тесному сближению много способствовало то обстоятельство, что оба племени коснели в язычестве, по культуре мурома стояла, пожалуй, выше вятичей,

Культура муромы постепенно деградирует, теряет свою самобытность. Исчезают женские головные украшения. В первой половине XI века самобытность муромских предметов исчезает, хотя отдельные типично муромские предметы ещё сохраняются. Одним из признаков славянского влияния стало изменение положения покойников головой на запад, вместо прежнего головой на север.

Предметы муромского вооружения — наконечники копий и стрел, боевые топоры — по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, после — Черниговом и Владимиром-Мерьским, вмонитровании Муромы и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным.

К XII веку мурома уже не упоминалось в летописях как отдельный народ — к этому времени Киев и Чернигов предпочитали иметь дело с «географической областью», а не народом, неплохо освоившим славянскую речь как лингва-франка.

В 1192 году приближаясь к Мурому князь Константин послал сына своего Михаила убеждать муромцев, чтобы приняли князя без сопротивления. Упорные язычники убили посланного князя и бросили тело его за городом, а сами стали готовиться к бою. Когда князь Константин подошел к городу со своей большой дружиной, жители хотели сражаться, потом смирились, согласились принять князя, но заменить свое язычество на его веру не пожелали.

Муром в период Великой Отечественной войны

В Великую Отечественную войну (1941 – 1945 гг.) Муром был тыловым городом. Его улиц не коснулся сапог завоевателя, но город внёс свой вклад в победу над врагом. Многие жители Мурома ушли на фронт и остались лежать на полях сражений. Те, кто были на трудовом фронте, ковали победу в тылу. Предприятия города старались обеспечить Красную армию всем необходимым. От железнодорожников муромского узла был сделан подарок фронту – бронепоезд. Создавали его «всем миром». В свободное от основной работы время рабочие вагонного депо сделали бронеплощадки. Их было в бронепоезде четыре (две закрытые, с двумя башнями от танка Т-34 каждая, и две открытые с зенитными пушками и реактивными системами залпового огня М-8-24). Литейщики из Кулебак поставили необходимое количество брони, которой на муромском заводе имени Дзержинского Ф.Э. было произведено бронирование. В результате получился очень хороший бронепоезд.

г. Муром, памятник бронепоезду Илья Муромец

Делавшие его люди, решили дать бронепоезду имя легендарного богатыря Ильи Муромца. Радость рабочих была совсем недолгой. Прибывший забирать бронепоезд полковник Неплюев, хотел назвать его «За Родину», но делать этого никто не стал. Восьмого февраля 1942 года состоялся митинг по случаю отправки бронепоезда на фронт. Собравшиеся увидели на его борту надпись «Илья Муромец». Данный момент сильно возмутил офицера. Надпись приказали стереть, но во многих документах и в сознании людей он остался как Илья Муромец. В последующем это название так и закрепилось за ним.

Бронепоезд Илья Муромец включили в 31-й отдельный особый дивизион бронепоездов. Особым он именовался именно потому, что на вооружении имел реактивную артиллерию (М-8-24). При включении Ильи Муромца в дивизион, бронепоезду присвоили порядковый №2. Кроме него, в 31 дивизионе уже был бронепоезд Козьма Минин под №1. Для решения штабных и хозяйственных вопросов в дивизионе имелся специальный железнодорожный состав, в который были включены служебные вагоны (штабной, медпункт, мастерская, кухонный, банный и несколько жилых). Автопарк дивизиона состоял из двух бронированных автомобилей БА-20, трёх мотоциклов М-72 и ИЖ-9, шести грузовых автомашин ГАЗ-АА, двух легковых автомашин М-1 и двух полноприводных автомашин ГАЗ-64.

31 дивизион бронепоездов был в действующей армии с мая 1942 года по 9 мая 1945 года. В конце 1942 года начальник главного бронетанкового управления издал распоряжение от 05.12.1942 на основании которого бронепоезда получили новые номера (бронепоезд №1 Козьма Минин получил №659, а бронепоезд №2 Илья Муромец — №702). За эти три долгих военных года дивизион прошёл боевой путь от Волги до Одера и уничтожил большое количество живой силы и военной техники противника.

В июне 1944 года под Ковелем произошёл бой бронепоезда Илья Муромец с немецким бронепоездом. Это редчайший случай за время Великой Отечественной войны. Обычно бронепоезда между собой в открытую схватку не вступали. Здесь же немецкий бронепоезд приносил очень много проблем войскам Красной армии. Немцы его использовали как постоянную передвижную артиллерийскую батарею. Он выезжал, давал несколько залпов и быстренько уезжал обратно. Нашим командованием было принято решение уничтожить немецкий бронепоезд в кратчайшие сроки. В один из дней Илья Муромец расположился как можно ближе к предполагаемой линии боевых действий немецкого бронепоезда. Вскоре наблюдатели с Ильи Муромца заметили дымок, и командир дал команду на залп. С немецкого бронепоезда тоже увидели опасность, но в спешке огонь его батарей оказался не такой точный. Окончательную точку в этом бою поставили реактивные снаряды, выпущенные с бронепоезда Илья Муромец. После освобождения Ковеля, бойцы 31 дивизиона побывали у разбитого немецкого бронепоезда. Осматривая его, один из бойцов заметил валявшуюся рядом накладку на поезд. Одна её половина была повреждена в бою и прочитать что-то не представлялось возможным, а на второй было написано «Адольф Гитлер…». Сразу предположили, что немецкий бронепоезд называется «Адольф Гитлер». Пришёл посмотреть на прежде грозную военную технику, лежащую теперь как поверженный зверь, молоденький корреспондент одной из военных газет. Юму показалось символичным, что Илья Муромец победил Адольфа Гитлера. Для воодушевления наших бойцов на фронтах была написана статья с этим громким названием. К сожалению, всё было не так пафосно. Не было найдено никаких документов, подтверждающих, что название немецкого бронепоезда носило имя канцлера Третьего рейха Адольфа Гитлера. Подвиг бойцов бронепоезда Илья Муромец от этого не уменьшается. Немецкий бронепоезд они победили, а какое он имел название для них было не так важно. Пусть с этим разбираются историки.

В 1971 году в Муроме был установлен памятник в честь бронепоезда Илья Муромец. Он представляет собой копию бронированного паровоза в настоящую величину, практически один в один с оригиналом. Рядом установлена памятная доска, на которой отмечен боевой путь бронепоезда в Великую Отечественную войну.

Ареал расселения3

Мурома проживали на территориях современных Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей.

На севере Мурома граничили с Меря, на востоке — с Эрзя и Мари, на юге — также с Эрзя, на западе — с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении.

Основная часть археологических памятников муромы находится между притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей. В центре этой территории находится Муром. Это небольшой регион с размерами примерно 30 х 50 км. За его пределами находятся отдельные памятники, в которых элементы муромской культуры сочетаются с культурой окружающих племён, что позволяет говорить о смешанном характере населения.

Муром сегодня

В настоящее время Муром является одним из многих небольших городов России, но его возраст позволяет занять городу достойное место в истории государства. Сюда приезжает много туристов, желающих воочию увидеть эти древние места. В Муроме проводят замечательные экскурсии, а православные паломники обязательно посещают его монастыри. Ведь здесь хранятся мощи Петра и Февронии, а также часть мощей Ильи Муромца. Это тихий и спокойный город, где всегда рады хорошим людям. Если посещение Мурома связано с добрыми намереньями, то здесь вас встретят как родных жителей города.

Самые крупные города Владимирской области по численности населения

В состав небольшого региона входит 23 города, среди которых нет ни одного миллионника. Крупнейшим по численности, площади и плотности выступает столица региона — древний Владимир, где проживает 357 024. Еще два населенных пункта могут похвастаться количеством горожан более 100 000. Остальные нельзя назвать крупными: в 17 городках число жителей не превышает 10 000. В регионе преобладает городское население, на долю которого приходится почти 80% общего количества.

В число наиболее густонаселенных во Владимирской области входят:

  1. Владимир — 357 024.
  2. Ковров — 138 552.
  3. Муром — 109 809.
  4. Александров — 59 328.
  5. Гусь-Хрустальный — 55 421.
  6. Кольчугино — 43 543.
  7. Вязники — 36 635.
  8. Киржач — 27 157.
  9. Юрьев-Польский — 18 610.
  10. Радужный — 18 535.

Экономика и промышленность Мурома

Основу экономики Мурома составляют промышленность, сфера услуг и торговля. Промышленность города специализируется на машиностроении, металло-и деревообработке, производстве пищевой продукции. Важнейшее градообразующее предприятие – ОАО «Муромский приборостроительный завод» (производство средств инициирования для боеприпасов). Другие крупные предприятия промышленности:

  • ОАО «Муромский стрелочный завод»;
  • ОАО «Муромский радиозавод»;
  • ОАО «Муромский ремонтно-механический завод»;
  • ЗАО «Муромский фанерный завод»;
  • ОАО «Муромский хлебокомбинат».

Состав городского округа[ | ]

Населённый пунктТип населённого пунктаНаселение
1Александровкадеревня↗607[9]
2Дмитриевская Слободасело↗1381[9]
3Коммунадеревня11[9]
4Механизаторовпосёлок↘2227[9]
5Муромгород, административный центр↘105 572[1]
6Муромскийпосёлок↘1071[9]
7Нежиловкадеревня↗209[9]
8Орловодеревня↗781[9]
9Фабрики им. П. Л. Войковапосёлок↘1383[9]
10Якиманская Слободасело↗1486[9]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]