Железнодорожные вокзалы
На данный момент в Брянске действуют два полноценных железнодорожных вокзала и одна пассажирская станция:
- Вокзал «Брянск-Орловский» (или Брянск-I) на Речной улице, 2А/4
- Вокзал «Брянск-Льговский» (Брянск-II) на Белорусской улице, 33.
- Станция «Орджоникидзеград» в Бежицком районе на Вокзальной улице, 15.
Оба вокзала и пассажирская станция относятся к сети Московской железной дороги, соединяющая между собой 14 субъектов РФ.
С Брянск-Орловского вокзала отходят поезда ближнего и дальнего следования по территории России и стран ближнего зарубежья. География направлений довольно обширная. Сюда входят Москва, Киев, Одесса, Климов, Минск, Калининград, Санкт-Петербург, Сочи, Кишинев, Гомель, Брест, Смоленск и многие другие города.
Брянск-Льговский Ж/Д-вокзал также обслуживает поезда ближнего и дальнего следования, география направлений почти такая же, как и с вокзала Брянск-I. Отсюда можно без пересадок добраться до Москвы, Одессы, Хмельницкого, Гомеля, Минска, Минеральных Вод, Сочи, Анапы, Льгова и некоторых других городов.
Брянск-Орловский и Брянск-Льговский вокзалы дополняют друг друга. Если с одного вокзала по определенным направлениям поезда ходят несколько раз в неделю, то с другого (по этому же направлению) — каждый день.
Хоть с обоих вокзалов можно добраться практически в любую точку самой Брянской области, станция «Орджоникидзеград» до сих пор используется жителями для поездок на электричках до Жуковки и Рославля (Смоленская область).
Районное распределение
Четыре крупных района — то, что отличает Брянск. Население его также распределено по этим районам. Так, в Советском районе проживает около 111 654 человек. Это, пожалуй, самый благоустроенный и комфортный для проживания участок города. Самым густонаселенным считается промышленный Бежицкий район, здесь проживает около 153 000 граждан. В Володарском и Фокинском районах проживает примерно одинаковое количество человек — порядка 70 000.
Население районов Брянска и составляет общую картину. Конечно, необходимо учесть жителей прилегающих территорий: поселок Радица-Крыловка, Большое Полпино, Белые Берега. Здесь сосредоточено порядка 18 000 жителей, но на данный момент они населенные пункты включены в состав различных районов города.
Автовокзал в Брянске
Брянский центральный автовокзал находится на улице ул. Пересвета, 1А, что в самом центре города (подробное описание здесь). Автобусы отсюда отправляются до большого числа городов и населенных пунктов по Брянской области, соседним регионам и приграничным странам.
Основные направления за пределами Брянской области — Воронеж, Москва, Липецк, Курск, Киров, Калуга, Орел, Симферополь, Смоленск и многие другие. Международные автобусы идут до Гомеля, Могилева, Донецка, Варшавы.
Карта Брянска (Брянская область). Общие сведения о городе
Брянск – город в России, административный центр Брянской области. Брянск – крупный центр машиностроения и металлообработки в регионе, а также важный приграничный транспортный узел между Россией, Украиной и Беларусью.
Первое поселение на месте современного города возникло в 985 году, а сам город несколько раз за свою историю был полностью разрушен и отстроен заново. В конце 19-го века Брянск превращается в крупный промышленный и железнодорожный узел.
На онлайн карте Брянск можно разыскать в Центральной России, на обоих берегах реки Десны, в месте впадения в нее рек Болвы и Снежети.
Автомобильные магистральные трассы
Через Брянск или в непосредственной близости от города проходят следующие автотрассы:
- М3 «Украина». Автотрасса федерального значения, начинается в Москве, проходит через Калугу и Брянск, заканчивается на государственной границе с Украиной, откуда уходит вглубь соседнего государства. Трасса М3 является российской частью европейского маршрута Е101 (Москва — Киев). Некоторые участки дороги на территории России — платные.
- Р120. Федеральная автодорога, соединяющая Брянск с Орлом в восточном направлении движения и со Смоленском — в северо-западном. От Смоленска дорога тянется до государственной границы с Белоруссией.
- А240 (ранее М13) — автодорога федерального значения от Брянска (начало берет в городе) до Новозыбкова через Почеп и Клинцы. Как и Р120, трасса А240 тянется до границы с Белоруссией.
Отдельно следует отметить автотрассу Р120. По этой автодороге из Брянска можно добраться до других магистральных трасс федерального значения. Не считая А240 и М3, которые также стыкуются с Р120, сюда также относятся магистральные автодороги:
- — трасса от Москвы на Смоленск и далее — на границу с Белоруссией.
- М2 «Крым» — трасса от Москвы до Белгорода через Тулу, Орел и Курск, далее проходит по территории Украины, выходит на севере Республики Крым и тянется до Ялты через Симферополь.
- А130 — федеральная автодорога от Москвы до Рославля и далее на границу с Белоруссией.
Брянск на карте России – где находится. География города
Брянск на карте России находится в Центральной России, в северо-восточной части Брянской области, на обоих берегах реки Десны, в месте впадения в нее рек Болвы и Снежети. Примерное расстояние до украинской и белорусской границ – 100 км к югу и западу соответственно. Город вытянут в широтном направлении на 10 км, а в меридианном – на 16 км.
Расстояние от Брянска до крупных городов по автодорогам:
- Москва – 390 км к северо-востоку,
- Тула – 310 км к северо-востоку,
- Орел – 130 км к востоку,
- Сумы – 310 км к югу,
- Могилев – 330 км к западу,
- Смоленск – 250 км к северо-западу.
Местность вокруг Брянска лесная, с востока, юга и севера к городу примыкают сосновые, березовые и осиновые леса.
Брянск стоит на Среднерусской возвышенности, представляющую собой слабоволнистую равнину с множеством балок и оврагов. Средняя ее высота в пределах города – 200 метров.
Климат умеренный континентальный, с холодной зимой (средняя температура января -6 °C) и теплым влажным летом (средняя температура июля +19 °C). Весна и осень продолжительны и характеризуются неустойчивой погодой. Сильная жара и сильные морозы бывают редко. Среднегодовая температура +6 °C. В год выпадает около 700 мм осадков, максимум которых приходится на июль (87 мм), а минимум – на март (38 мм).
БРЯНСК
БРЯНСК, город в России, адм. центр Брянской обл., образует городской округ. Нас. 402,7 тыс. чел. (2019; 415,7 тыс. чел. в 2010; 431,5 тыс. чел. в 2002; 452,2 тыс. чел. в 1989; 394,2 тыс. чел. в 1979; 317,5 тыс. чел. в 1970; 207,3 тыс. чел. в 1959). Расположен в зап. части Среднерусской возвышенности, на реке Десна, в месте впадения в неё рек Болва и Снежеть. Узел железных дорог на Москву, Киев (Украина), Гомель (Белоруссия), Смоленск, Орёл и Вязьму; в городе три железнодорожных вокзала (Брянск-Орловский, Брянск-Льговский и Орджоникидзеград). Узел федеральных автомагистралей Москва – Киев, Брянск – Новозыбков – Кобрин (Белоруссия) и Орёл – Рославль – Рудня. Через Б. проходят нефтепровод «Дружба» (Самара – Брянск – Мозырь) и газопроводы Дашава (Украина) – Москва, Шебелинка (Украина) – Орёл – Смоленск (с ответвлением на Гомель). Б. состоит из 4 обособленных районов (разделены реками Десна, Болва и Снежеть): Советского (административный и исторический центр города), Фокинского (при ж.-д. вокзале Брянск-Льговский), Володарского (при ж.-д. вокзале Брянск-Орловский) и Бежицкого (до 1956 отдельный город; в 1936–43 Орджоникидзеград).
История
На территории совр. Б. известны палеолитическая стоянка, городище и селища раннего железного века, селища 1-го тыс. н. э., роменской культуры, 2 городища и селища др.-рус. времени. Предположительно город первоначально располагался на городище Чашин курган (условная дата возникновения города – 985; археологич. материалы 11–15 вв.), откуда был перенесён на городище Покровская гора (археологич. материалы не ранее 2-й пол. 12 в.). Впервые упомянут в Ипатьевской летописи как Добряньск при описании событий нач. 1147. Входил в состав Черниговского княжества, с сер. 13 в. центр Брянского княжества. В 1310 разорён монголо-татарами. В 1356 захвачен литовским кн. Ольгердом, после 1357 вошёл в состав Великого княжества Литовского. С кон. 15 в. употребляется назв. Б. В 1500 в ходе рус.-литов. войны занят рус. войсками, по Московскому перемирию 1503 присоединён к Русскому гос-ву. Играл важную оборонную роль на юго-зап. рубежах страны. В 1607 более месяца выдерживал осаду войск Лжедмитрия II. С 17 в. близ Б. функционировала крупная Свенская ярмарка. Уездный город Киевской (1708–27), Белгородской (1727–78) и Орловской (1778–1920; до 1796 – Орловского наместничества) губерний.
В 1783 основан (ныне ), являвшийся крупным поставщиком пушек для рос. армии; с 1873 близ Б. в пос. Бежица действовал Брянский завод (ныне ). Через Б. прошли линии Орлово-Витебской (1868), Полесской (1887), Московско-Киево-Воронежской (1899) железных дорог. В Первую мировую войну 1914–18 в Б. дислоцировался гарнизон (ок. 50 тыс. чел.). Б. – центр Брянской губернии (1920–29), районный центр Западной (1929–37) и Орловской (1937–44) областей. В Великую Отечественную войну, 6.10.1941, оккупирован герм. войсками, сильно разрушен, освобождён 17.9.1943 (в 1945 включён в число 15 историч. городов, подлежавших восстановлению). С 1944 центр Брянской области, крупный центр машиностроения. В 1950 в черту Б. вошёл пос. Урицкий, в 1956 – г. Бежица и пос. Городище. Город воинской славы (2010).
Архитектура
На высоком правом берегу Десны находится историч. ядро Б. с церквами на местах древних архит. доминант: Покровской (кон. 17 – нач. 18 вв.), Введенской (1702–05), Горне-Никольской (1751; колокольня, 1-я пол. 19 в.) и Спасо-Гробовской (1904). В кон. 17–18 вв. велось каменное строительство в формах барокко (ц. Воскресения, 1739–41), нарышкинского барокко (ц. Троицы в Бежичах, 1-я пол. – сер. 18 в.), раннего классицизма (таможня, 2-я пол. 18 в., – старейшее гражд. здание Б.).
Свято-Успенский Свенский мужской монастырь близ Брянска. Надвратная Сретенская церковь. 1670–90-е гг. Фото Л. К. Масиель-Санчес
Регулярный план 1780 со значит. коррективами 1802 и 1808 осуществлён в течение 19 в.: гл. ось с тремя нанизанными на неё квадратными площадями соединяет нагорную часть города с прибрежной. Среди архит. памятников в стиле классицизма – комплекс «Брянского арсенала» (кон. 18–20 вв.), дом генерал-директора «Брянского арсенала» и казармы Дорогобужского полка (оба – кон. 18 в.; казармы в современном виде возведены в 1898), ц. Рождества Богородицы (1827–31); здания в неорусском стиле – гор. больница (последняя четв. 19 в.), женская гимназия (1907). В 1920-е гг. возведены крупные объекты в формах конструктивизма: Дом Советов (1925–26, арх. А. З. Гринберг), Дом связи (1930–31, арх. Гринберг и др.) и пр. Строительство и благоустройство Б., с особым вниманием к системе бульваров, парков и скверов (зелёный массив «Судки», роща «Соловей» с 300-летними дубами и др.), осуществляются по плану 1968. Памятники: Воинской и партизанской славы (1966, скульптор А. П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. О. Барщ, А. Н. Колчин), лётчику П. М. Камозину (скульптор М. Г. Манизер, арх. А. П. Великанов), 1000-летия Б. (скульптурная группа «Пересвет и Боян») и др.
Близ Б., в Супонево, расположен Свято-Успенский Свенский мужской мон., основанный в 1280-е гг. брянским кн. Романом Михайловичем Старым. Древнейшие постройки – Успенский собор [1560–70-е гг.; перестроен в 1712–15, 1749–58, одна из лучших построек арх. И. Ф. Мичурина с уникальным семиярусным иконостасом нач. 18 в., среди икон – «Богоматерь Печерская (Свенская)», 13 в., ныне – в Государственной Третьяковской галерее], ц. Антония и Феодосия Печерских (1560–70-е гг.; перестроена в 1681 и 19 в.) – взорваны в 1930. Монастырь закрыт в 1924, возрождён в 1992. Сохранились надвратные Сретенская ц. (1670–90-е гг.) и Спасо-Преображенская ц. (17 в.; перестроена в 1734–42).
Центры науки и культуры
Важный научный, образовательный и культурный центр. Научно-исследовательские институты: «Изотерм» (1990; проектирование, разработка, производство и обслуживание оборудования для машиностроения, металлургии и ж.-д. транспорта), «НИИПИнефтегазстроймаш» (2002; сооружение и реконструкция предприятий топливно-энергетического комплекса). Среди вузов – государственные университеты: технический (ведёт историю с 1929; современный статус с 1995), инженерно-технологический (основан в 1930 как Лесотехнический институт; современное название и статус с 2015), им. академика И. Г. Петровского (основан в 1930 в Новозыбкове как педагогический институт; с 1976 – в Б.; современное название и статус с 2001); Институт управления и бизнеса (негосударственный; 1999); филиалы ряда московских университетов и институтов. Областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева (1944).
Музеи: государственный краеведческий (1921; включает 13 филиалов), областной художественный музейно-выставочный центр (1968), командира партизанского отряда Д. Н. Медведева (1975), художников братьев С. П. и А. П. Ткачёвых (1995), народный этнографии и ремёсел (2001), Литературный (с отделом «Музей Козьмы Пруткова»); а также парк-музей деревянных скульптур им. А. К. Толстого (1936) и мемориальный комплекс «Партизанская поляна» (1969) с музеем истории партизанского движения на Брянщине («Брянский лес», основан в 1983, открыт в 1989). Выставочный зал (2010). Театры: драмы им. А. К. Толстого (1926), областной кукол (1972), областной юного зрителя (1981), детский и молодёжный «Взрослые и дети», детский музыкальный «Орфей». Областная филармония (основана в 1944 как Концертное бюро; с 1950 Концертно-эстрадное бюро; современное название и статус с 1960); в её составе – концертный зал «Дружба», оркестры: губернаторский симфонический (1993; бывший городской камерный), городской народных инструментов (1996), городской духовой (2000); академический хор (1995); ансамбли: народной музыки «Ватага» (2004) и «Надея» (2009). Дворец детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина (1925). Планетарий (1977). Цирк (1975).
Спорт
Стадион «Динамо» (построен в 1924; 10 тыс. мест), на котором проводит свои матчи одноимённая футбольная команда (основана в 1931), в сезоне 2020/21 выступающая в первенстве ФНЛ (Футбольная национальная лига).
Хозяйство
Основа городской экономики – сфера услуг, в т. ч. административные, транспортно-логистические услуги и торговля.
Крупный индустриальный центр. Действуют заводы тяжёлого машиностроения: «Бежицкая сталь» (1935; каркасы тележек для товарных вагонов, автосцепки для товарных и пассажирских вагонов и др.), «Брянсксантехника» (1975; стальные водогрейные котлы, блочные мобильные автоматизированные котельные, автоматизированные водоподготовительные установки для водогрейных и паровых котлов, водяные подогреватели для нагрева воды в системах горячего водоснабжения и др.) и транспортного машиностроения: Брянский машиностроительный (производство магистральных и маневровых тепловозов, запчастей для ж.-д. транспорта), автомобильный (1958; колёсные шасси, колёсные тягачи высокой проходимости, запчасти).
Среди других машиностроительных (дорожно-строительная техника, прицепы), дизельный (машины и оборудование для сооружения и ремонта магистральных трубопроводов; ремонт строительных машин, дизельных двигателей и гидравлического оборудования), «Брянсксельмаш» (зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и др.), военный (1919, в Брянске с 1946).
Широко представлены предприятия по производству электронного оборудования и приборостроения: «Термотрон-завод» (1965; оборудование для железных дорог, метрополитена, солнечных электростанций, нефтегазового комплекса и др.), «Группа Кремний ЭЛ» (1958; 2-е место в РФ по выпуску изделий микроэлектроники для Минобороны РФ; производство полупроводниковых приборов, интегральных микросхем и силовых модулей), НПО «Электронтехника» (1995; средства оперативно-технологической связи, промышленная автоматика, система контроля управления доступом; экспорт в страны СНГ), научно-производственная (1958; радиоизмерительные приборы, медицинская техника, светильники, в т. ч. уличные и светодиодные), Брянский электромеханический завод (1958; оборудование для военной связи, медицинские и ж.-д. приборы).
Пищевкусовая промышленность включает хлебокомбинат, молочный и мясокомбинат, агропромышленный холдинг «Царь-мясо» (выпуск мясных полуфабрикатов и консервов), «Брянский гормолзавод» (детские молочные продукты), рыбоперерабатывающий комбинат «Океан» (нарезка и филе рыбы в вакуумной упаковке, вяленая, солёная и копчёная рыба, также различные салаты и закуски), кондитерскую фабрику «Брянконфи», предприятие «Пищекомбинат Бежицкий» (мучные кондитерские изделия), (1899, современные название и статус с 1987; водка, бальзамы, настойки, также лимонад; мощность свыше 1,4 млн. декалитров крепких алкогольных напитков в год), (выпуск пива, кваса, минеральной воды и ржаного солода).
Производство фосфорных удобрений и адсорбентов («Аграрно-индустриальное предприятие – Фосфаты»), красок, лаков и эмали (Брянский завод красок), упаковки из картона и др. картонно-бумажной продукции (Брянская бумажная фабрика), шерстяных тканей, в т. ч. костюмных, школьной формы (Брянский камвольный комбинат, 1956), спецодежды, постельного белья и домашнего текстиля (Брянское социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих, 1944), обуви («Обувное предприятие Стелла плюс»). Предприятия ж.-д. транспорта (локомотивное и вагоноремонтное депо и др.).
Уровень смертности и рождаемости
В последнее время совсем не радует новостями город Брянск. Население буквально вымирает, а процент смертности не перестает расти. Основными причинами смерти людей являются заболевания сердечно-сосудистой системы, травмы на производстве, несчастные случаи, а также раковые заболевания. Если говорить про смертность среди молодежи, то чаще всего это ДТП.
Что касается рождаемости, то она остается на неизменном уровне, что и приводит к сокращению численности населения в городе. Нестабильное экономическое положение в городе, отсутствие достойного заработка вынуждают семьи ограничиваться одним ребенком, семей с двумя и более детьми довольно мало.