Дивеево – достопримечательности, монастырь, история и традиции, святые места


Дивеево: районы, отдых, экскурсии, музеи и церкви, кухня и рестораны, шоппинг и магазины, достопримечательности Дивеева.
  • Горящие туры
    в Россию

В Нижегородской области, на берегу реки Вичкинзы, стоит Дивеево. Старинное село возникло в 1559 г. и названо было в честь основателя — князя Дивея. Находясь на пересечении нескольких паломнических дорог, нередко оно и построенная здесь деревянная церковь Николая Чудотворца давали приют и отдых путникам-богомольцам.

В 1767 г. одна из странниц, Агафья Семеновна Мельгунова, начала строить в селе каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1772 г. он был освящен, и Агафья решила образовать здесь религиозную общину. В 1788 г. она получила в дар землю, на которой были построены кельи. В течение 1,5 веков с момента возведения церкви строился монастырь, и нынче считается, что это одно из четырех мест на земле, которые Богородица взяла под свое покровительство — именно сюда она приходит ежедневно. Вот и стремятся паломники-богомольцы хоть раз в жизни побывать в Дивеевском монастыре и обязательно остаться в нем хотя бы на одну ночь, чтоб получить благословение самой Богородицы. Вся история храма тесно связана с именем преподобного Серафима Саровского.

Немного истории

В 15 км от Дивеева, где ныне находится Саров, некогда располагалась знаменитая Саровская пустынь, в которой Серафим Саровский жил 55 лет. Пройдя через отшельничество, столпничество, безмолвие и затвор, он удостоился от Бога даров исцеления и прозорливости. Выйдя из затвора в 1825 г., преподобный Серафим принял на себя подвиг старчества, принимая всех, кому нужна была его духовная помощь.
Говорят, что в 1830 г. к старцу Серафиму приезжал и великий русский поэт Александр Пушкин.

Кроме того, с выходом из затвора Серафим Саровский стал опекать и женскую обитель в Дивееве. Преподобному было явление Божией Матери, обошедшей вокруг обители. После чего, по велению батюшки сестры общины выкопали канавку, о значении которой преподобный Серафим говорил так: «Тут вам и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Православные верят, что тот, кто с благоговением пройдет по канавке и 150 раз молитву «Богородице дево, радуйся» прочтет, того Матерь Божия обязательно услышит.

Исторические места и музеи

Царский скит

Адрес: пос. Прибрежный, 30 км от Дивеево

История скита началась в 1860 году, когда император Александр II подарил Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю земельные угодья. Монахини обустроили на этом месте скит. Его назвали Царским в благодарность императору за щедрость.

Тогда скит состоял из деревянной церкви, келий и хозяйственных построек. От былой красоты осталось несколько полуразрушенных домиков и рукотворная аллея — Богородичная тропка. При монастыре была традиция: когда монашка принимала постриг, она сажала деревце сосны.

Существует легенда, что среди монахинь скита были и члены царской семьи. Однако документальных подтверждений этому нет.

Царский скит известен еще и тем, что в отдалении от него находятся «Серафимовы камни»: большой и малые валуны. На этом месте молился Серафим Саровский.

Местные утверждают, что камни не подлинные: большой разобрали на части и развезли по монастырям, а маленькие никогда и не были молитвенным местом Серафима. Они стали пристанищем для верующих из города Сарова, закрытого в 1947 году.

У «малых» камней есть целебный источник.

Дом Галактионовых

Адрес: Дивеево, ул. Советская, 5

Этот дом был построен в начале ХХ века. Принадлежал сестрам Галактионовым — монахине Серафимо-Дивеевской женской обители Михаиле и ее сестре Екатерине.

В доме жили благотворители этого монастыря. Он сохранился до наших дней в первозданным виде.

В настоящее время в доме живут послушницы. Посещение практически невозможно.

Дом Долгинцевой

Адрес: ул. Советская

Еще один особняк начала ХХ века — построен рядом с домом Галактионовых. Он принадлежал богатому человеку — Федору Васиьевичу Долгинцеву, почетному гражданину Москвы.

Федор Васильевич переехал в Дивеево из Москвы и поселился в этом доме со своей дочерью Софьей. Долгие годы он был благотворителем Серафимо-Дивеевского монастыря. Незадолго до смерти он тайно принял постриг.

В доме осталась жить его дочь, ставшая послушницей монастыря и принявшая имя Серафима.

В 1927 году схимонахиня Серафима переехала в Муром, а в апреле 32-го была арестована советскими властями за монашескую деятельность. У нее забрали находившиеся на хранении святыни и приговорили к 3 годам ссылки в Казахстане. Однако дальнейшая судьба Софьи Долгинцевой неизвестна.

Домик Блаженной Паши Саровской

Адрес: территория Серафимо-Дивеевского женского монастыря Телефон: 8 (831-34) 4-20-10 Сайт: https://diveevo.nne.ru/

В начале XIX века в крестьянской крепостной семье в Тамбовской губернии родилась девочка Ирина. Подростком она стала экономкой в господском доме. Однажды прислуга обвинила ее в якобы краже. Хозяева не стали разбираться и в наказание отдали Ирину солдатам.

Не выдержав унижения, девушка сбежала в Киев, приняла тайный постриг, а вместе с ним имя Параскева. Схимница стала называть себя Пашей и поселилась в саровских лесных пещерах. Спустя 30 лет она стала жить в Дивееве при монастыре.

Блаженная Паша Саровская ночами молилась за людей, а днем работала на монастырском хозяйстве. Монахиня отличалась даром предсказания.

В 1903 году ее навестили император Николай II и его супруга Александра Федоровна. Параскева разместила их на ковре и рассказала, что скоро в семье родится наследник, но царский род прервется, а монархия рухнет.

Блаженная скончалась в 1915 году в возрасте 120 лет.

В настоящее время в домике работают три выставочных зала. В комнатах хранятся личные вещи Паши Саровской и других блаженных, которые жили здесь после ее смерти.

Музей истории Серафимо-Дивеевской обители в XX веке

Адрес: Серафимо-Дивеевский женский монастырь Режим работы: 09:00-17:00 ежедневно (экскурсии), 12:00-15:00 сб, гос. праздники (самостоятельное посещение) Сайт: https://diveevo.nne.ru/shrines/muzej-istorii-diveevskogo-monastyrja-v-xx-veke/

Музей посвящен жизни монастыря в истории России и Советского Союза. В залах реконструированы комнаты сестер и настоятельниц. Здесь хранятся многие личные вещи монахинь, их гостей, блаженных.

В одном из помещений воссоздали интерьер гостиной подмосковной дачи, где провел последние годы жизни Серафим Саровский.

Это интересно

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь каждый год посещает несколько сотен тысяч паломников. Не всегда это люди, посвятившие себя религии и подвижничеству. Нередко среди паломников можно увидеть известных людей, деятелей искусства, культуры, политики, а также власть предержащих. Многие из них обрели в монастыре духовных наставников, общение с которыми стало частью их жизни. Последние годы в связи с этим вырос спрос на земельные участки под строительство коттеджей в непосредственной близости от монастыря.

Как доехать из Нижнего Новгорода

Село Дивеево находится в Нижегородской области, но на значительном расстоянии от областного центра. Добраться в Дивеево можно на прямом автобусе, который ходит от автовокзала Щербинки, расположенного по адресу пр. Гагарина, 234а. Но прямой автобус ходит только 2 раза в день:

  • В 11:10 (прибытие в Дивеево в 14:14)
  • В 13:40 (прибытие в Дивеево в 16:41)
  • Пожалуйста, уточняйте расписание на сайте автовокзала avtovokzal52.ru/raspisanie/ или по телефону!
  • Стоимость билета 440 рублей (2021 г.)

Более надежный и удобный вариант — поездка с пересадкой в Арзамасе. Сначала Вам нужно доехать до Арзамаса на автобусе (ходят примерно раз в час). В Арзамасе пересесть на автобус с табличкой «Серафимо-Дивеевский монастырь».

Как добраться до Дивеева

Добраться до Дивеева можно хоть по воздуху, хоть по земле. Самолеты летают до Нижнего Новгорода, поезда ходят до Арзамаса, а автобусы из Москвы — до самого села. Не очень долгой и вполне комфортной покажется поездка автомобилистам: путь в Дивеево из столицы займет от 7 часов, по дороге можно полюбоваться красотами земли русской.

Подробнее каждый из вариантов путешествия рассмотрен в статье «Как добраться до Дивеева».

Поиск авиабилетов в Дивеево по минимальным ценам

Святые источники Серафимо-Дивеевского монастыря

В пешей доступности от монастыря находятся 5 святых источников.

Источники — Казанский, Пантелеимовский и источник «Умиление»

В километре на север от монастыря возле реки Вичкинза расположены 3 святых источника — Казанский, Пантелеимовский и источник «Умиление».

Казанский источник — самый старинный из дивеевских источников, был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре.

Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. В часовне у источника хранилась явленная икона Казанской Божией Матери.

В Казанском источнике купали больных детей, брали воду в ведра и обливались. В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Источник Александры Дивеевской

Источник Александры находится в 350 метрах от монастыря в сторону автостанции Дивеево.

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинзы. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горой за аптекой. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский святой источник находится за автостанцией Дивеево в 700 метрах от монастыря, за старым кладбищем, на берегу старого русла реки Вичкинзы. Так же, как и на других дивеевских источниках, здесь устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды.


Праздничное украшение Дивеевского монастыря к Пасхе

Гостиницы Дивеева

В Дивееве путешественники могут остановиться в гостевых домах, отелях, монастырских гостиницах или снять жилье в частном секторе.

За комнату в гостевом доме просят от 1500 до 2500 RUB. Стоимость номера в отеле составляет примерно 2000 RUB. Если же хочется снять апартаменты или даже целый дом с несколькими спальнями, то придется расстаться с суммой от 3000 до 6000 RUB за ночь.

Монастырская гостиница готова предложить ночлег и питание тем, кто согласен заплатить за это не деньгами, а послушанием — выполнением работ во благо монастыря. Остановиться там можно, предварительно обратившись в паломнический центр монастыря. Желающих обычно много, причем отнюдь не всегда людьми движут соображения финансового характера.

Популярностью пользуется четырехзвездочный гостиничный комплекс «Дивеевская Слобода», расположенный всего в 15 минутах ходьбы от Свято-Троицкого монастыря. Здесь можно получить довольно широкий спектр услуг: проживание, питание (в том числе и постное меню), охраняемую парковку, бильярд, бани. Все постройки комплекса стилизованы под древний русский город. Ночь в двухместном номере обойдется путешественникам в сумму от 4000 RUB (включая завтрак).

Дивеево — Россия

Всем доброго дня!

Слава Богу, побывал в Дивеево «самоходом» два дня, 8-9 октября 2016г. И по результатам поездки хочу обновить информацию о транспортном сообщении между Дивеево и Арзамасом, т.к. при подготовке к поездке свежей и надежной информации об этом мне найти не удалось — либо сведения были многолетней давности, либо дата опубликования была вообще непонятна. Поэтому пишу это обновление — может быть кому-то будет полезно и в чем-то поможет.

Итак, вот имеющаяся у меня информация о транспорте между Дивеево и Арзамасом по состоянию на 08.10.2016.

1. Дорога от ж/д станции Арзамас-2 до Дивеево.

Большинство поездов из Москвы приходят на ж/д станцию Арзамас-2. В Интернете есть много упоминаний о том, что прямо с этой ж/д станции можно рейсовым автобусом уехать в Дивеево — к сожалению, теперь это НЕ так: так было раньше, но теперь в Арзамасе открылся новый автовокзал (Нижегородская область, Арзамас, улица Ленина, 21А), и идущие с него в Дивеево автобусы НЕ проходят через ж/д станцию Арзамас-2 (насчет ж/д станции Арзамас-1 — не уверен, но думаю, что и через нее они тоже не ходят, потому что они обе находятся «не по пути» от этого автовокзала в Дивеево, а сильно стороне).

От ж/д станции Арзамас-2 до автовокзала пешком просто так не дойти — очень далеко, поэтому надо либо брать местное такси до автовокзала (таксисты там всегда встречают поезда, особенно московские, кто-то всегда есть, но цену такой поездки не знаю), либо, по словам местной жительницы, можно доехать до него городскими автобусами №1 (предпочтительнее) или №4, проходящими там (других автобусов там не ходит, только эти два). По ее словам, лучше ехать автобусом №1 — на нем дорога займет «минут 15» (с ее слов), а №4 делает крюк, и поэтому на нем ехать «примерно полчаса» (с ее слов).

При этом надо иметь ввиду, что этот автовокзал — не конечная остановка этих автобусов, и на сам автовокзал они не заезжают, поэтому надо еще знать на какой остановке выходить, и там еще пройти немного пешком до самого автовокзала. Я сам эту информацию уточнить и проверить не смог (воспользовался другим способом, см. ниже), и на автовокзал в итоге так и не попал, поэтому проверить актуальность приводимых в Интернете расписаний рейсовых автобусов из Арзамаса в Дивеево и обратно и цену билетов на них не смог. Хотя кто-то сказал мне, что билет на рейсовый автобус до Дивеево будет стоить 200 руб (не проверял).

Есть еще два других способа уехать сразу с Арзамаса-2 в Дивеево: взять частное такси либо сесть на частную маршрутку-газель. В этом случае дорога займет примерно 1 час. Про такси могу сказать только то, что при мне (т.е. примерно в 06:50 утра субботы, 08 октября 2016 г) таксист взялся отвезти 3-х женщин в Дивеево по 200 руб с каждой (т.е. 600 руб вся машина). В остальном — читайте советы в Интернете, и заранее и твердо договаривайтесь о цене поездки, чтобы в середине ее или в конце она «неожиданно» не изменилась почему-либо не в вашу пользу.

Я же воспользовался последним вариантом: наряду с таксистами там ходил еще один мужчина и зазывал народ в частную газель-маршрутку по цене 300 руб/чел. Т.к. газель была уже почти заполнена, и он хотел ее побыстрее отправить (разумеется,она отправилась только когда в ней не осталось свободных мест), то мы сговорились на 250 руб. Всем пассажирам он раздал их визитки и сказал, что они могут организовать встречу у любого вокзала в Арзамасе, а также поздний отъезд из Дивеево, примерно в 20:30 (в этом время рейсовые автобусы уже давно не ходят, и даже монастырский ПАЗик уже давно уйдет), надо только созвониться с ними не позднее.13:00 дня отъезда из Дивеево, лучше накануне вечером. На всякий случай привожу их контакты из этой визитки (не сочтите за рекламу — привожу просто для информации) — вдруг кому-то пригодится: +7-905-011-888-3, Игорь. Также они организуют экскурсии по Святым местам. Дорога на этой газели заняла почти 1 час, в Дивеево газель остановилась рядом с одним из входов на территорию монастыря.

2. Дорога из Дивеево на ж/д станцию Арзамас-2.

Автостанция в Дивеево находится рядом с монастырем, примерно в 500 м от него. В Интернете есть много информации о расписании автобусов через нее, но я ее не проверял, т.к. заранее решил, что поеду обратно на монастырском автобусе (ПАЗик), который отправляется в Арзамас ежедневно в 19:00 от Паломнического центра на территории монастыря. Обычно он идет на ж/д станцию Арзамас-2, но если кому-то надо на Арзамас-1, то надо об этом предупредить водителя и сопровождающего автобус монастырского охранника(!), и вам непременно пойдут навстречу. Дорога до Арзамас-2 занимает примерно 1 час. Этот монастырский ПАЗик — самый поздний «регулярный» автобус из Дивеево: последние рейсовые автобусы уходят из Дивеево в 16-17 часов. И хотя вечерние службы не успевают еще закончится к этому времени (к 19:00), но все же он дает возможность побыть в Дивеево немного подольше, что очень приятно. Билет на него надо покупать в Паломническом центре монастыря, стоит он 130р. Однако надо иметь ввиду то, что число мест в нем ограничено сидячими местами ПАЗика, стоять в нем не разрешается, поэтому весьма рекомендую купить билеты на него настолько заранее, насколько сможете — я брал сразу по приезде в монастырь, утром в субботу (примерно в 08:30 утра субботы) на вечер воскресенья, и был уже совсем не первым, мне досталось место №10 (билеты с местами, при посадке билеты проверяют и проводят поименную перекличку пассажиров, чтобы никого не забыть).

3. Маленькое примечание о питании.

Еще хочу отметить, что в самом монастыре действует бесплатная паломническая трапезная, в которой после утренней (поздней) Литургии можно хорошо пообедать, а после вечерней службы — поужинать: в «летнее» время (мой визит 08-09 октября, видимо, пришелся на «летнее» время) обед был с 11:30 до 13 или 14 часов (точно не помню), а ужин вечером — до 22:00 время (начала ужина не помню).

Особенно ценен этот ужин: насколько я понимаю, все или почти все кафе в городе в это время уже закрыты, и даже магазины вроде «Пятерочки» и «Магнита» работают только до 21 часа, так что после 20-21 часа поесть в городе довольно проблематично, и о своем ужине надо позаботиться заранее, еще днем.

Что привезти

В первую очередь из Дивеева везут иконы, крестики и предметы церковного обихода, купленные в монастырях и храмах.

Другие популярные сувениры — ржаные сухарики, освященное на мощах св. Серафима масло и земля со Святой Канавки. Небольшие прозрачные пакетики для них лучше взять с собой заранее, в противном случае за «упаковочным материалом» придется отстоять большую очередь в церковную лавочку. И то не факт, что пакетиков хватит на всех. Бутылочки для масла, кстати, продаются здесь же, а наливают его в окошке напротив.

Сухарики раздают бесплатно в часовне им. отца Серафима летом или в притворе Преображенского собора (там же, где наливают масло) зимой.

Землю со Святой Канавки можно взять прямо за часовней им. отца Серафима — там ее целая насыпь. В монастыре настоятельно просят брать не более одной горсти, чтобы досталось всем желающим.

Кроме того, множество сувенирных лавочек предлагают путешественникам изделия из стекла, серебра и дерева, резные шкатулки, платки. А ценителям церковной литературы будет интересна книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Церкви и Храмы

Источник Серафима Саровского

Где находится: река Сатис, дер. Цыгановка

Считается, что целебные источники появлялись везде, где ступал нога Серафима Саровского. Но этот источник открылся только в 60-е гг. ХХ столетия.

Согласно легенде, к одному солдату на службе в Саровском лесу подошел старичок в белой одежде. На расспросы не отвечал, а лишь ударил посохом о землю — тут же забил источник с прохладной водой.

Этот родник решили засыпать. Подогнали трактор, но он заглох, так и не приступив к работам. А трактористу привиделся тот же старичок. Он назвал его по имени и попросил не трогать его источник. Родник оставили в покое.

Уже в 90-е гг русло реки Сатис искусственно изменили. На месте источника образовалось озеро. Местность вокруг облагородили, поставили часовню, проложили дорогу.

Считается, что вода из озера целебная.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Адрес: с. Дивеево Телефон: +7 (83134) 4-34-45 Режим экскурсий: 09:00-17:00 Сайт: https://diveevo.nne.ru/

Агафия Мельгунова была богатой помещицей, когда приехала с маленькой дочерью в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь и приняла монашество под именем Александра. Это было примерно в 1758 году.

Тогда же матушке Александре явилась Божья Матерь и повелела отправиться на север России в поисках места для основания святой обители.

Монахиня отправилась в сторону Саровской пустыни. На отдых остановилась в селе Дивеево, где во сне к ней снова явилась Божья Матерь и наказала основать на этом месте монастырь. Александра посоветовалась с саровскими старцами и начала работу. Первый каменный храм она построила в 1779 году.

В настоящее время Серафимо-Дивеевский монастырь — комплекс, состоящий из жилых домов, большого хозяйства, музеев, памятных мест. В состав обители входят четыре собора, несколько церквей, часовни, храмы.

Ежедневно, с половины шестого утра в монастыре начинаются службы. Каждый день проводятся экскурсии по территории монастыря и некоторым его постройкам.

При посещении монастыря важно соблюдать правила поведения, а также следует скромно одеваться в закрытую одежду.

Святая Канавка Царицы Небесной

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

Место для канавки, по преданию, показала сама Пресвятая Богородица. Она прошла тем путем, где впоследствии сделали канавку. Начало строительству положил Серафим Саровский.

Выкопать канавку должны были сами сестры монастыря. Немного помогали и местные жители. Считается, что от канавки возвышается защитная стена.

Длина рва составляет 775 метров, а ширина и глубина — по 2 метра с небольшим.

В советский период канавку засыпали песком, восстановили ее только в 90-х гг.

Каждый день, после вечерней трапезы, насельницы монастыря проходят по канавке, совершая молитвы. К шествию может присоединиться любой желающий.

Источник Святого Пантелеймона

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

Относительно молодой источник — появился в 2004 году.

Паломники утверждают, что вода способна излечить многие болезни.

Территория рядом с источником благоустроенная. В монастырской лавке можно приобрести тару для воды из родника.

При посещении надо внимательно следовать рекомендациям: купели делятся на женскую и мужскую.

Троицкий собор

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

Собор является главным храмом монастыря. Его построили в 1848-1875 годах. При его возведении местные жители замечали немало чудес: зимой в заколоченном храме слышались звуки работ, а по ночам от него исходил необычный свет.

Храм был построен по проекту нижегородского архитектора А. Е. Турмышева. Собор объединил в себе архитектуру классического, византийского и древнерусского стилей. Высота строения — 54 метра.

Последняя служба в соборе состоялась в 1927 году, днем 21 сентября. А уже ночью всех священников арестовали. Советский период отразился на храме не лучшим образом: собор был разграблен, купола и стены повреждены, некоторые святыни утеряны.

Троицкий собор начали восстанавливать в 90-х годах. Сразу же возобновили проведение служб и праздников.

В соборе хранятся мощи Серафима Саровского и икона Божией Матери «Умиление».

Казанская церковь

Где находится: пос. Северный

Церковь стала первым возрожденным храмом монастыря.

Ранее, еще до революции, в деревянном одноэтажном домике находилась монастырская мастерская свечей. Когда монастырь начали восстанавливать, строение перенесли к Казанскому источнику. Позднее рядом поставили звонницу.

Казанская церковь сохранила свой первоначальный облик.

Преображенский собор

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

Строительство собора продолжалось с 1906 по 1916 годы. Проект принадлежит московскому архитектору А. Е. Антонову. Собор выстроен в неорусском стиле.

Чтобы завершить строительство, оставалось поставить иконостас и провести отопление. Однако грянула революция, работы сделать не успели. Поэтому в Преображенском соборе не провели ни одной службы почти вплоть до начала 21 века.

В советское время собор неоднократно хотели взорвать.

В 90-е работы по строительству собора возобновились. В течение 5 лет продолжалась роспись храма: работы проводила бригада художников из Самары, Шуи, Палеха, Ульяновска, Владимира.

Резной золоченый иконостас выполнили из липы шуйские мастера.

В настоящее время в Преображенском соборе проводятся служба, литургии и значимые церковные праздники.

Благовещенский собор

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

Строительство собора началось только в 2011 году, хотя его появление предсказал еще Серафим Саровский. Он завещал возвести храм на одном из концов Святой канавки.

Размеры будущего собора определили Поясом Богородицы. В ноябре 2011 года с греческого Афона в Дивеевский монастырь доставили Пояс.

Благовещенский собор имеет такие размеры: 20 поясов (24 метра) в ширину, 30 поясов (36 метров) в длину и 50 поясов (60 метров) в высоту. Такие же параметры у киевской лаврской Успенской соборной церкви.

Казанский собор

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

Один из самых молодых храмов монастыря.

Казанский собор выстроен в стиле русского барокко.

Собор выстроен полностью на народные деньги. Во время работ Дивеевский монастырь распространял сертификаты на разные суммы от 100 до 10 тысяч рублей. Другого источника финансирования строительства не было.

Колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

Колокольню ставили в течение 8 лет в конце 19 века. До этого у монастыря была лишь деревянная звонница.

Это высочайшее здание монастыря — 78 метров. Самый большой колокол весит 5 тонн. На башне расположены часы, весом 200 килограммов. Каждые 15 минут они отбивают мелодию.

До прихода советской власти колокольня тоже была со сложным часовым механизмом и огромными тяжелыми колоколами. До распада Союза башня играла роль телевизионного рестранслятора.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского

Где находится: территория Серафимо-Дивеевского монастыря

При жизни батюшки Серафима на этом месте было сельское кладбище.

Сестры монастыря собирались на общие трапезы только по воскресеньям и праздникам. Службы в храме проходили в основном зимой.

В начале 2000-х храм расписали. Работы выполняла палехская мастерская.

Кафе и рестораны Дивеева

Выбор кафе и ресторанов в Дивееве невелик, но достойные заведения здесь все-таки есть. Например, кафе «Пельменная», где гостям предлагают домашнюю русскую кухню — несколько разновидностей пельменей и вареников, супы, а также постные, рыбные и мясные блюда.

Подкрепиться можно и в заведениях общественного питания, расположенных при гостиничных комплексах — к примеру, кафе «Раздолье» и ресторан «Малиновый звон» в Дивеевской слободе. Здесь же посетители могут зайти в кафе-бар «Охотничий домик», действительно оформленный в виде деревянной избы охотника. В меню — целые бараньи туши, шашлыки, запеченные поросята и куры. Цены на питание в Дивеевской слободе, надо сказать, вполне «московские» — порция салата обойдется в 100-350 RUB, супы стоят порядка 300 RUB, вторые блюда — от 250 до 700 RUB. Кстати, «Раздолье» и «Малиновый звон» предлагают юным посетителям особое детское меню, цены на блюда из которого в основном не превышают 100 RUB.

Перекусить можно на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря — в большой трапезной паломников бесплатно кормят обедом и ужином. Талоны на питание необходимо получать в паломническом центре.

В селе есть также несколько палаток, где можно побаловать себя пирожками, а в монастыре днем (с 9:00 до 17:00) работают платное кафе, блинная и чайная. Но учтите — народа в блинной обычно больше, чем самих блинов, особенно в обеденные часы.

Дивеево. Сокрытая столица Святой Руси


Дивеево

В череде новогодних каникул, для многих, увы, пьяных и бессмысленных, с группой единомышленников я побывал в Четвертом уделе Пресвятой Богородицы.

Приходилось приезжать сюда и ранее, но то ли для таких поездок нужно особое созревание, то ли всё зависит от иных факторов, но именно эта поездка помогла увидеть то, что давно и без особого результата искал в себе и вокруг себя. Дивеево – четвертый и последний удел Богородицы – немного приоткрыло мне свою мистическую тайну в той мере, в которой я готов был ее принять. С некоторыми соображениями по этому поводу и спешу с вами поделиться. Начну не с хорошо всем известной истории обители или ее значения для России, а сразу с родившихся под впечатлением предрождественских служб, молитв на Канавке или омовения в источниках исторических метафор и параллелей.

Приятно поразил количественный и качественный состав паломников: все четыре дня, что я провел в Дивеево, были заполнены храмы, много мужчин, семейных пар, немало детей. При этом ощущалась сознательность своего здесь пребывания и осмысленность действий: зачем и для чего сюда приехали люди с разных концов земли Русской. Трогательно было видеть одухотворенные, красивые, типично русские лица, словно сошедшие со старых фотографий или картин: не просто бородатые или покрытые платочками физиономии, но нечто большее, вызывающее умиление и даже восторг. Из всех многочисленных таких типажей или мимолетных с ними диалогов хочу отметить два.

Урок от побирушки


Дивеево

Привычный для подобных мест неопределенного возраста бородатый побирушка с гитарой за спиной, торбочкой с каким-то скарбом и, конечно, ящичком для сбора средств с интересной надписью: «За Веру, Путина, Россию!». Необычными были и его глаза – ясные, как у ребенка. Он сидел возле продуктовой палатки на монастырской территории и степенно завтракал пирожком. Я хотел было дать ему монету, но вдруг был им остановлен: «Нет, нет! Здесь нельзя! Только за воротами». Удивился его верности благословению на сбор пожертвований и получил разумный ответ: «Мне не надо таких денег. Бог же всё видит!»

Комментировать тут, кажется, нечего: человек, испытывающий нужду, всего лишь исполняет то, что ему разрешено. Не более. Но получить такой элементарный урок от попрошайки я, признаюсь, был не готов. Сразу вспомнились мои многочисленные нарушения всевозможных казавшихся лишними правил, прямых запретов и инструкций, мешающих мне жить, – вплоть до хождения по газонам или перебегания на красный свет пешеходных переходов. Растерялся, не нашел что сказать этому блаженному в своей простоте человеку, не поблагодарил его за ненавязчивый данный мне урок послушания. А ведь я, считая себя монархистом, не одну «бутылку чернил» извел, убеждая своих читателей и ближних, что Царя надо заслужить и начать нужно непременно с себя, с исполнения элементарных требований и правил. Ведь настоящая монархия может быть только сознательная и жертвенная. А то и то без смирения себя и послушания – невозможно! Мы хотим счастья и блага России, горя очередной – на этот раз монархической – идеей, забыв, что любой идее нужны, прежде всего, не восторженные и пламенные борцы-творцы, а послушные и смиренные служители и ревностные исполнители, что требует рутинной и кропотливой работы над собой. Далеки мы от этого, не правда ли?

Встреча в трапезной


На рождественском богослужении в Дивеево

Другая запомнившаяся встреча произошла в паломнической трапезной монастыря, где мог откушать «всяк сюда входящий». Встречают здесь всех одинаково гостеприимно и по- серафимовски радушно. Единственное и общее ко всем требование – снять верхнюю одежду. Вместе со мной за столом оказалась одна из многодетных семей, встретившихся в обители. Заметил их еще в Троицком соборе на службе: беременная молодая женщина с поистине джокондовской улыбкой, ее муж – крепкий, спокойный русобородый богатырь и двое детей-погодков 3–5 лет – брат и сестра. Поистине исчезающий архетип русской семьи, который впору занести в Красную книгу. Они ставили свечи, тихо молились, дети их были не шумливы, умиротворенны и в меру своих лет благоговейны.

Во время приема пищи отец рассказал детям краткую историю из житий сестер-мучениц Веры, Надежды и Любови, бумажные иконки которых висели на стене напротив. Рассказал очень ненавязчиво, как, видимо, привык это делать дома, – без морализма и нравоучений. И малютка, оставив кашу, начала всматриваться в лики девиц, младшая из которых была всё равно старше ее. Она стала уточнять детали: сколько им было лет, какие у них были игрушки… Ребенок внимательно смотрел на бумажную литографию и что-то там видел, не ведомое, пропущенное, проигнорированное нами – взрослыми.

«Мы из Донецка», – ответила женщина, с лица которой не сходило умиротворенное выражение

Это был еще один урок настоящего родительского примера христианского воспитания детей, не усвоенный мною в полной мере до сих пор, а ведь я стал уже дедом! На выходе, помогая сыну этой чудесной семьи надеть пальтишко, я, воспользовавшись случаем, поинтересовался, откуда они. «Из Донецка», – ответила женщина, с лица которой всё это время не сходило умиротворенное выражение. «Как же вам, живя на линии фронта, удается сохранять такой мир?!» – невольно вырвалось у меня. Она, очевидно, не поняла меня и выразила искреннее удивление вопросом. Не захотелось смущать ее далее, может быть, снимать покров тайны с этой семьи, обнажать сокрытые от посторонних неизбежные внутрисемейные проблемы, ведь главное для меня было очевидно.

Корин ошибся


Русь уходящая. Художник: Павел Корин

Обобщая такие свои наблюдения, превратившись (увы, на время) в слух, я вдруг понял, что неправ был Павел Корин со своей известной картиной «Русь уходящая», написанной художником в беспросветные годы богоборческой власти. Все выписанные им лики тогдашних иерархов и церковнослужителей показывали нам безвозвратность той России, многократно оплаканной слишком поздно (как это часто бывает) прозревшими современниками. Да, ушли в вечность замечательные, мощные личности, колоритные фигуры, воплотившие в себя ту Русь, которой, как вещал Корин, больше нет! Слава Богу, он ошибся. Русь не ушла в небытие – Бог не попустил этому произойти. И я нашел тому десятки подтверждений!

Русь не ушла, да и не могла уйти, не исполнив свою главную миссию. Она затаилась в ожидании славного Второго пришествия Спасителя, к Рождению Которого готовились ведь не только в Дивеево! Я, кстати, за всё время нахождения здесь, ночуя в частном секторе, не увидел ни одного пьяного, несмотря на открытые магазины, торгующие сутки напролет зельем. Нет, я не берусь утверждать, что жители и гости это уникального села поголовно соблюдают сухой закон или держат пост, но то, что, в отличие от многих других весей нашей России, здесь соблюден некий особый чин воздержания, для меня очевидно. Объяснение тому, конечно же, есть, ведь в этой мощной духовной цитадели – форпосте сохранившейся Святой Руси – как минимум дважды в сутки возносится к Небесам всенародная молитва! Не дерзаю даже помыслить, что она оставлена без внимания, без ответа!

Из достоверных источников известно, что в Дивеевском районе в эти пьяные каникулы не было совершено ни одного тяжкого преступления, чего нельзя сказать обо всей Нижегородской области. А ведь у нас есть еще Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь, другие монастыри, где, хочется верить, такая же покаянно-молитвенная, сдержанная, святорусская атмосфера, распространившаяся далеко за монастырские стены. В них сокрыты духовная мощь русского народа, которая выковывается в покаянии и причащении, многочасовых службах и бдениях-молитвах.

Полные храмы, чистые лица, открытые Богу глаза… Воскресает, кается, просветляется Русь!

Полные храмы, чистые лица, открытые Богу глаза, нередкие омывающие грехи слезы да будут приняты Господом предстательством святых Серафима, Сергия и Оптинских старцев! Воскресает, кается, просветляется Русь.


На рождественском богослужении в Дивеево

Не хочется, напитавшись тишиной, нащупав под ногами бездну своих неоплаканных грехов, разглядев сквозь туман мнимого благополучия свою духовную нищету, пускаться в нравоучения и многоглаголание. Но лично я получил в Дивеево большое духовное утешение, которым и поспешил поделиться с вами, братия и сестры. Самое замечательное в этом то, что мы, живя в России, имеем совершенно уникальную возможность в любой час дня и ночи найти свою потаенную и любимую Богом Святую Русь.

Достопримечательности

Одна из главных достопримечательностей Дивеева — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, именуемый в народе коротко и ясно — Дивеево. Монастырь этот почитается верующими как «четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) и последний удел Божией Матери на земле». Именно здесь хранится ковчег с мощами саровских старцев, в частности — Серафима Саровского.

Известная святыня монастыря — Святая Канавка Пресвятой Богородицы. Копать ее начал сам Серафим Саровский в далеком 1829 г. Во времена СССР Святая Канавка была практически полностью засыпана, и через нее проложили городские коммуникации. Восстановили святыню лишь в 2003 г. Считается, что, если пройти по ней и 150 раз прочитать молитву Богородице, Пресвятая Дева обязательно услышит просьбу.

Интересен также Спасо-Преображенский собор, выполненный в неорусском стиле. Строительство храма было завершено в 1916 г., но из-за революции он не был освящен: на долгие годы здесь воцарилось запустение. Лишь в 1991 г. собор передали монастырю, а в 1998 г. освятили. С тех пор в нем проводятся богослужения в соответствии с расписанием. Среди святынь храма — мощи преподобной Марфы Дивееской и мощи блаженной Паши Саровской. Домик последней, кстати, служит еще одной святыней села Дивеево, а по совместительству еще и музеем с тремя залами. Первый зал представляет собой мемориальную комнату с дореволюционной мебелью, куклами и иконами, во втором посетители могут увидеть платья и образа, а третий полностью посвящен прославлению преподобного Серафима Саровского.

Есть в Дивееве и несколько святых источников: Казанской и Иверской икон Божьей матери, источники батюшки Серафима и матушки Александры, а также Пантелеимоновский, и иконы Божией Матери «Умиление». Все они расположены в 15-30 минутах ходьбы от монастыря. Вода в источниках холодная, но паломники в ней купаются: считается, что это дает исцеление от физических и душевных страданий.

Далекое прошлое

Дивеевский край был малообжитым. В середине XVI века на левом берегу Вичкинзы (примерно нынешний конец улицы Труда), появилось несколько семей русских пахарей-смердов. Переселенцев манили свободные земли и перспектива будущей счастливой жизни.

На противоположном берегу реки проживала мордва. Между поселениями быстро завязались дружеские и экономически выгодные отношения. А летом 1552 года Иван Грозный двинулся в третий поход на Казань. Вместе с царем шло и Касимовское войско, управляемое татар–мурзами. Среди них был Дивей Мокшев, коему в 1558 году, в честь победы над Казанью, царским указом отошли земли в районе впадения Вичкинзы в Старую речку. Русские переселенцы передавались во владения князю и были обязаны платить ему дань. Так владения князя Дивея, впоследствии претерпев изменения, закрепились в названии села Дивеево.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]