Духовщина: от слободы до города


Духовщина

(Смоленская область)

Код ОКАТО:
66216501
Основан:
16 в.
Город с:
1777 Город районного подчинения (Духовщинский р-н Смоленской области)
Центр:
Духовщинский р-н
Телефонный код (справочный телефон)

48166*****

Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
55°12′
Географическая долгота:
32°25′
Высота над уровнем моря, метров:
220 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Духовщина

Карта

Духовщина: карты

Духовщина: фото из космоса (Google Maps)Духовщина: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Духовщина. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Ярцево22 (23)ЮВ
2Кардымово34 (41)Ю
3Озёрный42 (46)С
4Смоленск51 (55)ЮЗ
5Сафоново54 (64)В
6Демидов57 (70)З
7Верхнеднепровский64 (84)ЮВ
8Дорогобуж64 (91)ЮВ
9Глинка68 (149)ЮВ
10Жарковский (Тверская область)72 (273)С
11Холм-Жирковский76 (106)СВ
12Белый77 (95)СВ
13Ельня85 (131)ЮВ
14Починок88 (107)Ю
15Велиж88 (116)СЗ
16Рудня90 (115)З
17Красный94 (110)ЮЗ
18Монастырщина101 (111)Ю
19Хиславичи114 (137)Ю
20Нелидово115 (143)С
21Вязьма119 (140)З
22Западная Двина120 (194)С

Краткая характеристика

Город расположен на западе Смоленско-Московской возвышенности, на р. Востица (бассейн Днепра), в 12 км от ж.д. станции Ерыши, в 57 км к северо-востоку от Смоленска.

Территория (кв. км): 11

Информация о городе Духовщина на русском сайте Википедии

Исторический очерк

На месте современного города в 13 — начале 14 вв. находился Духов монастырь (освящённый во имя св. Духа), при котором уже в 15 в. была Духовская слобода.

Известен со 2-й половины 17 в. как дворцовое село. Позднее — центр стана, затем волости.

В 1777 г. центр Касплянского уезда Смоленского наместничества переносится в село Духовщина, которая преобразована в город Духовщина, уезд переименован в Духовщинский. С 1796 г. — в Смоленской губернии.

В названии суффикс -щина указывает, что оно возникло как обозначение земель, принадлежавших монастырю, центром которого была Духовская слобода.

В ходе Отечественной войны 1812 был сожжён. 28-29 августа 1812 г. близ Духовщины состоялось сражение русской и французской армий.

В 1856 г. в уездном городе Духовщина Смоленской губернии насчитывалось 4 церкви, 417 дома, 22 лавки.

В 1925 г. Духовщинский уезд преобразован в Ярцевский. С 1929 г. в Западной области.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 15 июля 1941 г. Освобождён 19 сентября 1943 г. войсками Калининского фронта в ходе Духовщинско-Демидовской операции. Был сильно разрушен.

Экономика

АО «Руслан» (молочные продукты), «Духовщиналён» (производство льноволокна), кирпичный завод, хлебокомбинат, филиал Смоленского завода радиодеталей.

Лесопункт, межлесхоз «Духовщинский» (заготовка древесины, производство пиломатериалов).

В Духовщинском районе, в селе Пречистое, — АО «Смоленский трикотаж», лесхоз; в посёлке Озёрный — торфопредприятие. Смоленская ГРЭС.

Выращивают рожь, пшеницу, ячмень, овёс, картофель, лён. Разводят крупный рогатый скот, свиней.

Месторождения торфа, песчано-гравийных смесей.

Культура, наука, образование

Духовщина — родина исследователя Центральной Азии академика П.К. Козлова.

Музеи, галереи, выставочные залы

Духовщинский районный историко-художественный музей 216200, Смоленская область, Духовщинский р-н, г. Духовщина, ул. Бугаева, д. 47/52 Телефон(ы): (48166) 41-931

Архитектура, достопримечательности

Город расположен в холмистой местности, пересечённой широкими лощинами. Протекающий по одной из них ручей Вострец разделяет город на две части.

До конца 18 в. имел радиально-кольцевую планировку. В 1780 был утверждён регулярный план, по которому кварталы получили одинаковую прямоугольную форму. После разрушений во время Отечественной войны 1812 восстанавливался по ген. плану 1817.

В конце 19 — начале 20 вв. были построены каменные и кирпичные общественные и жилые здания.

В послевоенное время развивался по ген.плану 1965, уточнённому в 1981-82 гг. В них сохранялась сложившаяся регулярная планировка.

Церковь Святого Духа (1995).

В Духовщинском районе, в селе Басино — церковь Благовещения (1814), в селе Велисто — церковь Рождества Богородицы (1828), в селе Загусинье — церковь Успения (1785).

Численность населения по годам (тыс. жит)
18562.719795.120054.520144.1
18973.119895.720064.420154.1
19136.619925.820074.320164.2
19262.919965.820084.220174.2
19312.719985.620104.120184.1
19393.920005.420114.420194.0
19593.320015.420124.220203.9
19704.420034.720134.120213.8

Секрет потёмкинского чая

История
История

2 ноября 2022 года в 15:18

Смоленские краеведы побывали в памятных местах Духовщинского района.

Очередной выездной практикум Школы профессионального гостеприимства, образованной областным Краеведческим обществом в рамках проекта «Гостеприимная Смоленщина», снова позвал в дорогу. На этот раз в Духовщинский район – на родину светлейшего князя Григория Потёмкина и на фестиваль «Потёмкинские забавы»…

Самый маленький город

От Смоленска до Духовщины путь недолгий. Однако краевед Игорь ШКУРЛОВ успевает подробно рассказать о районе и его основных достопримечательностях. Позже его информацию дополняют уже сотрудники местного краеведческого музея. И мы, вдохновлённые «преданьями старины глубокой», оказываемся эмоционально вовлечёнными в некий исторический экскурс.

– Духовщину нельзя назвать труднодоступной – всего 57 километров от Смоленска, – говорит Игорь Шкурлов. – Но, как оказалось, она довольно мало известна за пределами района. Это один из самых маленьких городов не только на Смоленщине, но и в России. Его население составляет всего лишь порядка четырёх тысяч человек.

Духовщинский район сегодня вообще трудно назвать густонаселённым. Здесь проживают всего около 15 тысяч жителей. Причём треть из них (больше 6,5 тысячи) – в самом крупном населённом пункте района, посёлке Озёрном, который даже по площади в два раза больше райцентра.

Интересно, что, по данным переписи 1897 года, в Духовщинском уезде в то время проживали 124 тысячи человек. Хотя сам город был невелик и тогда – всего 3 тысячи жителей.

– Когда-то здесь было много дворянских усадеб – край для этого был благодатным, – продолжает Игорь Шкурлов. – Однако строительство в большинстве было деревянным, так что ничего не сохранилось даже в виде останков. В своде культурного наследия усадьбы числятся, но в основном – как остатки ландшафтных парков.

Командиры ратников

Наша первая остановка на территории района – в деревне Третьяково, у памятного знака, посвящённого братьям Лебедевым. Они оба руководили народным ополчением во время войны 1812 года: отставной генерал-лейтенант Николай Лебедев – Смоленским, а подполковник Алексей Лебедев – Духовщинским.

В семье Лебедевых, чья усадьба была когда-то в этих местах, было десять детей, из которых семеро – мальчики. Правда, до взрослого возраста дожили только четверо, и все стали военными.

Самый известный из братьев – Николай. Он родился ориентировочно в 1750 году – разночтения в источниках пока не позволяют установить точную дату. На военную службу был записан в 1756 году – капралом в Рославльский драгунский эскадрон. Через два года получил чин сержанта и перевод в Санкт-Петербургский мушкетёрский полк. Правда, в строй смог прибыть только в 1765 году – уже в чине прапорщика, присвоенном ему двумя годами ранее.

Первым боевым опытом Николая Лебедева стала кампания против польских конфедератов в 1766–68 годах. Тяжёлое ранение в голову не стало поводом для отставки. После лечения Николай Петрович – снова в строю. На его счету две русско-турецких, кавказская и русско-персидская войны, туркестанские походы и Отечественная война 1812 года, в которой он принимал участие уже будучи в отставке.

– Одно время Николай Лебедев был начальником гарнизона и полка в Оренбурге, – рассказывает советник-эксперт областного департамента по культуре Надежда ДЕВЕРИЛИНА. – За защиту города от нападения киргиз-кайсарских орд получил от императора 5 тысяч рублей и золотую табакерку. И будучи не очень богатым человеком, он тем не менее все эти деньги направил на благотворительность: создание школы для солдатских детей, мастерской по ремонту оружия, поправку госпиталя и так далее.

Последнее место службы Лебедева – Иркутск, куда в 1802 году его переводят на должность военного и гражданского губернатора. Отсюда пятью годами позже он выходит в отставку и выезжает в своё имение на Смоленщине.

Интересный факт: когда Николай Петрович приезжал на побывку к родителям, то останавливался не в доме, а в вишнёвом саду, где разбивал палатку. Видимо, сказывалась многолетняя привычка к походной жизни.

Когда после вторжения наполеоновских войск в Россию император Александр I издаёт манифест о созыве внутреннего ополчения, Лебедев из своих крепостных формирует егерскую роту. Затем в качестве предводителя ратников Смоленской губернии участвует в Смоленском сражении, Бородинском бою и битве под Малоярославцем. Во время последней дают о себе знать многочисленные старые раны, и Николай Петрович оказывается в госпитале в Калуге, где и умирает в декабре 1812 года.

– Долгое время считалось, что Николай Лебедев похоронен в Лаврентьевском монастыре в Калужской области, – продолжает Надежда Деверилина. – Однако я нашла документы, подтверждающие, что Алексей Петрович, руководивший в то время духовщинскими ратниками, привёз тело брата на родину. И 31 декабря 1812 года его отпевали в храме в Третьяково. Здесь же он был и похоронен.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны храм был полностью разрушен. И от захоронений Лебедевых ничего не осталось. Так что камень, установленный здесь в 2016 году, – пожалуй, единственное напоминание о семье, где два брата отличились, защищая родную землю от французов.

Месть за поражение

– Вообще, история Смоленщины изобилует военными действиями, – замечает Игорь Шкурлов. – Но духовщинские земли всегда оказывались как бы в стороне от основных событий. И война 1812 года в основном коснулась только территорий, прилегающих к Старой Смоленской дороге.

Пожалуй, самым большим сражением на территории уезда стало столкновение между казачьими отрядами атамана Платова и четвёртым итальянским корпусом под командованием вице-короля Италии Евгения Богарне. 28 октября 1812 года солдаты вице-короля пытались переправиться через реку Вопь, но были атакованы казаками. Чтобы не попасть в плен, итальянцы побросали награбленные обозы и практически всю собственную артиллерию. Впрочем, это помогло далеко не всем. Корпус потерял 2 тысячи убитыми, ещё 3,5 тысячи были взяты в плен. И это притом, что к началу сражения у итальянцев было около 10 тысяч человек, а у Платова – чуть больше 3 тысяч.

Переправившись через реку, казаки продолжили преследовать врага, убив ещё несколько сотен и захватив в плен около тысячи. Остатки корпуса вынуждены были отойти к Смоленску, но при этом отомстили за собственное поражение тем, что подожгли Духовщину. Деревянный город выгорел практически полностью.

– Хочу отметить, что каменное строительство в Духовщинском уезде было большой редкостью, – поясняет Игорь Шкурлов. – И в самом городе почти не было каменных зданий. В основном всё строилось из дерева – благо лесов вокруг было достаточно… Только в начале XX века в Духовщине было уже около тридцати каменных зданий, в числе которых больничный комплекс, библиотека, церковь, типография, семинария, реальное училище и купеческие усадьбы.

Геральдический дух

Следующая наша остановка – Духовщина, где, конечно, уже ничего не напоминает о пожаре 1812 года.

Первое упоминание о Духовщине относится к 1675 году. Хотя, по преданию, здесь ещё в конце XIII – начале XIV веков был основан женский монастырь, освящённый во имя Святого Духа. В XV–XVI веках вокруг монастыря селятся ремесленники и торговцы – так возникла Духовская слобода, а затем и село Духовщина. Кстати, по одной из версий, своим названием город обязан именно монастырю Святого Духа.

– Духовщина в течение длительного времени числилась дворцовым селом, – говорит Игорь Шкурлов. – И центром Руцкой волости, на землях которой после их освобождения от польского владычества в 1654 году осуществлялась интенсивная разработка болотных руд для получения из них железа.

В 1777 году по ходатайству смоленского наместника Дмитрия Волкова Екатерина II подписала указ о переносе уездного центра из города Каспли в Духовщину, которой с тех пор был присвоен статус города.

Кстати, с именем Екатерины связывают ещё одну легенду о происхождении названия Духовщина. Когда в июне 1780 года императрица по приглашению светлейшего князя Григория Потёмкина пожаловала в эти места, её встретило огромное количество цветущих розовых кустов. И самой Екатерине II горожане преподнесли корзину цветов. «Как тут духовито!» – якобы с умилением заметила тогда императрица и за этот розовый дух назвала город Духовщиной. Но это всего лишь красивая легенда, не более, и указ, подписанный тремя годами ранее, по сути, опровергает её.

Впрочем, история с розами имела продолжение. В октябре того же 1780 года Екатерина II утверждает гербы Смоленского наместничества, в том числе и Духовщины. «В белом поле куст розов, производящий приятный дух», – говорится в описании. С тех пор розы – обязательная часть городского герба, хотя сам он не раз менялся с течением времени.

– Указ Екатерины о присвоении Духовщине статуса города датирован 18 февраля, – поясняют в местном краеведческом музее. – По новому стилю это 4 марта. Но мы отмечаем праздник города 19 сентября – как и в большинстве других райцентров Смоленщины, он приурочен к дню освобождения от фашистских захватчиков.

Операция «Дети»

Духовщинский музей когда-то тоже создавался как музей Великой Отечественной войны. Даже его открытие в мае 1985 года было приурочено к 40-летию Великой Победы.

Основателем музея стал Виктор Иванович Герасимов. Майор медицинской службы, в годы войны он освобождал Духовщину. Вернувшись сюда уже в мирное время, сначала работал врачом центральной районной больницы, а потом директором музея.

В 1991 году музею, работавшему до этого на общественных началах, был присвоен статус государственного. А в 2000-м была создана единая система, в которую вошли Духовщинский музей, Пречистенская картинная галерея и восемь школьных музеев района.

В современной экспозиции представлены практически все направления исторического и культурного наследия – от древних археологических находок до личных вещей знаменитых земляков. Но по-прежнему центральное место занимают экспонаты, связанные с Великой Отечественной: партизанское движение, трагедия сожжённых деревень, освободительная операция, подвиг героев – уроженцев района.

– Духовщинский район был оккупирован 16 июля 1941 года и находился во власти врага 2 года 2 месяца и 2 дня, – рассказывают в музее. – О зверствах фашистов по отношению к мирным жителям очень подробно рассказано в книге «Духовщинские сёстры Хатыни», которую написал местный краевед Виктор Шуньков. Вот одна из таких историй. Хутор Титово. 28 мая жители вышли в поле, чтобы сажать картошку. Но пришёл карательный отряд, всех согнали к оврагу, расстреляли, закидали гранатами, а хутор подожгли. Когда на месте трагедии появились партизаны, под трупами нашли живую девочку. Раненная в нескольких местах, она выжила только благодаря тому, что мама закрыла её своим телом…

Одиннадцать уроженцев района были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них одна женщина – Матрёна Вольская. На её счету – 3 240 спасённых детей. Операция, в которой она принимала непосредственное участие, так и называлась – «Дети».

23-летняя Матрёна получила приказ собрать ребят из оккупированных деревень и вывести их через линию фронта к станции Торопец Калининской области. Переход был жутким. Дорога заняла десять дней. Шли в основном ночью. 200 километров по лесам и болотам. По пути колонна детей увеличилась почти втрое, и в тыл отправились 3 240 детей, спасённых от расстрелов и угона в Германию…

Из рода Глинок

На духовщинской земле родились немало известных людей. Среди них – светлейший князь Григорий Потёмкин, соратник Николая Пржевальского путешественник Пётр Козлов, учёный-почвовед Константин Глинка, писатели Сергей и Фёдор Глинки, Василий Ардаматский, педагог Станислав Шацкий, соратник Сергея Королёва академик Борис Петров…

Несколько интересных историй связано с именем Григория Глинки – писателя и учёного. В 1811 году императрица Мария Фёдоровна пригласила его на должность учителя великих князей Николая и Михаила Павловичей. Глинка преподавал будущему монарху отечественную словесность и сопровождал его в путешествиях по России и за границей. А когда в феврале 1818 года наставник скоропостижно скончался, великие князья первыми подняли гроб с телом, чтобы вынести его по узкой крутой лестнице с третьего этажа и поставить на дроги.

После смерти Григория Глинки его имением на Смоленщине управляла вдова Юстина, урождённая Кюхельбекер. И к ней в деревню Закуп приезжал и подолгу жил её младший брат – декабрист и друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Здесь он много и плодотворно работал. А в последний раз приезжал уже тайно – после восстания декабристов, чтобы проститься с родными.

– Бывшая деревня Коптево – родина первого академика-почвоведа Константина Глинки, – говорит Игорь Шкурлов. – Продолжатель дела Докучаева, он составил почвенную карту земного шара. А ещё написал учебник почвоведения, явился инициатором создания почвенного института имени Докучаева и стал его первым директором.

В Духовщине в семье земских врачей родился и Владимир Лозина-Лозинский, который в 2000 году Русской православной церковью был причислен к лику святых.

– Семья Лозина-Лозинских проживала в Духовщине в конце XIX века, – рассказывают в музее. – Мать будущего священника была одной из первых женщин, окончивших высшие медицинские курсы. Она здесь врачевала, заболела тифом и умерла. После этого отец с маленьким Володей уезжает в Санкт-Петербург…

Перстень императрицы

Но, пожалуй, самым ярким в сонме этих великих имён можно считать всё же имя светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина. «Усерднейший сын Отечества, присоединивший к Российской империи Крым, Тамань и Кубань, основатель и соорудитель многих городов, покровитель наук, художеств, торговли» – так характеризовала когда-то своего фаворита Екатерина Великая.

Свой род Потёмкины ведут от некоего польского шляхтича, принявшего православие и получившего при крещении имя Тарасий. Один из его потомков – участник Полтавской битвы и бывший воевода Алатырской провинции, уйдя в отставку, получил три тысячи десятин земли с деревнями Чижево, Новосёлки и Залужье. Выбрал красивое место среди берёзовых перелесков и построил на берегу реки Чижевки усадебный дом с постройками. В этом доме и родился будущий светлейший князь Потёмкин-Таврический. И здесь, в Чижево, – конечная точка нашего маршрута.

На въезде в Чижево – памятный камень, установленный в 1999 году. Из старых построек сохранились только развалины каменного храма, который на месте деревянного поставил племянник светлейшего Василий Энгельгардт. Когда-то здесь, под алтарём, находилась усыпальница, где были захоронены родители Потёмкина. Да и сердце самого Григория Александровича, по легенде, тоже было здесь. Однако семейную усыпальницу разграбили ещё в XIX веке, а в XX, после революции, храм вообще использовался как скотный двор. Так что сегодня о былой его красоте уже ничего не напоминает.

Рядом с руинами – огромная липа. Практически живой, хоть и безмолвный, свидетель истории, которой почти три века. Говорят, если обнять её и загадать желание, оно непременно сбудется. А история такова. Александр Потёмкин, законная жена которого была бездетной, присмотрел среди соседей двадцатилетнюю вдову. Кровь бравого военного взыграла, чувства оказались взаимными, и молодая вдовушка ждёт ребёнка. Наскоро обвенчавшись, Потёмкин привёз новую супругу в Чижево, вынудив тем самым предыдущую уйти в монастырь.

Первой у молодожёнов родилась девочка. Второй ребёнок – тоже. Долгожданный мальчик появился на свет только третьим, в 1739 году. По легенде, накануне родов матери приснился сон, в котором с небес на землю спускалось яркое солнце. Она расценила это как знак, что носит сына.

В 1746 году после смерти Александра Потёмкина семья переезжает в Москву. Позже светлейший бывал на родине нечасто, но, как говорили, никогда не забывал этих мест. А в 1780 году во время посещения Екатериной II Духовщины пригласил заехать её и в Чижево. С того памятного приезда императрицы здесь остался царский колодец.

По преданию, императрица увидела родничок и приказала выкопать на его месте колодец. Чтобы все, кто будет пить воду, вспоминали о ней. Говорят, что позже она даже свой перстень бросила в этот колодец.

Вода в том колодце действительно вкусная. Местные жители используют её для приготовления особого чая, прозванного в народе «потёмкинским», поскольку травы для него собирают на Потёмкинских лугах у Чижево…

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]