Выявленные объекты исторического и культурного наследия

Самара – один из крупнейших городов России, по численности населения (около 1 200 000 человек) занимающий 9 место в стране. Это широко известный центр науки, культуры и промышленности, в котором есть, что посмотреть. В статье рассмотрим главные достопримечательности города Самара.

Находится город на левом берегу главной русской водной артерии Волги, там, где в неё впадают река Самара, давшая имя городу, и река Сок. Климат здесь умеренно-континентальный, средняя температура января -9.9С°, июля – +21.5°С. В Самаре свой часовой пояс, разница с Москвой – 1 час (больше на 1 час, чем в Москве).

Особняк Э.Г. Эрна

Годы постройки: 1900-1902. Архитектор: Щербачев А.А. Адрес: Чапаевская, 165
Возможно, особняк Эрна является первой постройкой в стиле модерн в Самаре. Декор здания сдержан, однако, архитектор умело работает с объемами и силуэтами. Изящный изгиб линии фронтона наделяет здание ритмикой модерна. Единственный декоративный элемент — барьельеф орла на эркере — был уничтожен в советские годы.

Здание получилось довольно большим, в нем доктор Эрн жил со своей семьей, принимал пациентов, а часть дома сдавал под аппартаменты и врачебные кабинеты. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось посольство Польши. 4 декабря 1941 года наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым и председателем правительства Польши в изгнании В. Сикорским здесь уже в натянутой атмосфере, омраченной сведениями об исчезновении 15 тыс. польских офицеров под Катынью, была подписана Декларация «О достижении прочного и справедливого мира».

Дома купцов Васильева и Основина

(Молодогвардейская, 119 и 121)

Молодогвардейская, 121

Молодогвардейская, 119

Дата постройки: ∼ 1900-1905 годы Архитектор: неизвестен

Небольшой заповедник дореволюционной застройки улицы Молодогвардейской отсылает нас к тем временам, когда на нынешней площади Куйбышева еще стоял кафедральный собор, построенный в неовизантийском стиле. Под стать ему были и выросшие близ него купеческие теремки.

«Мотивы «русского стиля» отчетливо видны в стоящих в одном ряду 3 кирпичных домах. Четырехгранные шатры на эркерах, остроконечные башенки на углах ризолитов, межэтажные тяги, арочные обрамления окон, виртуозная кирпичная кладка с остроконечными кокошниками, полуколоннами, арки с гирьками — вот далеко не полный перечень кирпичного декора этих домов.»

Послереволюционная жизнь этих молочных братьев была весьма насыщена. Так, в доме Васильева в годы войны располагалось посольство Норвегии, в 1970-х годах — детский дом, а ныне в нем куют будущих чемпионов по фигурному катанию. А в доме Основина весной 1920 года располагалось Губернское управление милиции.

Торговый дом С.Е. Пермякова (Торговый дом А.Н. Пермяковой)


Годы постройки: 1900-1901. Архитектор: Зеленко А.У. Адрес: Молодогвардейская, 70
Первая постройка Зеленко в стиле модерн в Самаре. Четыре широких пилона делят фасад на три части: центральную, более узкую, и широкие боковые. Стволы пилонов украшены большими женскими масками, обвитыми волнами распущенных волос, в которые вплетены раковины и цветы кувшинок. Возможно, Зеленко изобразил здесь саму заказчицу Пермякову.

Вывески с дома на Галактионовской, 189

Фотография: проект «Надо сохранить»
Дом с вывесками входит в ансамбль застройки Самарской площади. На первом этаже располагались магазины, к которым и относились вывески. Причем изначально они висели на пяти домах, но к 2022 году остались лишь на одном. За восстановление советских вывесок взялся проект «Надо сохранить» — оргстекло пришлось очищать от старой краски, а фанеру, к которой крепились буквы, заменить на новую и подобрать ей цвет. «Лаки», «Краски», «Посуда» и «Хозтовары» вновь появились на доме в октябре этого года. Кстати, совсем недавно проект восстановил газосветную вывеску «Ателье мод» с дома на Скляренко, 6 — она уже вернулась на свое историческое место.

Особняк А.У. Зеленко

Годы постройки: 1900-1903. Архитектор: Зеленко А.У. Адрес: Самарская, 179
В 1900 г.архитектор А.У. Зеленко получил разрешение на постройку собственного дома. Строительство особняка было завершено в 1903 г., но Зеленко не прожил в нем ни дня, так как в 1900 г. уехал в Москву по приглашению Ф.О. Шехтеля. Здание выполнено в стиле модерн с разномасштабными окнами и ассиметричным фасадом. Массивность стен противопоставлена легкости балконной решетки и металлических кронштейнов. Угол балкона поддерживается одной крупной колонной из известняка. В настоящее время в здании располагается Дом журналистов и литераторов.

Здание духовной консистории

(Вилоновская, 22)



Дата постройки: 1905 год Архитектор: Александр Щербачев

Начиная с 1872 года, в Самаре близ строящегося кафедрального собора со стороны нынешней улицы Вилоновской стал складываться «церковный» кластер. Началось все с постройки здания Духовной семинарии (ныне — Молодогвардейская, 133). Но главное место в нем по праву заняло здание Духовной консистории.

Что любопытно, первоначальный его проект в стиле неоренессанса Александр Щербачев разработал еще в 1895 году. Однако в столице его завернули, ибо все постройки духовного ведомства в те годы возводились, как правило, в «русском стиле».

«Здесь видна эффектная стилизация русской архитектуры допетровского периода. Массивные стены, декор, портал входа, высокая шатровая кровля выражают патриархальность и устойчивость».

В начале 1930-х годов здание было передано Куйбышевскому индустриальному институту. Его стали называть «учебным городком на Вилоновской». В позднесоветский период здесь размещался теплоэнергетический факультет. В 2005 году здание было возвращено епархиальному управлению русской православной церкви.

Доходный дом А.Ф. Нуйчева (Гимназия сестер Харитоновых)

Годы постройки: 1902-1904. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Самарская, 149
Доходный дом А.Ф. Нуйчева стал первой самарской постройкой М.И.Квятковского. Заметной деталью этого дома становится зооморфный орнамент. Это и бабочки — символ хрупкости и недолговечности бытия, и поддерживающие эркер головы слонов. Есть в декоре и женские маски — символ вечной красоты и фигуры атлантов (сняты в 1980-е гг. для реставрации). Внимания заслуживают и изящные кованые элементы в ограждении балконов и козырек над входом. Долгое время в этом здании располагалась гимназия сестер Харитоновых, после революции — школа № 25 и лицей.

Домики и дворики Самары

Сегодня у нас новый гульбарий от путешественника и искателя приключений Владимира Малдера. Едем в Самару.

— Хочется вспомнить цитату известного воронежского краеведа Ольги Рудевой: «Мы уничтожаем у себя красивые старые дома, а потом едем в Европу, чтобы посмотреть на такие же красивые старые дома». Ну а поскольку у меня нет возможности поехать в Европу, и увы, даже в Украину, потому предлагаю вам насладиться Самарой, пока её не застроили и не нагламурили, посносив старые дома ради одноразового футбольного соревнования». В общем, фоток я наделал очень много, т. к. я бегаю быстро и снимаю всё подряд и часто вхожу в раж, а потом всю зиму обрабатываю овер9000 фоток.

Эстетика самарских двориков. Вот такие вот заросшие виноградником заборы есть наверное только в Самаре. Вообще, в городе много таких вот милых заповедных зелёных уголков.

От редакции: надеюсь, никого не будет бесить водяной знак на фотках, потому ка это пожелание автора и явки-пароли его блога в живом журнале. В общем, дружеская реклама без подвоха.

А вот этот пряничный домик — особняк Клодта. Одно из чудес самарской архитектуры. Здание было построено в 1898 г., по проекту известного архитектора города Александра Щербачева, купцу Ивану Андреевичу Клодту. Стиль особняка необычен, здание выполнено в виде небольшого дворца, украшенного флигелями и маленькими башнями.

Самарская городская Управа, могла дозволить строительство столь оригинальных особняков в центральной части города только за выдающиеся заслуги. Иван Андреевич получил его по праву. И. А. Клодт с братом Карлом создали в городе крупное предприятие, которое обеспечивало население электрическими приборами, такими как Эдисоновские лампочки, динамо-машины, различные провода и т.д. Так же, братья Клодт специализировались на снабжении Самары трубами для водопровода и различными сантехническими приспособлениями.

Каменный одноэтажный дом с антресолями и подвалом был возведен к пятидесятилетию купца Клодта в 1898 году. Достоверно неизвестно, самого ли заказчика с «иноземным» происхождением, или архитектора проекта посетила мысль сооружения в глубинке России, столь типичного островка Старой Европы.

За период существования, в усадьбе Клодта сменилось множество хозяев, и его часто использовали в различных нуждах Самары, как и большинство исторических зданий города. К примеру, в 1919 году особняк предназначили для коммунального проживания. Позднее, в 1930 году здание было отдано в использование военачальнику высокого ранга. А во время Великой Отечественной был переоборудован под консульство. После войны его использовали, как детский сад-ясли.

В 1990 году особняк Клодта был отдан в использование под детскую картинную галерею. За всю историю усадьбы, после самого купца, этих хозяев можно по праву назвать самыми лучшими. С момента открытия галереи, дом реставрируют и поддерживают его подобающий вид.

Будем надеяться, вокруг него не выстроят кучу уродливых высоток.

Еще один купеческий дом в стиле модерн, коих в Самаре достаточно много. Жаль, не знаю истории.

А вот ещё один красивый дом, да не простой дом, а коммунистический! Жаль, деревья не дают возможности его сфоткать целиком.

В этом здании работала Маша Ульянова, сестра Ленина, по кличке Медведь.

Мемориальная доска Фрунзе

Самарская филармония — настоящий стимпанк модерн. Очень красивое здание.

Трамвай.

Необычный домик во дворах

Доходный дом купца. (имя увы, пока не знаю). Здесь работал известный театральный художник член-корреспондент Академии художеств СССР, Народный художник РСФСР Александр Павлович Васильев.

Немного эстетики загадочных самарских двориков. Дом бабушки Ау, видимо жены Дедушки Ау.

Внутри полнейший дестрой, впадлу было доставать штатив. Потому опускаю интерьеры сего шедевра.

А вот местные высокие технологии. бухарики смотрят телевизор беспроводной и не требующий питания. Главное выпить и вмазаться, тогда будет и изображение в формате IMAX 4D и 10 канальный объёмный звук.

А вот домик не простой. Залезаешь — сразу в Болгарию попадаешь!

Доходный дом подрядчика А.Ф. Нуйчева (Гимназия Харитоновой) самарского архитектора Михаила Ивановича Квятковского.

А вот такой деревянный теремок просто порадовал.

Типично самарское решение. Кагбе ведётся видеонаблюдение. Издалека реально выглядит как камера, но на самом деле….

Ну, не знал, куда это запилить, немного сталинского ампира Самары.

Самарская лютеранская кирха Святого Георга. Изначально задумывалось как костёл, однако из-за польского восстания к католикам стали относиться негативно и здание было передано лютеранской общине.

Дворец труда. И символично — банк Солидарность…

Очень красивое здание Самарского областного художественного музея. Очень красивое здание 1897 года, построенное купцом Головкиным. Здесь хранится множество уникальных образцов отечественной и западно-европейской живописи, а также коллекция востока. Скорее всего, о них мало чего известно в популярных источниках, потому глянуть его было бы очень интересно. Жаль, что музей уже был закрыт.

Гостиница Бристоль.

Перед нами стела — памятник основанию Самары. Год основания 1586.

А вот перед нами самарский Арбат — пешеходная улица Ленинградская.

Кстати, на мой взгляд, он куда красивее московского Арбата.

Очень красивый дом с символом богини Иштар.

На самом доме сохранилась старая надпись.

Очень красивое здание корпуса Государственного медицинского университета.

Памятник Дяде Стёпе

А вот еще один красивый дом.

Интерьеры конечно же немного превращены в Совок, но благородные черты всё ещё просматриваются.

Коммунальные квартиры. Как в СССР.

Самое забавное — двери не запирают. Как в сказке прямо.

Плитка Бергенгейм из Харькова сохранилась кое-где.

Еще один дом в стиле модерн. Вот такие дела. Наверное, на этом закончу.

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите в личку Татьяне Афанасьевой И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! ;)

Галерея
показать все фотографии

Опрос

Как вам старый город в Самаре?

Пушкинский народный дом

Год постройки: 1903. Архитектор: Засухин Ф.П. Адрес: Л. Тостого, 94
Общественные здания редко строились в стиле модерн, но были и исключения. Одной из первых общественных построек в стиле модерн в Самаре был Пушкинский народный дом. Для этого здания характерна минималистичная отделка фасадов, крупные детали, металлические украшения ворот и крылец в духе европейского модерна. Внутри находилась еще одна парадная лестница и вход в театральный зал на 775 мест. На втором этаже — несколько комнат для занятий, а в одноэтажной части, слева от главного входа по ул. Л. Толстого, размещались библиотека с читальней и чайная. Сейчас в здании расположен Дворец культуры железнодорожников им. А.С. Пушкина.

Самарская Ольгинская община сестёр милосердия

(Льва Толстого, 136)



Дата постройки: 1902 год Архитектор: Тадеуш Хилинский

В 1891 году в Самаре была организована община сестер милосердия. Действовала она по уставу российского общества Красного Креста, находящегося под покровительством Государыни Марии Федоровны (жены Александра III). Община в свою очередь именовалась «Ольгинской» в честь великой княжны Ольги Николаевны (дочери Николая II). Здание строилось за счет добровольных пожертвований, а архитектор Хилинский бесплатно разработал ее проект. Фотографии интерьеров Ольгинской общины сестер милосердия ищите здесь.

«Особенность архитектуры этого здания проявилась в насыщенности деталями: белокаменные обрамления окон на каждом этаже имеют свой рисунок <�…> боковые ризалиты завершались гранеными куполами, а центр здания — невысокой звонницей с куполом. Первый этаж и углы здания сильно рустованы.»

В 1937 году здание Ольгинской общины сестер милосердия было надстроено до трех этажей. Стоит отметить, что реконструкцию провели, стараясь сохранить стилистику здания, что в целом удалось.

Особняк А.П. Курлиной


Годы постройки: 1900-1904. Архитектор: Зеленко А.У. Адрес: Фрунзе, 159
Особняк купца 1-й гильдии А.Г. Курлина и его жены А.П. Курлиной стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. Особняк украсил ул. Саратовскую (ныне ул. Фрунзе) своим фасадом с парадной дверью, украшенной зеркальным стеклом и завитками черного металла. Загадочный профиль женской головки на фронтоне по легенде напоминает саму хозяйку особняка. На ул. Алексеевской (ныне ул. Красноармейской) дом притягивал взоры ажурными воротами-бабочкой, балконом и большой стрекозой из кованого металла на крыше.

В 1995 году особняк стал памятником исторического и культурного наследия федерального значения. C 2012 года в доме Курлиной был открыт Музей Модерна.

Дом Волкова

(Чапаевская, 106)

Дата постройки: ∼ 1900-1910 годы Архитектор: неизвестен

Чуть в стороне от шумной Ленинградки притаился дом, сразу же привлекающий внимание белыми колоннами на краснокирпичном фасаде. Любопытный синтез элемента архитектуры классицизма и русского стиля.

«Фасад дома расчленен на втором этаже стройными круглыми колоннами. Окна на каждом этаже имеют свои обрамления: на 1-м большие витринные окна в скромном обрамлении, на 2-м — окна арочные с килевидными обрамлениями, на 3 этаже — прямоугольные с кокошниками».

Кем был товарищ Волков — история умалчивает. Можно лишь предположить, что это статский советник, гласный городской думы, инспектор Самарского реального училища Василий Николаевич Волков. Во всех списках культурного наследия этот дом упоминается как «Здание, где располагалась нелегальная типография Восточного бюро ЦК РСДРП». Неоднократно меняя место дислокации, она была накрыта полицией в июле 1905 года.

Особняк П.И. Шихобалова

Годы постройки: 1903-1905. Архитектор: Щербачев А.А. Адрес: Венцека, 55
Построен богатым представителем молодой самарской буржуазии — П.И. Шихобаловым. В разработке проекта кроме А.А. Щербачева участвовал самарский архитектор Г.Н. Мошков. На улицу Венцека выходит только фасад главного здания, который в верхней части украшен фронтонами и вазонами. Окна имеют прямоугольную форму, на первом этаже они по размеру больше, здесь проявляется типичная тяга модерна к большим площадям остекления. Балкон над аркой поддерживали атланты, которые долгое время были визитной карточкой дома, но в 1993 г. их сняли для реставрации. В советские годы здание занимал НКВД, а затем военный трибунал.

Дом купчихи Сидоровой

(Чапаевская, 87)



Дата постройки: 1904 год Архитектор: Георгий Мошков

На момент постройки — одно из высочайших зданий Самары. Как пишет Ваган Каркарьян, в этой постройке проявилось необычное нововведение архитектора Мошкова – использование аркад византийских храмов в проектировании жилых зданий. Например, основание купола решено в виде аркатурного пояса и ряда вытянутых арочных окон.

Ресторан «Аквариум»


Годы постройки: 1900-е. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Самарская, 95
Эта постройка являет собой манифест строгого и рационального модерна. Ее особенность — компоновка лаконичных, строгих, разноэтажных объемов, поставленных на высокий цоколь. Эркер центрального объема был увенчан единственным декоративным элементом — металлической конструкцией, имитирующей купол. Выражением стиля модерн тут является не орнамент, а плавные изогнутые линии, вырастающие из плоскости стены, многообъемность и ритмика здания. Ресторан «Аквариум» принадлежал известным в Самаре братьям Ивановым и славился своим цыганским хором. После 1917 г. здание было национализировано. В советское время здесь располагался Театр Юного Зрителя.

Русский стиль

Годы существования стиля:∼ 1870-1900-е годыОтличительные особенности — Появление русского стиля во многом было обусловлено возросшим интересом к народной культуре и русской архитектуре XVI-XVII веков. — Использование декора, свойственного русскому народному зодчеству (сводчатые потолки, «пузатые» колонны, гирьки и т.д.). — Использование кирпичной кладки как декоративного элемента («кирпичный стиль»).

Примечание: при подготовке материала использована книга Вагана Каркарьяна «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.

Театр-цирк «Олимп»


Год постройки: 1907. Архитектор: Шаманский П.В. Адрес: Фрунзе, 141
Сейчас на месте «Олимпа» стоит Самарская филармония. В 1980-е гг. старое здание было снесено из-за аварийного состояния, вместо него выстроено новое. Автором проекта был Ю.В. Храмов. Он взял за основу внешний вид старой постройки, отодвинул ее на 15 метров от красной линии, добавил полезной площади. Оригинальное здание было декорировано элементами модерна: женскими головками, барельефами крылатых пегасов, скульптурами персонажей греческой мифологии, балконами с ажурной решеткой и гнутыми формами окон и дверей. Большая часть декоративных элементов цирка «Олимп» была скопирована Ю. Храмовым и перенесена на фасад нового здания.

Городской театр

(Площадь Чапаева, 1)

Дата постройки: 1888 год Архитектор: Михаил Чичагов

Одним из главных инициаторов строительства нового здания театра был Петр Алабин, которого многие критиковали за неудачный выбор места. В 1880-х годах нынешняя площадь Чапаева была городской окраиной. Первоначальная стоимость возведения театра была оценена в 84900 рублей, но вследствие изменений проекта увеличилась вдвое. К сожалению, первоначальный фасад был изменен в ходе позднейшей реконструкции советского периода. По счастью, сохранились его фото.

«В эти годы в творческом методе российских архитекторов стали сочетаться две противоположные системы — древнерусская и ордерная система классицизма.

Проект Михаила Чичагова явился ярким отражением этой тенденции — план здания имеет торжественно-симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а фасад решен средствами живописной декорации из арсенала зодчества московской архитектуры XVII века»

К слову, в истории самарского городского театра были и печальные эпизоды. Так, один из актеров в прямом смысле сгорел на работе.

Особняк В.М. Сурошникова


Годы постройки: 1907 (?). Архитектор: Щербачев А.А. (Шехтель Ф.О.). Адрес: Толстого, 41
История постройки этого особняка окутана тайной. Его автором всегда считался А.А. Щербачев (так утверждал его друг К.П. Головкин), однако архивные изыскания искусствоведов позволяют предположить, что автором изначального проекта был прославленный московский архитектор Федор Шехтель. В архитектуре дома Сурошникова прослеживается четкое влияние строгого «северного модерна». Используется характерная для модерна разнообразная гамма отделочных материалов: натуральный камень, голубая плитка, зернистая штукатурка. Угловой балкон напоминает балкон правой башни Ярославского вокзала в Москве, спроектированного Ф.О. Шехтелем.

Храм Пресвятого Сердца Иисуса

(Фрунзе, 157а)

Дата постройки: 1906 год Архитектор: проект — Фома Богданович, надзор за строительными работами — Александр Щербачев

Квинтэссенция готического стиля в архитектуре Самары и — вкупе с модерновым особняком Курлиной и конструктивистским Домом радио — один из самых «открыточных» видов города. Строительство костела началось в 1902 году и обошлось в 80 000 рублей.

«Готика, точнее увлечение готикой, развивается как самостоятельное архитектурное течение в русле общих стилевых поисков, характерных для рубежа XIX—XX веков.

Главный вход — это ряд стрельчатых арок, расположенных одна за другой и утопленных в кирпичную стену <�…> Над входом возвышается белая витая колонна с капителью. Подобно пружине, она усиливает устремленность вверх, подчеркивает ось симметрии.

Фасад фланкирован стройными, высокими башнями. Они неотъемлемы от образа готического собора. <�…> Для готики чуждо застывшее спокойствие. Ее стиль — взлет ввысь, вертикали. Развитие по горизонтали сведено к минимуму. Граненые пилястры башенок завершаются остроконечными шлемами».

В январе 1930 года в костеле был открыт Польско-немецкий клуб. А самым длительным его «арендатором» в советский период был краеведческий музей, размещавшийся здесь с 1941 по 1991 годы, после чего храм был возвращен верующим.

Не лишним будет заглянуть и во двор костела. Там вы обнаружите двухэтажную каплицу — католический молельный дом, построенный еще в 1887 году. В ней до постройки костела проводились службы, а на втором этаже жил священник.

Дача К.П. Головкина


Годы постройки: 1908-1909. Архитектор: Головкин К.П., Тепфер В.В. Адрес: Советской Армии, 298
Константин Головкин был купцом, художником, археологом, меценатом, путешественником, членом городской Думы и архитектором-самоучкой. Он вместе со своим другом Валентином Тепфером спроектировал здание, которое по сей день остается самой загадочной постройкой в Самаре.Дача расположена на склоне холма. С Волги четко прослеживаются 3 объема, прорезанные узкими окнами. Перед входом в здание размещена скульптура девушки, выходящей из волжской волны, а перед фасадом — два слона, установленные на подпорной стенке из камня. Благодаря этим каменным животным за дачей Головкина закрепилось народное название «Дача со слонами».

Презентация «Архитектура Самары» (для классного часа, посвящённого городу Самаре)

АРХИТЕКТУРА ГОРОДА САМАРЫ

Архитектура

– это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законом красоты.

Архитектура создаёт облик городов. Именно она является причиной неповторимости или безликости той или иной местности.

Самара

– старинный русский город, основанный в 1586 году , когда по приказу царя Фёдора Иоанновича на берегу реки Самары под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость Самарский городок.

Сегодня это большой город в Среднем Поволжье России, насчитывающий 1,2 млн. жителей, административный центр Самарской области.

Знать историю своего города, его архитектурные особенности – задача каждого самарчанина, уважающего историю России и историю того места, где он родился, вырос и проживает на сегодняшний день.

Цель нашей работы

– описать архитектурные памятники города Самара в их стилевом разнообразии.

Задачи

:

  • выяснить историю создания архитектурных памятников города Самары;
  • рассмотреть архитектурные памятники с точки зрения стилей, используемых при их строительстве в временной последовательности;
  • определить значение памятников архитектуры Самары для города .

Предмет исследования

:

архитектурные сооружения, построенные в разное время разными стилями разными архитекторами.

Структура работы:

  • вступление;

1 глава «История архитектуры города Самары»

2.1. «Архитектурные стили дореволюционной Самары»

2.2. «Архитектурные стили послереволюционной Самары»

  • 2 глава «Современный город и его архитектурный облик»
  • Заключение.
  • Приложение.

Деревянная Самара, запечатлённая на старинных гравюрах и зарисовках, сгорела во время неоднократных пожаров до основания.

Самые старые постройки относятся к середине XIX века, когда в Самаре развернулось массовое каменное строительство.

В это время впервые стали строить по градостроительным планам, целью которых являлось упорядочение существующей застройки, включение элементов благоустройства, ведение строительства с учётом санитарных и противопожарных правил.

КЛАССИЦИЗМ

Первым архитектурным стилем застройки города Самары стал классицизм.

Классицизм

(в переводе с латинского – «образцовый») был стилем, для которого идеалом служила архитектура античной эпохи и Возрождения.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм характеризовался определенным языком архитектурных форм, специфическими композиционными приемами, собственной системой средств художественной выразительности.

«Золотым правилом» классицизма было деление здания на разновеликие этажи. В средней части постройки располагались этажи большие или высокие, помещения которых предназначались для парадных залов, гостиных, столовых, диванных и будуаров. Малые этажи, где находились хозяйственные помещения и покои владельцев, окаймляли постройку снизу и сверху .

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ

В Самарской области, в отличие от губернского центра, сохранилось несколько крупных построек эпохи классицизма. Некоторые из них справедливо имеют статус объектов культурного наследия федерального значения. Следует отметить два из них.

КЛАССИЦИЗМ

Это пятиглавая Христорождественская церковь в Царевщине, построенная в 1833 году

КЛАССИЦИЗМ

и комплекс Усольской усадьбы Орловых-Давыдовых (графский дом был построен по проекту крепостных архитекторов Сахарова и Цуканова).

«Образцовое» строительство

Самым распространённым стало «образцовое» строительство, т. е. типовое, по заранее составленным и проверенным на практике образцам

«Образцовое» строительство

«Образцовые» постройки отличались простотой и сдержанностью декоративной отделки. Одноэтажные и двухэтажные отштукатуренные дома всегда имели нечетное количество окон по фасаду. С помощью штукатурки создавались рельефные детали отделки.

Здание Дворянского собрания на улице Алексея Толстого, 50

ЭКЛЕКТИКА

  • В архитектуре Самары наличествует и такой стиль, как эклектика
    – архитектурное направление 2 половины 19 – начала 20 века, включающее в себя все варианты подражания тем или иным историческим стилям:

ЭКЛЕКТИКА

готике

(архитектурный стиль, зародившийся в 12 веке во Франции и в позднем средневековье, распространившийся по всей Западной Европе; характеризуется подчинённостью архитектурных форм вертикальному ритму, стрельчатый сводам на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений)

ЭКЛЕКТИКА

ренессансу

( ренессанс, или стиль Возрождения – архитектурный стиль западноевропейского зодчества 15-16 веков, основанный на возрождении античных архитектурных форм)

ЭКЛЕКТИКА

барокко

( барокко – художественный и архитектурный стиль конца 16-середины 18 веков, отличающийся декоративной пышностью, динамическими, сложными формами, криволинейностью очертаний)

ЭКЛЕКТИКА

древнерусской архитектуре

Неоготика

Строительство культурных зданий способствовало появлению в архитектуре Самары неоготики

. В 1865 году в центре города построили лютеранскую кирху на средства купца Е.Н.Аннаева

В 1906 году был построен католический костёл. В их архитектуре использовались готические мотивы в виде башенок, стрельчатых арок, вимпергов, соответствующий готике декор.

Мавританский стиль

Мавританский стиль

появился на самарской земле только благодаря культовым постройкам. Архитектура мусульманских мечетей и еврейской синагоги — образчики построек этого стиля.

Еврейская синагога

Русский стиль

Русский стиль

был явлением неоднородным. В своем развитии он прошел несколько этапов, имел разные направления, возникающие в зависимости от особенностей жизни российского общества и опирающиеся на различные идейные истоки. В русском стиле выделяются четыре основных направления: русско-византийское, демократическое (псевдорусский стиль), ропетовщина и неорусский стиль.

Русско-византийский стиль

был официальным академическим направлением, поддерживаемым правящими кругами России, которые видели в нем средство сохранения идейных основ самодержавия, выразившихся в формуле «православие, самодержавие, народность».

Никольский монастырский храм

Демократическое направление

русского стиля, возникшее в последней трети XIX века, было для Самары наиболее характерным..

Мельница

Ярчайшим примером постройки этого направления является здание драмтеатра, построенное в 1888 году по проекту московского архитектора Михаила Николаевича Чичагова.

Ропетовщина, или «петушиный стиль»,

являлась наиболее оригинальным направлением русского стиля. Своё название она получила от псевдонима архитектора Ропета, который создал его с помощью перестановки слогов в настоящей фамилии Пет-ров.

Модерн

был тем архитектурным стилем, рождение которого ожидала и подготавливала эпоха рубежа 19-20 века.

Особняк А.Г.Курлина (угол Фрунзе и Красноармейской, 159/15)

Модерн

– «современный стиль». Новизна модерна состояла в декоративном убранстве зданий, где преобладали растительные мотивы с переплетающимися, плавными, изогнутыми линиями, и в объёмно-планировочном решении построек.

Дача К. П. Головкина (ул. Советской Армии, 298)

Модерн

Дача Сурошникова

Особняк Ф. М. Наймушина

В архитектуру Самары модерн вошёл благодаря творчеству Александра Устиновича Зеленко. Наиболее яркой в художественном отношении постройкой стал особняк А.Г.Курлина (угол Фрунзе и Красноармейской, 159/15)

В 10-х годах 20 века появляется ещё одно направление – неоклассицизм

. Его создатели избрали предметом для подражания произведения мастеров русского классицизма конца XVIII- начала XIX веков.

Подводя итоги развития самарской архитектуры предреволюционных десятилетий, можно с уверенностью утверждать, что в те годы она не уступала зодчеству столичных городов ни по уровню использования современных конструкций, ни по художественным качествам отдельных зданий и сооружений.

Послереволюционная Самара

Революция 1917 года, изменившая ход истории России, существенно повлияла на развитие архитектуры нашей страны. Теперь перед архитектурой стояли иные задачи – создание новых типовых общественных зданий: рабочих клубов, дворцов культуры, детских садов, спортивных сооружений.

Первое крупное здание в Самаре построили в 1926 году. Это было Управление Самаро-Златоустовской железной дороги (ныне Управление железной дороги им. В. В. Куйбышева, Комсомольская площадь). Его автор, архитектор Петр Александрович Щербачев

Конструктивистский стиль

В 20-х — начале 30-х годов XX столетия ведущим в советской архитектуре конструктивистский стиль

являлся. Свое название «конструктивизм» он получил от главного тезиса, выдвинутого его создателями, — архитектор должен конструировать здания, а не искать для них модное архитектурное оформление.

Цель современной архитектуры, по их мнению, заключалась в четкой организации производственных и бытовых процессов и в умелом определении для них необходимой архитектурной оболочки.

Конструктивистские постройки, разбросанные по всему городу, придали Самаре современный деловой вид. Они словно стряхнули с нее налет провинциальности, заставив привыкать к новым крупным масштабам, к убыстренному темпу жизни.

«Монументальный» , или «триумфальный» стиль

Во второй половине 30-х годов произошли существенные изменения в развитии советского зодчества. Это время ознаменовано сменой архитектур­ных стилей. Конструктивизм был подвергнут критике. Наступило время «монументального» , или «триумфального» стиля.

Дворец культуры им. В. В. Куйбышева представлял собой дом-комплекс, где первоначально разместились оперный театр, областная библиотека, худо­жественный музей и спортивный зал.

Внешне здание отличалось монумен­тальностью и торжественностью лаконичных классических форм. В его композиции четко различались симметрия фасада, цельность объемов, художест­венный акцент центра.

Типовая застройка

Новый путь индустриального строительства, избранный для советской ар­хитектуры во второй половине 50-х годов, полностью отвергал художествен­ные устремления предшествующей эпохи, утверждая эстетические ценности типовой застройки

.

Города росли микрорайонами, присоединяя к себе все новые и новые территории. Жилые кварталы с типовыми домами были настолько одинаковыми, что города теряли свою индивидуальность.

Архитектура сегодня

Экономическая и политическая ситуация страны в 90-х годах 20 столетия внесла изменения в архитектуру. Она вновь стала приобретать индивидуальные черты.

Стиль хай-тек

В последние несколько лет город стал тяготеть к архитектуре в стиле хай-тек.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Склады Н.В. Мешкова


Год постройки: 1909. Архитектор: неизвестен. Адрес: М.Горького, 98
Склады Мешкова являются примером производственно-складского комплекса, построенного в стиле модерн. Самара в начале ХХ в. была бурно растущим городом. Возникала потребность в хранении и сбыте большого количества строительных материалов. Именно с этой целью купец Мешков построил данный комплекс. В конструкции активно используются новейший для того времени материал — железобетон. Благодаря нему силуэт главного фасада напоминает речную волну и гармонирует с открывающимся видом на волжские просторы. К сожалению, автор проекта не известен, но точно известно, что строительством занималась петербуржская , специализирующаяся на железобетонных постройках.

Фахверковый дом

(Фрунзе, 75)

Дата постройки: ∼ 1904-1912 годы Архитектор: неизвестен

Кусочек северной Европы на бывшей Саратовской. Построен дом для известного самарского адвоката Осипа Гиршфельда. Ему же принадлежал каменный дом, выходящий на улицу Фрунзе.

«Это фахверковая постройка. Суть ее архитектуры состоит в ограждающих конструкциях каркаса из системы горизонтальных, вертикальных и наклонных деревянных балок (фахверков). Промежутки расчлененных балками стен заполнены кирпичом. Остроконечный щипец, двускатная кровля, конусообразное завершение угловой башни, эркеры, поддерживаемые деревянными консолями, в сочетании с рядом модернистских элементов придают зданию черты «готической» архитектуры северной Германии.»

За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары фахверковый дом также удостоился от ДГ отдельной статьи.

Особняк Новокрещеновой


Год постройки: 1909. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Фрунзе, 144
Этот особняк — пример утонченного элитарного модерна. В декоре фасада преобладают цветочные мотивы — это орхидеи, которые своими длинными изогнутыми стеблями оплетают здание и, устремляясь вверх, распускаются на его карнизе. Искушенный зритель сразу отметит, что эти орхидеи очень похожи на те, что украшают гостиницу «Бристоль-Жигули». Цветы являются своеобразной «визитной карточкой» архитектора Квятковского, фамилия которого, кстати, образована от польского слова «квят» — цветок.

Доходный дом П.П. Головкина

Год постройки: 1910. Архитектор: Головкин П.П. Адрес: Ленинградская, 22
Архитектором здания был сам хозяин дома, младший брат Константина Головкина, Петр. Он получил художественное образование в Москве. В этом строении присутствуют узнаваемые элементы стиля модерн. Это и смелая работа с орнаментом, и выбор декоративных материалов, и обилие объемов, и барельефы с женскими головками, и кованые ограждения балконов. Однако симметричный фасад здания для модерна, скорее, нетипичен. На постройку дома хозяин потратил 19 000 рублей, что по тем временам было баснословной суммой. Большая часть этих средств пошла на обустройство интерьеров. Скорее всего, часть внутренних площадей сдавалась под магазины.

Дом Иванова

Фотография: дума городского округа Самара
Здание 1884 года постройки — объект культурного наследия. К счастью, к началу реставрации оно не было заброшено — там было отделение почты. В сентябре 2021-го открыли обновленное здание: кроме внешнего фасада его отремонтировали и внутри. В обычном помещении почты воссоздали старинный интерьер: сделали историческую лепнину и деревянные прилавки, повесили стилизованные под ретро люстры и нашли подходящую мебель. Филиал на Молодогвардейской, 144 работает в штатном режиме — можно прийти и отправить посылку, получить письмо или заплатить по счетам.

Гостиница «Бристоль-Жигули»

Годы постройки: 1870-1879; Реконструкция: 1911. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Куйбышева, 111
Здание в стиле классицизм с симметричным строгим фасадом было построено в 1879 г. Спустя несколько лет в нем была открыта гостиница братьев Ивановых, которая просуществовала до 1907 г. Затем дом заняла другая, еще более роскошная гостиница — «Гранд-Отель». Специально к ее открытию М.И. Квятковский провел реконструкцию постройки в стиле модерн. Архитектор обратился к идее орнаментальности, именно здесь рождается его «фирменный» цветочный декор. Орхидеи украсили не только фасад, но и интерьеры строения.

Квятковский активно работал с формой, придавая трем балконам второго этажа природный, обтекаемый вид. В годы гражданской войны здесь размешался штаб Самарской стрелковой дивизии, в Великую Отечественную — представительство Комитета национального спасения Франции.

Торговый дом Щетинкина П.В.

Год постройки: 1914, реконструкция: 1932. Архитектор: Ушаков-Решетников Я.С. Адрес: Молодогвардейская, 67
В 1876 году казанский купец Павел Васильевич Щетинкин открыл филиал своего товарищества «П.В. Щетинкин в Казани» по продаже галантерейных товаров и мехов в Самаре. Сначала он снимал помещения в доходных домах, но в 1913 году начал строительство личного здания под торговый дом на углу улиц Соборной и Предтеченской. Строительство, которое было закончено в 1914 году, возглавил архитектор-самоучка Яков Степанович Ушаков-Решетников. В 1932 году здание было надстроено тремя этажами архитектором С.К. Ефремовым.

Здание имеет симметричную композицию с чередованием разновысотных объемов. Ритмический рисунок фасадов задан чередованием широких витрин, оконных проемов и узких проемов, покрытых плиткой «кабанчиком». Центром композиции здания является двухэтажный угловой эркер, который до реконструкции завершался шатровой кровлей.

Мельница Стройкова-Якимова

(Водников, 52)

Дата постройки: 1902 год Архитектор: Александр Щербачев

Русский стиль находил свое применение и в промышленной архитектуре. Яркий пример тому мельница, построенная купцами Стройковым и Якимовым. Ее фасады, ориентированные на улицу, богато декорированы традиционными для этого стиля элементами: зубчатым карнизом, арочными наличниками, небольшими башенками. Оконные проемы имеют форму лучковой арки, а на четвертом этаже они образуют аркаду.

«Щербачев — первый самарский архитектор, работающий в промышленном зодчестве. Для него промышленное здание — эстетически полноценный компонент городской застройки с чертами ансамблевого единства.»

В 1910 году на мельнице Стройкова-Якимова случается пожар и она меняет собственника. Им становится купец Василий Карпов. Последний решил не останавливаться на достигнутом и начал строить по соседству новый внушительный по размерам корпус мельницы. Впрочем он так и не был достроен. С середины 1930-х годов мельница Карпова стала одним из корпусов Педагогического института.

Здание общественного собрания

Год постройки: 1914. Архитектор: Вернер Д.А. Адрес: Куйбышева, 157
В 1911 году Общественным собранием казенных служащих и общественных организаций было решено построить собственное здание с целью «доставить своим членам и их семейству возможность проводить время с удобством, пользой и приятностью». Здесь проводились балы, маскарады, литературные вечера, драматические представления, научные лекции, работала библиотека.

Трехфасадное здание было спроектировано и построено Дмитрием Александровичем Вернером. Все три фасада уникальны и ни в чем не повторяют друг друга. Центральное окно фасада с улицы Куйбышева украшено мужской маской, чьи волосы переходят плавными линиями на соседние окна. Над центральной входной группой располагается своеобразный по форме купол, который раньше был украшен витражом.

Дом Линева-Розиной

(Куйбышева, 44)

Дата постройки: 1901 год Архитектор: Филарет Засухин

Пересечение улиц Пионерской и Куйбышева привлекает внимание наличием двух прекрасных зданий, приятно дополняющих друг друга. По нечетной стороне дореволюционной Дворянской протянулся самарский «офис» Русского торгово-промышленного банка. На рубеже XIX-XX веков его фасад приобрел современный вид. Известный архитектор Александр Зеленко преобразил типовой проект в образчик «старофранцузского» стиля.

Их соседи по четной стороне решили не отставать и заказали перестройку своего двухэтажного дома в «немецком» стиле (так в дореволюционной Самаре именовали готику). Автором реконструкции стал известный самарский зодчий Филарет Засухин.

Особняк Н.С. Жоголева

Годы постройки: 1910-е. Архитектор: Мошков Г.Н. Адрес: Галактионовская, 57
Единственная постройка стиля модерн в Самаре, в которой прослеживается влияние барокко. Здание кажется довольно приземистым, во многом это связано с отказом архитектора от типичных для модерна «витринных окон». Модерн тут выдает ассимитричность фасада, обилие плавных изгибов и женских головок в орнаменте. Когда-то эркер в правой части здания, образующей второй угловой фасад, был увенчан куполом, похожим на купол над входным ризалитом.

Особняк Субботина-Маркисона

(Алексея Толстого, 30)

Дата постройки: ∼ 1911-1912 годы Архитектор: Михаил Квятковский

Готика в Самаре — это не только места отправления культа, но и доходные дома. В истории этого красавца с улицы Казанской было все то, за что мы любим дореволюционные постройки — кардинальная перестройка здания талантливым архитектором на деньги влиятельной купеческой семьи и квартиросъемщик-масон.

«Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада. Готические детали сплавлены с декоративными приемами модерна входной части здания и с цветным керамическим убранством оштукатуренного фасада. Архитектура дома — наглядный пример интерпретации готического стиля в трактовке облика доходного дома в эпоху модерна».

За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары особняк Субботина-Маркинсона удостоился от ДГ отдельной статьи.

Кинотеатр «Фурор»

Годы реконструкции: 1914. Архитектор: Котов Г.И. Адрес: Садовая, 231
Здание принадлежало М.Е. Антонову, в 1914 г. он решил реконструировать его в стиле модерн. Проектом занялся москвич Григорий Ивановича Котов. Архитектор старался избегать эклектики и заимствований из прошлых стилей и попытался воплотить в своей постройке чистый модерн позднего образца. Тем не менее, здание обильно украшено лепным декором. Его визитной карточкой стал зеленый «кабанчик» — облицовочная плитка, очень популярная в самарских постройках начала ХХ в.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]