Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей


Что посмотреть в Юрьев-Польском за 1 день – ТОП-3 места

Юрьев-Польский полон интересных достопримечательностей, однако среди них можно выделить три особых места, которые стоит посетить любому туристу, даже приехавшему сюда на один день.

Историко-архитектурный и художественный музей (Юрьевский кремль)

  • Адрес: ул. 1 Мая, 4.

Богатейшая коллекция музейных экспонатов расположена в древних постройках Михайло-Архангельского монастыря. 16 тысяч произведений искусства и предметов старины распределены по нескольким выставкам. Здесь можно увидеть личные вещи аристократов, привезенные из их поместий, искусные фарфоровые изделия, уникальные скульптуры из дерева.

Одна из главных экспозиций музея посвящена Отечественной войне 1812 года. Собрание состоит из разных свидетельств борьбы русского народа против французских войск.

В другом помещении разместилась небольшая картинная галерея, состоящая из полотен 16-17 веков. В Архимандритском корпусе можно увидеть работы Владимирских ткачих. Гостям города рекомендуется также посетить краеведческую выставку, которая поможет лучше узнать быт юрьевцев прошлых лет.

Парк молодоженов

  • Адрес: улица 1-го Мая.

Красивый парк свв. Петра и Февронии Муромских быстро завоевал популярность как у местных жителей, так и у туристов. За короткий срок в парке успело сложиться несколько традиций. Влюбленные нередко встречаются на Поцелуевом мосту, а свадебные фотосессии на Поляне невест стали неотъемлемой частью многих бракосочетаний.

Местные молодожены также любят позировать возле скульптурной композиции в виде перекрещенных обручальных колец с надписью: «Совет да любовь». Периодически на территории достопримечательности можно увидеть необычную цветочную палатку в виде сказочной кареты.

Георгиевский собор

  • Адрес: Музейный переулок.

Белостенный храмовый комплекс с огромным черным куполом своими очертаниями напоминает знаменитый храм Покрова-на-Нерли. Собор пережил несколько эпох и претерпел немало изменений. Один из древнейших храмов России был построен в 1234 году по указу князя Святослава Всеволодовича и по-прежнему остаётся одним из лучших образцов владимиро-суздальского зодчества.

Ранее на месте великолепного каменного собора стояла маленькая церковь, которую основал Юрий Долгорукий. В каждом новом городе князь ставил храм в честь своего небесного покровителя. Юрьев-Польский не стал исключением. Когда старое здание пострадало от землетрясения, внук великого правителя Святослав воздвиг новое сооружение, которое поражало своей роскошной каменной резьбой.

В середине 15-го века мастера из Москвы укрепляли обветшавшие стены церкви и повредили резные картины, однако сумели сохранить уникальный памятник архитектуры. Собор вмч. Георгия Победоносца хранит старинные росписи, ценности и святыни, главная из которых – Святославов крест. Князь сделал большое распятие из камня в благодарность Богу за спасение в одном из военных походах.

На территории Михайло-Архангельского монастыря расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей, который работает с 9.00 до 17.00, в понедельник — до 15.00, выходной — вторник, последняя пятница месяца — санитарный день. В документе от 6 января 1920 года говорится, что коллегия по делам музея, охраны искусства и памятников старины слушала доклад А.И. Романова о его поездке во Владимир по делам музея. В результате было вынесено постановление: «… просить исполком в срочном порядке предоставить помещение под музей…, с целью проведения в жизнь постановления губернского съезда от 6-10 июля 1919 г.». Открытие музея было приурочено ко дню празднования Октябрьской революции — 7 ноября 1920 года. Первым заведующим Юрьев-Польского художественно-исторического и бытового музея становится 37-летний учитель ИЗО Афанасий Иванович Романов, окончивший Строгановское училище и работавший в 1-й советской школе второй ступени. В помещении столовой и смежной с ней комнате этой школы было решено поместить музей. Через год всё музейное имущество было перевезено в здание бывших номеров купцов Хлебниковых. Музейная коллекция значительно выросла и не помещалась в маленьких купеческих комнатах. И в 1922-1923 гг. при содействии П.Д. Барановского 1325 музейных экспонатов уже обживали бывший мужской Михайло-Архангельский монастырь. Идею по созданию музея на базе монастыря Барановский выдвинул с целью сохранения этого высокохудожественного архитектурного комплекса XVI- XIX веков, расположенного в самом центре города. В это время фонды музея частично пополнились за счёт монастырского имущества. Большая часть экспонатов поступила из быв. Помещичьих усадеб уезда (кн. Голицина, Салтыкова и др.) и частных собраний фабрикантов г. Юрьева (Н. Ганшина, Д. Овсянникова и И. Беднякова). Остальная часть собрана по церквям и путем пожертвований. На основе собранного материала открывались экспозиции. «…готовится к открытию культурно-исторический отдел, в нём собраны предметы финской и славянской культуры X-XI вв., добытые случайными раскопками на территории Юрьевского уезда, коллекция древнерусского оружия XI-XII вв., коллекция монет XV-XVIII вв., предметы религиозного культа XVII- XIX вв., разного рода атласы, карты. Всего в первом отделе насчитывалось 574 предмета. Художественный отдел содержит картины, этюды, гравюры в количестве 372 предметов. Третий отдел бытовой, наиболее богат и разнообразен экспонатами. В нём собраны хрусталь, фарфор XVIII- XIX вв., ларцы, шкатулки, головные уборы и кружева, кошельки и бумажники, статуэтки и вазы. Всего 673 предмета. Четвёртый отдел естественнонаучный, только зарождающийся, в нём собраны остатки костей вымерших животных, найденных в пределах уезда, предметы морской флоры и фауны, вывезенные из Крыма и пожертвованные музею». В 1923 г. начался снос теплого собора, пристроенного ранее к древнему Георгиевскому собору. Работы проходили под наблюдением музея, ответственным руководителем работ состоял архитектор П.Д. Барановский. При разборке позднейших пристроек собора (быв. Троицкого придела и колокольни) извлечено 65 древних камней с разными фигурами и орнаментом. В то время музей разделялся на следующие главные отделы: 1) культурно-исторический, 2) художественный, 3) бытовой и 4) естественный. В культурно-историческом отделе собраны: предметы финской и славянской культуры X-XII вв. (63 штуки), добытые случайными раскопками на территории Юрьевского уезда, коллекция древне-русского оружия XVI-XVIII вв. (74 шт.), коллекции монет XV-XVIII вв. (362 шт.), предметы религиозного культа XVII-XIX вв. (190 шт.) и разного рода атласы и карты (68 шт.). Всего в первом отделе насчитывалось до 574 предметов. Во втором отделе – художественном – выставлены: картины, этюды, портреты и гравюры. Среди картин наиболее ценными являлись: Сверчкова – «Лошадь в конюшне», И. Шишкин – «Этид», Ворошилова – «Тройка» и Маковского – «У монастыря». Обращали также внимание на себя несколько замечательных портретов, писанных неизвестными художниками конца XVIII в. и первой пол. XIX в. и несколько гравюр XVIII в. военного и религиозно-духовного содержания. Всего в отделе 372 предмета. Третий отдел – бытовой наиболее богат количеством и разнообразием экспонатов. В нем собраны: хрусталь и фарфор XVIII-XIX вв. (369 шт.), старинные ларцы и шкатулки (20 шт.), головные уборы и кружева XVIII-XIX вв. (88 шт.), клшельки и бумажники (14 шт.), статуэтки и вазы (48 шт.), мебель (43 шт.), веера, игральные карты (12 шт.), люстры (20 шт.), часы (5 шт.) и изразцы (80 шт.). Всего в отделе имелось 679 предметов. Четвертый отдел – естественно-научный. В нем собраны остатки костей вымерших животных, найденных в пределах уезда – всего 24 экземпляра и 54 предмета морской фауны и флоры, вывезенные из Крыма и пожертвованные в музей. При музее имелась библиотека, насчитывающая 4813 томов, в том числе 1840 на русском и 2973 на иностранных языках. Музей пропускал ежемесячно посетителей 200-300 человек. Заведующим музеем состоял с момента основания А.И. Романов. Первый краеведческий кружок в Юрьеве-Польском организован по инициативе местной интеллигенции 6 марта 1924 года. 6 июня 1924 года кружок реорганизован в Юрьев-Польское научное общество по изучению местного края. 8 сентября 1929 года Афанасий Иванович Романов передаёт по акту музейные предметы вновь назначенному директору И.И. Кадикову — бывшему научному сотруднику музея. Увольнение Афанасия Ивановича было связано с переездом его на постоянное жительство в Москву. В архиве сохранилась резолюция к докладу И.И. Кадикова, указывающая на недостатки в музейной работе. Для развития музейного дела требовались финансовые вложения, но новое государство ещё не сформировалось, а от старого режима остались лишь осколки в виде уцелевших ценностей. Трудно было первым музейщикам. Даже документы, приказы, служебные записки писали на оборотной стороне старинных фамильных архивов XIX века. С 1 по 6 декабря 1930 года в Москве был собран первый музейный съезд. Он потребовал решительного поворота музеев к насущным проблемам дня, коренной перестройки музейной методологии на марксистско-ленинской основе. В сохранившихся планах последующих лет во главу ставилась задача по антирелигиозной пропаганде. Это видно из подлинных документов. Директор школы 2-й ступени обращается с просьбой выдать из музейной коллекции одежды священника и двух монахов для проведения антирелигиозного вечера, которые он обязуется вернуть по завершении мероприятия. В этот период музейные фонды лишились колоссального количества памятников церковного искусства, которые нещадно уничтожались или использовались не по назначению. В 1931 году Михаил Иванович Орлов стал директором Юрьев-Польского музея. Вновь назначенный директор становится активным собирателем археологических, геологических коллекций 1920-1930 годы — это время, когда на территории Юрьев-Польского района активно действовало научное общество по изучению местного края, впоследствии ставшее районным бюро краеведения, возглавил его Михаил Иванович Орлов. Почти все исследования по краеведению проводились с его участием. Тематика их была очень разнообразна. Проводилось изучение геологического материала, результаты фиксировались в полевых дневниках. Отражала это и местная пресса. Образцы найденных материалов передавались в экспозицию для показа местному населению. В музее сохранился документ, в котором Михаил Иванович описал, в каких тяжелейших условиях приходилось ему работать. Коротко мы процитируем его горестную исповедь: «…бюджет музея состоит лишь из средств от сдачи в аренду помещений монастыря, доход музея не превышает 200 руб. в месяц, этих средств хватает только на зарплату сторожу и хозрасходы. На научно-краеведческую работу, на наём и оплату научных сотрудников средств нет. Райисполком отказался оплачивать работу единственного работника (имеет в виду себя), и заведующий музеем не получал зарплату с марта месяца…».
Фотопортрет. Запечатлен Орлов М.Н.

М.И. Орлов проводил экскурсии, очищал от навоза и мусора площадь перед музеем, заготавливал дрова на зиму. Музей на грани закрытия. Только благодаря неимоверным усилиям Михаила Ивановича он был сохранён. Являясь членом многих обществ, возникавших тогда в районе, М.И. Орлов активно пропагандировал культуру, искусство, был красноречивым и грамотным лектором. Спорил, случалось, ругался с властями, защищая музей и его коллекции. Может, поэтому в 1936 году его репрессировали. Дальнейшие его следы звтерялись. В годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. экспозиции были свёрнуты, но ненадолго. В конце 1942 года музей вновь открывается, восстанавливаются некоторые экспозиции. Следующий год из-за недостатка топлива музей работал только 5 месяцев. За это время здесь побывало 4800 человек учащихся, взрослых и военнослужащих. С 1936 года и весь военный период музей возглавлял Фёдор Николаевич Полуянов. Ничего нового в работе музея в этот период не произошло, но была выполнена самая глобальная задача — сохранен музейный фонд. Несмотря на страшные военные события, музейные предметы были защищены от хищения и полного разрушения. С 1953 года наступает оживление в музейной деятельности. Государство уделяет больше внимания музеям, появляется термин «туристические группы», маршруты. В музее расширяется штат, кроме директора работают два научных сотрудника — Валентина Ивановна Долотова и Елизавета Георгиевна Ананьина. В это время показывался туристам Георгиевский собор, была начата работа по формированию коллекции белого камня. Георгий Карлович Вагнер, работавший здесь в 60-х годах XX века, в своей книге «Мастера древнерусской скульптуры» пишет, что именно трудами Ф.Н. Полуянова и П.Д. Барановского была собрана коллекция резных камней и устроен лапидарий внутри Георгиевского собора. Отчёты Ф.Н. Полуянова полны энтузиазма, твёрдой уверенности в завтрашнем дне Приведём небольшую цитату из годового отчёта за 1954 г. «…Учитывая, что новый день в нашей жизни даёт новые успехи и достижения не только по всей стране, но в своём районе, работники музея, собирая новый материал, составили тематикоэкспозиционные планы «Дореволюционное прошлое нашего края», «Русская культура XIX века», «Участие края в Крымской войне». 28 марта 1966 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области культурно-просветительской работы Полуянову Федору Николаевичу было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РСФСР. В 1968 году Фёдора Николаевича сменила Зинаида Ильинична Калабина, работавшая научным сотрудником. В это время в городе создаётся реставрационный участок. Музей получает помощь от местных предприятий — фабрики «Авангард», . Активно проводилась реставрация коллекции живописи, икон. Открывается городское бюро путешествий и экскурсий. что способствовало привлечению в город туристов из Прибалтики, Ленинграда. Киева, Бреста, Ташкента, Курган-Тюбе и т. д. Нередко музей посещали ежедневно по 10-15 групп. К концу 60-х годов в музейных отчётах появляется новый раздел «Помощь областного музея». Поэтому создание объединённого государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника было не случайным и не спонтанным решением. 29 мая 1974 года исполком Владимирского областного Совета депутатов трудящихся принял решение о создании крупного музейного объединения, состоящего из филиалов, которыми стали музеи районных городов Владимирской области. В него вошёл и Юрьев-Польский краеведческий музей. Этот период стал периодом возрождения для музея. Тогда за каждой экспозицией были закреплены ответственные научные сотрудники из головного музея и профессиональные художники из Москвы или Ярославля. Две экспозиции, созданные в то время, существуют до сегодняшнего дня. В 1989 году исполнительный комитет Владимирского областного Совета народных депутатов вынес решение о преобразовании Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника во Владимирское объединение музеев, включив в его состав Владимиро-Суздальский музей-заповедник с филиалом — музеем хрусталя, а в качестве самостоятельных музеев — бывшие филиалы объединённого музея, в том числе Юрьев-Польский. С 29 апреля 1990 г. Юрьев-Польский музей стал историко-архитектурным и художественным музеем.

ЭКСПОЗИЦИИ

— Выставка «Золотой теленок» – история местной ткацкой фабрики и традиции художественной вышивки. — Выставка «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья». — Выставка «Художественная резьба по дереву» (располагалась в здании собора Михаила Архангела до его передачи Церкви) – деревянные скульптуры XV–XIX вв. — Георгиевский собор – интерьер собора: камни, не использованные при реконструкции здания, могилы князей и росписи XVII вв. — Смотровая площадка и выставка «Монашеская келья» (в здании звонницы). Выставка представляет собой несколько узких залов с малоинтересными экспонатами, а со смотровой площадки открывается неплохой вид на город и окрестные поля. — Художественная галерея (в здании церкви Иоанна Богослова) – российское искусство XVI–XIX вв. — Экспозиция, посвящённая жизни П.И. Багратиона – музей знаменитого полководца Отечественной войны 1812 г.

Смотровая площадка и выставка «Монашеская келья» в здании колокольни

Выставка представляет собой несколько узких залов с малоинтересными экспонатами, а со смотровой площадки открывается неплохой вид на город и окрестные поля.

Владимирцы в войне 1812 года. П.И. Багратион — национальный герой России


Знамя Астраханского полка. 1812 г.


Народное оружие Пушка сигнальная. Начало XIX века


Ружья. Егерский штуцер. Начало XIX века.

Великий русский полководец Петр Иванович Багратион после ранения под Бородино был перевезён в имение своей родственницы княгини Голицыной под Юрьев-Польский…


Карета из имения князей Голицыных в Симе

Мебель, предметы быта XVIII – нач. XIX вв. из дома Голицыных в селе Сима, где лечился раненый П.И. Багратион


Мебель, предметы быта XVIII — нач. XIX вв. из дома Голицыных в селе Сима, где лечился раненый П.И. Багратион

В художественной части музея собраны: картины, предметы культа, посуда, фарфор из домов местных граждан, до революции имевших картины и фарфор.

Музеи Владимирской области.

Дом-Усадьба Голицыных в селе Сима.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Интересные места окрестностей Юрьев-Польского

В окрестностях города Юрьев-Польский туристов ждет немало живописных мест, примечательных своей историей и природным ландшафтом.

Земляные валы (городище Мстиславль)

  • Адрес: с. Городище.

Поросшие травой земляные валы Мстиславля – главная загадка района, холмы, привлекающие охотников за сокровищами и любителей мистики. Некогда цветущий город за несколько столетий был разрушен до основания и стёрт с лица земли. Пав жертвой татаро-монгольского ига, Мстиславль потерял былое величие и окончательно исчез в годы Советской власти. Сейчас о древнем городе напоминают лишь холмы, глубокий ров и руины церкви Рождества Христова. Церковь разрушили во времена Советского Союза и теперь лишь ветхая четырехъярусная колокольня одиноко возвышается над лугами.

Усадьба Голицыных

  • Адрес: с. Сима.

Усадьба в селе Сима Юрьев-Польского района прославилась благодаря нескольким известным фамилиям. Небольшое село – дар генералу Михаилу Голицыну от Петра Великого, награда за боевые заслуги. Получив землю во владение, Михаил Михайлович велел построить на ней дом с флигелями, посадить парк и выкопать пруд.

История усадьбы также тесно связана с судьбой великого полководца Петра Багратиона, родственника Голицыных. После тяжёлого ранения на полях Бородино генерал приехал в Симу, где провел последние дни перед кончиной. Тело полководца предали земле возле сельской церкви св. Димитрия Солунского, однако позже перезахоронили.

После Революции дворянская усадьба стала приютом для сирот. В настоящее время в господском доме располагаются библиотека, музей им. П. Багратиона и местный Дом культуры.

Усадьба Апраксиных

  • Адрес: с. Ратислово.

Некогда богатая усадьба 18 века сохранилась лишь частично. До Революции здесь стоял высокий господский дом, две пристройки для прислуги и Казанская церковь. Для дворян Апраксиных был разбит большой парк, вмещавший восемь достаточно крупных прудов. Из всех построек сегодня можно увидеть только главный дом, потерявший былую красоту. В двухместном здании разместилась школа. Туристы могут прогуляться по замечательному парку и полюбоваться водоемами.

Музей

МУК «Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей»

Директор

Борисова Светлана Викторовна

Адрес: 601800, Владимирская обл., г. Юрьев-Польский, ул. 1-Мая, 4 Телефон: 8 (49246) 2-28-48, факс: 8 (49246) 2-26-32 Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца, понедельник до 14.30

Официальный сайт: https://yp-muzeum.ru


При слиянии двух рек Колокши и Гзы, остановил свой взгляд великий князь Юрий Долгорукий. В 1152 году князь закладывает город Юрьев-Польский. Юрьев называют самой малой жемчужиной «Золотого кольца». И хотя мал наш город, но всю историю государства русского отразил, как крошечное зеркало. Основатель города назвал город своим именем Юрьев, из-за окружавших город полей, добавил «польский». Юрьев-Польский это самое сердце Владимирского Ополья. Древний город задумывался как настоящая крепость, обнесенная километровым по протяженности валом. В кольце древних валов разместился комплекс княжеского Михайло-Архангельский монастыря основанный в 13 веке князем Святославом. Сожженный татаро-монголами он вновь возрождён из пепла. Существующие здания относятся к позднему времени 17-18 вв. Белокаменное великолепие храмов поистине является нетленным свидетелем прошлого и может многое рассказать о жизни людей давно минувших дней. В зданиях монастыря разместился Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.


Прямо перед входом находится главный Михайло-Архангельский собор (нач. 19 в.), который с 2002 года используется совместно с Владимиро-Суздальской епархией. В храме находятся христианские святыни. В специально устроенную деревянную, резную раку помещены иконы-мощевики, в которых покоятся около трёхсот частиц святых мощей. В монастырском храме из музейных фондов показана деревянная скульптура XY-XIX.


В самом центре монастырского двора расположена шатровая колокольня 1683 года. На звоннице работает смотровая площадка это одно из самых посещаемых мест музея. С запада открывается панорама центральной части города, с севера бескрайние поля Юрьевского Ополья. Спускаясь со звонницы, попадаешь на выставку «Колокольные звоны», отражающую историю колоколов, звонов, значение их в церковной жизни. В витринах демонстрируются документы, фотографии, макет древнего города, стены расписаны на данную тему. В число экспонатов вошли осколки колоколов, сброшенных во время разрушения колоколен, подаренные городскими и сельскими жителями. На этаж ниже экспозиция «Монашеская келия». Все предметы передают обстановку уединённо-молитвенной жизни монаха. Монастырь играл большую роль в общественной, культурной и образовательной жизни города.

Другая экспозиция не менее известная, она посвящена войне 1812 года и выдающемуся генералу того времени П.И. Багратиону. Имя Петра Ивановича тесно связано с нашим краем. Он неоднократно бывал в селе Сима в имении друга и родственника князя Б.А. Голицына. Будучи в Симе П.И.Багратион получает назначение быть главнокомандующим второй Западной армией, туда его привозят тяжело раненного в Бородинском сражении, там он умирает, и был похоронен в семейном склепе князей Голицыных.


Над «святыми воротами» 1654г. расположена Богословская надвратная церковь 1670г. где открыта «Художественная выставка». На выставке представлены различные предметы из музейной коллекции.

Раздел живописи знакомит с портретными работами художников академической школы живописи, с произведениями художников-передвижников: Маковского В., Боскина М., Усова, Ворошилова и т.д. На выставке представлена посуда российских заводов: Гарднера, Попова, Кузнецова, а т.ж. неизвестных западно-европейских заводов. В алтарной части храма представлена коллекция древнерусской живописи 16-17вв., которая составлена из икон, хранившихся в церквях и соборах окрестных сёл Юрьев-Польского района, а так же Михайло-Архангельского монастыря. На первом этаже Архимандритского корпуса развернута экспозиция «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья». Открывается экспозиция диорамой, озвученной голосами птиц, музыкой и рассказом. Множество экспонатов и документов помогут понять быт, нравы, обычаи людей, живших в давние времена. Здесь украшения древнего племени Меря, населявшего наш край, орудия обработки почвы, интерьеры крестьянского и помещичьего быта. Подняться на второй этаж придется по «Лестнице в историю», которая познакомит вас с основными историческими этапами Юрьевского края.


На втором этаже представлена экспозиция «История мануфактуры в Юрьев-Польском уезде», которая начинается с рубленной деревенской избы. Неотъемлемой частью её интерьера предметы, отражающие ткачество в деревенских светёлках. Среди них различного вида прялки, веретёнца, гребни для чесания льна, в настенной витрине образцы льняных полотен с набивным узорочьем XYIII в., образцы разных стадий обработки льна. Второй зал показывает дальнейшее развитие ткачества в уезде. Историю возникновения ткацкой фабрики Юрьевских купцов Ганшиных и Овсянниковых. Интерьер гостиной фабрикантов наполнен разнообразными предметами, отражающими быт того времени. Подлинные документы повествуют о деятельности фабрикантов конца XIX начала XX веков. Музею принадлежит уникальный памятник ХШ в. Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества Георгиевский собор, который по праву считается жемчужиной. Он сооружен в 1230-1234 годах князем Святославом Всеволодовичем внуком Юрия Долгорукого. Каменную резьбу можно видеть во многих местах «Золотого кольца», но здесь она неповторима, особенна. Паразит вас причудливый хаос скульптур стен. Звери и чудища, святые и ангелы, обрывки фантастических каменных гирлянд, охваченные пастями львиных масок, и обломки тончайших растительных узоров образуют загадочную мозаику. Таковы первые впечатления, которые испытывает каждый, кто видит впервые Георгиевский собор.


В Георгиевском соборе находится «Распятие» или «Святославов крест», который принадлежит к числу наиболее крупных и сюжетных композиций декоративного убранства собора. Распятие пользуется у верующих особым почитанием благодаря его чудодейственным силам. Желающие вместе с экскурсоводом могут совершить экскурсию по городу, где познакомятся с архитектурой XIX-XX вв.

Пройдя через арку монастырских ворот, вы окажитесь на тихом, уютном, заключённом кирпичными стенами дворе. Справа от входа архимандритский корпус утопает в аромате душистой сирени. Первый этаж занимает экспозиция «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья». Открывается экспозиция диорамой, озвученной голосами птиц, музыкой и рассказом. Множество экспонатов и документов помогут понять быт, нравы, обычаи людей, живших в давние времена. Здесь украшения древнего племени Меря, населявшего наш край, орудия обработки почвы, интерьеры крестьянского и помещичьего быта. Подняться на второй этаж придется по «Лестнице в историю». Эта маленькая экспозиция знакомит с основными историческими этапами Юрьевского края. Тут основатель города, великий князь Юрий Долгорукий в кольчуге и княжеском плаще корзно и его внук первый удельный князь Святослав Всеволодович, держащий на ладони макет знаменитого белокаменного собора. Под сенью белоствольной красавицы берёзки в молитве за род человеческий наш земляк Преподобный Никон Радонежский ученик Великого Сергия Радонежского игумена земли русской. Преподобный Никон родился в нашем городе в 1352 году. Совсем юным он оставил родительский дом ради монашеской жизни. Его приход в Троице Сергееву лавру был началом трудного монашеского подвига будущего русского святого. На месте родительского дома в ХYII в. построили монастырь, который в настоящее время ведёт работы по восстановлению монашеского жития. Поднявшись на второй этаж, вы встретитесь с настоящим чудом Ополья сенокосной страдой. Пора блаженства. Ароматы душистого сена остановят даже самого привиредлевого посетителя. Возле маленькой скирдушки сена сложены нехитрые орудия для сенокоса. Полдень, жара. Самое время для отдыха и обеда. На холщевом рушнике ржаной каравай, лукошко с яичками и кринка ядреного, хлебного кваса. Юрьевское Ополье славилось не только земледельцами, но и ткачами. Войдя в залы второго этажа архимандритского корпуса, тут же убедитесь в этом. Выставка «Золотой ленок» расскажет о ручной, масляной набойке на холстах ХYIII -ХIХ в.в. Вы увидите, как дотошные, современные мастера распознали секрет набоек и повторили чудо — узоры на современных холстах. Здесь же и ручная печать на ситцевых платках Юрьевского купца Масленникова. Музей хранит богатейшее собрание старинных набивных тканей, позволяющее судить о большом художественном вкусе и высоком мастерстве мастеров XYIII-XIX в. в. К примеру в 1784 г. в городе было 2 набивных завода, выпускавших набивных тканей на сумму 6 тыс.руб. В уезде работали 2 шелковые фабрики с суммой годовой продукции 14 тыс. руб. , полотняных фабрик было шесть, а сумму дохода в год составляли 23 тыс. руб. Вышивка на холщевых полотенцах, батистах, по сетке, кружевоплетение, просто очарует своей необыкновенной выразительностью, изящностью, фантазией. Посмотрев работы современных ткачей фабрики «Авангард», вы убедитесь в том, что не перевелись мастера ткацкого дела и в наши дни. Плюш с разрезным ворсом, мягкий на ощупь, с травчатым орнаментом, с геометрической и абстрактной россыпью рисунка, с мелодичной колористической гаммой притягивает к себе не только взгляды, но и руки, очень хочется прикоснуться к творению мастеров-ткачей. Гобелен и шотландка более сдержаны и скромны в своих рисунках, вызывают тем самым к себе уважительное отношение. А вот жаккардовые полотенца, яркий, красочный фейерверк, рисунков, надписей смешных и серьезных, детских и взрослых. Сказочные сюжеты, картинки из любимых мультиков, букеты цветов и изысканные орнаменты вызывают удивление и гордость за наших умельцев. Обязательно захочется купить такое полотенце мягкое, пушистое, яркое или наоборот сдержанное или совсем простое, однотонное, пожалуйста, покупайте, для вас всегда найдется красивое махровое произведение ткацкого искусства в сувенирном салоне музея. Для продолжения знакомства с экспозициями нужно выйти из Архимандритского корпуса и снова вернуться на монастырский двор. Над вратами возвышается Богословская церковь(1670г) её фасады, красиво украшены, кокошниками, поребриком, паперть пояском из квадратных ширинок , а окна наряжены арочками-бровками. В помещении церкви разместилась художественная выставка из музейных фондов. Перед взором посетителя предстанут шикарные и разнообразные экспонаты. Достойное место в экспозиции занимают иконы ХYI-ХIХ в.в. Большинство из них принадлежат Владимиро-Суздальской иконописной школе, отличающейся одухотворенностью образов, мягкой цветовой гаммой и лаконичностью рисунка. Не возможно пройти равнодушно мимо царских врат ХYIв. С изображением Василия Великого и Иоанна Златоуста. Особой монументальностью отличаются иконы апостола Павла и святого Иоанна Предтечи ХYIв. Крупные фигуры святых занимают всю плоскость иконной доски, хорошо воспринимаются, как вблизи, так и на расстоянии. Фигуры показаны в движении, они плоскостны и графичны. Особо можно выделить икону Божией Матери «О Тебе радуется». Она дорога и ценная тем, что нам известен мастер, написавший её. На обороте надпись » написал, сей образ Александр сын Огарев». На фоне голубовато-зеленоватого собора в центре изображение Богоматери типа «Знамение». Выполнена икона в темных тонах. Иконописец, работая над иконой, помечал на рисунке, где какую краску надо положить. Иконы с такими авторскими пометками очень редки. «О Тебе радуется» являет нам глубину православного богословия. На иконе изображено одно из песнопений церковного богослужения. Коллекция фарфора пленит разнообразием и оригинальностью. Напольная ваза «лесное чудо» похожа на маленький, сказочный островок, где приютились разные лесные зверушки. Даже изящному японскому фарфору нашлось место на витринной полке. Какая же художественная выставка без портретов. Академическая школа представлена четырьмя работами. Одна из них, портрет молодой женщины, таинственной незнакомки в белом прозрачном покрывале. Глубокий взгляд, мягкая, чуть заметная улыбка, только намек на неё. Очаровательный образ женщины, простреливает сознание, раскрывает сердце и понимаешь — это идеал женской красоты, это тайна женственности и любви, вот какой задумана Творцом женщина, красота вся в душе, где-то внутри, глубоко, а наружу пробивается свет, через глаза, улыбку, лик. Это чудо сотворено кистью Марии Курт. Художница выполнила работу техникой лессировки, очень технично, правильно, чувствуется теплое, доброжелательное отношение к изображаемой героине. Большое разнообразие работ художников- передвижников — это Маковский В.Е., Лемох В.К., Боскин Н.В., Мозгов Т.И., Николаев К.В. и другие оставили для нас свои блистательные работы.

Продолжить осматривать драгоценный музейный ларец можно в экспозиции «Художественная резьба по дереву», которая разместилась в Михайло-Архангельском соборе (1809г). Это безстолпное, безапсидное здание, обладает замечательными акустическими свойствами. В соборе сохранилась настенная роспись. Декоративная резьба и деревянная скульптура ХУ-Х1Х в.в. её составляющие. Образцом древнерусской деревянной скульптуры являются изображения св. Георгия Победоносца (ХУ в.), св. Параскевы- Пятницы, святителя Николая — Можайского (ХУ11 в.). Коллекцию резных царских врат открывают врата ХУ1 в., выполненные удивительно нежной, ажурной, сквозной резьбой. Врата ХУ11-ХУ111в.в. свидетельствуют о большом мастерстве, тонком художественном вкусе русских резчиков.

В южной части монастырского комплекса в одном ряду с архимандритским корпусом находится Знаменская церковь 1625 года. В помещении церкви развернута экспозиция, посвященная П.И.Багратиону. Имя знаменитого полководца, участника войны 1812 года тесно связано с нашим краем. Он не раз бывал в с. Сима, в имении друга и родственника, князя Б.А.Голицына. Будучи в Симе Багратион получает назначение быть главнокомандующим второй западной армией, туда его привозят тяжело раненного после Бородинского сражения, там он умирает, и был похоронен в местной церкви Святого Дмитрия Солунского. О событиях связанных с войной 1812г., расскажут документы, ружья, знамёна, пушки, мушкетоны. Главным экспонатом считается карета, работы царского каретника Менжельбьера на которой раненного полководца привезли в село Симу. Экспозицию украшают два интерьера имения князей Голицыных. Фарфор, письменные принадлежности, шкатулка для писем, мебель работы немецких мастеров, книги и портреты владельцев помогут перенестись в те далёкие, славные времена нашей России.

В самом центре монастырского двора — красавица колокольня. Она чрезвычайно монументальна и представительна. Все плоскости фасадов богато украшены. Венчает колокольню шатер с гуртами- выступами на ребрах, с тремя ярусами окон-слухов. На звоннице смотровая площадка. Полюбуйтесь бескрайними полями Юрьевского Ополья. Поля, поля до самого горизонта. Юрьев- Польский находится на территории Владимирского Ополья. С юга на север Ополье простирается на 30 км, с запада на восток на 70. Спускаясь по винтовой лестнице, загляните в экспозицию «Монашеская келья». Все предметы передают обстановку уединенно-молитвенной жизни монаха. Монастырь играл большую роль в общественной, культурной и образовательной жизни города. Дошедшие до наших дней документы свидетели тому. Например, в 1862 году монахи взяли на себя труд по обучению детей русской грамоте, церковному пению, начаткам Закона Божия, первым действиям арифметики и начаткам русской грамматики. Для обучения детей по перечисленным наукам настоятель архимандрит Гавриил выделяет из числа монахов преподавателей, а предводитель Юрьевского дворянства Алексей Васильевич Калачёв «богатую квартиру из четырёх комнат, мебель, книги, материалы для письмоводительства»… На этаж выше кельи выставка «Колокольные звоны». Вся история колоколов, бил показана экспонатами и документами. В витринах осколки колоколов, которые берегли в укромных местах местные жители.

Недалеко от колокольни приютилась Георгиевская деревянная церковь (1718г.), яркий образец древних, рубленных клетских храмов. Крыша тесовая на два ската, острая, высокая. Барабан и главка покрыты осиновым лелехом, напоминающим сосновую шишку. Крест тоже деревянный. Теплом и родиной веет от церковки, во все времена года она прекрасна. Мастера, изготовлявшие осиновый лелех получили фамилию Лелеховы, которая жива и сегодня.

Музею принадлежит уникальный памятник ХШ в Владимиро-суздальского белокаменного зодчества Георгиевский собор, который по праву считается жемчужиной. Собор построен в 1234 году князем Святославом Ш Всеволодовичем и красиво украшен резьбой от основания до главы. Строители первого каменного храма Москвы — Успенского Собора (1326г.) — взяли за образец его композиций именно Георгиевский собор нашего города. В 60-е годы ХУ в. Собор обрушился по диагонали с севера-запада на юго-восток. Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы, в Юрьев был послан известный московский строитель В.Д.Ермолин. Красота древней резьбы пленила Ермолина он со вниманием рассматривал камни пытаясь установить связь между ними, но собрать их как прежде не смог. Восстановлено лишь несколько сюжетных композиций, а остальными камнями, как бы облицевал фасады собора. Каменную резьбу можно видеть во многих местах «Золотого кольца», но здесь она неповторима, особенная. Сюжетные композиции и отдельные фигуры выполнены в высоком рельефе, а вся гладь стен покрыта тонким по рисунку растительным орнаментом. Есть основание полагать, что резьбу выполняли две артели мастеров: одна резала фигурные горельефы, другая низкий орнаментальный фон. Художественный анализ показывает, что резьба выполнена русскими, владимиро-суздальскими мастерами и только главный резчик, был приглашен из Галича.

Разнообразно содержание горельефов: тут Святой Великомученик Георгий небесный покровитель основателя города, семь отроков иже во Эфесе уснувших, львы с хвостами в виде дерева и высунутыми язычками, фигуры святых и женские маски, драконы, грифоны, кентавры, птица-сирин, и многое другое узорочье, что заставляет остановиться в изумлении перед этим чудом. Всего 450 рельефов содержит белокаменная скульптура Георгиевского собора. Внутри собора, как замечательный памятник благочестия святого князя Святослава находится животворящий крест. Ради поклонения кресту, сооруженному святым князем, создавшим и сам собор, приезжал государь Михаил Федорович. Благоговея перед этой святыней, государь, по свидетельству древних актов отпускал от своих царских щедрот всё необходимое.

Рядом с кассой работает маленький, уютный сувенирный магазинчик, где на добрую память о посещении музея можно купить махровые полотенца местной фабрики, разнообразные изделия Гусевского хрусталя, различные рукоделия местных мастеров, и ароматный, целебный, цветочный мёд с Юрьевских пасек.

Мал городок Юрьев -Польский, да мил русской душе и тот, кто посетит его, налюбуется древней красотой. Тишиной и простором необозримых полей. Тот непременно захочет еще не один раз вернуться сюда.

Свадьба.

Одной из необычных форм работы музея — организация коллективных посещений музея во время семейного свадебного торжества. Это мероприятие называется «Свадебное путешествие золотое кольцо любви». Свадебный кортеж подъезжает к парадному входу музея. На монастырском дворе молодоженов с многочисленными гостями встречают сотрудники музея в национальных костюмах с традиционным хлебосольством. Каравай, преподнесенный в музее, символизирует и их дальнейшую совместную работу на общее благо, и служит пожеланием крепкой семьи. Сотрудники приветствуют молодую пару по специально разработанным сценариям. Так, например, по одному из них, с днем бракосочетания молодоженов поздравляет народный медведь. Как известно, в русском фольклоре фигура колоритная и замечательная. Яркая, улыбчивая, добрая и нарядная ростовая кукла дарит всем участникам праздника хорошее настроение, заряд бодрости, прибавляет энергии, задора, сил и оставляет незабываемое впечатление от торжественного дня. Музейные залы дают прекрасную возможность запечатлеть торжественное событие на фото и кинопленке.

В нашем музее проводятся различные занятия с детьми, одно из них «Древнее искусство – изразцы». На этом занятии дети знакомятся с рельефными изразцами, существовавшими во Владимирской области, узнают, почему изразец так называется, где применялись и где применяются изразцы, чем изразец отличается от современной кафельной плитки. Ребята знакомятся с технологией изготовления изразцов и с удовольствием изготавливают их сами из солёного теста.

Для детей дошкольного и школьного возраста сотрудники разработали сценарий массового мероприятия «Под Рождественской звездой». Сказочный, уникальный спектакль, посвященный православному празднику. Четыре человека озвучивают более 10 персонажей Рождественского события. Волхвы, Дева Мария, Иосиф, ёлка, метелица, пастухи… С ребятами играет ростовая кукла-медведь и веселая коза. Дети принимают участие в увлекательных викторинах, играх, водят хоровод, поют, танцуют и читают стихи.

Выставка «Земли моей минувшая судьба»

Юбилеи бывают разные. Юбилеи отмечают писатели, поэты, актёры. МБУК «Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей» готовится к юбилею исторического события. 21 — 22 апреля 1216 года произошла Липицкая битва в 10 км к северу от г. Юрьев – Польского, у села Городищи (древний г. Мстиславль). В него входят пойма реки Ваги (летописный ручей Тунег), прилегающие к ней склоны двух холмов (летописные горы Авдова и Юрьева) и увлажнённый луг, переходящий в болото. С юга и запада к местности примыкают большие болота, ныне почти осушённые. Это одно из крупнейших сражений в древней Руси своё название получило от реки Липицы, вблизи которой между сводным ополчением новгородцев под начальством князя Мстислава Удалого, ставшего на сторону Константина Всеволодовича, и Суздальским войском под началом князей Ярослава и Юрия Всеволодовичей и их младших братьев проходила страшная братоубийственная сеча. Причиной тому была обида старшего сына Всеволода Ш Константина, лишённого отцом права занять великокняжеский престол, на младшего брата Георгия, унаследовавшего права великого князя. Летописцы оплакивали эту страшную сечу, в которой сын шёл на отца, брат на брата. За один день 21 апреля 1216 года в этой сече погибло 9233 русских воина. Некоторые историографы полагают, что это только с Владимиро-Суздальской стороны.

В честь юбилея исторического события 21 марта открылась мини — выставка «Земли моей минувшая судьба», на которой посетители музея могут познакомиться с предметами археологии: частями конской сбруи, оружия и предметов быта. На выставке представлен муляж шлема Ярослава Всеволодовича, предоставленный музею местным жителем – краеведом Евдокимовым Сергеем. Также посетителям предложен красочный информационный ряд: увеличенные копии страниц из Лицевого летописного свода ХVI века, изображение военного снаряжения воинов той эпохи, карта расположения княжеств и подробное описание битвы.

В экспозиции «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья» Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея для детей проходит адаптированная лекция – экскурсия «Золотой колосок». Ребята знакомятся с развитием земледелия в нашем крае, первыми орудиями труда. Дети узнают, что хлебный каравай начинается с зёрнышка, а прежде чем попасть на стол, он проходит много разных превращений: в его изготовлении принимают участие люди разных профессий. В заключение ребята пробуют горячий каравай прямо из «русской печи» и играют в увлекательную игру «Собери колосок». На протяжении всей лекции особое внимание уделяется бережному и уважительному отношению к хлебу. Также ребят по фотографиям знакомят с современными сельхозмашинами, которые пришли на смену тяжёлому ручному труду пахаря.

Мини — выставка «И славили Отчизну меч и слово…» открыта для обзора посетителей в экспозиции, посвящённой П.И. Багратиону и владимирцам- участникам войны 1812 года. Главные цели: поспособствовать активизации просветительской работы музея по воспитанию духовности у молодого поколения и помочь представить картину всенародного подвига. В витрине представлены архивные документы и фотокопии, связанные с народной войной и предметы военного быта периода XIX века. Выставка будет работать до конца 2016 года.

С 7 октября в канцелярии музея открыта выставка – будуар «Истинная красота и женственность вне времени». Авторский коллектив, при ее создании, стремился показать элегантный и утонченный мир женщины. Посетителям представлены изящные украшения, дивные шкатулки с секретами, обувь, а также предметы декоративно-прикладного искусства.

Дата создания: 31-01-2017 Дата последнего изменения: 16-02-2018

Юрьев-Польские монастыри и обители

На территории Юрьев-Польского и его окрестностей расположено несколько монастырей, чья судьба тесно сплелась с историей России.

Свято-Введенский Никоновский монастырь

  • Адрес: Каланчевский переулок.

Историки не могут сказать точно, когда был возведен Свято-Введенский монастырь. Первые письменные упоминания женского монастыря относятся к первой половине 17 столетия. Считается, что Никоновский храм был построен на месте дома, где родился преподобный Никон Радонежский, духовный сын и ученик преподобного Сергия Радонежского.

В начале 18 века пожар уничтожил два монастырских храма, оставив лишь Никоновскую церковь. Через полвека на месте сгоревших деревянных построек вырос каменный Введенский собор с лепными «кокошниками» над окнами и аккуратной резьбой. Немного позже храм дополнила колокольня высотой в четыре яруса – самое высокое здание города.

Пожар 1871 года нарушил спокойную жизнь обители. Все строения находились в аварийном состоянии, из-за чего дальнейшее существование монастыря оказалось под угрозой. Монахинь и послушниц переселили на приход церкви Петра и Павла, где со временем образовался Петропавловский монастырь.

При большевиках Свято-Введенский монастырь окончательно упразднили, прекрасную колокольню разрушили, а просторные церковные помещения использовали в качестве складов. Сегодня обитель восстанавливается после многочисленных потрясений 20 века уже в статусе мужского монастырского комплекса.

Михайло-Архангельский монастырь

  • Адрес: Юрьевский кремль.

Одна из древнейших общин России и настоящий архитектурный заповедник, Михайло-Архангельская обитель является одновременно действующим мужским монастырем и главным музеем района.

Монастырь вырос на валах более древнего Юрьев-Польского кремля. Считается, что обитель основал князь Святослав Всеволодович. Первые монастырские постройки 13 века не сохранились, самые ранние сооружения относятся к середине 17 века. Самые ценные с точки зрения истории сооружения – Знаменская трапезная церковь, шатровая колокольня и надвратный храм св. ап. Иоанна Богослова. Главный собор Архангела Михаила, а также архимандритский и братский корпуса были возведены в 18 веке.

История монастыря весьма трагична. Из-за своего географического положения Юрьев-Польский неоднократно оказывался на пути захватчиков, шедших на Москву, и подвергался атакам врагов. Вместе со всем городом иноземцы разрушали и Михайло-Архангельский монастырь. Многострадальная обитель четыре раза буквально восставала из пепла. В разные годы ханы Батый, Тохтамыш и Едигей стремились уничтожить православные храмы, жгли постройки, убивали монашескую братию. В 17 веке подобные несчастья принесли польские интервенты.

Последним серьезным испытанием для обители стали антицерковные гонения в советский период. Монашеская община попала под запрет, а в зданиях разместились музейные экспозиции, открытые и по сей день. В настоящее время на территории музея возобновляется монашеская жизнь, в церкви Михаила Архангела вновь проводятся богослужения.

Монастырь свв. ап. Петра и Павла

  • Адрес: квартал Красный Поселок.

Согласно некоторым источникам, Петропавловский женский монастырь был основан в далёком 16 столетии, однако все известные постройки из камня относятся к 19 веку. Центром обители служил Собор Петра и Павла, неподалеку возвышалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Несколько десятилетий спустя храмы пали от рук коммунистов, уцелела только роскошная пятиярусная колокольня. Монастырские земли отошли совхозу «Красносельский». В 2010 году началось возрождение монастыря. От старых храмов остались одни стены, поэтому богослужения проходят в бывшей кладбищенской церкви Вознесения Господня.

Свято-Никольский монастырь

  • Адрес: село Новое, 11.

Женский монастырь находится недалеко от Юрьев-Польского – в селе Новое. Каменный храм св. Николая Мирликийского вырос в 1826 году на месте старого деревянного строения. Изначально это была простая приходская церковь. В советское время храм свт. Николая Чудотворца был одним из двух районных храмов, избежавших закрытия и разрушения.

Зная об этом, верующие свозили сюда церковные ценности. Церковь стала хранительницей для пяти великих святынь района – чудотворных икон Пресвятой Богородицы. В 70-е годы в приходе образовалась небольшая община из нескольких тайных монахинь. В 1995 г. община получила архиерейское благословение и стала официально называться женским монастырем.

Монастырь и музей под одной крышей

Михаило-Архангельский монастырь в городе -Юрьев-Польский — это одновременно и обитель, и крупный историко-архитектурный комплекс, и художественный музей. Такое соседство не мешает ни музейщикам, ни монашествующим. Здесь туристы охотно участвуют в церковных службах, паломники с интересом разглядывают музейные экспозиции, а директор музея поет на клиросе.

Город Юрьев-Польский начинался с крепости, которую заложили по приказу его основателя — князя Юрия Долгорукова. А вокруг крепость обнесли земляными валами. Крепостные стены не сохранились, а вот земляные валы можно увидеть и сегодня. Они и окружают Михаило-Архангельский монастырь, основанный в ХIII веке внуком Юрия Долгорукова князем Святославом Федоровичем.

Как Петр Барановский спас монастырь

После революции 1917 года обитель в самом центре города была закрыта, новая власть собиралась ее снести. Спас монастырь архитектор и реставратор Петр Барановский, предложивший открыть в монастырских помещениях музей. К тому времени в городе уже был небольшой краеведческий музей, который ютился в двух комнатках местной школы. Его экспонатами были художественные ценности и предметы быта, национализированные у местных помещиков и купцов, а также у церквей и монастырей. Этот музей в 1922 году и переехал в обитель. За прошедшие 90 с лишним лет музейная коллекция значительно выросла, сегодня это свыше 10 тыс. единиц хранения. Многие экспонаты не просто имеют федеральное значение, но и принадлежат федеральной казне. Музейный комплекс включает в себя несколько храмов, часовню, красивейшую шатровую колокольню XVII века, двухэтажный Архимандритский корпус.


Фото Сергея Петрова

Самый же известный «экспонат» юрьев-польского музея — это белокаменный Георгиевский собор ХIII века, последний шедевр церковного зодчества домонгольской Руси, с уникальной каменной резьбой. Его диковинные звери и птицы, святые и ангелы, глядящие со стен, давно разошлись по всем каталогам древнерусской культуры Владимиро-Суздальской земли. Собор построил князь Святослав. Внутри собора хранится еще один уникальный экспонат — Святославов крест, который князь собственноручно вытесал из камня в память о своем чудесном спасении.

Никто не хотел войны

В таком обширном музейном комплексе в стенах Михаило-Архангельского монастыря в 2006 году стала возрождаться монастырская жизнь. Наместникь монастыря игумен Афанасий (Селичев) вспоминает, что с городом Юрьев-Польский и с обителью он познакомился значительно раньше, чем был назначен сюда наместником. В 1995 году он становится наместником другого монастыря — Преподобного Косьмы Яхромского в селении Былое Юрьев-Польского района, в 25 км от нынешнего места служения. По монастырским делам отцу Афанасию приходилось бывать в Юрьев-Польском, поскольку это районный центр. «Приедешь сюда на автобусе, дела переделаешь… а куда еще идти? Пойдешь в музей, а там тебя встречает Надежда Анатольев-на Егорова, которая тогда еще была главным хранителем. Человек верующий. Сядем с ней чаю попить, разговоримся. И в беседе приходили к мысли: как хорошо было бы открыть здесь монастырь.

Настоятель монастыря архимандрит Афанасий (Селичев). Фото Сергея Петрова

Правда, тогдашний директор -Татьяна Ивановна всякий раз нам отвечала, что, пока она на пенсию не уйдет, ничего мы не откроем. Мы с Надеждой Анатольевной переглядывались: ну ладно, подождем». И они дождались. В 2000 году отца Афанасия переводят в Петушки строить храм Святителя Афанасия Ковровского и гимназию при нем. «В 2006-м, когда мы построили храм и запустили гимназию, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий сказал мне: “Хватит тебе, Афанасий, лентяйничать, иди опять в монастырь”. — “В какой, владыка?” — “Давай Михайловский в Юрьев-Польском откроем”». Так отец Афанасий получил владычье благословение. Надежда Анатольевна, к тому времени ставшая директором музея, тоже была «за». Тогда и было подписано соглашение с музеем о совместном использовании монастыря.

Это обоюдное желание наместника монастыря и директора музея существовать в одних стенах — главное условие успеха в этой истории. Надежда Егорова проработала в юрьев-польском музее 27 лет. Она — известный в российском музейном сообществе профессионал, и при этом человек церковный. Как замечает отец Афанасий, Егорова не то чтобы свой профессионализм музейного работника подчинила церковности — она просто разумно смотрела на вещи. Она не хотела никакой войны между музеем и монастырем, потому что победителей, на ее взгляд, на этом поле битвы не бывает, все терпят поражение.

В соглашении о совместном использовании музей и монастырь прописали, что для богослужений музей отдает Михаило-Архангельский собор. А там в это время проходила выставка деревянных скульптур. Они занимали много места, мешали проводить службу, да и в большом количестве странно смотрелись в пространстве церкви. Музейщики оставили только несколько скульптур, а остальные убрали. Приехавшие в монастырь сотрудники других музеев назвали это решение директора музея вандализмом и возмутились тем, что большая часть выставки была перенесена в фонды. Даже грозились пожаловаться на Егорову. «Конечно, их тоже можно понять, — пытается объяснить логику поведения своих коллег-музейщиков Надежда Анатольевна. — 90 с лишним лет здесь существует музей. Все его знают и любят. Мы здесь обжились и чувствуем себя хозяевами. Но я говорю всегда, что князь Святослав ведь не строил музей, он возводил княжич монастырь. В храме должна совершаться служба, а не проходить выставка. Мои коллеги из нашего музея меня поддержали».

Плененные святыни

Отец Афанасий, продолжая эту мысль, говорит, что музейщики в советское время спасли очень много святынь Церкви, но сегодня пришло время, когда святыни нужно вернуть для того, для чего они были сотворены, — для поклонения. «Когда я захожу в запасники нашего музея, уж не говоря про Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, и вижу эти темные комнаты со стеллажами, в которых, как в тюрьме, томятся живые для меня образы, мне хочется плакать. Это плененная святыня — очень по ней скорблю. И не один я». От слов отец Афанасий перешел к действиям. Михаило-Архангельский собор украсился святынями, которые много десятилетий хранились в музейных фондах, — подвесными паникадилами и подсвечниками ХVI века. В притворе была повешена Владимирская икона Божией Матери ХVII века. Надежда Анатольевна вспоминает, что этот образ столь удивительной красоты, что многие люди, входя в собор и видя эту икону, буквально замирали у нее. В музее хранится более 300 частиц мощей, и они были выставлены для поклонения верующих.


Фото Сергея Петрова

Восстановление монастырской жизни происходило постепенно. После десятилетий забвения литургической жизни собор надо было серьезно восстанавливать. В нем не было ни иконостаса, ни солеи, ни амвона, в алтаре — только временный деревянный столик. И музей принимал активное участие в возрождении собора. Отец Афанасий вспоминает, что по молитве появлялись люди, которые готовы были пожертвовать деньги или физически помочь. Священник пересказывает разговор по телефону с владыкой Евлогием: «Афанасий, ты же говоришь, что у тебя паникадила нет». — «Да, владыко, вы видели». — «Брат мой, игумен Никон заменил на Афонском подворье паникадило, забери старое, оно роскошное». — «Благословите… А как привезти?» — «Да он привезет тебе». И действительно, привезли, а музейщики помогли повесить.

Дом-башня для игумена

Готовность прийти на помощь и взаимная выручка помогали музею и монастырю налаживать совместную жизнь. Братия в монастыре небольшая — наместник, иеромонах и два инока, но им тоже надо было где-то жить, вести хозяйство. Свободным помещениям взяться неоткуда. Под проживание монахов были выделены монастырские башни. Отец Афанасий уточняет, что на тот момент эти башни представляли собой полые кирпичные трубы, внизу — земляной пол, сверху — деревянная крыша. За год удалось их сделать пригодными для жизни. В этом помогали и состоятельные благодетели, и музейщики. В башне, где поселился отец-наместник, появились три этажа. На первом этаже расположились прихожая, туалет и кухня, на втором — келья, а на третьем — кабинет с обширной библиотекой старинных и современных церковных книг, которую отец Афанасий собирает уже много лет.

Где-то надо было монахам хранить продукты питания. Тогда монастырь и музей написали заявление в Государственную инспекцию по охране памятников культурного наследия, чтобы разрешили приспособить подклеть колокольни, которая изначально и была для этого предназначена. Нужно было не просто получить разрешение, а сделать проект и согласовать его.

«Нам всем приходилось терпеть, смиряться, — рассказывает Надежда Анатольевна. — Отец Афанасий понимал, что монастырю придется потесниться, что музей переводить некуда и надо уживаться в тех помещениях и на той территории, которые есть. Туристы к нам приезжали и приезжают разные, кто-то в шортах, кто-то с открытыми плечами. Конечно, в такой одежде не приходят в монастырь, но мы же не можем их не пустить, они же в музей пришли. Или дети шумной толпой бегают, когда приходят на экскурсии. И монахам все это приходится терпеть. Но мы всегда старались объяснять нашим посетителям, что у нас не только музей, но и действующий монастырь и что вести себя здесь надо соответствующе».

Фото Сергея Петрова

Когда музей объединился с монастырем, появились новые интересные паломнические программы, которые включали в себя не только посещение Михаило-Архангельского монастыря, но и других близлежащих святых мест. Заметно выросла посещаемость. Музей стал проводить совместные с монастырем праздники. Летом за колокольней образуется лужайка, на которой устанавливается временная сцена. Здесь проходят интересные концерты, в том числе и духовной музыки. Много людей собирается 8 июля на праздник в честь Петра и Февронии. Как поясняет Надежда Анатольевна: «Они же “наши” -теща и тесть. Наш князь Святослав был женат на их дочери Евдокии. Поэтому для нас это почти домашний праздник».

Замороженная реставрация

Эта налаженная совместная жизнь музея и монастыря осложняется сегодня внезапно замороженной реставрацией. Как рассказывает нынешний директор музея Светлана Борисова (в этой должности она работает больше года), пять лет назад был разработан и утвержден проект комплексной реставрации Михаило-Архангельского монастыря. Тогда были проведены противоаварийные работы в надвратном храме Иоанна Богослова, на стенах и башнях. Но на этом восстановительные работы остановились, так как на их продолжение Министерство культуры не выделило средства.

«Обращались через главу нашего муниципального образования за подписью губернатора Владимирской области в Министерство культуры, лично к Мединскому, с просьбой о выделении финансирования, чтобы завершить реставрацию на начатых объектах и продолжить ее на других монастырских зданиях, которые также в ней сильно нуждаются. В феврале этого года получили ответ на имя губернатора нашей области, что финансирование ограничено и сейчас деньги выделены нашим соседям — Гороховцу, который отмечает свое 850-летие, и Александровской слободе, где тоже проходят юбилейные мероприятия».

На сегодняшний день главный вход в музей через Надвратную церковь закрыт железным забором, сам храм третий год стоит в лесах. Отец Афанасий рассказывает, что из-за проведения противоаварийных работ в башнях монахам пришлось оттуда съехать на квартиры за стенами монастыря. Вернуться обратно в свои монашеские келии они пока не могут, поскольку те разорены. В ближайшее время ни у города Юрьев-Польский, ни у Михаило-Архангельского монастыря не ожидаются громкие юбилеи, под которые Министерство культуры могло бы выделить средства. Так что музею и монастырю опять придется ждать.

Храмы и церкви города

Юрьев-Польский, как и всякий старинный русский город, богат церквями. Многие бесценные образцы древнего зодчества сохранились до сегодняшнего дня.

Храм Рождества Христова

  • Адрес: пер. Авангардский.

Рождественский храм образует единый комплекс вместе с Борисоглебской церковью. Богослужения в просторном пятикупольном храме Рождества Христова проходили в летнее время, в то время как более молодой храм Бориса и Глеба использовался с наступлением холодов. Последний значительно уступал в размерах, благодаря чему его было легче протопить. Низкий храм с маленькими окошками удерживал тепло даже в сильные морозы.

В советские годы обе церкви были разграблены и переделаны в цеха молочного завода, что сильно навредило старинным зданиям. Колокольню разобрали до основания. После развала Союза начались реставрационные работы, которые успешно продолжаются по сей день.

Церковь Троицы Живоначальной

  • Адрес: ул. 1-го Мая.

Один из самых молодых храмов города своим масштабом и великолепием превосходит многие старинные религиозные сооружения. Роскошный краснокирпичный собор с пышным декором в неорусском стиле знаменовал собой трехвековой юбилей дома Романовых. Храм прослужил недолго, через два года после открытия свершилась Революции. Советская власть не пощадила архитектурный шедевр: собор был обезглавлен и закрыт, церковные ценности бесследно исчезли. Несколько лет назад церковь была передана Михайло-Архангельскому монастырю. На данный момент в соборе идёт реставрация.

Храм св. Никиты Мученика

  • Адрес: ул. Покровская.

Небольшая, но очень красивая и уютная Никитская церковь была построена в конце 18 века. Классическая постройка издалека привлекает внимание благодаря яркому сочетанию белого, красного, зелёного и синего цветов. Снаружи здание украшено античными портиками с колоннами. Барабан испещрен многочисленными окошками, благодаря чему внутри храм хорошо освещается даже в пасмурную погоду.

Храм Никиты Мученика смог устоять, когда к власти пришли большевики, однако был закрыт в начале Великой Отечественной войны. В помещении открылась мастерская по ремонту автомобилей. Там, где раньше звучали песнопения и витал аромат ладана, теперь раздавался звон металла и пахло выхлопными газами. В год 1000-летия Крещения Руси постройку возвратили Церкви и полностью отреставрировали. Сегодня церковь открыта для верующих.

Георгиевская церковь (деревянная)

  • Адрес: Юрьевский кремль.

Небольшая бревенчатая церквушка необычной формы была построена в селе Егорье (Егорий) в начале 18 века. Талантливые зодчие создали храм без гвоздей, орудуя одними топорами. По некоторым данным, церковь относилась к Георгиевскому монастырю середины 16 века, который прекратил свое существование несколько столетий назад. В середине 20 века строение перевезли в Михайло-Архангельский монастырь. В нескольких метрах от церкви стоит маленькая Надкладезная часовня. Деревянная часовенка укрывает колодец, наполненный водой святого источника.

Покровский храм

  • Адрес: ул. Набережная.

Современный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на месте сгоревшей деревянной церкви 1712 года. По замыслу его основателя, монаха Кирилла, храм должен был стать центром Покровского женского монастыря, однако монашеская община просуществовала лишь несколько лет. Монахини перешли в Свято-Введенский монастырь, а церковь стала простым мирским приходом.

Спустя время пожар испепелил деревянное здание. Новое каменное сооружение возвели за один год на пожертвования местных жителей. Уже в 1769 году церковь открыла свои двери для прихожан.

В 19 веке храм украсила великолепная трехъярусная колокольня с витражными окнами. После Революции памятник архитектуры превратили в мастерскую. В 90-годы храм вернулся Церкви. В наши дни множество паломников со всей страны приезжают в Покровский храм, чтобы приложиться к мощам святого благоверного князя Святослава Всеволодовича, обретенным незадолго до возрождения церкви.

Троицкая церковь в с. Подолец

  • Адрес: село Подолец.

Уникальный двухъярусный храм был возведен в 1659 году в имении князей Милославских. Внутри размещались четыре придела: Живоначальной Троицы, свв. Иоакима и Анны, ап. Андрея Первозванного и прп. Марии Египетской. В нижнем храме похоронены несколько членов дворянской семьи. В СССР не оценили великолепие церкви, и долгие десятилетия древнее здание разрушалось под воздействием природных стихий. Сегодня, благодаря труду реставраторов, храм получил шанс на новую жизнь и медленно восстанавливается.

Культовые сооружения Юрьев-Польского

Юрьев-Польский, достопримечательности которого представлены многочисленными храмами времен Древней Руси до нашествия татар, не оставит равнодушным ни одного человека. Здесь сохранилось много монастырей в первозданном виде или с небольшими изменениями после реконструкций. При посещении святых мест можно ощутить чистоту и возвышенность, которая наполняет воздух и окружающую местность.

Георгиевский собор

Храм построили в 1230 году во время правления князя Святослава Всеволодовича. В середине XV века внешние стены подверглись частичному разрушению. Для восстановления были приглашены зодчие из Москвы. Во время реконструкции внешний вид был сильно изменен, что негативно сказалось на каменной резьбе.

Сейчас собор привлекает туристов белокаменным видом в великолепном состоянии. Стены сохранили некоторые фрагменты резьбы на библейскую тему с ликами святых. В храме установлен Святославов крест, поклониться которому приезжают паломники и туристы.

  • Располагается собор на улице 1-го Мая, д. 4.
  • Время для посещения: ПН 9:00-14:30, СР-ВС 9:00-17:00.
  • Вход платный – от 40 рублей.

Церковь Никиты Мученика

Строение отличается необычной архитектурой, которая привлекает необыкновенно красотой. Создан храм в XVIII в. Для исполнения фасада выбран стиль классицизма с колоннами из белого камня. Здание украсили большим количеством узких окон, которые зрительно увеличивают пространство и впускают солнечный свет в большом объеме. На крыше выполнен небольшой купол.

В 1941 г. монастырь закрыли и разместили внутри автостанцию. В 80-х годах здание вернули церкви, которая начала работы по восстановлению. В 1988 г. была проведена первая служба. Сейчас это одно из любимых мест туристов и местных жителей. Располагается церковь по адресу: улица Набережная.

Михайло-Архангельский монастырь

Строение существует с начала XIII века. За это время обитель 4 раза разрушали – во время монгольского нашествия, в Смутные времена XVII столетия. До постройки монастыря здесь находился кремль. Обитель состоит из монастыря, колокольни, трапезной, собора честь Иоанна Богослова, Знаменской трапезной церкви.

На территории монастыря сохранилась Георгиевская церковь, изготовленная из дерева. Служители летом разбивают прекрасный сад из лекарственных трав. Сейчас во многих помещениях размещены экспозиции Историко-Архитектурного музея.

  • Находится храм на улице 1-го Мая, д. 4.
  • Посетить можно: ПН с 9:00 до 14:30, СР-ВС с 9:00 до 17:00.
  • Для осмотра всех территорий цена 250 руб.

Церковь Рождества Христова

В XVIII столетии на месте уничтоженного монастыря из дерева построили новое здание церкви Рождества Христова. Для стен использовали белый камень. Фасад украсили национальными декоративными элементами. При коммунистах храм закрыли, а помещения отдали под молочный завод с типографией. Колокольню разрушили, все убранство разграбили.

В конце ХХ в. церковь восстановили, службы возобновили. Реставраторы смогли воссоздать прежний вид строения, что и привлекает гостей города. Находится на пер. Авангардский, д. 6.

Свято-Введенский Никоновский монастырь

Точной даты постройки храма не известно. Первое документальное упоминание о монастыре встречается в 1628 г. В этом году было возведено здание церкви Николая Чудотворца.

В середине XVII столетия деревянную церковь перестроили на каменную. Через 100 лет рядом поставили Введенский собор с пятью куполами и украшенным богатыми декоративными элементами. На территории монастыря часто происходили возгорания, но помещения постоянно восстанавливали.

После революции храм закрыли. На территории располагались склады с мастерскими. Сейчас монастырь восстановили. Функционирует мужской монастырь в штатном режиме. Находится на пер. Каланчевский, д. 5.

Архитектура и красивые здания

Юрьев-Польский – место контрастов. Типовые пятиэтажки чередуются с древними постройками, благодаря чему можно проследить развитие городской архитектуры с древнейших времён до наших дней.

Торговые ряды

  • Адрес: пл. Советская.

Традиционные для многих российских городов торговые помещения появились в Юрьев-Польском в 18 веке. Через сто лет сильный пожар уничтожил деревянные постройки, и вскоре на их месте возникло новое здание, сохранившееся до наших дней. Юрьев-Польские ряды внесли небольшой вклад в отечественный кинематограф: в 60-е годы прошлого века здесь проходили съёмки фильма «Золотой теленок» с С. Юрским в главной роли. Прогуливаясь по Торговым рядам, туристы могут совершить сразу два приятных и полезных дела – осмотреть памятник архитектуры и купить необходимые товары в расположенных в нём магазинах.

Амбар

  • Адрес: пер. Авангардский, 3.

Непримечательное красное здание из простого кирпича является архитектурным памятником 19 века. Долгое время здесь хранились купеческие товары, однако в годы «раскулачивания» постройка была признана социалистической собственностью и превратилась в городской склад.

Пожарное депо

  • Адрес: Владимирская ул., 12.

Интересное кирпичное строение в готическом стиле неплохо сохранилось несмотря на столетний возраст. Депо во все времена, при любой власти использовалось по назначению. В некоторых помещениях проводились танцевальные вечера и театральные представления, в остальных ждали вызова пожарные машины. Серое здание своей необычной формой выделяется среди других городских построек.

Богадельня Мещериных

  • Адрес: ул. 1-го Мая, 16.

Замечательное двухэтажное здание из красного кирпича было возведено в начале 20 века на деньги местного мецената Г.И. Мещерина. Богадельня вмещала более 150 человек обоего пола, преимущественно мещан и старых купцов. В настоящее время бывшая богадельня продолжает приносить пользу людям: в здании действует центральная больница района.

Постоялый двор Шевелкиных

  • Адрес: улица 1-го Мая, 33.

Хорошие, запоминающиеся фото получаются и на фоне этой архитектурной достопримечательности Юрьев-Польского. Здание постоялого двора Шевелкиных построено ориентировочно в конце XIX столетия, исполнено в виде двухэтажного строения с бело-голубым фасадом и красивыми, окаймленными окнами. Вход венчает симпатичное крыльцо.

Лавка Хлебникова

  • Адрес: ул. 1-го Мая, 4.

В центральной части города едва ли не каждое строение – объект культурного наследия муниципального или федерального значения. Так и бывшая Лавка Хлебникова, построенная в 19 столетии и являющая собой украшением городской черты. Как и раньше, сегодня тут размещен магазин, предлагающий продовольственные товары.

Природные достопримечательности Юрьев-Польского

Город расположен в знаменитом Ополье Владимирской области, поэтому здесь мало лесных массивов. В поселении в основном устроены искусственные парки. Несмотря на открытую местность, здесь приятно пройтись по улицам. Погода отличается мягкими комфортными температурами, прятаться от жаркого солнца не требуется.

Парк молодоженов

Создали парк в 2010 г. в честь святых Петра и Февронии, символизирующих образец идеальной семьи. Сейчас это один из самых популярных мест для романтических встреч молодых пар. На территории парка установили 2 больших кольца из металла, соединенных между собой. На кольцах есть надпись «Совет да любовь», которая считается добрым пожеланием для нового союза.

Для счастливой семейной жизни молодоженам рекомендуется пройти сквозь эти кольца, взявшись за руки. Вдоль аллей высажены рябины с клумбами цветов. Прогуливаясь по парку можно найти «Поцелуев мост», где парочки часто приносят клятвы друг другу в любви.

На «Поляне невест» цветочные клумбы высажены в виде сердца. В день бракосочетания сюда всегда заезжают для эффектных фотографий и необходимых обрядов. Адрес парка: ул. 1-го Мая.

Песчаный пляж реки Нерли

Искупаться летом в черте города, к сожалению, не удастся. Река Колокша за последние годы стала достаточно грязной, поэтому купаться в ее водах запрещено. Жители советуют выехать за черту города к реке Нерль. Вода в реке чистая и теплая, где можно отдохнуть и освежиться после прогулки по городу.

Чтобы добраться до пляжа нужно ехать в сторону Мстиславля. Не доезжая 10 км до городища, будет развилка. Здесь нужно повернуть налево, где будет деревня Петряиха. Пляж на противоположном берегу, куда можно попасть по мосту. Речка неглубокая, поэтому дети могут свободно плескаться. Любители порыбачить могут заняться любимым занятием с моста.

Парк на территории усадьбы Апраксиных

Поместье находится в селе Ратислово. Существует парк с XVIII столетия. Владельцы постоянно обновляли парк уникальными деревьями. Аллеи выполнены с использованием классического стиля.

На территории устроены искусственные 8 прудов, которые соединены между собой. Парк сохранился до наших дней. Жители относятся с уважением и облагораживают внешний вид кустарников и дорожек, по которым можно прогуливаться в любое время года.

Памятники и мемориальные комплексы

Монументы Юрьев-Польского так или иначе связаны с его богатой историей, впрочем, как и в других городах Центрального округа, например, Владимира или Рязани.

Памятник Юрию Долгорукому

  • Адрес: Владимирская улица.

Гранитный князь обозревает свое творение с высокого постамента на главной площади города. Скульптуру основателя установили в 2002 году. рядом с нынешним Парком молодоженов. Родоначальник города изображён в полный рост, с величественной осанкой. Одной рукой он опирается на меч, другой держит развевающийся плащ. Позади Юрия Долгорукого красуются купола Михайло-Архангельского монастыря. У подножия постамента скалят зубы два каменных льва – символ власти, мужества и благородства.

Мемориал воинам

  • Адрес: улица 1 Мая.

В небольшом сквере рядом с Историко-художественным музеем белеет памятник всем солдатам и офицерам, погибшим в Великой Отечественной войне. На правой стороне скульптурной композиции изображены суровые воины, на левой – безутешные матери и жены. Мужчин и женщин разделяет могильная стела, увенчанная звездой. На памятнике надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто». Перед мемориалом зажжен Вечный огонь. Памятник передает скорбь жителей Юрьев-Польского: из 11 тысяч горожан с войны не вернулись 8 тысяч.

Памятник погибшим в ВОВ

  • Адрес: Набережная улица.

Ещё один мемориал, посвященный Великой Отечественной войне. Композиция состоит из пяти частей. В центре на серых памятниках горит красная гранитная звезда, под ней плита из того же материала, повторяющая форму Юрьев-Польского района. Надпись на плите гласит: «Героям-землякам посвящается». По обе стороны стоят четыре серые плиты с табличками, где поименно указан каждый юрьевец, удостоенный звания Героя Советского Союза. Каждый год к мемориалу возлагают живые цветы.

Памятник медикам

  • Адрес: район ЦРБ.

Скромный монумент установлен рядом с Центральной районной больницей. На темном камне изображена золотая звезда в венке. Памятник посвящен всем медицинским работникам, врачам и медсёстрам, павшим от рук немецких захватчиков во время Великой Отечественной войны.

Монумент 850-летия города

  • Адрес: улица 1 Мая.

Каменный поклонный крест был поставлен у стен Михайло-Архангельского монастыря в юбилейном 2002 году. Памятник – дань уважения многовековой истории поселения, его богатой православной культуре и тяжёлым испытаниям, выпавшим на долю местных жителей.

В тему: Лучшие достопримечательности Владимирской области

Куда сходить в Юрьев-Польском с детьми

Для ребенка развлечений в г. Юрьев-Польский, откровенно говоря, очень мало. Но найти место, где детям будет весело, здесь все же можно.

Детский развлекательный

  • Адрес: Краснооктябрьская ул., 1А.

В центре города, рядом с Городским рынком, расположен этот досуговый центр, где есть несколько запоминающихся развлечений для детей. Горожане регулярно сюда водят своих ад, судя по отзывам, ведь по факту подобных объектов тут мало. Малышей сюда запускают с родителями, чтобы те присматривали за своими чадами. Мягкие кубики, небольшие батуты, надувные горки, сухой бассейн с игрушками – все это тут ждет вашего ребенка.

Парк Победы


Фото: © https://maps.google.com/maps/contrib/109502934084084867793

  • Координаты на карте: 56.508516, 39.664045.

Вероятно, самый известный сквер в городе, его единственный конкурент – Парк городской усадьбы Ганшиных – практически ничего не предлагает для семейного отдыха, представляя собой жалкое зрелище. Впрочем, в парке Победы тоже не слишком много интересного для ребятни. Зато тут, у берегов красивой реки Колокша, дышится просто изумительно, да и фото на фоне природных красот получаются запоминающиеся.

Смотрите также достопримечательности других городов Владимирской области — Александрова, Киржача, Петушков, Судогды, Кольчугино, Кидекши, Вязников, Боголюбово, Мурома и Суздаля

Юрьев-Польский – отражение разных эпох. Словно древний старец, он мудро взирает на современность и приглашает отвлечься от внешней суеты, поразмыслить над ходом времени и своим существованием в огромном мире. Юрьев-Польский прекрасно подойдёт всем желающим погрузиться в глубь веков и посмотреть на жизнь другими глазами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]