Санкт-Петербург, расположенный на островах, переплетают реки, каналы, а широкая судоходная Нева несёт свои воды к Финскому заливу. Именно поэтому в городе огромное количество мостов, в том числе разводных, каждый из которых особенный и таит в себе историю.
Питер – город с активной навигацией, и так было всегда, поэтому необходимость сооружать мосты разводными была заложена исторически. Цифра, обозначающая количество мостов в Санкт-Петербурге, впечатляет: городских мостов – 342, из них 21 – разводной.
Дворцовый мост
Дворцовый мост соединяет центр города и Васильевский остров. Его взметнувшиеся в небо чугунные пролеты на фоне Петропавловского собора стали одним из негласных символов Санкт-Петербурга. Построили мост, чтобы было удобнее добираться до биржи и торгового порта. Общество гражданских инженеров в 1901 году поставило непростую задачу: «создать художественное произведение, достойное окружающей обстановки», то есть и Адмиралтейства, и Зимнего дворца, и здания Биржи. Всего рассмотрели 55 эскизов, а построили — по проекту известного петербургского инженера Анжея Пшеницкого. Первые испытания грандиозного сооружения прошли в 1916 году: на мост въехали 34 автомобиля, с грузом в 600 пудов каждый. Завершить архитектурный облик моста удалось лишь в 1939 году, когда его дополнили чугунные решетки работы архитектора Льва Носнова, а вот задуманные им большие фонарные столбы, украшенные орлами, на опорах моста так и не появились.
Краткая информация
Цифры впечатляют: в черте города насчитывается 342 моста, из них 5 — в Кронштадте, 54 — в Царском Селе, 51 — в Петергофе, 16 — в Павловске и 7 — в Ораниенбауме.
Общая протяженность этих мостов, если бы мы их соединили, составила бы около 16 километров.
Многие из них являются настоящими произведениями искусства. Открытие мостов на рассвете делает их еще более впечатляющими.
Каждый мост имеет свои собственные декоративные мотивы и художественные детали, а также свои собственные функциональные возможности, свою историю и свои легенды.
Эта статья рассказывает о разводных мостах Санкт-Петербурга, а также о графиках открытия и рекомендациях по их просмотру. Также в ней указаны пешеходные мосты, которые вы не должны пропустить.
Египетский мост
Каменную переправу через реку Фонтанку между Покровским и Безымянным островами охраняют величественные сфинксы на гранитных постаментах — единственные уцелевшие декоративные элементы некогда пышно украшенного моста. Порталы, покрытые золоченым орнаментом, чугунные перила, выдержанные в «египетской манере», карниз с изображением бога Ра в виде крылатого солнца — таким подвесной мост предстал во время открытия в 1826 году. Спустя почти 80 лет он обрушился под эскадроном гвардейской кавалерии, навстречу которому двигались 11 саней с возницами, — не выдержали цепи. По городу тут же поползли слухи, будто виной всему была брошенная в сердцах фраза местной жительницы: «Чтоб вы все провалились!» Так или иначе, после трагедии был открыт временный мост, и лишь спустя полвека отстроили новый, капительный.
Экскурсии
Туристы и гости города имеют возможность увидеть разводку мостов самостоятельно и с экскурсией, их здесь сколько угодно и на любой вкус.
Для взрослых
Одна из таких романтических речных прогулок осуществляется на закрытой и открытой палубах теплохода «Москва». Длительность прогулки – 1 час 30 минут. Участники эскурсионной группы станут свидетелями разводки мостов и прослушают краткое описание каждого из них. Место отправления и прибытия – Дворцовая площадь. Стоимость – 780 рублей.
Есть обзорные комбинированные ночные экскурсии развода мостов. Начинается путешествие на туристическом автобусе, продолжается водной прогулкой и заканчивается обратной дорогой на автобусе. Продолжительность этой поездки – 6 часов, а стоимость – 1000-1400 рублей.
Каждый год на школьный выпускной, ориентировочно в конце июня, в городе проводится праздник Алые паруса. У любого желающего есть возможность оказаться частью торжества, так как автобусная обзорная экскурсия по городу включает заезд на набережную с целью посмотреть на проплывающий под мостами заветный корабль с нарядными алыми парусами и сделать отличные фото. Туристов ждёт грандиозное пиротехническое шоу и красивейшие места Петербурга. Билеты на такую экскурсию можно приобрести за 600-1500 рублей.
Днем с Адмиралтейской набережной теплоход “Astra” отправляется в полуторачасовое путешествие к Финскому заливу мимо исторической части города. На борту проголодавшиеся путники смогут заказать ланч и перекусить. Стоимость такой прогулки – 500-800 рублей.
Ужин-круиз на теплоходах “Astra” и “Корюшка” с живым музыкальным сопровождением оставит приятное впечатление. Под звуки джаза и блюза пассажиры судна увидят целых 7 мостов и огни культурного города. Места располагаются на закрытой палубе, при желании каждый имеет возможность подняться на открытую. Для полной романтики гости смогут поужинать в уютной обстановке. Стоимость – 850 рублей.
Ещё одна интересная и познавательная экскурсионная программа включает в себя речную прогулку по каналам, а затем выход в Неву. Путешественники оценят потрясающие виды и прочувствуют контраст между спокойными водами Фонтанки, Мойки и широкой и быстрой Невой. В Петербурге имеется возможность заказать индивидуальную экскурсию по воде на катере. В течение часа туристов с ветерком будут катать по самым интересным маршрутам.
На экскурсии по северным островам дельты Невы гид расскажет о возникновении города, его истории, а также раскроет тайну – почему культурную столицу называют “Северной Венецией”. Стоимость посещения 500-800 рублей.
Детские
Специально для детей предлагается посетить Детский теплоход. Это сочетание приятного с полезным: просмотр исторических памятников и достопримечателтностей, встречаемых на пути, и развлекательная программа аниматоров. По определённым дням на палубе проводятся спектакли. Стоимость – 600 рублей для всех. Также во время еще одной речной прогулки дети смогут увидеть цирковое представление и от души посмеяться прямо на борту судна.
Молодежные развлечения
Для молодежи проводится 4-часовая прогулка на теплоходе “Пурга” с дискотекой и выпивкой на борту. Танцы под зажигательную музыку и отличное настроение – обеспечены. Цена – 1500 рублей. Бронирование сидячего места оплачивается отдельно.
Экскурсии с просмотром разводных мостов станут ярким воспоминанием о Санкт-Петербурге. Ночные набережные, освещенные огнями, каналы и Нева настраивают на романтичный и спокойный лад и навсегда останутся в памяти.
Аничков мост
Первый мост «за Большою Невой на Фонтанной реке» был построен по указу Петра I силами инженерного батальона Михаила Аничкова и назван его фамилией. Аничковым назвали и деревянный мост, построенный в 1716 году, каменный, с башенками, сменивший предшественника в 1785 году, и современный, с изображением морских коньков и русалок. Аничковым называли и деревянный мост, построенный за 300 лет назад, и каменный, с башенками, сменивший предшественника в 1785 году, и современный, с изображением морских коньков и русалок. Чугунные перила, выполненные по рисунку немецкого архитектора Карла Шинкеля, перекликались с орнаментом перил Дворцового моста в Берлине. Знаменитые статуи «Укрощение коня» Петра Клодта украсили мост в 1841 году: две скульптурные группы были выполнены из бронзы, а две — из окрашенного гипса, так как две из четырех бронзовых статуй прямо после отливки Николай I отправил в Берлин в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Еще одна пара «укротителей» до места назначения тоже не добралась: по императорскому указу их отправили в Неаполь. Полный бронзовый комплект скульптур Аничков мост получил лишь в 1851 году.
Тучков
Пересекает Малую Неву от Петроградской стороны, между СК «Юбилейный» и стадионом «Петровский», до 1-й линии Васильевского острова. Современный трехпролетный стальной Тучков мост на гранитно-железобетонных опорах повторяет Дворцовый по дизайну: так же имеет симметрично раскрывающийся центральный пролет и не имеет очевидного орнамента.
Тучков мост, вид с набережной
Львиный мост
Один из трех сохранившихся пешеходных цепных — или висячих — мостов Петербурга. Переправу через канал Грибоедова удерживают чугунные львы работы Павла Соколова. Он был известным скульптором, «мастером резного художества» при Адмиралтействе и автором знаменитого царскосельского фонтана «Девушка с кувшином». Львов изначально собирались чеканить из медных листов, но в итоге отлили из чугуна и покрасили под мрамор. Разрабатывал проект переправы один из ведущих мостостроителей того времени — инженер Вильгельм фон Треттер. Мост, соединивший Казанский и Спасский острова, открыли летом 1826 года, и в первый же день его перешли 2700 жителей города.
Родной брат «моста о четырех львах», его уменьшенная копия, расположен в берлинском парке Тиргартен. Лёвенбрюкке, построенный спустя 12 лет после оригинала, стал первым подвесным мостом немецкой столицы.
Ломоносовский
Названный в честь великого русского эрудита Михаила Ломоносова, этот красивый каменный мост пересекает реку Фонтанку примерно в 300 м к югу от Невского проспекта.
Фонтанка, Ломоносовский мост
Мост длиной 57,1 метра состоит из двух широких арочных боковых пролетов и более короткого центрального пролета, который изначально был деревянным, но в 1913 году его заменили на стальной. Хотя мост Ломоносова больше не поднимается, он сохранил четыре очаровательных дорических павильона, в которых когда-то размещался разводной механизм.
Банковский мост
«Крылатый лев сидит с крылатым львом», — писал ленинградский поэт и литературовед Дмитрий Бобышев в ХХ веке про мост, построенный столетием ранее. По легенде, крылатые львы — грозные существа, защищающие золото, и символично, что расположились эти мифические животные у здания Ассигнационного банка, нынешнего Государственного экономического университета Петербурга. Скульптуры крылатых львов — работа Павла Соколова. Статуи были отлиты на Александровском чугунолитейном заводе, крылья — отчеканены из меди и покрыты сусальным золотом. Позже крылатые львы появились на эмблеме фабрики имени Крупской. Банковский мост — самый узкий мост Северной столицы, шириной всего 1 метр 80 сантиметров — один из любимых у туристов. Они верят: если оставить у лапы льва монетку, можно улучшить свое финансовое положение.
Семимостье
Волшебное место, называемое Семимостьем, находится на набережной Крюкова канала, недалеко от Николо-Богоявленского морского собора. С этой точки есть возможность увидеть сразу семь питерских мостов — этим она и уникальна. На одной фотке вы их не соберете, такого ракурса нет, нужно активно смотреть по сторонам.
Эрмитажный мост
Один из старейших мостов Петербурга был построен через Зимнюю канавку в 60-х годах XVIII века на месте первого деревянного подъемного моста. В разные годы он именовался Зимнедворцовым и Верхнебережным. При соединении зданий Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра переходом-галереей над водой мост гармонично дополнила арка.
Романтический вид этого моста и трагическая история пушкинской «Пиковой дамы» вдохновили Петра Ильича Чайковского на создание одноименной оперы. В третьем действии Лиза со словами «Погиб он, погиб, а вместе с ним и я!» — бросается в воду канала с Эрмитажного моста, и, может, поэтому мост получил еще одно, неофициальное, название «мостик Лизы».
Большеохтинский
Соединяет Охтинский район с центром, является одним из самых впечатляющих мостов в Санкт-Петербурге. Мгновенно узнаваем благодаря парящим арочным балкам двух боковых пролетов и четырем гранитным нормандским башням, которые отмечают углы небольшого центрального пролета. Оснащен оригинальным механизмом, позволяющим поднять узкий (14,6 метра) центральный пролет всего за 30 секунд.
Большеохтинский мост ночью
Троицкий мост
Троицкий мост строили к 200-летию Петербурга — работы по его возведению длились почти 20 лет.
В 1882 году был объявлен международный конкурс проектов постоянной переправы вместо самого протяженного в Петербурге наплавного моста длиною более 500 метров. Первую премию получил Александр Гюстав Эйфель, создатель знаменитой парижской башни. Но Эйфелев мост построен не был, так как его соотечественники из предложили проект, в разы сокращавший расход металла. Окончательную версию чертежей компания дорабатывала вместе с Петербургской Академией художеств в лице архитекторов Леонтия Бенуа, Александра Померанцева и Роберта Гёдике. Первый торжественный развод Троицкого моста провел Николай II, лично нажав на кнопку механизма.
В разные годы мост именовали Кировским и мостом Равенства. По легенде, именно под ним пролетел знаменитый ас Валерий Чкалов. Доподлинно неизвестно, был ли такой эпизод в жизни героического летчика, но вот пилот Евгений Борисенко пролетел-таки под этим мостом на гидросамолете в 1940 году на съемках фильма «Валерий Чкалов».
Расписание развода
Название моста | Время развода |
Александра Невского | 2:20 – 5:10 |
Биржевой | 2:00 – 2:55, 3:35 – 4:55 |
Благовещенский | 1:25 – 2:45, 3:10 – 5:00 |
Большеохтинский | 2:00 – 5:00 |
Володарский | 2:00 – 3:45, 4:15 – 5:45 |
Дворцовый | 1:10 – 2:50, 3:10 – 4:55 |
Литейный | 1:40 – 4:45 |
Троицкий | 1:20 – 4:50 |
Тучков | 2:00 – 2:55, 3:35 – 4:55 |
Разводка осуществляется по графику в навигационный период: с апреля по ноябрь.
Описание
Вантовый мост в Санкт-Петербурге – крупнейшее сооружение через главную водную артерию города, а также самая большая переправа по протяженности судоходного пролета. Он представляет собой по факту два одинаковых моста, расположенных рядом, каждый из которых обеспечивает движение автомобильного транспорта в противоположных направлениях по 4-м полосам.
Автономные мосты имеют некоторое различие в высоте: Южный находится чуть выше Северного. Помимо 4-х автомобильных рядов в каждую сторону пролетные строения имеют тротуары для перемещения технического персонала (пешеходных тротуаров здесь нет).
Конструкция из 2-х независимых мостов дала возможность вести строительство объекта в 2 очереди: открытие первой состоялось в 2004 году, второй – через 3 года.
Характеристики
Вантовый мост имеет следующие размеры:
Наименование конструкции | Размер конструкции, м |
Полная длина моста | 2824 |
Протяженность вантовой части | 994 |
Величина судоходного пролета (над рекой) | 382 |
Высота подъема сооружения над водой | 30 |
Высота пилонов | 126,5 |
Конструкция
Генеральным проектировщиком сооружения является Институт «Стройпроект», вантовую часть рассчитывали в петербургском Институте «Гипростроймост». В возведении сооружения принимали участие несколько российских Мостоотрядов. При проектировании и строительстве объектов в силу многих объективных причин были применены особые конструктивные решения.
Место для установки переправы через Неву было продиктовано прокладываемой трассой КАД, оно пришлось на участок реки со сложной навигацией, именуемой Кривым коленом. Именно этот фактор продиктовал конструкцию моста.
Два широко расставленных пилона не затрудняют проход судов по реке, а стальные ванты, прикрепленные к ним, надежно держат пролеты над рекой. Монументальный висячий мост внешне производит впечатление легкого и ажурного сооружения.
КАД Санкт-Петербурга имеет 8 полос движения, по 4 в каждую сторону, что и продиктовало ширину моста. Для ускорения темпов строительства объекта его возводили в 2 очереди – сначала был пущен в эксплуатацию один мост, а затем – второй.
Строительство двух таких габаритных объектов в близости друг от друга – очень сложная задача с аэродинамической точки зрения. В этом вопросе мировой опыт также не богат.
Вантовый мост своим существованием также внес коррективы в габариты приходящих в Санкт-Петербург судов.
Существовавший продолжительное время обязательный для Невы подмостовой габарит в 40 м для прохода крупных судов под наиболее низкими мостами города, когда они разведены (Володарский, Кузьминский и другие), был занижен для Большого Обуховского моста на 10 м. Теперь в Большую Неву входят корабли не выше 30 м.
Пилоны – основные несущие конструкции выполнены из металла. Они имеют высоту 126,5 м, превысив по этой величине все сооружения Северной столицы. Возведение пилонов потребовало от строителей определенных профессиональных знаний (металлические пилоны в мировом и отечественном мостостроении возводятся очень редко) и приобретения специальной техники.
Данный материал конструкции был выбран из-за сжатых сроков, отведенных на строительство моста. Традиционные железобетонные пилоны, обладающие высокой демпфирующей способностью и более низкой стоимостью, увеличивали сроки строительства объекта и требовали ведение бетонирования в зимний период, что было отвергнуто проектировщиками.
Балка моста также выполнена из металла по тем же соображениям. Обычно при длине пролета до 600 м более экономичным решением является использование железобетона, но в данном случае при 382-метровом пролете была использована цельнометаллическая балка. Да и сама величина центрального пролета была установлена по тем же соображениям.
Если бы пилоны устанавливали не на насыпных полуостровах, а на берегах реки, расстояние между ними было бы 500 м, что существенно продляло бы период строительства.
Расчетное эксплуатационное время вант – один век. Их делят по технологии изготовления на 2 типа: цельноготовые и создаваемые на площадке во время монтажа. В Санкт-Петербурге также из-за сроков окончания работ был применен второй метод. Изготовленные на заводе ванты требуют длительной работы по проектированию, а именно, – детальной, точной проработки конструкции.
Вант – соединение нескольких 7-проволочных тросов (стрендов), которые помещены в пластиковую трубу. Расчеты нагрузки на мост определяют количество стрендов, их применяемый диапазон в настоящее время – от 13 до 91 шт.
На Большом Обуховском мосте к каждому пилону крепится по 14 пар вант в каждую сторону. Специалисты утверждают, что общая длина стрендов, заложенных в ванты моста, превышает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом, то есть, достигает почти 900 км.
Крепление вантовых тросов к пилонам в мире производится тремя способами, именуемыми:
- «Пучок» (ванты крепятся в одной точке пилона и распределяются по балке жесткости на определенном расстоянии);
- «Арфа» (ванты крепятся к разным точкам пилона и ведутся параллельно к балке жесткости);
- «Веер» (ванты крепятся как в предыдущем случае, но идут к балке непараллельно).
Выбор способа крепления вант, как и конструкции самого моста, осуществляется проектировщиком в соответствии с результатами исследований всех предложенных проектов, а также архитектурными предпочтениями авторов. Ванты Большого Обуховского моста образуют над рекой два гигантских веера, делая внушительную конструкцию переправы внешне легкой и изящной.
Все материалы для петербургского моста – российского производства, кроме металла для вант. Его приобретали в Австрии, а в установке их на конструкции помощь мостостроителям оказывали французские коллеги.
Экономическое значение
Значение данного моста для транспортной системы города огромно: с пуском в эксплуатацию второй очереди переправы значительно снизилась загрузка КАД. Была обеспечена бесперебойная связь частей города вне зависимости от времени года.
Его расчетная пропускная способность – около 150 тыс. автомобилей/сут. Однако уже сегодня зафиксированы дни, когда через Неву по мосту переправилось более 200 тысяч машин.