Восемь идей и причин для поездки в Югру в этом году

ГлавнаяГлавная страница Туристам Куда поехать отдыхать

Где в России можно покорить самые высокие вершины приполярного Урала, отправиться в экстремальные туры и на трофейную рыбалку, побывать в огромном океанариуме и попробовать сибирские деликатесы? Отвечаем – в Югре. Чем заняться туристам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, читайте в нашем специальном обзоре.

ЮГРА – НЕ ТОЛЬКО НЕФТЬ И БИАТЛОН

Когда говорят про Югру, в первую очередь вспоминают про нефть и газ и, во вторую – про биатлон. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра – один из самых нефтеносных регионов мира, энергетическое сердце России. 20 мая 2022 года здесь получили 12-миллиардную тонну «черного золота».

Ханты-Мансийск много раз принимал международные соревнования по лыжным видам спорта.

А вот третья причина вспомнить про Югру – это туризм. Северный регион способен удивить, покорить и влюбить в себя любого путешественника, ведь на его территории собраны памятники истории и культуры, археологические и музейные комплексы, представлены традиции коренных малочисленных народов Севера, создана современная инфраструктура для любителей культурного, активного и семейного отдыха.

А еще Югра – это горы Приполярного Урала, великие реки, трофейная рыбалка и настоящие сибирские деликатесы.

LiveInternetLiveInternet

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать. Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси — разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа. Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи. Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями. [С-BLOCK] Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) — это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они — умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством. Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад — другой. Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше — всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие. Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают. Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков. Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося. А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь. С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты — христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» — это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше. Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера. Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц. Медвежий праздник — это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство. А вот бесплодие — это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство. Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги — при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом. В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес. В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири — не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом — из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя. Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими. Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора. Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.

Кровная месть

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления. Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Играют на 27 инструментах

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа — это лебедь. А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения. Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Об этом сообщает Рамблер.

Далее:

https://weekend.rambler.ru/read/41497169/?utm_cont…d_more&utm_source=copylink

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры. В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а так же в посёлке Умша

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты, возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана, по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей, для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии, на протяжении долгого времени, существовало свое центральное молебное место. Одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди с множества паулей по рекам Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет, в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных, природных «полочках» складывали подношения — серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например Вишера, Лозьва) являются «до мансийскими», то есть, имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения. Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово мамонт предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

https://www.colors.life/post/510394/

Вложение: 5971441_hantuymansi.txt

ВСЕГО В ТРЕХ ЧАСАХ ПОЛЕТА ОТ МОСКВЫ

Сразу развенчаем мифы о том, что Югра – это далеко и туда долго и сложно лететь. Ничего подобного. В Югре 10 аэропортов, 4 из которых – международные.

Аэропорты автономного округа имеют прямое авиасообщение с Санкт-Петербургом (4 часа полета), Москвой (3 часа), Екатеринбургом (2 часа), Тюменью (1 час), Красноярском (2 часа) и Новосибирском (2 часа). Время в пути сопоставимо с перелетом в Европу.

В регионе все хорошо с туристической инфраструктурой. К услугам туристам 230 гостиниц, 62 базы отдыха, 22 этностойбища, которые принимают туристов, 7 санаториев и водолечебниц. А еще в регионе 120 вертолетных площадок! Ни одна территория России не может похвастаться такой развитой вертолетной сетью!

Туристический поток в Югру ежегодно растет: в 2022 году в округе побывало 618 тыс. туристов. Это в 4 раза больше, чем российский турпоток в Хорватию или на Кубу.

ЭТНИКА, РЕКИ, СВАДЬБЫ И СПОРТ

В Югре есть чем заняться, где побывать и что посмотреть в любом из крупных городов региона. Например, в Ханты-Мансийске, где городская архитектура гармонично сочетается с сибирской природой, регулярно проводятся крупные международные спортивные, культурные и деловые мероприятия.

В столицу Югры стоит приехать, чтобы увидеть слияние двух великих рек – Оби и Иртыша, первую в России плавучую часовню «Маяк», прогуляться по Археопарку бронзовых скульптур обитателей каменного века.

Разместившись в Ханты-Мансийске, в рамках однодневных экскурсий можно познакомиться как со столицей Югры, так и с культурой коренных народов Севера – ханты и манси.

Всех поклонников этники ждут мастер-классы, обед в чуме, дегустация блюда кухни коренных народов, катание на оленях и фотосессия в национальных костюмах.

Есть специальные экскурсии с посещением всех спортивных объектов, в ходе которых проходят встречи и фотосессии со звездами спорта. Столица Югры может стать площадкой и для свадебной церемонии.

Местные турбазы расположены в очень живописных природных локациях, которые служат отличным фоном для свадебных фотографий. Кстати, туроператоры готовы помочь сделать выездную регистрацию и провести свадебную экскурсию для всех гостей молодоженов.

Отдых на природе в ХМАО

Инфраструктура туризма в Югре развита довольно хорошо. Помимо более сотни гостиниц в городах региона гостей ждет десяток комфортных санаториев, туристические базы, охотничьи и рыбацкие домики. Качество дорог в ХМАО, живописные пейзажи и рекреационные ресурсы создают условия для полноценного отдыха и лечения на природе. Туристы могут отправиться в речной круиз, заняться сбором грибов или ягод, отправиться в рыболовный или охотничий тур, пройти пешком или на лыжах по самым красивым местам региона.

Сохранением редких растений занимаются сотрудники двух федеральных заповедников – «Юганского» и «Малой Сосьвы», четырех природных парков, трех государственных заказников, четырех – окружных. Проложенные там экологические тропы позволяют знакомиться с уникальными ландшафтными пейзажами, редкими растениями, которых здесь насчитывается более полутора сотен, кондо-сосьвинскими бобрами.

Оздоровительный отдых на природе в ХМАО обеспечивается наличием бальнеоресурсов – целебных грязей, йодо-бромных и других минеральных вод. Более чем в 160 озерах округа обнаружены залежи сапропелевых грязей.

Таежным чистым воздухом и другими природными факторами лечат в санаториях Югры: «Юган», расположенном в лесах урочища «Пим» близ Нефтеюганска; и «Нефтянике» и «Кедровом логу» вблизи Сургута; Нижневартовском «Нефтянике Самотлора»; санаторно-реабилитационном и детском противотуберкулезном центрах в окрестностях столицы округа, ведомственных курортах Нягани и Югорска и других.

Туристам будет приятно прогуляться в природных парках «Нумто» или «Конднские озера», побывать на одном из природных памятниках Югры: озерных системах Ай-Новыинклор и Ун-Новыинклор, Чеушкинских или Шапшинских кедровниках, в окрестностях озера Ранге-Тур. С несомненным интересом туристы побывают на природных археологических комплексах: «Соровских озерах», «Барсовой горе», «Сайгатино», «Зимних Совкунинах».

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В СУРГУТЕ

В Сургут, история становления которого уходит во времена Ивана Грозного и Ермака, стоит приехать ради знакомства с культурой и бытом малых коренных народов Севера.

Поклонников истории порадует музейный комплекс «Старый Сургут».

Фотографов и блогеров ждут новые репортажи: именно в Сургуте находится один из самых длинных и красивых вантовых мостов в Сибири через реку Обь.

Еще один интересный объект — Дворец искусств «Нефтяник». Это уникальное здание, которое по своим техническим возможностям не уступает знаменитым Большому и Мариинскому театрам.

В Сургутском районе можно посетить действующие стойбища народов ханты и манси, отведать их национальную кухню. Продолжая тему этнографии, нужно обязательно посетить Музей Природы и Человека им. Александра Павловича Ядрошникова в деревне Русскинская. На территории музейного ландшафтного парка, площадью более двух гектаров,расположен комплекс традиционных построек тром-аганских ханты.

Зверские эмоции на высоте

В окрестностях Сургута есть еще по крайней мере два места, на которые непременно стоит обратить внимание. Они совершенно разные по своей природе, но одинаково сильные в эмоциональном отношении. Первое — хаски- с целой сворой отчаянно веселых псов и опытными инструкторами. Зимой здесь катают на санях, а летом устраивают байк-джоринг либо просто длинные пешие прогулки с хаски. Тесное общение с этими животными невероятно заряжает позитивом.

В гостях у ханты


Хаски

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Второе — аэродром Боровая, где базируется авиагруппа «Барсов», единственная полностью женская команда в стране. Очаровательные девушки уверенно держат штурвалы ЯКов в своих нежных руках и, ни на секунду не переставая мило улыбаться, за 10–15 минут любого туриста укатают так, что мало не покажется. Напротив пассажира обычно ставят камеру go-pro, чтобы потом тот мог взглянуть на себя со стороны и оценить собственную реакцию в момент, например, захода на мертвую петлю или исполнения еще какой-нибудь пилотажной фигуры. Обычно люди узнают про себя много нового.

В гостях у ханты


Вид на реку Обь с высоты птичьего полета

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

ВСЕ ПРО НЕФТЬ И ПРИРОДУ ПРИОБЬЯ

Особая точка на карте ЮГРЫ – это Нижневартовск, вблизи которого расположено Самотлорское нефтяное месторождение, крупнейшее в России и одно из самых больших в мире.

В Нижневартовске можно попасть в самое сердце озера Самотлор, увидеть первую разведочную скважину Р-1, узнать все о добыче «черного золота» и получить в подарок необычный сувенир — флакончик с сибирской нефтью.

Из Нижневартовска стартует экскурсионный автобусный тур «Золотое кольцо Востока Югры». (Нижневартовск –д. Русскинская–Когалым –Мегион –Нижневартовск). Маршрут, рассчитанный на два дня с ночевкой в Когалыме, проходит по территории Нижневартовского и Сургутского районов.

В программе – посещение Русскинского музея Природы и Человека им. Александра Павловича Ядрошникова, который знакомит с миром природы Сургутского Приобья.

Музей уникален: де-факто он собран руками одного человека, Александра Павловича Ядрошникова. Это огромная зоологическая коллекция: в одном музейном зале «уживаются» пушные звери, рыбы и рыбоядные, хищники, олени и лоси, перелетные птицы, боровая дичь.

В Мегионе ждут новые открытия – в музейно-этнографическом и экологическом парке «Югра». Это экскурсия по стойбищу, экологические тропы, мастер-класс по изготовлению национальной игрушки.

МОРСКОЙ МИР И СЕРФИНГ В ЦЕНТРЕ СИБИРИ

Можем поспорить, но многие не знают, где находится второй по величине океанариум в России, где в сердце Сибири можно покорить скалу в 7 метров, встать на доску для серфа, полюбоваться тропическими цветами или провести подводную свадьбу.

Все это возможно в Когалыме. В этом северном городе построен спортивно-культурный комплекс «Галактика». В его составе океанариум «Акватика», входящий в ТОП-10 мира, познавательный , тропическая оранжерея «7 садов», аквапарк «На гребне волны», а еще батутный парк, боулинг, скалодром, кинотеатр, фудкорт и центр семейного отдыха.

«Галактика» — самый большой центр развлечений в Югре, «контенту» которого могут позавидовать многие мегаполисы. В океанариуме созданы такие аттракционы, как дождевой лес, коралловый риф, тропическое побережье, реки и озера. Здесь даже можно заниматься дайвингом и на «дне морском» сочетаться браком (такая услуга тоже есть).

В аквапарке детей и взрослых круглый год ждут водные горки, серфинг-аттракцион, волновой бассейн. Только представьте: за окном минус 50 мороза, а вы – ловите волну на серфе или фотографируетесь на фоне тропических джунглей и экзотических птиц…

ЭКСПЕДИЦИЯ В ГОРЫ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА

Местом силы Югры по праву считается Приполярный Урал. По легенде в начале времен верховный бог Торум обронил пояс, и от Ледовитого океана до башкирских степей растянулись хребты. Местные народы так и зовут Урал – Каменный пояс.

Приполярный Урал – настоящая горная страна. Здесь кристально чистые воды рек, ручьев, озера и водопадов, оленьи тропы, и, конечно, самые высокие горы, вершины которых рассекают облака: Народная (самая высокая точка Уральского хребта), пик Карпинского, Сабля и «владыка гор» – Нер-Ойка.

Хребет Приполярного Урала – это локация для любителей активного отдыха, экстремальных видов спорта. Это сплавы по рекам, экспедиции на квадроциклах, пешие походы, зимой – катание на снегоходах.

Тем, кто готов к новым вызовам, стоит отправиться в экспедиционные туры на Приполярный Урал, которые обычно заканчиваются восхождением на одну из вершин.

Как говорят организаторы экспедиционных туров, для участия в экспедиции не важен уровень физической подготовки. Главное – это желание выйти из зоны комфорта, стремление найти в себе внутренний стержень, доказать самому себе, что способен на многое.

По утверждению знатоков, в таких походах люди ищут и обретают энергию, открывают свои скрытые возможности и силы. Многие возвращаются снова и снова, и еще больше увлекаются экстримом и альпинизмом. Например, сугробы снега высотой в 3-5 метров – то, ради чего едут в горы Приполярного Урала снегоходчики- экстремалы.

ЩУКА МЕЧТЫ

Реки и водоемы автономного округа – рай для рыболовов-любителей и спортсменов. В Югре ловятся многие виды рыб: хариус, окунь, язь, нельма, муксун, сырок карась, налим, окунь, пелядь, плотва, ерш. Многие рыболовы приезжают за трофейной щукой, вес которой достигает 20 кг!

Один из вариантов отдыха — трофейная рыбалка на брандвахте. Это настоящий рай для заядлого рыбака: вышел на палубу, закинул удочку, поймал окуня под килограмм или щуку под 10 килограммов. Хочется крупного улова — сел в быстроходную лодку. Вокруг – километры водных просторов и неограниченное количество попыток ловли «щуки своей мечты».

Турагенты могут найти больше подробностей о возможностях отдыха туристов в Югре и конкретных туристических программах, просмотрев запись вебинара по ХМАО-Югре.

Фотографии предоставлены Фондом развития Югры

На берегу очень тихой реки

Часть народа ханты — несколько десятков семей — всё еще обитает на отдаленных стойбищах, где, несмотря на некоторые блага современной цивилизации в виде транспорта, бензинового генератора, сотовых телефонов и книг, ведет очень традиционный образ жизни. Некоторые поселения доступны для туристов и определенно заслуживают того, чтобы до них добраться. Прелесть их в том, что это не специально созданные туристические объекты, а реальное пространство для жизни реальных людей.

В гостях у ханты


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

На заметку. О визите нужно договариваться заранее, поскольку сами стойбища зачастую находятся на землях, арендованных у ханты нефтедобывающими компаниями и потому охраняемых. А учитывая расстояния, которые приходится преодолевать в том числе по бездорожью, на визит имеет смысл выделить целый день.

В гостях у ханты


В гостях у Кантеровых

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Под Сургутом в лесной глуши, на правом берегу реки Пим расположилось стойбище Кантеровых. Эту семью, открытую, уютную и невероятно гостеприимную, хорошо знают в Югре и за ее пределами. Ее глава — Валерий Яковлевич, охотник, собиратель и рыболов, человек очень харизматичный, обаятельный и начитанный. Несмотря на то что за спиной у него всего шесть классов, Кантеров легко может поддержать разговор об истории Древнего Египта и цитирует на память стихи русских поэтов, а на подоконнике у него лежит томик сочинений Аристотеля.

В гостях у ханты


Глава семейства Валерий Яковлевич

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Уголек нетронутой природы: как туристы осваивают Кузбасс

Южная Сибирь собирает гостей

Валерий покажет, как правильно заготавливать дикоросы, маскировать звериные ловушки, перегораживать протоки и ставить в них плетеные «морды», а еще непременно что-нибудь поймает и тут же на костре пожарит добычу. Его супруга и мать занимаются хозяйством — разделывают охотничью добычу, заготавливают оленьи шкуры, варят незамысловатую похлебку из оленины и муки, пекут хлеб в традиционных глиняных печах. Они охотно пустят в свой дом, где всё предельно просто и… правильно. Потому что для них люди, которые приехали на стойбище из далеких мест, — не туристы, а гости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]