Духовщина
(Смоленская область)
Код ОКАТО:
66216501
Основан:
16 в.
Город с:
1777 Город районного подчинения (Духовщинский р-н Смоленской области)
Центр:
Духовщинский р-н
Телефонный код (справочный телефон)
48166***** | — |
Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
55°12′
Географическая долгота:
32°25′
Высота над уровнем моря, метров:
220 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Духовщина
Карта
Духовщина: карты |
Духовщина: фото из космоса (Google Maps)Духовщина: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Духовщина. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Ярцево | 22 (23) | ЮВ |
2 | Кардымово | 34 (41) | Ю |
3 | Озёрный | 42 (46) | С |
4 | Смоленск | 51 (55) | ЮЗ |
5 | Сафоново | 54 (64) | В |
6 | Демидов | 57 (70) | З |
7 | Верхнеднепровский | 64 (84) | ЮВ |
8 | Дорогобуж | 64 (91) | ЮВ |
9 | Глинка | 68 (149) | ЮВ |
10 | Жарковский (Тверская область) | 72 (273) | С |
11 | Холм-Жирковский | 76 (106) | СВ |
12 | Белый | 77 (95) | СВ |
13 | Ельня | 85 (131) | ЮВ |
14 | Починок | 88 (107) | Ю |
15 | Велиж | 88 (116) | СЗ |
16 | Рудня | 90 (115) | З |
17 | Красный | 94 (110) | ЮЗ |
18 | Монастырщина | 101 (111) | Ю |
19 | Хиславичи | 114 (137) | Ю |
20 | Нелидово | 115 (143) | С |
21 | Вязьма | 119 (140) | З |
22 | Западная Двина | 120 (194) | С |
Краткая характеристика
Город расположен на западе Смоленско-Московской возвышенности, на р. Востица (бассейн Днепра), в 12 км от ж.д. станции Ерыши, в 57 км к северо-востоку от Смоленска.
Территория (кв. км): 11
Информация о городе Духовщина на русском сайте Википедии
Исторический очерк
На месте современного города в 13 — начале 14 вв. находился Духов монастырь (освящённый во имя св. Духа), при котором уже в 15 в. была Духовская слобода.
Известен со 2-й половины 17 в. как дворцовое село. Позднее — центр стана, затем волости.
В 1777 г. центр Касплянского уезда Смоленского наместничества переносится в село Духовщина, которая преобразована в город Духовщина, уезд переименован в Духовщинский. С 1796 г. — в Смоленской губернии.
В названии суффикс -щина указывает, что оно возникло как обозначение земель, принадлежавших монастырю, центром которого была Духовская слобода.
В ходе Отечественной войны 1812 был сожжён. 28-29 августа 1812 г. близ Духовщины состоялось сражение русской и французской армий.
В 1856 г. в уездном городе Духовщина Смоленской губернии насчитывалось 4 церкви, 417 дома, 22 лавки.
В 1925 г. Духовщинский уезд преобразован в Ярцевский. С 1929 г. в Западной области.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 15 июля 1941 г. Освобождён 19 сентября 1943 г. войсками Калининского фронта в ходе Духовщинско-Демидовской операции. Был сильно разрушен.
Экономика
АО «Руслан» (молочные продукты), «Духовщиналён» (производство льноволокна), кирпичный завод, хлебокомбинат, филиал Смоленского завода радиодеталей.
Лесопункт, межлесхоз «Духовщинский» (заготовка древесины, производство пиломатериалов).
В Духовщинском районе, в селе Пречистое, — АО «Смоленский трикотаж», лесхоз; в посёлке Озёрный — торфопредприятие. Смоленская ГРЭС.
Выращивают рожь, пшеницу, ячмень, овёс, картофель, лён. Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Месторождения торфа, песчано-гравийных смесей.
Культура, наука, образование
Духовщина — родина исследователя Центральной Азии академика П.К. Козлова.
Музеи, галереи, выставочные залы
Духовщинский районный историко-художественный музей 216200, Смоленская область, Духовщинский р-н, г. Духовщина, ул. Бугаева, д. 47/52 Телефон(ы): (48166) 41-931
Архитектура, достопримечательности
Город расположен в холмистой местности, пересечённой широкими лощинами. Протекающий по одной из них ручей Вострец разделяет город на две части.
До конца 18 в. имел радиально-кольцевую планировку. В 1780 был утверждён регулярный план, по которому кварталы получили одинаковую прямоугольную форму. После разрушений во время Отечественной войны 1812 восстанавливался по ген. плану 1817.
В конце 19 — начале 20 вв. были построены каменные и кирпичные общественные и жилые здания.
В послевоенное время развивался по ген.плану 1965, уточнённому в 1981-82 гг. В них сохранялась сложившаяся регулярная планировка.
Церковь Святого Духа (1995).
В Духовщинском районе, в селе Басино — церковь Благовещения (1814), в селе Велисто — церковь Рождества Богородицы (1828), в селе Загусинье — церковь Успения (1785).
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1856 | 2.7 | 1979 | 5.1 | 2005 | 4.5 | 2014 | 4.1 |
1897 | 3.1 | 1989 | 5.7 | 2006 | 4.4 | 2015 | 4.1 |
1913 | 6.6 | 1992 | 5.8 | 2007 | 4.3 | 2016 | 4.2 |
1926 | 2.9 | 1996 | 5.8 | 2008 | 4.2 | 2017 | 4.2 |
1931 | 2.7 | 1998 | 5.6 | 2010 | 4.1 | 2018 | 4.1 |
1939 | 3.9 | 2000 | 5.4 | 2011 | 4.4 | 2019 | 4.0 |
1959 | 3.3 | 2001 | 5.4 | 2012 | 4.2 | 2020 | 3.9 |
1970 | 4.4 | 2003 | 4.7 | 2013 | 4.1 | 2021 | 3.8 |
Секрет потёмкинского чая
История
История
2 ноября 2022 года в 15:18
Смоленские краеведы побывали в памятных местах Духовщинского района.
Очередной выездной практикум Школы профессионального гостеприимства, образованной областным Краеведческим обществом в рамках проекта «Гостеприимная Смоленщина», снова позвал в дорогу. На этот раз в Духовщинский район – на родину светлейшего князя Григория Потёмкина и на фестиваль «Потёмкинские забавы»…
Самый маленький город
От Смоленска до Духовщины путь недолгий. Однако краевед Игорь ШКУРЛОВ успевает подробно рассказать о районе и его основных достопримечательностях. Позже его информацию дополняют уже сотрудники местного краеведческого музея. И мы, вдохновлённые «преданьями старины глубокой», оказываемся эмоционально вовлечёнными в некий исторический экскурс.
– Духовщину нельзя назвать труднодоступной – всего 57 километров от Смоленска, – говорит Игорь Шкурлов. – Но, как оказалось, она довольно мало известна за пределами района. Это один из самых маленьких городов не только на Смоленщине, но и в России. Его население составляет всего лишь порядка четырёх тысяч человек.
Духовщинский район сегодня вообще трудно назвать густонаселённым. Здесь проживают всего около 15 тысяч жителей. Причём треть из них (больше 6,5 тысячи) – в самом крупном населённом пункте района, посёлке Озёрном, который даже по площади в два раза больше райцентра.
Интересно, что, по данным переписи 1897 года, в Духовщинском уезде в то время проживали 124 тысячи человек. Хотя сам город был невелик и тогда – всего 3 тысячи жителей.
– Когда-то здесь было много дворянских усадеб – край для этого был благодатным, – продолжает Игорь Шкурлов. – Однако строительство в большинстве было деревянным, так что ничего не сохранилось даже в виде останков. В своде культурного наследия усадьбы числятся, но в основном – как остатки ландшафтных парков.
Командиры ратников
Наша первая остановка на территории района – в деревне Третьяково, у памятного знака, посвящённого братьям Лебедевым. Они оба руководили народным ополчением во время войны 1812 года: отставной генерал-лейтенант Николай Лебедев – Смоленским, а подполковник Алексей Лебедев – Духовщинским.
В семье Лебедевых, чья усадьба была когда-то в этих местах, было десять детей, из которых семеро – мальчики. Правда, до взрослого возраста дожили только четверо, и все стали военными.
Самый известный из братьев – Николай. Он родился ориентировочно в 1750 году – разночтения в источниках пока не позволяют установить точную дату. На военную службу был записан в 1756 году – капралом в Рославльский драгунский эскадрон. Через два года получил чин сержанта и перевод в Санкт-Петербургский мушкетёрский полк. Правда, в строй смог прибыть только в 1765 году – уже в чине прапорщика, присвоенном ему двумя годами ранее.
Первым боевым опытом Николая Лебедева стала кампания против польских конфедератов в 1766–68 годах. Тяжёлое ранение в голову не стало поводом для отставки. После лечения Николай Петрович – снова в строю. На его счету две русско-турецких, кавказская и русско-персидская войны, туркестанские походы и Отечественная война 1812 года, в которой он принимал участие уже будучи в отставке.
– Одно время Николай Лебедев был начальником гарнизона и полка в Оренбурге, – рассказывает советник-эксперт областного департамента по культуре Надежда ДЕВЕРИЛИНА. – За защиту города от нападения киргиз-кайсарских орд получил от императора 5 тысяч рублей и золотую табакерку. И будучи не очень богатым человеком, он тем не менее все эти деньги направил на благотворительность: создание школы для солдатских детей, мастерской по ремонту оружия, поправку госпиталя и так далее.
Последнее место службы Лебедева – Иркутск, куда в 1802 году его переводят на должность военного и гражданского губернатора. Отсюда пятью годами позже он выходит в отставку и выезжает в своё имение на Смоленщине.
Интересный факт: когда Николай Петрович приезжал на побывку к родителям, то останавливался не в доме, а в вишнёвом саду, где разбивал палатку. Видимо, сказывалась многолетняя привычка к походной жизни.
Когда после вторжения наполеоновских войск в Россию император Александр I издаёт манифест о созыве внутреннего ополчения, Лебедев из своих крепостных формирует егерскую роту. Затем в качестве предводителя ратников Смоленской губернии участвует в Смоленском сражении, Бородинском бою и битве под Малоярославцем. Во время последней дают о себе знать многочисленные старые раны, и Николай Петрович оказывается в госпитале в Калуге, где и умирает в декабре 1812 года.
– Долгое время считалось, что Николай Лебедев похоронен в Лаврентьевском монастыре в Калужской области, – продолжает Надежда Деверилина. – Однако я нашла документы, подтверждающие, что Алексей Петрович, руководивший в то время духовщинскими ратниками, привёз тело брата на родину. И 31 декабря 1812 года его отпевали в храме в Третьяково. Здесь же он был и похоронен.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны храм был полностью разрушен. И от захоронений Лебедевых ничего не осталось. Так что камень, установленный здесь в 2016 году, – пожалуй, единственное напоминание о семье, где два брата отличились, защищая родную землю от французов.
Месть за поражение
– Вообще, история Смоленщины изобилует военными действиями, – замечает Игорь Шкурлов. – Но духовщинские земли всегда оказывались как бы в стороне от основных событий. И война 1812 года в основном коснулась только территорий, прилегающих к Старой Смоленской дороге.
Пожалуй, самым большим сражением на территории уезда стало столкновение между казачьими отрядами атамана Платова и четвёртым итальянским корпусом под командованием вице-короля Италии Евгения Богарне. 28 октября 1812 года солдаты вице-короля пытались переправиться через реку Вопь, но были атакованы казаками. Чтобы не попасть в плен, итальянцы побросали награбленные обозы и практически всю собственную артиллерию. Впрочем, это помогло далеко не всем. Корпус потерял 2 тысячи убитыми, ещё 3,5 тысячи были взяты в плен. И это притом, что к началу сражения у итальянцев было около 10 тысяч человек, а у Платова – чуть больше 3 тысяч.
Переправившись через реку, казаки продолжили преследовать врага, убив ещё несколько сотен и захватив в плен около тысячи. Остатки корпуса вынуждены были отойти к Смоленску, но при этом отомстили за собственное поражение тем, что подожгли Духовщину. Деревянный город выгорел практически полностью.
– Хочу отметить, что каменное строительство в Духовщинском уезде было большой редкостью, – поясняет Игорь Шкурлов. – И в самом городе почти не было каменных зданий. В основном всё строилось из дерева – благо лесов вокруг было достаточно… Только в начале XX века в Духовщине было уже около тридцати каменных зданий, в числе которых больничный комплекс, библиотека, церковь, типография, семинария, реальное училище и купеческие усадьбы.
Геральдический дух
Следующая наша остановка – Духовщина, где, конечно, уже ничего не напоминает о пожаре 1812 года.
Первое упоминание о Духовщине относится к 1675 году. Хотя, по преданию, здесь ещё в конце XIII – начале XIV веков был основан женский монастырь, освящённый во имя Святого Духа. В XV–XVI веках вокруг монастыря селятся ремесленники и торговцы – так возникла Духовская слобода, а затем и село Духовщина. Кстати, по одной из версий, своим названием город обязан именно монастырю Святого Духа.
– Духовщина в течение длительного времени числилась дворцовым селом, – говорит Игорь Шкурлов. – И центром Руцкой волости, на землях которой после их освобождения от польского владычества в 1654 году осуществлялась интенсивная разработка болотных руд для получения из них железа.
В 1777 году по ходатайству смоленского наместника Дмитрия Волкова Екатерина II подписала указ о переносе уездного центра из города Каспли в Духовщину, которой с тех пор был присвоен статус города.
Кстати, с именем Екатерины связывают ещё одну легенду о происхождении названия Духовщина. Когда в июне 1780 года императрица по приглашению светлейшего князя Григория Потёмкина пожаловала в эти места, её встретило огромное количество цветущих розовых кустов. И самой Екатерине II горожане преподнесли корзину цветов. «Как тут духовито!» – якобы с умилением заметила тогда императрица и за этот розовый дух назвала город Духовщиной. Но это всего лишь красивая легенда, не более, и указ, подписанный тремя годами ранее, по сути, опровергает её.
Впрочем, история с розами имела продолжение. В октябре того же 1780 года Екатерина II утверждает гербы Смоленского наместничества, в том числе и Духовщины. «В белом поле куст розов, производящий приятный дух», – говорится в описании. С тех пор розы – обязательная часть городского герба, хотя сам он не раз менялся с течением времени.
– Указ Екатерины о присвоении Духовщине статуса города датирован 18 февраля, – поясняют в местном краеведческом музее. – По новому стилю это 4 марта. Но мы отмечаем праздник города 19 сентября – как и в большинстве других райцентров Смоленщины, он приурочен к дню освобождения от фашистских захватчиков.
Операция «Дети»
Духовщинский музей когда-то тоже создавался как музей Великой Отечественной войны. Даже его открытие в мае 1985 года было приурочено к 40-летию Великой Победы.
Основателем музея стал Виктор Иванович Герасимов. Майор медицинской службы, в годы войны он освобождал Духовщину. Вернувшись сюда уже в мирное время, сначала работал врачом центральной районной больницы, а потом директором музея.
В 1991 году музею, работавшему до этого на общественных началах, был присвоен статус государственного. А в 2000-м была создана единая система, в которую вошли Духовщинский музей, Пречистенская картинная галерея и восемь школьных музеев района.
В современной экспозиции представлены практически все направления исторического и культурного наследия – от древних археологических находок до личных вещей знаменитых земляков. Но по-прежнему центральное место занимают экспонаты, связанные с Великой Отечественной: партизанское движение, трагедия сожжённых деревень, освободительная операция, подвиг героев – уроженцев района.
– Духовщинский район был оккупирован 16 июля 1941 года и находился во власти врага 2 года 2 месяца и 2 дня, – рассказывают в музее. – О зверствах фашистов по отношению к мирным жителям очень подробно рассказано в книге «Духовщинские сёстры Хатыни», которую написал местный краевед Виктор Шуньков. Вот одна из таких историй. Хутор Титово. 28 мая жители вышли в поле, чтобы сажать картошку. Но пришёл карательный отряд, всех согнали к оврагу, расстреляли, закидали гранатами, а хутор подожгли. Когда на месте трагедии появились партизаны, под трупами нашли живую девочку. Раненная в нескольких местах, она выжила только благодаря тому, что мама закрыла её своим телом…
Одиннадцать уроженцев района были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них одна женщина – Матрёна Вольская. На её счету – 3 240 спасённых детей. Операция, в которой она принимала непосредственное участие, так и называлась – «Дети».
23-летняя Матрёна получила приказ собрать ребят из оккупированных деревень и вывести их через линию фронта к станции Торопец Калининской области. Переход был жутким. Дорога заняла десять дней. Шли в основном ночью. 200 километров по лесам и болотам. По пути колонна детей увеличилась почти втрое, и в тыл отправились 3 240 детей, спасённых от расстрелов и угона в Германию…
Из рода Глинок
На духовщинской земле родились немало известных людей. Среди них – светлейший князь Григорий Потёмкин, соратник Николая Пржевальского путешественник Пётр Козлов, учёный-почвовед Константин Глинка, писатели Сергей и Фёдор Глинки, Василий Ардаматский, педагог Станислав Шацкий, соратник Сергея Королёва академик Борис Петров…
Несколько интересных историй связано с именем Григория Глинки – писателя и учёного. В 1811 году императрица Мария Фёдоровна пригласила его на должность учителя великих князей Николая и Михаила Павловичей. Глинка преподавал будущему монарху отечественную словесность и сопровождал его в путешествиях по России и за границей. А когда в феврале 1818 года наставник скоропостижно скончался, великие князья первыми подняли гроб с телом, чтобы вынести его по узкой крутой лестнице с третьего этажа и поставить на дроги.
После смерти Григория Глинки его имением на Смоленщине управляла вдова Юстина, урождённая Кюхельбекер. И к ней в деревню Закуп приезжал и подолгу жил её младший брат – декабрист и друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Здесь он много и плодотворно работал. А в последний раз приезжал уже тайно – после восстания декабристов, чтобы проститься с родными.
– Бывшая деревня Коптево – родина первого академика-почвоведа Константина Глинки, – говорит Игорь Шкурлов. – Продолжатель дела Докучаева, он составил почвенную карту земного шара. А ещё написал учебник почвоведения, явился инициатором создания почвенного института имени Докучаева и стал его первым директором.
В Духовщине в семье земских врачей родился и Владимир Лозина-Лозинский, который в 2000 году Русской православной церковью был причислен к лику святых.
– Семья Лозина-Лозинских проживала в Духовщине в конце XIX века, – рассказывают в музее. – Мать будущего священника была одной из первых женщин, окончивших высшие медицинские курсы. Она здесь врачевала, заболела тифом и умерла. После этого отец с маленьким Володей уезжает в Санкт-Петербург…
Перстень императрицы
Но, пожалуй, самым ярким в сонме этих великих имён можно считать всё же имя светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина. «Усерднейший сын Отечества, присоединивший к Российской империи Крым, Тамань и Кубань, основатель и соорудитель многих городов, покровитель наук, художеств, торговли» – так характеризовала когда-то своего фаворита Екатерина Великая.
Свой род Потёмкины ведут от некоего польского шляхтича, принявшего православие и получившего при крещении имя Тарасий. Один из его потомков – участник Полтавской битвы и бывший воевода Алатырской провинции, уйдя в отставку, получил три тысячи десятин земли с деревнями Чижево, Новосёлки и Залужье. Выбрал красивое место среди берёзовых перелесков и построил на берегу реки Чижевки усадебный дом с постройками. В этом доме и родился будущий светлейший князь Потёмкин-Таврический. И здесь, в Чижево, – конечная точка нашего маршрута.
На въезде в Чижево – памятный камень, установленный в 1999 году. Из старых построек сохранились только развалины каменного храма, который на месте деревянного поставил племянник светлейшего Василий Энгельгардт. Когда-то здесь, под алтарём, находилась усыпальница, где были захоронены родители Потёмкина. Да и сердце самого Григория Александровича, по легенде, тоже было здесь. Однако семейную усыпальницу разграбили ещё в XIX веке, а в XX, после революции, храм вообще использовался как скотный двор. Так что сегодня о былой его красоте уже ничего не напоминает.
Рядом с руинами – огромная липа. Практически живой, хоть и безмолвный, свидетель истории, которой почти три века. Говорят, если обнять её и загадать желание, оно непременно сбудется. А история такова. Александр Потёмкин, законная жена которого была бездетной, присмотрел среди соседей двадцатилетнюю вдову. Кровь бравого военного взыграла, чувства оказались взаимными, и молодая вдовушка ждёт ребёнка. Наскоро обвенчавшись, Потёмкин привёз новую супругу в Чижево, вынудив тем самым предыдущую уйти в монастырь.
Первой у молодожёнов родилась девочка. Второй ребёнок – тоже. Долгожданный мальчик появился на свет только третьим, в 1739 году. По легенде, накануне родов матери приснился сон, в котором с небес на землю спускалось яркое солнце. Она расценила это как знак, что носит сына.
В 1746 году после смерти Александра Потёмкина семья переезжает в Москву. Позже светлейший бывал на родине нечасто, но, как говорили, никогда не забывал этих мест. А в 1780 году во время посещения Екатериной II Духовщины пригласил заехать её и в Чижево. С того памятного приезда императрицы здесь остался царский колодец.
По преданию, императрица увидела родничок и приказала выкопать на его месте колодец. Чтобы все, кто будет пить воду, вспоминали о ней. Говорят, что позже она даже свой перстень бросила в этот колодец.
Вода в том колодце действительно вкусная. Местные жители используют её для приготовления особого чая, прозванного в народе «потёмкинским», поскольку травы для него собирают на Потёмкинских лугах у Чижево…
Фото: Елена БЕЛЫХ
Ольга Суркова