Деревянный Сыктывкар: сказочные домики и архитектурный «выпендреж»


Сыктывкар до войны и после

Историки показали, как город из деревянного превращался в каменный

В 30-50-е годы прошлого века Сыктывкар менялся столь стремительно, что, разглядывая фотографии тех лет, не так-то просто бывает узнать в них столицу Коми. В этом убедились участники очередной экскурсии, организованной региональным отделением российского общества «Мемориал».

В парк по билетам

Экскурсия началась на пересечении улиц Кирова и Коммунистической. Неподалеку, как сообщил историк Игорь Сажин, в Усть-Сысольске находилась торговая площадь. Это был практически центр старого города, он жил за счет этой площади. Здесь устраивались большие ярмарки, которые «кормили» купцов – не только местных, но и с верховьев Вычегды или с Северной Двины. Кроме того, были в городе и духовные центры – православные храмы.

До начала 30-х годов торговая площадь сохраняла свой центральный статус, постепенно превращаясь в парк. Именно по ней проходили первые советские парады, а неподалеку на небольшой возвышенности стоял летний кинотеатр. В те годы духовными центрами города становились кинотеатры и дома культуры. А поскольку советская власть не предполагала рыночной экономики, то и торговля ушла на задний план. На передний вышло культурное времяпрепровождение. И парк играл в этом не последнюю роль.

Вход в Кировский парк, 1930-е годы.

Однако на фотографии 30-х годов видно, что парк огорожен высоким забором. Попасть в него было не так-то просто. Более того, какое-то время в парк пускали по билетам, и был даже свой сторож. Вход в него постоянно менялся. Но, как видно по фотографии, он всегда возвышался, был украшен скульптурами и флагом.

А на другом фото видны лошади, везущие сено. Это говорит о том, что город в 30-40-е годы оставался деревянным и частным. У всех были коровы, целые стада свободно гуляли по городу. То есть население продолжало кормить само себя.

Советские демонстрации в 30-50-е годы

Перед самой войной на улице Кирова было воздвигнуто массивное здание республиканского НКВД. Ныне это МВД по Коми, и до сих пор перед его крыльцом можно увидеть небольшое возвышение. И это неслучайно. Когда-то на этом месте была установлена деревянная трибуна, а перед ней проходили октябрьские и первомайские демонстрации.

– Отныне духовным центром Сыктывкара стало НКВД, – отметил Игорь Сажин. – Причем это не только духовная, но и экономическая основа региона, заполненного лагерями.

А в 50-е годы демонстрации переместились к построенному в 1951 году не менее массивному зданию Областного Совета профсоюзов. Трибуну устанавливали на крыльце, по которому поднималось руководство города и республики. Это хорошо видно по фотографии, сделанной 1 мая 1953 года. Так что с этого времени уже профсоюзы стали играть роль своего рода духовного центра.

В конце улицы, на которой расположено здание Облсовпрофа, при входе в парк стоял памятник летчику Михаилу Бабушкину. Его имя с 1940 года стала носить и сама улица. Спустя десятилетия этот памятник перенесли поближе к кинотеатру «Родина».

Своя ВДНХ

Кировский парк знаменателен тем, что на его территории дважды проводилась Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) республики. В первый раз ее устроили к 15-й годовщине образования Коми автономной области. Спустя десять лет ее повторили с гораздо большим размахом.

– Шокирует то, что ее открыли 22 августа 1946 года – сразу после войны, – сказал историк. – Еще карточная система действовала, а для выставки отгрохали огромное здание.

Правда, само здание было деревянным, но покрытым штукатуркой и довольно длинным – от входа в парк со стороны улицы Орджоникидзе до нынешнего стадиона. Многие экспонаты Национального музея Коми, например, трактор, тогда находились на Коми ВДНХ.

Впоследствии Коми ВДНХ переименовали просто в «Музей». В расположенном неподалеку бывшем доме купцов Сухановых разместили краеведческий музей. Люди сначала приходили сюда, знакомились с прошлым, а затем шли в музей при входе в парк и смотрели, чем живет сегодня Коми край. Это был единый комплекс.

В конце 60-х годов обветшавшее здание теперь уже бывшей Коми ВДНХ разобрали.


Музей на месте Коми ВДНХ.

Первая гостиница и каланча

В 1938 году на пересечение улиц Орджоникидзе и Советской была построена первая в городе гостиница, получившая название «Север». Она была каменной, но с деревянными перекрытиями. Улица Советская «оделась» в камень к 1950-м годам.

К концу прошлого века деревянные перекрытия гостиницы изрядно прогнили, и в 1991 году все здание пришлось снести. На этом месте предполагалось возвести целый гостиничный комплекс, сохранив исторический вид прежней постройки. Строительство началось, но деньги кончились, и недостроенное здание перекупила таможня. Завершилось строительство уже в нынешнем веке.

Пожарная каланча, расположенная напротив гостиницы, современный облик с флюгером и острым шпилем приобрела только в 1974 году. Ранее она играла вполне практическую роль – с нее зорко следили, нет ли где-нибудь пожаров. Но как только город стал каменным, утилитарная необходимость в ней исчезла: весь город с нее уже нельзя было увидеть. Каланчу сохранили как декоративное украшение, своего рода символ города. А в 1986 году после очередной реставрации на ней установили часы, исполняющие каждый час мелодию песни о Сыктывкаре Якова Перепелицы.

Здания-близнецы

Нынешнюю гимназию имени Пушкина по улице Советской возвели в 1937 году. Это здание интересно тем, что его построили по проекту первой в Коми женщины-архитектора Феофании Тентюковой. Долгое время там размещалась средняя школа №14, которой в столетнюю годовщину гибели Пушкина присвоили его имя. А в 1991 году она получила статус гимназии.

Точно такое же здание возвели в 1940 году на улице Коммунистической возле нынешнего мемориала «Вечная слава». Предполагалось там разместить школу для глухонемых, но уже вначале войны помещение передали базе Академии наук СССР в Коми АССР. Теперь там размещаются президиум Коми научного центра УрО РАН и научная библиотека.

Это здание с годами менялось. В 50-е годы прошлого века надстроили третий этаж, а в 1985-м вновь подвергли реконструкции, и теперь оно существенно отличается от своего двойника на Советской.

С высоты птичьего полета

Завершилась экскурсия возле бывшего кинотеатра «Родина». Это здание в стиле конструктивизма построили в 1940 году на месте Стефановского храма, принадлежавшего подворью Свято-Троицкого Стефановского Ульяновского монастыря. Тогда здесь были немощеные улицы, грязь, деревянные мосточки, а надписи «кинотеатр «Родина» не было. Она появилась лишь в 50-х годах.

Через квартал за драматическим театром в 40-е годы, судя по фотографии, сделанной с высоты птичьего полета, город заканчивался. За ним ничего не было – сплошные поля, среди которых стоят одинокие здания пединститута, Дома печати, нынешнего Коми научного центра.

В дальнейшем город застраивался не частными «деревяшками», а большими каменными домами, постепенно приобретая современный облик.

Игорь БОБРАКОВ

Фото автора и oldsyktyvkar.ru

Храм-корабль

Экскурсия по Кирулю началась с места бывшего городского кладбища, вынесенного из центра города (сейчас — Кировский парк) сюда в 1783 году. Михаил Рогачёв рассказал об истории Свято-Вознесенского храма — стоящего в этом месте единственного сохранившегося в Сыктывкаре дореволюционного храма.

— В 1801 году началось строительство. Длилось долго и закончилось в 1812 году. Окончательно храм был завершен к 1822 году, когда его и освятили. Это самая окраинная церковь города. Храм является примером раннего русского классицизма. Можно назвать его церковь-корабль, потому что в том виде, в котором он сохранился, он похож на каравеллу. Два храма: зимний (небольшой, но отапливаемый) и летний (большой парадный и неотапливаемый) находятся в одном корпусе.

Михаил Рогачёв

Этот дореволюционный храм — единственный сохранившийся в Сыктывкаре. Произошло это благодаря «хозяйственности» НКВД: они устроили здесь мастерские и гараж. Колокольню снесли и после революции полностью не восстановили — она мешала посадке самолетов. Зато храм повысили в ранге. До революции он был бесприходный, у него не было своего клира, он был приписан городскому Троицкому собору, а литургия служилась всего несколько раз в году. Храм служил в основном для отпевания усть-сысольцев, отправлявшихся отсюда в последний путь. Кладбище не сохранилось и было частично перенесено в место, где сейчас находится старое городское кладбище.

Подробнее — на видео:

Дом дьякона

Игорь Сажин начал свою часть экскурсии с дома дьякона на улице Заводской. Архитектурная особенность дома заключается в том, что его бревенчатая кладка идет под самую крышу:

— К сожалению, это уже умирающий, разваливающийся памятник. Что замечательного в этом доме. В нем видна особенность архитектуры Кируля. В Сыктывкаре вы встретите, может быть, еще один такой дом. В Кируле их несколько, штук шесть–семь. Что в них необычного? Его особенность в бревенчатой кладке. Она идет под самую крышу. Там [в доме] чердака практически нет. Это очень необычная система строительства, такая местная кирульская традиция, принесенная из какой-то деревни. Крыша лежит на бревнах. Самое интересное — северная конструкция, благодаря ей дом еще не разрушился, — рассказал Игорь Сажин.

Подробнее — на видео:

Дом с лабазом

Следующим объектом экскурсии стал дом №45 на улице Заводской — двухэтажное строение, где раньше располагались торговые ряды. Его особенность, по словам Сажина, в пристроенном лабазе, благодаря которому купеческие телеги могли разгрузить товар сразу в дом.

— Кируль стоит на повороте реки Сысолы. Очень много домов, которые были в старом Усть-Сысольске на берегу, выполняли одновременно функции торговых домов, то есть в них хранился товар. Прямо возле дома строились лабазы [хозяйственное помещение, продуктовый склад]. На фотографиях старого Усть-Сысольска можно увидеть просто стоящие на берегу огромные лабазы, а здесь лабаз пристроен к дому. Больше в городе нет такого дома, чтобы лабаз сохранился пристроем к дому. Чем хорош этот пристроенный лабаз? Этот выступ очень хорош для разгрузки и загрузки, чтобы спуститься к Сысоле и сгрузить на корабли.Самое главное соединение Усть-Сысольска со всем остальным миром только одно — река. Товары, приезжающие сюда, разгружаются, хранятся и разъезжаются по магазинам, — объяснил Сажин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]