Основные достопримечательности Белева: описание, фото


Немного о городе

Город Белев практически является ровесником Москвы – первые упоминания о нем сохранились в летописях, датированных 1147 годом. В IV веке он находился под властью Литвы и некоторое время являлся центром удельного княжества. В составе русского государства он был важным стратегическим пунктом.

В XVIII веке Белев утратил военное значение и превратился в тихий провинциальный городок, каким остается и в наши дни. Несмотря на небольшую территорию, занимаемую городом, здесь немало интересных и памятных мест: храмы, монастыри, музеи. Описание достопримечательностей Белева и фото мы представляем в этом обзоре.

Белёв — один из самых старинных городов Русского государства. В силу сложившихся обстоятельств он всегда играл видную роль в борьбе русского народа за свою свободу и независимость. Не один раз приходилось встречать ему под своими стенами многочисленных врагов и давать им достойный отпор.

В течение многих веков верно стоял этот древний город на страже юго-западных окраин земли Русской.

Возникший в глухом уголке владений восточно­славянского племени вятичей, Белёв принадлежал сначала киевским и черниговским князьям, а затем был включен в состав Московского княжества.

В XVII веке Белев перенес тяжелое бремя польско-литовской интервенции. Под стенами города сражались с царскими войсками восставшие крестьяне под руководством Ивана Болотникова.

Об этих давно минувших временах, о героических событиях далекого прошлого, ставших достоянием истории, напоминают нам памятники старины, документальные источники, сохранившиеся в народной памяти прежние названия отдельных мест и поселений, рек и речушек, урочищ и оврагов.

Время основания Белёва точно не известно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи под 1147 годом. В 1437 г. снова встречаем Белёв на страницах русских летописей в связи с нападением на город одного из ханов Золотой орды Улу Мухаммеда.

Земли, расположенные по верхнему течению реки Оки, и в частности территория современного Белёвского района, начали заселяться еще в глубокой древности. Археологические раскопки в Белёве, Дольцах, Федяшево, Воронце, Жабыни, Сныхове, Казарке показали, что в этих местах жили люди эпохи неолита. Уже в третьем — начале второго тысячелетия до н. э. на территории между современными городами Белёвом и Серпуховом располагались стоянки племен родового общества, занимавшихся охотой и рыболовством. Здесь сложилась своеобразная археологическая культура, известная под названием белёвской. Она характеризуется керамикой с ромбическо-ямочным орнаментом, кремневыми орудиями с массивными ножевидными пластинами, каменными топорообразными орудиями и узкими длинными «кинжалами». Следами древнейших поселений остались стоянки и городища на территории Белёвского района.

Возникновение города Белёва связано с общим ходом социально-экономического развития восточно-славянских племен. В первом тысячелетии нашей эры территория современного Белёвского района входила в земли восточнославянского племени вятичей. Основным занятием их было земледелие. Наряду с этим они занимались скотоводством, рыболовством, бортным промыслом, охотой и звериным, в частности беличьим, промыслом.

В XI—XII веках в земле вятичей возникают города — укрепленные центры ремесленного производства и торговли. Одним из них и являлся Белёв.

О происхождении названий города Белёва существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что слово «белёв» финского происхождения. Однако, вятичи, проживавшие на территории современного Белёва, никогда не были завоеваны финнами, и их культура не оказала никакого влияния на вятичей. Так, что эта гипотеза маловероятна.

Другие исследователи отметили, что корень в слове «белёв» — «бел», от которого производное в современном русском языке – «белый». У древних славян пользовались особым уважением и почитанием небесные светила, которые олицетворялись с понятиями ясности, чистоты, белизны. Один из важнейших богов у славян был Белбог, символизирующий свет и жизнь. Белый цвет олицетворял у славян юность и свет. Слово «бел» использовалось также для определения признаков различных предметов, названий городов, поселков, речек, озер (Белгород, Белоозеро, Белобережье и т.д.); белое место – земля, свободная от податей; белый человек – свободный никому неподвластный.

По мнению крупнейшего белёвского краеведа XIX века протоиерея Воскресенской церкви М.Ф.Бурцева свое название Белёв получил от слова белка, так как этим зверьком изобиловали окружающие город леса, а сами беличьи шкурки «служили для местного населения предметом обмена и сбыта. Возможно, что первоначально город назывался Беловекшеск (векша— белка), а в результате дальнейших сокращений приобрел современное название Белёв.

Место, где возник Белёв, было расположено на высоком и крутом берегу р. Оки. Укрепив это место искусственным городищем, вятичи получали довольно мощную крепость и в случае необходимости могли успешно обороняться от врага.

В Х в. земли вятичей, расположенные по верхнему течению Оки и ее притокам, вошли в состав. Древнерусского государства.

Святославу и другим киевским князьям не раз приходилось «усмирять» вятичей, с большим трудом удерживая их в повиновении. Верховья Оки, в том числе территория современного Белёвского района, неоднократно превращались в арену ожесточенных стычек между княжескими дружинниками и вятичами. Возможно, что названия речки Серебрянка, Велья-Гривенка и Резанька, о которых имеются сведения в писцовых книгах и которые обозначены на картах Белёвского уезда, ведут свое название с тех времен, когда киевские князья налагали дань на вятичей.

Когда Древнерусское государство распалось, Белёв вошел в состав Черниговского княжества. В 1246 году после смерти последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича Черниговское княжество, в свою очередь, распалось на более мелкие уделы. Одним из таких уделов было Новосильское княжество, в состав которого вошли города Одоев и Белев.

Новосильское княжество в XIV веке.

В 1368 г. один из новосильских князей Роман Семенович присягает на верность московскому великому князю Дмитрию Донскому, участвует со своей дружиной в Куликовской битве 1380 г. и ряде других сражений на стороне Москвы. За это Новосильское княжество подвергалось опустошительному нападению со стороны великого князя литовского Витовта, который захватил Белёв и присоединил его к своим владениям. Спасаясь от литовцев. Роман Семенович покинул Новосиль и перебрался в более безопасный, окруженный со всех сторон лесами, Одоев. Однако в 1407 г. Одоев также был захвачен Литвой и присоединен к ее владениям.

После смерти Романа Семеновича Литва стремится усилить свое влияние в захваченных ею русских землях, расположенных по верхнему течению Оки, закрепить за собой Одоев и Белёв, вбить клин в отношения между Одоевским княжеством и Московским государством. С этой целью, рассчитывая. заручиться симпатиями одоевских князей и сделать их своими верными вассалами, литовские князья в 1468 г. подарили г. Белёв с волостями брату одоевского князя Льва Романовича Василию Романовичу в удельное княжение, при условии «верной службы» и принятия унии. Так возникло Белёвское удельное княжество, одно из трех (Одоевское, Новосильское), существовавших в древности на территории современной Тульской области. Литва была заинтересована в существовании мелких, раздробленных русских княжеств, так как это ослабляло Московское государство и облегчало борьбу с ним.

Белёвское удельное княжество в XIV веке.

Белёвское удельное княжество, небольшое по размерам, занимало незначительную часть территории современных Тульской и Калужской областей. Восточным соседом княжества являлся Одоев, на севере его граница проходила около Козельска, на юге — вблизи Болхова, на западе — недалеко от Жиздры.

Уже первый белёвский князь Василий Романович не стал выполнять условий, выдвинутых Литвой. Однако между последующими поколениями белёвских князей не раз возникали междоусобицы по поводу их политической ориентации. Конец этому положил Иван Васильевич, один из представителей младшего поколения белёвских князей. В 1490 г. он перешел на сторону Москвы, а в 1493 г., воспользовавшись тем, что его брат Андрей Васильевич отсутствовал в Белёве, напал с дружиной на другого своего брата Василия, схватил его самого и его бояр и насильно заставил «целовать крест» в верности Москве. После этого Иван Васильевич напал на вотчину Андрея и объявил ее своей собственностью. На претензии, заявленные Литвой, великий князь Московский Иван III отвечал, что Белёв и Одоев искони были московскими.

Широкие народные массы видели в Москве единственного защитника национальных интересов русского народа и постоянно стремились к объединению с Русью. Наиболее дальновидные представители белёвских удельных князей в своей внешней политике не могли не считаться с этим. В 1494 г., завершая объединение раздробленных русских земель в единое централизованное государство.

Иван III навсегда присоединил Белёв к Москве. С этого времени белёвские князья сделались служилыми у московских государей. Во главе белёвских дружин их посылали под Смоленск против поляков и на Тульскую оборонительную линию против татар. Последний из белёвских удельных князей Иван Иванович в 1531 г. был первым воеводой сторожевого полка в походе на Литву.

В 1558 году Иван Грозный, укрепляя централизованное государство с единой самодержавной властью, выслал Ивана Ивановича в Вологду и заточил в монастырь, где тот и умер, а город включил в число земель, взятых в опричнину и предназначавшихся для «испомещения», т. е. содержания царских служилых людей. «И белёвские князья извелися, и вотчину их, Белёв, царь и великий князь Иван Васильевич, всея Руси, взял на себя» — записано по этому поводу в летописи. В этом же году Иван Грозный приезжал с опричниками в Белёв, как в свою вотчину. Белёвское удельное княжество просуществовало немногим более 100 лет. Князья имели право чеканить собственные медные монеты «пулы». Такие деньги найдены при раскопках, на них можно прочитать: «деньга белёвская».

Возвращение бассейна верхней Оки имело очень большое значение для Русского государства, так как давало большие преимущества в обороне всей его южной окраины.

Находясь на юго-западной окраине Русского государства, Белёв неоднократно подвергался нападениям со стороны татар и Литвы.

В 1437 г. хан Золотой орды Улу Мухаммед, изгнанный из Орды его соперником Едигеем, бежал в русские земли с тремя тысячами своих приверженцев. Осенью следующего года он захватил Белёв с прилегавшими к нему посадскими слободами, рассчитывая отсидеться здесь, а затем возобновить борьбу за ханский престол. Засев в городе, татары стали подвергать непрерывным грабежам его окрестности.

Когда началась зима, татары устроили из хвороста и толстого льда крепость, усыпали ее снегом и залили водой, превратив в надежную твердыню на случай внезапного нападения.

На предложение великого князя Московского Василия Васильевича Темного покинуть Белёв Улу Мухаммед ответил отказом. Тогда Василий Темный направил против него войско под начальством своего двоюродного брата Дмитрия Шемяки. Однако Шемяка, являвшийся политическим противником брата в борьбе за великокняжеский престол, сделал всё зависящее, чтобы обречь этот поход на неудачу, восстановить против него народные массы. По пути от Москвы до Белёва это «доблестное» воинство «отличалось» тем, что подвергло грабежу и насилию мирное русское население.

4 декабря 1438 года войско Шемяки подступило к ледяной крепости Улу Мухаммеда. После неудачной попытки мирных переговоров началось сражение. В летописи говорится: «В лето 6 946 (1438) месяца декабря 5, бой бысть великим князем руським на Белове с царем Махметом»; он кончился поражением русских войск.

В летописи от 1472 года упоминается о нашествии крымского хана Ахмата в верховья Оки и о появлении его под стенами Белёва. В 1507 и 1512 годах крымские татары снова напали на Белёвское и Одоевское княжества и подвергли их разорению. Карамзин в «Истории Государства Российского» сообщает об этом событии: «в мае 1512 г. сыновья хановы Ахмат и Бурнаш Гирей со многочисленными шайками ворвались в области Белёвские, Одоевские, злодействовали, как разбойники, и бежали, узнав, что князь Даниил Щеня спешил их встретить в поле».

В 1536 г. азовские татары снова попытались напасть на Белёв. Белёвский воевода Левшин, узнав о приближении незваных гостей, выступил им навстречу и в кровопролитном бою под селом Темрянью, в 7 км от Белева, разбил их.

Особенно опустошительным для Белёва был период польско-литовской интервенции XVII века. Занимая пограничное положение, он оказался в числе наиболее разоренных территорий Московского государства. В 1611—1615 гг. город и окружавшие его села и деревни были уничтожены почти полностью. Уцелевшие посадские люди и крестьяне, оставшись без крова и куска хлеба, превратились в нищих и кормились подаянием вокруг белёвских церквей и монастырей.

Об этом тяжелом для Белёва времени, как и для многих других русских городов, повествуют писцовые книги. Каждая страница их — свидетельство тех бедствий и страданий, какие пришлось пережить в эти годы русскому народу: «а людей, которые обнищали от войны, а ныне кормятца в Белёве на посаде и в уезде Христовым именем 46 человек, а мест пустых у них тож. Да пустых же 42 места, которые люди побиты от литовских людей, а всего пустых посадских 88 мест».

В 1613 г. литовцы сожгли острог. Белёвский воевода Гагарин доносил в Москву: «белёвский острог взяли, а он с дворянами и детьми боярскими отсиделись в городе».

В 1615 г. на Белёв и его окрестности напал польский гетман Лисовский, но был разгромлен русскими войсками во главе с народным героем Д. М. Пожарским и бежал в направлении на Перемышль и Алексин.

В 1618 г. на город напал польский воевода Чаплинский, но был отбит белёвскими воеводами Левшиным и Афремовым, погибшими в этой битве.

В XVI—XVII вв. Белёв входил в оборонительную линию Русского государства — засечную полосу, поэтому большое внимание уделялось его укреплению. Еще при первом белёвском удельном князе Василии Романовиче была построена дубовая крепость с башнями, перерубами и бойницами, с земляным валом со всех сторон, двумя воротами и тайником, выходившими к Оке.

Построенная в XV веке деревянная крепость к концу XVI века пришла в ветхость. Учитывая особое положение Белёва в защите Москвы от польско-литовских и татарских нападений, царем принимается решение о строительстве в Белёве новой крепости. Для этого туда посылают князя Солнцева-Засекина. В 1592 году крепость была построена.

Крепость – город дубовый, рубленый был построен на высокой горе на левых берегах реки Оки и реки Белёвки и занимал территорию больше 4 гектаров. Крепость имела 11 башен, которые назывались: Васильевская, Тайницкая, Спасская, Проезжая, Полевая, Средняя, Лобовская, Мироносицкая, Московская, Глухая, Пыточная.

Стены были толщиной в 4 метра. Параллельно крепостной стене был отрыт глубокий ров, через который перекинули мост. Внутри крепости были здания: справа от Тайницкой башни – тюрьма, слева от нее – острог, куда сажали воров, еще левее стоял Успенский собор. Около Средней башни размещалась канцелярия воеводы – начальника крепости и командира белёвского гарнизона. В левой части крепости были Лантрацкие хоромы – местное управление всеми гражданскими делами. Из Полевой башни налево, на Сечиной горе была устроена лестница, от которой дорога шла к Оке, а также к мосту через речку Белёвку. От Московской проезжей башни шла большая дорога (большак) в Москву и называлась Большой Московской дорогой.

Крепость с двух сторон обтекала тогда еще существовавшая речка Белёвка, с третьей стороны — Ока, а с четвертой — защищала стена и искусственный глубокий ров. В 1620 г. крепость была усилена новым острогом и валом.

В росписи 1643 г. о.

В 1636—1637 гг. Белевская крепость по своему значению и количеству ратных людей (461 чел.) занимала третье место среди городов Тульского края (после Дедилова и Тулы).

С 1640 г. в связи с передвижением оборонительной линии Русского государства на юг, к Белгородской черте, из Белёва, как и из других городов Тульского края, начинается постепенный отлив военнослужилых людей. В 1640 г. из Белёва в Чугуев было переброшено 13 казаков и 10 стрельцов, в последующие годы отлив военнослужилых людей из города возрастает. Если в 1651 г. Белёвский гарнизон насчитывал 321 человек, то в 1669 г. — 277, а в 1678 г. — 212.

Сама крепость теряет свое былое военное значение, разрушается. В росписи 1694 г. о. В 1719 г. во время большого пожара города, крепость со всеми 11 башнями была уничтожена, сгорела церковь Успения, канцелярии, острог, тюрьма. В мужском монастыре сгорели 2 церкви. Сгорели 9 приходских церквей, богадельни, 295 жилых домов, лавки и амбары, харчевни и кузницы. Пожар уничтожил земский двор, гостиный и кружевной дворы.

В XVIII веке было еще два больших пожара – в 1763 году и в 1772 году. Самым же сильным был пожар 1801 года – сгорело все Завырье и еще 450 домов.

Белёв XVI—XVII вв.— типичный феодальный древнерусский город, строившийся и разраставшийся без всякого плана. Основную укрепленную часть города составлял дубовый острог (крепость). Вокруг него располагались избы городского, так называемого посадского населения, многочисленные деревянные церкви.

Население города было самое разнородное: военнослужилые люди и ремесленники, торговцы и духовенство, площадные дьячки, судовые ярыжки и крестьяне.

В Белёве было множество мелких лавок, торговавших, главным образом, изделиями местных ремесленников и разнообразной снедью, характерной для того времени: медом, калачами, квасом, пирогами, конопляным маслом, сладостями, рыбой и т. д. Лавки образовывали торговые ряды — калашный, хлебный, мясной и т. п. На каждом шагу встречались квасные, харчевни, солодовые и пивные варни, воскобойни и другие мелкие ремесленные заведения.

Посадское население занималось ремеслами, типичными для старинных русских городов. Среди местного населения было много плотников, чеботарей, портных, гончаров, квасников, свечников, калачников, бондарей, пирожников, овчинников и др. Но немало в городе было и военнослужилого люда — стрельцов, казаков, пушкарей, затинщиков, воротников.

Вокруг города располагались многочисленные слободы: Стрелецкая, Пушкарская и Казачья, населенные военнослужилыми людьми; Низшая — по берегу Оки, ниже крепости, населенная бедняками рыболовами; Подмонастырокая, заселенная крестьянами и мастеровыми, принадлежавшими Спасо-Преображенскому монастырю. Самая большая слобода Завырская составляла вторую часть всего города и отделялась от остальной его части рекой Малой Выркой. При Борисе Годунове Завырье считалось дворцовой собственностью, а при Михаиле Федоровиче было причислено к Белёву.

Большинство посадского населения города занималось мелким ремеслом и торговлей.

Куда тяжелее жилось крестьянам Белёвского уезда, находившимся в жестокой кабале у государевых служилых людей, крупных и мелких вотчинников и детей боярских.

В XVI—XVII вв. происходит окончательное закрепощение крестьян, сопровождавшееся захватом феодалами их земель, жестокой эксплуатацией крестьянского труда, усилением экономической и юридической власти феодалов над личностью, трудом и имуществом. крестьянина. Каждый крестьянин был занесен в писцовые книги и закреплен за определенным владельцем.

Под барской запашкой оказались все лучшие земли, а крестьянская пашня, как правило, располагалась на самых худших участках—пустошах, перелогах, заболоченных и поросших лесом местах. Под крестьянскими пашнями было менее 5 тыс. десятин земли. Зато вольготно жилось крупным военнослужилым людям, дворянам, детям боярским, которые царями московскими за «верную службу» неоднократно были «пожалованы» многими угодьями, .вотчинами, землями и крепостными крестьянами. Один только стольник Безобразов имел в Белёвском уезде от 400 до 500 десятин земли.

Владельцами вотчин в уезде были 354 человека дворян и детей боярских, 9 стольников, 1 боярин, не считая большого числа более мелких служилых людей. Им принадлежало 16 сел, более 130 деревень с населением свыше трех тысяч крестьян и около 25 тысяч десятин земли.

Крупными вотчинами в Белёве и уезде являлись монастыри и церкви. Князья всячески покровительствовали им, находя в их лице надежную опору. Еще первые белёвские удельные князья основали Спасо- Преображенский монастырь и, избрав его местом своего погребения, приписали к нему в вечное владение свои богатые вотчины. По данным переписной книги 1694 г. «Спасского монастыря за игуменом с братиею в Белёве и Белёвском уезде на оброке р. Ока с рыбными ловлями, и с перевозом, и с бобровыми гоны, и с озер с истоки от Лихвинского рубежа по обе стороны до Мценского рубежа. Да Спаскова же монастыря в г. Белёве на речке на Малой Вырке мельница безоброчная». Большими угодьями владел Крестовоздвиженский монастырь.

Белёвским монастырям принадлежало около двух тысяч десятин земли, ряд сел и деревень. Прежние названия некоторых из этих деревень, ныне не сохранившиеся в памяти населения, говорят о том,, что они являлись монастырскими владениями. Например, дер. Ламоново в XVI—XVII вв. принадлежала Спасопреображенскому монастырю и называлась Чернцово (чернец — значит монах). В Белёве была Подмонастырская слобода, где жили крестьяне, также принадлежавшие Спасо-Преображенскому монастырю.

Кроме монастырей, в Белёве было 14 церквей, не считая более трёх десятков церквей, расположенных на территории уезда. Все они содержались за счет государства и населения и имели земельные, и другие угодья.

С XVII века начался новый период в истории Русского государства, характеризующийся усилением феодально-крепостнического гнета, образованием всероссийского рынка, развитием мелкой промышленности и мануфактур, зарождением буржуазных отношений. Естественно, Белёв не остался в стороне от тех изменений, которые происходили, в экономическом и политическом укладе России.

Утратив свое военно-стратегическое значение, Белёв остается самым значительным посадским городом Тульского края, а с XVIII века становится крупным торгово-купеческим центром Тульской губернии с довольно развитой сетью ремесленных и мелких промышленных заведений. Это свое значение Белёв сохраняет до 60—70 годов XIX века.

Улица старого Белёва

Ремесло развивается не только в городе, но и в деревнях, среди крепостных крестьян. Еще во второй половине XVII веха на московский двор стольника Безобразова ежегодно доставлялось со всех его деревень, расположенных в различных уездах, более 200 аршин сермяжного сукна, причем наибольшее количество сукна поступало из Белёвского уезда, где оно производилось на дому ручным трудом крепостных крестьян и затем в виде оброка отдавалось феодалу-помещику.

В административном отношении Белёв в 1708 г. был приписан сначала к Смоленской, а затем к Киевской губерниям. В 1766 г. он находился в составе Белгородской губернии. В 1777 г. с учреждением Тульского наместничества включается .в его состав в качестве уездного города. В 1797 г. после образования Тульской губернии значение Белёва, как уездного центра, не изменилось.

В 1778 г. для города утверждается герб, представлявший собой в голубом поле ячменный сноп с выходящим из него пламенем — эмблема пивоварения, очень развитого в Белеве до 1801 г., когда во время одного из больших пожаров были уничтожены почти все пивоваренные заводы.

Герб города Белёва

План города Белева был утвержден в 1779 г., однако только после пожара 1801 г., уничтожившего значительную часть города, заново застроенные улицы получили определенную систему.

Развиваясь в XVIII и первой половине XIX в. как значительный торговый центр и пристань в верховьях Оки, Белёв становится самым крупным после Тулы городом Тульской губернии. В начале XIX в. он ведет бойкую торговлю хлебом, сельскохозяйственными продуктами и сырьем. В этот период центральные улицы города — Большая Козельская и Калужская застраиваются большими каменными домами, принадлежавшими купцам и дворянам. В конце XVIII в. (1792 г.) в городе насчитывалось свыше 5 тыс. жителей, во второй половине XIX в.— 10 тыс., а к 1914 г.— 14 тысяч.

Промышленность, развивавшаяся в это время в Белёве, была связана, главным образом, с переработкой сельскохозяйственных продуктов и сырья. В 1792 г. в городе насчитывалось 18 кожевенных и 3 салотопенных заводов, несколько мельниц. В 30— 40 годах XIX века работало несколько фабрик, занимавшихся изготовлением канатов для речных судов и веревок для зашивки кулей, несколько пенькопрядильных и пенькочесальных фабрик, суконные, мукомольные, пивоваренные, маслобойные и другие предприятия.

Это были небольшие промышленные заведение различного типа с несовершенным оборудованием, невысокой производительностью и небольшим количеством рабочих. Сравнительно крупная для того времени суконная фабрика, принадлежавшая надворному советнику Павлову, была оборудована одним станком для чесания шерсти, приводившимся в движение лошадьми, и пятью прядильными машинами с ручным приводом. Сорок человек мастеровых, занятых на фабрике, на 12 станках ежегодно вырабатывали 13 тыс. аршин белого сукна, поступавшего, главным образом, в Московскую комиссию по снабжению войск сукнами.

На кожевенном заводе купца Семина, с двумя машинами для толчения коры и 30-ю квасильными чанами, работали 10 рабочих и 1 мастер. Завод вырабатывал подошвенные и другие кожи на несколько тысяч рублей в год. Четыре салотопенных завода, в каждом из которых было по одному чернорабочему и одному мастеру, вырабатывали в год около 7 тыс. пудов чистого сала. На этих 4-х заводиках перерабатывалось за год около 10,5 тысяч пудов сырого говяжьего сала.

На территории Белёвского уезда имелось 6 маслобоен с количеством рабочих 14 человек, более десятка шерстобиток, несколько крупорушек и около 70 мельниц, на которых работало в общей сложности свыше сотни рабочих. Производимая ими продукция шла в основном на вывоз.

Развитию Белёва, как торгового пункта, способствовало его выгодное географическое положение. Находясь на границе между северными губерниями Центральной России и ее южными черноземными районами, он являлся посредником во всех торговых операциях и взаимоотношениях Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской и других южных губерний России, а также Украины с Москвой, Нижним Новгородом, Петербургом и Ригой.

Белёвская речная пристань являлась самой южной и по существу единственной крупной пристанью в верховьях Оки, удобно расположенной для основных хлебопроизводящих губерний. Только через нее могли направляться из этих губерний сельскохозяйственные продукты, хлеб и сырье. Зачастую до Белёва товары доставлялись сухопутным путем, а здесь перегружались на баржи и направлялись дальше на север. Особенно велико было транспортное значение Белёвской пристани до сооружения Данково-Смоленской ветки Рязано-Уральской железной дороги.

Вид Белёва со стороны Оки.

Фотография начала XX века.

Белёвские купцы вели оживленную торговлю шелковыми и шерстяными тканями не только в Белёве, но и в других городах: они закупали пеньку, хлеб, масло, воск, сало, юфть и другие сельскохозяйственные продукты и сырье, грузили эти товары в Белёве на барки, струги и по Оке отправляли в Москву, Петербург, а оттуда в Ригу и за границу. Многие купцы имели собственные торги при Петербургском порте, где и сбывали эти товары.

Своеобразной формой промысла, очень развитого среди населения Белёва в конце XVIII и первой половине XIX в., было маркитантство — торговля продуктами и предметами военного обихода в армии во время военных походов и маневров.

Краеведческий музей

Знакомство с городом предлагаем вам начать с посещения Краеведческого музея, который был основан в 1910 году как музей учебно-наглядных пособий. Основу экспозиции составили предметы, которые были приобретены на сельскохозяйственной выставке земской Думой Белева. Серию портретов русских императоров и князей подарил художник П. В. Жуковский, сын известного поэта. Он же стал первым попечителем музея, где к тому моменту уже были выставлены работы Репина, Айвазовского, Саврасова, Шишкина.

После кончины Жуковского (1912) музей получил его имя. После революции коллекция была расширена и музею был присвоен статус Краеведческого. В 1941 году здание, в котором находилась экспозиция, было уничтожено пожаром. Были утрачены некоторые экспонаты. Только в 1960 году было принято решение снова открыть в городе Краеведческий музей. Сегодня это одна из основных достопримечательностей города Белева в Тульской области.

Музей в наши дни занимает два этажа в купеческом особняке XIX века. Его основной фонд составляет более 18 тысяч экспонатов, который каждый год пополняется новыми находками. Здесь представлены отделы, которые посвящены истории и природе города, а также художественный.

Спасо-Преображенский монастырь

Одна из самых популярных достопримечательностей г. Белева. Спасо-Преображенский мужской монастырь – единственное из сохранившихся культовых сооружений XVI века в Тульской области. Основан он был местными князьями в 1525 году. Во времена своего расцвета это был богатый и большой монастырь. В его владения входили вотчины удельных князей, которые по распоряжению царя Ивана IV были переданы обители, а также земли на берегу Оки протяженностью более ста километров с озерами и притоками. Монастырь владел тринадцатью деревнями с крестьянами и угодьями.

В 1921 году монастырь был закрыт новыми властями. Купола и утварь были разграблены, некоторые помещения были переоборудованы под жилые. Сегодня полуразрушенный монастырь восстанавливается, правда, не очень быстро.

В монастыре сохранилась Введенская церковь, Спасо-Преображенский собор, храм Алексия Митрополита. В некрополе покоятся останки почетных горожан. Здесь сохранились мощи святого Никифора, который особо почитаем местными жителями.

Что посмотреть в Белёве


Как множество провинциальных российских городков, Белёв может похвастаться яркой историей, но скромной современностью. От прошлого в реальности, да и в памяти жителей, сохранилось немного. Неизменным и подлинным остается место — высокий берег над эффектным изгибом Оки, отмеченный монастырскими церквями на старом городище.

Исторический центр города — два почти слившихся воедино монастыря, Спасо-Преображенский и Крестовоздвиженский. Еще недавно полуразрушенные, они медленно восстанавливаются. Формально Крестовоздвиженского монастыря больше не существует — в 2010 году его решили присоединить к соседнему Спасскому. Но это лишь на бумаге, а на берегу Оки все осталось по-прежнему. Почти триста лет там стоят рядом два собора, две колокольни и два монастыря, разделенные невысокой стеной и фруктовым садом. Крестовоздвиженский всегда был женским, а Спас Преображения — мужским. Теперь они, вроде бы, окончательно срослись, но история у каждого своя, отдельная. Так же в Белевском районе на Оке находится Свято-Введенский Макариевский Жабынский Белёвский мужской монастырь (Пустынь).

Из городских брендов выделяется яблочная пастила, не менее легендарная, чем тульский пряник. Пастилой славились три русских города: Коломна, Ржев и как раз Белёв. Когда-то ее делали едва ли не в каждом белёвском доме, при котором был сад, из падалицы антоновки: мякоть печеных яблок взбивали вместе с сахаром и яичными белками, потом закатывали в рулет. Правильную пастилу делают кустарно, в домашних условиях, а еще в деревне Богданово под Белёвом, на предприятии «Белёвские сладости». Попробовать очень даже стоит — хотя бы потому, что абсолютное большинство людей не подозревает, какой на самом деле должна быть русская пастила. Так же есть возможность посетить фабрику, основанную А. Прохоровым. Экскурсанты облачаются в белую одежду и проникают в «мастерскую» по изготовлению сладостей. Они становятся свидетелями производства пастилы на каждом его этапе: от загрузки сырья до запекания сладких пластов. В завершение — мастер-класс для желающих (согласовывается по желанию).

Тем не менее Белёв исторически был местом, через которое все проезжали. Императрица Елизавета Алексеевна, вдова Александра I, даже скончалась здесь, будучи проездом из Таганрога, что стало важнейшим событием местной истории за все XIX столетие. Кроме того, через Белёв Пушкин проследовал на Кавказ (это отмечено бюстом романтического вида, установленным напротив весьма обшарпанного дома советской постройки), а Гоголь и Лев Толстой — в Оптину Пустынь. Лев Николаевич проезжал через Белёв не единожды: отправившись в свой последний путь из Ясной Поляны, он отобедал в буфете на Белёвском вокзале. Вокзал до сих пор тот же, памятная табличка на нем висит, но повторить обед можно только символически — внутри все полностью перестроено после войны.

В белёвских окрестностях бродил с ружьем и Тургенев, но никакой шальной заяц не рванул от него в сторону городка, так что повода для установки памятника не возникло. Не отмечена и Зинаида Гиппиус, родившаяся в Белёве

Главным же Белёвским литератором и историческим персонажем считается Жуковский. Под Белёвом находилось его любимое имение Мишенское, где Василий Андреевич провел детство, а затем написал немало стихов. На рисунках поэта запечатлены прекрасные поместные и городские пейзажи — тонкие, прозрачные и романтические. Городской краеведческий музей носит имя сына Жуковского — Павла Васильевича, художника-академика, основавшего первый городской музей в начале XX века.

Белев — один из наиболее перспективных городов Тульской области с точки зрения развития туризма. Он располагается на берегах реки Оки в одном из живописнейших и экологически чистых мест региона, и потенциал туристских ресурсов территории позволяет развивать здесь такие виды туризма как военно-патриотический, культурно-познавательный, религиозный, гастрономический, промышленный, а также охоту и рыбалку.

Рождественский храм

Одна из самых известных достопримечательностей Белева в Тульской области – древний православный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он был основан в начале XVIII века. Здание храма стало одним из первых каменных сооружений, построенных после сильнейшего пожара 1719 года.

За долгую историю он несколько раз реконструировался, но работы были частичными и носили локальный характер. К ярким примерам поздних построек относится колокольня, построенная в 1876 году в псевдорусском стиле. В ходе еще одной реконструкции храма (начало XIX) появились два предела. Они освящены в честь Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

Собор был закрыт в 1930 году, но довольно быстро открыт снова – в 1943 году. С этого момента он больше никогда не прекращал своей деятельности. Действует он и сегодня. В наши дни эта известная достопримечательность Белева получила статус кафедрального собора Тульской епархии. Это один из самых почитаемых православных храмов области. Состояние сооружения специалисты признают идеальным. В церкви регулярно проводятся богослужения, а приход славится в области своей миссионерской и благотворительной деятельностью.

Макариевская Жабынская пустынь

Наряду с известными «местами силы» Тибета, Стоунхенджа и других в России существует несколько мест, энергетика которых не менее сильна. В таких местах в древности располагались языческие капища, а позднее были построены монастыри. Есть такая достопримечательность и в Белеве.

На землях монастыря Макария Жабынского находится Макариевский собор, в котором бережно хранятся мощи этого святого. Неподалеку от храма расположен святой источник с обустроенной купальней. Рядом с источником можно увидеть древний дуб, веточки которого увешаны ленточками, оставленными посетителями.

Как и многие достопримечательности Белева, источник имеет красивую легенду. В Смутное время, когда польско-литовские захватчики двинулись на Русь, жил на этой земле Макарий. Однажды аскет встретил в лесу поляка из войска пана Лисовского. Он умирал от ран и жажды.

Пожалел врага Макарий и ударил рядом с ним посохом о землю. Тут же на этом месте стал бить животворный ключ. Утолил жажду воин, промыл раны и пошел на поправку. Как гласит легенда, позже он даже принял православие.

С этой достопримечательностью Белева связано несколько необъяснимых событий, которые произошли после революции 1917 года. Верующие считают их промыслом Божиим. В тридцатые годы прошлого века, когда монастырь переделывали под школу, в одной из его стен потребовалось прорубить дверь. Рабочие категорически отказывались выполнять эту работу, поскольку на стене был изображен Иисус Христос, а дверь рубить надо было на уровне коленей Господа.

Однако нашелся смельчак, который выполнил задание. Спустя три месяца на атеиста рухнула плита на другой стройке, сломавшая ему ноги в коленях. В 60-х годах XX века власти Белева решили вскрыть гробницу святого Макария. Причина столь странного решения неизвестна. Был вырыт огромный котлован глубиной более пяти метров, но строители не обнаружили под ракой мощей. Монахи уверены, что Господь перенес останки святого, чтобы не допустить поругания.

Белев подарил стране великих людей

«Слобода» продолжает серию публикаций про райцентры Тульской области и рассказывает о Белеве — старинном городе с богатой историей.

2008 год. Вид Белева при въезде со стороны Тулы.

ГОРДОСТЬ И ЛЕГЕНДЫ БЕЛЕВА

  • Пастила — главная гордость. Рецепт пастилы из антоновских яблок принадлежит купцу Амвросию Прохорову. В 1881 году он перешел к промышленному производству лакомства. Сейчас пастилу можно купить на белевском рынке (200 руб. за «кирпичик»).
  • Белевские кружева. Впервые их изготовление началось еще в XVII в. Плетением кружев на коклюшках занималось все женское население Белева. Кружева пользовались успехом в модных домах России и Европы.
  • Сероводородный источник. В 7 км от Белева в сторону деревни Бакино слева от моста бьет сероводородный источник. Найти его можно по характерному запаху тухлых яиц. Издавна местное население ходит за этой лечебной водой. Говорят, вода течет из одной жилы с Краинкой.
  • Подземный ход из Белева в Жабынь. Древняя легенда гласит, что он начинается в подвале мужского монастыря, проходит под руслом Оки и заканчивается в Жабыни. Говорят, пройти по этому тоннелю могли только монахи, а чужаки не находили выхода. Ход и по сей день никто не смог отыскать.
  • В Белеве летом прошлого года снимали фильм «Родительский тост» про Вторую мировую войну. Белев выбрали не случайно: здесь сохранилось множество довоенных домов, которые стали естественной декорацией.
  • Жена императора Александра I Елизавета Алексеевна скончалась в Белеве 4 мая 1826 года. Во время путешествия ей стало плохо (аневризма сосуда головного мозга), и пришлось остановиться в Белеве. Она умерла в доме белевских купцов Дорофеевых, в этом здании сейчас располагается милиция. После вскрытия внутренние органы Елизаветы поместили в сосуд, который захоронили в Белеве, а гроб с телом отправили в столицу. В 1837 году рядом с местом захоронения поставили памятник.

НАША СПРАВКА Белев, как и Москва, впервые упоминается в летописи за 1147 год. В XIII веке город попал под власть Великого княжества Литовского. С конца XIV — начала XV веков и до 1558 года был центром удельного Белевского княжества. С XVI века Белевская крепость входила в Засечную черту на южных окраинах России.


40-е годы XIX века. Так выглядели Крестовоздвиженский и Спасо-Преображенский монастыри.


2007 год. Кадр из фильма «Родительский тост». В ролях — молодой актер Паша Меленчук и актер Тульского театра драмы Игорь Небольсин.


Мужской монастырь Макария Жабынского и святой источник, расположенные в 7 км от Белева, — место паломничества тысяч верующих.

КСТАТИ ЛЕГЕНДАРНЫЕ УРОЖЕНЦЫ И ГОСТИ БЕЛЕВА

Василий Андреевич Жуковский, великий русский поэт,родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда. Жуковского считают основоположником романтизма в русской поэзии.
Михаил Михайлович Пришвин (23 января (4 февраля) 1873 года — 16 января 1954 года), известный писатель, с 1910 по 1912 годы жил и работал в Белеве.
Александр Сергеевич Пушкин проезжал через Белев во время путешествия на Кавказ в мае 1829 года. Он отобедал в ресторане, расположенном в угловом доме на нынешней площади Революции.
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869), великий композитор, родился в деревне Даргомыжке Белевского уезда. Автор опер «Русалка», «Каменный гость», множества романсов.
Император Александр II будучи наследником престола останавливался в Белеве во время путешествия по России летом 1837 г.
Иван Грозный лично приезжал осматривать Белевскую крепость, которая была рубежом на южных границах государства. Царь также посетил Спасо-Преображенский монастырь.

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ 1180 кв. км — площадь Белевского района, в том числе: 114 кв. км — площадь Белева 174 населенных пункта в составе района, в том числе: 1 город — Белев 2 реки протекают на территории района — Ока и Вырка (приток Клязьмы) 22,5 тыс. чел. живут в Белевском районе, из них: 14,8 тыс. чел. живут в самом Белеве

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 34 учебных заведения 29 крупных предприятий 3 монастыря и 12 церквей 1 художественно-краеведческий музей 1 дом культуры 1 школа искусств Более 100 зданий находятся под охраной государства

Ольга СМИРНОВА, фото Сергея КИРЕЕВА.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]