В Мещовске, на древней Калужской земле


Отечество двух цариц – город Мещовск

Дата: 12.04.2011 Автор: ТИМОФЕЕВ Юрий Регион: Калужская область

Калужская область, как свидетельствует статистика, занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по темпам экономического развития. Весьма активно развивается в области и туристическая отрасль. До последнего времени лицо калужского туризма было сколь узнаваемым, столь и привычным. С одной стороны, многочисленные и славные своими святынями монастыри – Оптина пустынь, Шамордино, Тихонова пустынь, Пафнутьев Боровский монастырь. С другой – космическая тематика, связанная с пребыванием на калужской земле Константина Циолковского, которому посвящены музеи в Калуге и Боровске. Плюс, прославившийся в прошлом веке город писателей, художников и диссидентов – Таруса.

Однако еще немало диковин и достопримечательностей таит почти неизвестная даже столичному туристу калужская глубинка. На 228-м километре федеральной трассы М3 находится поворот на старинный городок Мещовск (около 5 тыс. жителей) – до него 12 км. Туда недавно организовала ознакомительный тур.

Мещовск впервые упомянут как «городок Северской земли» в 1238 году. Немало пострадавший от военных лихолетий, в том числе последнего, он впоследствии славился и весьма почитавшимся русскими царями, а ныне стремительно возрождающимся Свято-Георгиевским монастырем (фото), и крепкими, домовитыми купцами, украсившими город пятью храмами.

Уцелело из них, в разной степени сохранности, четыре. Главный – Новый Благовещенский собор (фото) первой половины XIX века с отдельно стоящей 70-метровой колокольней и курантами был бы уместен и в больших губернских городах. Сегодняшний Мещовск интересен и типовой, но весьма характерной для малых провинциальных городов малоэтажной жилой застройкой второй половины прошлого века.

Известен Мещовск и персонами, оставившими заметный след в русской истории и культуре: видный публицист конца XIX века Николай Михайловский, замечательный детский поэт Валентин Берестов. Однако более всего прославился Мещовск как родина двух русских цариц – Евдокии Стрешневой и Евдокии (Прасковьи) Лопухиной. Неспроста древнее городище Мещовска называется Царицыным курганом. Еще одна русская царица, Наталья Нарышкина, родилась в Тарусском уезде.

Именно царицы могут обеспечить Мещовску, как и Калужской земле в целом, достаточно заметное место в туристических маршрутах, посвященных предстоящему в 2013 году 400-летию династии Романовых. Отчего бы, кстати, малым городам России, связанным с «романовской» темой (те же Мещовск и Таруса, Углич, Суздаль, Ныроб, Кашин, Киржач и другие) в преддверии юбилея не объединить усилия на туристической ниве?

Евдокие Лукьяновне Стрешневой (фото) в Мещовске предполагается установить уже отлитый памятник. Вторая жена Михаила Федоровича Романова происходила из очень небогатого дворянского рода и в Москву, на смотрины царских невест, прибыла как служанка одной из претенденток. Но первый в династии и слывший слабохарактерным царь, вопреки воле матери, инокини Марфы, выбрал именно «худородную» Евдокию.

Дочь царского стольника, первая жена Петра I и последняя русская царица Прасковья (более «приличествующее» для царствующей особы имя Евдокия ей дали при коронации) Илларионовна Лопухина (фото) родилась в фамильной вотчине, древнем селе под названием Серебряно, что в четырех верстах от центра Мещовска. Имя оно получило в честь некогда разрабатывавшихся в этих местах серебряных рудников.

Впоследствии Варварой Борисовной Лопухиной, дочерью фельдмаршала Шереметьева, в имении был выстроен усадебный дом, на месте которого в советское время появилась сгинувшая на рубеже веков колхозная контора.

И весьма символично, что именно здесь, в Серебряно, у руин помещичьего дома, у остатков старого парка, у построенной в 1705-м усадебной Успенской церкви несколько лет назад зародился мещовский туризм.

Второе рождение мещовских усадеб

Несколько лет назад на фундаменте старого лопухинского дома предпринимательницей Алевтиной Гаврилюк был построен гостевой дом (фото) на 30 человек (с дополнительными местами – до 40) . Он, конечно, не повторяет архитектурные формы усадебного дома Лопухиных. Тем более что сведений о том, как он выглядел, фактически нет. Но стилистически небольшая гостиница выдержана именно в духе старинного дворянского гнезда.

Гостя встречают реликвии былых времен: шкафы, сработанные еще крепостными мастерами, старинные ковры. При усадьбе предполагается открытие единственного в России музея керосиновых ламп. Сердце дома – просторный зал (фото) вместимостью до 60 человек, где могут проводиться всевозможные балы, ассамблеи и корпоративные мероприятия. Рядом – зимний сад.

Стоимость проживания в обычном двухместном номере – 1000 руб., в двухэтажном номере класса люкс – 1200 руб. Стоимость трехразового питания – 600 руб.

Напротив дома – снова действующая лопухинская Успенская церковь 1705 года постройки, при которой складывается женская обитель. Вокруг самого дома возрождается старинный парк. Восстановлен и очищен старый пруд, который с давних пор называется «царской купальней» (фото). Его заново «заселили» карасями и карпами, а на берегу построили баню с бильярдной.

Всякий уважающий себя русский помещик в собственной вотчине всегда стремился чем-то поразить приезжающих гостей. Один заводил крепостной театр, другой – диковинную оранжерею. А многие не жалели средств на зверинцы. Множество самых разных представителей фауны проживают и сегодня в усадьбе Серебряно. Два брата-медведя – Чук и Гек (фото). Небольшое стадо двугорбых верблюдов-бактрианов. Благородные олени. Дикобраз. Еноты. Павлины. Карликовые свиньи. Любимец детворы – ослик. И, естественно, разнообразная, многочисленная и голосистая псарня.

В 8 км от усадьбы Лопухиных располагалась другая усадьба – Зеновка, основанная во второй половине XVІІІ века и впоследствии объединенная с соседней усадьбой и селом Шалово. На рубеже XІX и XX веков это «дворянское гнездо» было перепланировано и перестроено. Сохранился заброшенный двухэтажный главный дом начала XX века, Троицкая церковь, парк с липовыми аллеями 200-летнего возраста. Доныне славятся эти места своим святым источником (фото), вода которого, насыщенная ионами серебра, считается одной из самых целебных в России.

Нынешние владельцы усадьбы Серебряно в Шалово на берегу озера, вокруг леса и поля построили деревеньку с деревянными домами на 6-7 человек со всеми удобствами (стоимость проживания – 3000 руб.) На берегу озера, исключительно богатого рыбой (толстолобик, белый и красный амур, карп, щука), пляж. При усадьбе имеются охотничьи угодья (21 тыс. га), где водятся кабаны, косули, лоси, лисы, зайцы, вальдшнепы, бобры.

Месяц назад в центре Мещовска в старинном особняке открылась и «традиционная» гостиница на 24 места (стоимость проживания – от 500 руб. с человека) с кафе.

Одним словом, инфраструктура – налицо. Дело за туристическими группами, которые, похоже, ждать себя не заставят, хотя, и в калужской администрации об этом хорошо знают, дорога от федеральной трассы до Мещовска сегодня оставляет желать много лучшего.

«В мае мы запускаем первый двухдневный маршрут, включающий посещение Боровска, Малоярославца, Калуги и Мещовска – с ночевкой в усадьбе Серебряно, – рассказывает директор российского офиса Ирина Астахова. – Но на калужской земле и помимо того же Мещовска есть немало достойных самого пристального внимания туриста мест. Например, находящийся рядом с Боровском парк «Этномир» – один из самых крупных современных туристических проектов. Или постоянно растущий Парк птиц. Или мало кому известный Музей кукол, созданный Риммой Тарасовой в деревеньке Козлово неподалеку от Калуги. Или уникальный памятник природы – Чертово городище под Козельском. Их туристическое освоение – дело ближайшего будущего».

Добавим, есть в Калужской области и чудеса, практически неизвестные даже искушенным местным краеведам. Как, например, полностью заброшенная усадьба Львовых – Богородское, с сохранившимся главным домом и дивной Казанской церковью 1719 года (фото), расположенная в Ферзиковском районе неподалеку от дороги Калуга – Таруса. Вот только собственно дороги в нее нет вообще. Может, мещовский опыт пригодится?

Ещё о Калужская область

Экспертное мнение

Тихий и живописный городок Мещовск расположен в сердце Калужской области, на реке Турее. Это один из древнейших среди множества небольших городов, чьи истоки уходят в глубину русской истории. Первое свидетельство о нём найдено в летописи – «Степенной книге» 1238 года.

Калужская земля является родиной русских цариц. Уроженка Мещовска стала родоначальницей Романовых. Калужский край питал три поколения русских царей, пока не родилась традиция брать в жёны иностранных принцесс, которые, кстати, назывались уже императрицами. Истории русских цариц и династии Романовых посвящена экспозиция Музея трёх цариц в Мещовске.

В старинном городе Мещовске Музей трёх цариц был открыт 11 сентября 2015 г. в рамках государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов – центров культуры и туризма в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», направленных на сохранение исторического облика малых городов. Он находится в центре города на берегу реки Туреи, в здании бывшего дома купцов Тисовых, которые до революции 1917 года занимались выделкой шкур. Дом представляет собой двухэтажную постройку второй половины XIX века. После революции в доме проживали несколько мещовских семей. В 50-е годы здание было передано районному отделу народного образования и в нем размещался Дом пионеров. В 80-х годах прошлого столетия в здании располагался Мещовский ДОСААФ. Более 20 лет здание не использовалось.

Здание отреставрировано под музей в 2015 году. Из федерального бюджета на создание Мещовского краеведческого музея, посвященного трем первым царицам Дома Романовых, было выделено 23 млн. 800 тыс. рублей.

Музейная экспозиция создана при участии Калужского областного краеведческого музея. В общей сложности в музее представлено около 500 экспонатов. 30 декабря 2016 года Музей трёх цариц был официально передан в ведение Калужского объединенного музея-заповедника (бывший Калужский областной краеведческий музей).

Экспозиция первого этажа — история мещовской земли с XII в.

На первом этаже музея размещена экспозиция, посвященная древним Серенскому и Мещовскому городищам и истории Мещовской земли. Представленные экспонаты были найдены при археологических раскопках на Серенском городище, которые начались еще в XIX веке.

Одним из самых заметных экспонатов является макет древнего города Серенска — культурного центра вятичей, а также археологические находки, свидетельствующие о жизнедеятельности древнего города. На макете представлено укрепленное поселение, расположенное на высоком правом берегу р. Серены, при впадении в нее безымянного ручья. Городище состоит из детинца и окольного города. Детинец отделен от окольного города высоким валом и глубоким рвом. Окольный город с напольной стороны также защищен мощным валом и рвом.

С начала I тысячелетия н. э. на месте городища существовало укреплённое поселение мошинской культуры. В XI веке здесь обосновались вятичи, увеличив площадь укреплённого поселения. C XII века окрестности города входили в Черниговское княжество. Впервые город упоминается в «Летописце Переяславля Суздальского» под 1208 годом. Воскресенская летопись сообщает, что в 1232 году город сжёг Ярослав Всеволодович. В 1238 году город был разорён Батыем, в 1480 году — Ахматом. В 1492 году взят московским войском. Культурный слой на городище прослеживается до XVII века.

Серенск получил известность также как легендарное место гибели в 1110 году священномученика Кукши Печерского, в честь этого события на городище планируется возвести скит/

Первые раскопки на городище Серенск произвёл в 1898 году Н.И. Булычов. В 1965—1985 гг на городище работала Верхнеокская экспедиция Института археологии АН СССР под руководством Т. Н. Никольской, в 1986—1989, 1997—1998 гг. — археологическая экспедиция Калужского областного краеведческого музея под руководством Т. М. Хохловой.

Площадь городища составляет около 4 га, оно состоит из укреплённых мощными валами и рвами детинца и окольного города. К городу примыкали посады (общая площадь селищ более 25 га), и расположенные на противоположном берегу Серены слободы (на территории современного села Никольского).

Были найдены железоплавильные печи, горн, литейные формы с кириллическими надписями для изготовления полых украшений (колтов, бус, височных колец), мастерские по изготовлению стеклянных браслетов и колец — производились стеклянные украшения фиолетового цвета.

Собран богатый материал: хозяйственные изделия из железа (ножи, замки, ключи, кресала, ножницы), украшения из бронзы, меди и серебра (височные кольца, перстни, браслеты, гривны), предметы вооружения (наконечники копий и стрел, булавы, фрагменты пластинчатых доспехов, боевые топоры, кованая личина — одна из редких находок такого типа на территории России, представляющая собой слепок с лица человека европеоидного типа), и т. д.

Многое из того, что перечислено можно увидеть в музеи. Коллекция характеризует высокое развитие ремесла в этом маленьком древнерусском городке, затерявшемся в вятичских землях.

О торговых связях города говорят находки: шиферные пряслица с Волыни, новгородские янтарные изделия, киевская булава, кресты-энколпионы и литейные формочки для изготовления ювелирных изделий, гривны новгородского и киевского типа.

Найденные нательные крестики, энколпионы, иконки с изображением святого Георгия говорят о распространении христианства среди местного населения.

Зал второго этажа посвящён М. Ф. Романову и трём русским царицам

В 1613 г. первым царём из династии Романовых стал Михаил Фёдорович Романов. Он взял себе в жёны Евдокию Лукьяновну Стрешневу (ок.1608-1645), дочь мещовского дворянина Калужской губернии. Пантеон рода дворян Стрешневых находится в Свято-Георгиевском Мещовском мужском монастыре. Евдокия Стрешнева в 1626 году стала второй супругой и матерью всех детей Михаила Фёдоровича (1596-1645). В этом счастливом браке родилось девять детей.

Вторая царица, Нарышкина Наталья Кирилловна (1651-1694), родилась в сельце Тростье Тарусского уезда Калужской губернии. Она стала супругой царя Алексея Михайловича (1629-1676), который правил с 1645 года. Наталья Нарышкина — мать Петра Первого (1672-1725), царя с 1682 г., первого российского императора с 1721 г.

Ещё одной царицей, родившейся на мещовской земле, стала Лопухина Евдокия Фёдоровна (1670-1731), в монашестве Елена. Родилась она в родовом имении, в селе Серебряное Мещовского уезда Калужской губернии. Это была последняя российская царица, последняя русская монархиня на российском престоле, первая супруга Петра Первого (1689-1698 гг.)

Помимо этого в музее имеются два зала для размещения сменных экспозиций. На третьем этаже располагается конференц-зал и экспозиция, посвященная быту жителей Мещовска с середины 19 по начало 20 века.


Рушники предоставлены жителями города на время выставки

Следует отметить, что в формировании экспозиции активное участие принимают жители Мещовска, которые передают во временное и постоянное пользование свои раритеты.


Женский костюм вятичей подарен музею уважаемой в Мещовске предпринимательницей, благотворительцей Алевтиной Алексеевной Гаврилюк

В помещениях перед основными залами размещаются временные тематические экспозиции. Во время моего посещения была представлена фотовыставка «Красная книга Калужской области». Уникальность музея еще и в том удивительном запахе дерева, который там сохраняется. Это невозможно передать словами и фотографиями. Чистота, уют, душевность — все это создано и поддерживается коллективом музея.

Из окон третьего этажа открывается прекрасный вид на город Мещовск. Территория вокруг музея также является продолжением экспозиции. Здесь установлена плита, на которой отражено, что это место — центр, нулевой километр Калужской области.

Музей расположен по адресу: Калужская область, г. Мещовск, ул. Качурина, д. 2.

Контактные телефоны для заказа экскурсий: +7(48446) 9-20-66, Мелюченкова Наталья Александровна, Костикова Алла Сергеевна.

Марканова Татьяна, Евроазиатское информационное агентство «TANYANA»

Мещовский район расположен в центре Калужской области. Граничит с шестью районами Калужской области: в южной части с Сухиничским, в западной части — с Барятинским и Мосальским районами, в северной части — с Юхновским районом и в восточной части с Бабынинским и Козельским. В состав района входят 5 муниципальных образований: Городское поселение — город Мещовск и 4 сельских поселений. Всего насчитывается 175 населённых пунктов. Административным центром района является город Мещовск.

Территория — 1237,7 кв. км. Население в районе — 12,2 тыс. чел.

Впервые Мещовск упоминается в летописи в 1238 году. За всю историю своего существования город имел разное название, он известен как Мезецк, Мезческ, Мезечевск, Мещерск.

В XIV веке город попал под власть Великого княжества Литовского, а в 1503 году отошел к Москве. В 1584 году крымцы и ногайцы сильно опустошили окрестности Мещовска, но сам город, укрепленный деревянной стеной с шестью башнями, взять не смогли.

В Смутное время Мещовск успешно выдержал осаду войск Лжедмитрия II.

В 1708 году город был приписан к Смоленской, а в 1719 году — к Калужской провинции. В 1776 году Мещовск был причислен к Калужскому наместничеству в качестве уездного города.

В состав Мещовского уезда входила большая часть территорий соседних районов. Основными занятиями жителей были земледелие и отхожие промыслы.

Мещовский уезд от соседних отличался усиленным производством технических культур, преимущественно конопли. Фабрично-заводская деятельность в уезде не была развита.

Мещовский район ведет свою историю с момента образования Мещовского уезда в составе Калужской губернии по Указу Екатерины II от 24 августа 1776 года.

По административному делению 1929 года Калужская губерния была упразднена, в тот же период был упразднен и Мещовский уезд. Вновь образованный Мещовский район вошел в состав Смоленской области и находился в ней по 1944 год.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.07.1944 № 801/1 была образована Калужская область, и Мещовский район вошел в ее состав.

Муниципальное образование «Мещовский район» включено в Перечень муниципальных образований Калужской области на основании постановления Правительства Калужской области от 21.08.96 № 30 «О включении Мещовского района в Перечень муниципальных образований Калужской области».

В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Калужской области муниципальное образование «Мещовский район» создано в существующих административных границах Мещовского района.

Сегодня основным элементом экономической базы района является сельское хозяйство, уровень развития которого во многом определяет уровень жизни как сельского, так и городского населения.

Климат Мещовского района, как и всей Калужской области, умеренно континентальный с четко выраженными сезонами года. Характеризуется теплым летом, умеренно холодной с устойчивым снежным покровом зимой и хорошо выраженными, но менее длительными переходными периодами — весной и осенью.

На территории района берут начало две реки — Серёна, являющаяся притоком реки Угры, и Теча. Крупные реки — Серёна, Турея.

Через район протяженностью 25 км проходит автомагистраль «Москва — Киев» и железнодорожная магистраль того же направления.

Из достопримечательностей района можно отметить:

В 1983 году на главной площади города был установлен памятник — макет самолета-бомбардировщика ТУ-2. В сквере Победы находится братская могила советских воинов, освобождавших Мещовск 3–6 января 1942 года. В 1988 году создан мемориал павшим в боях воинам-мещовцам.

Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь (В полуверсте от Мещовска; концец XV в. — 1626 г.)

Ново-Благовещенский собор (Город Мещовск. 1832 г.; Колокольня 1854-57 гг.)

Петропавловская церковь (Город Мещовск. )

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Город Мещовск. построен в 1696 г.; Трехъярусная колокольня стоит отдельно, к юго-востоку от храма. По одним данным, она была построена вместе с храмом в 1678 г., по другим — позднее, во времена Нарышкиных (начало XVIII в.).)

Храм в честь Преображения Господня (Город Мещовск. г. постройки неизв. В 1919 г. был закрыт.)

Усадьба Козловских (Село Барятино. втор. пол. XVIII в. )

Храм в честь Спаса Нерукотворного (Село Копцево. )

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Село Кудрино. построен в 1788 г. на деньги Петра Ивановича Барского.)

Михаило-Архангельская церковь (Село Лаптево. кон. XVII в.)

Храм в честь св.блгв.кн. Александра Невского (Село Мощонки. построен в 1755 году на месте старой деревянной церкви во имя Св.Александра Невского, в усадьбе князя А.А.Урусова, он является архитектурным и историческим памятником республиканского значения.)

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (Село Серебрено. построен в 1705 на средства Ф. А. Лопухина.)

Официальный сайт администрации района: www.meshovsk.ru

Частные объявления в Мещовске, в Калужской области и в России

Добавить объявление

Калуга

Ремонт ВЕСПЕР EI E2 E3 7011 P7012 9011 9100 8300 MINI P7002 8001 часто …

Калуга

Уберём голос из песни или наоборот удалим музыку из неё

Калуга

Качественная и недорогая мебель в интернет-магазине Конфорта

Калуга

Услуги спутникового и цифрового Телевидения.
123ru.net
— ежеминутные новости с ежедневным архивом. Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. «123 Новости» — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Не нравится, не хотите слышать — не читайте, читаете — будьте взаимно вежливы и корректны в своих высказываниях. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. 123ru.net — обозреватель новостей. Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть —онлайн с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии. 123ru.net — живые новости в живом эфире! Быстрый поиск от 123ru.net — это не только возможность первым узнать, но и преимущество сообщить срочные новости мгновенно на любом языке мира и быть услышанным тут же. В любую минуту Вы можете добавить свою новость — здесь.

История [ править ]

Историческая принадлежность

Мезецкое княжество 1238 – ок. 1400 Великое княжество Литовское ок. 1400–1503 Великое княжество Московское 1503–1547 Царство Российское 1547–1721 Российская Империя 1721–1917 Российская Республика 1917 Советская Россия 1917–1922 Советский Союз 1922–1991

Российская Федерация с 1991 г. по настоящее время

Впервые он был упомянут в русских летописях в связи с монгольского нашествия Русь в 1238. [ править

] Во время Средневековья это было вотчиной Princes Mezetsky .

Екатерина Великая предоставила ему город права в 1776 году [ править

]

Во время Великой Отечественной войны Мещовск был оккупирован немецкой армией с 7 октября 1941 г. по 7 января 1942 г.

В Мещовске, на древней Калужской земле

Мне неожиданно предложили поучаствовать в доставке в Свято-Георгиевский Мещовский монастырь чудотворного списка одной чудотворной иконы Богородицы.

До революции в районе было около 180 церквей. В основном они были посвящены Богородице. В самом Мещовске 2 действующих храма и оба они посвящены Благовещению. В городе около 5-ти тысяч жителей. Урожен­кой Мещовска является Евдокия Стрешнева — мать Михаила Романова. Перед входом в Свято-Георгиевский монастырь им установлен памятник.

Здесь же родилась первая супруга Петра I Евдокия Лопухина. Мещовск противостоял Петру: ему передавали: не появляйся в наших местах, потому что ты обидел нашу деву. Неподалеку от обите­ли в селе Серебряно сохранилась ее усадьба. Сейчас она принадлежит одной состоятельной женщине. Хозяйка усадьбы Лопухиной содержит целый зверинец, в котором есть вол­ки, медведи, пони и верблюд.

Напротив — женский скит с Успенской церковью. В этом храме чтимая икона Богородицы «Аз есмь с вами и никто же на вы». Храму более 300 лет. Во главе скита монахиня Феофания. Территория скита 10 гектаров. Есть еще поля площадью 20 га. В трапезной постоянно читается псалтырь. Здесь находятся список молельной иконы митрополита Филиппа «Хлебенная». Храм и постройки скита отапливаются дровами. Ленин требовал, чтобы из деревень убрали кобзы, лиры и гусли, так как игра на них в сопровождении духовных песнопений сохраняла благочестивый дух народа. А Мещовск приказывал раздавить в пух и прах.

На сегодняшний день в Калужской митрополии 30 монастырей. В районе 30 церквей и все они древние. Имеется 5 монашеских общин. В Мещовском Свято-Георгиевском монастыре около 40 насельников, а есть обители, где их около 150. При монастыре имеется боль­шое хозяйство, включающее в себя экспериментальное картофельное поле, поля, дающие двадцать тонн огурцов, тонну лука и т.д. Поголовье коров насчитывает сто единиц. Есть коровы, дающие до 40 литров молока в день. В хозяйстве монастыря 50 овец, 100 кур. Имеется три сада. В радиусе 100 км нет никаких заводов. Чистейшая экология. Самые плодородные земли. За монастырской стеной проживают несколько десятков пожилых монахинь и послушниц. Они поют на крылосе, убирают храмы, очень помогают по хозяйст­ву. Ежедневно в трапезной питаются около 100 человек. Монастырь опекает Центр творческого развития в честь иконы Богородицы «Воспитание». В центре около 600 детей. Строится Дом милосердия с медицинским центром. В стенах обители было духовное училище. Одно время в нем преподавал отец Валентин Амфитеатров. В главном храме обители множество частиц мощей святых. Есть, в частности, ребро мученика Вонифатия и глава Вифлеемского младенца.

Настоятель монастыря игумен Георгий (Евдачёв) — с ним я познакомился еще в 90-е годы в городе Обнин­ске. Туда я приезжал на погребение прот. Вадима Красноцветова (он был похоронен на кладбище в г. Боровске). О.Геннадий (так звали его до при­нятия им монашества) рассказывал, как однажды в город приехал о. Геор­гий Кочетков. На встречу с ним пришло около 600 человек. Во время этой встречи о. Вадим встал и сказал о. Георгию: «Вы не православный!» И вышел из зала. За о. Вадимом последовали почти все собравшиеся. В Обнинске среди духовенства и интеллигенции были очень сильны прокатолические настроения. Недавно рукоположенного О.Геннадия бросили на прорыв. Перед ним была поставлена задача переломить ситуацию в городе, который Ватикан избрал своим плацдармом. О. Геннадию было поручено пред­ложить филокатолически настроенному благочинному прот. Ростиславу помощь в проведении Рождественской ёлки. Тот резко отказался (сейчас он насто­ятель одного католического монастыря).

О.Георгий — духовник местного губернатора. Не так давно митрополит Климент вместе с батюшкой совер­шали отпевание его отца. Лично я с митрополитом Климентом никогда не соприкасался, хотя помню его пом. инспек­тора Московской духовной семинарии. Мне он всегда казался суховатым. По словам о. Георгия, службы митрополита проходят спокойно, четко, благоговейно, молитвенно, без посторонних разговоров. Когда он чем-то недоволен, самое жесткое, что он может сказать: «Милейший». В пище не привередлив, молча ест любую предложенную пишу, например, картошку в мундире. Что очень важно — никаких поборов, подношений не терпит. Однажды, на Епархиальном совете один молодой священ­ник явно хамил митрополиту, на что тот спокойно реагировал. Спохватившись, этот батюшка извинился. Владыка не рукополагает соискателей священства с явными каноническими препятствиями (те тогда едут туда, где рукополага­ют всех подряд). На праздник Рождества Христова принимает поздравления до полуночи и при этом не присаживается.

О. Георгий уроженец Калужской земли. Когда он был назначен настоятелем монасты­ря, там было практически чистое поле и остовы двух руинированных храмов. Родился о. Георгий в большой деревне Жилино (в ней было около 400 дворов.). Родная деревня о. Георгия была единственной в области, которая не пошла в колхоз, хотя в начале века жители активно расселялись по хуторам. Одна женщина так рассуждала: «Я буду работать только на себя, но если у соседки будут голодать дети — я помогу. Я очень рано встаю и очень поздно ложусь. А есть такие, которые спят чуть ли не до обеда. Какое может быть равенство?!» Жителей деревни обложили повышенным налогом. Семерых мужиков арестовали. Одна женщина, у которой был двухнедельный ребенок, попросила для него теплое одеяло. На что конвоир ей сказал: «Зачем? Собачонок умрет — в Сибири ему не выжить». О. Георгий говорил: «Солженицын в своем «Архипелаге Гулаге» не все мытарства описал — некоторые вещи он либо не знал, либо умолчал о них. Например, о том, что были случаи, когда мужиков без анестезии кастрировали. Когда кто-то из них возвращался в родную деревню, они селились особняком».

Все проявления жизнедеятельности сопровождались соответствующими обрядами и молитвами. Так, перед походом в лес читалась специальная молитва. Ягоды собирали в кружки, есть их не полагалось. Когда кружки наполнялись в первый раз, их высыпали на пень и молились об упокоении сродников. Пень в этом случае был как бы каноном. Сопровождающая говорила детям: «Если заблудитесь, то молитесь усопшим сродникам — они помогут». Когда дети хотели есть, то на конце платка сопровождающей была завернута необходимая пища. А с помощью конца платка спереди можно было выпить воды из лужи.

Запомнился такой случай из рассказа о. Георгия. Безбожники пришли закрывать храм. Священник, собрав ближайших помощников, сказал, чтобы расселись на солее и, взяв в руки ложки, ударяли бы ими. Сам священник, открыв Царские врата, стал играть на балалайке. Люди в конфузе, а священник настаивает, чтобы играли и подпевали. Заходит комиссия в храм, а там все поют «Светит месяц, светит красный». Руководитель комиссии, видя эту картину, воскликнул: «Да здесь готовый кружок самодеятельности. Эти люди в ногу со временем». Когда комиссия покинула храм, предназначавшийся для закрытия, священник сказал: «А теперь будем плакать и каяться».

Важнейшие вопросы, касающиеся всех жителей, решались на деревенском сходе. На площади ставили стол, за который садились старшие, выслушивали, например, кандидатов в пастухи, у кого какие условия, сколько платить, когда выходные. Путем открытого голосования из нескольких кандидатов выбирали двоих. Если старики делали замечание, что кто-то из детей им не поклонился при встрече, то родители этих детей просили у стариков прощения. Если старики надирали уши мальчишкам за этот проступок, матери за это еще и благодарили. Свадьбами управляли кумовья. Если после первой брачной ночи выявлялось, что новобрачные сохранили чистоту до брака, то сваха поднимала красный платок и начинала пританцовывать. Если же этого не было, то веселья особого на свадьбе не было. «Раньше мать-крестная была хозяйкой на свадьбе». «Первые два дня гуляют у жениха, последующие два — у невесты. На пятый день невесту переводят к жениху. Это отдельная церемония. На свадьбе жених с невестой не пьют и почти не едят, а сбоку от них или за спиной — свя­той образ как Ангел-хранитель. Поразительно: вино лилось рекой, а пьяниц не было, и работали — не угонишься. И ни драк, ни позорных часту­шек, как сейчас».

На всю деревню могло быть не более одной-двух «шалав» (женщин предосудительного поведения). Таковые были в презрении. Им старались обрезать косы, намазать дегтем ворота.

Если случался пожар, первым делом спасали иконы. Во всем соблюдали целомудренность: в танцах, одежде, общении полов. Одна умелица танцевала барыню, не поднимая глаз. Во всем были скромные движения. Когда дети ей подарили халат с пуговицами спереди, она воскликнула: «Да нечто я вавилонская блудница такую срамоту носить!»

Воздерживались от крольчатины, рыбы без чешуи. Если корову вдруг «заклинивало» и она, стоя у ворот, — ни с места, служили молебен священномученику Власию и другим покровителям скота, кропили животину, мазали ее маслом, окуряли ладаном, ладан привязывали к рогам. «Жители сгоняют своих кормилиц в конец деревни, и пастух начинает обходить стадо с иконой. Все бабы деревенские становятся вокруг стада, зажигают свечи, образуя светящееся кольцо, а внутри него коровы. Несколько голосистых баб за пастухом ходят и три раза поют Пасхальный тропарь. Потом кольцо размыкают, выгоняют коров, а бабы вслед поют стихиры Пасхи».

Внимательно смотрели за погодой, замечали, что если после Рождества погода неспокойная, то такой она будет и после Петра и Павла. На Пасху двери домов не закрывали. Любой мог зайти и получить милостыню и угощение.

У владыки есть книга, в которой он рассказывает о том, как его и его братьев воспитывала мать (сейчас она схимонахиня). В детстве батюшка активно участвовал в сельхозработах; пахал плугом, косил, жал. У него отличная память. В процессе нашего общения он часто пел духовные стихи. Рассказывал образно, в лицах. Про себя я назвал его Шмелевым наших дней.

Цепкая память батюшки запечатлела множество картин из детства. Приезжая в родную деревню, он быстро переходит на местный говор. Из его рассказов запом­нилось, что чтения псалтыри, шестопсалмия, Апостола произноси­лись особой погласицей. Если кто из детей небрежно крестился, то старший мог сказать: «Ты крестишься или мушек отгоняешь?»

Я сделал несколько выписок из книги о. Георгия «Живой родник. Благочестивые традиции деревни Жилино», ярко описывающие сельский быт, обряды, сопровождавшие человека от рождения до смерти. Приведу некоторые из них.

«Крестьянский быт почти до нынешних времён сохранял патриархальный уклад, основанный на вековой вере предков. Всё «по чину». На всё был заведен свой порядок — как свататься, как свадьбу играть; как в лес пойти и какие молитвы прочитать, чтоб не заблудиться; как огород посадить и кому помолиться, чтоб уродилось «на всякую долю, и дажу, и на продажу, и на покражу»… И обо всём этом написано живым, образным, метким народным языком. Простые мирские люди жили так, что и монахам подчас надо у них поучиться». Хождением пред Лицом Божиим называет игумен эту жизнь.

«А в прощёный день не только в храме и дома попросим у всех прощения, ещё и у усопших на кладбище».

«Лампадка в доме стояла зажжённой весь пост, до Святой Троицы не тушилась».

«Освященными на Троицу листьями и травой набивали подушки, чтоб сон был здоровый и крепкий. Эти подушки потом покойникам в гроб клали под голову — в знак упования на Божию милость».

«Наступала Крестопо­клонная неделя. Стари­ки постились усиленно. Предложишь им съесть что-нибудь, а они:

— Да мы за свою жизнь всего наелись. Нам пора готовиться туда, где хлеб не едят, ни масла не вкушают!»

«Батюшка на службу идет. Няня в этот момент не разрешала под благословение подходить: «Вдруг ему что-нибудь в нас не понравится, мы выведем его из себя, подойдёт к престолу в раздражении, а грех на нас будет. Пусть идёт спокойно Богу служить, обойди его стороной. Причастится, благодати преисполнится, и тогда будем благословляться. А сейчас прочь с до­роги, не мешай батюшке, чтоб он нас не видел».

«Святые образа носили только девицы и юноши, которые в чистоте жили».

«Урожаи были огромные. Мы не знали, что такое плёнка. Огурцы корзинами собирали, даже поросят ими кормили. Яблони в саду на подпорках стояли».

«Шума никакого не допускали, чтоб душа тихо уходила.

Тогда читают «Последование по исходе души от тела». После этого оставляют мёртвое тело полежать 2-3 часа. В это время родственники дают волю своим чувствам. Выйдут все на улицу, накричатся, напричитаются (плачут и приговаривают слова), всё вспомнят, что в жизни у по­койника было хорошего. Тогда старшая утрётся и скажет:

— Голоси не голоси, а ряд справлять надо. Пойдёмте, сестры, мыть покойного.

Со стороны улицы на окошко повесят вышитый рушник — это знак всей деревне, что в доме покойник. Когда люди пойдут с работы мимо, сразу перекрестятся со сло­вами: «Упокой, Господи, душу раба Божьего такого-то». Тем самым уже молитву за новопреставленного вознесут. Рушник означает и приглашение вместе помолиться об усопшем. Раньше на похороны и поминки не приглаша­ли: на горе односельчане должны были сами идти. Зва­ли только на крестины и на свадьбу.

Так же, как при покойнике две ночи молились с пяти вечера до пяти утра, точно так же собираются на ночную молитву на 9-й день, на 21-й (три недели), на 40 дней».

«Покойник, умерший не позднее 3-х лет тому назад, называли «свежим». Если человек умирал без покаяния, при прощании перед гробом делали поясной поклон, а если человек перед смертью исповедался и причащался, то земной».

«В праздники столы ломились от изобилия, ели много, но люди и трудились физически много, всё лишнее «сгорало». На селе редко кто отличался нездоровой тучностью, народ был подтянут, жизнерадо­стен и столько не болел, как теперь. Во многом оттого, что продукты питания были натуральные и блюда приготов­лялись самым здоровым и универсальным способом — в русской печке».

Батюшка вспоминал, как одна пожилая женщина увещевала молодую, смущенную приходом нищего: «Если ты брезгуешь, выйди из-за стола, потом поедишь. Я не знаю, кого я за стол сажаю, может, это Исус Христос в образе нищего. Ты брезгуешь, а он со мной из одной чаши будет есть. Садись, садись, мой дорогой, угощайся, чем Бог послал».

«Жили по принципу: до слова — сто слов, после слова — ни слова».

Старые люди наставляли: «Умей терять, чтобы уметь находить, умей давать, чтобы уметь брать. Оставь в этой жизни после себя великую панихиду, т.е. чтобы люди, поминая твое добро, молились об упокоении твоей души».

В народных обычаях был заложен педагогический смысл. Например, при пении колядок люди, одетые в шкуры, входили в дом и искали детей, которые не покаялись. Происходил диалог с их родителями. Родители утверждали, что дети покаялись (они это шумно подтверждали) и просили вычеркнуть их имена из хартии не покаявшихся. Педагогические приемы воспитания детей были оригинальными. О.Георгий рассказывал: «Долго купаемся в речке. На берегу волнуется няня: «Уж посинели, выходите». Дети о. Няня начинает причитать: «О горе мне, горюшко — детушки не слуша­ются» и т.п. К ее причитанию начинает прислушиваться народ. Мы, дети, упрашиваем ее: «Нянь, перестань, люди слушают, не позорь нас». Няня продолжает: «Ой, горькая моя судьбинушка». Как только мы говорим: «Прости нас, мы больше не будем», она прекращает голосить.

Однажды местные жители, недовольные тем, что на престольном празднике де­журная монахиня не открыла храм, написали письмо архиерею. Это письмо изобиловало простонародными выражениями и архаизмами типа: «Немцы тахта не издевалися над нами, как ента монашка». Крестные ходы в особых случаях проходили по нескольку дней с заходом в каждую избу. «До обеда батюшка ходит по домам, потом устанет и скажет: «Ноги еле идут, киньте мне что-нибудь постелить на лавку, я минуток на пятнадцать прилягу». Где приляжет, там и заснёт от усталости. Священника пора будить, и чтоб до вечера он не проспал, выходили из положения таким образом: подойдут мужики к доми­ку, где батюшка почивает, и в четыре охотничьих ружья одновременно ба-бах и в окошко хором: «Христос воскресе!» А батюшка: «А? Воистину воскресе! Сколько же я пролежал?!» Ему отвечают: «Отче, уже надо иконы под­нимать, пойдёмте дальше». У нас дерзости не было такой, чтобы сказать: «Батюшка, поднимайся, с иконой надо идти»«.

Электричество в деревне о. Георгия прове­ли только в 1965 году. Батюшка застал еще людей, которые знали былины про Илию-Муромца.

В с. Шалово посетили мужской скит. Это бывший приходской храм. Во главе его стоит игумен Никон. Рядом со скитом Троицкий источник. Это один из самых известных святых источников на Руси. О. Никон рассказывал об исцелении после окунания в источнике воинов — участников афганской и чеченской войн.

Большим почитанием в этих местах пользовался блаженный Андрей. Он спал на снегу и снег под ним таял. Умер блаженный накануне вторжения Наполеона. Вскоре после его смерти было явление Калужской иконы Богородицы. Блаженный Андрей обещал эти места не оставлять. Во время немецкой оккупации было его явление.

За 14 лет настоятельства о. Георгия восстановлены Петропавловский собор, Андреевская часовня, крепостная стена с башнями, заново выстроены братский корпус и трапезные, три гостиницы, возведен храм в честь первого святого в монастыре преподобноисповедника Георгия (Лаврова) (его мощи почивают в Покровской церкви Свято-Данилова монастыря).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]