Долгопрудный |
Долгопрудный
, город областного подчинения в России, составляет одноимённый городской округ Московской области, центр Долгопрудненского благочиния Сергиево-Посадской епархии. Расположен на окраине Мещёрской низменности, в 20 км к северу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва-Дмитров. Население — 104 238 человек (2017).
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Место, где ныне расположен город, отмечено двумя невысокими курганами XII века. До определенного времени здесь были расположены единичные поселки и хутора, а в XIV веке появились господские дома с небольшими поселениями. Со второй половины XVI века известно село Стербеево на реке Гнилуше
(впоследствии Гнилуши); в 1617 году впервые упоминается деревня
Курлыково на реке Клязьме
(впоследствии Котово). Средоточием будущего города стала усадьба
Виноградово на Долгих прудах
, названная так в связи с расположением при Долгом («длинном») пруде, образованном запрудой речки. В XVII веке усадьбой владел Г. Г. Пушкин, затем — его родственники, с 1729 года — князь В. В. Долгоруков, с 1758 года — А. И. Глебов, а с 1790 года — Е. И. Бенкендорф. В 1905 году имение было сожжено крестьянами и вновь отстроено в 1911 году.
В начале века близ села Виноградова (Долгих Прудов) прошла ветка железной дороги Москва-Савёлово (ныне в черте города Кимр). В 1914 году в километре от Виноградова была открыта железнодорожная платформа Долгопрудная
.
В 1931 году рядом с платформой началось сооружение дирижаблестроительной верфи, газового завода и других сооружений для эксплуатации дирижаблей. Одновременно строился рабочий поселок с преимущественно двухэтажной застройкой. 1 июля 1935 года поселок был официально отнесен к категории рабочих поселков и получил наименование Дирижаблестрой
. C 1932 по 1937 год рядом с поселком велось строительство канала Москва-Волга имени Сталина. 15 июля 1937 года открылась первая постоянная навигация по каналу, который стал западной границей поселка.
19 октября 1937 года в связи с прекращением строительства дирижаблей и реорганизацией производства рабочий поселок был переименован в Долгопрудный
. В 1940 году здесь начала работу Центральная аэрологическая обсерватория. В 1953 году посёлок стал центром Красно-Полянского района.
В 1957 году Долгопрудный получил статус города районного подчинения, после чего оживилось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1950-1960-х годах развивался как конгломерат посёлков при промышленных предприятиях и физико-техническом институте. В 1959 году в черту Долгопрудного вошел посёлок Водники
, вместе с Хлебниковской ремонтно-эксплуатационной базой. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения, а в городскую черту были включены деревни
Гнилуши
,
Котово
,
Щапово
и
Лихачёво
. С начала 1970-х годов велось строительство девятиэтажных и шестнадцатиэтажных домов.
В 2003 году в черту города были включены поселок Хлебниково
, село
Павельцево
и рабочий поселок
Шереметьевский
. В 2005 году был учреждён городской округ «Город Долгопрудный» в состав которого вошёл только собственно город. По состоянию на начало XXI века в Долгопрудном находились Московский физико-технический институт, Долгопрудненское ПАТП ГУП МО «Мострансавто», предприятия машиностроительной, химической, оборонной отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия; действовала фабрика театральных принадлежностей.
Статистика
- 1939 — 8.0 тыс. человек
- 1959 — 33 тыс. человек
- 1970 — 53.1 тыс. человек
- 1989 — 70.8 тыс. человек
- 2005 — 77.1 тыс. человек
Долгопрудный
Видео: Долгопрудный
Достопримечательности
На восточной окраине города — ансамбль бывшей усадьбы Виноградово (XVII—XX века), которая принадлежала Г. Г. Пушкину, А. И. Глебову, А. И. Бенкендорфу, Э. М. Банза. В комплексе усадьбы — церковь Владимирской Божьей Матери (XVIII век, приписывается М. Казакову), дом Банза (1913 г., архитектор Рыльский), дом Германа (1914 г., архитектор Рыльский, заброшен), конный двор, клуб-кинематограф, скотный двор, ледник, плотина, ворота. В черте города — усадьба Мысово (XIX век).
- Храм Казанской Иконы Божьей Матери (2003)
- Храм Преображения Господня (2006)
- Храм Георгия Победоносца (1774)
- Храм Спаса Нерукотворного (1684) — усыпальница знаменитых князей Юсуповых
- Храм Царя-Мученика Николая II (1999)
Транспорт
Городской транспорт города представлен автобусами и маршрутными такси, в том числе до Москвы до четырёх линий метро.
В черте города имеются четыре платформы пригородных электропоездов Савёловского направления МЖД: Новодачная, Долгопрудная, Водники и Хлебниково, с помощью которых можно добраться в том числе в Москву. На платформе Долгопрудная останавливается РЭКС, который доезжает до Москвы-Бутырской (Савёловский вокзал) за 20 минут.
История
Название города происходит от наименования железнодорожной платформы Долгопрудная (1900 года постройки), чьё имя, в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») пруда усадьбы Виноградово, находящегося неподалёку. Окрестности Долгих прудов на рубеже ХIХ-ХХ веков становятся дачным местом. Около одного из них и возникает остановка Долгопрудная, вокруг которой постепенно начинает разрастаться поселок. Вскоре появляются и так называемые «новые дачи» – несколько ближе к Москве, возле которых затем появляется остановочный пункт Новодачная.
Город же Долгопрудный обязан своим рождением дирижаблестроительной верфи, которая была построена недалеко от железной дороги. Рабочий посёлок «Дирижаблестрой» был основан в 1931 году на базе центра по строительству дирижаблей и Московского дирижаблепорта. 5 мая 1932 года дирижаблестроительный комбинат начал работу, а уже 7 ноября того же года построенный на нем дирижабль участвовал в параде на Красной площади. Именно здесь были построены самые большие дирижабли серии «СССР-В». В 1930-е годы в течение пяти лет на комбинате работал выдающийся дирижаблестроитель Умберто Нобиле. В 1935 году Дирижаблестрой получил статус рабочего посёлка, а в 1938 году был переименован в Долгопрудный; строительство дирижаблей, признанное неперспективным, было приостановлено. Верфь была снесена, а город остался…
C 1932 по 1937 годы через эти места шло строительство канала Москва-Волга им. Сталина. Были созданы Управления Москва-Волгострой и Дмитлага ОГПУ( с 1934 г. — НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре города Дмитрова. Стройку вели заключённые, располагавшиеся в лагерях по всей длине канала… 17 апреля 1937 г. была заполнена водой вся трасса канала Москва-Волга. 15 июля открылась первая постоянная навигация по каналу.
В рамках масштабного гидропроекта было создано Клязьминское водохранилище, на берегу которого был построен рабочий поселок водников (вошедший в черту Долгопрудного), давший название остановке Водники (в 1951 году платформа Савёловского направления МЖД «19 км» была переименована в Водники).
В 1940 году в Долгопрудном начала работу Центральная аэрологическая обсерватория.
25 ноября 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который с 17 марта 1951 года преобразован в Московский физико-технический институт.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения. После этого здесь активизировалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения (в городскую черту включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво). В 1988 году бывшее село Виноградово, что на Долгих прудах (изначально давших название городу!) было исключено из состава Долгопрудного и включено в состав района «Северный» СВАО города Москвы.
В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево.
В 2000-2010-ые годы интенсивно застраивалось и застраивается живописное побережье залива в микрорайоне Водники. Здесь появились Международный Яхтенный порт, а также — роскошный клуб «Адмирал» и другие частные клубы, «отрезавшие» жилые кварталы Водников от прямого доступа к воде. Новую улицу, вдоль которой выстроились заборы и КПП оных клубов, «отцы города» услужливо нарекли Адмиральской… А для бесплатного отдыха у жителей Долгопрудного осталась пляжная зона «на отшибе».
10 октября 2014 г. в Долгопрудном побывал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Он заверил, что береговая линия около Клязьминского водохранилища в микрорайоне Водники будет благоустроена к 2016 году:
«Впереди у нас второй этап проекта благоустройства. В Долгопрудном есть известный пляж Водники, он не благоустроен. С марта мы начнем большую работу. Около двухсот миллионов рублей будет в это инвестировано от инвестора. Пляж и береговая линия будут сделаны по самым высоким стандартам. До конца года эта пляжная зона может быть завершена.»
— сказал Воробьев. Губернатор уточнил, что на пляже построят подпорную стенку и капитальные сооружения для кафе и отдыха. По словам советника губернатора Московской области Игоря Чайки, площадь пляжа в Водниках составит около 3 га и будет разделена на три зоны – парковую, культурно-досуговую и пляжную. Набережная растянется на 370 метров. В непосредственной близости уже «оконтуривается» микрорайон Московские Водники, проект которого в обозримом будущем вынесут на Градсовет Московской области…
Религия
До 2008 года Долгопрудный входил в состав Долгопрудненско-Химкинского благочиния Московской епархии. 5 декабря 2008 года был учрежден отдельный Долгопрудненский благочиннический округ с центром в городе.
С 13 апреля 2022 года город Долгопрудный относится к самостоятельной Сергиево-Посадской епархии в составе Московской митрополии [1].
Храмы
- «Взыскания погибших», иконы Божией Матери
- Георгия Победоносца
- Казанской иконы Божией Матери
- Николая Чудотворца
- Покрова Пресвятой Богородицы
- в Долгопрудном
- в Шереметьеве
- в Котово-Спасском
- в Павельцеве
Экономика и промышленность Долгопрудного
Долгопрудный – научно-промышленный центр Подмосковья, где работают предприятия химической промышленности, оборонного и машиностроительного комплекса, производства строительных материалов и конструкций. Самыми заметными из них являются:
- «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», выпускающее вооружение для средств ПВО.
- В городе работает старейшее предприятие Спецстроя РФ – «Долгопрудненский комбинат строительных изделий».
- В 1956 году было открыто «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», сейчас ведомственное предприятие Министерства промышленности и торговли.
- «Московский камнеобрабатывающий комбинат» занимается изготовлением облицовочных материалов для шлюзов, набережных канала Москва-Волга.
Пищевая промышленность представлена в Долгопрудном: «Андреевскими кондитерскими мастерскими», Плодоовощной базой «Вегетта», Фабрикой по производству мороженого «Чистая линия».
Маршруты на карте Долгопрудного. Транспортное сообщение
Городская сеть муниципального транспорта Долгопрудного представлена автобусами, многие маршруты которых дублируются маршрутным такси.
До Москвы можно доехать на метро, в город ведут три линии: Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская, Таганско-Краснопресненская. В столицу также можно добраться на пригородных электричках Савёловского направления МЖД. В городе имеются пять платформ: Водники, Новодачная, Долгопрудная, Шереметьевская и Хлебниково.
На Долгопрудной останавливается пригородный экспресс, доезжающий до Савёловского вокзала в Москве менее чем за 20 минут.
Недалеко от Долгопрудного находится международный аэропорт «Шереметьево».
Что можно сказать о местной инфраструктуре?
Численность населения находится в пределах 104 тысяч человек. Каждый год количество жителей увеличивается примерно на 2 процента. Долгопрудный характеризуется присутствием достаточно высокого показателя в таком направлении, как экономическое развитие. Все это касается и непосредственно самой социальной инфраструктуры. Почти в центральной части города располагается один из самых известных технических ВУЗов.
Численность торговых площадей здесь намного меньше, чем в остальных подобных районах. К примеру, на каждого взятого в отдельности жителя приходится примерно 80 кв. м. Если же говорить о Москве тогда там средний показатель находится в пределах 257 кв. м. Вблизи Долгопрудного располагается огромнейший ТРЦ «РИО». Это заведение посещается огромнейшей численностью жителей этого города.
Здесь хорошо развита и сама промышленность. Постоянно сохраняется и высочайший уровень обеспечения граждан так необходимыми рабочими местами. Присутствует здесь и известный во всем мире химический завод. Не обходится и без специального камнеобрабатывающего комбината. На территории города задействовано примерно 45 процентов местного трудоспособного населения. Всегда можно устроиться и на судоремонтный завод.
Достопримечательности города Долгопрудный
- Усадьба Виноградово в районе Долгопрудной аллеи занимает большую территорию и включает церковь Владимирской Божьей Матери (18 век), конный двор, плотину, киноклуб, особняки стиле необарокко.
- Храм Казанской иконы Божьей Матери – 50-метровая шатровая православная церковь, способная вместить до тысячи человек. Рассмотреть двухэтажное здание храма можно, проплывая мимо на прогулочном катере по каналу имени Москвы.
- Спасская церковь в Котово – усыпальница князей Юсуповых. Находится на берегу Клязьминского водохранилища. В действующем храме проходят службы, работает воскресная школа.
- Долгопрудненский историко-художественный музей – культурный центр города, где проходят выставки, концерты, творческие вечера.
Станет ли город Долгопрудный Москвой в ближайшее время? Ближайший город столицы!
Долгопрудный – это городок, располагающийся в Московской области. Он располагается в 18 км от Савеловского вокзала. Это один из самых ближайших городов столицы, который с северной стороны примыкает к МКАД. Согласно многочисленных оценкам современных экспертов, этот городок имеет просто замечательные перспективы для последующего успешного и быстрого развития:
- Долгопрудный находится в 10-ке самых ближайших городов к самой Москве. К примеру, от МКАД меньше 5 км.
- Городок располагается в северном направлении, где всегда присутствует минимальное количество новостроек. Сам спрос на местную недвижимость здесь находится на устойчивом уровне.
- Присутствует прекрасная транспортная развязка. Развитой является и социальная местная инфраструктура.
Все, обозначенные факторы, принято считать своеобразным прожиточным минимумом для возникновения самой настоящей популярности этого замечательного места, а также для последующего наращивания.
Долгопрудный характеризуется присутствием и последующих особенностей:
- Расположение от Москвы – меньше 5 км.
- Численность населения – 104 тысячи человек.
- Трудоспособное население – 45 процентов.