Moscow.org городской портал Москвы

Жишко Олег Владимирович [1]

28 февраля 2005 года [2]

Журбенко Георгий Сергеевич [3]

Ще́рбинка

— поселение и городской округ в составе Москвы, входит в Новомосковский административный округ Москвы. До 1 июля 2012 года Щербинка была городом областного подчинения Московской области, была включена в состав Москвы в ходе реализации проекта по расширению города. С точки зрения административного деления Щербинка представляет собой поселение, с точки зрения муниципального деления — городской округ.

Население Щербинки — 32,3 тыс. жителей (2012).

Поселение расположено на Варшавском шоссе. Железнодорожная станция Щербинка на линии Москва — Курск. На севере и востоке граничит с районом Южное Бутово Юго-Западного административного округа, с других сторон окружён территорией поселения Воскресенское Новомосковского административного округа. В 1 км к югу также расположен город Подольск.

Щербинка

Город, поселение и городской округ в составе Новомосковского административного округа Москвы. Численность постоянного населения 32,3 тыс. чел. (2012); 53 281 чел. (2019).

До 1 июля 2012 года Щербинка была городом областного подчинения Московской области, включена в состав Москвы в ходе реализации проекта по расширению города. С точки зрения административного деления Щербинка представляет собой город в составе Москвы, с точки зрения муниципального деления — городской округ.

Поселение расположено на Варшавском шоссе, на автомагистрали Москва – Симферополь. Железнодорожная станция Щербинка на линии Москва – Курск. На севере и востоке граничит с районом Южное Бутово Юго-Западного административного округа, на юге — с Подольском, с других сторон окружено территорией поселения Воскресенское Новомосковского административного округа.

Код города, порядок набора: +7 (496) 7 + номер телефона. Если в номере абонента меньше 7 цифр, то после кода города перед номером абонента набираются цифры 5 до десятизначного номера. Также в городе имеются телефоны в московском городском коде +7 (495) и +7 (499). Постепенно все телефонные номера с кодом +7 (496) 7 будут заменены на +7 (495) 8.

Щербинка известна с XIV века как деревня. Пристанционный посёлок с конца XIX века. В 1939 году Щербинка стала рабочим посёлком. Статус города с 1975 года.

Название Щербинка происходит, от фамилии первого владельца — вотчинника из рода князей Щербатых известных ещё с XV в. В смутное время начала XVII в. село Щербинка обезлюдело и превратилось в «пустошь». Кому принадлежало восстановленное в течение XVII в. поместье Щербинка — неизвестно.

С 1672 г. жители Щербинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766–1767 гг. указано: «Щербинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766 г.» Генеральша А. А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечное пользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15,18 га) по левому берегу реки Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой городского округа Щербинки в Центральной и Северной его частях (улицы Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишнёвая).

Почти столетие спустя, в 1858 г., по заказу помещицы поручицы Е. В. Кротковой был снят сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 г., дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 г. Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи. Крестьяне Щербинки в 1861 г. получили наделы земли из расчёта по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Эти крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.

В начале 1860-х гг., после крестьянской реформы усадьба досталась богатому ростовщику Н. О. Сушкину, который сделал её благоустроенным и доходным местом. Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесён от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: «Добро пожаловать». У ворот заведена новинка — солнечные часы, всё было рассчитано на большие приёмы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя всё пространство между железной и шоссейными дорогами. Именно на Захарьинских землях, на красных глинах Сушкин заложил ещё в конце XIX в. кустарное кирпичное производство.

В 1870-е гг. была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 г. Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием «Платформа Щербинка», по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трёх верстах от железной дороги. 20 марта 1895 г. Сушкин заключил договор с управлением дороги на содержание этой остановки с ежемесячным взносом 125 рублей. С 1904 г. станцию Щербинку содержит дорога.

Станция от поместья была отделена крестьянскими полями. Сушкин выкупил у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и соорудил на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая её по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на её остатках лежит ул. 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы.

В 1912 г. крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам дорогу, земству, но принципиальный хозяин от передачи отказался, установив в ответ ещё один промежуточный шлагбаум.

Перед революцией в поместье было сто десятин пашни, двести — лесных угодий. Имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка. В 1918 г. началась национализация имущества наследника Сушкина. В 1920 г. в имении был организован совхоз, на первых порах хозяйство пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными жёлтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Ещё позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу им. С. Каменева, а затем, в 1930-х гг., перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД.

Источник

История города

Родословная Щербинки уводит нас к началу прошлого века… Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой… Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, урочища Липки и Милицейского поселка, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов. Так и называли крепостных: — Чьи вы, мужики? — Да, вишь. Щербины мы… А позже и все сельцо стали называть: Щербинка. В 1812 году, при нашествии Наполеона на Москву, бежал Щерба из своего поместья, зарыв где-то у прудов все имевшиеся ценности. После изгнания Бонапарта Щерба в свое родовое имение не вернулся, с тех пор оно перепродавалось из рук в руки. В самом начале шестидесятых годов имение перешло к Н.О. Сушкину, который сохранил свое поместье до самой революции. Сушкин был богатым ростовщиком, имел поместья в других областях и Щербинское владение использовалось им как продуктивное подсобное хозяйство. В Щербинке постоянно он не проживал, проводя в ней только летние месяцы, как на подмосковной даче. Тем не менее, хозяйство при нем стало доходным и благоустроенным. Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки. Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: «Добро пожаловать». У ворот заведена новинка, солнечные часы, все было рассчитано на большие приемы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы. Перед самой революцией в поместье было сто десятин пашни, двести — лесных угодий, имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка. В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием «Платформа Щербинка», по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги. Появилась станция, однако от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупает у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.
С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами. По рассказам, село это названо в честь некого атамана Захарки, еще в XVII веке стоявшего с войском в этих местах, защищавшего Москву от татарских набегов, а татары ордой стояли в селе, до сих пор сохранившем название Ордынцы. Захарьино представляло собой большое село, имевшее в XIX веке приходскую школу, и вокруг, вместе с церковными землями, лежали помещичьи усадьбы, и по одной версии, название свое село будто бы получило по имени одного из владельцев помещика Захарова. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах предприимчивый купчик заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство. Заводик в Щербинке купила для строительства своего предприятия в Подольске в 1900 году. После окончания строительства «Зингера» Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Рядом располагались бараки для рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором была в одной половине квартира Белоусова, а в другой — контора предприятия. От платформы вправо уходила дорога к старинному селу Никольское и Остафьево, и дальше к суконной фабрике Баскакова (теперь фабрика имени 1-го Мая). Еще южнее справа от железной дороги на возвышенности лежало имение помещика Дружинина Барыши с парком, прудом и большим фруктовым садом. А от кирпичного завода к Подольску значительная часть Захарьинских земель была закрыта от дороги частоколом белых берез и дубняка, — обыкновенным русским лесом, с его бересклетовыми подлесками, бархатисто-зелеными опушками. Пришел 1917 год. Маленькая деревушка Щербинка встретила Октябрь всего лишь семнадцатью дворами, не отмеченная даже крупномасштабными картами того времени. Была платформа Щербинка, единственно признаваемая официальными документами за географический пункт, около нее казарма, два домика для железнодорожников-служащих. Административно вся эта территория была в подчинении только что образованного Захарьинского сельсовета, в свою очередь, подчиненного Сухановскому волостному исполкому Подольского уезда. Пионерами заселения будущего поселка оказались железнодорожники. Они первые обратились с просьбой о выделении им земельных наделов из национализируемых церковных участков Захарьинского прихода. Им был представлен участок Поповой рощи, с условием вырубки и раскорчевки этого лесного участка и сдачи лесоматериалов на государственные нужды. Напротив здания полустанка, вдоль будущей Железнодорожной улицы, закипела работа по строительству пристанционного поселка. В 1918 году было национализировано у сына Белоусова его предприятие, а еще позже муниципализирована его дача в Захарьинских двориках. Кирпичный завод после национализации передан в ведение Подольской местной промышленности. На территории поместья Дружинина возникло Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Помещичий дом вместе с парком, прудом и садом стал Домом отдыха Исполкома Коминтерна. В 1918 году пришла очередь национализации имущества наследника Сушкина. За этим приехал в усадьбу Сухановский председатель Колоколыциков и, как передают свидетели, в жаркий летний день встретил на дорожках парка Колоколыциков возвращавшегося из купальни молодого Сушкина с женой. Только что закончил обход и осмотр владения председатель вместе со старостой. — Так, вот что, Николай Николаевич, — обратился к Сушкину Колоколыциков, — давай, брат, сам раздавай скот крестьянам. Отберем ведь живность-то… И барин, славившийся по всей округе своими либеральными, чуть ли не революционными взглядами, не нашел ничего другого для ответа: — Вон за дорогой пасется стадо… Берите сами, коль ваше… Сказал, перекинул на другое плечо мокрое полотенце и, не говоря больше ни слова, зашагал с женою к своему дому. Через два дня бывшая помещичья чета покинула усадьбу, навсегда. В 1920 году в имении был организован совхоз, но на первых порах Хозяйство захирело и пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными желтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Еще позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в тридцатых годах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД. Шло время. Отгремели залпы гражданской войны, в разрухе, в лишениях и бедности, вставала на ноги полуголодная страна, залечивая раны, нанесенные войной, восстанавливая и укрепляя хозяйство и готовясь к новым большим свершениям. Тогда мало что изменилось в районе платформы Щербинка. С проведением в общесоюзном масштабе укрупнения районов, отошло Суханове в новый Ульяновский район, и Захарьинский сельсовет со всеми своими землями стал в непосредственное подчинение Подольского Районного Исполнительного Комитета. Дождалось обновления и Щербинское наследие заводчика Белоусова. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 году. Для строительства завода было привлечено большое количество сезонников-строителей. Покрывавший территорию будущего завода лес был вырублен и за заводом вырос рабочий городок, построено было восемь бараков и два двухэтажных дома. С пуском нового завода, на старой его территории, вскоре организовалось еще одно райпромкомбинатовское предприятие — фабричка «Клей-Мыло». Однако злополучное «Клей-мыло» просуществовало недолго, изрядно отравлявшее окружающую местность вредными отходами и зловонием, оно было закрыто в 1938 году, а на его месте было создано новое предприятие — Щербинский штамповочно-механический завод, вошедший в строй в феврале 1938 года. В 1930 году у железнодорожной платформы начале строиться Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, работы были закончены в 1932 году. Так были созданы три основных промышленных предприятия, ставшие стержнем, около которого стал формироваться рабочий поселок. С 1937 года начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск. Железнодорожники стали обосновываться в Щербинке. На отведенных землях появляется крупный застройщик. Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС (Мостотрест). Вдоль Серпуховского шоссе возникла цепочка двухэтажных типовых домиков мостовиков под названием поселок Мостотреста. До сорокового года были заселены два, и в лесах стоял третий дом. Одновременно железной дорогой на отведенных землях строились бараки для рабочих-строителей. Отчуждение земель у Щербинской сельхозартели компенсировано передачей артели земельного участка в 68 гектаров подсобного хозяйства Колонии им. 1-го Мая. В 1938 году был утвержден проект нового жилого района для Московских переселенцев, терявших жилую площадь в Москве, в связи с реконструкцией столицы, особенно ее центра. Таким образом, уже в конце 1938 года был фактически создан значительный населенный пункт, совершенно закономерно и своевременно встал вопрос о его имени и статусе. 13 декабря 1938 года населенный пункт Щербинка был переименован в рабочий поселок. В 1939 году утвержден проект планировки молодого поселка, этим же летом поссовет приступил к отводу участков для индивидуального строительства переселенцев из Москвы. Закладывался новый район поселка. Новомосковский. Одновременно начался отвод и распланировка участков под строительство индивидуальных дач работников 1-го Государственного подшипникового завода, и на карте появился еще один район, Шарики. Удовлетворена заявка Подольского завода имени Орджоникидзе в отводе участков для постройки заводом индивидуальных домиков для переселения работников завода в Щербинку. Так на плане поселка рядом с Мостотрестом вырастают улицы района Орджоникидзе. Центр поселка определялся в районе кирпичного завода, поскольку там проживало уже 7 500 человек из общего количества населения Щербинки в 11 200 человек на площади в 606,6 гектара. К строительству намечались первоочередные объекты общественного значения: школа-семилетка, два магазина, пожарное депо, резервуары для воды, колодцы, мостики и т. д. Освоение под жилье значительных площадей на жирных Щербинских глинах создавало большие трудности, т. к. при малейшем дожде, а тем более при весеннем половодье, все кругом превращалось в вязкое месиво, в котором останавливался не только транспорт, но иногда становились недоступными для пешеходов немощенные улицы и проходы между бараками. В урочище Глебов парк (Липки) Районному отделу народного образования отводится участок в 4 гектара для строительства первой школы-семилетки. Для железнодорожников, переселяемых из временных жилищ/ разбросанных по Московско-Курской железной дороге, в Щербинке выделено 15 гектаров. В этот же период проложен тупиковый подъездной путь к кирпичному заводу, а платформа Щербинка переименована в станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Планам мирного строительства не суждено было сбыться. Настал черный день 22 июня 1941 года, грянула Великая Отечественная Война. Почти полностью прекратилось в Щербинке всякое строительство. Осенью 1941 года рвущиеся к столице фашистские полчища близко подошли к Подольску. Щербинка стала прифронтовой полосой, через ее территорию легли рубежи оборонительного пояса Москвы. Обнажилась и опустела Щербинка. Население ее упало до 6000 человек. Почти половина мужского населения ушла в ряды Красной Армии. В освобожденных и пустующих жилищах расквартировывались резервные части Красной Армии. 15 декабря остановился кирпичный завод и простоял до 1943 года, на военные нужды переключился штамповочный. Резкий недостаток топлива и близость фронта привели к тому, что на территории поселка были почти полностью вырублены остатки леса, пострадали сады и парки бывших помещичьих усадеб, за исключением сильно поредевших Барышей и Липок. Значительно отступили от Серпуховского шоссе границы лесного массива. После долгожданной победы вся страна возрождалась к новой жизни; в Щербинке снова бурно развертывается строительство. Застраивается центральный район поселка, вырастают благоустроенные 3- и 4-этажные дома, на площади строится Дом культуры, понемногу вырисовываются контуры Театральной улицы. Душой застройки центра и всей южной части поселка, финансистом, был старый кирпичный, а вернее, в то время уже Огнеупорный завод. С его капиталовложениями и конкретной помощью появляются первые культурные магазины, медицинские учреждения, проводятся мероприятия по общему благоустройству. Такая же роль, инициативы и финансирование, в северной части поселка принадлежит ЦНИИ МПС. Одновременно с развитием своей производственной базы (кольцо). Институт ведет строительство капитальных 3- и 4-этажных жилых зданий, принимая на себя сооружение других общественных объектов и коммуникаций. Ему же принадлежит честь быть пионером застройки микрорайона № 2, большого пустыря между районами Центральным (Кирпичным) и Северным (Люблинским), использовавшегося населением под картофельное поле. В 1950-м году в Щербинку прибывает Головной ремонтно-восстановительный поезд № 1 МПС (ГОРЕМ-1), строительная организация железнодорожников. В Люблинском микрорайоне за короткий срок было построено 17 двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть двухэтажных деревянных, затем три четырехэтажных и даже один пятиэтажный дом. Для города заложены артезианская скважина, водонапорная башня, большая котельная, уложены коммуникации водопровода, канализации, паропровода. Немалую долю в освоение поселка внесла Московско-Курская, а ныне Московская железная дорога. Железнодорожники по окончании строительства первоначальных своих восьмиквартирных домов в два этажа, перешли к постройке четырехэтажных домов, построили свою котельную, обеспечили жилые дома водой, канализацией и теплом. В 1950 году на землях подсобного хозяйства начал строиться городок московской милиции: сначала появились деревянные строения, а позже стали возводиться капитальные здания. В 1955 году на пустынных землях, выделенных Геологонефтеразведке, вырастает еще одно значительное предприятие. Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Интенсивно Щербинка начала расти и благоустраиваться с 1957 года. Одевались в асфальтовые одежды дороги, центральные улицы, появились уличные фонари, канализация, уличные водостоки. В 1961 году строится АТС, у жителей поселка появляются телефоны. Бич Щербинки, ее непролазная грязь, понемногу уходит в прошлое. В 1962 году ГОРЕМ-1 возводит на Садовой улице первый 5-этажный панельный жилой дом.

Экспериментальный полигон и наземное метро: интересные факты о Щербинке

Много лет Щербинка была известна как поселок, где делают лифты и испытывают поезда. На Щербинском лифтостроительном заводе выпускают больше 80 моделей лифтов, которые стоят во многих московских домах. На экспериментальном железнодорожном кольце ВНИИЖТ проводят испытания железнодорожной техники.

В последние годы в городском округе развивается транспортная и социальная инфраструктура — Щербинка становится местом, комфортным для жизни.

Герб района Щербинка

Герб поселения Щербинки представляет собой щит московской формы. В голубом поле герба, окантованном золотом, от центра к периферии располагаются следующие стилизованные изображения: среза железнодорожного рельса в кольце — серебряного, белого цвета, чаша стекловаренной печи — золотого, желтого цвета с серебряной, белой рустовкой, серебряная шестерня, а также золотые солнечные лучи, между которыми проходят светло-голубые лучи.

Предметы, изображенные на гербе поселения Щербинка, символизируют важные градообразующие предприятия. Торец среза железнодорожного рельса внутри кольца является символом Экспериментального кольца ВНИИЖТ.

Чаша стекловаренной печи указывает на Щербинский завод электроплавленных огнеупоров и предприятие Подольскогнеупор, которые функционируют в Щербинке. Кирпичная кладка олицетворяет широкомасштабное строительства в городе. Изображение шестерни напоминает о Щербинском лифтостроительном заводе. Синий фон символизирует небо и аэропорт гарнизона Остафьево, который также располагается на территории поселения. Лучи восходящего солнца — это символ основания Щербинки и молодости поселения.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Если посмотреть на Москву с высоты, то на самом ее юге, возле железнодорожной станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги (МЖД), можно увидеть тройное кольцо — три пути, по которым то и дело курсируют поезда. А внутри него — несколько десятков домов: так случилось, что кольцо построили вокруг деревни Новокурьяново.

Это железнодорожный испытательный полигон — экспериментальное кольцо ВНИИЖТ протяженностью шесть километров — одна из достопримечательностей Щербинки (территориально поселение сейчас примыкает к юго-восточной части кольца). Его возвели в 1932 году для комплексных испытаний локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов, приборов, узлов и оборудования. И первым здесь прошел тестирование паровоз ЭМО710-53. А последними — все современные модели поездов: аэроэкспрессы, «Сапсаны», «Иволги», «Стрижи», «Ласточки».

До 1960 года это испытательное кольцо было единственным в мире. Сегодня построено еще семь опытных площадок в разных странах, но Щербинский полигон по-прежнему уникален — из-за климатических перепадов температур техника испытывается в экстремальных условиях.

Скоро железная дорога будет значить для Щербинки еще больше.

МЦД-2: новое наземное метро

Московские центральные диаметры — это то, что совсем скоро изменит жизнь каждого жителя Щербинки и позволит добираться с юга на север столицы без пересадок, быстро и с комфортом. При помощи соединения радиальных направлений железной дороги, по которым курсируют поезда пригородного сообщения, будут созданы диаметры. Благодаря этому москвичи получат около 400 километров, по сути, наземного метро.

МЦД-2 Нахабино — Подольск планируется открыть в конце 2022 — начале 2022 года. На линии протяженностью 80 километров будет 33 остановочных пункта. В перспективе их число увеличится до 38.

С МЦД-2 можно будет сделать 11 пересадок на станции метро, МЦК и железнодорожные платформы иных направлений. Предполагается, что в дальнейшем число пересадок вырастет до 15.

Основой для МЦД-2 станет существующая железнодорожная инфраструктура, на ней строят новые остановочные пункты. Так, в Щербинке появится платформа Остафьево. Она поможет обеспечить железнодорожным сообщением микрорайоны Новомосковский и Южный и разгрузить прилегающую улично-дорожную сеть (в том числе проспект Юных Ленинцев, Рязановское и Варшавское шоссе).

Остановочный пункт будет включать две платформы с навесами и крытый пешеходный мост, где разместятся кассы и турникеты. А для удобства маломобильных пассажиров на станции установят лифты и эскалаторы.

Станцию Остафьево построят между Щербинкой и Силикатной. В часы пик пассажиропоток здесь может составить более 13 тысяч человек.

Щербинку и платформу Остафьево свяжет новая дорога, ее строительство начнется до конца года, а ввод в эксплуатацию запланирован на 2021-й.

Moscow.org городской портал Москвы

История деревни Щербинка начинает прослеживаться в начале 19 века. Тогда в этой местности существовало обширное и богатое имение помещика Щербы. Для своих крепостных Щерба основал небольшое сельцо из семи дворов, которое по фамилии хозяина получило название Щербинка.

Предание гласит, что в дни войны 1812 года помещик бежал из своего имения, а все свои ценности зарыл где-то на берегу пруда. По неизвестным причинам после изгнания Наполеона из России Щерба в свое поместье не вернулся, и с того времени владельцы Щербинки несколько раз менялись.

В начале 1860-х годов владельцем имения стал Н.О. Сушкин, который сохранил его за собой до революции 1917 года. Состоятельны ростовщик, Сушкин имел в своей собственности несколько поместий. В Щербинке Сушкин не проживал постоянно, а проводил здесь только летнее время, используя имение как дачу. Помещик организовал в Щербинке эффективное подсобное хозяйство, которое и без его постоянного присутствия приносило немалый доход.

После крестьянской реформы 1861 года местные крестьяне раздели между собой 85 десятин земли, получив наделы по одной десятине на душу. Именно на этих территориях позднее расположилась современная Щербинка. Господские владения также были преобразованы. Хозяйская часть имения была перенесена от Серпуховской дороги вглубь за пруд. На новом месте построили два жилых дома со службами, пять дач, на площади в один гектар разбили парк Пруд расчистили на нем устроили купальню и баню, а ближе к лесу посадили большой фруктовый сад, который по прошествии времени стал приносить владельцу немалый доход. Въезд в усадьбу оформили очень торжественно: через широкие железные ворота гости попадали на тополевую аллею, ведущую к господскому дому, а над воротами располагалось приветствие: «Добро пожаловать». Также у ворот можно было увидеть диковинку – солнечные часы. Вообще все в Щербинке было рассчитано на частые приемы многочисленных гостей. Дачи в летнее время сдавались московским дачникам, очень часто среди них встречались и французы.

В 1870-е годы мимо деревни пролегла железная дорога Москва-Курск, но никакой станции поначалу не было, здесь стояла только казарма путевых рабочих. Если помещик проезжал на поезде в свое имение, то он просил машиниста остановиться возле казармы. Затем, в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта, который получил название «Платформа Щербинка». Успехом это предприятие обязано также хлопотам Баскакова, чья шерстяная фабрика уже стояла на Десне в трех верстах от железнодорожного полотна.

Новая железнодорожная станция от имения отделялась крестьянскими полями, и Сушкину пришлось выкупить у них полосу земли, а на ней построить шоссированную дорогу, оформленную по обочинам деревьями и кустарником, между которыми установили скамейки для отдыха. Эта новая дорога была предназначена исключительно для помещика и его гостей, поэтому в начале и конце пути были установлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община подала Сушкину прошение передать эту дорогу земству, так как она была необходима и крестьянам, на что Сушкин не согласился, и перекрыл дорогу еще одним промежуточным шлагбаумом.

С юга с усадьбой соседствовали земли церкви, принадлежащей большому селу Захарьино, в котором работала приходская школа. На жирных глинистых захарьинских землях в конце 19 века было заложено небольшое кустарное производство по производству кирпича. В 1900 году этот заводик приобрела компания Зингер, собиравшаяся построить в Подольске собственное предприятие. После того, как Зингер исполнил свои планы, кирпичный завод в Щербинке перешел в руки мелкого предпринимателя В.В, Белоусова. Новый хозяин частично обновил оборудование и незначительно расширил производство. Рядом со зданием предприятия находились бараки, в которых проживали рабочие и небольшой одноэтажный дом, часть которого занимал сам Белоусов, а часть отводилась под контору. От железнодорожной платформы также отходила дорога, которая вела к старинным селам Никольскому и Остафьеву. В этих же местах располагалось имение Барыши, принадлежавшее помещику Дружинину.

К 1917 году в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов. Это была небольшая деревушка, которая даже не была нанесена на карты того времени. На них отмечалась лишь железнодорожная платформа Щербинка и постройки для проживания служащих железной дороги. Впоследствии ситуация сложилась так, что именно железнодорожники стали основными жителями будущего поселка, в который превратилась деревушка. Рабочие обратились с просьбой к властям о передаче им части национализированных церковных территорий захарьинского прихода. Просьба была удовлетворена, и железнодорожники получили в свое распоряжение участок Поповой рощи. Обязательным условием была вырубка и расчистка этой земли. Предприятия и усадьбы, располагавшиеся в окрестностях, были также национализированы, а на территории бывшего поместья Дружинина было организовано Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Хозяйский дом с парком. Прудом и садом отдали под размещение Дома отдыха Исполкома Коминтерна.

В 1918 году новая власть взялась и за Сушкина, который, славясь своими либеральными взглядами, отдал свое имущество практически без возражений. Хотя, возможно он просто понимал бесполезность споров. Как бы там ни было, а через несколько дней супруги Сушкины навсегда покинули свое имение. В 1920 году здесь был организован колхоз, но в течение короткого срока хозяйство пришло в полнейший упадок. Дом Сушкина сгорел, парк и теннисные корты уничтожили, старый пруд зарос и заилился. Только после того, как директором совхоза назначили агронома П.А. Квитковского, хозяйство удалось возродить. Затем бывшее имение перешло в собственность Первого Государственного конного завода имени С. Каменева, а уже в тридцатые годы здесь размещалась Первомайская трудовая колония ГУЛАГ НКВД.

В 1928 году рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината. Большое количество рабочих, прибывших для возведения предприятия, основали рабочий городок, состоящий из восьми бараков и двух двухэтажных домов. В 1930 году у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, а в 1938 году начал работу Щербинский штамповочно-механический завод. Эти три предприятия и стали основными. Которые формировали рабочий поселок Щербинка. После того, как в 1937 году начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск, в этих местах появился крупный застройщик, и вдоль Серпуховского шоссе вырос ряд двухэтажных жилых домов мостовиков, составивших поселок Мостотреста. На прилегающих территориях выделялись земли под строительство жилья для москвичей, утрачивавших жилплощадь в процессе реализации плана по реконструкции Москвы. В итоге, в 1938 году Щербинка превратилась в крупный населенный пункт, которому был присвоен статус рабочего поселка. В 1939 году утвердили план развития молодого поселка, и через несколько лет здесь появились районы Новомосковский, Шарики, им. Орджоникидзе.

Проект застройки поселка был очень масштабным, но его реализации помешало начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса. Кирпичный завод бездействовал до 1943 года, а штамповочный завод начал выпуск продукции, предназначенной для фронта. Военные действия, а также недостаток топлива привели к значительной вырубке лесов в этой местности. Относительно мало пострадали только Барыши и Липки.

После окончания войны строительство в поселке возобновилось с новой силой. В послевоенные годы благоустроенными домами в 3-4 этажа был застроен центр поселка, на главной площади появился Дом культуры и прочее. Предприятием, являвшимся основным финансистом местного строительства был Огнеупорный завод, благодаря деятельности которого в щербинке появилось множество культурных и медицинских учреждений, магазинов и прочего. Следующая волна строительства началась в Щербинке в 50-е годы прошлого века. Тогда в поселке появился даже один пятиэтажный дом, а также многие элементы коммунальной инфраструктуры. Важный вклад в развитие поселка по-прежнему вносили железнодорожники. Кроме того, в это же время началось строительство городка московской милиции. Самый большой размах строительство и благоустройство Щербинки приобрело в 1957 году. В 1975 году поселок приобрел статус города, а в 1992 году стал городом областного подчинения. В 2012 году в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту.

Историческая справка:

1870 г.г. – мимо деревни Щербинка деревни пролегла железная дорога Москва-Курск 1890 г. – была открыта платформа Щербинка 1917 г. — в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов 1928 г. — рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината 1930 г. — у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС 1938 г. — начал работу Щербинский штамповочно-механический завод 1938 г. — Щербинке присвоили статус рабочего поселка 1941 г. — немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса 1975 г. — поселок приобрел статус города 1992 г. – поселок щербинка стал городом областного подчинения 2012 г. — в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту

Реконструкция Варшавского шоссе

Пожалуй, не найти в Москве водителя, который не попадал в пробку на Варшавском шоссе. Особенно за МКАД. Магистраль долгие годы нуждалась в обновлении: в районе Щербинки дорога имела лишь по две полосы в каждом направлении, здесь было много светофоров, которые тормозили движение и создавали заторы.

В 2022 году закончилась реконструкция Варшавского шоссе — той его части, что расположена за МКАД. Сейчас это полноценная скоростная магистраль с дублерами, эстакадами и тоннелями.

В результате в районе Щербинки появились восьмикилометровый участок, на котором нет светофоров. В этом месте исчезли заторы в часы пик. Улучшилась транспортная доступность Щербинки, а также Южного и Северного Бутова.

Повлияла на ситуацию и новая эстакада со съездами на улицу Маршала Савицкого и на дублер Варшавского шоссе. Ее протяженность — 606 метров. Эстакада позволила перераспределить потоки транспорта между Варшавским шоссе и его дублером. Теперь жители Щербинки могут без проблем выезжать из своего района по улице 40 лет Октября.

На Варшавском шоссе в районе Щербинки построили пешеходные переходы, благодаря чему магистраль стала безопаснее. А засчет установки 606 метров шумозащитных экранов — еще и тише.

Рекомендации

Примечания

  1. ^ абc
    О территориальном делении города Москвы (внесены изменения) (на русском). Московская городская Дума. В архиве из оригинала 29 июля 2012 г.. Получено 8 июля, 2012.
  2. ^ аб
    Федеральная служба государственной статистики России (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [Всероссийская перепись населения 2010, т. 1].
    Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    (на русском). Федеральная служба государственной статистики.
  3. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года». Федеральная служба государственной статистики. Получено 23 января, 2022.
  4. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации
    (на русском). 3 июня 2011 г.. Получено 19 января, 2022.
  5. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    Поиск почтовых объектов
    ) (на русском)
  6. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). > [Население России, ее федеральных округов, субъектов федерации, округов, городских поселений, сельских населенных пунктов — административных центров, сельских населенных пунктов с населением более 3000 человек] (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года [Всероссийская перепись населения 2002 года]
    (на русском).
  7. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-рай Об административно-территориальном устройстве Московской области «». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Подмосковные известия», №20, 1 февраля 2001 г. (Московская областная Дума. Закон № 12/2001-ОЗ от 17 января 2001 г. Об административно-территориальном устройстве Московской области
    В редакции Закона от 17.07.2012 № 105/2012-ОЗ.
    О внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области».
    . Действует со дня официального опубликования.).
  8. Московская областная Дума. Закон №54 / 2005-ОЗ от 25 февраля 2005 г. «О статусе и границе городского округа Щербинка», в ред. Закона №92 / 2011-ОЗ от 24 июня 2011 г «О внесении изменений в Закон Московской области« О статусе и границе городского округа Щербинка »». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Ежедневные Новости. Подмосковье», №40–41, 5 марта 2005 г. (Московская областная Дума. Закон № 54/2005-ОЗ от 25 февраля 2005 г. О статусе и границе городского округа Щербинка
    В редакции Закона от 24.06.2011 № 92/2011-ОЗ.
    О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе и границе городского округа Щербинка»
    . Действует со дня официального опубликования.).

Новый путепровод

Всего несколько лет назад на переезде около железнодорожной платформы Щербинка была вечная пробка. Из-за плотного графика движения поездов в часы пик переезд был закрыт около 70 процентов времени. Движение поездов по Курскому направлению МЖД очень активное, простоять на переезде можно было и полтора часа.

Но в 2022 году ситуация разрешилась. Здесь заработал новый автодорожный путепровод — двухполосная эстакада. В результате пропускная способность на этом участке увеличилась более чем в восемь раз — с 200 до 1650 машин в час.

Для удобства жителей реконструировали прилегающие к эстакаде улицы — 40 лет Октября, Железнодорожную, Новостроевскую, Староникольскую, а в расположенных рядом зданиях 145 оконных блоков заменили на шумозащитные.

Поликлиника и детсады

Щербинка растет и развивается, и первый показатель этого — что именно здесь строят. Речь о детских садах и объектах здравоохранения.

С 2012 года в местечке Барыши появилось два современных просторных трехэтажных детских сада на 140 и 150 мест. Строят и обещают сдать до конца 2019-го еще два — на 280 мест на улице Спортивной и на 120 мест на улице Индустриальной.

До конца года в Щербинке откроет двери новая поликлиника — врачи смогут принимать в ней до 750 пациентов за одну смену. В здании светлые просторные помещения, высокотехнологичная аппаратура и комфорт для пациентов: здесь будут принимать и детей, и взрослых.

В новом здании переменной этажности (от пяти до семи этажей) на территории городской больницы разместятся женская консультация с малой операционной и взрослое приемное отделение на первом этаже, на втором — отделение лучевой диагностики. Выше расположатся консультативные отделения, физиотерапевтические кабинеты и стационары.

Источник

Московская прописка за МКАДом: Новая Москва, часть 2, Щербинка

В этом редакционном проекте мы продолжаем писать о том, как купить квартиру в Москве и Подмосковье. Наш автор предлагает свой опыт поисков недорогой недвижимости за МКАДом, плюсы и минусы жизни в подмосковных городах, а также — в «Новой Москве». Прочитать, что автору понравилось или не понравилось в Подмосковье можно по ссылкам: Пушкино, Королёв, Мытищи, Балашиха, Реутов, Люберцы, Подольск, Домодедово, Одинцово, Красногорск, Лобня, Химки. В «Новой Москве»: Троицк, Московский, Кокошкино, поселки Новой Москвы.

Удачное месторасположение

Если вы посмотрите на карту Москвы, то городской округ Щербинка окажется ровно под ней, на юге, в 6 км от МКАД. Ближайшие соседи — Подмосковный Подольск, находящийся в 10 километрах и Троицк (до него — 17 километров), который входит в состав столицы.

В Щербинке живет пока 54 тысячи человек, ее любят за развитую инфраструктуру и чистоту. Доехать из центра до городского округа можно по Варшавскому и Симферопольскому шоссе. Последнее особенно хвалят за небольшую загруженность. Хотя, Щербинка, с приходом на ее земли «Большой Москвы», начала активно строиться и развиваться, а значит и здесь, со временем, неизбежны пробки.

Первый в мире полигон для поездов

Щербинка известна на весь мир, как город, где производят лифты и испытывают поезда. Самые крупные из предприятий: Щербинский лифтостроительный , завод электроплавленых огнеупоров, 99-й завод авиационного технологического оборудования, ПКО «Монолит» и другие.

Если вы, опять же, посмотрите на карту Щербинки, то увидите слева от станции железнодорожное кольцо. Этот полигон для комплексных испытаний поездов длиной 6 километров построили еще в 1932 году. До 1960 года наш полигон был единственным в мире.

Деревня в кольце

Самое интересное, что внутри этого полигона находится деревня Новокурьяново, которая является частью Южного Бутова, и, соответственно, Москвы. Около сотни деревенских домов и чуть большее количество людей, живущих, как в осаде, в кольце, по которому день и ночь курсируют поезда. Сюда не ходят маршрутки, до ближайшего магазина не меньше получаса пешком, а единственная автомобильная дорога идет через тоннель (испытательный полигон находится на насыпи). Москва, она иногда — такая Москва!

Экология

Несмотря на крупные промышленные предприятия Щербинки, округ, в отличие от соседа — Подольска, относится к территориям, которые считаются стабильно экологически благоприятными. Однако не нужно забывать про полигон «Щербинка», который имеет спецучасток радиоактивных отходов Подольского завода и два промышленных предприятия, которые загрязняют атмосферу: кирпичный и штамповочно-механический заводы.

Московские центральные диаметры

Через Щербинку проходит вторая линия МДЦ-2, которая забрала на себя часть пассажиров и заметно подняла стоимость жилья в округе. Посудите сами, насколько это удобно: от Щербинки до Курского вокзала на электричке ехать 51 минуту, но жители округа, конечно, пересаживаются гораздо раньше, доезжая за 18 минут до «Царицыно», где есть одноименная станция метро. С ветки МЦД-2 можно пересесть еще на несколько станций метро: Текстильщики, Новохохловская, Площадь Ильича, Курская, Комсомольская и Рижская.

Городской округ Щербинка

Название Ще́рбинка происходит, от фамилии первого владельца — вотчинника из рода князей Щербатых известных ещё с XV века. С 1672 года жители Ще́рбинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766—1767 годов указано: «Ще́рбинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766 г.»

Генеральша А. А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечное пользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15,18 га) по левому берегу реки Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой городского округа Щербинки в Центральной и Северной его частях (улицы Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишнёвая).

Почти столетие спустя, в 1858 году, по заказу помещицы поручицы Е. В. Кротковой был составлен сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 г., дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 году, Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи.

Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчёта по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Эти крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.

В начале 1860-х годов после крестьянской реформы усадьба досталась богатому ростовщику Н. О. Сушкину, который сделал её благоустроенным и доходным местом.

Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесён от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: «Добро пожаловать». У ворот заведена новинка — солнечные часы, всё было рассчитано на большие приёмы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьина, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя всё пространство между железной и шоссейными дорогами. Именно на Захарьинских землях, на красных глинах Сушкин заложил ещё в конце XIX века кустарное кирпичное производство.

В 1870-е годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинки сначала не существовало, стояла лишь путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием «Платформа Щербинка», по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трёх верстах от железной дороги.

20 марта 1895 года Сушкин заключил договор с управлением дороги на содержание этой остановки с ежемесячным взносом 125 рублей. С 1904 года станцию Щербинка содержит дорога.

Станция от поместья была отделена крестьянскими полями. Сушкин выкупил у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и соорудил на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая её по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на её остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы.

В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту очень нужную крестьянам дорогу земству, но принципиальный хозяин от передачи отказался, установив в ответ ещё один промежуточный шлагбаум.

Перед революцией в поместье было сто десятин пашни, двести — лесных угодий. Имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка.

В 1918 году началась национализация имущества наследника Сушкина.

В 1920 году в имении был организован совхоз, на первых порах хозяйство пришло почти в полный упадок. Сушкинский дом сгорел, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными жёлтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П. А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Ещё позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в 1930-х одах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛаг НКВД.

Деревня Щербинка

Первое поселение на месте современной деревни Щербинка известно с XIV века. Жизнь крестьян на протяжении многих веков мало чем отличалась от других; они сеяли пшеницу, ловили рыбу в прудах, заготавливали лес…

Во второй половине XIX века правительством была проложена железнодорожная магистраль через эти места, в 1895 года была открыта станция «Щербинка» Курской железной дороги. После Октябрьской революции 1917 года жизнь крестьян ухудшилась, в конце 1920-х годов началась насильственная коллективизация, некоторые семьи подверглись высылке в отдалённые районы Севера и Сибири. К 1940-м годам в деревне имелось хорошее энергоснабжение и подъездная дорога от Симферопольского (Варшавского) шоссе.

В первые дни Великой Отечественной войны 15 жителей деревни были призваны на фронт. В 1980-х годах с помощью местных жителей в деревне был установлен памятник-мемориал жителям деревни.

Посёлок. Город Щербинка

В 1930-х годах неподалёку от деревни Щербинки Подольского района начал активно застраиваться посёлок Щербинка[7]. В посёлке появляется Щербинский штамповочно-механический (1932 г.) и «Кирпичный завод Райпромкомбината», Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения (1955 г.). В 1938 году Щербинка официально получает статус посёлка.

В первые дни Великой Отечественной войны многие жители посёлка Щербинка отправились на фронт (около половины мужского населения). Уже в июле-августе 1941 года недалеко от посёлка Щербинка упало три авиабомбы. К ноябрю 1941 года, когда Группа армий «Центр» подходила к рубежам Москвы, было решено вырубить часть лесных насаждений для строительства защитной полосы.

Статус города районного подчинения Щербинка имеет с 1975 года[8], города областного подчинения — с 1992 года[9]. В 1988 году часть города Щербинка восточнее 29 км старого Симферопольского шоссе была включена в состав Москвы (микрорайон Щербинка в районе Южное Бутово). В 2004 году в состав города был включён посёлок Гарнизона «Остафьево»[10]. С 2005 года образован одноимённый городской округ[4].

С 1 июля 2012 года Щербинка включёна в состав Москвы в ходе масштабного увеличения её территории на Юго-Запад. Первая информация о планируемом присоединении появилась 19 августа 2011 года[11][12], хотя первоначально Щербинку предполагалось оставить в Московской области[13].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]