Люберцы – окраина столицы, имеющая с Москвой общую границу. Если взглянуть на карту Люберец со спутника, то можно обратить внимание, что город расположен практически в шаговой доступности от Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена. От Казанского вокзала его отделяет всего лишь около 20 км.
На месте современного города ранее были сельские угодья, в 17 в. поселения были подарены Петру III. И только в конце 19 в., когда через населенный пункт была проложена железная дорога, которую можно рассмотреть на карте Люберец со схемами, поселение начало приобретать индустриальную направленность. Малые села объединил Ухтомский завод, стали приезжать рабочие, поселение постепенно разрасталось.
В наши дни город является железно-дорожным узлом на Рязанском направлении с развитой промышленностью и более чем 180-тысячным населением. Люберцы отличаются очень плотной застройкой, территория города, вмещающая такое большое количество жителей, составляет всего 12 км2.
Рассмотреть расположение города, его кварталы и основные объекты можно на карте Люберец по районам. Город полностью урбанизирован, не имеет водоемов и лесных массивов. Единственной зеленой зоной является парк Культуры.
Где находятся Люберцы?
Люберцы — административный центр города областного подчинения Люберцы и городского округа Люберцы, который находится в Московской области. Люберцы — это шестой город по численности в Московской области и первый по плотности. Приблизительная численность населения составляет 200 тысяч человек. Общая площадь территории города — 12 квадратных километров.
Климат в Люберцах — умеренный, для которого характерна холодная зима и теплое лето. Ежегодная норма осадков составляет 660 мм. Люберцы находятся в одной часовой зоне с Москвой, смещение относительно Всемирного координированного времени (UTC) — +3.
Гимн
Город Люберцы — брат городам, что стоят Средь красот Подмосковной земли, По великим делам, по церквям, что хранят Ход истории нашей станы. Он победы ковал, был в ремеслах удал Для России века напролет. В нем Есенин стихи вдохновенно читал, В нем Гагарина слава живет.
Припев:
Город Люберцы, Люберцы, Люберцы, Твое имя с любовью рифмуется, Процветая, живи. Ты достоин любви. Люберчане тобою любуются. Город Люберцы, Люберцы, Люберцы, Красота тебе вечная спутница, Процветая, живи. Для труда и любви Твое имя во век не забудется.
И в рассветных лучах в парках пение птах, Серебрится рекою проспект… Может это найдешь и в других городах, Но милее нам Люберец нет. Город с яркой судьбой, пусть всегда над тобой Славы светится луч золотой, И пусть в жизни твоей каждый день трудовой Будет дружен с твоей красотой.
Припев:
Город Люберцы, Люберцы, Люберцы, Твое имя с любовью рифмуется, Процветая, живи. Ты достоин любви. Люберчане тобою любуются. Город Люберцы, Люберцы, Люберцы, Красота тебе вечная спутница, Процветая, живи. Для труда и любви Твое имя во век не забудется.
Слова В. Шурбакова, музыка Ю. Верижникова.
Принят 8 сентября 2011 года.
Аэропорт Люберец
В Люберцах нет собственного аэропорта. Ближайший международный гражданский аэропорт — Домодедово. Расстояние от Люберец до Домодедово составляет 35 км. Аэропорт носит статус объекта федерального значения и является одним из четырех главных аэропортов Москвы. Занимает второе место по объему пассажиропотока в Российской Федерации. Аэропорт работает каждый день в круглосуточном режиме. Входит в ТОП-20 самых загруженных аэропортов Европы.
Аэропорт обслуживает самолеты крупных российских и международных авиакомпаний: Аэрофлот, S7 Airlines, EgyptAir, Brussels Airlines, Lufthansa, Red Wings Airlines. Популярные пункты назначения регулярных и чартерных рейсов: Красноярск, Варшава, Токио, Мадрид, Санкт-Петербург. Годовой пассажиропоток составляет более 29 миллионов человек.
Герб
Герб Люберец представлен в виде французского щита. На нем изображено узкое вогнутое красное острие в лазоревом поле. Оно наклонено вправо от зрителя и внизу расширяется до краев щита. Имеет тонкую, сужающуюся кверху кайму. Вершина острия накрыта золотой звездой с пятью лучами. Они удлиняются от низа к верху. Герб символизирует космическую отрасль, вертолетостроение, науку, образование.
Художественная композиция внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 3474. Утверждена решением Совета депутатов городского поселения Люберцы №119/4 от 29 июня 2007 года.
Железнодорожный вокзал
Железнодорожная станция «Люберцы-1» — это узловая станция Казанского и Рязанского направлений Московской железной дороги. Тип ЖД-станции — грузовая. По объему работы относится к 1 классу. Железнодорожный вокзал находится по адресу ул. Волковская, д. 9, в самом центре города, возле крупного торгового комплекса «Лабиринт».
Из железнодорожного вокзала «Люберцы-1» отправляются электропоезда по следующим направлениям: Москва, Рязань, Черусти.
Также в Люберца есть железнодорожная станци «Люберцы-2» — станция Казанского направления Московской железной дороги. Тип ЖД-станции — участковая.
Карта Люберец с улицами
Город с Москвой связывает железная дорога и автомобильные магистрали. Железнодорожный вокзал и автостанция, как показывает карта Люберец с улицами, находятся в районе улицы Волковская на ее пересечении со Смирновской.
Главная транспортная артерия – Октябрьский проспект, она же является часть районной автомобильной дороги Р-105. Окраину Люберец затрагивает автомобильная федеральная трасса М-5 «Урал». Это оживленные, широкие магистрали, по которым курсирует городской транспорт, транзитные грузовики и легковые автомобили. Если увеличить масштаб карты Люберец с улицами и домами, то в микрорайоне, который называется «Городок Б», можно увидеть, где находятся выходы станций метро.
Главные улицы города:
- Волковская;
- Инициативная;
- Комсомольская;
- Смирновская;
- Кирова;
- Октябрьский проспект;
- Проспект Победы.
Как центральные, так и второстепенные магистрали Люберец имеют очень плотную застройку. Вдоль улиц близко друг к другу выстроились высотные дома, увидеть которые позволяет карта Люберец с домами. Первые этажи в большинстве жилых зданий занимают офисы и магазины.
Автомобильные магистральные трассы
Через Люберцы проходят автомобильные дороги:
- М5 «Урал» — автомобильная дорога федерального значения, общая протяженность которой составляет 1879 км. Является частью европейского маршрута Е30 и азиатских маршрутов AH6, и AH7. Трасса проходит по следующим регионам России: Московская область, Самарская область, Башкортостан, Татарстан, Оренбургская область, Челябинская область, Мордовия, Пензенская область. Дорожное покрытие маршрута М-5 — асфальт.
- МКАД — Люберцы граничат с Московской кольцевой автомобильной дорогой — бессветофорной кольцевой автородорой, общая протяженность которой составляет 109 км. Дорожное покрытие МКАД — асфальтобетон.
- Е115 — европейский маршрут, который проходит только по территории Российской Федерации. Общая протяженность автомобильной дороги составляет 1 730 км.
ДРАНСИ – ФРАНЦУЗСКИЙ ПОБРАТИМ ГОРОДА ЛЮБЕРЦЫ
Улица Побратимов – многие из наших читателей наверняка слышали о ней или бывали в этом микрорайоне многоэтажек, что на севере Люберец. Однако, далеко не каждый из люберчан знает о том, почему эта улица получила такое свое «имя».
А началась эта история полвека тому назад: именно тогда была заложена основа для дальнейших контактов, обмена делегациями и сотрудничества между городами-побратимами Люберцы (СССР) и Дранси (Франция).
ЖИТЕЛИ КОВЕНТРИ – ЗАЩИТНИКАМ СТАЛИНГРАДА
Официально точкой отсчета движения породненных городов (побратимов) считается 1944 год. Но идея эта зародилась еще раньше: в британском городе Ковентри, после страшной ночи 14 ноября 1940 года, когда в результате 12-ти часов немецких бомбардировок погибли 554 человека и были разрушены три четверти домов в центре города. Спустя два года гигантским разрушениям был подвергнут фашистами и город Сталинград.
Именно тогда в Ковентри и возникло движение левых сил, призывавшее Британию к активизации помощи Советскому Союзу. И сам город предпринял немало для отправки помощи «русским, на фронт», и это стало трогательным событием. 830 женщин Ковентри внесли каждая по шесть пенсов за право вышить свою подпись на скатерти. А всего население Ковентри собрало тогда немалую сумму в 4 516 фунтов на покупку рентгеновских аппаратов для Красной Армии; в сборе денег участвовали и дети. Скатерть из Ковентри вместе с посланием «Маленькая помощь лучше большого сочувствия» и с собранными пожертвованиями была передана через посольство СССР в Лондоне в Сталинград. В ответ от сотен оставшихся в живых женщин Сталинграда был отправлен в Ковентри альбом с их подписями. В 1944 году узы дружбы между двумя этими городами были закреплены официально; а ковентрийская скатерть и ныне хранится в музее Сталинградской битвы в Волгограде как бесценная реликвия.
В 1957 году представители городов-побратимов создали Всемирную Федерацию породненных городов (ВФПГ), решением которой в 1963 году последнее воскресенье апреля было объявлено Всемирным днем породненных городов. В 1964 году породненные города СССР объединились в Ассоциацию по связям советских и зарубежных городов, которая вошла в состав ВФПГ. Позже в эту Ассоциацию были включены и города-побратимы – Люберцы и Дранси.
ГОРОД В ПРЕДМЕСТЬЕ ПАРИЖА
Отрадно сознавать, не правда ли, что всего в 11 километрах от центра Парижа есть город Дранси, который для нас, люберчан, уже полвека как не совсем «чужой», а породненный официально с нашими Люберцами. 66,5 тысяч жителей Дранси встают каждое утро с надеждой на удачный день, строят планы, спешат на работу, учебу или на свидания с любимыми, и каждый из них, как и мы, наверняка мечтает о счастье и мире.
Город Дранси (Drancy) расположен в регионе Иль-де-Франс (в переводе с франц. — Остров Франции), что в центральной части Парижского бассейна, между реками Сена, Марна и Уаза. Территорию Иль-де-Франс (с центром в Париже) нередко величают ядром французского государства. В состав региона Иль-де-Франс входят 8 департаментов, к одному из которых, Сен-Сен-Дени, относится и город Дранси. Небольшой по площади, департамент Сен-Сен-Дени занимает второе место во Франции по плотности населения.
История Дранси известна с галло-римской эпохи (III века н.э.). В Средние века этот регион существовал за счет сельского хозяйства: на равнинах здесь выращивались злаки и виноград, на лугах пасли скот. В XVI-XVII веках Дранси принадлежал семье Сегье, которая выстроила на этой земле замок. В XIX веке бароном де Ладусет в Дранси был устроен большой парк. Не одну сотню лет род баронов де Ладусет держал винодельню ради своего удовольствия и престижа. Ныне гражданин Франции и потомок знаменитого рода , барон Патрик де Ладусет, широко известен не только в своем Отечестве, но и по всему миру. Первым из поколений своей аристократической семьи, Патрик де Ладусет выбрал главным своим занятием виноделие. В 1975 году он выпустил свое вино «Baron de L», которое обеспечило ему признание на долгие годы. Сегодня барон де Ладусет – один из самых успешных создателей дорогостоящих вин мира: ему принадлежит 8 марок вин и шампанского. Большинство его вин производится из винограда Совиньон Блан, выращенного в долине реки Луары, где находится и роскошный замок барона…
Положительно влияла на развитие Дранси и ежегодная летняя ярмарка Ленди, проходившая на равнине между городом Сен-Дени и Парижем, на которую со всей Европы стекались продавцы и покупатели. С созданием железных дорог в регионе начался активный экономический рост, способствовавший его демографическому развитию. Во время войны Франции с Пруссией, в 1870 году Дранси был почти полностью разрушен. В следующем веке, в условиях жилищного кризиса, усугублявшегося военными разрушениями Первой мировой войны, государство было вынуждено пойти на субсидирование дешевого жилищного строительства. Одним прогрессивных примеров этого стал жилой комплекс Ла Мюетт в Дранси, возведенный в 1930—1934 гг. по проекту архитекторов Эжена Бодуэна и Марселя Лодса . Он был плотно застроен поставленными в ряд 15-этажными односекционными «башенными» домами, к каждому из которых примыкают два 3-4-этажных секционных корпуса. В строительстве впервые была применена поточная организация работ, использовался металлический и железобетонный каркас с заполнением из легких сборных бетонных плит.
ЛАГЕРЬ ОКНАМИ В ВЕЧНОСТЬ
В 1940 году комплекс Ла Мюетт был конфискован немецкими оккупантами: использовался как полицейские казармы, затем как первичный центр содержания под стражей в Парижском регионе для изоляции евреев, цыган и всех, кого планировалось депортировать из Франции. Этот пересыльный концлагерь в Дранси и транзитный пункт для отправки людей в лагеря смерти стал одной из самых позорных и страшных страниц в списке злодеяний фашистов. 70 тыс. евреев прошло в годы Второй мировой через лагерь Дранси, 61 тысяча из них были депортированы в концлагеря Освенцим и Собибор. В концлагере Дранси погиб и известный французский поэт и художник Макс Жакоб; через него прошло немало представителей русской эмиграции во Франции, погибших потом в нацистских концлагерях смерти. Узникам концлагеря лагеря Дранси активно помогала мать Мария –монахиня Мария, а в миру – эмигрантка из России Елизавета Скобцева, по первому мужу Кузьмина-Караваева, героиня движения Сопротивления, погибшая в концлагере Равенсбрюк в марте 1945 года – за неделю до освобождения его узников Красной Армией. 17 августа 1944 года Союзные войска вошли в лагерь Дранси, где живыми застали лишь 2 тысячи человек.
После войны комплекс Ла Мюетт снова стал жилым кварталом, в котором в 1976 году и был поставлен памятник жертвам нацизма, а в 1988 г. установлен памятный железнодорожный вагон – один из тех, в которых французских департантов увозили в Освенцим. 21 сентября 2012 года в Дранси состоялась церемония открытия Президентом Франции Франсуа Олландом мемориала жертвам Холокоста, на которой глава государства назвал пересылочный лагерь в Дранси в годы войны «преддверием ада». Президент Олланд подчеркнул необходимость передачи памяти о страшных преступлениях нацизма будущим поколениям, назвав изучение прошлого «способом помешать этому повториться».
МОРИС НИЛЬ – ГЕРОЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ И МЭР ДРАНСИ
Тому, что Люберцы и Дранси стали городами-побратимами, во многом способствовали, безусловно, героическое прошлое и гражданская позиция Мориса Ниля — мэра города Дранси с 1959 года, который 7 раз (!) с этого по 1997 годы избирался на данный пост; его позитивное отношение к нашей стране, так много сделавшей для Победы над фашизмом.
Будущий государственный и политический деятель, член Французской Коммунистической партии Морис Ниль появился на свет в Париже 12 августа 1919 года в семье рабочих. В юности и он трудился фрезеровщиком на одном из парижских предприятий. В 1939 г.был мобилизован во Французскую армию, а в начале войны с Германией попал в плен, бежал из лагеря для военнопленных. Морис Ниль присоединился к движению Сопротивления оккупантам с самого начала его возникновения. Возможно, уже тогда он обратил свое внимание и на русских, сражавшихся против фашизма плечом к плечу с французами: в движении Сопротивления участвовали и 3 тысячи оказавшихся во Франции советских граждан, немало проживавших там эмигрантов из России. В 1941 году Морис Ниль вновь был схвачен нацистами, опять бежал и вступил в отряд партизан – «маки». Благодаря личной храбрости вскоре он стал командиром партизанского отряда, во главе которого участвовал в освобождении от оккупантов города Бордо.
После окончания войны Морис Ниль вернулся в Париж. В 1986 году он стал депутатом Национального собрания Франции от департамента Сен-Сен-Дени по спискам Французской Коммунистической Партии. Офицер ордена Почетного Легиона, а также ордена «За заслуги», Морис Ниль был награжден также Военным крестом, медалью Сопротивления (Франция), крестом Добровольцев Сопротивления и медалью «Ветеранский Крест». Ушел из жизни он 5 декабря 2001 года в городе Бобиньи департамента Сен-Сен-Дени близ Парижа. Но память об этом достойнейшем человеке жива не только во Франции, но и на земле люберецкой.
С декабря 2001 года и по сей день главой города Дранси является Жан-Кристоф Лагард (1967 года рождения), член Национального собрания Французской республики.
Наш рассказ о пребывании делегаций из французского города Дранси на люберецкой земле – в одном из ближайших номеров газеты.
Татьяна САВИНА
Воспроизведение данного текста или фрагментов из него в печатных изданиях и в электронном виде – только с письменного согласия автора.
Редакция «Люберецкой газеты» будет благодарна очевидцам событий 1960-х – 1970-х годов, предоставившим для копирования фотографии и сообщившим дополнительные сведения по теме «Дранси и Люберцы – города-побратимы». Телефон для связи: 8-915-101-67-07
Чем известны Люберцы?
- Среди достопримечательностей города следует выделить Дом Н. А. Круминга — американского владельца завода в Люберцах. Ранее здесь часто устраивались светские мероприятия с большим количеством приглашенных гостей. Одним из таких гостей был В. И. Ленин в 1920 году. Сегодня в здании открыт музей.
- В 1995 году в городе была построена Часовня Всех Святых — в память о погибших, которые защищали свою родину. Часовня принадлежит церкви Преображения Господня.
- Из исторических памятников архитектуры в городе следует отметить Усадьбу Зенино, которая получила название в честь Зинаиды Кагульской — дочери Сергея Румянцева. Усадьба поделена на две части: на одной стороне находится психическое учреждение, на другой — трехэтажная усадьба.
- Между реками Москва-река и Пехорка располагается Томилинский лесопарк, длина которого составляет 14 км, ширина — 5 км. Площадь лесопарка 3 500 Га. На территории Томилинского лесопарка растет более 3 000 видов кустов, растений и плодов. Также на территории парка находится монастырь.
История
История Люберец начинается впервые с упоминания деревни Либерицы-Назарово в 1621 году. Первая часть названия – от речки, вторая – по имени владельца. Официальной датой основании населенного пункта считается 1623 год. С 1705 г. он принадлежал князю А. Меншикову, который переименовал его в Преображенское. Вскоре ему было дано современное название.
В XIX столетии в нем была проложена железная дорога. Начался стремительный рост промышленности, населения. Развитие производства деревни обязано возведением завода паровых машин Томаса Пурдэ. Объект появился в начале XX столетия. Революция 1905 года сопровождалась противостояниями рабочих.
После прихода советской власти, в 1925 году, Люберцам был присвоен статус города. В его состав включены поселки Панки, Подосинки, Михельсон. После завершения Второй мировой войны он получил стремительное развитие. Во время РФ стал одной из самых плотнонаселенных территорий Подмосковья.