Алатырь. История и достопримечательности города


Город Алатырь (Чувашская республика)

Алатырь
, город республиканского подчинения в России, административный центр Алатырского района республики Чувашия, в пределах Алатырского благочиния Алатырской епархии. Расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки Сура, при впадении в неё реки Алатырь. Ж.д. станция Казанского отделения Горьковской железной дороги. Население — 35 298 чел.

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан в 1552 году по указу Ивана IV Грозного во время его похода на Казань как укреплённый пункт для охраны границ Московского государства в устье реки Алатырь; название по реке. Исходная форма гидронима — мордовское Раторлей; этимология не установлена.
По преданию Алатырь возник на месте где находился походный царский стан.

Построенный для защиты от казанских татар, Алатырь уже с XVI века управлялся воеводами и считался важным опорным пунктом в Поволжье. В XVIII веке потерял своё военное значение и стал торгово-ремесленным центром.

В 1708 году пригородок Казани Алатырь приписан к Казанской губернии, c 1714 года — в Нижегородской губернии, с 1717 года снова в Казанской губернии, с 1719 года — центр провинции в Нижегородской губернии. С 1780 года — уездный город Алатырь Симбирского наместничества (с 1796 года — Симбирская губерния).

В 1856 году в уездном городе Алатырь Симбирской губернии насчитывалось 14 церквей, 1122 дома, 50 лавок.

Экономическое значение Алатыря возросло в связи со строительством железной дороги Москва — Казань. В августе 1891 года были начаты работы около города а 29 августа 1893 года открыто рабочее движение на участке Свияжск — Алатырь.

В городе имеются мемориальная зона с каменными особняками конца XIX — начала XX вв., краеведческий и художественный музеи. Дендрарий. Алатырский филиал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

В Алатырском районе выращивают зерновые, зернобобовые, кормовые культуры, картофель. Разводят крупный рогатый скот (мясо-молочное направление), свиней. Месторождения торфа, глины, песка и др.

Алатырь. История и достопримечательности города

Алатырь — город в Чувашской Республике России. Административный центр Алатырского района, в состав которого не входит. Образует городской округ город Алатырь. Основан в 1552 году как укрепление в устье реки Алатырь, название укрепления от гидронима. Исходная форма гидронима — мордовское Раторлей, этимология которого не установлена. Название происходит от древнего названия камня «Алатырь-камень» — в русских средневековых легендах и фольклоре священный камень, «всем камням отец», пуп земли, содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами. Часто упоминается в русских заговорах, главным образом, приворотных, любовных, как «сила могучая, которой конца нет».

География города Расположен Алатырь в Среднем Поволжье, на левом берегу реки Суры, вблизи впадении в неё притока Алатырь в 194 км южнее Чебоксар. Территория города 41,7 км². Город имеет прямоугольную планировку. Исторический центр на углу возвышенности, ближайшем к слиянию Суры и Алатыря. Развитие города велось преимущественно в западном и южном направлениях. В современном Алатыре преобладает частная застройка. Два микрорайона, застроенных многоэтажными домами, Стрелка и Западный, расположены на окраинах. Кроме того, многоэтажные дома были построены в некоторых кварталах центральной части города.

Климат умеренно холодный. Большое количество осадков, даже в засушливые месяца. В год выпадает около 527 мм осадков. Средняя годовая температура составляет +4,0 °C. Меньше всего осадков выпадает в феврале, в среднем 22 мм. В июле, количество осадков достигает своего пика, в среднем 70 мм. Самый жаркий месяц июль с температурой +19,7 °C. Январь является самым холодным месяцем, средняя температура −12,1 °C.

История города

Алатырь – город с многовековой историей. Возникновение города в XVI веке связано с русской колонизацией Поволжья. После основания в 1221 г. Нижнего Новгорода рубежи русских земель стали перемещаться на восток, и уже в XIV веке граница России с Золотой Ордой проходила по левобережью Суры, которая, являясь естественной водной преградой, к тому же активно застраивалась городами и острогами. Датой основания города считается 1552 год (в некоторых источниках 4 августа), и связана она с первым летописным упоминанием. Летопись, говоря о принятии Иваном IV решения идти на Казань, упоминает Алатырь. На первых порах «крепость» и «город» были понятия равнозначные. Без города не было крепости, без крепости не было города. Крепости для своего времени являлись грозными сооружениями.

Население города, состоявшее из военно-служилых людей (дворян и детей боярских, пушкарей, затинщиков, стрельцов и казаков и пр.), прибыло сюда «из разных мест». Здесь служили стародубцы и рославцы, в начале XVII в. переводятся военнослужащие из Рязани, Тулы, Алексина, Мценска, Новосиля, Черня, Плова, Солова и других городов.

Преобладали дворяне и дети боярские. Дворяне делились на московских, имевших поместья в Московском уезде, и городовых, которые несли военную службу по наряду. Наиболее боеспособной силой были стрельцы, которые также делились на московских и городовых.

Первоначально Алатырь входил в состав городов так называемого «Казанского разряда» и управлялся Приказом Казанского дворца. В 1583 году в разряд входили Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Тетюши, Лаишев, Алатырь, Арзамас, Курмыш, Кокшайск, Алать, Арск.

На протяжении более четырех столетий город обустраивался и формировался как административный, духовно-культурный, торговый, а с начала XIX века – промышленный центр Алатырского уезда. В разные времена город входил в состав Казанской, Нижегородской и Симбирской губерний, а с 1925 года вошел в состав Чувашии.

Население города

На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 455-м месте из 1115 городов Российской Федерации. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, численность населения города стала стремительно расти: в 1897 году она составляла 12 209 чел., а к 1915 году удвоилась, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии Для сравнения: численность населения Чебоксар в начале XX века составляла около 5500 жителей).

На 1920 год в городе в 2909 владениях жило 19668 жителей (9486 муж. и 10182 жен.), а по переписи 1923 года жило 17867 человек (8457 муж и 9410 жен.). После 1917 года темпы роста численности населения города заметно снизились, а с начала 1990-х годов численность населения города стала уменьшаться. По данным переписи населения 2010 года в Алатыре абсолютное большинство населения русские, также проживают мордва, чуваши и татары.

Природа города

Алатырь — один из самых зеленых городов Чувашии. В границах города расположены особо охраняемые природные территории общей площадью 390.7 га. В южной части города взору предстает Дубовая роща с остатками монастыря – очень живописное место с видом на реку Суру, на слияние Суры и Бездны. Общая площадь всех зеленых массивов и насаждений в Алатыре составляет 4699 тыс.кв.м, площадь городских парков и скверов – 149204 кв.м. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах городской черты составляет 45,8%, площадь озеленения территории в пределах городской застройки составляет 112 м.кв. на человека.

Зеленые насаждения в городе представлены в основном скверами и парками, которые создают неповторимый пейзаж старинного российского города. Наиболее привлекательны и посещаемые городской парк (ул. Комсомола), парк Ветеранов (ул. Первомайская), детский парк «Сказка» (ул. Гончарова), липовая аллея (ул. Первомайская). Всего же в Алатыре насчитывается 14 парков и скверов.

Архитектура и достопримечательности города

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников религиозной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. Это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Жилые и общественные здания

  • Жилой дом по адресу: улица Ленина, дом 7. Алатырь
  • казначейство (сер. XIX в.),
  • дом купцов Поповых (кон. XIX в., ул. Кирова, 1),
  • дом купца Антонова (1859 г., ул. Горшенина, 28),
  • здание магазина (1900-е гг., модерн, ул. Ленина, 10),
  • дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.),
  • земская управа (сер. XIX в.),
  • дворянское собрание (с 1911 г. кинотеатр «Патэ»),
  • типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.),
  • дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова),
  • здания реального училища (кон. XIX в.),
  • городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак),
  • женская гимназия (1908 г.),
  • здание уездного суда (1912 г.),
  • духовное училище (кон. XIX в.),
  • здание трактира (1908 г., в советское время в здании располагалась столовая № 2),
  • жилой дом по ул. Ленина (XIX в., памятник деревянного зодчества),
  • гостиница «Сибирь» (1900-е гг., ул. Комсомола, 69, находится в аварийном состоянии, разрушен 2-й этаж);

Промышленная архитектура

  • казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин, ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта),
  • водонапорная башня (1912 г.),
  • железнодорожное депо станции Алатырь (1893 г.),
  • производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г., в настоящее время Алатырский механический завод).

Известные горожане

Витвинский, Валентин Фёдорович — артиллерист, Герой Советского Союза.

Горшенин, Константин Петрович — первый Генеральный прокурор СССР.

Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР.

Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве.

Цветков, Иван Евменьевич — меценат, коллекционер, основатель картинной галереи.

Эрьзя, Степан Дмитриевич — русский и советский скульптор[46].

Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Зоя Ивановна Парфёнова (Акимова) — участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.

Кикин, Пётр Андреевич — герой Отечественной войны 1812 года.

Макаров, Пётр Григорьевич (1922—2006) — майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Содержание

  • 1 География
  • 2 Герб и флаг города
  • 3 История
  • 4 Демография
  • 5 Архитектура и достопримечательности 5.1 Православные храмы и монастыри
  • 5.2 Жилые и общественные здания
  • 5.3 Промышленная архитектура
  • 6 Православный Алатырь
  • 7 Образование
      7.1 Среднее профессиональное образование
  • 7.2 Начальное профессиональное образование
  • 7.3 Обшеобразовательные учреждения
  • 8 Экономика
  • 9 Транспорт
  • 10 Известные горожане
  • 11 См. также
  • 12 Источники
  • 13 Ссылки
  • Демография[править | править код]

    Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

    После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29800 чел., в 1959 г. — 36900 чел., в 1979 г. — 45300 чел., в 1989 г. — 47600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2002 года 43000 чел.

    Образование[править | править код]

    Среднее профессиональное образование[править | править код]

    • Алатырский автомобильно-дорожный техникум
    • Алатырский техникум железнодорожного транспорта (филиал Самарского Государственного университета путей сообщения)
    • Алатырский сельскохозяйственный техникум

    Начальное профессиональное образование[править | править код]

    • РГОУ НПО «Профессиональное училище №3 г.Алатырь»

    Обшеобразовательные учреждения[править | править код]

    • Список школ Алатыря

    История[править | править код]

    Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи:

    И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем.
    [2]

    Данный текст — один из фрагментов описания последнего (третьего) похода Ивана IV на Казань, закончившегося покорением Казанского ханства.

    Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место [3].

    Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-ого казанского похода (то есть в 1547—1548 годах) [4]

    Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается и найденными остатками древнего городища (предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён), и археологическими находками (в том числе —XII веков), и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. — Сянглей, «Развилка реки»).

    Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского — 4 августа 1552 года [5]) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем» [5]. Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Московского государства.

    Вместе с Ядрином, Васильсурском и Курмышом (в настоящее время — посёлок на другой стороне Суры, в Нижегородской области) эти остроги стали проводниками военно-административного влияния Нижнего Новгорода — руки молодого Российского государства, обращённой на восток, на земли «горных черемис». Горные черемисы, то есть местные чуваши и правобережные марийцы, в свою очередь, за год до взятия Казани были приняты «под руку» Иоанна Васильевича, и это, по мнению историков, решило судьбу Казанского ханства. Так что, отмеченные в июне 2001 года 450 лет вхождения Чувашии в состав России, 450-летний юбилей Алатыря в 2002 году и 450 лет взятия Казани — связаны весьма тесно.

    Алатырь. Симбирская улица. Фото нач. XX века

    После того, как основанный на месте булгарского Сенбера русский Симбирск (по-чувашски до сих пор город называется «Чěмпěр») стал крупным административным центром, Горная сторона (почти территория современной Чувашии), «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника — Симбирском, Нижним Новгородом, Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем (то есть южная часть Алатырской провинции), передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству (затем губернии). В том же году Алатырь стал городом. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, культурно (влияние Н. Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским). В Симбирске взросла национальная чувашская интеллигенция, следовательно, этот город есть место рождения современного национального самосознания чувашей. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр (ориентированный на чувашей и мордву), стал культурным форпостом Симбирска.

    Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так возникли Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов (Н. Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска) с центром в Алатыре, место пересечения разных экономических зон влияния, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.

    Проведённое в 1920-х годах административно-территориальное межевание привело к ликвидации таких периферийных территорий. Части алатырского уезда, с которыми город до сих пор имеет тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Саранску и Ульяновску, сам же Алатырь — русский город на мордовских землях (многие русские тут — ассимилированная мордва) — после некоторых колебаний, совершенно не учитывая мнение населения и несмотря на протесты Алатырского уисполкома и Ульяновского губисполкома, 7 сентября 1925 года был передан в состав Чувашии.

    Источники[править | править код]

    1. Решение Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 29 мая 2009г. № 40/32-4 «Об утверждении исторического герба и флага г. Алатырь Чувашской Республики»
    2. Полное собрание русских летописей. – Т. XIII. – С. 191.
    3. Полунин Ф. А. «Новый и полный географический словарь российского государства или Лексикон…». Изд. 2, ч. I, — М., 1788, с. 15
    4. Шишкин В. М. Об Алатыре и алатырцах. Выпуск 2. — Чебоксары, 2006.
    5. ↑ а б Красовский В. Э. Алатырская старина. Путевыя заметки по археологии и истории алатырского края. — Симбирск, 1899.

    Экономика[править | править код]

    Внимание!
    Эта статья не удовлетворительного качества, однако её предмет должен быть освещён в Традиции.

    Вы можете помочь Проекту, переписав её в энциклопедическом стиле. Спасибо.

    В экономическом отношении город начал с торговли пушниной, земледелия и военной службы. В 18-м веке большую роль стали играть ремёсла и торговля. А в 19-м веке Алатырь стал развиваться, специализируясь на обслуживании «подконтрольных» территорий, торговле (город старокупеческий) и, обрабатывая лес, который сплавлялся по реке Алатырь из местных (восточно-мордовских) лесов. В конце 19-го века город прославился ярмарками и сельскохозяйственными выставками. А в начале 20-го тут было 24 фабрики и завода.

    Файл:Alatyr Most.jpg Алатырь. Крушение на Синдячкином железнодорожном мосту. Фото нач. XX века.

    В 1893 году здесь прошла железнодорожная линия из Рузаевки на Свияжск (часть дороги ориентированной на связь Москвы с Казанью и дальше с восточными частями страны), были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод), остававшиеся единственным крупным промышленным предприятием на территории современной Чувашии вплоть до 1930-х годов. Строительство железной дороги послужило толчком активному развитию промышленности и торговли, привело к значительному росту населения.

    До войны здешняя промышленность развивалась на старом дореволюционном фундаменте, в 50-60-е же здесь построили (чем нанесли непоправимый ущерб историческому , на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. Но дальнейшего развития подобная высокотехнологичная промышленность не получила. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика. Тем не менее, с конца 1960-х всё заметнее становится «застой» в развитии городского хозяйства и появляются первые признаки начинающегося отставания и упадка Алатыря на фоне других городов Чувашской АССР.

    Невнимание к проблемам Алатыря и неуважение его интересов в годы советской власти привело к тому, что самый крупный и развитый город республики уже к 1980 году превратился всего лишь в 4-ый по численности и экономической значимости. Алатырь развивался крайне низкими темпами: жилищное строительство финансировалось по остаточному принципу, его объёмы были значительно меньше, чем в других городах Чувашии, и не удовлетворяли даже текущие потребности; с 1970 по 1980 г. не было построено ни одного нового промышленного предприятия, имеющиеся производства не расширялись. Хроническое недофинансирование работ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры привело к серьёзному отставанию Алатыря и в этой сфере (до сих пор в городе очень мало дорог с твёрдым покрытием и нет нормальной системы уличного освещения).

    В 1976 году был разработан новый генеральный план Алатыря. Предыдущий был составлен в 1936 году, но так и не был реализован. Новый генплан постигла такая же участь: не были построены запланированные промышленные предприятия и современные жилые районы с развитой инфраструктурой, не развивалась транспортная система, так и не было создано необходимой базы для увеличения объёмов строительства и т. д. Соответственно, не был выполнен и основной пункт плана — увеличение населения города к 2000 году более чем в 2 раза (то есть с 46.400 чел. на 01.01.1975 г. до 90.000 — 100.000 чел. в 2000 году). Копившиеся в течение нескольких десятилетий проблемы ещё более усугубились в период кризисных 1990-х годов, пополнились новыми, и, в большей части, не решены по настоящее время.

    В 90-х все предприятия накрыл кризис. Сказались, естественно, и связи с ВПК, и высокие технологии, и общая бедность республики. С 99-го — 2000-го года появились тенденции к некоторому улучшению. Однако, многие предприятия были безвозвратно утеряны (так, закрылись мебельная и музыкальная фабрики, прекратилось судоходство по Суре), а сохранившиеся испытывают трудности системного характера: отсутствие средств на реконструкцию основных средств, острая нехватка квалифицированных специалистов и рабочих, низкий спрос на продукцию высокотехнологичных отраслей и т. д. Серьёзным препятствием для развития является также то, что в Алатыре самый низкий по республике уровень заработной платы.

    Одним из главных ресурсов потенциального развития Алатыря является сфера образования. В городе 11 школ, сельскохозяйственный и автодорожный техникумы, техникум железнодорожного транспорта. Кроме филиала Чувашского госуниверситета есть филиалы Московского, С-Петербургского гуманитарных институтов. В 20-30-е годы в Алатыре существовало много различных учебных заведений (институт природоведения, художественно-гравёрное училище, учительский институт и пр.). В 40-х многие из них перевели в Чебоксары, часть закрыли, часть существует до наших дней. До революции в городе были: реальное училище, мужская и женская гимназии, духовное училище. Есть в городе местная история «легендарного характера»: здесь стоял гренадерский полк, и с тех пор порода людей здесь особая — девушки самые красивые, а мужчины самые решительные, в данный момент, во всей Чувашии. Это лишний раз характеризует алатырцев как особую отдельную ото всех локальную общность. Кстати, главная улица города — Московская.

    Алатырь есть город особый. Центр действительной российской глубинки, каких мало сохранилось, уникальной географической периферийной зоны. Алатырь — сочетание странных, удивительных и единственных в своём роде вещей. Продвинутая промышленность и активная религиозная жизнь, замечательный природный и культурный ландшафт, культурно-этнический и исторический заповедник, заповедник особого местного регионального сознания. Город этот благородный, насыщеный, упорный, статный, крепкий и при этом тихий и уютный.

    2008 г Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, обрабатывающие производства тыс. рублей: 2,678 млрд рублей.

    Известные горожане[править | править код]

    • Аникин, Виктор Иванович — архитектор
    • Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
    • Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
    • Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
    • Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
    • Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
    • Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
    • Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
    • Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
    • Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]