Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами – изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.
Палех
Палех – один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2022 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.
Палех — «основной конкурент» подмосковного Федоскино, поскольку здесь тоже занимаются росписью шкатулок из папье-маше. За время очередного отпуска мне удалось побывать в селе Палех с экскурсией, о чем я расскажу читателям сайта.
В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.
Музей икон в Палехе
Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.
Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.
музей иконы палех
музей иконы палех
К сожалению, я неправильно выстроила настройки и большинство снимков вышло неудачно. Ведь, как оказалось, в палехской иконе самое главное — это цветовая гамма.
музей иконы палех
музей иконы палех
Достопримечательности в окрестностях
Шартомский Страус
Адрес: Шуйский район, село Введеньё Координаты: 56,957867, 41.322221 Телефон: Сайт: https://ivstraus.ru Режим работы: сб-вс 12:00-14:00 Стоимость: 150 руб. Как добраться:
- на автобусе: с автовокзала Иваново рейс «Иваново — Введенье»;
- на машине: по дороге «Иваново — Шуя» в направлении села Дунилово, по пути будет указатель с левой стороны.
Страусиная ферма с 15 страусами и приветливыми хозяевами.
Название связано с расположенным в селе Николо-Шартомским монастырем XIV века.
Экскурсия по ферме займет около часа. Фотографировать на ферме разрешено.
Можно получить много информации о страусах, покормить их с рук, купить мыло из жира страуса, или приобрести страусиное яйцо.
Церкви села Введеньё
Николо-Шартомский монастырь
Координаты: 56°57′58″ с.ш. 41°20′18″ в.д. Адрес: Шуйский район, село Введеньё
Монастырь — один из древнейших в стране. Основан в XIII-XIV веках. По одной из версий, его заложили монахи, бежавшие из Суздаля от татарского нашествия, по другой — обитель построена на месте, где на берегу реки Шартомы (древнее название реки Шахмы) молодой крестьянке явился образ Николая-Чудотворца.
До XVI века монастырь был богатым и влиятельным. Затем постепенно утратил свое значение. В 20-е годы прошлого века обитель была закрыта, превращена в колхозный склад.
С 1990 года монастырь принадлежит церкви. Сейчас активно восстанавливается.
Помимо монастыря, в селе есть еще два храмовых комплекса.
Первый комплекс находится в центре села у Шуйской дороги. Построен на месте упраздненного в 1764 году Введенского женского монастыря. Сначала в 1807 году был построен холодный храм Введенья, деньги на который собирали всем миром, в 1845 году — теплая Владимирская церковь. Обе церковные постройки были типичными для зажиточных сел Шуйского уезда.
Другой комплекс расположен в бывшем селе Пупки в начале Северной улицы. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова построены на месте деревянной церкви Святой Параскевы. Состояние храмов — заброшенное.
Другие храмы и церкви села Введенье:
Действующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Координаты: 56.965115, 41.330416
Действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери
Координаты: 56.965021, 41.329805
Действующая церковь Вознесения Господня
Координаты: 56.968751, 41.336966
Не действующая церковь Иоанна Богослова
Координаты: 56.968542, 41.336651
Дом-музей И.И.Голикова в Палехе
Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.
дом-музей И.И.Голикова
Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.
дом-музей И.И.Голикова
Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.
дом-музей И.И.Голикова
Церкви и Храмы
Крестовоздвиженская церковь
Адрес: ул. Ленина, 16 Телефон: Режим работы: пн-вс 8:00-16:00
Церковь построена в 1762-74 годах в византийском стиле.
У церкви на западной стене четверика есть выложенный из кирпичей автограф мастера, ее построившего. Звали мастера Егор Дубов. Расписывали храм местные художники.
В 1903 году в ходе реставрации все фрески были переписаны заново. К палехскому стилю добавились библейские сюжеты, взятые с гравюр немецких художников. В 1907 году иконописцами, палешанами Белоусовыми и Николаем Михайловичем Сафоновым, был создан новый иконостас в стиле XVIII века.
От разорения храм удалось спасти, благодаря размещению в нем отдела древней живописи музея палехского искусства.
С начала 1990-х годов храм принадлежит Церкви. Одна из почитаемых святынь храма — икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери, список с первообраза.
С 2012 года храм имеет статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.
Церковь Илии Пророка
Адрес: ул. Горького, 6 Режим работы: 08:00-18:00
Кладбищенская церковь построена в камне в 1790 году вместо первоначально деревянной. В советское время церковь использовалась как склад. Расписанные софоновскими мастерами стены были забелены.
Богослужения возобновились в 1989 году. Благодаря искусным прихожанам и поддержке благотворителей, к 1993 году церковь была полностью восстановлена.
Музей палехского искусства
В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.
Музей палехского искусства
Музей палехского искусства
Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».
Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.
палех
Музей палехского искусства
К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.
Музей палехского искусства
Музей палехского искусства
Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне
- Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
- Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри – красный цвет;
- Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
- Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию – кузовку;
- Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем – фамилию автора;
- На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха. На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
- Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;
Палехские изделия – это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.
палехские шкатулки
Крестовоздвиженский храм
Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.
Крестовоздвиженский храм Палех
Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.
На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех — это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОИСКУССТВА
Уже в самом названии образованной ими в 1924 году Палехской артели древней живописи очевидны истоки, послужившие основанием для их начинания. Ещё в XVIII веке, а, возможно, и ранее в Палехе существовал иконописный промысел. Занимались им в крестьянских семьях наряду с земледелием и хлебопашеством. Славился Палех тем, что писали здесь в основном не мелкие расхожие, а качественные дорогие иконы. В том числе с большим количеством клейм — сцен из жизни Богоматери, Спасителя или святых, где, собственно, и отрабатывались приёмы очень тонкого, детального изображения.
Дальнейшее своё развитие и совершенствование они получили в лаковой миниатюре палехских мастеров, избравших в качестве основы для своей работы лёгкое, но очень прочное папье-маше, из которого можно выполнить изделия самых разных форм. О популярности и востребованности этого вида искусства в советское время свидетельствует, в частности, создание Палехского художественного училища, подготовившего сотни выпускников.
Наиболее талантливые из них объединены в Палехское отделение Союза художников России, ориентирующего своих членов на создание оригинальных творческих работ. Увидеть их и оценить мастерство современных авторов можно на выставке-продаже «Шедевры Палеха», открывшейся в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника. А первым зрителям она была представлена председателем Палехского отделения Союза художников России Василием Макашовым и его заместителем Андреем Федотовым.
В экспозиции размещены произведения лаковой миниатюры и иконописи свыше сорока художников. После десятилетий запрета палехские мастера вновь обратились к созданию икон, придерживаясь при этом древнерусских традиций. На выставке можно увидеть образы Казанской и Владимирской Богоматери, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Александра Невского, Ксении Петербургской. Особое внимание привлекают большие многочастные иконы, выполненные совместно супругами Василием и Татьяной Макашовыми. Среди них — «Богородица Владимирская», «Преподобный Сергий Радонежский» и «Воскресение Христово с пророками».
О высоком мастерстве современных палехских иконописцев можно судить по фотографии иконостаса храма Покрова Богородицы в районе Братцево города Москвы. Его авторы Андрей Федотов и Владимир Коннов работали над ним в течение четырёх лет (2015–2019). Размер его 10 × 8 метров. Выполнен он в классическом стиле четырёхрядного иконостаса, где в нижней части располагаются иконы Богородицы, Иисуса Христа, храмовая, архангелов Михаила и Гавриила и четырёх евангелистов на царских вратах. Второй ряд посвящён апостолам, третий — двунадесятым праздникам, а четвёртый — пророкам. Все иконы писаны по золотым фонам, что придаёт иконостасу особую праздничность и красоту.
На выставке тоже есть подобная работа Андрея Федотова под названием «Неопалимая Купина». Эта икона Богоматери с младенцем издавна считалась в народе защитницей от пожаров, чему способствовало не только название, но и обязательное изображение лестницы возле правой руки Богородицы. Однако по словам художника в этой иконе заключён гораздо более глубокий смысл, поскольку на ней можно увидеть символы четырёх евангелистов, собор архангелов, а кроме того, пророков, то есть некое отражение на одной плоскости Ветхого и Нового Заветов.
Ещё одним замечательным произведением палехского искусства является выполненный Ириной Маевской походный трёхрядный иконостас размером 50 × 70 см, который, к сожалению, можно увидеть тоже только на фотографии. Несмотря на столь небольшую величину на нём размещены тридцать четыре иконы, писанных в каноническом древнем стиле по золотому фону.
Лаковая миниатюра представлена на выставке в разных видах. Тонкая изящная роспись украшает шкатулки и баулы, ларцы и пудреницы, тарелки и панно, пластины и даже футляр для духов. Чрезвычайно разнообразны герои и сюжеты изображений: сказочные, былинные, религиозные, исторические, народно-бытовые. Совершенно очевидно, что каждый художник выбирает темы, близкие и созвучные его мыслям и душе.
Достаточно много работ создано по мотивам сказок: «Снегурочка», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и Серый волк», «Конёк-Горбунок», «Снежная королева», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке». Но самой излюбленной, по всей видимости, является пушкинская «Сказка о царе Салтане», которой посвящено семь неповторимых авторских росписей. Да и самого Александра Сергеевича можно увидеть на шкатулке Ирины Яблоковой «Бахчисарайский фонтан» вместе с поэтическими строками, которые он ему посвятил:
Фонтан любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слёзы.
А в другой своей работе «Авдотья Рязаночка» эта же художница разместила под изображением пояснительный фрагмент былины, написав его золотыми буквами по чёрному фону. Такой фон был выбран основателями палехской лаковой миниатюры не случайно. Именно на нём по контрасту очень эффектно и выразительно смотрятся не только яркие открытые цвета темперных красок, но любой оттенок тоновой росписи.
Но, прежде чем приступать к нанесению изображения, поверхность специально готовили. Вот что об этом пишет М.А. Некрасова в книге «Палехская миниатюра»: «Известно, что в старину крестьянские деревянные изделия расписывались темперными красками, приготовленными на яйце, однако они не создавали того впечатления «драгоценности», как в иконописной технике. В иконе, так же как и в крестьянском искусстве, основой служило дерево, но оно проходило через тщательную обработку и подготовку под живопись. Этому уподоблялась и обработка папье-маше, получавшего прочность самых крепких пород дерева. Процессу “залевкашенья” иконы соответствует в лаках Палеха грунтовка глиной с сажей на олифе, после чего поверхность зачищается пемзой и покрывается сперва чёрным масляным лаком, затем светлым лаком. Перед нанесением красок поверхность пемзуется, из блестящей и глянцевой она становится матовой, как и поверхность иконы. Такая обработка материала не только заменила для традиционной живописной техники иконную подготовку, но и способствовала развитию техники в сторону ещё большей ювелирной тонкости и одрагоценивания живописной поверхности.
Краски приготавливаются теперь тем же традиционным способом на яичном желтке со слабым раствором уксуса вместо кваса. Но в применении к лаку была введена жидкая темпера. В зависимости от живописных задач получали то плотный, то прозрачный слой краски, а соединение их создавало необычайно богатое звучание цвета».
Добавим к этому, что после нанесения изображения поверхность вновь покрывается лаком, после чего следует роспись золотом. Потом вновь лакировка и заключительная шлифовка, которая выравнивает и делает блестящую поверхность идеально гладкой.
Палехскую миниатюру не зря сравнивают с ювелирным искусством. Подобно оправленным в золото самоцветам сияют под лаком звонкие, певучие темперные краски. А виртуозность росписей доходит до того, что небольшая поверхность может быть содежать до семи сюжетов, как, например, на шкатулке Владимира Богданова «Богатыри земли русской» размером 10 × 24 см или подобной работе Светланы Парамоновой «Край родной» (18 × 13 см). Не меньше, а порой и больше композиций встречается на ларцах, где изображения помещены не только на верхней крышке, но и на четырёх или шести сторонах. Наиболее показательны в этом отношении работы Валентина Федотова «Вечерний танец» и «Каменный цветок».
Связь с предшественниками иконописцами у современных палехских художников усматривается как в многосюжетности и золочении, так и в частом применении горок и палат — условном изображении ландшафтов и архитектурных сооружений. И так же, как существовали когда-то в Палехе потомственные иконописцы, есть и ныне династии мастеров лаковой миниатюры. Среди них — Федотовы, Романовы, Бокаревы, Парамоновы, Смирновы и другие, чьи произведения представлены в экспозиции.
Невозможно пройти мимо великолепной пластины Веры Смирновой «Руслан и Людмила», в которую, без преувеличения, она вложила свою душу: с таким теплом и любовью выписан не только каждый персонаж многофигурной композиции, но и любая, самая маленькая деталь, будь то узор на одежде или яства пиршественского стола.
Неожиданными и по-своему новаторскими для палехской миниатюры являются работы Владимира Смирнова, выполненные по рисункам Юрия Голикова, — «Царь Салтан и остров Буян», «Рождение советского пионера», «Жертва вечерняя». В двух последних авторы недвусмысленно призывают к переосмыслению того, что выдавалось чуть ли не за святое в советское время.
На выставке можно полистать последний альбом, выпущенный Палехским отделением Союза художников России, увидеть фотографии художников и их работ. Вступительную статью к изданию написал секретарь СХР и секретарь по народному искусству Александр Греков. А начинается она словами, которые говорят о многом: «Палех — заповедное место России, её культуры, искусства, духовности».