Примерно на половине пути из Вологды в Великий Устюг находится город Тотьма, в прошлом — первый в России центр глубинного солеварения, после — отправной пункт в освоении Сибири и Русской Америки, теперь же — милая тихая провинция. На без малого десять тысяч жителей здесь приходятся: две «Пятёрочки», три «Магнита», четыре библиотеки и целых пять государственных музеев. Получается, концентрация последних здесь, если исходить из численности населения, — чуть ли не в десять раз больше чем в Санкт-Петербурге.
Как только не называют Тотьму — и городом мореходов, и родиной «отечественного Колумба», и «сухопутным портом морским», и русским Нюрнбергом. Но все эти эпитеты — про славное прошлое. А что есть у этого города в настоящем так это — индивидуальность. Сказочный и древний, он — минимум на десять лет старше Москвы. Но его натура — вовсе не московская, и не новгородская, и даже не вологодская, а самобытная — тотемская. Тотьма — город с лицом. Только представьте себе: в морозном воздухе висит дым от топящихся печей, над деревянными мостовыми висит звенящая тишина, и лишь откуда-то из-за угла доносится характерный окающий говорок — старушки, словно сошедшие со страниц старой книги, скрипят валенками по чистейшему снегу, чтобы прополоскать в проруби свежевыстиранное бельё. А ещё Тотьма — единственное место в России, где вне зависимости от политической картины мира всегда актуален хештег #калифорниянаша.
Тотьма стоит на берегу реки Сухоны.
По распространённой легенде, название города связано с Петром I. Мол в свой первый приезд сюда он обронил: «То — не город, то — тьма». На самом деле топоним Тотьма — финно-угорский. Он был образован из двух слов: «тод» — сырое место, заросшее кустарником и ёлками, и «ма» — земля. Как и в большинстве топонимов Русского Севера, ударение в названии города ставится на первый слог.
Тотьма входит в Ассоциацию самых красивых деревень России. Внимательный читатель тут же заметит: Тотьма же — не деревня, а город! Правильно. На тех же правах, например, в эту ассоциацию был включён Суздаль, который, как известно, — тоже ни разу не деревня. Поэтому с недавнего времени ассоциация переименована, теперь она называется «Самые красивые деревни и городки России». Все довольны.
Всё что имеет отношение к Тотьме называется не «тотьминским», а «тотемским».
Узнать о мореходах сухопутья
Расположение этого музея противоречит всем законам логики. Во-первых, город Тотьма от моря в сотнях километров, а уж от Тихого океана — вообще в тысячах! Во-вторых, внутри великолепного Входоиерусалимского храма, который возвышается в центре Тотьмы, предполагаешь увидеть всё что угодно, только не экспозицию с огромным земным шаром, парусниками и старинными портретами флотоводцев. Тем не менее «Музей мореходов» многие годы находился именно здесь, в тотемском храме. В 2022 году музей переезжает в комплекс усадьбы купца Федора Холодилова на Набережной Кускова. Пока не переехал, но в любом случае, где бы он ни базировался, посетить его нужно обязательно!
В музее — три тематических комплекса. Первый посвящен истории российского флота, второй рассказывает об истории тотемского мореходства, третий представляет ХХ век, тотьмичей, служивших на флоте, и «Школу путешественников Федора Конюхова».
Что за загадочное «тотемское мореходство»? Отгадку подсказывает герб города — черная лиса на золотом поле. Тотемские купцы снарядили в XVIII веке около двадцати экспедиций к Алеутским островам и Аляске, чтобы привезти в Россию драгоценную пушнину — мех черной лисы, которая водится только в Америке. Параллельно мореходы совершили немало географических открытий, с путешественниками много всего интересного приключалось… Приходите в музей, узнаете!
Тотемский краеведческий музей
Как вы уже поняли, Тотьму можно смело называть «городом музеев». Главный из них, конечно, краеведческий.
Расположен он в здании бывшего духовного училища в самом центре города. Тотемскому краеведческому музею — более ста лет, свою историю он ведёт с 1915 года и в наши дни является одним из крупнейших на всём Северо-Западе.
Музей встречает посетителей молодыми девчушками, без курток спешащими в соседнее кафе за выпечкой, и миниатюрной дверью с надписью «ГАРДЕРОБ», больше похожей на вход в нору хоббита.
Сам гардероб оборудован в маленькой каморке, прячущейся под кованой парадной лестницей.
Во времена пермского периода (читай: 250-300 миллионов лет назад) в окрестностях Тотьмы водились вот такие прекрасные ящеры. В наши дни их изучением занимается Вятский палеонтологический музей. Так как основная часть находок была сделана вдоль берегов реки Сухоны, то все известные пресмыкающиеся пермского периода, обитавшие в этих краях, выделены в отдельную группу — Сухонские ящеры.
Крупнейшим из них был леогоргон. Длина его тела достигала шести метров, а высота — полутора. Помимо леогоргонов здесь можно было встретить сухонопусов (похожих на смесь медведя с крогодилом), обирковий (названных так по деревне Обирково, где были найдены их останки), слудиков (по деревне Слуда), нюксенитий (по селу Нюксеница) и прочих сухогоргонов.
Экспозиция Сухонских ящеров расположена в бывшем кабинете директора музея.
Теперь, по прошествии четверти миллиарда лет, животный мир края не столь поразителен — всё примерно так же как и на тысячу километров вокруг: зайцы, волки да медведи. Обратите внимание на непропорционально маленькие рога у чучела лося — они явно взяты от другого более молодого животного.
Наш гид в Тотьме — Вера Галушкина, заведующая отделом искусства и традиционной народной культуры в краеведческом музее. Именно она в течение всего дня прививала нам любовь к этому городу, открывая его для нас с самых неожиданных сторон.
Датой основания Тотьмы принято считать 1137 год. Таким образом Тотьма ровно на 10 лет старше Москвы.
Город вырос на древнем Северном торговом пути. С одной стороны была Вологда, за которой начинались волоки, ведшие в Москву и Новгород. С другой — Белое море, добраться до которого из Тотьмы можно было водным путём — сначала по Сухоне, потом — по Северной Двине.
Издавна Тотьма была известна как самый западный на Руси центр солеварения. Соль в те времена была главным консервантом, поэтому её производство приносило владельцам соляных промыслов огромный доход.
Считается, что именно здесь впервые была изобретена инновационная на тот момент технология глубинной добычи солевого раствора, значительно удешевившая и упростившая процесс солеварения. Технологической основной тотемских солевых заводов были две составляющие: деревянные рассолоподъёмные трубы, при помощи которых солевой раствор извлекался из недр земли, и варницы, где при помощи выпаривания происходило освобождение рассола от воды и посторонних примесей. В результате на выходе получалась более или менее чистая готовая к употреблению соль.
Письменные уведомления о первых рассолоподъёмных трубах относятся к XV веку. В Российском государственном архиве древних актов хранится документ за авторством тотьмича Семёна Саблина — «Роспись о том, как зачать делать новыя трубы на новом месте», по сути — подробное техническое описание последовательности работ по сооружению скважины, выбору её места и пуску труб в эксплуатацию. Интересно, что в этом документе содержится аж 128 технических терминов, многие из которых употребляются в буровой практике и в наши дни.
До начала XIX века средняя глубина скважин находилась в пределах 120 метров. На обустройство одной такой рассолоподъёмной трубы уходило до 5-6 лет тяжёлого ручного труда. Крепость получаемого в итоге раствора была сравнительно слабой — в среднем около 3-4 процентов.
В 1820-х годах скважины стали уходить на глубину до 200 метров (рекордной считается скважина глубиной примерно в 270 метров), а концентрация рассола увеличилась до 7 процентов.
Тотемские соляные варницы регулярно подвергались набегам и опустошениям. Так после нападения казанских татар в середине XVI века на берегу Сухоны началось строительство укреплённого деревянного острога, вокруг которого вскоре появился посад, ставший в последствии основой для современной Тотьмы.
Расцвет города пришёлся на XVII век, когда вся внешняя торговля Русского государства оказалась сконцентрирована на Северном торговом пути через Архангельск. Примерно в то же время происходило присоединение Зауралья, товарооборот с которым изначально тоже вёлся через север — по Пёзскому волоку, путь на который также проходил через Тотьму. К началу XVIII века в город ежегодно заходило до тысячи торговых судов.
В то время Тотьма — один из наиболее богатых и значимых центров Русского царства.
После основания Санкт-Петербурга торговые потоки переориентировались на Балтику, но Тотьма продолжала оставаться важным центром солеварения. Пётр I трижды приезжал сюда (и стал последним из правителей России, кто посещал город).
Слева — найденный на территории Тотьмы шведский медный далер конца XVII века. Размер этой «монеты» — почти 20 на 20 сантиметров, вес — без малого два килограмма.
Справа — императорский указ Петра I. В таких «рамах» решения государя доставлялись во все города Российской Империи, где с ними мог ознакомиться любой желающий.
XVIII век, оставивший Тотьму в стороне от важнейших торговых путей, заставил тотемских купцов искать новые источники доходов. Так началась эра походов тотьмичей на восток: в Сибирь, к Алеутским островам и берегам Америки. Всего было организовано около двадцати экспедиций — это больше, чем компаниями московских, вологодских и великоустюжских купцов вместе взятых. Основной целью этих походов была добыча пушнины, в частности — чернобурой лисицы, особо ценившейся в то время: стоимость одной шкуры чернобурки достигала ста рублей, тогда как корова стоила всего три рубля.
В 1785 году императрицей Екатериной II был принят указ о даровании Тотьме герба с чёрной лисицей на золотом поле: «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются».
В ходе торговых экспедиций тотемские купцы продвигались всё дальше и дальше. В 1812 году на побережье Северной Калифорнии, всего в 144 километрах от современного Сан-Франциско, тотьмичом Иваном Кусковым было основано русское укрепление Форт-Росс.
Во второй половине XIX века Тотьма становится тихой провинцией. В начале 1905 году тотемская ремесленная школа, в которой дети из крестьянских семей обучались изготовлению игрушек и предметов домашнего обихода, была удостоена гран-при на международной выставке в Льеже. После этого за Тотьмой на несколько лет закрепилась слава «русского Нюрнберга» — центра игрушечного ремесла.
Все громкие события неспокойного XX века происходили в других частях страны. Тотьма участвовала в них постольку-поскольку.
Октябрьская революция.
Вторая мировая война.
Авария на Чернобыльской АЭС.
Зал купеческого быта.
Зал советского быта.
Выставочный зал с картинами репрессированных художников. Основная тема работ — лесозаготовки, активно развернувшиеся в Вологодской области с 1930-х годов.
Бензопила «Stihl KS 43», 1943 год.
Бензопила «Дружба», 1962 год.
Увидеть шестьсот прялок в четыре ряда
totmamuz.ru
Комната с высоким потолком. Вдоль стены — четыре ряда стеллажей. И на этих стеллажах, плотно-плотно друг к другу, до самого потолка стоят прялки. Яркие, с затейливыми рисунками, каждая — настоящее произведение искусства! Их много-много-много! А в других залах, на других стеллажах — деревянные ковши и трепала, берестяные туеса и лапти, ткацкие станы и саночки на полозьях, расписные крестьянские буфеты и набойные доски для тканей, сундуки, керамика, изразцы — и всего в несметном количестве! Тот, кому хоть немного интересна этнография, старина, «зависнет» здесь на несколько часов. «Открытое хранение фондов» — уникальное место! Отыщите его на территории Спасо-Суморина монастыря на окраине Тотьмы! И сам монастырь середины XVI века посмотрите. В верхнем храме Вознесенского собора — уникальный комплекс фресковых росписей кисти академика живописи Платона Тюрина.
Красивейшие храмы и монастыри в Тотьме
Кроме Входоиерусалимской церкви, Тотьма и ее окрестности славятся другие храмы и соборы. Есть на здешних землях и ряд монастырей и обителей, где каждый может помолиться, побыть наедине с Богом, поставить свечу.
Спасо-Суморин монастырь
- Адрес: улица Лесотехникум.
В 1554 году Феодосий Суморин основал в здешних землях монастырь. В православии он известен как преподобный Феодосий Тотемский, а сам монастырский комплекс именуется Спасо-Сумориным. Каменное строительство на территории обители началось в царствование первого Романова. В середине XVII века возводился Преображенский храм.
Дошедший до наших дней, монастырь формировался в конце XVIII – XIX вв. и представляет собой архитектурный ансамбль в классицистическом стиле. Сегодня, после почти столетнего простоя, он восстанавливается. Монастырь закрыли в 1919 г., а возрождение к жизни произошло в 2014 г., обитель вновь стала действующей. На ее территории захоронен Иван Кусков.
В помещениях работает одна из экспозиций, входящих в состав музейного объединения. Но это не совсем обычная выставка, она называется «Открытое хранение фондов». Здесь взору посетителей представлены разнообразные предметы старины. Особым вниманием туристов пользуется «Комната прялок», где представлено более 600 различных вариантов привычного атрибута русской рукодельницы прошлых веков.
Вознесенский собор
- Адрес: улица Лесотехникум.
Монастырский храм Вознесения Господня возводился почти 30 лет – с 1796 по 1825 годы. Как показывают фотографии, это отличный образец провинциального классицизма, несмотря на не очень хорошее состояние. Его считают творением Василия Матвеевича Казакова, сына известного столичного архитектора.
Внутреннее убранство отличали фрески работы известного вологодского мастера Платона Тюрина. На необходимость их сохранения неоднократно обращала внимания Тотемская краеведческая общественность. Уже долгие годы идет восстановление собора, оно лишь частично завершено.
Церковь Рождества Христова
- Адрес: ул. Ленина, 31.
Типичный тотемский барочный храм, обладающий «визитной карточной» здешнего стиля – картушами, возводился в 1755-1759 годах. История не сохранила имен зодчих, создавших его. Нарядная церковь смотрится легкой и воздушной, она, словно ракета, устремлена ввысь. Открытый для прихожан, храм сейчас обладает важной святыней – мощами монастырского основателя Феодосия.
Троицкая церковь в Зеленской (Рыбачьей) Слободе
- Адрес: ул. Герцена, 4.
В XVIII веке знатный тотемский купец Черепанов, поднявшийся на пушном промысле, решив сделать доброе дело для своей родины и остаться в её истории, профинансировал строительство церкви. Храм с пятью маленькими синими куполами и узнаваемыми тотемскими картушами именуется Троицким. Строили его 20 лет – с 1768 по 1788 годы.
Воскресенская церковь в Варницах
- Адрес: Тотемский район, деревня Варницы, улица Воскресенская.
В непосредственной близости от Тотьмы лежит деревня Варницы. Некогда поселение было центром солеварного промысла. Примечательно место и тем, что именно здесь находится старейший образец тотемского барокко, к сожалению, лишь частично сохранившийся. Естественно, речь про Воскресенскую церковь.
Данные о времени её строительства расходятся: указывается промежуток 40-70 гг. XVIII века. Внешний облик напоминает более поздний Входоиерусалимский храм. В советское время памятник архитектурны подвергся разрушениям. Ныне нуждается в восстановлении, как храм не функционирует, но представляет историческую ценность.
Дедова Пустынь
- Адрес: Тотемский район, хутор Дедов Остров.
Недействующий скит Спасо-Суморина монастыря затерян на ныне необитаемом Дедовом острове, что лежит в 9 километрах от Сухоны вверх по течению реки. Пустынь признана памятником архитектурны.
Сохранившийся настоятельский корпус включен в список объектов культурного наследия. Остров, где разместилась святыня, представляет интерес и с природной точки зрения. Туристы часто приезжают сюда на отдых.
Познакомиться с национальным героем индейцев
totmamuz.ru
Дом-музей Ивана Кускова — первый музей Русской Америки в нашей стране. Тотемский мещанин Иван Александрович Кусков в конце XVIII — начале XIX века ходил на русских судах по Тихому океану, рисковал жизнью, совершал географические открытия и промышлял пушного зверя. Именно он основал на побережье Калифорнии знаменитую крепость Росс (сейчас — Форт-Росс), именно он развивал Русско-Американскую компанию. Его до сих пор помнят и почитают в Америке. В некоторых индейских племенах Кускова по сей день признают национальным героем. Трудно поверить, но индейцы несколько раз приезжали в Тотьму! Привозили подарки! Их можно увидеть в доме-музее Кускова. Экскурсоводы познакомят вас с удивительной судьбой русского морехода, покажут письма, документы, портреты и предметы старины… А если вам повезет оказаться в Тотьме в августе, вы станете участником праздника — «Дня Русской Америки». Будет что рассказать!
Известные памятники и скульптуры города Тотьма
Обнаруживаются в этом городе Вологодской области и памятные места – монументы, памятники и мемориалы, напоминающие о выдающихся для Тотьмы личностях и событиях.
Памятник Николаю Рубцову
- Адрес: набережная Кускова.
Скульптура работы известного мастера Вячеслава Клыкова, изображающая сидящего задумчивого поэта, стала первым в нашей стране памятником Николаю Рубцову. Учитывая роль, которую сыграли тотемские земли в судьбе автора, логично, что появился он именно в Тотьме. Вблизи берегов реки Сухоны монумент поэту установили спустя 14 лет после смерти, в 1985 году.
Бюст Ивана Кускова
- Адрес: Чкаловский пер., 10.
В 1990 году возле музея Русской Америки появился бюст человеку, которому он посвящен – первооткрывателю, мореплавателю и известному горожанину Ивану Кускову. Возле составленного из плит постамента, на который водружена голова Кускова, символично примостился якорь.
Памятник Феодосию Вахрушову
- Адрес: парк им. Вахрушева.
Живописец Феодосий Вахрушов известен как пейзажист и мастер церковной живописи. Его имя на слуху далеко за пределами Тотьмы и Вологодских земель. Часть жизни художника была связана с Киево-Печерской Лаврой.
На родине Феодосия Михайловича его память увековечили бюстом. Памятник расположен в центре небольшого парка, на пересечении улиц Садовой и Володарского, недалеко от того места, где стоит дом, в котором жил живописец.
Памятник всем Российским мореплавателям и землепроходцам
- Адрес: Речной переулок.
На Центральной площади города стоит колонна, увенчанная скульптурной композицией, изображающей земное полушарие, на которое водружен направленный в американскую сторону корабль с парусом и российским двуглавым орлом. Памятник появился в 2005 году и напоминает о славном мореходном прошлом русского провинциального города.
Памятный знак «Шестидесятая Параллель»
- Адрес: Банный спуск.
Три столицы – норвежская, финская и «русская северная», а именно Осло, Хельсинки и Санкт-Петербург, стоят на одной параллели – шестидесятой. Она проходит и через город Тотьма, о чем свидетельствует установленный здесь памятный знак.
Памятник героям Великой Отечественной войны
- Адрес: Центральный парк Борцов за свободу.
Храбро сражаясь на полях Великой Отечественной войны, сразу семь жителей Тотемского района удостоились звания Героев Советского Союза. В их честь в 1992 году в сквере Борцов за свободу города Тотьма был воздвигнут памятник. На фоне белой стелы с датами страшной войны и памятной надписью изображены две фигуры – мужчины-бойца и женщины.
Полюбоваться картинами ученика Репина
Тотьма очень красива. Ее окрестности — берега Сухоны, холмы и леса, сосны и березы — во все времена года прекрасны. Феодосий Михайлович Вахрушов — уроженец Тотьмы, студент Академии художеств, краевед, исследователь и собиратель народного искусства, основатель собрания краеведческого музея Тотьмы — писал пейзажи, в основном, здесь, на Русском Севере. Его полотна выставлены в Вологде и Харькове, Краснодаре и Нижнем Новгороде. И более двухсот картин хранятся в краеведческом музее Тотьмы. Целый отдел здесь посвящен творчеству художника — своеобразный художественный музей в музее.
Эскиз храма, акварель. Тотемский музей
Феодосий Михайлович в начале ХХ века много путешествовал по реке Кокшеньге, собирал предметы народного быта и декоративно-прикладного искусства, которые потом стали основой экспозиции краеведческого музея, и попутно писал этюды, зарисовки, отмечал архитектурные памятники. Вахрушов спас ценности Спасо-Суморина монастыря в тяжелом 1919 году и совершил для города еще много добрых дел.
В Тотьме Вахрушова помнят: установлен памятник художнику, на доме, где он прожил семнадцать лет, есть мемориальная доска. Совсем недавно в центре пешеходной зоны рядом с домом художника создали площадку со скамейками и информационными стендами, посвященную выдающейся тотемской династии Дилакторских, связанной с Вахрушовым. В деревне Варницы недалеко от Тотьмы есть улица Ф. М. Вахрушова.
Прогулка по городу
Что в Тотьме первым делом бросается в глаза после мегаполиса — это идеально чистый снег. Зима здесь — настоящая, белоснежная, как в детстве.
Набережная Сухоны выглядит так же как и двести лет назад. Только теперь на высоком берегу бок о бок со старинными купеческими особняками стоят неуклюжие многоквартирные дома, построенные в советские годы. Вдалеке виднеется силуэт Троицкой церкви, ещё одного представителя вида «тотемское барокко».
Троицкая церковь расположена в самом тихом и живописном районе Тотьмы — Зеленской рыбачьей слободе, или на Зелене, как называют это место коренные тотьмичи.
Храм был построен на средства тотемского купца Степана Черепанова. Большую часть жизни он прожил в Сибири, где промышлял добычей пушнины, но родину свою не забывал и храм построить там повелел.
В наши дни Троицкая церковь является действующей.
Главным храмом Тотьмы раньше был Богоявленский собор. Когда-то он располагался внутри стен деревянного острога. До наших дней от укрепления остался лишь холм, на котором и стоит бывшее здание собора, да часть некогда окружавшего его рва.
В советские времена здесь был устроен кинотеатр. В наши дни — Дом культуры. С культурой, как видно, дела в настоящее время обстоят не очень. С религией, кстати, — тоже.
Красивое ярко-голубое здание на горке — восстановленный особняк тотемского купца Матвея Белова. Он имел в городе несколько крендельных и пряничных заведений, а так же торговал москательными товарами — красками, клеями и техническими маслами.
Купеческий дом сгорел полностью ещё в начале XX века, но в последующем был восстановлен по фотографиям.
Ещё один старинный особняк — купца Арсения Кузнецова. Так он выглядел в прошлом: жилым был только второй этаж, а на первом находилась лавка, вход в которую осуществлялся через большую дверь в центре стены.
Так особняк выглядит сейчас. Из утраченного: резные колонны на балконе, изящные водостоки, дымники и ворота. Из появившегося: наличники вокруг окон и пилястры. Бывший вход в лавку превращён в большое двойное окно.
Маленькое кирпичное здание, к которому прилеплен мятый виниловый баннер с надписью «ЗИНГЕРЪ» — не что иное как бывший магазин того самого производителя швейных машинок. В настоящее время здесь находятся фотостудия и канцелярская лавка.
Рядом с каждым купеческим домом сохранились старые полисадники, окружённые резными полисадами. Подозреваю, что летом тут чертовски красиво.
Таблички на домах — тоже преимущественно старые.
Стоит пройти сотню метров — и мы окажемся среди типовых кирпичных трёхэтажных трёхподъездников.
Кстати, Тотьма находится на 60 параллели, так же как и Санкт-Петербург. Ночи летом здесь такие же «белые».
Милый тотемский креатив.
Памятник чёрной лисе.
Купеческий особняк купцов Пановых, тех самых которые оплатили строительство Входоиерусалимской церкви. В XIX веке в этом здании располагалось здание городской управы.
Жилой дом с лавками, некогда принадлежавший купеческой семье Мишуринских.
И снова величественные тотемские церкви-корабли: на переднем плане — Рождественская, на заднем — Входоиерусалимская. Их соединяет центральная городская улица — Советская.
Свернём с неё — и попадём в настоящую деревню.
Расшифровать картуши
Картушами в XVIII веке украшали мореходные карты. Картуши, или клеймы, — это такие свитки с завитушками, внутри которых помещали гербы, надписи, легенды карт… А тотемские зодчие, заказчиками которых были тотемские купцы-мореходы, сделали картуши элементами декора храмов. Таким образом мореплаватели отдавали дань памяти своим товарищам, не вернувшимся из дальних торговых экспедиций по Тихому океану. А клейма, которых известно около пятидесяти видов, изысканные орнаменты на фасадах храмов, сделанные из выступающих на треть кирпичей, стали отличительной чертой особого архитектурного стиля — тотемского барокко.
Цветы и раковины, кресты и звезды — их можно разыскивать на храмах, гуляя по Тотьме, разглядывать, расшифровывать, просто любоваться ими. Храмы-парусники, храмы-корабли, храмы-памятники русским путешественникам — в таком концентрированном виде такую уникальную архитектуру вы не увидите больше нигде в мире.
Атмосфера подлинного Русского Севера
Дома здесь по-северному воздержаны на резьбу, но ажурные дымники и фигурные трубы водостоков – в широком ассортименте. Как и деревянные тротуары – «мостки», неспешно заменяемые тротуарной плиткой, а также плоты для полоскания белья с деревянными вешалами. Городской рельеф своеобразен, и часто перед Вами будут возникать мостики с коваными ограждениями и лесенки. Особенно здорово ощутить эту атмосферу летним утром, в солнечную погоду, пройдясь по набережной Сухоны, – лодки и бакены на реке, крики чаек, спокойно гуляющие кошки, тишина и полная безмятежность. Если Вы ищете отдыха от городского шума и вместе с тем не испорченной многочисленными туристами подлинной, а не лубочной провинциальности, Тотьма – лучший выбор.
25 возможностей, которые надо не упустить туристу, приехавшему в Тотьму
Взобраться на камень-лось
Фото Сергея Лукьянова
Розово-серый гранит ледникового происхождения, выступающий над водой два метра. Габариты 8х4 м. Во время паводка Сухона поднимается и скрывает его полностью, но в остальное время он красуется в русле реки, сто метров от правого берега, двести — от левого. Его называют по-разному: Лось-камень или Царёв стол. В связи со вторым названием рассказывают легенду. Отправился царь Пётр на Русский Север. Ехал-ехал, проголодался, забрался почему-то на Лось-камень, попросил чаю. А сам: «Какая тут тьма!» Вот от этого якобы и пошло — Тотьма… На самом деле, город основали по крайней мере на пять веков раньше царя Петра. Но Лось-камень от этого хуже не стал. Он красивый, необычный, углубление на его поверхности сравнивают с отпечатком копыта лося, и чудо, что он вообще уцелел — в тридцатых годах двадцатого века его хотели взорвать, чтобы не мешал судоходству. Не взорвали на радость нам, поэтому доплывем на теплоходике до Царь-камня и сфотографируемся на нем.
На шестидесятой параллели
Тотьма – один из немногих городов мира, располагающийся на 60 градусах северной широты
До основания Санкт-Петербурга, пожалуй, Тотьма была единственным российским городом, так удачно вставшим на месте воображаемой географической оси. Именно там, где располагается Тотьма, шестидесятая параллель «пронзает» Сухону. Но если в том же Петербурге или, например, норвежском Осло место прохождения параллели никак не отмечено, то в Тотьме такой знак есть и представляет себе вполне удачный местный аналог «знака, с которым все фотографируются» Артемия Лебедева. Памятный знак в низине близ Сухоны был поставлен ещё тогда, когда скандальный дизайнер ещё не родился на свет, а подновлён – уже в веке нынешнем. Ощутить причастность к чему-то величественному можно и сейчас, позируя перед фотокамерой у этого знака – особенно удачно, если в кадр войдёт ещё и Троицкая церковь, белым лебедем парящая сзади. Правда, в картинку неминуемо влезет ещё и здание городской бани – типовая постройка советских лет, впрочем, не вызывающая неприятия.
Побродить по «тихой моей родине…»
Фото Игоря Годунова
«В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмёт ведро, Молча принесёт воды…»
Николай Рубцов. Конечно, мы помним и любим его стихи. Рубцов жил под Тотьмой в селе Никольском, воспитывался в детском доме. Да, поэт — «детдомовский». Здесь Николай закончил семилетку, в Тотьме два года обучался в лесотехническом техникуме, а потом много раз возвращался в эти места и подолгу гостил. «…Здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле». В Тотьме есть памятник поэту и его музей. Но интереснее побывать в «Николе» — селе Никольском на берегу Толшмы, в сельском музее Рубцова. Здесь есть и мемориальная комната поэта, и подлинные предметы, связанные с его жизнью. Вам расскажут о том, как выживали сироты в детдоме, с кем дружил Николай, как писал свои первые стихи. Вы узнаете и об истории села Никольское, и о том, как создавался сам музей. Там есть интересная этнографическая экспозиция — «По следам миновавших времен». В Никольском восстанавливается храм Николая Чудотворца. Да просто погулять по красивому селу, полюбоваться северными пейзажами — такое удовольствие!
Гиперборея
Тотьма, по версиям некоторых историков, является прародиной древних ариев
В последнее время всё более популярны становятся идеи о том, что именно среднее Присухонье стало родиной загадочных ариев, позже переселившихся на Индостан и ставших создателями выдающейся цивилизации, просуществовавшей долгие столетия. В трудах ученого-этнографа С.В.Жарниковой это ещё и научно обосновано – все желающие могут ознакомиться. Скептиков, конечно, больше, и их возражения видятся также вполне обоснованными, потому так сразу принимать на веру эту удивительную гипотезу, пожалуй, нельзя. Впрочем, у каждого из нас есть право ознакомиться с точкой зрения как сторонников, так и противников “арийской гипотезы”, и сформировать своё мнение. Визуально же ознакомиться с дохристианской историей края можно, например, у камня Утюг, который некогда служил языческим святилищем.
Встретиться со звероящерами
cultinfo.ru
Двадцать четыре зала… Заблудиться можно! И в этих залах — чего только нет! Первыми экспонатами Тотемского краеведческого музея еще в 1915–1917 годах стали «План города Тотьмы 1781 г.», старинный деревянный стол с резными украшениями, старинный латунный ареометр для определения плотности соляного раствора, два портрета, выполненных масляными красками в начале XIX столетия. А сейчас здесь и фигуры звероящеров пермского периода, и кости ископаемых, и жилище первобытных людей, и чучела животных, обитающих в северных лесах… Есть зал, полностью посвященный соли, солеварению, там, например, выставлен кусок трубы, по которой поднимали соляной раствор из соляных ключей. На тотемских землях соль была жизненно важным продуктом — ее добывали и ею торговали по всей стране. В зале Петровской ремесленной школы будет интересно детям. Там — игрушки: деревянные солдатики, тележки, запряженные деревянными лошадками… Очень занимательные и оригинальные! Есть зал ХХ века в истории Тотьмы. Зал флоры и фауны. И большая экспозиция полотен тотемского художника Феодосия Вахрушова. Краеведческому музею в программе своего путешествия посвятите полдня, не меньше!
Широкие возможности для отдыха с детьми
Тотьма – единственный город на пути из Вологды в Великий Устюг, где можно не только достаточно недорого разместиться и пообедать, но и увидеть немало интересного
Путь до Великого Устюга на автомобиле достаточно далёк, и потому многим путешествующим, а особенно семьям с детьми, даётся тяжело. Расположенная практически на полпути из Вологды на родину Деда Мороза Тотьма располагает всеми возможностями для того, чтобы задержаться и отдохнуть здесь день-другой. Семейному отдыху способствует наличие разнообразных детских программ, самая популярная и любимая из которых – «Курс юного путешественника» с игрой-квестом «В поисках клада чёрной лисы». Музеи города предложат интерактивные программы, но если дети устанут культурно просвещаться, – к услугам всех желающих бассейн с мини-аквапарком, каток, детское кафе «Калифорния».
Вглядеться в темные лики
temples.ru
Успенский храм стоит на левом берегу Сухоны там, где в нее впадает Дмитриевский ручей. В храме — музей церковной старины. Из названия можно понять, что находится в его экспозиции: темные северные иконы (самые ранние — конец XV в.), церковная утварь, деревянные и медные изделия и… множество скульптур! Деревянная храмовая скульптура нехарактерна для православия, но на Русском Севере она встречается. Скульптуры вырезали из податливой и хорошо переносящей перепады температур липы, грунтовали смесью мела и клея, покрывали охрой и накладывали листы сусального золота. Недавно в музее открылся даже специальный выставочный зал, который так и называется «Деревянная скульптура». Побывайте там обязательно.
На втором и третьем этажах музея устраиваются различные выставки.
Можно подняться на смотровую площадку колокольни — вид на Тотьму и Сухону открывается великолепный!
Сухона – главная река Вологодчины
Тотьма – единственный город, в котором можно заказать организованные сплавы по Сухоне на плотах, байдарках и катамаранах
Вологодская область не Урал, и сплавы по рекам здесь занятие нераспространённое – но только не в Тотьме, где в своё время специалисты компании “ТотьмаТур” решили, что красоты главной вологодской реки после исчезновения судоходства не должны оставаться за семью печатями даже для туристов-«одиночек». С 2012 года регулярные сплавы с посещением всех местных красот по берегам Сухоны – традиция. Существуют как короткие маршруты с посещением Дедова острова (один день), так и более долгие, начинающиеся со старинного села Усть-Печеньга и завершающиеся близ деревни Медведево.
Приправить путешествие солью
totmamuz.ru
Хотите узнать всё о добыче соли? Идите в АнтреСОЛЬ. Это интерактивная площадка в музейно-выставочном , где часто меняются выставки, проходят всякие презентации, семинары, встречи, выставляются художники, мастера, умельцы… В музее центра народной культуры «Морошка» будет интересно детям — здесь все предметы старины можно трогать и всеми экспонатами пользоваться.
А соль — на втором этаже. АнтреСОЛЬ — это не музей даже, а творческое пространство. В нишах и на стендах — тексты, рассказывающие о солеварении, светят мягким полезным светом солевые лампы, есть вай-фай, можно разместиться в удобном кресле или походить по помещению, можно знакомиться, общаться, можно всё трогать и даже лежать! Молодежь здесь «в своей тарелке». И взрослым найдется чем заняться.
Церковь Входа в Иерусалим
Церковь была возведена в 1794 году, ее строительство продолжалось на протяжении 17 лет. Первоначальные средства на ее постройку были выделены братьями Пановыми, местными жителями, разбогатевшими после освоения неизведанных на тот момент территорий – «Русской Америки».
Входоиерусалимский храм имеет два этажа. Нижний (теплый или зимний) храм освящен в честь Входа Иисуса Христа с Иерусалим, а верхний (холодный или летний) – в честь Николая Чудотворца, защитника путешествующих и странствующих.
Церковь поражает своей изысканной красотой — подобно белоснежному паруснику она стремится в небеса. Храм богато декорирован картушами, своеобразными украшениями в виде щита или свитка, внутри которого изображены кресты, трилистники и другие фигуры.
С 1996 года в здании храма открыт музей мореходов. Со смотровой площадки на колокольне открывается вид на город.
Местоположение: улица Кирова.
Церковь Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе
Троицкий храм строился с 1768 по 1788 годы. Подобно многим тотемским храмам он был построен на средства благодарных жителей, желающих оставить свой след в истории места, где они родились, и таким образом принести городу пользу. Этот храм возведен на средства купца Степана Черепанова, занимавшегося пушным промыслом.
Церковь выдержана в традиционном для Тотьмы барочном стиле и орнаментирована картушами. В настоящее время в храме проводятся богослужения.
Местоположение: улица Tранспортная — 5.
Памятник Николаю Рубцову
Первый из всех установленных памятников выдающемуся поэту Н. Рубцову неслучайно установлен именно здесь, на высоком берегу Сухоны, около бывшей пристани, где не только для взгляда, но и для души открывается удивительная, неторопливая, скромная и простая в своей красоте природа русского севера.
Автор памятника скульптур В.М. Клыков запечатлел сидящего на скамейке задумавшегося поэта-лирика. На каменном постаменте увековечена для потомков строчка из одного из стихотворений Н. Рубцова: «За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью…»
Планировка Тотьмы
В 1780 году Тотьма стала уездным городом и получила «регулярный» план. Центром старой части города осталась Предтеченская площадь, от которой лучами расходились пять улиц. Торговая площадь сохранила за собой роль административного и коммерческого центра. Вновь застраиваемые районы разделили на 50 прямоугольных кварталов. Пять прямых улиц шли параллельно вниз к Сухоне, а пять других — с запада на восток. Эта екатериниская планировка в целом сохранилась до наших дней. Она не потревожена ни обилием зданий индустриального назначения, ни современной многоэтажной застройкой.