Козьмодемьянск — это небольшой старинный городок на левом берегу Волги, административный центр Горномарийского района республики Марий Эл и главный культурный центр горных марийцев. Козьмодемьянск связан с левобережной частью республики паромной переправой.
В городе расположены памятники истории и культуры федерального, республиканского и местного значения, а также музеи. Ежегодно здесь проходит юмористический фестиваль «Бендериада», названный в честь героя романов Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Чтобы осмотреть основные достопримечательности города, потребуется 3–4 часа.
Как добраться
- Удобнее всего посетить Козьмодемьянск во время путешествия по Волге — здесь останавливаются теплоходы, отправляющиеся из Нижнего Новгорода и других городов
- На автобусе: город расположен недалеко от республики Чувашии, из Чебоксар до Козьмодемьянска курсируют автобусы, время в пути составит около 1,5 часов
- На автомобиле ехать по трассе М-7 в направлении Казани. Проехать поселок Воротынец Нижегородской области, затем примерно через 60 км повернуть налево на поселок Большой Сундырь, далее следовать по указателю направо на Козьмодемьянск.
Ось земли
Но вернемся к нашему путешествию. На площадке рядом с памятником так же был обнаружен столб с множеством указателей и камень, гласивший, что это «Ось земли».
Указательный столб
Камень » Ось земли»
Далее цитирую надпись с камня: «Для каждого человека место, где он родился, его отчий дом кажется центром Вселенной. И весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца – это горный край, земля Акпарса.
Этот перекресток является географическим центром Горномарийского района. Его координаты 56°12’54’’с.ш. 45°33’17’’ в.д. Если из данной точки мысленно пропустить ось через весь земной шар, то попадем на бескрайние просторы Тихого океана, где на ближайшие 500 милей нет ни единого островка.
Отправляясь в дорогу, прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачи в пути, в далеких краях.
И сила притяжения земли горномарийской поможет вам возвратиться на родную землю!».
Наш дорогой друг принялся отчаянно тереть камень, желая себе побольше разнообразных путешествий и, конечно же, удачи в пути.
Следующей находкой стали огромные солнечные часы, которые показывали совсем не московское время.
Надпись на часах гласила « …для достижения точности показаний Гномон (стрелку) располагают наклоном строго к северу под углом, равному широте расположения часов, в нашем случае 56°12’54’’с.ш. Настройка часов так же очень проста. Когда солнце находится в зените, отбрасываемая тень от Гномона показывает истинный полдень. Время, показываемое солнечными часами, может не совпадать с принятым временем, т.к. мы живем не по истинному времени, которое для каждой местности свое, а по принятому для определенной части страны. Для нашей местности расхождение истинного времени от принятого московского составляет 90 минут. 12 часов для нашей местности соответствует 13 часам 30 минутам московского времени. 2013г.».
И вправду часы показывали примерно 15:50, а московское время – 16:50. «Полчаса где-то затерялось» — подметил Дикий городской житель, хотя смутно догадывался, что он совсем не мастер в расшифровке солнечных часов.
История города
По преданию, Иван Грозный, возвращаясь со своим войском после покорения Казани, остановился на ночлег на высоком берегу Волги, откуда открывался великолепный вид на Волжские берега. Царь счел это место стратегически выгодным и решил основать здесь город-крепость. Поскольку это произошло накануне Дня святых врачевателей и чудотворцев, бессребреников Козьмы и Демьяна, город был назван Козьмодемьянском.
Но это только легенда, а, согласно историческим фактам, после взятия Казани в 1552 году, чтобы избежать восстаний, в Среднем Поволжье стали строиться города-остроги и в 1583 году был основан и один из них — Козьмодемьянск. Надо отметить, что праздник Козьмы и Демьяна отмечается 1 ноября, а в соответствии с историческими документами, Иван Грозный 29 октября был уже в Москве.
В то время город находился на Волжском торговом пути, по которому следовали суда из Персии и Средней Азии в Нижний Новгород и Москву. Также через Козьмодемьянск проходил Сибирский тракт — дорога, соединяющая Москву с Сибирью и Китаем. Такое выгодное расположение города способствовало развитию торговли и процветанию города. Сюда стали съезжаться жители соседних областей.
Население занималось рыболовством и охотой, пчеловодством и ремеслами. Край был богат густым лесом, который во времена Петра Первого поставляли для строительства русского флота.
В XIX веке город становится вторым центром лесоторговли в России после Архангельска. По всему Поволжью славились так называемые «палки-козьмодемьянки», изготовленные из карельской березы и плетеная мебель из черемухи. В Москву и Санкт-Петербург поставлялась стерлядь.
С 1708 года Козьмодемьянск входил в состав Казанской губернии, с 1719 — в состав Свияжской провинции, а с 1781 это был уездный город Казанского наместничества.
В конце XVIII века в городе начинают строиться каменные дома и церкви. Во второй половине 19 века Козьмодемьянск стал процветающим городом и даже более богатым, чем соседние Чебоксары и Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола. Казалось бы, город должен был стать центром Марийского края, но все новые транспортные магистрали — и автомобильные и железнодорожные, прошли мимо города, а речное сообщение перестало иметь стратегическое значение.
В 1920 году была образована Марийская автономная область, столицей которой стал Царевококшайск, а Козьмодемьянск остался районным центром и провинциальным городком. В советское время многие архитектурные памятники города были уничтожены.
Последние годы стали временем возрождения Козьмодемьянска, в нем восстанавливаются храмы и создаются музеи.
Пепкинский курган
Еще одной достопримечательностью этого места стал Пепкинский курган – уникальный памятник абашевской культуры 2-го тысячелетия до н.э. По заключениям экспертов, это братское захоронение мужчин-воинов, погибших в результате внезапного нападения. Возможно даже, что все они принадлежали одному роду. Мужчины были в возрасте 18-25 лет.
Тропа к кургану
Пепкинский курган
Тропа к кургану и вид на памятник Акпарсу. Сам курган за спиной
Сам курган представляет собой ритуальное захоронение со сложной структурой.
Курган
Храмы
- Недалеко от пристани расположена Стрелецкая часовня, построенная в 1697 году в память о жителях города, участвовавших в походе Петра I на Азов против крымского хана. В середине XX века шатер часовни разрушили, а внутри ее разместили керосиновую лавку. В 2003 году Стрелецкая часовня была отреставрирована. Часовня Спаса Нерукотворного Образа является памятником зодчества конца XVII века
- Поднявшись на Пугачевскую гору Вы осмотрите Свято-Троицкую церковь, возведенную в 1733 году
- Самый красивый собор Козьмодемьянска — Смоленский собор, построенный в 1871 году в память о спасении императора Александра II во время неудавшегося покушения на него студента Дмитрия Каракозова. По своей форме и декоративному убранству Смоленский собор напоминает Храм Христа Спасителя в Москве. Раньше собор славился своей колокольней с семью колоколами, самый большой колокол весил 139 пудов (2 тонны). Колокольня не сохранилась до наших дней.
Паром
Дикий городской житель ни разу не переправлялся на пароме, и вот ему наконец-то представилась такая возможность. Он с интересом разглядывал это широкое плавсредство, представляя, как сейчас помчится на нем на всех парусах… А вокруг гладь реки Волги, которая разлилась на многие километры вокруг. Виды открываются действительно красивые.
Отсюда отплывает паром
Река Волга и очередь на паром
Стоимость переправы по состоянию на 2015 год – 300р с легкового автомобиля + 31р с человека. Плыть на другой берег около получаса, но они пролетают чрезвычайно быстро и незаметно. Мы отплыли от берега примерно в 17:30.
Паром причаливает к пристани
На пароме
Во время поездки природа порадовала еще одним чудом. Отплывая от берегов Козьмодемьянска, Дикий городской житель заметил радугу. Странность была в том, что дождя не было. Радуга возникал просто так, в лучах заходящего солнца на фоне сизых облаков. А вокруг вились чайки, выпрашивая угощения. Наш герой, радуясь как ребенок, кидал им кусочки недоеденной булки, птицы ловили их на лету, одновременно дерясь между собой за драгоценные крошки.
Вид на Козьмодемьянск с паромаВода, радуга, птицы и удивительное ощущение наполненности жизни!
И вот другой берег у деревни Коротни. Там было обнаружено еще одно табло с информацией, гласившее, что это место было заселено аж с 5 века до н.э., чему свидетельствуют археологические находки.
А далее – 130 км до Светлояра. И с уверенностью можно сказать, что путешествие удалось на славу!
Карта от трассы М7 до Козьмодемьянска:
Полный маршрут:
0
Что посмотреть
Музей сатиры и юмора в Козьмодемьянске
Козьмодемьянск стал прообразом города Васюки — по легенде, как раз здесь основал знаменитый шахматный клуб сын турецкого подданного Остап Бендер. Правда, этот факт оспаривается жителями города Васильсурска, считающие, что в романе «Двенадцать стульев» описан именно их город, расположенный выше по течению.
Одна из главных достопримечательностей Козьмодемьянска — известный на всю страну Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Считается, что именно в этом здании и проводился знаменитый шахматный турнир.
В музее организованы экскурсии, а индивидуальные туристы смогут осмотреть экспозиции самостоятельно. Для тех, кто хочет вспомнить роман, можно посмотреть кадры из фильма «Двенадцать стульев» с Сергеем Юрским в главной роли.
На улице Чернышевского, недалеко от Стрелецкой башни, установили памятник двенадцати стульям, а роман Ильфа и Петрова стал частью жизни жителей города.
Фестиваль «Бендериада»
С 1995 года каждое лето, в разгар туристического сезона, в Козьмодемьянске проводится юмористический фестиваль имени Остапа Бендера — «Бендериада». В это время сюда прибывают многочисленные поклонники произведений Ильфа и Петрова. Город наполнен радостью и весельем, здесь проходят концерты и карнавалы, организуются аукционы и викторины, шахматные турниры и другие мероприятия.
В эти дни по улицам прогуливаются «великие комбинаторы», на каждом из которых — клетчатый пиджак, шарф и капитанская фуражка, а все желающие могут принять участие в сеансе одновременной игры в шахматы и в аукционе по продаже стульев.
Центр горно-марийской культуры
Козьмодемьянск славится своими народными промыслами, среди которых красочная вышивка и искусное лозоплетение. Особенно следует отметить резьбу по дереву: практически каждый деревенский дом украшен красивыми наличниками.
В Козьмодемьянске по улице Советская, дом №8 расположено здание, построенное в начале XX века и признанное за свои наличники самым красивым домом в Поволжье, это Дом мещанина Сурьянинова.
Художественно-исторический музей имени Григорьева
Недалеко от пристани находится бывший особняк купца Пономарева, в котором разместился Художественно-исторический музей имени Григорьева.
Основатель музея Александр Григорьев называл свое детище Малой Третьяковкой. В экспозиции представлены уникальные коллекции фарфора и керамики, а также работы знаменитых художников, среди которых произведения Айвазовского и Левитана, Крамского и Поленова.
Интересна история этой коллекции. Работы известных мастеров живописи экспонировались в Козьмодемьянске в составе передвижной выставки в лихие годы гражданской войны и с тех пор так и остались в городе.
Этнографический музей
Этнографический музей под открытым небом расположен на высоком берегу Волги, с которого открывается великолепный вид на реку и старый город. Музей представлен в виде небольшой деревни, в которой можно познакомиться с бытом и культурой народа мари. Здесь находятся постройки, перенесенные в 1983 году из зоны затопления Чебоксарского водохранилища.
Среди экспонатов — работающая шатровая ветряная мельница, кузница и жилая изба, амбары и бани. Туристы могут ознакомиться с изделиями народных промыслов, среди которых и горномарийская вышивка.
Памятник Акпарсу
В Козьмодемьянске есть и «серьезные» памятники и один из них установлен в честь национального героя марийского народа князя Акпарса, современника Ивана Грозного.
Местные князья всегда были вместе с русским народом в борьбе против Казанского Ханства. Согласно легенде, князь Акпарс, играя на гуслях, незаметно измерил шагами расстояние, на которое необходимо вырыть ров, необходимый для подрыва крепостной стены. Так его хитрость и отвага помогли захватить Казань, а имя князя Акпарса навсегда вошло в историю. В честь героя в городе, рядом с причалом, возведен памятник Апраксу.
Можно отметить, что Козьмодемьянск — это город трех эпох. С одной стороны в нем построены высотные дома, школы и магазины, здесь живут современные люди. Но в городе присутствуют еще две эпохи:
- Время 20–30-х годов XX века, описанное в увлекательном романе «Двенадцать стульев»
- Дух XIX века, навеянный тихими старинными улочками и домами с кружевной резьбой.
Козьмодемьянск — это удивительный город, способный очаровать любого туриста. Многие из гостей приезжают сюда вновь и вновь, чтобы полюбоваться видами на Волгу и старинными домиками, побывать на «Бендериаде» и пообщаться с приветливыми жителями города.
Немного об Акпарсе
Акпарс родился в конце 15 – начале 16 века в д.Нуженалы Горномарийского района и был сотным князем горных марийцев. Проявил себя как дальновидный политик и дипломат в период московско-казанского противостояния. Выступал за добровольное присоединение к Российскому государству.
Его именем назывались земли, занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского района на обоих берегах Волги – Акпарсова сотня.
Приведу некоторые предания об Акпарсе.
Легенда о взятии Казани
«Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарса в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: «марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала»».
Отсюда символизм памятника – Акпарс изображен с гуслями, как символ духовного величия идеи единения на началах согласия и дружбы народов России.
«Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным — орла) жеребца, дорогое седло и саблю». «Марийское предание об Акпарсе». (Из истории покорения Казани Иваном Грозным) // Учёные записки МарНИИ. Йошкар-Ола, 1955, вып. 7.
Изображение на памятнике, как Иван Грозный и Акпарс пожимают друг другу руки
В честь этого национального героя написаны некоторые литературные, музыкальные и художественные произведения. Его именем назван районный кинотеатр и некоторые другие организации.
Даже девиз Горномарийского района звучит так: «Восславим землю Акпарса!»