«А теперь очередь печени». Едем в Туву: чего ожидать от путешествия по самому криминальному региону России?


Самый бедный и криминальный регион России. Глухой угол, где численность жителей в несколько раз меньше поголовья скота. А еще и невосприимчивость местных к алкоголю со всеми вытекающими, истории о межэтнических разборках в эпоху перестройки и массовый исход русского населения – в наше время.

В рейтингах туристической привлекательности республика Тува занимает одно из последних мест по стране. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы и не самый притягательный имидж, это невероятно интересный регион, где колорит кочевой культуры приправлен необычными кулинарными традициями, шаманские обряды переплетаются с буддизмом, а калейдоскоп ландшафтов сменяется от тайги до полупустынь. Подробнее о том, зачем сюда ехать, а также о стереотипах и нюансах путешествий по Туве – рассказывает Алексей Егоров.

Почти все мои приятели-туристы мечтают побывать в Туве, но отказывают себе в этом удовольствии из-за дурной репутации региона. Недавний репортаж «Редакции» оттуда и репост отрывка из него Дудём только укрепили подобное предубеждение. Но лучше один раз увидеть самому, чем сто раз подсмотреть в медиа. Следуя этому принципу, я отправился в автопутешествие по Туве вместе с группой турклуба «Новые кочевники» и понял, что семнадцатый регион России вполне безопасен для туристов, а известные стереотипы о тувинцах зачастую не выдерживают критики.

Пьют, но не убивают

До тувинской столицы Кызыла из Москвы летают самолетом, но это вариант не из дешёвых. Бережливые туристы добираются в регион иначе: поездом до Абакана и там заказывают трансфер по федеральной трассе «Енисей». Участок трассы от Абакана до Кызыла необычайно живописен. Здесь вам и сибирская тайга, и зеркало Ойского озера, и величественные горные хребты Ергаки и Арадан, и перевал Нолёвка с видом на бескрайнее степное море с возвышающимися то тут, то там островками сопок… За перевалом – Тува.

Именно с трассы «Енисей» для многих начинается знакомство с Тувой. Люди едут в нацпарк «Ергаки», в пути останавливаются в тувинских кафешках, спрашивают водителей и гидов о том, что это за народ такой – тувинцы и в ответ получают изрядную порцию негатива. Из того, что слышал лично я: тувинцы непосредственны – настолько, что справляют нужду прямо на улицах Кызыла, жестоки – у них даже есть поговорка на эту тему, мол, свадьба без трупа – не свадьба, и теряют голову от рюмки водки.

По поводу непосредственности – это всё враки. С жестокостью не сталкивался, но думаю, что тоже сильно преувеличено. На набережной Енисея в Кызыле было много новобрачных и ни одной драки. Наш проводник Лёша Хоюгбан до того, как прийти в туризм подрабатывал тамадой. Я не удержался и спросил его о правдивости приписываемой тувинцам жестокости на свадьбах. «Ну это уж слишком, – опешил Лёша, – нет, конечно».

А вот информация об особой восприимчивости тувинцев к алкоголю правдива. Пьяные в Кызыле валяются прямо у местного театра драмы, администрации города и других центральных зданий. На вопрос, как на это реагировать, ответ очевиден: не пить самому, не предлагать тувинцам и, если уж приспичило гулять по Кызылу в тёмное время суток, делать это в группе и желательно с кем-нибудь из проверенных местных.

Религия и культура

Культура Тувы в значительной степени является культурой кочевников, что и обуславливает способ ведения хозяйства. Главными занятиями коренных местных жителей до сих пор являются охота и кочевое скотоводство, а именно оленеводство и разведение лошадей, которые являются важными поставщиками разнообразных продуктов питания, таких как мясо и молоко.

Особый статус малого народа, а также заметная транспортная изолированность Тувы от других регионов страны позволили тувинцам сохранить в неприкосновенности многие свои обряды и традиции, среди которых наиболее хорошо известно тувинское горловое пение.

Сегодня в столице Тувы действуют национальные театры, существуют ансамбли традиционной культуры и школы, преподавание в которых ведется на национальном языке. Все это способствует сохранению национальной самобытности.

Судьба проводника

С проверенными местными ситуация вышла следующая. Директор нашего турклуба Павел Добряк, через посредников, вышел на гидов-тувинцев, которые приятно удивили своим дружелюбием и надёжностью. Ожидания были тревожными – в интернете пишут, что местные гиды необязательны, могут к концу маршрута поднять цены и в любой момент напиться. Ничего такого в нашей поездке не произошло, поэтому смело рекомендую инструкторов турклуба «Ирбиш» – Викторию Саин-Белек и уже упомянутого Лёшу Хоюгбана.

Лёша – человек настолько интересный, что ему одному можно посвятить целую статью. В туризм он пришёл после череды жизненных перипетий, среди которых было и нахождение под следствием по обвинению в конокрадстве, и алкоголизм, и потеря нескольких пальцев на руках после нападения хулиганов. Этот изъян не мешает ему виртуозно играть на гитаре и варгане. А как мастерски Лёша владеет техникой горлового пения!

Кстати, о пении. Хоомей – тувинское горловое пение – и сегодня необычайно популярно в Туве. Элементы хоомея – в репертуаре всех тувинских групп, одна из которых, носящая труднопроизносимое название «Хуун-Хуур-Ту», в 2006 году даже номинировалась на самую престижную премию в мире этно-музыки – World Music Awards. Нашей компашке, однако, больше приглянулось творчество ансамбля «Тыва». Песню «Эзир-Кара» («орёл вороной») мы за время экспедиции с подачи Лёши даже выучили.

И как только человек с такими талантами пришёл в альпинизм? «В мае 2022 года, – рассказывает Лёша, – Виктория Валерьевна позвала меня на Монгун-Тайгу. Сдвиг в сознании, который привел меня в альпинизм, произошел именно там. На отметке в 3800 метров мы заблудились. Больше двух часов блуждали. Дул очень сильный ветер, видимость нулевая. Я не заметил, как вышел на ледовый карниз и упал… Виктория меня спасла. Мы же в связке ходили – она зацепилась за карниз ледорубом, и я повис на веревке».

После этого случая Лёша всерьёз занялся альпинизмом – стал регулярно выезжать на альпсборы, защищать разряды, поднялся на Эльбрус и множество вершин пониже, но отнюдь не проще. Первое своё снаряжение он не купил, а из соображений экономии собственноручно сделал на токарном станке. Здесь будет не лишним сообщить, что у Лёши семь (!) детей, но об этой стороне своей биографии он не любит распространяться. Только заверил, что все дети от одного брака и живут вместе с родителями.

Республика Тыва – факты из истории

Тыва — одна из немногих территорий, которая долгое время была самостоятельной, что заметно и сейчас. Количество жителей других национальностей, кроме тувинцев, очень мало. Несколько фактов:

  • данная территория под названием «Урянхайский край» входила в состав Сибирской губернии с 1914 года;
  • с 1926 по 1944 год была Тувинской Народной Республикой, после вошла в СССР в качестве Тувинской автономной области, а с 1961 года была переименована в Тувинскую АССР;
  • сегодняшний статус: «Республика Тыва» был получен в 1991 году.

Тувинское золото

Турист, приезжающий в Кызыл, обязан посетить набережную Енисея. Здесь расположены монумент «Центр Азии» (место установки монумента, разумеется, условное, но центр Азии действительно находится где-то в Туве) и композиция «Царская охота». Обе работы – авторства скульптора Даши Намдакова. В городском музее хранится уникальная коллекция скифского золота, обнаруженного на территории республики. Ещё запомнился официозный стрит-арт на тему Великой Отечественной войны, почему-то с министром обороны Шойгу в главной роли…

Качественной сувенирки или хотя бы товаров местного производства в Кызыле почти нет. Втридорога Паша купил якобы шаманские ложки и шаманский же артефакт в виде высушенной ножки какого-то парнокопытного. Ещё нашли местное мороженое, по вкусу напоминающее кислый творог, и национальное платье, предположительно китайского производства. Вот, собственно, и всё. Для главного города столь колоритного региона – непозволительно мало.


Фото: Алексей Егоров

Пожалуй, главной достопримечательностью Кызыла являются не памятники и «ювелирка» античных времен, а люди. Где-то я читал, что завораживающая красота тувинских девушек привлекает в эти края фотографов и модельеров. Чистая правда! Тувинки настолько красивы, что трудно удержаться от того, чтобы не проводить некоторых из них взглядом. Многие девушки очень приветливы. Пока гуляли по набережной, к нам несколько раз (иногда и в сопровождении кавалеров) подходили местные красавицы и интересовались, откуда мы и какими судьбами оказались в Туве.

Город переживает демографический бум, поэтому на улицах очень много молодых пар, беременных женщин и детей. Идёшь и понимаешь, насколько постарело население русскоязычных регионов страны. И ведь в той же Казани, откуда я родом, в социально-экономическом плане всё гораздо благополучнее, чем в Кызыле.

Горы и котловины

Регион, где находится Тува, характеризуется ярко выраженным горным рельефом. Большую часть территории республики занимают горы, в процентном соотношении это примерно 82 %. Остальную же часть занимают межгорные депрессии, крупнейшая из которых называется Тувинской Котловиной, протяженность которой достигает четырехсот километров, а ширина колеблется от двадцати пяти до шестидесяти.

Кроме Кызыла, в котловине расположены такие города, как Шагонар, Чадан, Ак-Довурак. Все эти города находятся в степной зоне, несмотря на то что сама котловина расположена в так называемой дождевой тени Алтайских гор, что способствует обильным осадкам в летнее время, в то время как зима является холодной и сухой, и практически безветренной.

Со всех сторон республику окружают отроги важных в географическом и культурном отношении горных хребтов. С востока и севера Тува обрамлена отрогами предгорьями Саян, вершины которых достигают в высоту 2000-3000 тысячи метров над уровнем моря.

Известной природной достопримечательностью республики является базальтовое плато Дерби-Тайга, на котором находятся шестнадцать потухших вулканов. На этом же плато берет свое начало Большой Енисей.

«А теперь очередь печени»

Говорят, каждый тувинец, если не сам кочевник, то обязательно имеет родственников, кочующих со стадами сарлыков (местных яков) или овец где-нибудь в горах. Будучи в регионе, обязательно загляните в юрту к кочевникам в сопровождении гида-тувинца, который поможет в налаживании диалога – в отдаленных кожуунах (районах) Тувы русский язык знают плохо.

В одном из кочевий мы за символическую плату от души покатались на низкорослых тувинских лошадках и, самое главное, приняли участие в загоне барана. Под руководством Лёши мы отбили от бараньего стада небольшую группу животных, а в ней в свою очередь схватили за ноги конкретного барана (по одному туристу на ногу). Вот он распластанный лежит на земле, Лёша с решительным видом подходит к нему с ножом и… объявляет: «Не тот».


Фото: Денис Генералов

Всё повторилось заново. Наконец, нужный баран пойман, и Лёша продемонстрировал навыки его заклания. Чисто технически это выглядело так: в надрез примерно в области солнечного сплетения просовывается рука между кожей и остальной тушей и, как я понял, отрывается жизненно важный нерв. Со слов Лёши, баран не чувствует боли, если его резать таким образом. Трудно в это поверить: в момент убийства из широко раскрытого от ужаса бараньего глаза выкатилась крупная слеза.

На наших глазах тувинцы разделали тушу и сварили её в огромном котле. Началась трапеза, по ходу которой Лёша накладывал в котелок всё новые и новые части барана и, прежде чем пустить тару по кругу, объяснял: «Это почки». Или: «А теперь очередь печени». Уминание за обе щеки свежей ароматной баранины чередовалось с распитием араги – самогона на основе ячьего молока.

Я не ценитель алкогольных напитков и плохо в них разбираюсь, но арага понравилась. У неё очень приятный сливочный вкус и градус, который почти не ощущается. Из-за этой особенности арагу можно пить стаканами, а после встать и… тут же упасть без памяти. Говорят, такая участь постигла Бориса Николаевича Ельцина во время его визита в Туву в 1994 году. Также, если верить Виктории, по рецепту тувинской араги один предприимчивый англичанин наладил выпуск люксовой водки под лейблом Black Cow.

Водные ресурсы Тувы

Правительство Тувы уделяет большое внимание сохранению экологического равновесия в республике. Важной частью местной экологии являются многочисленные водоемы, многие из которых являются бессточными и солеными.

Однако самой важной рекой не только Тувы, но и всей Азии является Енисей, который входит в число крупнейших рек мира. Большинство рек, текущих по тувинским землям, принадлежат бассейну этой великой реки.

Енисей образуется в результате слияния двух крупных рек — Большого и Малого Енисея, которые питаются, главным образом, когда по весне в горах начинает таять снег. Так как лето часто бывает засушливым, то именно весенние талые воды являются главным источником для многих малых речушек региона, а также для сельского хозяйства.

Обитель безграничного двоеверия

Тува – буддийский регион. Об этом нам напомнили ещё в Абакане – у водителя-тувинца, забиравшего нас с вокзала, в машине висел амулет с изображением Далай-ламы. При въезде в Кызыл бросается в глаза огромная мантра, выложенная на горе Догээ. Её видно из любой точки города. На гору мы подниматься не стали, зато посетили главный буддийский храм Кызыла Цеченлинг, что в переводе с тибетского означает «обитель безграничного сострадания».

Перед посещением храма мы по буддийской традиции трижды обошли его по часовой стрелке, касаясь всех углов. Судя по тому, как они обтёрлись, недостатка в прихожанах здесь нет. Внутри много статуй Будды всех размеров, подношений в виде пиал с рисом и связок свечей, барабаны… Атмосфера непривычная, но успокаивающая. Верующие в молитве буквально расстилаются перед алтарём, совсем как особо религиозные бабушки в православных храмах.

Посмотрев Кызыл, мы покинули город и поставили палатки в юрточном лагере на берегу Енисея. Где стали свидетелями обряда, проводимого тувинской шаманкой для молодой немецкой пары. Женщина в халате с нашитыми на него в огромном количестве веревочками и венцом из перьев на голове, ходила вокруг костра и била в бубен, а немцы за этим наблюдали. После к нам подошёл администратор лагеря и попросил отойти подальше, чтобы не мешать сакральному действу.

Буддизм и шаманизм в Туве тесно переплетены. Едва ли не на каждом перевале или вершине здесь можно встретить оваа – укрепленный веревками шест, на который верующие буддисты вешают разноцветные шёлковые шарфы (по-тувински – чаламаа). У наших гидов шарфов с собой не было, но дары в виде мелочи они всё же оставили, а после выяснилось, что Лёша иногда практикует шаманские практики – например, для установления хорошей погоды.

По следам президента

Главной целью экспедиции была гора Монгун-Тайга (3976 метров). Интересно, что на карте Тувы две вершины с таким названием. Ту, что пониже, туристы обычно называют малой Монгун-Тайгой, и о ней в интернете вообще нет информации. Паша уже задался целью в будущем восполнить данный пробел – так впечатлил его «абсолютно гималайский» вид на вершину, открывающийся из близлежащего поселка Кызыл-Кая. Однако, наш путь лежал к просто Монгун-Тайге. Гора является высшей точкой Тувы и всей Восточной Сибири, и почитается тувинцами как священная.

Пока в Красноярском крае полыхали пожары, в соседней с ней Туве установилась дождливая погода, из-за которой пришлось отложить запланированное восхождение. Монгун-Тайгу в эти дни за тучами почти не было видно, и мы проводили время в переездах от одной природной диковины к другой. Впрочем, первую из них – реку Енисей – мы оценили еще при хорошей погоде. Несмотря на очень быстрое течение, вода в Енисее оказалась на удивление теплой, тогда как, например, в районе Красноярской ГЭС, где река намного шире, в ней из-за холода невозможно купаться.

Вообще, в Туве мы купались, не обращая внимания на температуру воды, силу ветра и нормы приличия – благо, местные этого не видели. Почти у каждого водоема была какая-то яркая особенность. Так, озеро Ак-Холь рядом с одноименным детским лагерем считается целебным. В нем обитают рачки, которые, если подольше постоять в воде без движения, впиваются в кожу и сосут «дурную кровь».

На озере Хиндиктиг-Холь, говорят, рыбачил Путин. Двое ребят из нашей группы, вдохновленные примером президента, тоже решили попытать удачу. Нашли рядом с рыбацкой избушкой оглоблю, привязали к ней осколок шифера – вот и весло. Оставленная кем-то на приколе лодка сильно пропускала воду, так они приспособили под черпак походный котелок. Удочки у ребят и так были с собой.

Рыбаки вскоре вернулись ни с чем, в это же время на моторке приплыл хозяин избушки и подарил нам целый невод рыбы, и не абы какой, а хариуса. По поводу удочек он заметил: «Вырву себе глаз, если кто-то из вас поймает здесь рыбу на удочку». Несмотря на простецкую внешность, наш благодетель, как оказалось, в советское время успел поработать первым секретарем Монгун-Тайгинского райкома КПСС.

Моё открытие Республики Тыва

Съездить в Тыву наша семья решила после советов друзей, которые уже несколько раз бывали там ранее. При этом, целью поездки было озеро Сватиково или Дуз-Холь, вода в котором такая соленая, что держит человека на поверхности. А грязь является целебной и даже сама нагревается до температуры около 40 градусов из-за каких то химических процессов. По отзывам отдыхающих, она помогает при заболеваниях суставов и кожи.

Дорога в пути заняла почти целый день с несколькими остановками для осмотра окрестностей и фотографирования. Конечно, кто-то скажет, что интересного по пути в Республику Тыву мало. Но когда дорога проходит по горам, и летом можно потрогать снег — это завораживает. От Кызыла озеро находится совсем недалеко, километров 30. Но карту или знающего дорогу иметь всё-таки стоит. Бывает, что местные жители не очень понимают русский язык. Или просто не хотят помогать. На самом озере мы пробыли около недели — жили в палатках, хотя для желающих были и более комфортные условия. С погодой повезло.

Поездка в Республику Тыва понравилась, всё-таки надо бывать в разных регионах нашей страны. Ведь она такая большая и разная. На следующий год постараемся съездить еще, но уже с экскурсионной программой.

Корни национализма

В автотур по юго-западным кожуунам Тувы мы отправились на двух «буханках». В роли водителей – Лёша и некто Шолбан. Этот Шолбан оказался преинтересным субъектом. Он с гордостью называл себя «настоящим тувинцем» и не упускал случая поговорить о России, скажем так, в националистическом ключе. Например, российских солдат на границе с Монголией Шолбан называл не иначе как «псами».

Если без эмоций, то тувинский национализм тесно связан с огромным желанием людей сохранить свою самобытность и природу. В интернете можно найти информацию о кобальтовом комбинате в Сайлыге, закрытом в начале 90-х годов после того, как оттуда в спешном порядке бежали русские специалисты. Естественно, не от хорошей жизни – в Кызыле общались с женщиной, у которой там прямо среди бела дня убили заточкой отца. Это страшно, но страшно и то, что в Сайлыге из-за химических выбросов комбината стал гибнуть скот и болеть дети.

«Из-за того, что комбинат закрыли ненадлежащим образом, он до сих пор отравляет всё вокруг», – негодуют в соцсетях некоторые тувинцы. Из соображений экологии они также резко против строительства железной дороги «Кызыл – Курагино». «Её ведь не для людей хотят строить, – говорят кызылчане, – а чтобы полезные ископаемые добывать и через это нашу природу уничтожать».

Думаю, будущее тувинской экономики – в развитии экотуризма и переработке продукции животноводства. И если с туризмом прогресс очевиден (на набережной Енисея даже открыли туристический инфоцентр), то второй отрасли в Туве замечено не было: люди живут скотоводством, а в магазинах молочка из Красноярского края и Новосибирской области… «Зато построили четыре тюрьмы и огромную военную часть», – негодует Шолбан, и его возмущение можно понять.

Повод для конфликтов дают и некоторые русскоязычные туристы. Чего только стоят истории об умниках, стирающих бельё в целебных источниках (аржаанах), которые для тувинцев являются объектом поклонения. Или ролик на ютубе с эпичным заездом команды джиперов на Монгун-Тайгу. Это всё равно, что устроить дискотеку в Троице-Сергиевой лавре, поэтому и комментарии под роликом соответствующие.

Помимо очевидной необходимости экологичного поведения в местах, где бьют источники, и в горах, на случай возможных непоняток с местным населением лучше иметь проводников-тувинцев. В целом по республике и особенно в отдалённых кожуунах, где плохо знают русский язык, они не роскошь, а фактор безопасности.

Вспоминается такой инцидент. Вечер, в темноте едем к нашей стоянке, и вдруг нас догоняют два всадника и начинают самым бесцеремонным образом вымогать: «Водку! Сигареты!». Лёша, не снижая оборотов двигателя, что-то крикнул наглецам по-тувински, и они отстали. Пошли их куда дальше русскоязычный водитель – конфликт бы только усугубился.

Климат и география

Принято считать, что географический центр Азии расположен в столице Тувы. Однако, даже если это не совсем верно, то можно быть уверенными, что в любом случае центр находится в республике.

Такое центральное положение республики делает ее климат резко континентальным, а значит, здесь долгие суровые зимы, в то время как лето бывает довольно жарким. Известны случаю, когда температура в летние месяцы достигала +38 °C.

Несмотря на это, регион, где находится республика Тува, приравнен к районам крайнего Севера, что накладывает отпечаток на всю хозяйственную деятельность, которая ведется в регионе. В горных районах республики имеются участки, на которых земля никогда не оттаивает.

В то же время вегетационный период достигает 150-160 дней в году, что позволяет выращивать многие культуры.

Республика граничит с Иркутской областью и Красноярским краем, а также с несколькими национальными регионами — Хакасией, Бурятией и Республикой Алтай. Кроме того, Тува является приграничным регионом России, так как она имеет общую границу с Монголией.

День Х

По спутниковому телефону сообщили, что в ближайшие два дня в районе Монгун-Тайги ожидается ясная солнечная погода (Лёша потом сообщил, что это он нашаманил). Один день ушел на то, чтобы подъехать поближе к горе, и вот, наконец, завтра должно состояться восхождение на Монгун-Тайгу. Накануне я так сильно волновался, что не смог уснуть, и встал с единственной мыслью: поскорее бы вернуться в лагерь, чтобы выспаться.

Вышли в 20 минут четвертого ночи. С тем расчетом, чтобы при низкой воде перейти речку, вытекающую из под ледника, и успеть спуститься в лагерь до наступления сумерек. После перевала Буревестник (сплошная «сыпуха») начался участок, похожий на рисунок кардиограммы: подъем – спуск, подъем – спуск… На вершине каждого подъема я ложился на курумник и на несколько минут закрывал глаза – хоть какая-то компенсация бессонной ночи.

В месте, где скальная часть маршрута переходит в ледово-снежную, мы одели альпинистское снаряжение и разбились на две связки. Еще немного, и главная цель нашего путешествия будет достигнута. Усталость, помноженную на бессонницу, как рукой сняло. Я расслабился, ледоруб держал на манер трости, и… не заметил, как правая нога провалилась выше колена в снег. Трещина! Все-таки нужная это вещь – верёвка!

Мы на вершине. По виду и не скажешь – у Монгун-Тайги она ровная и широкая как футбольное поле. А в центре – оваа. Лент и прочих даров, от сладостей до черепа горного барана, так много, что понимаешь: священный статус горы не мешает тувинцам совершать сюда восхождения.

Свой маленький дар (половинку перевальной шоколадки) оставил Монгун-Тайге и я. Только очень самонадеянные люди могут думать, что они покорили гору. На самом деле, гора пустила их к себе. Спасибо тебе, Монгун-Тайга, за это! А Туве – за гостеприимство и увиденные красоты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]