Тверская область
герб тверской области народный проект Великий Исток
Для территории области в целом характерен равнинный рельеф, где возвышенные всхолмленные участки моренных равнин и гряд сочетаются с обширными волнистыми водно-ледниковыми или плоскими озерно-ледниковыми и аллювиальными низинами. В большинстве случаев высота поверхности в области не превышает 200 метров абсолютной высоты. Западная часть области занята Валдайской возвышенностью с высотами 200-300 м и более. К Валдайской возвышенности на юге примыкают моренные равнины (Бельская возвышенность). На юго-западе расположена Западно-Двинская низина с чередующимися мелкохолмистыми грядами и зандровыми равнинами. Восточная часть Тверской области имеет более равнинный рельеф. На юго-востоке расположена Верхневолжская низина.
Тверская область расположена в бассейне Верхней Волги и на водоразделе бассейнов Балтийского и Каспийского морей.
Тверская область богата природными ресурсами. На территории региона сосредоточены колоссальные запасы торфа, 60% территории области заняты лесами. Водоемы Тверской области обеспечивают более 70 % потребностей в пресной воде жителей Москвы, Московской области и ряда соседних областей.
Климат Тверской области умеренно-континентальный, характеризующийся переходными чертами от континентального климата восточных районов Европейской территории страны к более влажному климату северо-западных районов.
На территории Тверской области преимущественно супесчаные (местами глинистые) дерново-подзолистые почвы. Крупный массив Оршинского болота (Калининский район) богат торфяно-болотными почвами. Наиболее плодородные земли находятся на востоке области (Кашинский и Калязинский районы).
Тверская область входит в двадцатку самых лесных регионов России. 55% территории региона занято лесами, которые являются важнейшим природным, экономическим потенциалом и важнейшим стабилизирующим компонентом окружающей среды региона.
РАЙОНЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Площадь — 2281 км². Поверхность преимущественно холмистая, покрытая хвойными и смешанными лесами. Наивысшая точка 222 метра над уровнем моря. Климат умеренно-континентальный. На территории района имеется 216 озёр, 40 % занимают леса, 7 % — болота. В лесах района встречается около 200 видов млекопитающих (бурый медведь, лось, кабан, волк, лисица, заяц, рысь, куница и другие), около 240 видов птиц (глухарь, тетерев, рябчик, сова, кукушка и другие), в озёрах — разнообразные виды рыб. Основные реки — Мста, Березайка. Крупнейшие озёра — Кафтино (32,4 км²), Пирос (30,9 км²).
Площадь 2047 км². Основные реки — Молога, Кесьма. История Весьегонский район расположен на северо-востоке Тверской области, граничит с Вологодской областью. Восточная часть района расположена на берегах Рыбинского водохранилища.
Вышневолоцкий район расположен в северо-западной части Тверской области. Граничит: на севере — с Бологовским и Удомельским районами, на востоке — с Максатихинским и Спировским районами, на юге — с Торжокским и Кувшиновским районами, на западе — с Фировским районом.
Район расположен на Западно-Двинской низменности. Площадь района — 1625 км². Граничит с Западно-Двинским, Нелидовским, Бельским районами Тверской области и Духовщинским районом Смоленской области.
Западнодвинский район расположен на юго-западе Тверской области. Граничит на юге со Смоленской, на западе с Псковской областями, а так же с Торопецким, Андреапольским, Нелидовским, Жарковским районами Тверской области. С 2006 года в состав района входят 7 поселений, из них городских — 2, сельских — 5. Всего насчитывается 280 сельских населённых пунктов. Административный центр — город Западная Двина Территория района 2,8 тыс.кв.км. Население района 19,0 тыс.чел.
Площадь 1874 км². Основные реки — Осуга, Негочь, Пречисто-каменка. В 1920 годах произошло укрупнение волостей Тверской губернии: были образованы Борковская и Тысяцкая волости с центром в пос. Кувшиново.
Лесной район расположен на севере Тверской области. На севере он граничит с Пестовским и Мошенским районами Новгородской области, на юге – с Максатихинским, на востоке – с Сандовским, на западе – с Удомельским районами. Максимальная протяженность района с востока на запад составляет 58 километров, с севера на юг – 48 километров.
Археологические разведки и раскопки, проведенные на территории Пеновского района, говорят о том, что данная территория была необычайно притягательна для человеческих коллективов. » Заселение территории стало происходить после Валдайского оледенения, которое началось примерно 60 тыс. лет назад и закончилось 10-12 тыс. лет назад.
Спировский район находится почти в самом центре Тверской области, на водоразделе между бассейнами рек Мологи, Медведицы и Тверцы, в 80 км от областного центра, в 253 от Москвы и в 397 км от Санкт-Петербурга. Район граничит с Вышневолоцким, Удомельским, Максатихинским, Лихославльским и Торжокским районами.
История Сонковской земли уходит глубокими корнями к временам поселений каменного века. Древнейшие археологические находки,обнаруженные на правом берегу реки Сити, относятся к эпохе мезолита и датируются VII-Vтыс.дон.э. Во II-м тыс. до н.э. на территории края пришли племена кочевников –фатьяновцы. Они оставили после себя удивительные предметы материальной культуры– костяные иглы и каменные топоры- молоты. На протяжении многих веков на Сонковской земле проживало финно- угорское племя меря.
Торопецкий район расположен на юго-западе Тверской области. Центром района является самый древний город области. Он рано стал столичным княжеским городом – в 1167 г., когда Ростислав Мстиславович Смоленский отделил торопецкую волость своему сыну Мстиславу. Торопецкая земля общей площадью свыше 28 тысяч кв. м включала в себя нынешние Торопецкий, Западнодвинский, Андреапольский, Пеновский, Оленинский, Нелидовский районы и значительные части Вележского, Жарковского, Усвятского, Куньинского, Холмского, Осташковского, Селижаровского, Ржевского, Бельского районов Тверской, Смоленской, Псковской и Новгородской областей (территория нынешнего района составляет около 12 % площади Торопецкой земли).
Фировский район расположен в северо-западной части Тверской области. Граничит на севере с Валдайским и Демянским районами Новгородской области, Бологовским, Вышневолоцким, Кувшиновским, Осташковским районами Тверской области, а также землями ЗАТО Озёрный.
Источник
Поселения
Бежецкий район
- городское поселение город Бежецк
- Борковское сельское поселение
- Васюковское сельское поселение
- Городищенское сельское поселение
- Житищенское сельское поселение
- Зобинское сельское поселение
- Лаптихинское сельское поселение
- Моркиногорское сельское поселение
- Поречьевское сельское поселение
- Сукроменское сельское поселение
- Филиппковское сельское поселение
- Фралёвское сельское поселение
- Шишковское сельское поселение
- Законом Тверской области от 17 декабря 2015 года № 118-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, Шишковское и Михайловогорское сельские поселения — в Шишковское сельское поселение.
Бельский район
Бологовский район
Жарковский район
Законом Тверской области от 28 марта 2013 года № 19-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Новоселковское и Сычевское сельские поселения в Новосёлковское сельское поселение;
- Щучейское и Троицкое сельские поселения в Щучейское сельское поселение.
Зубцовский район
Калининский район
Калязинский район
Кесовогорский район
Кимрский район
Конаковский район
Законом Тверской области от 6 октября 2011 года № 62-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, Завидовское и Мокшинское сельские поселения в сельское поселение «Завидово».
Кувшиновский район
Законом Тверской области от 17 декабря 2015 года № 119-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Прямухинское, Борковское, Заовражское и Пречисто-Каменское сельские поселения — в Прямухинское сельское поселение;
- Сокольническое, Васильковское и Ранцевское сельские поселения — в Сокольническое сельское поселение;
- Тысяцкое, Большекузнечковское, Борзынское и Пеньское сельские поселения — в Тысяцкое сельское поселение.
Лихославльский район
Законом Тверской области от 17 апреля 2022 года № 24-ЗО были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Первитинское и Кавское сельские поселения в Кавское сельское поселение;
- Ильинское, Крючковское и Вескинское сельские поселения в Вёскинское сельское поселение;
- Барановское и Сосновицкое сельские поселения в Сосновицкое сельское поселение.
Максатихинский район
Законом Тверской области от 8 октября 2014 года № 74-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Зареченское, Кострецкое, Пальчихинское, Ривицкое и Трестенское — в Зареченское сельское поселение;
- Малышевское, Труженицкое и Каменское — в Малышевское сельское поселение;
- Селецкое, Будёновское, Рыбинское и Ручковское — в Рыбинское сельское поселение.
Молоковский район
Законом Тверской области от 17 декабря 2015 года № 120-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Ахматовское, Обросовское и Черкасовское сельские поселения — в Обросовское сельское поселение;
- Делединское и Молоковское сельские поселения — в Молоковское сельское поселение.
Рамешковский район
Ржевский район
Законом Тверской области от 28 марта 2013 года № 22-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, сельские поселения «Шолохово» и «Итомля» в сельское поселение «Итомля».
Сонковский район
Спировский район
Старицкий район
Законом Тверской области от 28 мая 2012 года № 31-ЗО, Старицкое, Красновское и Корениченское сельские поселения преобразованы в муниципальное образование — сельское поселение «станция Старица», с административным центром станция Старица.
Законом Тверской области от 28 мая 2012 года № 32-ЗО, Паньковское и Васильевское сельские поселения преобразованы в муниципальное образование — сельское поселение «Паньково», с административным центром в деревне Паньково.
Законом Тверской области от 28 мая 2012 года № 33-ЗО, Луковниковское и Орешкинское сельские поселения преобразованы в муниципальное образование — сельское поселение «Луковниково», с административным центром в селе Луковниково.
Торжокский район
Законом Тверской области от 17 апреля 2022 года № 23-ЗО были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Будовское и Большепетровское сельские поселения в Будовское сельское поселение;
- Высоковское, Богатьковское и Ладьинское сельские поселения в Высоковское сельское поселение;
- Грузинское и Пироговское сельские поселения в Грузинское сельское поселение;
- Мирновское и Клоковское сельские поселения в Мирновское сельское поселение;
- Мошковское и Тредубское сельские поселения в Мошковское сельское поселение;
- Яконовское, Никольское и Осташковское сельские поселения в Яконовское сельское поселение.
Торопецкий район
Законом Тверской области от 28 марта 2013 года № 20-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Плоскошское, Волокское и Уваровское сельские поселения в Плоскошское сельское поселение;
- Шешуринское и Пожинское сельские поселения в Пожинское сельское поселение.
Фировский район
Поселения упразднённых муниципальных районов
Андреапольский район
В июне 2022 года все поселения Андреапольского района были упразднены и объединены в Андреапольский муниципальный округ.
Весьегонский район
Законом Тверской области от 17 апреля 2022 года № 26-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, Пронинское и Ивановское сельские поселения в Ивановское сельское поселение.
31 мая 2022 года все поселения Весьегонского района были упразднены и объединены в Весьегонский муниципальный округ.
Вышневолоцкий район
Муниципальный район и не входивший в его состав административный центр Вышний Волочёк в 2022 году преобразованы в Вышневолоцкий городской округ.
Западнодвинский район
Законом Тверской области от 23.04.2020 № 19-ЗО Западнодвинский муниципальный район с входящими в его состав городскими и сельскими поселениями в мае 2022 года преобразуется в Западнодвинский муниципальный округ.
Кашинский район
Законом Тверской области от 07 апреля 2022 года N 16-ЗО, все муниципальные образования Кашинского района были преобразованы путём их объединения в Кашинский городской округ.
Краснохолмский район
Законом Тверской области от 28 марта 2013 года № 17-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Глебенское, Нивское и Утеховское сельские поселения в Глебенское сельское поселение;
- Барбинское, Большерагозинское и Высокушинское сельские поселения в Барбинское сельское поселение;
- Лихачёвское, Мартыновское и Ульянинское сельские поселения в Лихачёвское сельское поселение.
Законом Тверской области от 22.04.2020 № 20-ЗО Краснохолмский муниципальный район с входящими в его состав городским и сельскими поселениями в мае 2022 года преобразуется в Краснохолмский муниципальный округ.
Лесной район
29 декабря 2022 года район с входящими в его состав сельскими поселениями упразднён с преобразованием в Лесной муниципальный округ.
Нелидовский район
Законом Тверской области от 07 апреля 2022 года N 17-ЗО, все муниципальные образования Нелидовского района были преобразованы путём их объединения в Нелидовский городской округ.
Оленинский район
29 декабря 2022 года Оленинский район с входящими в его состав городским и сельскими поселениями упразднён с преобразованием в Оленинский муниципальный округ.
Осташковский район
Законом Тверской области от 28 марта 2013 года № 16-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, Щучьенское и Святосельское сельские поселения в Святосельское сельское поселение.
Законом Тверской области от 17 апреля 2022 года № 27-ЗО, все муниципальные образования Осташковского района были преобразованы путём их объединения в Осташковский городской округ.
Пеновский район
Законом Тверской области от 23.04.2020 № 20-ЗО Пеновский муниципальный район и входящие в его состав городское и сельские поселения в мае 2022 года преобразуются в Пеновский муниципальный округ.
Сандовский район
Законом Тверской области от 28 марта 2013 года № 18-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, Топоровское и Старосандовское сельские поселения в Топоровское сельское поселение.
Законом Тверской области от 23.04.2020 № 21-ЗО Сандовский район и входящие в его состав городское и сельские поселения преобразуются в мае 2022 года в муниципальный округ.
Селижаровский район
Законом Тверской области от 28 марта 2013 года № 21-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, Максимковское и Дмитровское сельские поселения в Дмитровское сельское поселение.
Законом Тверской области от 17 апреля 2022 года № 25-ЗО были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:
- Большекошинское и Елецкое сельские поселения в Большекошинское сельское поселение;
- Селищенское и Шуваевское сельские поселения в Селищенское сельское поселение;
- Березугское, Захаровское, Ларионовское и Талицкое сельские поселения в Селижаровское сельское поселение.
Законом Тверской области от 23.04.2020 № 23-ЗО Селижаровский муниципальный район и входящие в его состав городское и сельские поселения преобразуются в Селижаровский муниципальный округ.
Удомельский район
С 2006 года в состав муниципального района входило 13 поселений, из них 1 городское и 12 сельских.
Законом Тверской области от 8 октября 2014 года № 75-ЗО, муниципальные образования Таракинское и Удомельское сельские поселения были преобразованы, путём их объединения, во вновь образованное муниципальное образование Удомельское сельское поселение.
Законом Тверской области от 7 декабря 2015 года № 117-ЗО, 18 декабря 2015 года все муниципальные образования Удомельского района были преобразованы в Удомельский городской округ.
История
До 1918 г.
В 19 веке территория была поделена между следующими уездами :
1918–1935 гг.
30 мая 1922 года Зубцовский, Калязинский и Корчевский уезды были упразднены и объединены в Ржевский, Кашинский и Кимрский уезды соответственно.
В Московской области три округа были образованы на территориях, впоследствии образовавших Тверскую область. В их состав входили следующие районы:
23 июля 1930 г. округа были упразднены, и районы стали напрямую подчиняться областям. 20 ноября 1931 года Тверь была переименована в Калининскую.
После 1935 г.
29 января 1935 года на территории Московской, Западной и Ленинградской областей была образована Калининская область. Город Калинин стал административным центром области.
Первоначально в него входили следующие районы:
Во время Второй мировой войны с 1941 по 1944 г. западная часть области была оккупирована немецкими войсками.
В середине 1960-х в области прошла неудачная хрущевская административная реформа, когда районы сначала были разделены на крупные сельскохозяйственные и промышленные округа, а через несколько лет они были упразднены, и область получила районную структуру, несколько отличную от прежней. реформа.
В 1990 году Калининская область была переименована в Тверскую область.
Упраздненные районы
После 1927 г. (за исключением несостоявшейся реформы 1963-1965 гг.) Границы между районами иногда менялись, и в результате некоторые из них упразднялись. В этот список вошли районы, существовавшие в нынешнем районе Тверской области.
Переименованные районы
Некоторые районы были переименованы: Тверской в Калининский, Кузнецовский в Конаковский, Каменский в Кувшиновский, Кировский в Селижаровский; Новоторжский в Торжокский. Каменский и Кировский районы не были переименованы напрямую, а были упразднены, а затем восстановлены под другим названием.
Источник
Административно-территориальное устройство
Согласно Закону «Об административно-территориальном устройстве Тверской области», с учётом новейших административно-территориальных изменений, субъект РФ включает следующие административно-территориальные единицы и территориальные единицы (населённые пункты)::
5 мая 2022 года были упразднены с преобразованием в округа Западнодвинский, Пеновский, Сандовский, Краснохолмский, Селижаровский районы, города Красный Холм и Западная Двина наделены категорией городов окружного значения; количество поселений сокращено до 238 (29 городских и 165 сельских).
Устав Тверской области до 2022 года выделял:
29 октября 2022 года были внесены поправки в Устав, в соответствии с которыми административно-территориальное устройство выглядит так:
Распределение территориальных единиц (населённых пунктов) согласно поправкам выглядит так:
Административным центром Тверской области является город Тверь
.
Округа и районы
Тверская область
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ федеральный округ России. Тверская область. Площадь 84,2 тыс.кв.км.. Образована 29 января 1935 года. Административный центр Тверской области — г. Тверь
Тверская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа, расположена на западе средней части Восточно-Европейской равнины.
Тверская область входит в Центральный экономический район. В области большие возможности для развития сельского хозяйства, но недостаточная численность сельского населения. Сельское хозяйство области специализируется на молочно-мясном скотоводстве и льноводстве. Значительно развиты свиноводство и птицеводство. Ведутся посевы ржи, овса, кормовых культур; картофеля, овощей.
Отрасли промышленности: Машиностроение, Пищевая, Деревообрабатывающая, Производство стройматериалов и отделочных материалов, Стекольная, Текстильная и кожевенно-обувная, Химическая, Полиграфическая. На территории области располагаются крупнейшие электростанции. Область бедна ценными полезными ископаемыми, кроме торфа, керамических глин и кварцевого песка.
Тверская область обладает выгодным транспортно-географическим положением между двумя крупнейшими городами России.
5 ноября 1775 года было учреждено Тверское наместничество, преобразованное в 1796 году в Тверскую губернию. 14 января 1929 года Тверская губерния была упразднена, а ее территории вошли в состав Московской и Западной областей. Калининская область образована постановлением Президиума ВЦИК от 29 января 1935 года. 17 июля 1990 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Калининская область переименована в Тверскую.
Награждена орденом Ленина 6 декабря 1966 года — за мужество и стойкость, проявленные трудящимися в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны и за достигнутые успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства.
Географическая характеристика Тверской области
Тверская область, расположенная в северо-западной части России на 55,5-58,5 градусах северной широты и 31-38 градусах восточной долготы, входит в состав Центрального экономического района России. Дата ее образования 29 января 1935 г. Протяженность Тверской области с запада на восток составляет 450 км, с севера на юг – 250 км. Расстояние от областного центра до Москвы – 167 км, до Санкт-Петербурга – 485 км. Площадь Тверской области – 84,2 тыс.кв.км. По занимаемой территории она одна из самых больших в европейской части России.
Тверская область граничит на севере с Вологодской областью, на северо-западе – с Новгородской, на востоке – с Ярославской, на западе – с Псковской, на юге – со Смоленской и на юго-востоке – с Московской.
Тверская область включает в себя:
Всего 351 муниципальных образований. В состав Тверской области входят:
Административным центром Тверской области является город Тверь. Численность населения субъекта Российской Федерации составляет 1 260 380 чел., плотность – 14,97 чел./км2.
Более половины территории области покрыто лесами, относящимися к типу смешанных или хвойно-широколиственных.
Тверской регион славится подземными минеральными водами, которые используются в качестве лечебно-столовых, а также для водолечения на курортах.
Источник
Города, Городские округа и Муниципальные районы Тверской области
Города Тверской области: Тверь, Андреаполь, Бежецк, Белый, Бологое, Весьегонск, Вышний Волочёк, Западная Двина, Зубцов, Калязин, Кашин, Кимры, Конаково, Красный Холм, Кувшиново, Лихославль, Нелидово, Осташков, Ржев, Старица, Торжок, Торопец, Удомля.
Городские округа Тверской области: Городской округ «Город Тверь» Городской округ «Город Вышний Волочек» Городской округ «Город Кимры» Городской округ «Город Ржев» Городской округ «Город Торжок» Городской округ «Озерный ЗАТО» Городской округ «Солнечный ЗАТО»
Муниципальные районы Тверской области, Административный центр: Андреапольский район — г. Андреаполь Бежецкий район — г. Бежецк Бельский район — г. Белый Бологовский район — г. Бологое Весьегонский район — г. Весьегонск Вышневолоцкий район — г. Вышний Волочёк Жарковский район — пгт Жарковский Западнодвинский район — г. Западная Двина Зубцовский район — г. Зубцов Калининский район — г. Тверь Калязинский район — г. Калязин Кашинский район — г. Кашин Кесовогорский район — пгт Кесова Гора Кимрский район — г. Кимры Конаковский район — г. Конаково Краснохолмский район — г. Красный Холм Кувшиновский район — г. Кувшиново Лесной район — село Лесное Лихославльский район — г. Лихославль Максатихинский район — пгт Максатиха Молоковский район — пгт Молоково Нелидовский район — г. Нелидово Оленинский район — пгт Оленино Осташковский район — г. Осташков Пеновский район — пгт Пено Рамешковский район — пгт Рамешки Ржевский район — г. Ржев Сандовский район — пгт Сандово Селижаровский район — пгт Селижарово Сонковский район — пгт Сонково Спировский район — пгт Спирово Старицкий район — г. Старица Торжокский район — г. Торжок Торопецкий район — г. Торопец Удомельский район — г. Удомля Фировский район — пгт Фирово
Источник
Муниципальное устройство
Муниципальное устройство Тверской области, с учётом новейших изменений, выглядит так:
- 11 городских округов,
- 9 муниципальных округов,
- 22 муниципальных района, 29 городских поселений,
- 165 сельских поселений.
5 мая 2022 года были упразднены Западнодвинский, Пеновский, Сандовский, Краснохолмский, Селижаровский муниципальные районы и все входящие в их городские и сельские поселения с преобразованием в муниципальные округа; количество городских поселений сокращено до 29, сельских до 165.
Городские и муниципальные округа и муниципальные районы
Западные районы тверской области это какие районы
Население региона насчитывает более 1 миллиона 300 тысяч жителей. Из них каждый четвёртый человек живет за пределами городов.
Столица Верхневолжья – Тверь. Это один из древнейших городов России. В 14-15 веках Тверь соперничала с Москвой за статус столицы русских земель.
Расстояние от областного центра до Москвы – 167 км, до Санкт-Петербурга – 485 км. По территории региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали в Северную и Центральную Европу.
Одним из главных богатств области являются природные ресурсы. Больше половины всей её территории занимает лес. Его площадь превышает 5 миллионов гектаров.
В регионе насчитывается 1769 озер и около 800 рек. В том числе, это великая русская река Волга (на территории региона расположен ее исток, а также исток реки Западная Двина – Даугава) и известное по всей стране озеро Селигер. Также в Тверской области расположено 9 водохранилищ, среди них Иваньковское, Рыбинское, Угличское, Вышневолоцкое и др.
Ещё одна визитная карточка Верхневолжья – подземные минеральные воды. В городе Андреаполе в 1806 году был открыт один из первых курортов России. Минеральные
источники в городе Кашине в дореволюционные времена пользовались славой российских Карловых Вар. Минеральную воду разных марок производят в регионе и сегодня.
Широко востребованы водные ресурсы Тверской области. Они формируют один из главных источников водоснабжения Москвы и Подмосковья. В целом, в западной части области на Валдайской возвышенности формируются источники питьевой воды для Европейской части России, Белоруссии, Украины и стран Балтии.
Основа экономики региона – это промышленность и сельское хозяйство. В индустриальном комплексе производится более четверти объема валового регионального продукта. Основные отрасли промышленности в регионе – станко-, авиа- и машиностроение, химическая, фармацевтическая, полиграфическая промышленность, производство бумаги и картона, пищевая и электротехническая отрасли.
Агропромышленный комплекс – традиционная специализация Тверской области. В регионе расположены порядка 2,5 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Регион занимает лидирующие позиции в России по площадям льна-долгунца, по производству и переработке мясной продукции, выращиванию пушных зверей и другим.
Работа социальных отраслей Тверской области опирается на сильную разветвленную инфраструктуру. Медицинскую помощь населению области оказывают 87 медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Тверской области, 250 офисов врачей общей практики, 10 участковых больниц, 27 врачебных амбулаторий, 509 фельдшерско-акушерских пунктов и 56 фельдшерских пунктов, в которых работает около 5 тысяч врачей и около 11 тысяч человек среднего медицинского персонала.
Система образования представлена 460 детскими садами, 518 школами и их филиалами, 36 учреждениями среднего профессионального образования. Высшую школу формируют ведущие научно-образовательные центры, такие как Тверской государственный университет, Тверской государственный технический университет, Тверская государственная сельскохозяйственная академия, Тверской государственный медицинский университет.
Спортивный комплекс региона объединяет 3611 спортивных сооружений, единовременная пропускная способность которых составляет 78387 человек в час.
В Тверской области насчитывается более 10 тысяч памятников истории и культуры. По этому показателю регион входит в число лидеров в России. 14 городов области имеют статус «Исторического города». Среди них Тверь, Торжок, Осташков, Кашин, Калязин, Весьегонск, Вышний Волочек и др.
На территории области находятся такие широко известные комплексы, как Императорский Путевой Дворец в Твери, мемориальные усадьбы, связанные с пребыванием на Тверской земле А.С.Пушкина.
Тверская областная картинная галерея – один из старейших губернских музеев России, который является крупнейшим в области хранилищем культурных ценностей XIV-XX веков, насчитывающим почти 18 тысяч произведений изобразительного искусства различных жанров и направлений.
Также в регионе работают 5 профессиональных театров, областная академическая филармония, Тверской государственный объединенный музей, в состав которого входят 32 учреждения.
В регионе расположены древнейшие православные обители, такие как Нило-Столобенская Пустынь в Осташковском районе, Борисоглебский монастырь в Торжке, Свято-Успенский монастырь в Старице.
Сейчас регион использует большой рекреационный и туристический потенциал для развития экономики, создания новых рабочих мест.
Ежегодно Верхневолжье посещают порядка полутора миллионов гостей.
Основные направления развития туризма в регионе – это водный и автомобильный туризм, паломнический и познавательный, гастрономический, а также активный отдых на природе.
Федеральный округ:
Центральный
Экономический район:
Центральный
Код субъекта РФ:
69
Часовой пояс:
MSK (UTC+3)
В Тверской области:
Территория Тверской области едина и является составной частью территории Российской Федерации.
Территория Тверской области состоит из административно-территориальных единиц, включающих в себя территориальные единицы.
В состав Тверской области входят:
города: Андреаполь, Бежецк, Белый, Бологое, Вышний Волочек, Весьегонск, Западная Двина, Зубцов, Кашин, Калязин, Кимры, Конаково, Красный Холм, Кувшиново, Лихославль, Нелидово, Осташков, Ржев, Старица, Тверь, Торжок, Торопец, Удомля;
городские округа: город Кимры, город Ржев, город Тверь, город Торжок, Вышневолоцкий, Кашинский, Нелидовский, Осташковский, Удомельский;
муниципальные округа: Андреапольский, Весьегонский, Западнодвинский, Краснохолмский, Лесной, Лихославльский, Молоковский, Оленинский, Пеновский, Рамешковский, Сандовский, Селижаровский, Спировский;
муниципальные районы: Бежецкий, Бельский, Бологовский, Жарковский, Зубцовский, Калининский, Калязинский, Кесовогорский, Кимрский, Конаковский, Кувшиновский, Максатихинский, Ржевский, Сонковский, Старицкий, Торжокский, Торопецкий, Фировский;
закрытые административно-территориальные образования: «Озерный», «Солнечный»;
иные административно-территориальные и территориальные единицы.
Административным центром Тверской области является город Тверь, статус которого определяется Законом области.»
Источник
Наступит ли объединение?
Последний год в Тверской области проходит под знаком объединения муниципалитетов.
Тенденция была такова, что вместо прежних привычных всем районов стали появляться новые городские округа. Процессы объединения муниципалитетов были запущены в Кашинском, Нелидовском, Вышневолоцком, Торжокском и Весьегонском районах. В одних районах объединение проходило гладко, а в других – обернулось самым настоящим скандалом, став благодатной почвой для внутренних конфликтов.
Вместе с тем, сегодня любому непредвзятому наблюдателю очевидно, что система органов местного самоуправления в том виде, в каком её задумывали авторы за кона о местном самоуправлении, не работает. Подавляющее большинство городских и сельских поселений так и не стали экономически самодостаточными единицами, способными эффективно решать все те вопросы местного значения, отнесённые законом к их ведению. А продолжающийся отток населения из сельской местности только усугубляет эту проблему. Поэтому вполне логично, что выход из сложившейся ситуации государство попыталось найти в объединении таких территорий.
По большому счёту, рецептов экономического возрождения сельских территорий не так уж и много, их всего два: это создание более крупных муниципалитетов, которые бы обладали большим экономическим потенциалом и человеческим капиталом, и изменение налоговой системы таким образом, чтобы больше налогов оставались в местном самоуправлении, а может даже и полный отказ со стороны государства от ряда налогов в пользу муниципалитетов, таких как, например, налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций и транспортного налога. Всё это сегодня активно обсуждается и, вполне возможно, в скором будущем мы это увидим, но без более крупных по населению и экономически самодостаточных муниципалитетов местное самоуправление уже не выживет и ему не поможет никакая налоговая реформа. Чтобы сохранить многое, нужно было поступиться малым.
Но на пути объединения муниципалитетов, их укрупнения встала проблема правового характера: как быть с сельскими территориями? Закон о местном самоуправлении оставлял только один путь создания унитарных муниципальных образований – это формат городского округа. И здесь сразу же возникли многочисленные трудности. Да, с одной стороны регионы стремились упростить схему управления, чтобы сократить штат чиновников, местной администрации, депутатов и экономить бюджет. Но граждане, фактически оставаясь жителями сельских поселений, формально превращались в горожан, а это совершенно разные условия. Новые «городские» тарифы и нормативы, перераспределение социальных учреждений, центров оказания государственных и муниципальных надбавок и льгот, участие в государственных «сельских» программах и так далее – всё это нередко вызывало непонимание и недовольство со стороны жителей тех муниципалитетов, где происходило объединение, становилось питательной средой для многочисленных конфликтов, и требовало от регионального руководства дополнительных усилий по сохранению status quo, прежнего положения на селе.
Необходимость появления муниципального образования нового формата, который давал бы возможность объединять поселения, но без нарушения прав сельских жителей и без необходимости создавать городские округа там, где для них нет ну никакого основания – эта идея буквально витала в воздухе. И сегодня такой вид муниципалитета, наконец, появился.
В предпраздничном шуме и суете совсем незамеченной прошла новость, которой, как нам кажется, предстоит полностью изменить административно-территориальное деление России уже в самом ближайшем будущем. 18 апреля Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а уже 6 мая его подписал президент, и он вступил в законную силу.
Суть изменений следующая.
В систему местного самоуправления вводится новый вид муниципального образования – муниципальный округ, под которым понимается несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По словам авторов закона, сама инициатива введения нового вида муниципального образования – муниципального округа как раз преследует цель защитить права граждан, проживающих в сельской местности.
Фактически это означает, что все субъекты РФ очень скоро перейдут с двухуровневого территориального деления (сельское или городское поселение – район) на одноуровневое (муниципальный или городской округ). Очевидно, что в самом скором будущем нас ожидает объединение всех сельских и городских поселений районов Тверской области в единые муниципальные округа. Если раньше административно-территориальное деление России выстраивалось больше с оглядкой на европейские образцы (община или коммуна – округ – регион), то сегодня, очевидно, примером служит больше американская модель, в которой штаты или регионы разделены на графства и городские округа, что полностью соответствует нашим муниципальным и городским округам.
Сколько было сломано копий по инициативе создания городских округов! Здравое зерно в идее увеличения площади городов Тверской области, безусловно, имелось. Очевидно, что практически всем существующим сегодня городам нашего региона тесно в их нынешних границах. Их территория фактически ограничена селитебной частью и не имеет пространства для развития. Это особенно сильно ощущается сейчас, когда появились программы предоставления земельных участков многодетным семьям, когда городские власти выставляет на торги участки под индивидуальное строительство. Но качество самих земель просто отвратительное, во многих случаях – это просто болотины, в которые после приобретения нужно вложить не один миллион рублей, чтобы привести их более-менее нормальный вид, привезти десятки, если не сотни машин песка и земли. У городов мало пригодной для застройки и ведения приусадебного хозяйства земли, для реализации бизнес-проектов и создания туристических зон, для развития сельскохозяйственной деятельности и т.п. При этом окружающие города сельские поселения малолюдны, там имеется избыток земли, пригодной для ведения своего хозяйства и постройки своего дома. Очевидно, что в состав многих городов Верхневолжья должна быть включена сельская округа. Только тогда у наших городов появится столь необходимый им простор для развития.
И не обязательно всем идти по одному-единственному пути, можно ведь себе представить и иную модель объединения.
Так, например, Весьегонский городской округ вполне мог бы получиться, если объединить город Весьегонск только с одним Ивановским сельским поселением (без бывшего Пронинского), а остальные сельские поселения Весьегонского района превратить в два самостоятельных муниципальных округа: Ёгонский МО, который включал бы в свой состав Ёгонское и Любегощинское сельские поселения, и Овинищенский МО, в составе Кесемского, Романовского, Чамеровского и бывшего Пронинского сельских поселений. Такое решение стало бы разумным компромиссом между самыми разными конкурирующими проектами.
Торжокский городской округ – это вполне здравая идея, но если только объединять город Торжок с непосредственно окружающими его поселениями, без Мокшинского, Высоковского, Сукроменского и Страшевичского сельских поселений, которые вполне могут составить свой собственный муниципальный округ, тем более, что раньше они были отдельным Высоковским районом. Это же касается и Марьинского сельского поселения, которое больше тяготеет к Медновскому – эти два поселения вполне могут стать самостоятельным муниципальным округом, тем более что и население, и экономический потенциал у них для этого имеется.
Другой перспективный проект – это создание Кимрского городского округа, который может быть создан путём объединения города Кимры с Фёдоровским, Центральным, Титовским и Приволжским поселениями. В то же время остальные сельские поселения района вполне могут составить отдельный муниципальный округ с центром в селе Горицы, тем более, что раньше они и так были Горицким районом.
Давно уже назрела необходимость раздела на городские и муниципальные округа Конаковского и Калининского района. Юрьево-Девичьевское и Первомайское сельские поселения никак не связаны с остальной частью Конаковского района, до Конаково оттуда даже нет прямого транспортного сообщения и дорог, оба поселения больше тяготеют к бывшим Рождественским и Каблуковским сельским округам Каблуковского сельского поселения Калининского района, тем более, что ещё совсем недавно они были с ними одним районом – Оршинским районом, а теперь в ходе муниципальной реформы могут вновь стать единым муниципальным округом. Городенское и Старомелковское сельские поселения, городские поселения Изоплит, Редкино и Радченко в Конаковском районе уже сейчас фактически образуют единую городскую агломерацию, и будет вполне логично, если они станут отдельным городским округом. Козловское, Завидовское и Мокшинское сельские поселения, городские поселения Козлово и Новозавидовский и по населению и по экономическому потенциалу вполне могут быть выделены в самостоятельный муниципальный округ. Южная часть Калининского района с центром в селе Тургиново давно уже созрела для выделения в самостоятельное муниципальное образование, и изменения в законе о местном самоуправления здесь подоспели как нельзя кстати, также как и юго-западная часть с центром в селе Колталово, тем более что раньше эти территории были отдельными Тургиновским и Емельяновским районами в составе Калининской области.
И таких примеров можно привести множество.
Совсем необязательно мыслить шаблонно, пытаясь создавать новые муниципальные и городские округа путём механического преобразования существующих районов – нужно отталкиваться от самих территорий, их истории и населения, тем более что существующая сетка из 36 районов, возникшая в ходе административной реформы 1956-1965 годов, далека от идеала и, если говорить прямо, то неудачна. Во многом именно административная реформа 1956-1965 годов и дала толчок к последующему упадку сельских территорий сначала Калининской, а позднее – Тверской области: раньше большое количество районных центров позволяло поддерживать на высоком уровне социальную и транспортную инфраструктуру в регионе, в каждом райцентре имелись свои автозаправочные станции, не только детские сады и школы, но даже средние профессиональные учебные заведения, правоохранительные органы и пожарные части.
В условиях грядущей муниципальной реформы и появления «муниципальных округов», нужно остерегаться соблазна пойти по пути наименьшего сопротивления и попросту «слить» все поселения районов в один-единственный муниципальный округ. Это не решение проблемы развития территорий. Бездумно ликвидируя сельские и городские поселения, наиболее приближенные к простым людям, их нуждам и чаяниям, региональная власть лишается единственного канала коммуникации с местными сообществами и локальными группами, а сами местные жители – реально влиять на происходящее в своей округе. Поэтому, на мой взгляд, следует стремиться к восстановлению прежней сетки муниципалитетов, существовавшей до реформы 1956-1965 годов, только уже вместо районов и волостей – муниципальных и городских округов, опираться, в первую очередь, на свою собственную историю.
В любом случае, объединение муниципалитетов – вещь серьёзная, здесь необходимо, что называется, перед тем как «отрезать» или объединить семь раз «отмерить» – всё продумать, обсудить и взвесить. Должна быть широкая общественная дискуссия на тему того, как должно происходить объединение, в каких формах и в каком составе следует создавать новые муниципальные и городские округа.
И здесь, честно говоря, удивляет практически полное отсутствие интереса к столь важному процессу со стороны всех без исключения политических партий, которые, казалось бы, и должны стоять в первых рядах этой общественной дискуссии. Ведь объединение муниципалитетов напрямую затрагивает практически всех жителей нашего региона, это не только электоральные перемены, но и смещение властных центров, ломка привычного порядка управления и решения местных вопросов.
Складывается такое впечатление, что укрупнение муниципалитетов сегодня интересно только региональным властям, средствам массовой информации, разного рода общественным организациями и местным активистам, но только не политическим партиям. Все так называемые парламентские партии фактически самоустранились от этого процесса: «Справедливая Россия» и ЛДПР просто пропали с политического горизонта, канули в лету, КПРФ не имеет чёткой и сформулированной позиции по этому вопросу. На этом поле «Единая Россия» чувствует себя одиноко и, видимо, по этой причине не сильно старается как-то аргументировать свою позицию: до сих пор мы так и не услышали внятной дорожной карты по укрупнению муниципальных образований в Тверской области. При этом все эти политические силы имеют собственные фракции в районных собраниях депутатов и городских думах, в их силах сделать процесс объединения муниципалитетов максимально плавным и эффективным, но мы не видим самого главного – даже малейшего интереса с их стороны.
На сегодняшний день в Тверской области сложилась парадоксальная ситуация. Процесс укрупнения муниципалитетов инициировала региональная власть, во всех затронутых объединением районах идёт самая широкая общественная дискуссия, ломаются копья за и против предложенных властью форматов объединений, кипят нешуточные страсти, но депутаты от политических партий в подавляющем большинстве случаев никак не участвуют во всём этом, заняв позицию сторонних наблюдателей. Кому как не партиям предлагать политические решения и проекты, но в нашем регионе ситуация обратная. Свои предложения по муниципальной реформе высказывает пресса, общественники и местные жители, все, кроме тех, кто по идее и должен это делать, кроме тех, кто ежегодно получает огромные суммы деньги из бюджета на свою деятельность – парламентских партий.
И это печально. Ведь чем больше идей, проектов и мнений – тем более сбалансированной и продуманной будет реформа, тем больше интересов будет учтено при её осуществлении и меньше в сухом остатке окажется «наломанных дров».
В любом случае, после закона 6 мая нас ждёт масштабная муниципальная реформа. И здесь самое главное – это руководствоваться, прежде всего, интересами людей, опираться при её осуществлении на историю и особенности каждой территории, и не допускать механического подхода к тому или иному объединению. Мыслить не шаблонно в формате «один район – один муниципальный округ», а в каждом случае по-разному, с учётом всех факторов и местных интересов.
Иван КУЗНЕЦОВ
Для того, чтобы получить более полную и объективную картину происходящих преобразований в области местного самоуправления, мы обратились за комментарием к депутату Законодательного собрания Тверской области, заместителю председателя постоянного комитета по социальной политике Сергею Рогозину.
Сергей Рогозин:
«Статья затрагивает действительно важные вопросы. Тренд на объединение муниципальных образований, их укрупнение – это федеральный тренд, последний закон от 6 мая наглядное тому подтверждение. Вместе с тем, мы по-прежнему до конца не понимаем, каковы будут итоги такой политики. Безусловно, имеются экономические резоны в укрупнении муниципалитетов, но, фактически, речь идёт о ликвидации двухуровневой системы местного самоуправления (район – поселение), которая гарантирована Конституцией России и международными обязательствами нашей страны. Эксперты Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и прав человека на протяжении последних лет озвучивают свои опасения, что в ходе подобной муниципальной реформы муниципалитеты окажутся подотчётными не населению, а региональным властям, что противоречит самому духу местного самоуправления.
В реформе есть и положительное зерно, но есть и опасения. Необходимо Соломоново решение, которое бы закрепило баланс интересов и гарантировало независимость местного самоуправления как от региональных властей, так и от федерального центра. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления ещё в 1998 году, базовые принципы этого документа закреплены в нашей конституции. Но уже 131-й закон был отступлением от многих важных положений Хартии, так, например, из компетенции местного самоуправления были исключены полномочия в области образования и здравоохранения, существенно сужена возможность организовывать экономическую жизнь на территории своего муниципалитета, перечень местных налогов также вызывает много вопросов.
Отдельного исследования заслуживает пассивность политических партий, которые больше заняты внутренними дрязгами, чем вопросами по-настоящему волнующими жителей нашего региона. Сегодня политические партии, все без исключения, фактически самоустранились от обсуждения и важных и насущных проблем, стоящих перед нашим регионом и обществом, переложив инициативу и ответственность на плечи областного правительства. Но ведь не боги горшки обжигают. Нужен баланс мнений, нужна широкая общественная дискуссия на тему того, каким мы хотим видеть будущее Тверской области, но ничего этого, к сожалению, нет.
Трудно сказать, каким будет итог муниципальной реформы, но в любом случае объединение муниципалитетов – это всего лишь инструмент. И как любой другой инструмент в умелых руках он принесёт пользу и послужит делу созидания и развития, а в неумелых – разломает и сокрушит всё вокруг».
Поделиться:
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые обнаруженные и разрабатываемые на территории Тверской области это, главным образом отложения древних морей, озер и болот, и отчасти следствие деятельности ледников (обломочные породы).
Территория области бедна ценными полезными ископаемыми, промышленное значение имеют пласты бурого угля Подмосковного угольного бассейна. Крупнейшее месторождение — Большое Нелидовское, давшее с 1948 по 1996 год около 21 млн тонн.
На низменных участках широко распространены мощные торфяные залежи общим объёмом в 15,4 млрд.м³. Рассчитанные запасы торфа составляют 2051 млн.т, что составляет около 7 % запасов Европейской части России. В промышленном масштабе освоено 43 месторождения торфа общей площадью около 300 тыс.га, основные эксплуатируемые запасы сконцентрированы в пяти месторождениях расположенных в центральной и южной частях региона. С 1971 по 1999 годы разработано более 44 млн.т топливного торфа.
Распространены известняки (под городом Старица уже несколько веков разрабатываются запасы известняка. Доломитовые известняки распространены по берегам рек Вазузы, Осуш, Цны (мраморовидные известняки), встречаются залежи легкоплавких и огнеупорных глин и кварцевого песка, сапропелей, многочисленны подземные пресные и минеральные водные пласты, открытые источники (наиболее известна лечебно-столовая вода «Кашинская»).
Имеются запасы черепичных, кирпичных, и гончарных глин, кварцевых песков, есть залежи каменного угля, каменной соли.
Климат
Климат области умеренно континентальный, переходный от континентального, востока европейской территории страны, к более влажному- северо-западных регионов. Область лежит в зоне комфортных для жизни и отдыха климатических условий. Среднесуточные температуры летом — плюс 15-20°С, зимой — минус 5-15°С. Среднегодовое количество осадков колеблется от 560 до 720 мм, наибольшее количество осадков выпадает на западных склонах Валдайской возвышенности. Устойчивый снежный покров устанавливается в конце ноября — начале декабря, продолжительность периода со снежным покровом 140—150 дней, мощность 40-60 см, при максимальной глубине 80 см.
Средние температуры января от −8 до −16 °C, июля +17…+18 °C. Осадков около 600—700 мм в год.
Гидроресурсы
На территории области свыше 800 рек длиной более 10 км общей протяжённостью около 17 000 км. Основная река — Волга (685 км). Её исток находится в Осташковском районе. Также в области особенно значимы и другие реки: Западная Двина (262 км), Тверца (188 км), Медведица (269 км), Молога (280 км) и Межа (259 км). По территории области проходит водораздел Каспийского и Балтийского морей. [1]
Озёра
На территории региона 1769 озёр (1,4 % территории), в том числе Селигер (259,7 км²), Верхневолжские озёра, Великое, Верестово, Пирос и Шлино. Максимальная озёрность на западе и северо-западе области. Самые глубокие озёра области (эворционные) — Бросно (41,5 м) и Долосец (41 м).
Водохранилища
Болота
Болота занимают около 7 % от общей площади области.
Лесные ресурсы
Регион находится в лесной зоне, в подзоне южной тайги, переходящей в широколиственно-тёмнохвойные леса на северо-западе и массивы сосновых лесов в северной и юго-западной частях.
Леса занимают 4,5 млн га (около 2,0 млн га хвойных пород), или 53 % от общей площади области. Общие запасы древесины в регионе — 658 млн м³. Запасы спелого леса оцениваются в 147,8 млн м³, включая ресурсы, предназначенные для эксплуатации, — около 100 млн м³. Расчётная лесосека установлена в объёме 6,2 млн м³/год, объём лесозаготовок составляет около 34 % лесосеки (2003).
Примечания
География субъектов Российской Федерации | |
Республики | Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия — Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия |
Края | Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский |
Области | Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская |
Города федерального значения | Москва • Санкт-Петербург |
Автономная область | Еврейская |
Автономные округа | Ненецкий • Ханты-Мансийский • Чукотский • Ямало-Ненецкий |