Главные достопримечательности Кохмы с фото и описанием


Город
Кохма
ФлагГерб
56°56′00″ с. ш. 41°05′00″ в. д.HGЯOСтранаРоссияСубъект ФедерацииИвановская областьГородской округКохмаГлаваКомиссаров Максим АлексеевичИстория и географияОснованв 1619 годуПервое упоминание1519Город с1925 годаПлощадь12,6 км²Высота центра120 мЧасовой поясUTC+3:00НаселениеНаселение↗30 336[1] человек (2021)Плотность2407,62 чел./км²АгломерацияИвановская агломерацияКатойконимкохомча́не, кохомча́нинЦифровые идентификаторыТелефонный+7 4932Почтовый индекс153510, 153511, 153512ОКАТО24207504000ОКТМО24706000001kohma37.ru Кохма

Москва

Иваново

Кохма

Медиафайлы на Викискладе

Ко́хма

— город (с 1925[2]) в Ивановской области России. В рамках организации местного самоуправления образует
городской округ Кохма
[3]. В рамках административно-территориального устройства области является городом областного подчинения[4]. Ранее учитывался в составе Ивановского района.

Население — 30 336[1] чел. (2021).

История[ | ]

Впервые упоминается как село Рождествено-Кохма

. Первое название по церкви во имя Рождества Христова, издавна существовавшей в селе. Второе название, видимо, по древнему, ещё дорусскому названию местности
Кохма
[5].

В конце XVI — начале XVII веков сёла Иваново и Кохма, входившие в Кохомскую волость, были вотчиной Скопиных-Шуйских. Акты конца 1610-х — начала 1630-х годов фиксируют сёла Иваново и Кохма во владении княгинь Анны Петровны и Александры Васильевны Скопиных-Шуйских, матери и жены Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. По завещанию «старицы княгини Анисьи Петровны» Скопиной, Иваново с деревнями отошло к Ивану Ивановичу Пуговка-Шуйскому — последнему представителю рода Шуйских, а Кохма — в дом суздальских архиепископов[6].

В 1619 году упоминается в документах как село Рождественское-Кохма. В начале XVIII века село находилось в ведении Монастырского приказа и являлось вотчиной суздальского епископа.

В 1719 году село приписано к полотняной мануфактуре голландского купца И. Тамеса, которая была здесь построена в 1720 году. Тамес указывал, что «к тому мануфактурному строению оная волость весьма быть угодна, понеже той волости крестьяне с женами и с детьми к тому строению мастерством и пряжею весьма заобыкновенны

»[7].

В 1822 году в селе была основана ситценабивная мануфактура В. Н. и Е. Н. Ясюнинских.

В 1826—1828 годах в Кохме было 5 ситценабивных и 4 полотняных заведений (на которых работали 149 человек). В середине 1850-х годов Кохма была большим промышленным селом. В ней и окружавших её деревнях, кроме фабрики В. Н. Ясюнинского, было свыше 20 ситценабивных, миткалевоткацких и полотняных заведений[7].

По сведениям на 1859 год в селе Кохма значится 1125 чел. жителей, 237 дворов, 3 церкви, 4 фабрики[8].

Статус города с 1925 года. В 1935—1948 годах Кохма была центром Кохомского района, затем относилась к Ивановскому району. Современная граница города утверждена 17 ноября 1995 года.

С 2005 года в рамках организации местного самоуправления образует отдельное муниципальное образование городской округ Кохма

или
город Кохма
как единственный населённый пункт в его составе[3]. В рамках административно-территориального устройства области является городом областного подчинения[4]. Согласно ОКАТО, находился на территории Ивановского района[4], но в сборнике на 1 января 2001 года он из района исключён[9], при этом Росстат до переписи 2010 года учитывал его в составе района[10][11].

Отрывок, характеризующий Кохма

– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа… – Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки. Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее. – Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками. Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку. – Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе. Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа. Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d’en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным. Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии. На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ? Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется. Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.

Население[ | ]

Численность населения
1859[12]1897[13]1905[14]1931[15]1939[16]1959[17]1967[15]1970[18]1979[19]
1125↗3337↗5663↗13 600↗18 983↗20 252↗22 000↗22 323↗25 239
1989[19]1992[15]1996[15]1998[15]2001[15]2002[10]2003[15]2005[15]2006[15]
↗26 831↗27 000↗27 300↗27 600↗28 500↗28 761↗28 800↘28 600→28 600
2007[15]2009[11]2010[19]2011[15]2012[20]2013[21]2014[22]2015[23]2016[24]
→28 600↘28 591↗29 411↘29 400↗29 414↘29 405↘29 389↘29 258↗29 770
2017[25]2018[26]2019[27]2020[28]2021[1]
↗30 316↗30 500↘30 220↘30 161↗30 336

На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 496-м месте из 1116[29]городов Российской Федерации[30].

Здание администрации

Один из внуков Василия Никитича, а именно Василий Арсеньевич в самом начале двадцатого века построил в городе ещё одну усадьбу, состоящую из жилого дома, ворот, ограды и конюшен с каретником.

Изначально он планировал поселиться в усадьбе сам, но что-то не срослось, и он стал её сдавать. До 1917 года там жил немецкий колорист Мецгер со своим семейством, а после революции обосновался Городской Совет. Начиная с 1998 года и до наших дней, в усадьбе В. А. Ясюнинского располагается администрация Кохмы.

Местоположение: улица Советская — 23.

Примечания[ | ]

  1. 123
    Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 27 апреля 2022. Архивировано 2 мая 2022 года.
  2. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Сост. В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Известия, 1980. — 702 с. — С. 122.
  3. 12
    Устав городского округа Кохма
  4. 123
    Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов на 23.03.2021 Ивановская область Государственного каталога географических названий (Росреестр)
  5. Поспелов Е. М.
    Географические названия мира: Топонимический словарь. — М.: Русские словари, 2002. — С. 219. — 512 с. — ISBN 5-93259-014-9.
  6. Вотчина героя Смутного времени (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2011. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  7. 12Водарский Я. Е.
    Формирование фабричного города Кохма
  8. «Владимирская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 г.», Санкт-Петербург, 1863 г. [1]
  9. Ивановская область. Административно-территориальное деление на 1 января 2001 г.
  10. 12
    Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более
    (неопр.)
    . Архивировано 3 февраля 2012 года.
  11. 12
    Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года
    (неопр.)
    . Дата обращения: 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  12. Списки населённых мест Российской империи. VI. Владимирская губерния. По сведениям 1859 года / Обработано ст. ред. М. Раевским. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб., 1863. — 283 с.
  13. Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г.. — типография «Общественная польза». — Санкт-Петербург, 1905.
  14. Список населённых мест Владимирской губернии. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — Владимир, 1907.
  15. 1234567891011
    Народная энциклопедия «Мой город». Кохма
    (неопр.)
    . Дата обращения: 2 июля 2014. Архивировано 2 июля 2014 года.
  16. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Численность городского населения СССР по городским поселениям и внутригородским районам (неопр.)
    . Дата обращения: 30 ноября 2013. Архивировано 30 ноября 2013 года.
  17. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  18. Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  19. 123
    Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, том 1. Численность и размещение населения Ивановской области
    (неопр.)
    . Дата обращения: 30 марта 2022.
  20. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.)
    . Дата обращения: 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  21. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.)
    . Дата обращения: 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  22. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.)
    . Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  23. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.)
    . Дата обращения: 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  24. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года (рус.) (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 8 мая 2022 года.
  25. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2022. Архивировано 31 июля 2022 года.
  26. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2022 года.
  27. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 2 мая 2022 года.
  28. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2022. Архивировано 17 октября 2022 года.
  29. с учётом городов Крыма
  30. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bul_Chislen_nasel_MO-01-01-2021.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (1.85 Мб, 30.07.2021)
  31. ОГОУ «Кохомская школа-интернат VI вида» — Ивановская область (неопр.)
    (недоступная ссылка —
    история
    ).
  32. Под зелёной звездой эсперанто.
  33. ГОСПИТАЛИ И МЕДСАНБАТЫ — Генеалогический форум ВГД
  34. https://www.soldat.ru/hospital.html

Усадьба Ясюнинского

В городе есть ещё одно здание, принадлежащее когда-то купцу Василию Никитичу Ясюнинскому. Это фамильная усадьба с обсерваторией на крыше, где впоследствии жили и наблюдали за звёздами дети и внуки купца. Позже в здании располагались местный райком партии, редакция газеты и типография, техникум, интернат, школа рабочей молодёжи и, наконец, школа искусств, которая действует по сей день.

Местоположение: улица Ивановская — 8.

Набойная Мануфактура

Ещё одним старейшим представителем архитектурного и исторического наследия Кохмы является здание набойной мануфактуры, построенное на стыке 18 и 19 веков. Оно входило в комплекс фабричных строений, принадлежащий купцам Чернышёвым, отчего жители города называют это место «Чернышевский двор».

Местоположение: улица Октябрьская — 30.

Казарма с Народным домом

Эти казармы были построены специально для одиноких рабочих мануфактур. Кроме самого жилья, здесь имелись столовая и библиотека. А также театр, который занимал весь верхний этаж и включал в себя большой зрительный зал со сценой, гримёрные комнаты и склады для реквизита.

Театр очень ценился фабрикантами, в нём имелась своя труппа, состоящая из рабочих. Об этом говорит и то, что на центральном фасаде казармы выложена надпись «ТЕАТРЪ». К его появлению приложил свою руку другой внук купца Ясюнинского, а именно Николай Арсеньевич.

После революции семнадцатого года в здании казармы уже никто не жил, а размещались разные организации. Сначала там был клуб одного из предприятий города, затем школа, госпиталь и районная больница, а сегодня это лишь старинный памятник.

Местоположение: улица Ивановская — 36.

Храмы и часовни

В начале 20 столетия в Кохме имелось пять православных храмов, а также некоторое количество часовен, являющихся на тот момент основным архитектурным и культурным украшением города. Было бы здорово на них посмотреть, но они, к сожалению, в конце этого же века по ряду причин были разрушены. Но зато появляются новые, не менее красивые и интересные. Например, Свято-Благовещенский Храм (ул. Октябрьская — 1, на фото выше), который начал строиться в 1998, а освящён в 2011 году.

На первом этаже храма работает своеобразный музей, точнее «Духовно-просветительский центр». Там выставлены любопытные и редкие экспонаты — старинная церковная утварь и прошитое золотыми нитками облачение священнослужителей, серебряные монеты, исторические книги, документы и многое другое. Посетить стоит, очень интересно и необычно. Ещё в городе имеется Часовня Иконы Божьей Матери «Утоли мои печали» (ул. Рабочая — 13, на фото выше), построенная и освящённая чуть ранее, а именно в 1997 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]