Географическое положение Брянской области


Железнодорожные вокзалы

На данный момент в Брянске действуют два полноценных железнодорожных вокзала и одна пассажирская станция:

  • Вокзал «Брянск-Орловский» (или Брянск-I) на Речной улице, 2А/4
  • Вокзал «Брянск-Льговский» (Брянск-II) на Белорусской улице, 33.
  • Станция «Орджоникидзеград» в Бежицком районе на Вокзальной улице, 15.

Оба вокзала и пассажирская станция относятся к сети Московской железной дороги, соединяющая между собой 14 субъектов РФ.

С Брянск-Орловского вокзала отходят поезда ближнего и дальнего следования по территории России и стран ближнего зарубежья. География направлений довольно обширная. Сюда входят Москва, Киев, Одесса, Климов, Минск, Калининград, Санкт-Петербург, Сочи, Кишинев, Гомель, Брест, Смоленск и многие другие города.

Брянск-Льговский Ж/Д-вокзал также обслуживает поезда ближнего и дальнего следования, география направлений почти такая же, как и с вокзала Брянск-I. Отсюда можно без пересадок добраться до Москвы, Одессы, Хмельницкого, Гомеля, Минска, Минеральных Вод, Сочи, Анапы, Льгова и некоторых других городов.

Брянск-Орловский и Брянск-Льговский вокзалы дополняют друг друга. Если с одного вокзала по определенным направлениям поезда ходят несколько раз в неделю, то с другого (по этому же направлению) — каждый день.

Хоть с обоих вокзалов можно добраться практически в любую точку самой Брянской области, станция «Орджоникидзеград» до сих пор используется жителями для поездок на электричках до Жуковки и Рославля (Смоленская область).

Районное распределение

Четыре крупных района — то, что отличает Брянск. Население его также распределено по этим районам. Так, в Советском районе проживает около 111 654 человек. Это, пожалуй, самый благоустроенный и комфортный для проживания участок города. Самым густонаселенным считается промышленный Бежицкий район, здесь проживает около 153 000 граждан. В Володарском и Фокинском районах проживает примерно одинаковое количество человек — порядка 70 000.

Население районов Брянска и составляет общую картину. Конечно, необходимо учесть жителей прилегающих территорий: поселок Радица-Крыловка, Большое Полпино, Белые Берега. Здесь сосредоточено порядка 18 000 жителей, но на данный момент они населенные пункты включены в состав различных районов города.

Автовокзал в Брянске

Брянский центральный автовокзал находится на улице ул. Пересвета, 1А, что в самом центре города (подробное описание здесь). Автобусы отсюда отправляются до большого числа городов и населенных пунктов по Брянской области, соседним регионам и приграничным странам.

Основные направления за пределами Брянской области — Воронеж, Москва, Липецк, Курск, Киров, Калуга, Орел, Симферополь, Смоленск и многие другие. Международные автобусы идут до Гомеля, Могилева, Донецка, Варшавы.

Карта Брянска (Брянская область). Общие сведения о городе

Брянск – город в России, административный центр Брянской области. Брянск – крупный центр машиностроения и металлообработки в регионе, а также важный приграничный транспортный узел между Россией, Украиной и Беларусью.
Первое поселение на месте современного города возникло в 985 году, а сам город несколько раз за свою историю был полностью разрушен и отстроен заново. В конце 19-го века Брянск превращается в крупный промышленный и железнодорожный узел.

На онлайн карте Брянск можно разыскать в Центральной России, на обоих берегах реки Десны, в месте впадения в нее рек Болвы и Снежети.

Автомобильные магистральные трассы

Через Брянск или в непосредственной близости от города проходят следующие автотрассы:

  • М3 «Украина». Автотрасса федерального значения, начинается в Москве, проходит через Калугу и Брянск, заканчивается на государственной границе с Украиной, откуда уходит вглубь соседнего государства. Трасса М3 является российской частью европейского маршрута Е101 (Москва — Киев). Некоторые участки дороги на территории России — платные.
  • Р120. Федеральная автодорога, соединяющая Брянск с Орлом в восточном направлении движения и со Смоленском — в северо-западном. От Смоленска дорога тянется до государственной границы с Белоруссией.
  • А240 (ранее М13) — автодорога федерального значения от Брянска (начало берет в городе) до Новозыбкова через Почеп и Клинцы. Как и Р120, трасса А240 тянется до границы с Белоруссией.

Отдельно следует отметить автотрассу Р120. По этой автодороге из Брянска можно добраться до других магистральных трасс федерального значения. Не считая А240 и М3, которые также стыкуются с Р120, сюда также относятся магистральные автодороги:

  • — трасса от Москвы на Смоленск и далее — на границу с Белоруссией.
  • М2 «Крым» — трасса от Москвы до Белгорода через Тулу, Орел и Курск, далее проходит по территории Украины, выходит на севере Республики Крым и тянется до Ялты через Симферополь.
  • А130 — федеральная автодорога от Москвы до Рославля и далее на границу с Белоруссией.

Брянск на карте России – где находится. География города

Брянск на карте России находится в Центральной России, в северо-восточной части Брянской области, на обоих берегах реки Десны, в месте впадения в нее рек Болвы и Снежети. Примерное расстояние до украинской и белорусской границ – 100 км к югу и западу соответственно. Город вытянут в широтном направлении на 10 км, а в меридианном – на 16 км.

Расстояние от Брянска до крупных городов по автодорогам:

  • Москва – 390 км к северо-востоку,
  • Тула – 310 км к северо-востоку,
  • Орел – 130 км к востоку,
  • Сумы – 310 км к югу,
  • Могилев – 330 км к западу,
  • Смоленск – 250 км к северо-западу.

Местность вокруг Брянска лесная, с востока, юга и севера к городу примыкают сосновые, березовые и осиновые леса.

Брянск стоит на Среднерусской возвышенности, представляющую собой слабоволнистую равнину с множеством балок и оврагов. Средняя ее высота в пределах города – 200 метров.

Климат умеренный континентальный, с холодной зимой (средняя температура января -6 °C) и теплым влажным летом (средняя температура июля +19 °C). Весна и осень продолжительны и характеризуются неустойчивой погодой. Сильная жара и сильные морозы бывают редко. Среднегодовая температура +6 °C. В год выпадает около 700 мм осадков, максимум которых приходится на июль (87 мм), а минимум – на март (38 мм).

БРЯНСК

БРЯНСК, город в России, адм. центр Брянской обл., образует городской округ. Нас. 402,7 тыс. чел. (2019; 415,7 тыс. чел. в 2010; 431,5 тыс. чел. в 2002; 452,2 тыс. чел. в 1989; 394,2 тыс. чел. в 1979; 317,5 тыс. чел. в 1970; 207,3 тыс. чел. в 1959). Расположен в зап. части Среднерусской возвышенности, на реке Десна, в месте впадения в неё рек Болва и Снежеть. Узел железных дорог на Москву, Киев (Украина), Гомель (Белоруссия), Смоленск, Орёл и Вязьму; в городе три железнодорожных вокзала (Брянск-Орловский, Брянск-Льговский и Орджоникидзеград). Узел федеральных автомагистралей Москва – Киев, Брянск – Новозыбков – Кобрин (Белоруссия) и Орёл – Рославль – Рудня. Через Б. проходят нефтепровод «Дружба» (Самара – Брянск – Мозырь) и газопроводы Дашава (Украина) – Москва, Шебелинка (Украина) – Орёл – Смоленск (с ответвлением на Гомель). Б. состоит из 4 обособленных районов (разделены реками Десна, Болва и Снежеть): Советского (административный и исторический центр города), Фокинского (при ж.-д. вокзале Брянск-Льговский), Володарского (при ж.-д. вокзале Брянск-Орловский) и Бежицкого (до 1956 отдельный город; в 1936–43 Орджоникидзеград).

История

На тер­ри­то­рии совр. Б. из­вест­ны па­лео­ли­ти­че­ская сто­ян­ка, го­ро­ди­ще и се­ли­ща ран­не­го же­лез­но­го ве­ка, се­ли­ща 1-го тыс. н. э., ро­мен­ской куль­ту­ры, 2 го­ро­ди­ща и се­ли­ща др.-рус. вре­ме­ни. Пред­по­ло­жи­тель­но город первоначаль­но рас­по­ла­гал­ся на го­ро­ди­ще Ча­шин кур­ган (ус­лов­ная да­та воз­ник­но­ве­ния го­ро­да – 985; ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лы 11–15 вв.), от­ку­да был пе­ре­не­сён на го­ро­ди­ще По­кров­ская го­ра (ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лы не ра­нее 2-й пол. 12 в.). Впер­вые упо­мя­нут в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си как До­б­ряньск при опи­са­нии со­бы­тий нач. 1147. Вхо­дил в со­став Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ст­ва, с сер. 13 в. центр Брян­ско­го кня­же­ст­ва. В 1310 ра­зо­рён мон­го­ло-та­та­ра­ми. В 1356 за­хва­чен ли­тов­ским кн. Оль­гер­дом, по­сле 1357 во­шёл в со­став Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Ли­тов­ско­го. С кон. 15 в. упот­реб­ля­ет­ся назв. Б. В 1500 в хо­де рус.-ли­тов. вой­ны занят рус. вой­ска­ми, по Мо­с­ков­ско­му пе­ре­ми­рию 1503 при­сое­ди­нён к Рус­ско­му гос-ву. Иг­рал важ­ную обо­рон­ную роль на юго-зап. ру­бе­жах стра­ны. В 1607 бо­лее ме­ся­ца вы­дер­жи­вал оса­ду войск Лже­дмит­рия II. С 17 в. близ Б. функ­цио­ни­ро­ва­ла круп­ная Свен­ская яр­мар­ка. Уезд­ный го­род Ки­ев­ской (1708–27), Бел­го­род­ской (1727–78) и Ор­лов­ской (1778–1920; до 1796 – Ор­лов­ско­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва) гу­бер­ний.

В 1783 ос­но­ван (ны­не ), яв­ляв­ший­ся круп­ным по­став­щи­ком пу­шек для рос. ар­мии; с 1873 близ Б. в пос. Бе­жи­ца дей­ст­во­вал Брян­ский за­вод (ны­не ). Че­рез Б. про­шли ли­нии Ор­ло­во-Ви­теб­ской (1868), По­лес­ской (1887), Мо­с­ков­ско-Кие­во-Во­ро­неж­ской (1899) же­лез­ных до­рог. В Первую ми­ро­вую вой­ну 1914–18 в Б. дис­ло­ци­ро­вал­ся гар­ни­зон (ок. 50 тыс. чел.). Б. – центр Брян­ской гу­бер­нии (1920–29), рай­он­ный центр За­пад­ной (1929–37) и Ор­лов­ской (1937–44) об­лас­тей. В Великую Отечественную войну, 6.10.1941, ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми, силь­но раз­ру­шен, ос­во­бо­ж­дён 17.9.1943 (в 1945 вклю­чён в чис­ло 15 ис­то­рич. го­ро­дов, под­ле­жав­ших вос­ста­нов­ле­нию). С 1944 центр Брян­ской области, круп­ный центр ма­ши­но­строе­ния. В 1950 в чер­ту Б. во­шёл пос. Урицкий, в 1956 – г. Бе­жи­ца и пос. Городище. Город воинской славы (2010).

Архитектура

На вы­со­ком пра­вом бе­ре­гу Дес­ны на­хо­дит­ся ис­то­рич. яд­ро Б. с церк­ва­ми на мес­тах древ­них ар­хит. до­ми­нант: По­кров­ской (кон. 17 – нач. 18 вв.), Вве­ден­ской (1702–05), Гор­не-Ни­коль­ской (1751; ко­ло­коль­ня, 1-я пол. 19 в.) и Спа­со-Гро­бов­ской (1904). В кон. 17–18 вв. ве­лось ка­мен­ное строи­тель­ст­во в фор­мах ба­рок­ко (ц. Вос­кре­се­ния, 1739–41), на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко (ц. Трои­цы в Бе­жи­чах, 1-я пол. – сер. 18 в.), ран­не­го клас­си­циз­ма (та­мож­ня, 2-я пол. 18 в., – ста­рей­шее гражд. зда­ние Б.).

Свято-Успенский Свенский мужской монастырь близ Брянска. Надвратная Сретенская церковь. 1670–90-е гг. Фото Л. К. Масиель-Санчес

Ре­гу­ляр­ный план 1780 со зна­чит. кор­рек­ти­ва­ми 1802 и 1808 осу­ще­ст­в­лён в те­че­ние 19 в.: гл. ось с тре­мя на­ни­зан­ны­ми на неё квад­рат­ны­ми пло­ща­дя­ми со­еди­ня­ет на­гор­ную часть го­ро­да с при­бреж­ной. Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков в сти­ле клас­си­циз­ма – ком­плекс «Брянского ар­се­на­ла» (кон. 18–20 вв.), дом ге­не­рал-ди­рек­то­ра «Брянского ар­се­на­ла» и ка­зар­мы До­ро­го­буж­ско­го пол­ка (оба – кон. 18 в.; казармы в современном виде возведены в 1898), ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1827–31); зда­ния в не­орус­ском сти­ле – гор. боль­ни­ца (по­след­няя четв. 19 в.), жен­ская гим­на­зия (1907). В 1920-е гг. воз­ве­де­ны круп­ные объ­ек­ты в фор­мах кон­ст­рук­ти­виз­ма: Дом Со­ве­тов (1925–26, арх. А. З. Грин­берг), Дом свя­зи (1930–31, арх. Грин­берг и др.) и пр. Строи­тель­ст­во и бла­го­ус­т­рой­ст­во Б., с осо­бым вни­ма­ни­ем к сис­те­ме буль­ва­ров, пар­ков и скве­ров (зе­лёный мас­сив «Суд­ки», ро­ща «Со­ло­вей» с 300-лет­ни­ми ду­ба­ми и др.), осу­ще­ст­в­ля­ют­ся по пла­ну 1968. Па­мят­ни­ки: Во­ин­ской и пар­ти­зан­ской сла­вы (1966, скульп­тор А. П. Фай­дыш-Кран­ди­ев­ский, ар­хи­тек­то­ры М. О. Барщ, А. Н. Кол­чин), лётчику П. М. Ка­мо­зи­ну (скульп­тор М. Г. Ма­ни­зер, арх. А. П. Ве­ли­ка­нов), 1000-ле­тия Б. (скульп­тур­ная груп­па «Пе­ре­свет и Бо­ян») и др.

Близ Б., в Су­по­не­во, рас­по­ло­жен Свя­то-Ус­пен­ский Свен­ский муж­ской мон., ос­но­ван­ный в 1280-е гг. брян­ским кн. Ро­ма­ном Ми­хай­ло­ви­чем Ста­рым. Древ­ней­шие по­строй­ки – Ус­пен­ский со­бор [1560–70-е гг.; пе­ре­стро­ен в 1712–15, 1749–58, од­на из луч­ших по­стро­ек арх. И. Ф. Ми­чу­ри­на с уни­каль­ным се­ми­ярус­ным ико­но­ста­сом нач. 18 в., сре­ди икон – «Бо­го­ма­терь Пе­чер­ская (Свен­ская)», 13 в., ны­не – в Государственной Третьяковской галерее], ц. Ан­то­ния и Фео­до­сия Печерских (1560–70-е гг.; пе­ре­строе­на в 1681 и 19 в.) – взо­рва­ны в 1930. Мо­нас­тырь за­крыт в 1924, воз­ро­ж­дён в 1992. Со­хра­ни­лись над­врат­ные Сре­тен­ская ц. (1670–90-е гг.) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­ская ц. (17 в.; пе­ре­строе­на в 1734–42).

Центры науки и культуры

Важный научный, образовательный и культурный центр. Научно-исследовательские институты: «Изотерм» (1990; проектирование, разработка, производство и обслуживание оборудования для машиностроения, металлургии и ж.-д. транспорта), «НИИПИнефтегазстроймаш» (2002; сооружение и реконструкция предприятий топливно-энергетического комплекса). Среди вузов – государственные университеты: технический (ведёт историю с 1929; современный статус с 1995), инженерно-технологический (основан в 1930 как Лесотехнический институт; современное название и статус с 2015), им. академика И. Г. Петровского (основан в 1930 в Новозыбкове как педагогический институт; с 1976 – в Б.; современное название и статус с 2001); Институт управления и бизнеса (негосударственный; 1999); филиалы ряда московских университетов и институтов. Областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева (1944).

Музеи: государственный краеведческий (1921; включает 13 филиалов), областной художественный музейно-выставочный центр (1968), командира партизанского отряда Д. Н. Медведева (1975), художников братьев С. П. и А. П. Ткачёвых (1995), народный этнографии и ремёсел (2001), Литературный (с отделом «Музей Козьмы Пруткова»); а также парк-музей деревянных скульптур им. А. К. Толстого (1936) и мемориальный комплекс «Партизанская поляна» (1969) с музеем истории партизанского движения на Брянщине («Брянский лес», основан в 1983, открыт в 1989). Выставочный зал (2010). Театры: драмы им. А. К. Толстого (1926), областной кукол (1972), областной юного зрителя (1981), детский и молодёжный «Взрослые и дети», детский музыкальный «Орфей». Областная филармония (основана в 1944 как Концертное бюро; с 1950 Концертно-эстрадное бюро; современное название и статус с 1960); в её составе – концертный зал «Дружба», оркестры: губернаторский симфонический (1993; бывший городской камерный), городской народных инструментов (1996), городской духовой (2000); академический хор (1995); ансамбли: народной музыки «Ватага» (2004) и «Надея» (2009). Дворец детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина (1925). Планетарий (1977). Цирк (1975).

Спорт

Стадион «Динамо» (построен в 1924; 10 тыс. мест), на котором проводит свои матчи одноимённая футбольная команда (основана в 1931), в сезоне 2020/21 выступающая в первенстве ФНЛ (Футбольная национальная лига).

Хозяйство

Основа городской экономики – сфера услуг, в т. ч. административные, транспортно-логистические услуги и торговля.

Крупный индустриальный центр. Действуют заводы тяжёлого машиностроения: «Бежицкая сталь» (1935; каркасы тележек для товарных вагонов, автосцепки для товарных и пассажирских вагонов и др.), «Брянсксантехника» (1975; стальные водогрейные котлы, блочные мобильные автоматизированные котельные, автоматизированные водоподготовительные установки для водогрейных и паровых котлов, водяные подогреватели для нагрева воды в системах горячего водоснабжения и др.) и транспортного машиностроения: Брянский машиностроительный (производство магистральных и маневровых тепловозов, запчастей для ж.-д. транспорта), автомобильный (1958; колёсные шасси, колёсные тягачи высокой проходимости, запчасти).

Среди других машиностроительных (дорожно-строительная техника, прицепы), дизельный (машины и оборудование для сооружения и ремонта магистральных трубопроводов; ремонт строительных машин, дизельных двигателей и гидравлического оборудования), «Брянсксельмаш» (зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и др.), военный (1919, в Брянске с 1946).

Широко представлены предприятия по производству электронного оборудования и приборостроения: «Термотрон-завод» (1965; оборудование для железных дорог, метрополитена, солнечных электростанций, нефтегазового комплекса и др.), «Группа Кремний ЭЛ» (1958; 2-е место в РФ по выпуску изделий микроэлектроники для Минобороны РФ; производство полупроводниковых приборов, интегральных микросхем и силовых модулей), НПО «Электронтехника» (1995; средства оперативно-технологической связи, промышленная автоматика, система контроля управления доступом; экспорт в страны СНГ), научно-производственная (1958; радиоизмерительные приборы, медицинская техника, светильники, в т. ч. уличные и светодиодные), Брянский электромеханический завод (1958; оборудование для военной связи, медицинские и ж.-д. приборы).

Пищевкусовая промышленность включает хлебокомбинат, молочный и мясокомбинат, агропромышленный холдинг «Царь-мясо» (выпуск мясных полуфабрикатов и консервов), «Брянский гормолзавод» (детские молочные продукты), рыбоперерабатывающий комбинат «Океан» (нарезка и филе рыбы в вакуумной упаковке, вяленая, солёная и копчёная рыба, также различные салаты и закуски), кондитерскую фабрику «Брянконфи», предприятие «Пищекомбинат Бежицкий» (мучные кондитерские изделия), (1899, современные название и статус с 1987; водка, бальзамы, настойки, также лимонад; мощность свыше 1,4 млн. декалитров крепких алкогольных напитков в год), (выпуск пива, кваса, минеральной воды и ржаного солода).

Производство фосфорных удобрений и адсорбентов («Аграрно-индустриальное предприятие – Фосфаты»), красок, лаков и эмали (Брянский завод красок), упаковки из картона и др. картонно-бумажной продукции (Брянская бумажная фабрика), шерстяных тканей, в т. ч. костюмных, школьной формы (Брянский камвольный комбинат, 1956), спецодежды, постельного белья и домашнего текстиля (Брянское социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих, 1944), обуви («Обувное предприятие Стелла плюс»). Предприятия ж.-д. транспорта (локомотивное и вагоноремонтное депо и др.).

Уровень смертности и рождаемости

В последнее время совсем не радует новостями город Брянск. Население буквально вымирает, а процент смертности не перестает расти. Основными причинами смерти людей являются заболевания сердечно-сосудистой системы, травмы на производстве, несчастные случаи, а также раковые заболевания. Если говорить про смертность среди молодежи, то чаще всего это ДТП.

Что касается рождаемости, то она остается на неизменном уровне, что и приводит к сокращению численности населения в городе. Нестабильное экономическое положение в городе, отсутствие достойного заработка вынуждают семьи ограничиваться одним ребенком, семей с двумя и более детьми довольно мало.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]