Город Орел. Рассказ о прогулке. Впечатления туриста из Петербурга


Город Орел. Рассказ о прогулке. Впечатления туриста из Петербурга

В этом октябре мы совершили самую далекую поездку выходного дня, забравшись южнее всего, и доехали мы до города Орла. В пятницу выехали вечером из Петербурга, в субботу там гуляли, а в воскресенье после полудня вернулись обратно. Город оказался весьма симпатичным — нам попалось немало старинных деревянных домиков, а еще мы увидели очень много церквей разной архитектуры, прогулялись по тихой набережной реки Орлик. О впечатлениях, которые оставил город, и о том, что увидели, будет рассказ в этой заметке. В Орел мы отправились на поезде Санкт-Петербург — Белогород. Плацкартные вагоны стоили 2500, а сидячие 1300, поэтому туда мы поехали в сидячем вагоне. Вагон нам попался новенький, сиденья мягкие, обитые тканью. Сделан вагон в Петербурге, в 2002 году. Ехать очень приятно. Ночью удалось поспать, спинка сиденья откидывается назад , а ноги без проблем можно вытянуть В 9:30 мы были на вокзале города Орла. Выход с вокзала. Архитектура тут очень красивая. Напоминает Камеронову Галерею в Царском Селе. Символ города напротив вокзала. Памятник железнодорожникам. Хорошая скульптура, сделана с чувством. Рядом стоят вагоны времен Великой Отечественной войны. Памятник немного портит то, что местные власти влепили сюда имя Сталина, потому что им кажется, что его обязательно писали на каждом вагоне, что говорит не о их знании истории, а их представлениях и желаниях. Стоит напомнить, что Орел отличился недавно тем, что поставили здесь памятник Ивану Грозному — единственному царю, который устраивал геноцид русского народа. А вагон вполне исторический — в таких возили людей. Железнодорожная платформа с пушкой и минометом. Тягач с пулеметом. Основная его задача — вытаскивать с поля поврежденную или застрявшую технику. Но в случае необходимости он мог и вступить в бой. Паровоз. И платформа с грузовиком для ракет типа «Катюша». Паровозы класса «Э» разработали в 1909 году, еще во времена Российской империи. Здесь паровоз серии Эр — их начали делать уже в 1930-е годы, так что такой паровоз действительно участвовал в Великой Отечественной войне. Но именно этот был построен уже позже, в 1951 году, и до 2022 трудился где-то в Сибири, пока не превратился в памятник. Рядом с вокзалом расположен Иверский храм, который имеет прямое отношение к железнодорожной тематике. Дело в том, что построен он про проекту инженера Московско-Курской железной дороги, и на средства, собранные железнодорожниками. Так что эту церковь можно считать храмом для железнодорожников. Заложена церковь в 1899 году, освящена в 1902. В то время был в моде «русский стиль» (псевдорусский, неорусский), и эту церковь тоже выстроили в таком стиле. В 1923 году храм был закрыт. Одно время в нем располагалась железнодорожная школа. Зашли внутрь. Бросилось в глаза большое количество резьбы по дереву. Далее у нас была поездка в самую интересную достопримечательность Орла — Сабуровскую крепость в селе Сабурово. Прочитайте отчет, если еще не читали. А после возвращения оттуда мы уже пошли изучать сам город.

Одним из самых популярных жанров у тревел-блогеров является описание других городов с высмеиванием их недостатков. Особенно на этом расцвел в свое время попсовый балабол Варламов. Хлебом не корми москвича, но дай поглумиться над другими городами России. Вот типа у нас такое благоустройство при Собянине, а у них фи, хахаха, не умеют жить. У публики негатив и унижение других всегда пользуются большой популярностью, рейтинги обеспечены. Я в своем блоге изначально старался подмечать хорошее в других городах, если это возможно. Потому что нам надо учиться друг у друга и перенимать лучшее. И вот теперь как раз об этом.

Я давно замечал — и в Туле, и в Рязани — что ходят по улицам бездомные собаки с бирками на ушах. Их никто не трогает, никто их не боится. Потому что они привиты, не заразят опасными болезнями, они стерилизованы и не агрессивны. В Орле я увидел это ярче всего. Собаки приветливо жмутся к стоящим на остановке людям. Весело играют на газонах Никто не устраивает истерики про собачьи какашки и якобы опасность от собак, не разгоняет регулярно волны негатива про животных, как это принято в столицах. Собаки не дадут проникнуть в город диким животным, которые могут принести опасные инфекции. Да, и кстати, — деревья на улицах тоже не вырубают, я думаю, это взаимосвязано. Где живут в гармонии с животными, ценят и природу на городских улицах. Петербург и Москва отрываются от природы, стараются все закатать в бетон, настроить уродливых высоток, природа начинает внушать страх и ненависть — отсюда и раздутая агрессивность по отношению к животным. Это непременно давит на психику, поэтому у нас много нервных, истеричных, депрессивных и злобных людей. Феномен психических расстройств в мегаполисах известен уже давно, но я думаю, что не последнюю роль в этом играет именно отрыв от природы — мало контакта с зеленью, зверями, птицами.

Город Орел подает нам пример гармоничного существования с окружающей средой, и нам стоит вспомнить, какими мы были раньше, поучиться у меньших городов и вернуться к своим истокам.

Особенно обращает внимание большое количество пышных ив на городских улицах. Вот одна из них. Настоящие джунгли!

А вот транспорт похвалить не получится. Больших автобусов на улицах города почти нет. Ходят только такие маленькие пазики. На этом забавная надпись «через Алешу», понятная лишь местным. Все автобусы переполнены, люди едут стоя и в давке, что совершенно не может считаться нормальным. Утешает цена — в пригород от центра ехать всего 26 рублей, в два раза дешевле, чем в Петербурге. Но все равно, с транспортом здесь плохо. Автобусы ходят часто, но влезть в них компанией — проблема.

Идем гулять по улицам Орла. Среди современных домов спряталось немало домов старинных. Вот один из них, кирпичный. А рядом — деревянный! Чудом уцелел среди царства камня. Каменный дом. Вроде бы тоже дореволюционный. Красивый дом, который относится к «сталинской архитектуре» — послевоенной застройке, которая имитировала старинный стиль. Чуть отойдешь в сторону — и видно много деревянных домиков. В основном они небольшие. Под крышей у многих круглое окошко — какая-то местная особенность. При доме сохранился за деревянным забором двор, куда ведет калитка. Все как в старину. Рядом старинные деревянные двери. В Петербурге таких почти нигде не осталось. Еще старенькие домики различной сохранности. Некоторые выглядят лучше, некоторые хуже, но разрухи среди старых домов нет нигде, в отличие от Осташкова или Вологды, где значительная часть деревянной застройки сгорела или развалилась. Торчит какая-то старинная железка. Одноэтажный старинный деревянный дом. Уютный деревянный домик. В таком наверно хорошо жить. Еще деревянные дома. В зеленый дом идет желтая газовая труба. Дровами там уже не топят. Старинный двухэтажный дом. Нижний этаж каменный. Еще дом с круглым окном, которое напоминает глаз. Радостно видеть дома обитаемыми, а улицы в хорошем состоянии. Кстати, на них не видно гор мусора, бутылок, окурков, и это хорошо! Очень красивая улица! Здесь сохранился старинный облик провинциального города. Маленькие дома не заслоняют небо, поэтому в таких местах много света. А зеленые деревья на улицах дают свежий воздух. В Орле очень много церквей, и их купола хорошо видны над небольшими домиками. Можно особенно не задумываться о маршруте, просто ходить по центру города, и все время будет попадаться какая-нибудь старинная церковь. Церковь Троицы Живоначальной и Василия Великого. Построена в эпоху царствования императрицы Елизаветы Петровны, примерно в 1743 году. При ней была звонница, которая ныне утрачена. В церкви внутри шел ремонт. Но можно было попасть в нижний храм. Нижний храм использовался зимой, он меньше, и его легко отапливать. Верхний — летом, он не отапливался. Совсем рядом расположен собор Михаила-Архангела. Здесь было очень много машин и людей. Чувствуется, что это очень популярный в городе храм. Внутри я не фотографировал, там было слишком людно. А посмотреть есть на что — множество икон, золотые оклады, много украшений, была даже статуя Христа. Зато снаружи сделал несколько снимков. Храм построен при императоре Александре Первом, между 1801 и 1817 годами. Тогда был в моде классицизм. Каждый провинциальный русский город старался возвести красивую колокольню, и Орел не стал исключением. И это хорошо, потому что позволяет любоваться архитектурой почти в любом старом городе. А колокольни всегда строили красиво, ведь их видно издалека. Единственный кадр, который я сделал внутри. Он дает некоторое впечатление о красоте и роскоши собора. Идем по набережной реки Орлик, которая течет в сторону реки Оки, чтоб скоро с ней соединиться. Набережная окультурена, по ней приятно гулять. Александровский (с 1919 года — Ленинский) мост. Построен в 1880 году при императоре Александре Втором. В 1943 году был взорван немцами, после войны восстановлен. По мосту было автомобильное движение, но к 2000-м годам он стал ветхим, его реставрировали, после чего он стал пешеходным. И это очень здорово на самом деле — он идеально вписался в пешеходное прогулочное пространство Правда, местные здесь не только гуляют. Но и расписывают его надписями со всех возможных сторон. Что печально Заросшая травой лестница. Сюда окультуривание и облагораживание еще не добрались. Пошел посмотреть на памятники неподалеку от набережной. Это памятник писателю Лескову, который жил в Орле. А этот красавец — генерал Ермолов, покоритель Кавказа. Красивый памятник! И гармонично вписан в площадь. Ну а этот злобный старикашка, который зачем-то замахивается крестом, неуклюже сидя на маленькой лошади — царь Иван Грозный. Он резко отличается от красавца и храбреца Ермолова, даже внешне. А внутренне тем более. Ермолов сражался, защищая русские земли от французов, потом покорял Кавказ, расширяя Российскую империю. А Иван Грозный в пух и прах проиграл Ливонскую войну, потерял исконно русские земли, а еще устроил массовую резню в старинных русских городах, его опричники убивали сотнями женщин и детей, земли опустели, Волхов был красным от крови. Царь-выродок, которому в Российской империи никто памятники не ставил, а вот нынешняя власть сочла это возможным. Что много говорит об облике современных губернаторов. Красивая архитектура. Беседка-ротонда на другом берегу Орлика. На набережной не хватает скамеек, посидеть особо негде. На граните в холодную погоду не очень посидишь. Но для летних прогулок вполне хорошо. Обратим еще раз внимание — мусора почти нет, хотя несознательная молодежь то там, то здесь что-то начирикает. Вдали показался пешеходный мост. Он подвесной. Построен в 1967 году. Кто-то подпортил вид рекламой, от которой остался огрызок с номером телефона. На опорах моста тоже что-то пытались наклеить. Бумажные объявления, которых давно почти нет в других городах, тут еще встречаются. Плотина на реке Орлик. Возведена в 1967 году. Назначение ее непонятно. Возможно, сделали просто для красоты, чтоб был искусственный водопад под красивым пешеходным мостом. Водопад, мост и храм вдали. Красивый пейзаж! Собор Богоявления Господня. Построен в 1642-1646 годах. Это время царствования самого первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. В ту эпоху Орел еще не был обычным городом, а был пограничной крепостью, которая еще не утеряла военного значения. В 1837-1838 годы храм был существенно перестроен и расширен, отсюда появился уже классический стиль. В советское время храм дважды закрывался, окончательно его вернули православным в 2015 году. Это старейший храм Орла. Историческое место — слияние Орлика с Окой. Именно здесь основали крепость Орел, чтоб сдерживать набеги степных орд крымских татар. Произошло это в 1566 году. Тогда появилась сеть небольших крепостей — застав, которые подавали сигналы в Москву о приближении вражеского войска. И по возможности, старались его задержать, пока не придет подкрепление. Этот процесс продолжился при Борисе Годунове, который основал несколько мощных крепостей, при первых Романовых строили засечные линии из деревьев, которые являлись преградой для конного войска — примерно как в 20 веке делали линии противотанковых заграждений. Степнякам, которые при Иване Грозном еще запросто могли сжечь всю Москву, становилось нападать все сложнее и сложнее. Окончательно их агрессию остановили при царевне Софье, когда состоялись два похода князя Голицына, который Крым взять так и не смог, но желание нападать на Россию отбил. При императрице Анне Иоанновне процесс завершился — Россия впервые захватила и разгромила Крым, и больше нападать на нас было оттуда некому, вскоре Крым вошел в состав Империи (при Екатерине Второй). А начиналась история противостояния Крымскому ханству вот здесь. Памятник освободителям Орла. Еще один образец сталинской архитектуры, которая имитировала старинный стиль. Пишут, что этот дом был построен с использованием уцелевших после войны фундаментов и стен более старых домов. Ну а мы перешли Оку по мосту. И двинулись на окраину города. На другом берегу нам тоже встречались маленькие деревянные дома. Еще один красивый храм. Это Ахтырский собор. Церковь построили в 1770-е годы, колокольню в 1820-е годы. Интересно, что как и предыдущий собор, этот был закрыт в 1930-е годы, когда Сталин устроил настоящую бойню священников, истребив по стране почти всех, и храмы при этом тоже массово закрывались. При захвате города оба храма вновь открыли. Когда город освобождали, то храмы второй раз закрывать было неуместно, чтоб не портить радость от освобождения, и они поэтому остались действовать. Железнодорожный мост через реку Оку. Дошли до пещеры на берегу Оки, где добывали раньше камень. К сожалению, пещера оказалась выше по уровню сложности, чем мы думали. Внутрь залезли, поползали по первому помещению, где можно было только сидеть, но не стоять

А дальше, в лабиринт, вел узкий лаз, где надо было пролезть метров пять. Видно, что лазают тут часто и что дальше находится большое подземелье. Но лезть по узкому шкурнику я не мог себе позволить — это бы заняло много времени, особенно если учесть, что я не очень узкий… Поэтому посмотрели и пошли обратно. Так выглядит вход в каменоломни. Обратно шли мимо Свято-Введенского женского монастыря. Но было уже темно, и кроме башенки ограды мы ничего не смогли сфотографировать. У вокзала зашли в магазин. Тут сидел довольный местный кот. Я купил ему пакетик корма, но когда вышел, он уже жрал огромный кусок мяса, которым его кто-то угостил. Еще раз убедились, что в Орле к домашним животным относятся хорошо. А это значит, что в городе живут хорошие люди. Кто умеет сострадать и заботиться о слабых — у того гармония в душе. Вокзал ночью красиво подсвечивается цветами Российского флага. Обратно мы поехали в плацкартном вагоне, потому что нам был нужен столик для массового чаепития с пирожными. Рано утром поезд сделал остановку на станции Бологое, и я вышел, чтоб подышать воздухом. И заодно сфотографировать местный паровоз при утреннем освещении. На этом наше путешествие закончилось. Оригинал

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]