Морской собор в Кронштадте Никольский. История, фото внутри, часы работы, как доехать, экскурсии

Город-порт Кронштадт – самый удалённый пригород Санкт-Петербурга, который был заложен Петром Великим, как оборонительный населённый пункт. Его расположение идеально подходило для развития морского дела. Здесь был построен первый ледокол в мире, появился Балтийский флот и установлены гидротехнические новшества того времени. Место сыграло значимую роль в развитии страны, поэтому сюда стоит съездить туристам за новыми впечатлениями.

История города

1703 год – Пётр I заложил первый форт на Финском заливе. Затем возвели крепость в 1704 году, с этой даты и началось возведение нового населённого пункта. Тут была основана военно-морская база страны, к которой пристроили госпиталь, медицинское учебное заведение, порты, инженерные учреждения и т.д.

@kronshtadt_official

Вначале XX века последовал ряд восстаний, было убито много местного населения. В годы Второй мировой войны городская архитектура потерпела большие бомбардировки. Были разрушены заводы, достопримечательности и обычные дома. До сих пор проходят восстановительные работы. До 1996 года город являлся закрытым для посещения. Затем его открыли, и оно стало привлекать сотни тысяч туристов, которые ближе хотят познакомиться с Петровской эпохой.

Достопримечательности Кронштадта

Одной из знаковых достопримечательностей Кронштадта считается Морской Никольский собор. Храм является действующим и расположен в центре города. Архитектурный стиль собора – неовизантийский. Также сооружение украшают две башни-колокольни и портал, выполненные в готическом и романском стиле. Внутри стены храма расписаны, имеются мозаики и фрески. Сбор окружен парковой территорией и прогулочными скверами.

Ещё одной архитектурной «жемчужиной» исторической части Кронштадта можно считать Итальянский дворец. Здание было построено в начале 18 века и считается одним из старейших в городе. Архитектурный стиль дворца – классицизм. В настоящее время в стенах дворца расположился Военно-морской инженерный институт.

Гостиный двор – ещё одна значимая достопримечательность Кронштадта. Здание гостиного двора является памятником истории и архитектуры 19 века. Архитектурный стиль – классицизм. Сооружение расположено в центре Кронштадта и находится под охраной государства.


Ninara/Панорама Кронштадта

Помимо Морского Никольского собора, в городе также находится ещё один действующий православный собор – храм Владимирской Иконы Божьей Матери. Его строительство пришлось на первую половину 18 века, стиль – смешение неорусского и неовизантийского. Высота колокольни собора составляет 50 м. Внутри храм украшен росписями.

Музейно-исторический парк «Остров фортов» открылся совсем недавно. Тематика парка – история военного-морского флота. На данный момент он состоит из Аллеи героев российского флота, Маяка памяти, Панорамных качелей, Спортивного палаточного лагеря, Сада памяти, Веревочного парка, детских площадок, яблоневого сада с прудом и некоторых других объектов. В дальнейшим планируется реконструкция основных фортов Кронштадта. Парк расположен по адресу Цитадельское шоссе, 14. Возле парка организованы парковочные места для тех, кто пребывает на машине.


Ninara/Морской Никольский собор внутри

Что посмотреть

Достопримечательности Кронштадта – это исторические сооружения, связанные с морским флотом и военным делом. Остров окружают форты, но просто так до них не доплыть, только во время экскурсии, да и то не во все. На суще тоже есть много необычных строений, которые познакомят вас с историей Санкт-Петербурга и Балтийского флота.

@kronshtadt_official

Никольский морской собор

Построен в последние годы перед распадом Российской Империи в память о погибших моряках. Стоит в центральной городской части, возвышаясь над другими зданиями. Имеет необычную архитектуру для этой местности в неовизантийском стиле. Обязательно зайдите внутрь, чтобы увидеть богатое оформление и сложные росписи на стенах и потолке. Адрес: Якорная площадь, 1. Режим работы: зависит от расписания богослужений. Стоимость входа: бесплатно.

Якорная площадь

Уникальное место для страны. Тут устроена чугунная мостовая с узорчатым рисунком в виде якоря. Имеет необычную треугольную форму, которая протянулась от Советского моста до Обводного канала. Вокруг неё находится большая часть достопримечательностей. Например, Док Петровский – старейшее гидротехническое сооружение России, и упомянутый выше Никольский морской собор. Расположение: центр города на Обводном канале. Доступна каждый день в любое время и совершенно бесплатно.

@kronshtadt_official

Макаровский мост и памятник

Адмирал Степан Макаров – выдающийся кораблестроитель и исследователь. В честь него в день открытия Морского собора установили памятник и «Красный» мост. Объект интересен своей конструкцией. Ажурное металлическое оформление сделано по корабельным технологиям. Он создавался для того, чтобы соединить две центральных улицы – Якорную площадь и Красную. Расположение: Якорная площадь у Петровского оврага. Доступен каждый день в любое время и совершенно бесплатно.

Форт «Император Александр I»

Имеет второе название – «Чумный». Всё потому что здесь была лаборатория, где проводили исследования по борьбе с чумой и другими глобальными болезнями тех времён. Изначально в 1845 году его соорудили для защиты Санкт-Петербурга от врагов с моря. Для этих целей тогда строилось несколько фортов, этот наиболее сохранившийся. Расположение: к югу от острова Котлин. Можно добраться только по воде в составе экскурсионной группы.

@kronshtadt_official

Итальянский дворец и пруд

Здание в классическом стиле построено в 1717 году для первого губернатора – Александра Меньшикова. Эта одна из старейших построек на данной местности. Изначальный вид сохранить не удалось, так как его несколько раз перестраивали, а в 1926 году был сильный пожар. Сейчас здесь расположен инженерный институт. Рядом разбит сад и вырыт пруд с каналом. Через него проходили торговые суда. Здесь же установлен памятник мореплавателю П.К.Пахстусову и Адмиралтейскому якорю. Адрес: улица Макаровская, 3. Можно осмотреть только снаружи.

Прогуливаясь по улицам, вы увидите и другие интересные локации. Например, футшток у синего моста, собор Владимирской иконы, старинное здание Гостиного двора, главную крепость, маяк и другое. Отведите 1-2 дня, чтобы лучше ознакомиться с историей и осмотреть местность.

@kronshtadt_official

Транспорт

Непосредственно в Кронштадте общественный транспорт скорее всего не понадобится — город невелик и его исторический центр легко изучать пешком. Но при желании можно воспользоваться и автобусами, по острову-крепости курсируют 3 маршрута, все отправляются от Ленинградской пристали. № 1 заканчивает путь у Макаровских ворот, № 2 у форт Шанц, № 3 — на Цитадельском шоссе. Стоимость проезда около 40 RUB.

Туристам с собственным авто за парковку можно не переживать — приткнуть машину где-нибудь в центре можно без труда и бесплатно.

Изучать форты Кронштадта самостоятельно не рекомендуется, даже зимой, лучше взять экскурсию прямо в городе. Стоимость невелика — пешком от 600 RUB в час с человека, морские прогулки к форту «Император Александр I» — от 1000 RUB, в зависимости от численности группы.

Как добраться до Кронштадта

Расстояние из Санкт-Петербурга до Крондштадта по прямой всего 30 км. С учётом дорог километраж увеличится, а время в пути займёт около 50 минут. Для поездки на автомобиле ориентируйтесь на GPS-координаты – 59.996322, 29.766704. Двигайтесь к Финскому заливу на шоссе А-118, которое представляет длинный мост на остров Котлин. Затем поверните на Кронштадтское шоссе. Также вы можете заказать такси до города.

Удобно будет добраться на общественном транспорте, который ходит регулярно. Автобус № 101 от метро «Старая деревня» или маршрутка № 510. От «Проспекта Просвещения» маршрутное такси № 407, от «Чёрной речки» № 405.

В период с 25 апреля по 10 ноября можно доплыть на катере «Метеор». От станции метро «Площадь Ленина», «Арсенальная набережная», пристань № 1 – маршрут № 7. От «Василеостровская», причал «Тучков мост», пристань № 2.

Режим работы достопримечательностей Кронштадта

  • Морской Никольский собор является действующим храмом, вход в него свободный с 10.00 до 19.00 ежедневно.
  • Музейно-исторический парк «Остров фортов» также имеет свободный вход и работает ежедневно с 08.00 до 21.00.
  • Музей истории Кронштадта открыт ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме среды.
  • Кронштадтский морской музей работает ежедневно с 11.00 до 18.00, выходные – понедельник и вторник.


Sergei Gussev/Кронштадт

Часто-задаваемые вопросы

Чем знаменит Кронштадт?

Кронштадт строился как порт для развития морской торговли и крепость для защиты Северной столицы. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт использовался для обороны Ленинграда, здесь располагалась дальнобойная артиллерия и корабли Балтийского флота.

Где находится Кронштадт?

Город-порт расположен в Финском заливе на острове Котлин, всего в 30 км. от Санкт-Петербурга.

Как добраться по воде?

Вам нужно доехать на метро до станции «Площадь Ленина» или «Арсенальная набережная», найти пристань №1 и воспользоваться маршрутом №7.

Где поесть в Кронштадте?

Относительно недорогие заведения это: Кафе-пекарня Бриош, VЛAVAШЕ, Стрелец. Если вам хочется посетить более колоритное заведение, то стоит рассмотреть рестораны Голландская кухня, Old Kotlin, Каштан.

Кафе и рестораны Кронштадта

В Кронштадте порядка 30-35 кафешек и ресторанов, где можно перекусить или полноценно пообедать. Средний чек, при этом, практически одинаков: за ужин можно отдать от 700 до 1500 RUB на человека, просто подкрепиться во время прогулки — за 300-500 RUB. Интерес вызывает кафе «Душевная компания», где, как утверждают, готовят только из натуральных продуктов и только вегетарианскую пищу (супы-кремы, салаты, свежевыжатые соки). А также пропитанные морским духом рестораны «Адмирал» или «Золотой причал».

История строительства Морского Никольского собора

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор — главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм — место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.


Памятник Степану Осиповичу Макарову

Святыни

Морской собор в Кронштадте хранит ряд святынь, которым поклоняются верующие:

  • Мощи святого Николая Чудотворца. В мае 2013 года, во время открытия храма после реставрации, благотворителями была подарена частица мощей святого, в честь которого 100 лет назад закладывался храм. Николай Чудотворец покровительствует не только морякам, купцам и путешественникам. Он является также защитником всех оклеветанных и детей.
  • Мощи святого праведника Феодора Ушакова. Великий русский флотоводец, адмирал Федор Ушаков был и есть для всего российского флота воплощением доблестного воина, гениального военачальника и человека, освященного истинной духовностью. Требовательный к себе и снисходительный к своим подчиненным, он был отцом родным для всех, кто нуждался в его защите и покровительстве. О гениальности Ушакова как командующего флота говорит тот факт, что ни один корабль, находившийся под его началом, не был потерян в бою, ни один из его подчиненных не оказался в плену. В личности флотоводца сошлись воедино служение Отечеству и Богу. В 2001 г. Федор Ушаков был канонизирован и стал первым за всю историю христианства флотоводцем, возведенным к лику святых.


    Морской собор в Кронштадте. Мощи праведника Феодора Ушакова.

  • Мощи святых преподобномученицы Елисаветы и Варвары. Елизавета Федоровна, чьи мощи хранятся в Морском соборе, была супругой Великого Князя Сергея Александровича. После смерти мужа, будучи весьма набожной, княгиня приняла монашество. Она создала в Москве Марфо-Мариинский женский монастырь, где проводила годы в подвижничестве. В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали. С ней остались сестры монастыря – Варвара и Екатерина. Женщин отправили в Алапаевск. Сестра Екатерина была отпущена, а сестра Варвара отказалась расставаться с настоятельницей обители. Вскоре обе приняли мученическую смерть: их скинули в колодец шахты.
  • Мощи преподобного Сергия Радонежского. С 15 века Сергий Радонежский почитается святым, отнесенным к лику преподобных. Является основателем ряда монастырей и основоположником старчества. Благодаря ему было возобновлено монашеское общежитие. Считается, что учащиеся находятся под его особым покровительством.

Архитектурные особенности собора

Как и 100 лет назад, купол собора венчает восстановленный золоченный крест. Находясь на 70-метровой высоте, он виден морякам, спешащим домой, с расстояния 30 миль. Серебристые купола небесно-голубого цвета украшены якорями и спасательными кругами, выполненными из позолоченной бронзы. На тяжелых входных дверях – изображения диковинных рыб.

Использование морской символики – это не только дань тому, что храм строился для моряков. Еще в апостольских постановлениях I века есть особые указания относительно строительства христианских храмов: строить их наподобие кораблей. Эта идея восходит к образу Ноева ковчега, символизирующего спасение. Гигантское здание сооружалось по последнему слову техники того времени.

Оригинальный проект восхищает и сегодняшних строителей, восстанавливавших собор. Конструкция купола подвижная. Металлические фермы, на которых сконструирована деревянная обрешетка, не статичны, так как шарнирные опоры были установлены на жесткой основе. Такой рискованный вариант конструкции стал гениальным решением при большой парусности купола и огромной ветровой нагрузке.

Подвижность верхней части здания позволила плавно уходить от сильных ударов ветра. Еще одним интересным инженерным решением Василия Косякова стали перекрещивающиеся арки свода. Это дало возможность освободить внутреннее пространство от лишних опор, за счет чего увеличилась внутренняя площадь здания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]